Научная статья на тему 'Лики еретика: Наука о Е. И. Замятине в монографиях начала ХХI века (70-летию профессора Л. В. Поляковой и 20-летию Тамбовского замятиноведения посвящается)'

Лики еретика: Наука о Е. И. Замятине в монографиях начала ХХI века (70-летию профессора Л. В. Поляковой и 20-летию Тамбовского замятиноведения посвящается) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
434
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА / МОНОГРАФИЯ / ЗАМЯТИН / RUSSIAN LITERATURE OF 20TH CENTURY / MONOGRAPHY / ZAMYATIN

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Желтова Наталия Юрьевна

Статья представляет собой обзор монографий по творчеству Е.И. Замятина, вышедших в Тамбове с 2000 по 2010 гг. Автор работы представляет широкую панораму основных тенденций, течений и направлений современного замятиноведения, обозначает пути дальнейшего освоения творческого наследия Евгения Замятина, в котором до сих пор остается немало «белых пятен».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACES OF HERETIC: STUDY ABOUT E.I. ZAMYATIN IN MONOGRAPHS OF BEGINNING OF 21ST CENTURY (DEVOTED TO 70TH ANNIVERSARY OF PROFESSOR L.V. POLYAKOVA AND 20TH ANNIVERSARY OF TAMBOV ZAMYATIN STUDIES)

The article is a review of monographs on the works of E.I. Zamyatin, issued in Tambov since 2000 to 2010. The author presents a broad panorama of the major trends, movements and trends in modern Zamyatin studies, indicates the further development of the creative heritage of Evgeniy Zamyatin, which has still quite a few white spots.

Текст научной работы на тему «Лики еретика: Наука о Е. И. Замятине в монографиях начала ХХI века (70-летию профессора Л. В. Поляковой и 20-летию Тамбовского замятиноведения посвящается)»

УДК 82

ЛИКИ ЕРЕТИКА:

НАУКА О Е.И. ЗАМЯТИНЕ В МОНОГРАФИЯХ НАЧАЛА ХХ1 ВЕКА (70-летию профессора Л.В. Поляковой и 20-летию тамбовского замятиноведения посвящается)

© Наталия Юрьевна ЖЕЛТОВА

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры истории русской литературы, зам. директора по научной работе института филологии, e-mail: [email protected]

Статья представляет собой обзор монографий по творчеству Е.И. Замятина, вышедших в Тамбове с 2000 по 2010 гг. Автор работы представляет широкую панораму основных тенденций, течений и направлений современного замятиноведения, обозначает пути дальнейшего освоения творческого наследия Евгения Замятина, в котором до сих пор остается немало «белых пятен».

Ключевые слова: русская литература ХХ века; монография; Замятин.

В 2012 г. тамбовское замятиноведение отмечает своеобразный юбилей. Ровно 20 лет назад в Тамбове прошли первые российские Замятинские чтения. С тех пор сделано немало. Состоялось 5 Международных Замя-тинских чтений, прошел Международный конгресс литературоведов (2009), успешно поныне функционирует Международный научный центр изучения творческого наследия Е.И. Замятина, издана Замятинская энциклопедия (2004), вышли в свет 14 томов своеобразной научной «саги» о Замятине: «Творческое наследие Е.И. Замятина: взгляд из сегодня» (1994-2006), составлены библиографические указатели, написаны сотни научных статей. Но самое главное за эти два десятилетия сформировался уникальный творческий коллектив - научная школа по изучению творчества Е.И. Замятина под руководством доктора филологических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ Ларисы Васильевны Поляковой. Именно ее личными усилиями была создана благопри-

ятная творческая среда для появления многих научных открытий в творчестве Е.И. Замятина. Большинство из них сосредоточены в монографиях представителей тамбовской замятиноведческой школы. С 2000 по 2010 г. вышло 6 монографий (Л.В. Полякова, Н.Н. Комлик, Н.Ю. Желтова, О.Е. Чернышова (Видная), Е.А. Лядова, Е.В. Борода) [1-6]. Представляется, что именно в этих работах были обозначены основные векторы развития науки о писателе, сосредоточены основные открытия его уникальной творческой индивидуальности, показаны основные пути, тенденции, направления и перспективы замя-тиноведения.

Все вышедшие издания носят фундаментальный и во многом обобщающий характер различных направлений науки о Замятине, активно формировавшейся в последние двадцать пять лет (1986-2011). Этапным в истории отечественного замятиноведения в его современном развитии следует признать 2000 г. В это время в России вышло 3 моно-

график (Л.В. Полякова, Н.Н. Комлик, Т.Т. Давыдова), причем две из них - представителей именно тамбовской научной школы. Видимо, тогда возникла насущная необходимость детально осмыслить уже изученное и написанное, ликвидировать мозаичность и фрагментарность в единой картине общих концептуальных представлений творчества Замятина.

Начало своеобразному прорыву в изучении творчества писателя положила монография известного ученого, литературного критика, Заслуженного деятеля науки РФ, доктора филологических наук, профессора Л.В. Поляковой «Евгений Замятин в контексте оценок истории русской литературы

ХХ века как литературной эпохи» (Тамбов, 2000).

Выход книги Л.В. Поляковой стал настоящим событием в современной литературоведческой науке, получившем широкий резонанс откликов как в нашей стране, так и за ее пределами. Достаточно сказать, что этот труд стал первым в России крупным монографическим исследованием творчества писателя: и по объему, и по широчайшему ракурсу затрагиваемых в книге проблем российского и зарубежного замятиноведения, и по глубине осмысления на этом примере истории русской литературы ХХ столетия, трактовки которой, по оценке автора, «по степени своей нелепости и безответственности не имеют себе равных» [1, с. 22]. Л.В. Полякова выстраивает собственную оригинальную концепцию русской литературы, основываясь на выявлении основных признаков ее национальной самобытности и опираясь на «единый фундаментальный философско-эстетический контекст ХХ века» [1, с. 22].

Многие сложнейшие теоретические проблемы современного литературоведения, в том числе проблема периодизации, получили в книге всестороннее освещение. Л.В. Полякова своевременно ставит вопрос о необходимости «выделять в истории русской литературы эпоху реализма (период Х1Х-ХХ столетий) и вести анализ путей и переходов от одного типа реализма к другому: от классического критического реализма к критическому реализму начала ХХ века, сотрудничающего, с одной стороны, с типом реализма, который позже назовут социалистическим, с другой - с модернизмом в разных его вариантах и течениях; от критического реа-

лизма начала ХХ века к так называемому неореализму в его вариантах... и далее к социалистическому реализму или реализму эпическому, героическому, монументальному; <...> от социалистическому реализма 1920-1950-х к реализму 1960-1990-х.» [1, с. 17-18]. Ставя перед собой трудную задачу найти ответ о месте в этой периодизации творческих методов самих писателей и их отдельных произведений, автор логично переходит к спорам вокруг художественного метода Е.И. Замятина и созданных им концепций неореализма и синтетизма.

Л. В. Полякова указывает на нетождест-венность понятий «неореализм» и «синтетизм», причем последнее - очевидно шире: «Неореализм (разрядка автора. - Н. Ж) - это путь, один из возможных путей реализации синтезирующих потенций искусства литературы» [1, с. 198]. Признавая яркое экспериментаторство Замятина во многих областях словесного искусства, исследователь все же склоняется к выводу о глубокой реалистической природе художественных достижений писателя, генетически связанных с традициями классической русской литературы.

В книге также впервые осуществляется полномасштабная попытка развеять-таки укоренившийся за долгие десятилетия в отечественной и мировой критике миф о Замятине-западнике, о его ориентированности на европейские модели общественного, политического, философского, литературного развития, о «нерусскости» в целом его творческой манеры. Автору монографии напором веских аргументов удалось разрушить абсурдность и безосновательность этих застывших штампов и клише и убедительно доказать обратное: «скифство» Замятина, его органичную, не утраченную им ни в одном произведении «русскость», приверженность традициям народной культуры, вековым национальным духовным и эстетическим идеалам.

Л.В. Полякова подробно прослеживает основные вехи жизненного и творческого пути Е.И. Замятина, обращается к анализу художественного мира его «русских» повестей «Уездное», «На куличках», малоизвестной «романтической трагедии» «Атилла», а также отдельные главы посвящает «английским» произведениям, «интегральному» рассказу «Пещера» и знаменитому роману «Мы», споры вокруг которого не только с

течением времени не утихли, но стали еще более острыми. Исследователь обращает внимание на неореалистический принцип построения «Мы», формулируя в итоге его «синтетичное» жанровое определение: «Отвергая теории производственно-технического бытия, Замятин написал свой антироманти-ческий литературно-художественный конспект, в котором с точностью им самим созданной Скрижали распределил роли, персонажей, записи» [1, с. 165].

Особое внимание автор акцентирует на плодотворных творческих отношениях Е.И. Замятина и другого выдающегося уроженца Тамбовской земли - критика А.К. Во-ронского, характеризуя их как «короткую, но яркую страницу литературной жизни первой половины 1920-х годов» [1, с. 140].

Книга Л.В. Поляковой ценна еще и тем, что представляет собой яркий образец литературной полемики: тонкой, острой, ироничной, но в то же время очень корректной и доброжелательной по отношению к своим оппонентам. Л.В. Полякова на страницах своей книги не раз дискутирует с французским ученым Леонидом Геллером (кстати, частым гостем Тамбова, в чем-то с ним соглашаясь, на что-то возражая). Но главный спор ведется с теми публикациями, авторы которых фактически отказывают Замятину в праве быть крупнейшим русским писателем, стремятся свести все его наследие к упрощенной схеме политических, конъюнктурных соображений и даже к никогда не существовавшей истории душевной болезни художника, сознательно при этом умалчивая об очевидных фактах его творческой и личностной биографии.

Нельзя не сказать и о том, что книга Л.В. Поляковой о Замятине представляет собой своеобразный итог почти десятилетней работы Международного научного центра изучения творческого наследия Е.И. Замятина в Тамбове, а также замятиноведческой научной школы, основателем и бессменным руководителем которых является профессор Л.В. Полякова. Она внесла большой личный вклад в возвращение и изучение творческого наследия нашего земляка. На сегодняшний день Л.В. Полякова является одним из ведущих замятиноведов России, чьи труды в этой области уже стали признанной классикой. Не случайно, профессор МГУ им. М.В. Ломоно-

сова, доктор филологических наук Е.Б. Ско-роспелова посвятила свою монографию «Замятин и его роман «Мы» (М., 1999) «участникам замятинских тамбовских семинаров и их вдохновительнице Л.В. Поляковой».

Прямым следствием и доказательством того, что вдохновение Л.В. Поляковой поис-тине неиссякаемо, а плодотворная работа «тамбовских семинаров» продолжается,

можно считать выход в свет книги одного из их постоянных участников - елецкого ученого Н.Н. Комлик «Творческое наследие Е.И. Замятина в контексте традиций русской народной культуры» (Елец, 2000). Монография представляет собой комплексное и целенаправленное исследование национальных истоков художественной системы одного из самых самобытных писателей ХХ столетия.

Проблема национальной выразительности творческого наследия Замятина совсем недавно обратила на себя внимание современных исследователей его творчества. Хотя, казалось бы, всегда лежала на поверхности, ибо не заметить ее невозможно. Замятин вошел в литературу, начиная с «Уездного», именно как яркий художник-бытописец русской провинции. Но на долгое время «русскость» Замятина заслонили политические и идеологические оценки его личности и творчества. Время и критики беспощадно и беспочвенно ставили ярлыки, создавали стереотипы, формировали расхожие мнения и клише. В результате чего Замятин превратился в «европейца», «англичанина», «не русского по своей творческой манере художника». Монография Н.Н. Комлик ликвидирует этот крен в оценках и органично восполняет пробел относительно выявления национальных истоков поэтики замятинских произведений: «Укорененность творчества Е.И. Замятина в народной культуре обусловила и способ раскрытия уникальности его таланта - через анализ богатейшей системы народной поэзии, народных традиций, обычаев, мироощущения и миропонимания народа в их тесном внутреннем соотнесении с оригинальной художественной системой писателя» [2, с. 4].

Лежащий в основе великой русской литературы мощный и плодородный, как чернозем, пласт народной культуры в прозе Е.И. Замятина подвергся тонкой, изящной

обработке по всем правилам словесной «агрономии», в результате чего созрели сочные и яркие плоды в виде «русских повестей» «Уездное», «Алатырь», «На куличках». Н.Н. Комлик в своей книге пытается раскрыть секреты замятинской «селекции», выявить ее составные компоненты, обнаружить стадии многолетних экспериментов в области слияния разных видов и форм народной культуры в произведениях писателя, рожденного на благодатной черноземной Тамбовщине.

Исследователь убедительно доказывает, что образ русской провинции является тем самым интегральным образом, растворенном во всем творческом наследии Замятина. Складывается этот образ из множества граней народной культуры, корнями своими уходящей в язычество и мифологию. Русский дом, семья, любовь, природа, вера, мифы, история, философия, предания, обычаи, обряды, суеверия, русский бытовой уклад и даже русская кухня - все это, по мнению автора монографии, является основными составляющими национальной духовнобытовой цивилизации.

Н.Н. Комлик по крупицам собирает артефакты народной эстетики и философии в произведениях Замятина, склеивая их в единую масштабную картину русского бытия. В книге поставлено и решено много новых проблем, касающихся именно поэтики замя-тинских произведений. Впервые выявлены оригинальные модификации и вариации мотивов русского эпоса в известной «уездной» трилогии, на этом же примере интересно рассмотрена русская дьяволиада.

Никогда ранее столь подробно не производился и анализ рассказа «Знамение», в котором автор тонко выявляет его лебедянские приметы, проясняет историю отца Илариона Фокина, основателя «Ларивоновой пустыни» и иконы, которую Замятин называет «Ширь-шая Небес». В связи с этим нельзя не отметить, что впервые в монографии почти досконально освещены собственно лебедянские истоки образной и философско-художест-венной системы писателя, дающие возможность ощутить неповторимый воздух родины Замятина, насквозь пропитанный запахом медовых яблок. На каждой странице книги ощущается неповторимая атмосфера русской провинции, которую Н.Н. Комлик удалось

воссоздать именно через расшифровку лебедянского кода замятинских произведений.

Новаторской и оригинальной можно считать главу о русском эросе. Эта тема до сих пор считается как бы негласно табуированной для исследователей, хотя сейчас активно идет ее изучение на примере творчества Ивана Бунина. В замятиноведении - это новая проблема, которая, как оказалось, имеет широко разветвленную образную и философско-эстетическую символику во многих произведениях Замятина, в том числе в рассказе «Землемер» и «Рассказе о самом главном».

Е.И. Замятин вошел в историю русской и мировой литературы как создатель новых форм словесного искусства, как жесткий и беспощадный разрушитель косных, затвердевших и застаревших истин и догматов. В литературе он избрал для себя верный путь преодоления традиции через открытие в ее глубинах свежих, актуальных для жизни и искусства способов ее бытования.

Думается, что Н.Н. Комлик внесла большой научный вклад в разработку теории антижанров, возникшей в ХХ в. Она обратила внимание на то, что Замятин был родоначальником не только мировой антиутопиче-ской традиции, но и активно экспериментировал над чисто русскими жанровыми формами, в частности, над жанром русской былины, преодолевая при этом традицию как со знаком «минус» (пародийное начало), так и со знаком «плюс» (усиление лирического начала). В целом можно говорить о том, что научное исследование Н.Н. Комлик определяет и укрепляет очевидное направление в замятиноведении: изучение творчества писателя в контексте русской национальной культуры.

Спустя три года, тему, заявленную в монографии Н.Н. Комлик, продолжила Н.Ю. Желтова, но совершенно в другом ракурсе и на новом материале. В книге «Проза Е.И. Замятина. Пути художественного воплощения русского национального характера» (Тамбов, 2003) впервые было рассмотрено национальное начало как доминирующее и основополагающее в формировании поэтики Е.И. Замятина. Его творчество было осмыслено через анализ особенностей художественного воплощения характера русского человека и образа русской жизни. Такой угол зрения позволил автору монографии оценить

уникальность творческого почерка писателя, разрушить устоявшиеся мифы о Замятине-«европейце» и таким образом о подражательности или вторичности многих его художественных решений.

Важно заметить, что фактически впервые в современном литературоведении в монографическом формате была заявлена сама проблема русского национального характера как предмет художественного осмысления русскими писателями. Долгое время эта тема находилась под негласным запретом, и специальные исследования в этом направлении не велись. Монография Н.Ю. Желтовой положила начало целой серии работ отечественных ученых, обращавшихся к проблеме русского национального характера на примере творчества других писателей.

Теоретическая ценность исследования состоит в том, что оно определяет и формулирует конкретные черты оригинальной поэтики Е.И. Замятина: специфику создания циклов, жанров, особенности сюжетострое-ния, композиции, принципов, путей построения образов и характеров. В своей книге

Н.Ю. Желтова доказывает циклический характер прозы Е.И. Замятина и выделяет два наиболее крупных образования: циклы «северных» и «космогонических» произведений.

Автор предложила новаторский подход исследования рассказа «Кряжи» в рамках впервые определяемой «северно-русской тетралогии» («Кряжи», «Африка», «Север», «Ёла»). «Былинный» рассказ «Кряжи» был рассмотрен как прямой предшественник «северной» или, точнее, «беломорской» трилогии, источник образного и идейно-философского осмысления в ней русского национального характера.

Достаточно подробно в книге рассматриваются особенности замятинского хронотопа и «петербургский текст», дается исчерпывающий анализ рассказа «Дракон». Впервые исследуется проблема национальной идентичности в аспекте художественнофилософского сопоставления одноименных рассказов Е. Замятина и Д. Голсуорси («Ловец человеков»), а также повести Замятина «Островитяне» и романа Д. Голсуорси «Остров фарисеев».

Отдельная глава работы также впервые целостно освещает одну из ключевых для писателя тем - женскую. Эта часть работы

послужила своеобразным импульсом для многочисленных впоследствии исследований женских образов Замятина.

В исследовании Н.Ю. Желтова обращается также и к критическому наследию писателя и обнаруживает весьма оригинальную авторскую специфику литературных портретов, не имеющую прямых жанровых аналогов. Поэтому ученый обосновывает применение к этой части творчества Е.И. Замятина нового термина - «портрето-образы». Кроме того, в заключении монографии приводится обзор крупных отечественных работ о прозе писателя.

В монографии О.Е. Чернышовой (Видной) «Сказка Е.И. Замятина: историколитературный контекст и структурнопоэтическая специфика» (Тамбов, 2003) была продолжена линия осмысления творчества писателя в национальном культурном контексте.

Сказки Замятина долгое время находились на периферии отечественного замяти-новедения. В большинстве своем исследователи использовали сказки для определения общего контекста творчества писателя и редко обращались к их самостоятельно значимой и весьма специфичной поэтике. В монографии ярко показано, что сказки Замятина -это сложное художественное явление: и с точки зрения жанра, и с точки зрения философско-эстетической наполненности.

В работе О.Е. Чернышовой впервые сказки Замятина стали предметом отдельного комплексного исследования, где проясняется их многогранный историко-литературный и философско-художественный контекст, и отдельно обращается внимание на собственно поэтические особенности сказок. Автору монографии удалось проследить творческую эволюцию писателя в сказочном жанре, найти истоки его «формальных» экспериментов в этой области в ранних произведениях и обнаружить их следы в поздней прозе Замятина.

В книге О.Е. Чернышова обосновывает причину обращения писателя к сказкам и намечает пути их анализа. Именно на благодатном материале замятинских сказок в монографии автор исследует национальный характер русского человека так, как видел и понимал его достоинства и недостатки сам писатель.

О.Е. Чернышова подробно исследовала проблему конфликта личности с обществом, которая ярче всего проступает в сказках писателя. Автор книги справедливо обращает внимание на актуальность этих произведений для сегодняшнего дня, поскольку социальные катаклизмы 1990-х гг. поставили во главу угла проблему взаимоотношений человека и общества, гражданина и государства, личности и толпы.

Впервые предприняла попытку проанализировать поэтику трагедии Е.И. Замятина «Атилла», выявить конкретные художественные средства создания ее характеров Е.А. Лядова в монографии «Трагедия «Атилла» в творческой эволюции Е.И. Замятина» (Тамбов, 2004). До выхода в свет этого издания в замятиноведении пьеса «Атилла» оставалась без должного внимания исследователей. Обращения к ее изучению были единичными (И.Е. Ерыкалова, Р. Гольдт).

В книге доказывается, что это произведение «аккумулировало в себе основные черты замятинской прозы» [5, с. 5]. Пьеса Замятина расценивается автором как явление именно прозы писателя, несмотря на особенности ее ритмической организации. По наблюдениям Е.А. Лядовой, произведение не только вобрало в себя все предыдущие художественные достижения писателя, но даже в некоторой степени и превзошло их, поскольку написано, условно говоря, «стихами».

Система образов пьесы «Атилла» представляет собой сочетание в пределах драматической формы трагических героев и комических персонажей, пафоса возвышенного и смешного. Сам образ Атиллы обладает ярким национальным колоритом.

В монографии несомненный интерес представляет исследование замятинской концепции истории в сопоставлении с трудами английского ученого Т. Карлейля. Ранее в замятиноведении на эти яркие параллели внимание не обращалось, в отличие, скажем, от идейных взаимосвязей трудов

О. Шпенглера и произведений Замятина.

Впервые в книге достаточно полно исследуется художественная система, поэтика пьесы: хронотоп, сюжетостроение, система героев, музыкальная выразительность. Особенно интересно рассмотрен образ Атиллы-волка и взаимосвязь образов богатыря и коня, имеющая фольклорный источник.

По наблюдениям Е.А. Лядовой, Замятин, исследуя общие закономерности мировой истории, вполне естественно спроецировал их на современные ему российские события. Чтобы сделать более узнаваемыми явные исторические параллели, писатель плодотворно использует в пьесе ряд стереотипов русского национального сознания, в том числе идеи скифства, способы восприятия национального героя, народные образы.

В 2010 г. после достаточно долгого (и может быть, закономерного) перерыва вышла монография Е.В. Бороды «Художественные открытия Е.И. Замятина в контексте поисков русской литературы второй половины ХХ - начала ХХ1 веков» (Тамбов, 2010). В этой книге впервые творчество Е.И. Замятина осмысливается в контексте современной литературы.

На примере творчества ярких писателей второй половины ХХ - начала ХХ1 в. (И.А. Ефремова, братьев А.Н. и Б.Н. Стругацких, В. Г. Распутина, Ч. Айтматова, В.С. Маканина, В.Н. Войновича, В.О. Пелевина, П.В. Крусанова и других) показана востребованность сфокусированных в творчестве Замятина художественных открытий и литературных достижений первой трети ХХ в.

Монография Е.В. Бороды несомненно представляет теоретический интерес. В ней вводится понятие «ресурсности», под которой автор понимает «первичный материал, сырье, потенциал, ценный прежде всего тем, что он может развиться» [6, с. 12]. Поэтому творчество Замятина рассматривается как эстетический ресурс для русской литературы второй половины ХХ - начала ХХ1 в., которая под влиянием определенных историколитературных обстоятельств востребовала художественные потенции, сосредоточенные в художественной системе писателя.

В работе сконцентрированы основные эстетические, философские идеи Замятина, которые осмыслены с точки зрения их концептуальной значимости для последующего развития литературы: теория синтетизма,

неореализм, мифологизм, концепция бесконечности, принцип энтропии, жанр фантастики, проблема личности и др.

Пожалуй, впервые в замятиноведении подробно рассмотрены замятинские находки в жанре фантастики, а также их востребованность в творчестве братьев Стругацких. Кро-

ме того, новым в монографии является исследование стратегий замятинского романа-предвидения в творчестве Стругацких, И. Ефремова, В. Войновича, П. Крусанова. Весьма интересно анализируется мифологическое мироощущение эпохи на примере творчества В. Распутина, Ч. Айтматова, В. Маканина, В. Пелевина, П. Крусанова в контексте достижений художественно-мифологической

системы Замятина.

Подводя итоги краткому обзору научных монографий, вышедших в 2000-е гг., необходимо признать, что наука о творчестве Е. И. Замятина находится в стадии подъема. Совершенно очевидно, что «возвращенные» русской литературе в конце 80-х гг. ХХ в. произведения писателя прошли труднейшую проверку временем, не утратив к себе интереса ни со стороны читателей, ни со стороны исследователей. Творческое наследие Е.И. Замятина, вступая в новый тысячелетний виток развития великой русской культуры, поднялось на качественно новую ступень, освободившись от сиюминутных и случайных, поверхостных и непрофессиональных, политических и идеологических суждений и оценок. Это означает, что твор-

чество Замятина сегодня востребовано и актуально и волне может быть рассмотрено в «контексте» современности.

1. Полякова Л.В. Евгений Замятин в контексте оценок истории русской литературы ХХ века как литературной эпохи. Тамбов, 2000.

2. Комлик Н.Н. Творческое наследие Е.И. Замятина в контексте традиций русской народной культуры. Елец, 2000.

3. Желтова Н.Ю. Проза Е.И. Замятина. Пути художественного воплощения русского национального характера. Тамбов, 2003.

4. Чернышова О.Е. (Видная) Сказка Е.И. Замятина: историко-литературный контекст и структурно-поэтическая специфика. Тамбов, 2003.

5. Лядова Е.А. Трагедия «Атилла» в творческой эволюции Е.И. Замятина. Тамбов, 2004.

6. Борода Е.В. Художественные открытия Е.И. Замятина в контексте поисков русской литературы второй половины ХХ - начала

XXI веков. Тамбов, 2010.

Поступила в редакцию 7.12.2011 г.

UDC 82

FACES OF HERETIC: STUDY ABOUT E.I. ZAMYATIN IN MONOGRAPHS OF BEGINNING OF 21ST CENTURY (DEVOTED TO 70TH ANNIVERSARY OF PROFESSOR L.V. POLYAKOVA AND 20TH ANNIVERSARY OF TAMBOV ZAMYATIN STUDIES)

Natalia Yuryevna ZHELTOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Philology, Professor, Professor of History of Russian Literature Department, Vice Director for Scientific Work of Philology Institute, e-mail: [email protected]

The article is a review of monographs on the works of E.I. Zamyatin, issued in Tambov since 2000 to 2010. The author presents a broad panorama of the major trends, movements and trends in modern Zamyatin studies, indicates the further development of the creative heritage of Evgeniy Zamyatin, which has still quite a few “white spots”.

Key words: Russian literature of 20th century; monography; Zamyatin.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.