ХРОНИКА
УДК 821.161.1
НАУЧНЫЙ ЗАМЯТИНСКИЙ ЦЕНТР В ТАМБОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ К 130-летию СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Е.И. ЗАМЯТИНА
© Лариса Васильевна ПОЛЯКОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор филологических наук, профессор, научный руководитель института филологии, e-mail: [email protected]
Содержится подробная информация о конкретных результатах работы Международного научного центра изучения творческого наследия Е.И. Замятина, созданного решением Ученого совета ТГУ им. Г.Р. Державина на филологическом факультете (в институте филологии) на базе кафедры истории русской литературы. Деятельность центра в области исследования культурного наследия Е.И. Замятина анализируется на фоне общего состояния современного отечественного и зарубежного замятинове-дения и оценивается как активная, многосторонняя и плодотворная.
Изложены цели и задачи создания Замятинского центра как научно-исследовательского, научно-вспомогательного, научно-организационного, учебно-методического структурного образования университета. Освещены основные формы работы центра: написание докторских, кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных, курсовых проектов; генерирование новых идей и концепций; укрепление творческих контактов с отечественными и зарубежными специалистами; подготовка к печати монографий, сборников научных трудов, энциклопедий, библиографических указателей, тематических путеводителей и другой литературы; проведение международных и всероссийских научных форумов, в т. ч. молодежных, творческих мастерских ведущих отечественных и зарубежных ученых, научных семинаров, «круглых столов», выставок; организация научных стажировок; создание информационно-библиографической базы данных для коллективного пользования; привлечение финансовых средств для осуществления конкретных научных проектов (грантодеятельность); выступления в СМИ. Приведены конкретные статистические показатели.
За 20 с лишним лет существования научный центр развивался быстрыми темпами, обогатил науку реальными достижениями, общепризнанными новаторскими идеями и подходами.
Ключевые слова: Замятин; Международный научный центр изучения творческого наследия Е.И. Замятина; результаты работы.
В результативности осмысления творчества Е.И. Замятина (1884-1937) по объективным причинам отечественное литературоведение до недавнего времени значительно уступало зарубежному, представленному монографическими трудами А. Шейна (США), Л. Шеффлер (Германия), Р. Гольдта (Германия), А. Гильднер (Польша) и других авторов [1-5]. В процессе «возвращения» Замятина на родину начиная с 1986 г., когда возобновилась публикация его произведений в Рос-
1 Статья представляет собой расширенный вариант доклада Л.В. Поляковой на Международной конференции «Русская литература - преемственность и инновация» в Китае (Китайская ассоциация по исследованию русской литературы). Вэйхай, 2013. 23-27 июля.
сии, многое сделано: теперь писателю посвящены фундаментальные монографии, обзорные брошюры, многочисленные статьи, докторские и кандидатские диссертации, библиографические указатели. В этой активной и многосторонней деятельности по возрождению имени выдающегося русского писателя и по изучению его творческого наследия значительное место принадлежит Тамбовскому государственному университету им. Г.Р. Державина.
В конце 2012 г. свое 20-летие отметил Международный научный центр изучения творческого наследия Е.И. Замятина в Тамбове. Год от года он развивался достаточно быстрыми темпами. Во время работы 5 Ме-
ждународных Замятинских чтений (2004) Мишель Парфенов (Франция) высоко оценил деятельность центра и подчеркнул: «Центр имеет не только международное, но, учитывая реальную работу центра и обширные международные контакты, и мировое значение» [6, с. 4]. В этой характеристике есть, конечно, преувеличение, однако реально центр активно работает и активизирует научно-исследовательскую мысль не только в пределах Тамбовской области.
Центр выполняет научно-исследовательскую, научно-вспомогательную, научно-организационную, учебно-методическую и координирующую функции прежде всего в реализации возможностей ведущей научной школы Тамбовского региона «Исследование русской литературы в национальном культурном контексте», ее основной специализации «замятиноведение».
В кабинете центра собран богатый диссертационный, книжный и документальный фонд, включающий более 800 единиц хранения, в том числе многочисленные автографы. Он служит базой для прохождения стажировок специалистов, представителей научных центров России и зарубежья, учителей. В текущем учебном году стажировку прошли аспиранты Валентина Бертола (Католический университет в Милане, Италия) и Наталья Аксенова (Томский государственный политехнический университет, Россия).
Целью организации Замятинского центра стало создание на родной для Е.И. Замятина земле научно-исследовательской, информационно-библиографической, учебно-методической базы для изучения проблемных вопросов истории русской литературы ХХ столетия через освоение сложной творческой судьбы «русского англичанина».
В задачи центра входят: приобщение к изучению наследия писателя новых исследователей; активный обмен результатами анализа, в т. ч. с зарубежными коллегами; собирание, сохранение и распространение необходимой научной информации; обеспечение возможности работы с созданной в Тамбове базой данных молодым и опытным филологам не только в соседних с тамбовским, но и в отдаленных от центра России регионах; максимальное использование потенциала замятинского творчества в рамках филологического воспитания учащейся молодежи.
Основными формами работы центра являются: написание докторских, кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных, курсовых проектов; подготовка к печати монографий, сборников научных трудов, энциклопедий, библиографических указателей, тематических путеводителей и другой литературы; проведение международных и всероссийских научных форумов, в т. ч. молодежных, творческих мастерских ведущих отечественных и зарубежных ученых; организация научных стажировок; создание информационно-библиографической базы данных для коллективного пользования; проведение научных семинаров; привлечение финансовых средств для осуществления конкретных научных проектов (грантодеятель-ность); выступления в СМИ.
Российские и зарубежные творческие контакты:
- Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН;
- Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН;
- Ягеллонский университет (Польша, Краков) (филиал центра, рук. профессор А. Гильднер, Х. Вашкелевич);
- Лозаннский университет (Лозанна, Швейцария) (представительство центра, профессор Л. Геллер);
- Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина (филиал центра, рук. профессор Н.Н. Комлик);
- Мичуринский государственный педагогический институт (Лаборатория по изучению языка Е. И. Замятина, рук. профессор Е.В. Алтабаева);
- отделы Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге (главным образом, доктор культурологии М.Ю. Любимова);
- библиотека Санкт-Петербургского государственного политехнического университета (И.А. Брюханова);
- ведущие специалисты из университетов Парижа (Франция), Пекина (КНР), Майнца (Германия), Оксфорда (Великобритания), Остравы (Чехия), Варшавы (Польша), Чикаго (США), Луцка (Украина), Минска (Беларусь), Караганды (Казахстан), Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Твери, Саратова, Великого Новгорода, Йошкар-Олы, Томска, Ишима, Тюмени, Барнаула, Волгограда,
Петрозаводска, Липецка, Белгорода, других учебных заведений России и зарубежья.
На базе центра, помимо работ по иной разнообразной историко-литературной и литературно-теоретической проблематике, написаны и успешно защищены 3 докторские [7-9] и 26 кандидатских диссертаций [10-35] по творчеству Е.И. Замятина.
Уже традиционным научным форумом по обсуждению проблемных вопросов замя-тиноведения стали Международные Замя-тинские чтения в Тамбове. Сегодня Тамбов, наряду с Санкт-Петербургом и Лозанной (Швейцария), является ведущим исследовательским центром, где на протяжении более двадцати лет проводится интенсивная работа по «возвращению» к российскому читателю творческого наследия выдающегося писателя, родившегося в тамбовской Лебедяни (ныне Липецкая область). Международные Замятин-ские чтения организуются совместно с Институтом мировой литературы им. А.М. Горького РАН. Проводятся научные конференции и в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина. Международные чтения стали ярким катализатором современных приоритетов в замятиноведении. Они сориентировали исследователей на изучение художественного мира, самобытной поэтики Замятина. На чтениях закрепилась устойчивая тенденция к комплексному изучению творческого наследия писателя. Замятин, пожалуй, впервые освободился от политических оценочных клише и впервые предстал как выдающийся «словопоклонник», мастер русского художественного слова.
Роман «Мы» по-прежнему находится в центре внимания отечественных и зарубежных замятиноведов, однако совершенно четко прослеживается изменение угла зрения исследователей на самое знаменитое произведение писателя. На втором плане остались социально-идеологические споры вокруг романа, на первый же выдвинулись проблемы «дешифровки» оригинальной поэтики, изучение литературно-философского и историко-культурного контекстов замечательного творения Замятина. Обозначился стойкий интерес к жанровому своеобразию романа.
От чтений к чтениям расширяется не только исследовательская проблематика, но и география их участников. Ряды известных, маститых замятиноведов постоянно попол-
няют новые имена: молодые доктора и кандидаты наук, аспиранты, студенты. Это будущее науки о Замятине.
Чтения проводятся с 1992 г. Всего на них прочитано около 900 научных докладов и сообщений. Наиболее интересные из них опубликованы.
Своими первыми впечатлениями от чтений (Вторые Замятинские чтения, 1994) на страницах парижской газеты «Русская мысль» поделился с читателями известный французский и швейцарский славист профессор Л. Геллер. Он высказал ряд чрезвычайно интересных мыслей не только о состоянии современного замятиноведения, но и о культурном возрождении новой России. «Не исключено, что рождается новая академическая традиция: Тамбов застолбил Замятина как «своего писателя», благо родился тот в недалекой Лебедяни, - писал Л. Геллер. - Автора этих строк, запуганного постоянными воплями русских и западных «Средств массовой информации» о крушении культуры в России, тамбовские чтения несколько успокоили, показав, что провинциальные центры как будто обретают ту культуру, которая отличала их до революции» [36].
В 2009 г. расширен формат Замятинских чтений, они преобразованы в Конгресс литературоведов, и в Тамбове состоялся Первый Международный конгресс «Литературоведение на современном этапе: Теория. История литературы. Творческие индивидуальности. К 125-летию Е.И. Замятина». В начале осени юбилейного для Замятина 2014 г. планируется проведение Второго Международного конгресса совместно с Восточноевропейским национальным государственным университетом им. Леси Украинки (г. Луцк, Украина).
Разнообразна издательская деятельность центра. Учитывая малый тираж тамбовских изданий, для специалистов приведу проблематику исследований в соответствии с оглавлениями изданий. В 1992 г. в Тамбове вышло небольшое издание «Творчество Евгения Замятина. Проблемы изучения и преподавания. Материалы Первых российских Замятинских чтений 21-23 сентября 1992 года»: Ванюков А.И. Повести Е. Замятина: поэтика жанра; Ачкасова Л. С., Шаронова В. С. Е. Замятин и А. Чаянов (идеи социального прогнозирования в прозе 20-х годов); Полякова Л.В. Евгений Замятин и Октябрь: писа-
тель в современной критике и творчестве; Стрельцов А.М. Художественное мышление писателя и художественная цельность произведения (Роман «Мы» в контексте творчества Замятина); Мущенко Е.Г. Об одном из источников стилевого своеобразия прозы Е. Замятина; Xарчевников А.В. Е.И. Замятин и «школа А.М. Ремизова»; Иванова Т.В. Художественные миры Евгения Замятина: «Россия» и «Русь» (Автор и его герои в рассказах «Пещера» и «Русь»); Колядич Т.М. Язык и образ. О стилевых особенностях воспоминаний Е. Замятина; Черников А.П. И. Шмелев и Е. Замятин (К проблеме изображения «маленького человека» в русской литературе 1910-х годов); Трофимов В.М. Е. Замятин и русская эпика. Особенности эстетики и поэтики; Попков В.И. Русскость, женскость, древность города Кустодиева («Пестрое узорочье присловий» в рассказе Е.И. Замятина «Русь»); Филат Т.В. Гуманизм ранних рассказов Е. Замятина («Уездное», «Непутевый», «Три дня»); Резун М.А. Жанровое своеобразие повестей Е.И. Замятина 1910-х годов; Пилипюк Е.Л. Сказовая полифонич-ность в повести Е.И. Замятина «На куличках»; Золототрубова Н.Н. Пространственные представления и их решение в повестях Е. Замятина «Алатырь» и «Островитяне»; Сваровская А.С. Тема материнства в прозе Е.И. Замятина 10-20-х годов; Дмитриева Л.И. Поэтика сказки Е. Замятина «Ангел Дорми-дон»; Михеев Ю.Э. Структура художественного времени в цикле сказок Е.И. Замятина про Фиту; Иванов А.И. Русская провинция в повести Е. Замятина «Уездное» и в окуров-ском цикле М. Горького; Бондарь В.С. Евгений Замятин о русском национальном характере; Владимиров О.Н. И. Бунин и Е. Замятин (К проблеме национального характера); Ис-кржицкая И.Ю. Е. Замятин и «математический код» русского символизма; Мирюш-кин В.Д.Проблема гуманизма в рассказах Е. Замятина; Шенцева Н.В. Художник и время в литературно-критических и публицистических статьях Е. Замятина 20-х годов; Пилипчук Е.Д. О пародийном использовании штампов русского и немецкого романтизма XIX века (из наблюдений над стилем Е. Замятина); Яковлева И.П.Человек и мир в творчестве Е. Замятина и обэриутов; Хворо-ва Л.Е. Поэтика неореализма (С.Н. Сергеев-Ценский и Е.И. Замятин); Архангельская Н.Н.
Поэтика рассказа Е. Замятина «Наводнение»; Авдошенко Е.В. Замятин-критик; Алтабае-ва Е.В. Оптативные предложения в прозе Е. Замятина; Лемещенко В.Л. Е. Замятин в школьном изучении; Палабугин В.К. Провидец печального будущего России; Бесчетни-кова С.В. Гротеск как средство художественного прогнозирования в романе-антиутопии Е. Замятина «Мы»; Тихонов И.А. Мифологическое в романе Е.И. Замятина «Мы»; Кара-кан Т.А. Мифопоэтическая традиция в романе Е. Замятина «Мы»; Мотричкина-Бо-рисова Е.Г. Проблема художественного времени в романе Е. Замятина «Мы»; Спиридонова И.А. «Чевенгур» А. Платонова в зеркале «Мы» Е. Замятина (к вопросу жанрового своеобразия); Каньков Ю.С., Герасимова Н.И. Традиции романа Е. Замятина «Мы» в английской литературе (Хаксли, Оруэлл); Гончаров П.А. Природное и механическое в ценностной иерархии Е. Замятина; Селезнева Л.Д. Женская тема в романах-антиутопиях «Мы» Е. Замятина и «1984» Д. Оруэлла; Черноярова М.Ю. Антиутопические мотивы произведений Достоевского в романе Замятина «Мы»; Гостилович Т.А. Сходство соци-ально-эконо-мических воззрений А. Чаянова и Е. Замятина; Аносов А.В. Традиции антиутопии Е. Замятина в произведениях современной социальной фантастики; Старыгина Н.Н. Характер и маска? (К проблеме интерпретации темы талантливого русского человека Н.С. Лескова в «Левше» и Е.И. Замятина в «Блохе»); Красовская С.И. Идеи гуманизма в творчестве Е. Замятина и А. Платонова; Ляпаева Л.В. Личность писателя в оценке Е.И. Замятина (по очеркам «Андрей Белый», «М. Горький»); Потанина Н.Л. Герберт Уэллс в оценке Е. Замятина; Матушкина В.И. Эссе Е. Замятина «Москва - Петербург» (писатель о судьбе культуры); Пейкова А.К. Тема будущего в творчестве Е. Замятина и В. Маяковского; Ильина Т.А. Е. Замятин и М. Булгаков (к истории творческих взаимоотношений); Нечаева М.В. Замятин и Осор-гин; Косякова С.А. Некоторые вопросы роли критика в творчестве Е. Замятина и А. Мерз-лякова; Блохина Н.Г. Лингвистический анализ текста рассказа Е. Замятина «Русь».
С начала 1994 г. выходит многотомное серийное издание «Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня». Вышло 14 книг. Издание включает материалы Меж-
дународных Замятинских чтений, состоявшихся в Тамбове, а также Международного интернет-семинара «Теория синтетизма Е.И. Замятина и художественная практика писателя: эстетический ресурс русской литературы ХХ-ХХ1 веков» [38]. Известные и молодые ученые из разных стран исследуют яркое многожанровое наследие замечательного русского писателя. На страницах издания анализируются вопросы уникальной за-мятинской поэтики, особенности творческой эволюции художника-«еретика», традиции и новаторство прозаика, драматурга, публициста, литературного критика и теоретика, переводчика, воспитателя литературной молодежи, его роль в литературно-общественном движении первых десятилетий ХХ в. Пред-слагаются оригинальные интерпретации отдельных художественных произведений. Приведу годы издания и объем книг: кн. I (1994, 304 с.), кн. II (1994, 270 с.), кн. III (1997, 203 с.), кн. IV (1997, 236 с.), кн. V (1997, 170 с.), кн. VI (1997, 175 с.), кн. VII (2000, 192 с.), кн. VIII (200, 188 с.), кн. IX (2000, 196 с.), кн. X (2000, 176 с.), кн. XI (2003, 266 с.), кн. XII (2004, 388 с.), кн. XIII (2004, 254 с.), кн. XIV (2007, 266 с.).
По результатам Первого Международного конгресса литературоведов в Тамбове «Литературоведение на современном этапе: «Теория. История литературы. Творческие индивидуальности» вышел объемный том (более 61 п.л.) материалов этого научного форума. Известные и молодые ученые из России, Украины, Казахстана, Белоруссии, Польши, Германии, Англии, Швейцарии, Китая, Южной Кореи представили свои труды о ярком многожанровом наследии выдающегося русского писателя, других классиков русской и мировой литературы, о поисках современных писателей. На страницах издания представлены разные научные школы, историко-литературные концепции, освещаются методологические и теоретические аспекты литературоведения [39]. Материалы о Замятине сосредоточены в Части второй этой коллективной монографии.
Следует уточнить, что редколлегия этих коллективных изданий по материалам Замя-тинских чтений и конгресса во всех случаях оставляет датировку замятинских произведений авторами публикуемых материалов, намеренно демонстрируя тем самым «парад»
хронологических несоответствий и подтверждая острую необходимость издания академического собрания сочинений Е.И. Замятина. Не только датировка художественных произведений и других работ писателя, но и система их подлинных названий, текстологические несовпадения, как свидетельствуют опубликованные на страницах «Творческого наследия Евгения Замятина...» и коллективной монографии «Литературоведение на современном этапе...» материалы, - целая научная, текстологическая проблема, требующая безотлагательного решения.
Научно-исследовательские поиски и идеи тамбовских замятиноведов, формировавшиеся в процессе многочисленных дискуссий, апробированы на страницах десяти монографических работ [7-9; 40-46]. Изложу авторские аннотации книг.
В первой главе монографии И. М. Поповой «Чужое слово» в творчестве Е.И. Замятина (Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский)» - «Гоголевское слово» в творчестве Е. И. Замятина 1910-1920-х годов» - анализируются гоголевские цитаты, введенные в тексты замятинских рассказов «Уездное», «Чрево», «Алатырь» с целью художественного воссоздания «абсурда бытия». «Омертвение душ» Замятин изображал посредством перикодирования образов-масок Н.В. Гоголя, обнаруживая динамику от резкой сатиры к гоголевскому «одушевлению лиризмом». Во второй главе - «Сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина как система-прототип эстетической концепции творчества Е.И. Замятина 1914-1920-х годов» - исследуется поэтика замятинского интертекстуального диалога со своим предшественником, который обнаруживается в циклах сказок писателя «Большим детям сказки». Замятин выстраивает свои произведения на реминисценциях из сказок и «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина, развивая щедринские «смеховые модели» в романе «Мы». Третья глава монографии «Слово» Ф.М. Достоевского в творчестве Е.И. Замятина» связана с изучением аллюзийной системы, созданной из идей, образов, цитат творчества Достоевского («Непутевый», «Знамение», «Сподручница грешных», «Землемер»). С помощью «слова Достоевского» формируются в прозе Замятина мотивы «спасительной детскости человечества» -
женственности, милосердной любви, «свободы духа» («Землемер», «Дракон», «Мамай», «Пещера», «Детская» и многие другие). Концептуальным является сопоставление Благодетеля в романе «Мы» и Великого Инквизитора из «Братьев Карамазовых».
В 2000 г. в издательстве ТГУ им. Г.Р. Державина вышла монографическая работа руководителя научной школы и Международного научного центра изучения творческого наследия Е.И. Замятина в Тамбове Л.В. Поляковой «Евгений Замятин в контексте оценок истории русской литературы XX века как литературной эпохи», рекомендованная УМО классических университетов в качестве курса лекций для студентов-филологов. На страницах этой монографии подведены предварительные итоги исследовательской работы тамбовских литературоведов в области замятиноведения, обозначена научная перспектива, сформулированы основные пути развития отечественного литературоведения. Здесь разработана общая научная концепция творчества Е.И. Замятина, писатель «примерян» к представлениям Н.А. Бердяева о русском антиренессансном трагическом характере гуманизма отечественной литературы, к иным философским теориям этого и других мыслителей, поставлен в контекст полемики «западников» и «славянофилов». Разработана периодизация творческой эволюции, проанализированы ведущие художественные произведения, публицистические, литературно-теоретические, литературно-критические работы и эпистолярное наследие Е.И. Замятина. Отдельные страницы монографического труда посвящены проблеме творческого метода писателя и характеристике современного состояния науки о Е.И. Замятине.
В процессе осмысления творчества Замятина зарубежным литературоведением автор монографии констатирует своего рода крен, «модернизацию» и «западнизацию» писателя-реалиста. Замятин-неореалист, по ее утверждению, продолжал традиции, прежде всего, классиков национальной литературы - Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Чехова, Лескова, народной культуры, культуры русской провинции, «лебедянского» культурного контекста, работал в общем литературно-философском контексте не только с Ницше, Шопенгауэром, Шпенгле-
ром, но, в первую очередь, с русскими философами - B.C. Соловьевым, Н.А. Бердяевым, И.А. Ильиным, Г.П. Федотовым, Н.Ф. Федоровым, П.А. Флоренским. Руководитель За-мятинского центра считает возможным говорить о существовании в русской литературе XX в. феномена «замятинского» человека, характеризующегося самим Е.И. Замятиным таким качеством мировидения и поведения, как «скифство». Образ «скифа» и стал сердцевиной замятинской довольно-таки стройной общефилософской и гуманистической доктрины. Не отвергая огульно западные достижения, на протяжении всего своего творческого пути Замятин пытался «проинтегрировать» специфику русского национального характера и русской истории в параметрах мировой и прежде всего европейской цивилизации. В монографии прочерчены основные ориентиры в освоении национально выразительного пласта замятинского наследия, обозначены этапы творческой эволюции и сформулированы основные положения, характеризующие научные принципы и подходы тамбовской литературоведческой школы к обозначенной проблеме.
По наблюдению автора курса лекций, Е.И. Замятина на протяжении всей жизни преследовал парадокс: именно произведения, в которых он художественно осмысливал подчеркнуто русскую жизнь и русский характер, подвергались самой острой критике (известная реакция цензуры на повесть «На куличках», А. Воронского на рассказ «Дракон», В. Фриче на «Слово предоставляется товарищу Чурыгину», другие многочисленные примеры). О национальной выразительности замятинского творчества до недавнего времени чаще и ярче писали зарубежные слависты. В наши дни это автор польской монографии о Е.И. Замятине А. Гильднер, немецкий исследователь Р. Гольдт.
Проблема национального, культурно-провинциального колорита творчества Замятина чрезвычайно перспективна для замяти-новедения. Освещение этого вопроса способствует не только постижению особенностей художественного мира писателя, но и более полному представлению о всем том общем историко-литературном, историко-философском, историко-культурном контексте, в который волею своей творческой судьбы вписан автор романа «Мы». Приверженность
писателя этой проблематике свидетельствовала о постоянстве его интересов и пристрастий, о возможностях и масштабах историко-генетического, социально-исторического материала, о трудностях и сложностях художественного постижения противоречий и закономерностей современной русской действительности и особенностей русского характера.
Книга Н.Н. Комлик «Творческое наследие Е.И. Замятина в контексте традиций русской народной культуры» открыла замечательную страницу в исследовании творчества писателя. Проблема национальной выразительности творческого наследия Е. Замятина, несмотря на кажущуюся ее очевидность, долгое время находилась в тени политических и идеологических оценок личности и творчества писателя, связанных прежде всего с романом «Мы». Политико-идеологические формулы, в которые пытались вместить сложное, многообразное, «брызжущее талантом» творчество Замятина, приводили к искажению облика самобытного русского писателя, в результате чего Замятин превращался в «европейца», «англичанина», «не русского по своей творческой манере художника». Монография Н.Н. Комлик - убедительное доказательство узости такого подхода.
В основе предпринятого Н.Н. Комлик системного исследования творчества Е. Замятина лежит идея органической сопричастности наследия писателя народной культуре, народному мироощущению, ставших фундаментом его образной системы. Это «генное» начало творческой индивидуальности писателя послужило средством укрупнения важнейших сюжетных коллизий и образов, воплощающих в произведениях раздумья художника о вечных вопросах бытия, и в первую очередь национального.
Укорененность творчества Е. Замятина в народной культуре обусловила и осуществленный в монографии способ раскрытия уникальности его таланта - через анализ богатейшей системы народной поэзии, народных традиций, обычаев, мироощущения и миропонимания народа, в их тесном внутреннем соотнесении с оригинальной художественной системой писателя.
В монографии с исчерпывающей полнотой воссоздан комплекс элементов, составляющих понятие «русская народная культура» и осуществлен филигранный анализ ее
«проникновения» на разные уровни замятин-ского текста - от типологии характера до поэтики сна и сновидения. Пронизанность текстов замятинских произведений народнопоэтической образностью необычайно мета-форизует их художественную структуру, делает ее суггестивной и «избыточной» по смыслу, раздвигает пространственно-временную протяженность текстов писателя, становится средством проявления авторского голоса, способствует символизирующей концентрации художественно-философской мысли произведений, уходящей в подтекст. Исследуя наследие писателя как синхронную художественную систему, в которой поверх жанровых барьеров, и несмотря на внешнюю проблемно-тематическую многослойность, действуют с начала творческого пути писателя и до его завершения одни и те же закономерности, автор монографии выявляет целостность замятинского Космоса. В результате замятинское наследие в книге предстает как метатекст - стройный, устойчивый и с точки зрения репертуара мотивов и формальных приемов, и с позиций исследования оттенков замятинской образной мысли, которая и оказывается главным «героем» монографии.
В монографии Н.Ю. Желтовой «Проза Е.И. Замятина: пути художественного воплощения русского национального характера» аргументируется мысль о том, что в фундаменте творчества писателя - русская жизнь, православные, культурные, нравственно-этические основы бытия русского народа, его яркий и непосредственный характер, тип поведения русского человека (мысли, поступки, стремления, чувства, идеалы, мечты, переживания, речь).
В работе осуществляется попытка осмысления художественно-семантической специфики прозы Е.И. Замятина через анализ особенностей поэтического воплощения характера русского человека и образа русской жизни в произведениях писателя, имеющих циклическую завершенность. Основное внимание уделено идейно-художественной структуре произведений двух хронологически развивающихся циклов: «северного» («Кряжи», «Африка», «Север», «Ёла», «Дракон», «Ловец человеков», «Островитяне») и т. н. «космогонического» («Чрево», «Сподручница грешных», «Мы», «Рассказ о самом
главном», «Наводнение»). Циклы в художественном мышлении писателя представляют собой своеобразный строительный материал, из которого слагается цельная философско-эстетическая концепция Е.И. Замятина, в основе которой лежит его известная идея об «интегральном образе».
Выразительность Замятина-художника обусловлена контекстом традиций национальной жизни. Характерные для всего творческого наследия писателя циклы «северных» произведений и «космогонической» прозы отмечены пристрастием автора к лирико-драматическим сюжетам, напряженно-событийным конфликтам и коллизиям, символически насыщенному хронотопу, многоплановой композиции, «звукописи» и «цветописи», обращением к былинным мотивам, конкретным приемам устного народного творчества, духовным канонам русского православия, образам-архетипам, страстным мужским и женским характерам, вниманием к идейно-тематическому постоянству, подтексту и названиям произведений.
Такой угол зрения, по оценке Н.Ю. Жел-товой, позволяет признать национальное начало как доминирующее и основополагающее в формировании поэтики Е.И. Замятина, в становлении его творческой индивидуальности, оценить уникальность творческого почерка писателя, выйти на новый уровень осмысления его прозы именно в контексте традиций народной культуры, разрушить многочисленные мифы о Замятине-«евро-пейце» и таким образом о подражательности или вторичности многих его художественных решений.
В книге И.М. Поповой «Литературные знаки и коды в прозе Е.И. Замятина: функции, семантика, способы воплощения» анализируется функциональность культурного (литературного) компонента прозы Е.И. Замятина, которая рассматривается на материале интертекстовых связей с творчеством Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и А.П. Чехова. Проводится многоаспектное системное исследование литературного пласта творчества Е.И. Замятина как важнейшей составляющей его художественного мира.
Монография О.Е. Чернышевой (Видной) «Жанр сказки Е.И. Замятина: историко-литературный контекст и структурно-поэти-
ческая специфика» издана в 2003 г. и стала определенным этапом в изучении замятин-ской литературной сказки. Автор монографии привлекла внимание к специфике малых форм писателя, при этом активно трансформируя опыт предыдущих исследователей, затрагивающих вопросы жанровой эволюции писателя и индивидуальности его стиля. В монографии подчеркивается особое место сказочной прозы в творческой эволюции писателя.
Жанровая природа сказочных текстов, по мысли автора монографии, обусловлена особенностями художественного метода писателя и уникальностью творческого почерка. Сказки стали одним их этапов эволюции художественного метода Замятина, который он называл неореализмом или синтетизмом. В них писатель продемонстрировал принципы новой поэтики: синтез фантастики и быта, интегральность образа, сжатость стилистики, динамизм и кинематографичность.
В издании предпринята попытка охарактеризовать принцип иронии, обусловленный, прежде всего, характером миропредставления Замятина и имеющий для эстетики писателя основополагающее значение. Ирония лежит в основе совершенствования особой манеры повествования писателя, включающей в себя приемы сказа, многоголосья, композиционных оппозиций, многослойно-сти и театральности.
В первой главе монографии Е.А. Лядовой «Пьеса «Атилла» как воплощение историко-философских взглядов Замятина» выявляются механизмы, объясняющие стремление писателя обратиться к данному историческому сюжету и к образу Атиллы; показаны внутренние, сугубо творческие причины, востребованность временем таких сюжета и героя, стремление ответить на вопросы, поставленные современностью, ощущение необходимости и желание выполнить своеобразный социальный заказ. Убедительно показана растерянность современников (и не только!) перед авторской позицией в пьесе, перед «белой любовью» Замятина, любовью гражданина и патриота, основанной не на умилении, а на высокой требовательности. Пьеса рассматривается как логическое продолжение замятинской прозы, драматургии, публицистики. Однако, как убедительно показывает автор, дело даже не в том, что писа-
тель в «Атилле» создает конгломерат уже не раз обыгрывавшихся тем, мотивов, приемов. Суть в том, что пьеса явилась продолжением разрабатываемой Замятиным темы свободы личности, человека-борца, «еретика», пытающегося противостоять общепринятым нормам. Опираясь на контекст творчества Замятина, Е.А. Лядова констатирует, что тема свободы, мотив освобождения от догм, правил у писателя всегда связан с темой смерти, гибели как платы за свободу. Проведя параллель «скиф» - «еретик» и доказав правомерность ее у Замятина, Е.А. Лядова представляет творчество писателя как единый текст; отсылки к замятинским прозе, драматургии и публицистике только подтверждают это. Во второй главе «Система характеров и поэтическая структура «Атиллы» освещаются следующие вопросы:
1) время и пространство в пьесе - хронотоп;
2) сюжетостроение; 3) спроецировалность на сюжет пьесы сказочных и других фольклорных мотивов, их трансформация и причины этого явления; 4) система характеров в пьесе; 5) ритмический рисунок пьесы.
В монографической работе Е.В. Бороды «Отечественная фантастика как реализация эстетического ресурса русской литературы начала ХХ века: братья Стругацкие и Евгений Замятин» творческое наследие Евгения Замятина рассматривается как художественная система, послужившая основой для развития отечественной фантастики второй половины ХХ в. В соответствии с суждениями автора, художественная модель научно-фантастического мира Аркадия и Бориса Стругацких, которые являются наиболее яркими представителями этого направления литературы, во многом опирается на воззрения Замятина. Социальная направленность, гуманистический пафос, ирония, логически обоснованный прогноз, эстетические пристрастия - все это роднит писателей, творчество которых принадлежит к разным эпохам. Замятин и Стругацкие находились по разные стороны советской эпохи. Автор романа «Мы» наблюдал становление нового государства, Стругацкие стали свидетелями его крушения. По мысли исследователя, Стругацкие подводят своеобразный итог социально-философским и историческим размышлениям Замятина, обосновывают целесообраз-
ность художественных прогнозов своего предшественника.
В другой монографии Е.В. Бороды -«Художественные открытия Е.И. Замятина в контексте поисков русской литературы второй половины ХХ - начала ХХ! вв.» - имя Замятина впервые вписано в контекст современной литературы. На страницах монографии открытия отдаленных десятилетий рассматриваются не столько в качестве традиции, сколько художественного ресурса. С этой целью не только выявлены и охарактеризованы пути, особенности, закономерности пребывания замятинского текста в литературе второй половины ХХ - начала ХХI в., но и предложена разработка теории ресурсности в литературе как явления. Концептуальные положения сформулированы на основе анализа прозы И.А. Ефремова, братьев А.Н. и Б.Н. Стругацких, В.Г. Распутина, Ч.Т. Айтматова, В.С. Маканина, В.Н. Войновича, В.О. Пелевина, П.В. Крусанова и некоторых других.
Монографическая работа Е.В. Алтабае-вой, Е.А. Лебедевой, В.Е. Маясова, Ю.Ю. Фо-тиновой «Замятинский текст как явление русской культуры и духовности» посвящена исследованию языка и концептосферы произведений Замятина, рассматриваются концепты пространство, время, человек, воплощающие в языке замятинского текста важнейшие национально-культурные и духовные ценности Центральной России, русского народа. Книга включает 4 главы: «За-мятинский текст как достояние русской культуры», «Национальное пространство за-мятинского текста», «Национально-культурная специфика времени в замятинском тексте», «Человек говорящий в замятинском тексте».
В результате многолетней систематической и плодотворной работы тамбовской научной школы по изучению творческого наследия Е.И. Замятина в контексте исследования проблем развития народной культуры и, прежде всего, культуры среднерусской провинции стало возможным написание региональной энциклопедии - «Замятинская энциклопедия. Лебедянский контекст» [47]. Коллектив авторов, проживающих на малой родине Замятина и располагающий уникальными историко-культурными документами, поставил целью «проинтегрировать», выра-
жаясь языком Замятина, его творческую биографию, содержание и названия произведений, характер героев особенностями социокультурного пространства среднерусской провинции, включая не только регионы, ранее входившие в Тамбовскую губернию, но и Воронеж, где с 1897 по 1902 гг. будущий писатель учился в гимназии.
В работах отечественных и зарубежных исследователей на сегодняшний день не выверены не только история создания отдельных произведений, их публикации, заглавия, но и многие биографические сведения. Не определены и иные текстологические реалии. Это - существенный фактор, располагающий к мысли о продуктивности идеи создания Замятинской энциклопедии, которая бы имела не только справочный характер, но и в необходимых случаях могла быть источником комментария. Целесообразность издания региональной энциклопедии обусловлена, прежде всего, отсутствием современного академического собрания сочинений Е.И. Замятина.
В энциклопедию включены статьи, раскрывающие лебедянскую атрибутику творчества Замятина в исчерпывающем виде. В ней нашли отражение история среднерусского края, его святоотеческие традиции, топография и этнография, географические приметы и специфический язык, родословная Замятина и его лебедянское окружение. Приведены библиографические списки. Издание проиллюстрировано фотоматериалами из фондов Лебедянского краеведческого музея и других источников. Структура энциклопедии: «От редактора», «Введение в энциклопедию», «Социокультурные реалии среднерусской провинции», «Лексика народных говоров», «Фотоприложение», «Предметный указатель», «Лексический свод народных говоров».
Особое место в научно-исследовательской деятельности Международного научного центра изучения творческого наследия Е.И. Замятина занимает подготовка и издание аннотированной библиографии работ о писателе, опубликованных на страницах тамбовских изданий. Библиография может быть прочитана как самостоятельный литературоведческий текст, в котором представлены проблематика и терминология замяти-новедения, его методология. Подготовка тамбовских выпусков аннотированного ука-
зателя «Е.И. Замятин. Материалы к библиографии» - один из шагов на пути к систематизации отечественных научных трудов о писателе. В настоящее время вышло 3 выпуска указателя: в 1997 г. (208 описаний), в 2000 г. (170 описаний) и в 2003 г. (157 описаний). Все выпуски библиографического указателя охватывают период с 1992 по 2002 гг. В указателе учтены авторефераты диссертаций, монографии, статьи, тезисы докладов, рецензии, другие отклики, опубликованные в Тамбове. В первую часть включены работы, увидевшие свет в период с 1992 по 1996 гг.; во вторую - с 1997 по 1999 гг.; в третью - с 2000 по 2002 гг. [48]. Особое значение тамбовской библиографии придает тот факт, что в ней собраны и описаны, кроме монографических работ и диссертаций, зафиксированных в других справочных указателях, материалы, которые были опубликованы в периодических изданиях Тамбовского университета, например, в журнале «Кредо» [49] и как бы «затерялись» здесь. Исследования о Замятине регулярно публикует «Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки», который выходит с середины 1996 г.
Параллельно с изданием указателей создавалась электронная база данных. В настоящее время продолжается работа по составлению следующей части тамбовской библиографии.
При Замятинском центре работает постоянный научный семинар преподавателей, аспирантов и студентов «Русская литература: взгляд из сегодня», который посещают и учителя, старшеклассники. По итогам семинарских дискуссий издается сборник материалов молодых исследователей «Диалоги о русской литературе» [50]. Семинар организует и активизирует, концентрирует научную работу, прежде всего, аспирантов и студентов: на его занятиях они проходят подготовку к выступлениям на научных конференциях разных уровней, в т. ч. международных; работают над статьями и рецензиями; овладевают навыками научной полемики.
Продуктивная научно-исследовательская деятельность молодых филологов дает возможность в кабинете центра регулярно устраивать выставки научных работ с демонстрацией свидетельств о победах авторов на конкурсах и в олимпиадах.
С целью предоставления одаренным молодым филологам открытой площадки для высказывания своих идей и их апробации руководство Замятинского центра приняло решение о проведении в Тамбове Всероссийского с международным участием проблемно-тематического конкурса научных студенческих работ «Литература русского зарубежья: Е.И. Замятин». Проведение конкурсов приурочено к юбилейным датам Е.И. Замятина. Это студенческое состязание обретает свои традиции и не теряет актуальности. По итогам конкурсных программ в свет вышли два сборника научных трудов студентов [51; 52].
Научный центр расположен в институте русской филологии ТГУ им. Г.Р. Державина (392000, г. Тамбов, ул. Советская, 181-и, ауд. 311, e-mail: [email protected]).
1. Gildner A. Proza Jewgienija Zamiatina. Krakow, 1993.
2. Goldt R. Thermodynamik als Textem. Die Entropiesatz als poetologische Chiffre bei E.I. Zam-jatin. Mainz, 1995.
3. Cooke B. Human Nature in Utopia: Zamyatin's We. Northwestern University Press, 2002.
4. Shane A. The Life and Works of Evgenij Zamja-tin. Berkeley; Los Angeles, 1968.
5. Scheffler L. Evgenij Zamjatin. Sein Weltbild und seine literarische Thematik. Köln; Wien, 1984.
6. Международный научный центр изучения творческого наследия Е.И. Замятина. 19942009 // Вестник Тамбовского университета. Приложение к журналу. Тамбов, 2009.
7. Попова И.М. «Чужое слово» в творчестве Е.И. Замятина (Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский). М., 1997.
8. Комлик Н.Н. Творческое наследие Е.И. Замятина в контексте традиций русской народной культуры. Тамбов, 2001.
9. Борода Е.В. Художественные открытия Е.И. Замятина в контексте поисков русской литературы второй половины ХХ - начала XXI веков. Тамбов, 2011.
10. Желтова Н.Ю. Проза Е.И. Замятина: поэтика русского национального характера. Тамбов, 1999.
11. Копельник В.И. Английские реалии в творчестве Е.И. Замятина. Тамбов, 2001.
12. Капустина С.Н. Русский дом и семья в творческой эволюции Е.И. Замятина: пути художественных решений. Тамбов, 2002.
13. Борода Е.В. Проза Е.И. Замятина: поэтика конфликта в замкнутом пространстве. Тамбов, 2003.
14. Селеменева М.В. Проблема мещанства и ее художественное решение в творчестве Е.И. Замятина. Елец, 2003.
15. Баранова И.И. Е.И. Замятин и его современники: философский и историко-культурный аспекты публицистики писателя. Тамбов, 2004.
16. Губанова Т.В. «Чеховское слово» в творчестве Е.И. Замятина. Тамбов, 2005.
17. Коржов А.С. Русский офицер в прозе первой трети XX века: типология и поэтика характера. Тамбов, 2005.
18. Кудрявцева О.Н. Художественная феноменология Е.И. Замятина: нравственно-религиозный аспект. Тамбов, 2005.
19. Панкова И.А. Блез Сандрар и русская литература: пути становления творческой индивидуальности писателя. Тамбов, 2006.
20. Седова О.В. Поэтика цвета в прозе Е.И. Замятина. Елец, 2006.
21. Селезнева Е.Н. Женская парадигма прозы Е.И. Замятина в контексте русских народных культурных традиций. Тамбов, 2007.
22. Осмоловский А.А. Художественная функция массовых сцен в прозе Е.И. Замятина. Тамбов, 2008.
23. Дзайкос Э.Н. Е.И. Замятин и Ю.П. Анненков. Проблема творческого взаимодействия. Тамбов, 2009.
24. Жукова Е.А. Традиции народной смеховой культуры в творчестве Е.И. Замятина. Тамбов, 2009.
25. Панов А.Ю. Трагедия Е.И. Замятина «Атилла» в ракурсе теории этногенеза Л.Н. Гумилева. Тамбов, 2009.
26. Полякова И.Е. «Смеховой мир» Е.И. Замятина в контексте народно-праздничной культуры. Елец, 2009.
27. Дьякова К.В. Своеобразие звукового пространства художественной прозы Е.И. Замятина. Тамбов, 2011.
28. Веселова А.С. Творческое наследие Е.И. Замятина во франкоязычной критике. Тамбов, 2011.
29. Захарова Е.В. Эстетика русского быта и бытия в прозе Е.И. Замятина. Тамбов, 2011.
30. Маясов В.Е. Глаголы речевой деятельности в концептуальном пространстве замятинского текста. Тамбов, 2011.
31. Орлова Е.А. Концепт «душа» в прозе Е.И. Замятина. Тамбов, 2011.
32. Лебедева Е.А. Категория времени и средства ее представления в замятинском тексте. Тамбов, 2012.
33. Толмачева О.В. Современное отечественное замятиноведение: итоги и перспективы. Тамбов, 2012.
34. Фотинова Ю.Ю. Концептуальная семантика пространства в замятинском тексте. Тамбов, 2012.
35. Краснова Т.В. Особенности сюжетостроения в прозе Е.И. Замятина. Тамбов, 2013.
36. Геллер Л. Замятинские чтения в Тамбове // Русская мысль. LA PENSÉE RUSSE. Париж, 1995. № 4059. 5-11 января.
37. Творчество Евгения Замятина. Проблемы изучения и преподавания: материалы Первых российских Замятинских чтений 21-23 сентября 1992 года / отв. ред. Л.В. Полякова. Тамбов, 1992.
38. Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня: в 14 кн. Научные доклады, статьи, очерки, заметки, тезисы / под ред. Л.В. Поляковой. Тамбов, 1994, 1997, 2000, 2003, 2004, 2007.
39. Литературоведение на современном этапе: Теория. История литературы. Творческие индивидуальности: материалы Международного конгресса литературоведов. К 125-летию Е.И. Замятина / науч. ред. Л.В. Полякова. Тамбов, 2009.
40. Полякова Л.В. Евгений Замятин в контексте оценок истории русской литературы XX века как литературной эпохи. Тамбов, 2000.
41. Попова И.М. Литературные знаки и коды в прозе Е.И. Замятина: функции, семантика, способы воплощения. Тамбов, 2003.
42. Чернышова (Видная) О.Е. Жанр сказки Е.И. Замятина: историко-литературный контекст и структурно-поэтическая специфика. Тамбов, 2003.
43. Лядова Е.А. Трагедия «Атилла» в творческой эволюции Е.И. Замятина. Тамбов, 2004.
44. Борода Е.В. Отечественная фантастика как реализация эстетического ресурса русской литературы XX века: братья Стругацкие и Евгений Замятин. Тамбов, 2007.
45. Борода Е.В. Художественные открытия Е.И. Замятина в контексте поисков русской литературы второй половины ХХ - начала XXI веков. Тамбов, 2010.
46. Алтабаева Е.В., Лебедева Е.А., Маясов В.Е., Фотинова Ю.Ю. Замятинский текст как явление русской культуры и духовности / под ред. Е.В. Алтабаевой. Тамбов, 2011.
47. Замятинская энциклопедия. Лебедянский контекст: материалы, исследования, документы, справки. Межвузовский региональный проект / рук. проекта и науч. ред. Л.В. Полякова; автор «Введения в энциклопедию» Н.Н. Комлик. Тамбов; Елец, 2004.
48. Е.И. Замятин: материалы к библиографии. Ч. 1 / под ред. Л.В. Поляковой; сост. Г.Б. Буя-нова, С.А. Косякова, О.В. Нечаева. Тамбов, 1997; Ч. 2 / сост. Г.Б. Буянова, С.А. Косякова.
Тамбов, 2000; Ч. 3 / сост. Е.В. Борода. Тамбов, 2003.
49. Кредо. Ежемесяный научно-популярный и литературно-художественный областной независимый журнал / председ. ред. совета. В.М. Юрьев; отв. ред. Н.Э. Кулин. Тамбов, 1992-1996.
50. Диалоги о русской литературе: сборник работ молодых исследователей / науч. ред. Л.В. Полякова; сост. Н.Ю. Желтова. Тамбов, 2008.
51. Литература русского зарубежья: Е.И. Замятин: материалы Всероссийского с международным участием конкурса научных студенческих работ, ноябрь 2002 г. / отв. ред., сост. Н.В. Сорокина; науч. ред. Л.В. Полякова. Тамбов, 2004/
52. Литература русского зарубежья: Е.И. Замятин: материалы Всероссийского с международным участием конкурса научных студенческих работ, ноябрь 2004 г. / отв. ред., сост. Н.В. Сорокина; науч. ред. Л.В. Полякова. Тамбов, 2006.
1. Gildner A. Proza Jewgienija Zamiatina. Krakow, 1993.
2. Goldt R. Thermodynamik als Textem. Die Entropiesatz als poetologische Chiffre bei E.I. Zam-jatin. Mainz, 1995.
3. Cooke B. Human Nature in Utopia: Zamyatin's We. Northwestern University Press, 2002.
4. Shane A. The Life and Works of Evgenij Zamja-tin. Berkeley; Los Angeles, 1968.
5. Scheffler L. Evgenij Zamjatin. Sein Weltbild und seine literarische Thematik. Köln; Wien, 1984.
6. Mezhdunarodnyy nauchnyy tsentr izucheniya tvorcheskogo naslediya E.I. Zamyatina. 19942009 // Vestnik Tambovskogo universiteta. Pri-lozhenie k zhurnalu. Tambov, 2009.
7. Popova I.M. "Chuzhoe slovo" v tvorchestve E.I. Zamyatina (N.V. Gogol', M.E. Saltykov-Shchedrin, F.M. Dostoevskiy). M., 1997.
8. Komlik N.N. Tvorcheskoe nasledie E.I. Zamyati-na v kontekste traditsiy russkoy narodnoy kul'tu-ry. Tambov, 2001.
9. Boroda E.V. Khudozhestvennye otkrytiya E.I. Zamyatina v kontekste poiskov russkoy lite-ratury vtoroy poloviny KhKh - nachala KhKhI vekov. Tambov, 2011.
10. Zheltova N.Yu. Proza E.I. Zamyatina: poetika russkogo natsional'nogo kharaktera. Tambov, 1999.
11. Kopel'nik V.I. Angliyskie realii v tvorchestve E.I. Zamyatina. Tambov, 2001.
12. Kapustina S.N. Russkiy dom i sem'ya v tvor-cheskoy evolyutsii E.I. Zamyatina: puti khudoz-hestvennykh resheniy. Tambov, 2002.
13. Boroda E.V. Proza E.I. Zamyatina: poetika konflikta v zamknutom prostranstve. Tambov, 2003.
14. Selemeneva M.V. Problema meshchanstva i ee khudozhestvennoe reshenie v tvorchestve E.I. Zamyatina. Elets, 2003.
15. Baranova I.I. E.I. Zamyatin i ego sovremenniki: filosofskiy i istoriko-kul'turnyy aspekty publit-sistiki pisatelya. Tambov, 2004.
16. Gubanova T.V. "Chekhovskoe slovo" v tvor-chestve E.I. Zamyatina. Tambov, 2005.
17. Korzhov A.S. Russkiy ofitser v proze pervoy treti XX veka: tipologiya i poetika kharaktera. Tambov, 2005.
18. Kudryavtseva O.N. Khudozhestvennaya feno-menologiya E.I. Zamyatina: nravstvenno-reli-gioznyy aspekt. Tambov, 2005.
19. Pankova I.A. Blez Sandrar i russkaya literatura: puti stanovleniya tvorcheskoy individual'nosti pisatelya. Tambov, 2006.
20. Sedova O. V. Poetika tsveta v proze E.I. Zamyatina. Elets, 2006.
21. Selezneva E.N. Zhenskaya paradigma prozy E.I. Zamyatina v kontekste russkikh narodnykh kul'turnykh traditsiy. Tambov, 2007.
22. Osmolovskiy A.A. Khudozhestvennaya funktsiya massovykh stsen v proze E.I. Zamyatina. Tambov, 2008.
23. Dzaykos E.N. E.I. Zamyatin i Yu.P. Annenkov. Problema tvorcheskogo vzaimodeystviya. Tambov, 2009.
24. Zhukova E.A. Traditsii narodnoy smekhovoy kul'tury v tvorchestve E.I. Zamyatina. Tambov, 2009.
25. Panov A.Yu. Tragediya E.I. Zamyatina «Atilla» v rakurse teorii etnogeneza L.N. Gumileva. Tambov, 2009.
26. Polyakova I.E. «Smekhovoy mir» E.I. Zamyatina v kontekste narodno-prazdnichnoy kul'tury. Elets, 2009.
27. D'yakova K.V. Svoeobrazie zvukovogo pro-stranstva khudozhestvennoy prozy E.I. Zamyatina. Tambov, 2011.
28. Veselova A.S. Tvorcheskoe nasledie E.I. Zamyatina vo frankoyazychnoy kritike. Tambov, 2011.
29. Zakharova E.V. Estetika russkogo byta i by-tiya v proze E.I. Zamyatina. Tambov, 2011.
30. Mayasov V.E. Glagoly rechevoy deyatel'nosti v kontseptual'nom prostranstve zamyatinskogo teksta. Tambov, 2011.
31. Orlova E.A. Kontsept "dusha" v proze E.I. Zamyatina. Tambov, 2011.
32. Lebedeva E.A. Kategoriya vremeni i sredstva ee predstavleniya v zamyatinskom tekste. Tambov, 2012.
33. Tolmacheva O.V. Sovremennoe otechestvennoe zamyatinovedenie: itogi i perspektivy. Tambov, 2012.
34. Fotinova Yu.Yu. Kontseptual'naya semantika prostranstva v zamyatinskom tekste. Tambov, 2012.
35. Krasnova T.V. Osobennosti syuzhetostroeniya v proze E.I. Zamyatina. Tambov, 2013.
36. Geller L. Zamyatinskie chteniya v Tambove // Russkaya mysl'. LA PENSÉE RUSSE. Parizh, 1995. № 4059. 5-11 yanvarya.
37. Tvorchestvo Evgeniya Zamyatina. Problemy izucheniya i prepodavaniya: materialy Pervykh rossiyskikh Zamyatinskikh chteniy 21-23 sentyabrya 1992 goda / otv. red. L.V. Polyakova. Tambov, 1992.
38. Tvorcheskoe nasledie Evgeniya Zamyatina: vzglyad iz segodnya: v 14 kn. Nauchnye doklady, stat'i, ocherki, zametki, tezisy / pod red. L.V. Polyakovoy. Tambov, 1994-2007.
39. Literaturovedenie na sovremennom etape: Teoriya. Istoriya literatury. Tvorcheskie individual'nosti: materialy Mezhdunarodnogo kongressa literaturovedov. K 125-letiyu E.I. Zamyatina / nauch. red. L.V. Polyakova. Tambov, 2009.
40. Polyakova L.V. Evgeniy Zamyatin v kontekste otsenok istorii russkoy literatury XX veka kak literaturnoy epokhi. Tambov, 2000.
41. Popova I.M. Literaturnye znaki i kody v proze E.I. Zamyatina: funktsii, semantika, sposoby voploshcheniya. Tambov, 2003.
42. Chernyshova (Vidnaya) O.E. Zhanr skazki E.I. Zamyatina: istoriko-literaturnyy kontekst i strukturno-poeticheskaya spetsifika. Tambov, 2003.
43. Lyadova E.A. Tragediya "Atilla" v tvorcheskoy evolyutsii E.I. Zamyatina. Tambov, 2004.
44. Boroda E.V. Otechestvennaya fantastika kak realizatsiya esteticheskogo resursa russkoy literatury XX veka: brat'ya Strugatskie i Evgeniy Zamyatin. Tambov, 2007.
45. Boroda E.V. Khudozhestvennye otkrytiya E.I. Zamyatina v kontekste poiskov russkoy literatury vtoroy poloviny KhKh - nachala KhKhI vekov. Tambov, 2010.
46. Altabaeva E.V., Lebedeva E.A., Mayasov V.E., Fotinova Yu.Yu. Zamyatinskiy tekst kak yav-lenie russkoy kul'tury i dukhovnosti / pod red. E.V. Altabaevoy. Tambov, 2011.
47. Zamyatinskaya entsiklopediya. Lebedyanskiy kontekst: materialy, issledovaniya, dokumenty, spravki. Mezhvuzovskiy regional'nyy proekt / ruk. proekta i nauch. red. L.V. Polyakova; avtor "Vvedeniya v entsiklopediyu" N.N. Komlik. Tambov; Elets, 2004.
48. E.I. Zamyatin: materialy k bibliografii. Ch. 1 / pod red. L.V. Polyakovoy; sost. G.B. Buyanova, S.A. Kosyakova, O.V. Nechaeva. Tambov, 1997; Ch. 2 / sost. G.B. Buyanova, S.A. Kosyakova. Tambov, 2000; Ch. 3 / sost. E.V. Boroda. Tambov, 2003.
49. Kredo. Ezhemesyanyy nauchno-populyarnyy i literaturno -khudozhestvennyy oblastnoy nezavisimyy zhurnal / predsed. red. soveta. V.M. Yur'ev; otv. red. N.E. Kulin. Tambov, 19921996.
50. Dialogi o russkoy literature: sbornik rabot molodykh issledovateley / nauch. red. L.V. Po-lyakova; sost. N.Yu. Zheltova. Tambov, 2008.
51. Literatura russkogo zarubezh'ya: E.I. Zamyatin: materialy Vserossiyskogo s mezhdunarodnym uchastiem konkursa nauchnykh studencheskikh rabot, noyabr' 2002 g. / otv. red., sost.
N.V. Sorokina; nauch. red. L.V. Polyakova. Tambov, 2004.
52. Literatura russkogo zarubezh'ya: E.I. Zamyatin: materialy Vserossiyskogo s mezhdunarodnym uchastiem konkursa nauchnykh studencheskikh rabot, noyabr' 2004 g. / otv. red., sost. N.V. Sorokina; nauch. red. L.V. Polyakova. Tambov, 2006.
Поступила в редакцию 16.12.2013 г.
UDC 821.161.1
SCIENTIFIC ZAMYATIN'S CENTER IN TAMBOV UNIVERSITY
TO 130th ANNIVERSARY OF E.I. ZAMYATIN'S BIRTHDAY
Larisa Vasilyevna POLYAKOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Philology, Professor, Scientific head of Institute of Philology, e-mail: [email protected]
The detailed information about the specific results of the International center for the study of the creative heritage of E.I. Zamyatin created by the Academic Council of TSU named after G.R. Derzhavin at Philology Faculty (Institute of Philology) at the Department of History of Russian Literature is contained. The activity of the center in the study of cultural heritage of E.I. Zamyatin is analyzed against the general state of contemporary domestic and foreign zamyatin studies and evaluated both active and fruitful multilateral.
The description of the purpose and objectives of creating by Zamyatin center as research, auxiliary science, scientific, organizational, educational and methodical structural formation of the University is included. The major forms of the center such as writing doctoral thesis, master's theses, dissertations, course projects, to generate new ideas and concepts; strengthen creative contacts with domestic and foreign experts, preparing to print monographs, collections of scientific works, encyclopedias, bibliographic indexes, thematic guides and other literature, conducting international and national scientific meetings, including youth, creative workshops leading Russian and foreign scientists, research seminars, "round tables", exhibitions, organization of scientific training, the creation of information and bibliographic database for communities, fundraising for implementation of specific research projects (grant activity) speech in the media are considered. The concrete statistics is given.
For more than 20 years of existence, this center has developed rapidly, enriched science with real achievements, and recognized innovative ideas and approaches.
Key words: Zamyatin; International center for study of creative heritage of E.I. Zamyatin; results of works.