БРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ: ЛЮДИ, ГОДЫ, ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ
С. Г. Вершловский
(Санкт-Петербург)
Лидеры образования и просвещения взрослых
Статья известного учёного-адрагога продолжает цикл публикаций об истории образования взрослых в нашей стране и рассказывает о деятельности НИИ общего образования взрослых (позднее Института образования взрослых) в Ленинграде - Санкт-Петербурге и его руководителях в период 1960-1990-х годов.
Своим рождением Институт вечерних (сменных] школ («девическое» название Института образования взрослых] обязан волюнтаристскому решению Н. С. Хрущева, объявившего этот тип образовательного учреждения основным каналом получения среднего образования. В результате произошел небольшой «переворот» в науке: ленинградский филиал АПН СССР, занимавшийся исследованиями в области дошкольного и начального школьного детства, должен был кардинально изменить свой профиль. Создателем нового института, рожденного на «детских» развалинах, явился А. В. Даринский. Его приход в 1963 г. в институт в качестве директора, как мне представляется, был обусловлен не только его заслугами в области дидактики и методики, демографии и географии, педагогики и краеведения, но и опытом работы в вечерней школе. Я бывал на его уроках географии в одной из вечерних школ Смольнин-ского района и наблюдал, как работали «вечерники» над контурными картами, как постепенно карты «оживали» и как начинающие исследователи демонстрировали классу итоги своей работы. Эти уроки обогатили мое представление о том, как учить взрослых. И я делился своими впечатлениями на педсовете в своей школе...
Пожалуй, самой сложной проблемой для Анатолия Викторовича в те годы явилась проблема кадровая. Он привлек к работе учителей вечерних школ, писавших диссертации, заявивших о себе на различных семинарах и
конференциях. Его яркие выступления в самых разнообразных аудиториях об особенностях образования взрослых, путях его развития привели в институт писателей Н. Долинину и В. Арро, юриста В. Лутанского, философа Ю. А. Асеева, специалиста по педагогике туризма Л. М. Лейбошица.
Анатолия Викторовича интересовал не узко прикладной характер исследований в области образования, а междисциплинарный, комплексный, нацеленный на изучение образования взрослых как специфического социального института в единстве его психологической, социологической и андрагогической проблематики. Подобный подход возник у него не как простое индуктивное обобщение опыта, а как гипотетическая схема, связанная с пониманием отношения взрослых к образованию как полифункционального явления, в котором андрагогические и частнометодиче-ские разработки обусловлены социальными факторами разной степени общности и психологическими особенностями взрослых учащихся. Этой идеей ему важно было объединить всех сотрудников института (с 1970 г. -НИИ общего образования взрослых]. Так родилась первая комплексная проблема «Взаимосвязь жизненного и профессионального опыта взрослых в процессе обучения». Каждый этап исследования активно обсуждался на Ученом Совете. Помню дискуссию, возникшую на одном из них, о соотношении жизненного и профессионального опыта. Ее инициатором был Анатолий Викторович, вообще
всегда умевший разжечь дискуссию, в ходе которой ясное и привычное ставилось под сомнение, а сомнительные идеи вдруг приобретали достаточно четкие и убедительные очертания. При этом никогда дискуссии не переходили на личности. Каждое заседание Ученого Совета, каждое занятие методологического семинара явилось своеобразной школой культуры научной дискуссии.
Итогом разработки проблемы явилось несколько кандидатских диссертаций (в том числе и моя, оппонентом по которой выступил А. В. Даринский: в те либеральные годы директор института мог быть оппонентом по диссертации своего сотрудника], пособия и статьи, монографии, заявившие «во весь голос» об актуальности проблематики образования взрослых. В 1969 г. в шестом номере журнала «Советская педагогика» Анатолий Викторович опубликовал статью «Педагогика взрослых: ее предмет и задачи», в которой обобщил творческие поиски сотрудников института и впервые после многолетнего перерыва вернул в научный оборот понятие образование взрослых.
В те годы еще не было в ходу понятие неформальное и информальное образование. Но эксперимент, организованный Анатолием Викторовичем на базе Дворца культуры Ленсовета и получивший название «школа -клуб», фактически предвосхитил идею интеграции формального и неформального образования.
Раздумья по поводу особенностей обучения взрослых привели Анатолия Викторовича к комплексному исследованию еще одной проблемы - «Соотношение классной и домашней работы учащихся вечерних школ», по существу, тема было ответом на поиски особенностей дидактики образования взрослых. Вообще следует отметить умение Анатолия Викторовича выйти в разработке научных проблем за рамки изучения деятельности конкретного образовательного института. Поэтому его основные публикации, появившиеся в те годы, были посвящены не столько вечерним школам, сколько проблемам непрерывного образования. Первая статья, посвященная проблемам непрерывного образования, появилась в 1975 г., то есть задолго до введения этого понятия в научный оборот. Ее автором был А. В. Даринский. Но при этом он не терял связь с практикой, которую понимал весьма своеобразно. Не дожидаясь публика-
ций, в которых сотрудники обобщали результаты исследований, Анатолий Викторович командировал нас в Министерство просвещения, в отдел вечерних школ, с экспресс-информацией о проведенной работе. Такие встречи имели двойной эффект: они учили нас общаться с чиновниками, а чиновников уважать результаты исследовательской деятельности. В целом же такие встречи содействовали повышению качеств «обучения без отрыва от производства». Я не припомню ни одной конференции или семинара, проводившихся Министерством, без участия сотрудников института.
Руководство научной жизнью института он совмещал с деятельностью методиста. Анатолий Викторович - автор первых учебников по географии для вечерней школы.
Он умел создать в коллективе климат доброжелательности и творческого содружества. Мы чувствовали себя защищенными, невзирая на «погоду» за окнами института.
Нас восхищала эрудиция Анатолия Викторовича. Он всегда был в курсе литературных новинок, побуждая «следовать» за ним. Каждому в общении с Анатолием Викторовичем хотелось выделиться своей эрудицией, то есть соответствовать заданным «образцам». Есть еще одна особенность его деятельности как руководителя и ученого: отчеты по поездкам за границу или по Советскому Союзу никогда не ограничивалась научной информацией на Ученом Совете и превращались в захватывающий рассказ об исторических, культурных особенностях страны или края. Тем самым анализ образовательной ситуации всегда выходил за рамки традиционного представления об образовании.
Мы очень любили совместные с Анатолием Викторовичем командировки. Особенно памятны поездки в Москву, в его родной город. Едва поспевая за ним, мы буквально бегали по арбатским переулкам, и нам открывалась Москва его детства и юности. После командировки в Смоленск он пригласил меня к себе домой и показал уникальную коллекцию открыток губернских городов дореволюционной России.
Прошло много лет с тех пор, как на Набережной Кутузова 8 коллектив сотрудников под руководством Анатолия Викторовича разрабатывал впервые в истории отечественной педагогики теоретические и методические основы образования взрослых. Но воз-
Вершловский С. Г. Лидеры образования и просвещения взрослых
вращаясь мысленно к тем годам, вспоминаешь в первую очередь Анатолия Викторовича, одну из самых ярких личностей, с которыми мне и моим коллегам посчастливилось общаться на протяжении многих лет.
В 1976 году директором института стал В. Г. Онушкин. Напряженность отношений, всегда возникающих при смене руководства, в этой ситуации воспринималась особенно болезненно: как новый директор воспримет нас всех? Сохранит ли привычный стиль отношений? Что нас ожидает при новом руководителе? Надо сказать, что лед недоверия растаял довольно быстро. Дипломатические таланты Виктора Григорьевича (с 1967 по 1975 гг. он возглавлял международный институт планирования образования при ЮНЕСКО в Париже] помогли ему установить контакты с сотрудниками и продолжить разработку теоретических и организационно-методических основ образования взрослых, придав ей международный характер. Не было недели, чтобы институт не посетили делегации специалистов - от Китая до США. Институт стал подлинно международным центром. Припоминаю семинар по обмену опытом обучения взрослых, организованный в институте для израильтян-преподавателей иврита. Впервые в стенах института (а может быть и стране] была представлена концепция мультикультура-лизма, зафиксированная в международных правовых актах ООН и ЮНЕСКО. Продолжением семинара явилась поездка группы сотрудников института во главе с Виктором Григорьевичем в Израиль для обсуждения вопросов, связанных с ролью образования в адаптации взрослых к новым социкультурным условиям. Важной вехой в становлении международных контактов института явилось длительное сотрудничество с Университетом в Атланте (США, штат Джорджия]. Совместные исследования по проблемам формирования критического мышления сделали объектом исследования учителей. Тем самым расширилось «поле» исследований института. По сегодняшний день не утратили своей актуальности разработки тех лет. Заметной вехой в развитии международных контактов явилась выставка-семинар, организованный Датским институтом культуры, где мы впервые познакомились с содержанием деятельности датских народных университетов.
Во многом расширению международных контактов содействовала деятельность Вик-
тора Григорьевича в качестве вице-президента Международного бюро просвещения ЮНЕСКО (1977-1990 гг.].
Дальнейшее развитие проблематики исследований в области образования взрослых, связано с разработкой Виктором Григорьевичем социально-экономических аспектов непрерывного образования. По его инициативе была создана лаборатория социально-экономических проблем образования взрослых. Ее деятельность компенсировала недостаточное внимание теории и практики к социально-экономическим проблемам образования взрослых, в частности, к его влиянию на темпы технологического, экономического и культурного прогресса. Изучение социально-экономических проблем образования взрослых, осуществленное под его руководством, с одной стороны, устраняло «белое пятно» в комплексном подходе к исследованию, а с другой - явилось отправным пунктом в углублении подходов к разработке концепции непрерывного образования. Особую роль в этом процессе сыграл анализ материалов международного семинара «Образование взрослых и социальные перемены», организованного в 1993 г. Советом Европы на базе нашего института. Нет сомнений, что семинар подобного рода мог состояться у нас в Петербурге благодаря большому международному авторитету Виктора Григорьевича.
Новый подход к проблеме ввел в научный оборот понятия, достаточно новые для отечественной педагогической науки тех лет: функциональная грамотность и профессиональная компетентность.
Дальнейшая реализация комплексного подхода к проблемам образования взрослых привела к разработке Л. Н. Лесохиной и Т. В. Шадриной социально-педагогического эксперимента по созданию полифункциональных центров образования взрослых. Этот эксперимент получил широкую поддержку «на местах».
Возрастающая роль непрерывного образования в жизни общества и человека сделала необходимой разработку системы правовых норм, регулирующих различные аспекты образования людей на разных этапах жизни. Особенности позиции и статуса взрослых диктовали необходимость разработки основ правоотношений в сфере образования. Большой международный опыт, юридическая и экономическая подготовка Виктора Григорь-
евича (в 1954 г. он окончил юридический и экономический факультеты ЛГУ] позволили ему возглавить работу по подготовке модельного закона «Об образовании взрослых» (1997 г.].
Теоретические изыскания, экспериментальная работа, анализ отечественного и международного опыта, осуществленные под руководством Виктора Григорьевича, нашли свое отражение в монографии «Теоретические основы непрерывного образования» (1985 г.]. Особо следует отметить подготовленный им совместно с Е. И. Огаревым междисциплинарный словарь «Образование взрослых» (1995 г.], отразивший социальную, экономическую, психологическую и андраго-гическую проблематику образования взрослых. Это было первым в нашей стране опытом публикации подобного справочного издания, ценность которого сохраняется по сегодняшний день.
Фундаментальное экономическое и юридическое образование, богатый международ-
ный опыт, способность быстро включиться в новую для него проблематику сделали Виктора Григорьевича одним из авторитетнейших специалистов в области непрерывного образования. С каждым годом росла его увлеченность разработкой социально-экономических и организационных основ образования, его социально-экономической эффективности. Но вторгшаяся стихия «лихих» 90-х годов, подорвавшая основы существования многих институтов, учреждений культуры, крайне болезненно сказалась и на судьбах НИИ образования взрослых. Бесцеремонное изгнание института с «насиженного» места роковым образом сказалось на здоровье Виктора Григорьевича. Он умер в 1997 году на 66 году жизни.
Творческое наследие лидеров образования взрослых и по сегодняшний день определяет разработку методологии и теории непрерывного образования. А память об обаянии этих людей сохраняют те, кто имел счастье работать под их руководством.