Проблемы лингвистической регионалистики
концепция замятинского текста 3
и новые научные парадигмы 3
Е. в. Алтабаева, в. Е. Маясов 5?
в статье анализируются новые подходы к изучению творчества Е. И. Эамятина, в частности, концептуальное направление, объединяющее лингвокультурологическую и когнитивно-дискурсивную научные парадигмы и связанное с исследованием концептосферы замятинских текстов.
ключевые словА:
Эамятин, лингвистика, замятинский текст, научные направления, концептосфера.
Великий русский писатель Евгений Замятин — один из самых значимых прозаиков XX столетия (1884-1937), и его творческое наследие занимают свое, совершенно особое место как в отечественной, так и в мировой литературе и культуре в целом. По оригинальности, самобытности, новаторству, мере воздействия и степени значимости всего, что он создал, его с полным правом можно именовать классиком. Именно в Замятине, по словам А. Кашина, «можно с наибольшей скорбью ощутить, какие безграничные горизонты открывались перед русской литературой, к какому великому полету она готовилась» [Анненков 1991: 250].
Со времени смерти писателя прошло уже три четверти века, однако преждевременно было бы говорить о том, что представление о феномене Замятина является окончательно сложившимся. Исследовательский интерес к личности и творческому наследию русского писателя Евгения Ивановича Замятина не угасает на протяжении многих десятилетий. И это не удивительно, а вполне закономерно, поскольку его творчество есть явление уникальное как в художественном, так и в языковом отношении. Трудно представить более яркого и своеобразного выразителя русской ментальности, национальной культуры с ее традиционными ценностями, чем Замятин. Столь же сложно обнаружить писателя такого же уровня мастерства, как Замятин, с его «отборно русской», по выражению Ремизова, стихией слов, с неповторимой «фауной и флорой письменного стола».
Поэтому отнюдь не случайно изучение его творчества оформилось в особое направление — замятиноведение, в рамках которого исследователи пытаются ответить на ряд актуальных проблем современного науковедения, связанного с процессом художественного творчества и его места в отражении и познании мира.
В традиции изучения творческого наследия Е. И. Замятина выделяются несколько направлений [Маясов 2011]. Первое из них и наиболее приоритетное — литературоведческое, представленное многочисленными работами зарубежных [Gildner 1993; Goldt 1995; Shane 1968; Scheffler 1984] и отечественных за-мятиноведов [Давыдова 2000; Евсеев 2001, Комлик 2000; Ско-роспелова 1999; Шенцева 1996 и др.], среди которых значимое
СТ1
о
Г\|
го
го
О! А
(К
го ^
и (V
о о
место занимают труды тамбовских филологов — представителей замятиноведческой научной школы, возглавляемой профессором Л. В. Поляковой [Полякова 2000; Попова 2003; Желтова 2003; Чернышова 2003; Лядова 2004; Борода 2011; Панов 2009; Дзайкос 2009; Жукова 2009; Орлова 2011 и др.].
Активная и целеустремленная работа тамбовских филологов вызвала необходимость возникновения новой формы объединения их усилий, а именно — организации к началу XXI века в Тамбовском университете Международного научного центра изучения творческого наследия Е. И. Замятина.
Создание центра систематизировало и стимулировало деятельность тамбовских ученых, в результате которой опубликовано тринадцать томов коллективной монографии «Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня», ряд индивидуальных монографий, о которых мы упомянули выше, изданы сборник материалов «Творчество Евгения Замятина: проблемы изучения и преподавания», спецвыпуски журнала «Кредо», три выпуска аннотированного библиографического указателя «Е. И. Замятин. Материалы к творческой биографии», составлена и издана Замятинская энциклопедия, опубликован ряд статей в центральной и региональной печати, издана книга избранных произведений Е. И. Замятина с предисловием и комментариями Л. В. Поляковой, защищены десятки диссертаций — кандидатских и докторских. На базе международного научного центра изучения творческого наследия Е. И. Замятина и кафедры истории русской литературы Тамбовского университета регулярно проводились крупные международные научные форумы — конференции «Замятинские чтения» (1992, 1994, 1997, 2000, 2005), Международный конгресс литературоведов, посвященный 125-летию Е. И. Замятина и другие. Осуществляются многочисленные творческие контакты с ведущими научными центрами и учеными России, дальнего и ближнего Зарубежья. Выполняются дипломные и курсовые работы. Молодые исследователи, студенты и аспиранты активно участвуют в научных конференциях разных уровней, часто публикуют свои научные изыскания, побеждают во всероссийских и внутривузовских научных конкурсах.
Деятельность Тамбовской замятиноведческой научной школы поддержана многочисленными грантами разнообразных фондов и научных программ, подтвердивших правомерность подхода к проблематике творчества писателя через единый контекст русской народной культуры и культуры среднерусской провинции, особенностей нацио-
нального характера, своеобразия общей концепции творчества писателя, традиций и новаций отечественной и мировой литературы. Результаты проведенных исследований позволяют говорить о феномене Евгения Замятина как о явлении, отразившем наиболее убедительно и глубоко грани русского национального характера, природу русской ментальности и гуманистическую сущность русской культуры.
Второе направление — лингвистическое, развернутое в 90-е годы XXI века, представлено менее значительно, чем предыдущее, и связано с рассмотрением отдельных аспектов языка и идиости-ля произведений писателя (Н. А. Кожевникова, Н. А. Николина, С. В. Пискунова, Е. В. Алтабаева, Г. З. Горбунова, Л. Р. Шевлякова, С. И. Меньчева, И. А. Рыжков, Е. Ю. Хоркина, и др.). Таким образом, системные описания языковой и стилистической сторон творчества Замятина практически отсутствуют, поэтому очевидно, что феномен языка и стиля писателя остро нуждается в специальном рассмотрении.
Третье направление, которое существует в современном замятиноведении, можно назвать концептуальным. Это новое, развивающееся направление, характерное для лингвистики текста в целом. В свете этого направления «художественный текст осмысляется как сложный знак, который выражает знания писателя о действительности, воплощенные в его произведении в виде индивидуально-авторской картины мира» [Бабенко 2000: 30].
Концептуальный анализ художественного текста, наряду с исследованием индивидуально-авторской картины мира, предусматривает не только выявление ключевых слов текста и описание обозначаемого ими концептуального пространства, но и выявление базовых концептов данного пространства [Бабенко 2000: 77]. Концепты выступают и как национально-культурные константы, и как система «миров личности». Они существуют в нашем языковом сознании и участвуют в построении индивидуально-авторской модели мира, в организации процесса познания, в частности, ценностной иерархии личности и социума. На основе концептов в художественном тексте формируются имплицитные смыслы, в том числе и ключевые, играющие особую роль в произведении. Эти смыслы могут быть выявлены и проанализированы именно благодаря концептам. В связи с этим важно отметить, что в художественном тексте ключевые смыслы образуют определенную иерархию концептуальной информации, представленную имплицитно, в отличие от денотативно-референтного компонента ментального пространства текста. Исследование ключевых смыслов дает возможность обнаружить
и описать особенности их языкового выражения и функционирования в индивидуально-авторской концептосфере.
Говоря о концептуальном аспекте как о новой странице в современном замятиноведении, мы имеем в виду синтез методологии когнитивно-дискурсивного и лингвокультурологического подходов как один из возможных способов рассмотрения индивидуально-авторской картины мира Е. И. Замятина, и именно в нем видятся нам реальные перспективы изучения не только замятинской прозы, но и художественного текста в целом.
При весьма высокой востребованности замятинской проблематики в области литературоведения — отечественного и зарубежного, мы до сих пор не имеем системного исследования в отношении языка и стиля его произведений — со стороны собственно лингвистической. Такое положение дел сложилось, возможно, еще и потому, что в пределах традиционной лингвистики дать системное описание феномену, синтезировавшему все основные тенденции своего времени, не только продемонстрировавшему все художественные, поэтические, стилистические возможности литературного творчества, но и концептуально предвосхитившему весь ход общественного и культурного развития, оказывается принципиально невозможным без привлечения методологического инструментария смежных научных направлений, дополняющих друг друга.
Поэтому наше обращение к творческому наследию писателя видится нам актуальным и своевременным, особенно с позиций комплексного, концептуального подхода и с учетом новых научных парадигм: лингвокультурологической, когнитивно-дискурсивной, функциональной, лингвостилистической. Именно такой подход, на наш взгляд, лучше всего отражает многогранную творческую личность Замятина и позволяет вплотную подойти к разгадке глубинного смысла его творений.
Лингвистическая лаборатория, учрежденная в Мичуринском государственном педагогическом институте как филиал Международного Замятинского центра Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, с 2008 года является первым научным центром, занимающимся проблемами языка и стиля Е. И. Замятина в концептуальном аспекте. Данная проблематика видится нам особенно актуальной в контексте исследования способов национального мышления, присутствующих в авторских текстах и отражающих направленность замятинского мироощущения, поскольку творчество Замятина невозможно представить вне яркого и самобытного выражения русской ментальности.
Для системного исследования нашего объекта мы ввели принципиально новое понятие — за-мятинский текст — и обосновали его в наших работах [См., напр.: Алтабаева 2009: 74-781]. В филологии широко известны и получили широкое распространение такие обороты, или конструкты [Топоров 2003: 6], как пушкинский текст, гоголевский текст, чеховский текст и под. Такое же право на существование и исследование имеет замятинский текст и прежде всего потому, что он отличается особым языковым обликом и обладает ярко выраженными дифференциальными признаками. Используя для нашего объекта специальный термин, мы отдаем дань известной филологической традиции. Подобно тому, как произведения, например, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, А. П. Чехова образуют, при всем их жанровом своеобразии, некое концептуальное и лингвостилистическое единство, именуемое пушкинским, гоголевским или чеховским текстом, так и в произведениях Е. И. Замятина просматривается аналогичное единство, позволяющее нам определять их одной, общей для них номинацией — замятинский текст.
Концепция замятинского текста рассматривает творческое наследие Е. И. Замятина как феномен русского национального языкового сознания, как высокохудожественное выражение русской ментальности и выделяет целый ряд дифференциальных признаков, определяющих лицо замятинского текста. Одним из основных его признаков является особая концептосфера, национально специфицированная в ткани текста. В числе других признаков — особое взаимодействие и взаимопроникновение макрокосма и микрокосма; полифоничность, присущая сказовой манере повествования писателя, когда автор, рассказчик, герой «речедействуют» в тексте на равных; особый хронотоп замятинского текста, позволяющий говорить об авторском пространственно-временном континууме; особый, былинно-гротесковый тип замятинского героя; особая воздейственность текстов Замятина, обусловленная синтезом информативных и прагматических факторов; кар-навализованность ситуации в замятинском тексте и некоторые другие [Алтабаева 2009: 75-77].
Каждый из вышеназванных признаков заслуживает отдельного самостоятельного исследования, в рамках концептуального направления. Это, как мы отмечали выше, новое, развивающееся направление, характерное и для лингвистики текста в целом, и для современного замятиноведения в частности, объединяющее в себе лингвокуль-турологическую и когнитивно-дискурсивную научные парадигмы, рассматривающие язык как вместилище культурной памяти, как способ
.о
X i_ s
ta
го а го с
aj
-D X
го
0J -О
со о
ai
о
и
к X
га
ai
о
со о
к го
со
го со
Ol
го иэ го
I—
<
cd
СТ1
о
гм
го
го
О!
а
(К
го ^
и О!
о о
познания и как хранилище знаний и представлений о мире.
Следует констатировать, что до последнего времени анализ национально-культурных концептов русского языкового сознания не был предметом специального рассмотрения применительно к художественному творчеству Замятина. На сегодняшний день мы можем назвать только несколько работ, в том числе и диссертационных, посвященных концептуальному анализу произведений Е. И. Замятина, в частности, особенностям репрезентации концептов ВРЕМЯ, ПРОСТРАНСТВО, ЧЕЛОВЕК, ЖЕЛАНИЕ, РЕЧЬ и др. [см.: Алтабаева 2004, Алтабаева, Лебедева, Маясов и др. 2011; Маясов 2011, Лебедева 2012 и др.].
Концептуальное направление как новая научная парадигма исследования творчества Е. И. Замятина в настоящее время еще формируется, но уже сейчас дает методологическую основу для новых исследований. В его русле язык произведений Замятина рассматривается как способ познания и выражения русской национальной ментальности.
Осуществление концептуального анализа показывает и доказывает, что творчество Замятина — это особый мир, мир целостный, единый и в то же время многоплановый, многослойный, вмещающий в себя множество других миров, мир, который «настолько разнообразен и оригинален, что кажется, будто один и тот же человек не мог никак оказаться автором и сказок, и пьес, и глубоких психологических новелл, и острых сатирических рассказов и повестей, и исторического романа, и блестящих эссе... И все же это так: все это — Замятин» [Никоненко 2004: 18].
Анализируя феномен Замятина, Константин Федин подчеркнул, что писатель «обладал такими совершенствами художника, которые возводили его высоко» [Федин 1967: 78]. Неудивительно, что исследовательский интерес к его личности и творческому наследию не угасает на протяжении многих десятилетий, и это вполне закономерно. В то же время сложно утверждать, что в замятиноведении сказано уже последнее слово и поставлены все точки. Еще многое из того, что сказал человечеству Замятин, остается либо малоисследованным, либо вовсе неизученным. И обращение к феномену за-мятинского текста с позиций новых научных парадигм, думается, позволит по-новому осмыслить художественный мир этого удивительно мастера русского слова.
ЛИТЕРАТУРА
Алтабаева Е. В. Замятинский текст как объект лингво-
культурологии // Филологическая регионалистика.
Тамбов, 2009. № 1-2.
Алтабаева Е. В., Лебедева Е. А., Маясов В. Е. Фотино-ва Ю. Ю. Замятинский текст как явление русской культуры и ментальности. Тамбов, 2011.
Алтабаева Е. В. Концепт желание в художественной прозе Е. Замятина // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня: научные доклады, статьи, очерки, заметки, тезисы. В XIII кн. Тамбов; Елец, 2004. Кн. XIII.
Анненков Ю. П. Дневник моих встреч. М., 1991.
БабенкоЛ. Г. Лингвистический анализ художественного текста. Екатеринбург, 2000.
Борода Е. В. Художественные открытия Е. И. Замятина в контексте поисков русской литературы второй половины ХХ — начала XXI веков: дис. ... д-ра филол. наук. Тамбов, 2011.
Давыдова Т. Т. Творческая эволюция Евгения Замятина в контексте русской литературы 1910-1930-х годов: дис. ... д-ра филол. наук. М., 2001.
Дзайкос Э. Н. Е. И. Замятин и Ю. П. Анненков: проблема творческого взаимодействия: дис. ... канд. филол. наук. Тамбов, 2009.
Евсеев В. Н. Художественная проза Е. И. Замятина: Творческий метод, жанры, стиль: дис. ... д-ра филол. наук. М., 2001.
Желтова Н. Ю. Проза Е. И. Замятина: пути художественного воплощения русского национального характера. Тамбов, 2003.
Жукова Е. А. Традиции народной смеховой культуры в творчестве Е. И. Замятина: дис. ... канд. филол. наук. Тамбов, 2009.
Комлик Н. Н. Творческое наследие Е. И. Замятина в контексте традиций русской народной культуры: монография. Елец, 2000.
Лебедева Е. А. Категория времени и средства ее представления в замятинском тексте: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тамбов, 2011.
Лядова Е. А. Трагедия «Атилла» в творческой эволюции Е. И. Замятина: монография. Тамбов, 2004.
Маясов В. Е. Глаголы речевой деятельности в пространстве художественного текста: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тамбов, 2011.
Никоненко Ст. С. Созидатель // Замятин Е. И. Собр. соч.: в 5 т. Т. 1. Уездное. М., 2003.
ОрловаЕ.А. Концепт душа в прозе Е. И. Замятина: дис. ... канд. филол. наук. Тамбов, 2011.
Панов А. Ю. Трагедия Е. И. Замятина «Атилла» в ракурсе теории этногенеза Л. Н. Гумилёва: дис. ... канд. филол. наук Тамбов, 2009.
Полякова Л. В. Евгений Замятин в контексте оценок истории русской литературы XX в. как литературной эпохи. Тамбов, 2000.
Попова И. М. Литературные знаки и коды в прозе Е. И. Замятина. Тамбов, 2003.
Скороспелова Е. Б. Евг. Замятин и его роман «Мы». М., 1999.
Топоров В. Н. Петербургский текст русской литературы. СПб., 2003.
Федин Конст. Горький среди нас. Картины литературной жизни М., 1967.
Чернышова О. Е. Жанр сказки Е. И. Замятина: историко-литературный контекст и структурно-поэтическая специфика. Тамбов, 2003.
Шенцева Н. В. Художественный мир Е. И. Замятина. Йошкар-Ола, 1996.
Gildner А. Proza Jewgienija Zamiatina, Krakow, 1993.
Goldt R. Thermodynamik als Textem. Der Entropesatz als poetologische Chiffre bei E. I. Zamjatin. Mainz, 1995.
Shane А. The Life and Works of Evgenij Zamjatin. California
Press, Berkeley and Los Angeles, 1968. Scheffler L. Evgenij Zamjatin. Sein Weltbild und seine literarische Thematik. Köln; Wien: Böhlau Verlag, 1984.
ФГБОУ ВПО «Российский государственный аграрный университет — МСХА им. К. А. Тимирязева». Поступила в редакцию 22.04.2013 г.
-D
X
UDC 415.411.12
the concept of zamyatin text AND new scientific PARADIGMs
E. v. Altabaeva, v. E. Mayasov
The article explores new approaches to the study of Zamyatin creativity, in particular, conceptual direction, combining lingua-cultural and discourse-cognitive scientific paradigms and researching of Zamyatin texts spheres of concepts that are related to them. KEY WORD S: Zamyatin, linguistics, Zamyatin text, research areas, concept.
ro a ro x
aj
-D
x
ra x
aj
-D
m о
ai
о
к X
ra
aj
о
со о
к го
со
го со
Ol
го иэ го
н ^
< cd