Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание в региональной системе образования как фактор формирования гуманитарной картины мира обучающегося'

Духовно-нравственное воспитание в региональной системе образования как фактор формирования гуманитарной картины мира обучающегося Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гуманитарная картина мира / региональная система образования / региональная инновационная площадка / основы религиозных культур и светской этики / humanitarian picture of the world / regional education system / regional innovation platform / fundamentals of religious cultures and secular ethics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костенко М. А., Староселец О. А., Шалабод М. Л.

В статье характеризуются основные направления региональной системы духовно-нравственного воспитания школьников, выделены основные факторы формирования гуманитарной картины мира обучающегося, предложена модель гуманитарной картины мира

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костенко М. А., Староселец О. А., Шалабод М. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spiritual and moral education in the regional education system as a factor in the formation of the humanitarian picture of the student's world

The article characterizes the main directions of the regional system of spiritual and moral education of schoolchildren, highlights the main factors of the formation of the humanitarian picture of the student's world, and proposes a model of the humanitarian picture of the world

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание в региональной системе образования как фактор формирования гуманитарной картины мира обучающегося»

Количество ответов испытуемых, выбравших этикетную формулу в качестве соответствующего ситуации ответа на заданный вопрос, составило 4,54%.

Анализ ответов испытуемых в отношении их личного речевого опыта в подобных коммуникативных ситуациях соотносится с их представлениями о приемлемом речевом поведении в предконфликтной ситуации по поводу нарушения нормы «приходить на учебное занятие вовремя».

УДК 93/99:281.9:37.01

Костенко М.А.1), Староселец О.А.2), Шалабод М.Л.3) Духовно-нравственное воспитание в региональной системе образования как фактор формирования гуманитарной картины

мира обучающегося

Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования,

Россия, Барнаул, 1 kma-75@mail.ru, 2 ostaroselec@yandex.ru, 3 altay@mail.ru

Аннотация. В статье характеризуются основные направления региональной системы духовно-нравственного воспитания школьников, выделены основные факторы формирования гуманитарной картины мира обучающегося, предложена модель гуманитарной картины мира

Ключевые слова: гуманитарная картина мира; региональная система образования; региональная инновационная площадка; основы религиозных культур и светской этики

Kostenko M. A.1), Staroselets O.A.2), Salabod M.L.3) Spiritual and moral education in the regional education system as a factor in the formation of the humanitarian picture

of the student's world

Altai regional Institute of advanced training of educators, Russia, Barnaul, 1 kma-75@mail.ru, 2 ostaroselec@yandex.ru, 3 altay@mail.ru

Abstract. The article characterizes the main directions of the regional system of spiritual and moral education of schoolchildren, highlights the main factors of the formation of the humanitarian picture of the student's world, and proposes a model of the humanitarian picture of the world

Keywords: humanitarian picture of the world; regional education system; regional innovation platform; fundamentals of religious cultures and secular ethics.

Ежегодно в Алтайском крае в рамках Рождественских образовательных чтений проводятся научно-практические конференции, посвященные духовно-нравственному воспитанию. В 2017 г. состоялась конференция «Гуманитарное образование как фактор духовно-нравственного становления личности». На сегодняшний день в региональной системе образования педагогической общественностью предпринимаются шаги по созданию условий для воспитания человека высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Ценности личности в первую очередь формируются в семье, но наиболее глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности осуществляется в сфере образования, поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности -патриотизм, гражданственность, социальная солидарность, человечество, наука, семья, труд и творчество, традиционные российские религии, искусство и литература, природа - т.е. это то, что мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Передача культурного наследия от поколения к поколению более зрима и понятна именно в культурологическом пространстве - понимание своего края, своей малой родины, именно оно связывает нас с индивидуальным жизненным пространством, которое формирует самосознание личности.

Консолидирующим центром педагогического образовательного пространства в Алтайском крае по праву можно назвать Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования (далее - АКИПКРО). В течение многих десятков лет институт является лидером инновационных педагогических идей, методик и технологий, реализуемых в образовательных организациях края. Активная деятельность сотрудников АКИПКРО по созданию региональной системы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения связана с тремя основными направлениями: 1) разработка и включение

регионального компонента содержания в систему дошкольного и школьного образования; 2) диссеминация опыта образовательных организаций Алтайского края, входящих в инновационную инфраструктуру образования; 3) активное включение общественных объединений и организаций в систему партнерского взаимодействия. В рамках первого направления сотрудниками АКИПКРО были разработаны учебно-методические пособия по региональному компоненту образования. Содержание представленных пособий носит интегративный характер и позволяет педагогу творчески выстраивать учебно-развивающую деятельность, в качестве интегрированного содержания в основных учебных курсах (история, литература, география, астрономия, музыка, изобразительное искусство, технология), а также во внеурочной поисковой, научно-исследовательской, творческой или проектной деятельности социокультурной направленности. Пособия по ботанике, астрономии, литературе и истории изданы с элементами дополненной реальности. В них размещены коды и изображения, при наведении фотокамеры гаджетов на которые, будет открываться дополнительная графическая или видеоинформация. К примеру, в учебнике по ботанике представлен новый тип задач по биологии - ЛЯ-кейс: ситуация, в которой нужно разобраться с использованием «подсказки» - объекта дополненной реальности. Форзацы учебника по ботанике содержат иллюстрации растений, грибов, бактерий, которые «оживают» на экране смартфона или планшета. Изучая литературу Алтая, школьники смогут услышать чтение стихов Р. Рождественского в исполнении автора ([Ботаника 2017]; [География... 201]; [Горбатова 2017]; [Культура Алтая 2016]; [Литература Алтая 2016]).

В рамках второго направления задействовано более 150 образовательных организаций Алтайского края, каждая из которых получила статус региональной инновационной площадки (далее РИП. -М.К., О.С., М.Ш.) [Реестр.] и вошла в Банк лучших практик. По данным отчетов муниципальных органов управления образованием, РИП включены в систему методической работы, на их базе организовано и проведено более 272 муниципальных методических мероприятий, РИП приняли участие в 195 мероприятиях регионального уровня. Успешный опыт инновационной деятельности представляется организациями на ежегодном краевом Фестивале школ-лидеров. Его цель - поддержка и распространение лучших педагогических практик, развитие инновационной сети школ-лидеров, а также привлечение общественного внимания к достижениям региональной системы образования. Приведем лишь некоторые примеры тем РИПов.

В МБОУ «Гимназия № 74» г. Барнаула разработана и действует программа «Школа гражданско-патриотического образования», целью которой стало создание образовательной среды, способствующей формированию у школьников современной картины мира, становлению гражданина и патриота, социально активного и ответственного способного к самообразованию и самосовершенствованию с целью нахождения своего места в современном обществе. Проект «Школьный музей как связующее звено поколений» реализуется в десятках школ Алтайского края. Например, школы Смоленского района, объединились для организации работы по формированию национальной идентичности и социализации школьников через организацию сети школьных музеев. Ведущими направлениями деятельности школьных музеев стали краеведческое и военно-патриотическое. Учащиеся совместно с учителями, родителями, жителями сел занимаются поиском и сбором тематических материалов, формируя особую культуру отношений к предметному миру и наследию поколений. Говоря о воспитании гражданина страны, надо помнить о том, что оно начинается с того места, где человек родился, где прошел духовное и нравственное становление, узнавая и впитывая исторические и культурные традиции своего народа, героическое прошлое своих предков, исторические уроки прошлых поколений. В МБОУ «Гимназия №3» г. Горняка начата реализация социально значимого проекта «От образованности ума до образованности души», в рамках организации работы с одаренными учащимися. Ежегодно в Барнауле проходит краевой фестиваль фольклорного творчества «Солнцеворот» среди дошкольных образовательных организаций. В фестивале принимают участие более 25 детских творческих коллективов, итоги подводятся по семи разным направлениям - фольклорный театр, сольное и ансамблевое пение, фольклорный хореографический танец и календарно-обрядовые традиции. В рамках фестиваля проводятся интерактивное комплексное мероприятие «Волшебный рожок. Путешествие в мир народных инструментов» и выставка-конкурс декоративно-прикладного творчества и ремесел «Узорочье». Свои работы представляют педагоги, дети и их родители.

Патриотизм в понимании молодёжи Алтайского края связывается с уважением к истории, традициям, языку, и активностью в общественно-полезной деятельности. На наш взгляд, это тот ценностный фундамент, на котором возможно выстраивать деятельность по развитию и сохранению связей между поколениями. В течение ряда лет в Алтайском крае работает 19 отделений краевого учебно-методического объединения педагогов [Отделения...]. Опыт работы педагогов и специалистов образовательных организаций

презентуется на вебинарах, семинарах, конференциях, которые проводятся отделениями, используется при разработке сетевых консультаций, методических материалов. Педагоги проводят консультирование коллег по актуальным вопросам.

Созданный в 2010 г. Клуб лауреатов премии имени Титова С.П. стал инициатором уникального, существующего только на территории Алтайского края, движения сельских учителей-просветителей, которые стремятся сохранить лучшие традиции российского образования. У Клуба «титовцев» множество направлений деятельности, несмотря на свой преклонный возраст, ведут активную общественную деятельность. Клуб реализует проекты по привлечению молодых учителей к работе в сельской школе, работе с молодежью, особое место занимает просветительская деятельность в области организации музееведения и краеведения в школе и на селе.

В решении комплекса задач духовно-нравственного воспитания должны принять участие все субъекты общественной жизни: семья, педагогическая общественность, система дополнительного образования, культурно-досуговые и спортивные центры. Ведущей педагогической технологией современности в деле воспитания и сохранения связей между поколениями должен становиться диалог: диалог смыслов, диалог культур, диалог ценностей и целей. Именно диалог необходим для становления высокодуховного, подлинно творческого, т.е. инновационного и нравственного человека. Диалог в полисубъектном пространстве создает ту особую духовно-практическую реальность, в контексте которой каждый имеет возможность найти собственный путь к нравственным ценностям. В этом отношении направленное диалогическое взаимодействие не только расширяет индивидуальную свободу выбора путей постижения ценностей, но и накладывает меру ответственности каждого на своем уровне развития.

ТЛ С С

В сложившейся региональной системе духовно-нравственного развития и воспитания школьников большое значение имеет развитие партнерских отношений не только с профессиональными общественными организациями, но и с Русской православной церковью. Социологические исследования начала 1990-х гг. зафиксировали значительное увеличение доли населения, относящего себя к верующим в Бога (почти в 3 раза по сравнению с концом 1970-х гг., когда таковых было 10% респондентов) и ослабление позиций безверия [Шалабод 2015]. Интерес представляют и полученные результаты опроса о конфессиональной принадлежности опрошенных (2001 и 2011 гг.), подтверждающие выявленную ранее тенденцию конфессиональной идентификации не только по принадлежности к тому или иному вероисповеданию, но и посредством соотнесения себя с определенным

типом цивилизации, сформировавшимся в значительной мере под воздействием той или иной конфессии. Многие респонденты, отрицая свою религиозность при мировоззренческой самоидентификации, тем не менее, считают себя приверженцами традиционных религиозных объединений. Они воспринимают православие или ислам не только как религиозную систему, а как естественную для них культурную сферу, национальный образ жизни - «русский, потому православный». Интересно, что социологические исследования последних лет опровергают бытовавшие ранее утверждения о преобладании среди верующих представителей старших возрастных категорий (старше 60 лет), а среди неверующих - младших. Сознательное и глубокое принятие религиозной веры сопряжено с серьезными нравственными усилиями, подчас - с изменением ценностных ориентаций и жизненных установок. Сам религиозный поиск молодежи в современных условиях зачастую институционально не оформлен, о чем свидетельствует высокий процент лиц молодого возраста среди верующих в сверхъестественные силы и относящим себя к представителям внеконфессиональных объединений.

Уже более десяти лет в России не прекращаются споры о целесообразности введения в школах обязательного курса по религии. Попытки организовать его изучение всякий раз заканчивались скандалом. Изначально предполагалось, что ученики будут знакомиться с основами православной культуры, но это вызвало возмущение других религиозных объединений. Одно из первых рекомендательных писем, вышедших в Министерстве образования и науки в 2002 году, касалось введения «Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура», где, с одной стороны, давался общий объем содержания по предполагаемому курсу, с другой стороны, оговаривались условия его введения в школьную практику - в рамках регионального или школьного компонента. Предложенный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее ОРКСЭ. -М.К., О.С., М.Ш.), созданный на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и Концепции по духовно-нравственному воспитанию гражданина, направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Получив опыт преподавания учебного курса ОРКСЭ, учителя стали отмечать несомненный воспитательный эффект данного курса, нашли так необходимый в нашем обществе консенсус с учащимися и особенно их родителями, несмотря на все возникающие затруднения. Наша

главная задача на сегодняшний день видится в том, чтобы создать такие условия, при которых учащийся начальной школы продолжит развитие духовно-нравственное развитие и дальше.

Духовно-нравственное воспитание в школе в первую очередь связано с проблемой формирования гуманитарной картины мира. Традиционно картину миру делят на две большие части: гуманитарную картину мира и естественнонаучную картину мира (далее ГКМ и ЕНКМ. - М.К., О.С., М.Ш.), при этом ГКМ связывают с субъектностью, а ЕНКМ с объектами природы. Духовно-нравственные ценности субъекта и становятся тем стержнем, основой, которая объединяет эти части картины мира. Каким этот мир откроется человеку? Что для него станет главным в жизни? Кто и как поможет ребенку познать мир? Эти вопросы волнуют каждого человека, а учителя, педагога, воспитателя -особенно, т.к. они ответственны за тех детей, с которыми работают, а не просто формально передают им знания.

Таким образом, в сложившейся региональной системе образования основными факторами, влияющими на формирование гуманитарной картины мира обучающегося, выступают следующие: региональный компонент предметного содержания образования, предлагаемый в формате новых цифровых технологий; слаженный механизм взаимодействия региональных инновационных площадок, на которых осуществляется апробирование новых подходов, форм, методов и технологий, в частности методов музейной педагогики, активизирующей патриотическое воспитание в проектно-исследовательском ключе; и наконец, организованное взаимодействие отделений краевого учебно-методического объединения педагогов Алтайского края. Особая роль в системе духовно-нравственного воспитания отводится учебному предмету ОРКСЭ и его реализации при поддержке Алтайской митрополии Русской православной церкви.

Список литературы Ботаника: В мире растений Алтайского края: учебное пособие / Опарин

Р. В., Гауэрт В. И. Барнаул: АКИПКРО, 2017. География Алтайского края: учебное пособие / О.Н.Горбатова. Н.В. Рыгалова Ю.В. Козырева, О.Л. Малыхина. Барнаул: ОАО «Алтайский дом печати», 2016. 292с. Горбатова О.Н. География Алтайского края. Учебно-методическое

пособие для учителя географии. Барнаул: АКИПКРО, 2017. 294 с. Культура Алтая. Пособие для учителя / И.А. Жерносенко [и др.]; под

ред. И.А. Жерносенко. Барнаул: АКИПКРО, 2016. 253 с. Литература Алтая: учебное пособие для учителя / С.А. Мансков [и др.]; под ред. С.А. Манскова Барнаул: АКИПКРО, 2017. 338 с.

Шалабод М.Л. Духовно-нравственное воспитание как основа становления личности учащихся. Сборник материалов Кирилло-Мефодиевские образовательные чтения «Славянский мир: письменность и культура». Барнаул: АлтГТУ им. И.И. Ползунова, 2015.

Шалабод М.Л. Духовно-нравственное воспитание школьников в условиях перехода на ФГОС. Сборник статей региональной конференции «Инновационные образовательные практики в условиях внедрения и реализации ФГОС» Барнаул: Гимназия № 123, 2015.

Реестр региональных инновационных площадок

http://www.akipkro.ru/2016-04-20-17-06-08/innovatsionnaya-deyatelnost-v-sisteme-obrazovamya-altajskogo/reestr-regюmlnykh-mnovatsюnnykh-ploshchadok.htmlОтделенuя краевого учебно-методического объединения педагогов в системе общего образования Алтайского края http://www.akipkro.ru/kpop-main.html

УДК: 803.0

Котенков М.С. Динамика понятия «терроризм» в политическом дискурсе

Московский государственный лингвистический университет, Россия, Москва, mackitten@rambler. т

Аннотация. Статья посвящена исследованию динамики концепта «терроризм» в обыденном сознании представителей русской лингвокультуры в синхроническом и диахроническом аспектах. Методом ассоциативного эксперимента, проведённого в группе студентов МГЛУ в возрасте 18 - 22 лет, были получены и проанализированы вербальные реакции на слово «терроризм» и предпринята попытка выстроить предварительную схему ассоциативного поля лексического значения данного понятия. Полученные данные позволяют выдвинуть предположение о возможном сдвиге в ядре лексического значения исследуемого слова, произошедшим в течение последних 10 лет под воздействием информационной среды и снижением интеллектуального уровня представителей русской лингвокультуры.

Ключевые слова: концепт; обыденное сознание, лингвокультура; ассоциативный эксперимент; ассоциативное поле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.