УДК378.02+378.04 ББК 4481.3
ЛИЧНЫЕ РЕСУРСЫ СТУДЕНТА КАК ОБЪЕКТ САМОУПРАВЛЕНИЯ
М.А. Волкова
Южно-Уральский государственный университет
STUDENTS’ PERSONAL RESOURCES AS AN OBJECT OF SELF-ADMINISTRATION
M. Volkova South Ural State University
Рассматриваются личные ресурсы студента как объект самоуправления; представлены этапы осуществления процесса самоуправления личными ресурсами студента, субъекты и формы содействия самоуправлению личными ресурсами в образовательном процессе высшей школы.
Ключевые слова: самоуправление деятельностью, личные ресурсы студента, образовательный процесс в высшей школе.
Student’s personal resources are reviewed as an object of self-administration. The stages of self-administration process implementation by student’s personal resources, individuals and forms of assistance to personal resources self-administration in educational process of higher school are presented.
Keywords: self-administration by action, student’s personal resources, educational process of higher school.
Следствием признания человека главной производительной силой общества является необходимость внимания к развитию его потенциала — личных ресурсов. Период обучения в вузе - один из важнейших этапов развития личных ресурсов будущего работника, специалиста, профессионала в ходе его непрерывного образования. Выработке компетенций самоуправления личными ресурсами способствует подготовка современного специалиста в образовательном учреждении высшего профессионального образования, ориентирующая студента не на пассивное исполнение принимаемых отчужденных от него решений, а направленная на воспитание активного участника совместной деятельности, предполагающей осуществление самоуправления как значимого элемента управления в организации. Без освоения компетенции самоуправления личными ресурсами невозможным становится самореализация личности, в том числе в профессиональной деятельности. Управление собственной деятельностью (учебной, познавательной, научной, профессиональной и пр.), то есть самоуправление, невозможно без осознания как имеющихся у
личности ресурсов, так и самого процесса самоуправления.
Охарактеризуем личные ресурсы студента, которые являются объектом его самоуправления. Базисом личного ресурса является физиологический (телесный) элемент. Базируясь на трудах Б.Г. Ананьева, предложившего для изучения человека понятия «индивид», «личность» и «субъект деятельности», можно отнести к данному элементу такие первичные свойства индивида, как половой диморфизм, конституциональные особенности, нейродинамические свойства мозга и функциональную ассиметрию мозга, а также вторичные свойства индивида (динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей). Данные свойства индивида проявляются в темпераменте и задатках личности [1]. Являясь базисом личного ресурса человека, в частности студента, физиологический элемент (природоопределенные свойства человека) не может рассматриваться непосредственно как объект самоуправления.
Непосредственно объектом самоуправления являются такие элементы личного ресурса
Теория и практика управления образованием
студента, которые проявляются в ходе осуществления социальных отношений и сознательной деятельности. Это ресурсы человека как личности и как субъекта деятельности. К ресурсам человека как личности могут быть отнесены характер, способности, воля, чувства и направленность (мотивация). К ресурсам человека как субъекта деятельности - сознание (познавательные процессы, в том числе внимание, память, мышление, воображение, речь и пр., а также чувства) и активность [1]. Достаточно условно данный элемент личностных ресурсов (который проявляется в ходе осуществления социальных отношений и сознательной деятельности) может быть назван психическим ресурсом. Без сомнения, психический ресурс является объектом самоуправления студента. Рассматривая данный элемент личного ресурса, возможно выделение в нем таких составляющих, как интеллектуальная, эмоциональная (душевная) и мотивационная (духовная) составляющие. Важно подчеркнуть единство физиологического и психологического элементов личного ресурса человека.
В ходе образовательного процесса в учреждениях высшего профессионального образования студенты системно знакомятся с содержанием физиологического и психологического элементов личного ресурса, в частности, при изучении таких дисциплин, как «Основы медицинских знаний» и «Психология и педагогика». Последняя дисциплина предоставляет значительные возможности для самодиагностики, самопознания и саморазвития психического компонента личного ресурса студента. Студенты не только получают представление о развитии психики человека, в частности, в возрастной период, к которому относится «студенческий возраст». Под руководством преподавателя осуществляется диагностика имеющихся у личности интеллектуальных черт (наблюдательности, рассудительности, гибкости ума), эмоциональных черт (уверенности, жизнерадостности, бодрости), волевых черт (целеустремленности, инициативности, выдержки, решительности) и нравственных черт (чувства долга, честности и др). Студенты исследуют внимание, память, творческое воображение, тип интеллекта, особенности мышления, нейродинамиче-ские и индивидуально-типологических свойства, ценностные ориентации, уровень самоактуализации, смысложизненную и профессиональную направленность и другие психические процессы и свойства собственной лич-
ности с целью более эффективного осуществления социально одобряемых видов деятельности (учебной, познавательной, научной, профессиональной, общественной, бытовой и др.) в ходе личной (и профессиональной) самореализации.
Как известно, процесс обучения в вузе приходится на один макропериод (18-25 лет) и два микропериода (18-21 года и 22-25 лет) возрастного развития. Особенностью данного этапа возрастного развития человека является то, что в ходе образовательного процесса в высшей школе происходит формирование личности в контексте будущей профессиональной деятельности, осуществляется развитие профессиональных способностей студентов, профессионально значимых личностных качеств, интеллектуальной активности и профессиональной направленности.
В системе мотивов наряду с социальными (личного престижа, сохранения и повышения статуса, самоутверждения) большую роль играют познавательные (в контексте данной работы важно их перечислить: широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации на овладение новыми знаниями; учебнопознавательные мотивы, состоящие в ориентации на усвоение способов добывания знаний; интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда; мотивы самообразования, состоящие в направленности на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний) [5]. Все большую роль начинают играть профессиональные мотивы (в том числе профессионального самоутверждения).
Самодиагностика и самопознание, осуществляемые студентами, в частности, при освоении дисциплины «Психология и педагогика», становятся основой для самосовершенствования применительно к профессиональной и иным видам деятельности, для осознанного профессионального самоопределения и профессионального становления личности, развития профессиональной и смысложизненной направленности студентов.
Осуществление самодиагностики позволяет студенту соотнести имеющиеся качества с теми, которые являются востребованными на современном рынке труда, оценить собственную предприимчивость, деловитость, трудолюбие, быстроту адаптации к изменяющимся условиям, мобильность, самостоятель-
ность, способность к принятию решений. Последовательная работа по самосовершенствованию, осуществляемая студентами на данном этапе возрастного развития, особенно важна еще и потому, что в этот период осуществляется построение жизненных перспектив, выработка индивидуального стиля жизни, деятельности и общения, оказывающего влияние на эффективность будущей профессиональной деятельности. Таким образом, на этапе ранней зрелости, приходящейся на «студенческий возраст», осуществляется развитие таких видов совокупного личного ресурса (по терминологии Г.Н. Серикова), как образованность и профессиональная квалификация [6]. Именно в этот период начинается активное освоение личностью социальных ролей (гражданских, профессионально-трудовых, семейных). Как следствие, студенту приходится выдерживать значительные нагрузки, причем не только интеллектуальные, но и нравственные, и волевые. Осознанное формирование и применение компетенции самоуправления личными ресурсами позволяют выдерживать данные нагрузки без ущерба для здоровья, которое также является видом личного ресурса, обеспечивающим эффективное осуществление различных видов деятельности, в том числе будущей профессиональной деятельности. Развивать такой вид личного ресурса, как здоровье, помогает следование здоровому образу жизни. Оказать содействие студентам в формировании компетенций самоуправления такими видами личного ресурса, как образование, профессиональная квалификация и здоровье - одна из задач профессорско-преподавательского состава и других работников учреждений высшего профессионального образования. Технологически решение этой задачи, на наш взгляд, предусматривает «прохождение» студентом следующих этапов: знания (овладение определенной информацией); убеждения (трансформация в сознание необходимых знаний); умения (выработка способности правильно выполнять рекомендации, осознанно применять знания); компетенции (использование освоенных рекомендаций, осознанное применение знаний для эффективного решения задач учебной, научной, профессиональной и иной деятельности).
Представляется целесообразным оказывать содействие студентам в формировании компетенций самоуправления, начиная с первых дней их учебы в учреждении высшего профессионального образования. Одной из
форм такого содействия может являться разработка рекомендаций по самоуправлению для первокурсников, а также работа кураторов по ориентированию студентов на освоение данных рекомендаций, что предполагает осуществление таких действий, как знакомить, обращать внимание, направлять, помогать, поддерживать, активизировать и др.
Содержание рекомендаций по самоуправлению для первокурсников может включать следующие вопросы.
Что такое самоуправление?
Самоуправление и самоорганизация.
Функции самоуправления: прогнозирование, целеполагание, планирование, самоконтроль и самокоррекция.
Роль волевой регуляции при самоорганизации.
Самоанализ, самооценка, самоотчет как формы самоконтроля.
Как мобилизовать себя на выполнение задания?
Как планировать свою учебную и самостоятельную работу?
Каковы основные правила научной организации умственного труда?
Как осуществлять самоуправление в ходе самостоятельной работы?
Как работать с источниками информации?
Представляется целесообразным внести в содержание рекомендаций по самоуправлению личными ресурсами студента также раздел «Здоровый образ жизни - основа плодотворной деятельности». База для ориентации студентов на здоровый образ жизни закладывается при изучении таких дисциплин, как «Физическая культура», «Основы медицинских знаний» и «Психология и педагогика». Ориентация на здоровый образ жизни осуществляется также в ходе включения студентов во внеучебную работу вуза.
Здоровье - многоаспектное интегративное понятие. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье - это отсутствие болезней в сочетании с состоянием полного физического, психического и социального благополучия [2]. Следовательно, все направления внеучебной воспитательной работы образовательного учреждения высшего профессионального образования (мероприятия, ориентирующие на ЗОЖ, организация творчества и досуга, оздоровление студентов и аспирантов, профориентационные мероприятия, организация содействия во временном и сезонном трудоустройстве сту-
Теория и практика управления образованием
дентов, организация физкультурноспортивного движения студенческой молодежи, нравственно-патриотическое воспитание, правовое воспитание студентов и др.) «работают» на формирование одного из компонентов здоровья (физического, психического или социального).
Во многих учреждения высшего профессионального образования реализуются программы ориентации студентов на здоровый образ жизни. Так, нами был разработан и с 2006 года реализуется на механикотехническом факультете ЮУрГУ проект «За здоровый образ жизни». Формирование ценностных ориентаций студентов осуществляется, во-первых, через обучение научному пониманию сущности здоровья и ЗОЖ, во-вторых, через воспитание креативного валео-генного мышления и поведения, в-третьих, через формирование потребностно-мотива-ционной сферы личности для построения индивидуального здорового образа жизни. Данные педагогические условия приобщения студентов к ЗОЖ позволят им стать авторами и активными участниками процесса здраво-творчества [3].
Все это позволяет содействовать продвижению студента от этапа осведомленности (об оптимальной двигательной активности, рациональном и сбалансированном питании, путях искоренения вредных привычек, рациональном режиме труда и отдыха, способах закаливания и др.) к выработке необходимого динамического стереотипа.
Без сомнения, такие составляющие личного ресурса, как направленность (система мотивов) и волевые черты личности, оказывают огромное влияние на самоуправлением таким видом личного ресурса, как здоровье. В ходе самодиагностики при изучении, в частности, дисциплины «Педагогика и психология» студент получает возможность системно оценить собственный психологический ресурс (в том числе мотивацию и развитие волевых качеств), выявить свои сильные и слабые стороны, чтобы (насколько это возможно) развить одни качества и уменьшить негативные проявления других, чтобы сформировать и сформулировать собственные цели, спроектировать собственную стратегию планирования и осуществления учебно-исследовательской и профессиональной деятельности, внести возможные изменения в стиль поведения и способ мышления.
Для развития такого элемента личностного ресурса, как психологический, большое значение имеет превращение в компетенции самоуправления рекомендаций по совершенствованию внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, воли, управлению собственным психическим состоянием и др., с которыми студенты знакомятся в курсе психологии дисциплины «Психология и педагогика». Содержание курса педагогики данной дисциплины позволяет содействовать превращению в компетенции самоуправления рекомендаций по управлению временем (составление планов на день, неделю, месяц, семестр и др.), предотвращению утомления и повышению работоспособности, работе с источниками информации (книги, конспекты лекций, интернет), осуществлению самопроверки, самоконтроля и самооценки при работе с источниками информации и выполнении заданий.
Функции самоуправления (прогнозирование, целеполагание, планирование, самоконтроль и самокоррекция) осваиваются студентами постепенно: в полной мере студенты овладевают ими на старших курсах. Уровень освоения студентами функций самоуправления, как доказано в ряде исследований, зависит от личностных свойств - автономности, волевых черт, адекватной самооценки, целеустремленности, организованности, уверенность в себе [4] . Освоению студентом функций самоуправление помогает педагогическое содействие данному процессу. Формы содействия формированию компетенций самоуправления студентов меняются в зависимости от особенностей студентов и этапа освоения функций самоуправления. Осуществление содействия ориентации студентов на самоуправление носит системный характер. Субъектами такого содействия могут являться кураторы, преподаватели, сотрудники психологической службы образовательного учреждения, сотрудники отделов, осуществляющие организацию внеучебной воспитательной работы в учреждении.
Процесс формирования компетенций самоуправления включает следующие этапы. Первоначально студент знакомится с рекомендациями по совершенствованию процесса самоуправления и осваивает их при помощи субъектов содействия (кураторов, преподавателей). Затем при освоении содержания ряда дисциплин студент осуществляет самодиагностику и выявляет проблемы, возникающие в
ходе осуществления самоуправления. После анализа вариантов решения данной проблемы осуществляется выбор оптимального и проектируются, а затем осуществляются действия по совершенствованию процесса самоуправления осуществляемой деятельностью, которые заканчиваются осмыслением имеющегося опыта самоуправления деятельностью. Субъекты содействия формированию компетенций самоуправления оказывают студенту информационную (знакомят, обращают внимание, разъясняют и др.), эмоциональную (ободряют, поддерживают) и организационную (консультируют, включают в соответствующую деятельность) помощь.
Таким образом, в ходе образовательного процесса в вузе целесообразным представляется осуществление содействия ориентации студента на самоуправление личным ресурсом. Это предполагает овладение знаниями (информацией о том, что такое личные ресурсы, каковы элементы личных ресурсов, каковы виды личных ресурсов, каковы цели, функции, содержание, методы и приемы самоуправления личными ресурсами); убеждениями (осознанием необходимости осуществления самоуправления личными ресурсами); умениями (выработкой способности правильно выполнять рекомендации, осознанно осуществлять самоуправление личными ресурсами); компетенциями (использованием освоенных умений по самоуправлению для эффективного решения задач научно-учебной, профессиональной и иной деятельности).
Литература
1. Ананьев, Б.Г Избранные психологические труды: в 2 т. / Б.Г. Ананьев; под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. -М.: Педагогика, 1980. -Т. 1,- 230 с.
2. Виленский, В.К. Социально-психологи-ческие детерминанты формирования здорового образа жизни / В.К. Вшенский // Теория и практика физической культуры. - 1994. -№ 9. - С. 9-15.
3. Волкова, М.А. Формирование ценностного отношения к здоровью у студентов технического факультета университета / М.А. Волкова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». — 2007. - Вып. 13. - № 26 (98). — С. 108-115.
4. Ишков, А.Д. Связь компонентов самоорганизации и личностных качеств студентов с успешностью в учебной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук / А.Д. Ишков. - М., 2004. - 23 с.
5. Кудряшова, ВТ. Совершенствование умений самоорганизации учебной деятельности в процессе преподавания биологии как основа развития общеучебной компетенции студентов / В.Г. Кудряшова // Среднее профессиональное образование. — 2009. - М 3. — http://www.portalspo.ru/Joumals/2009/20093/SP 0 3 2009.him!
6. Сериков, Г.Н. Гуманно ориентированная системно-синергетическая интерпретация человеческого ресурса / Г.Н. Сериков. -(Статья в данном выпуске).
Поступила в редакцию 6 мая 2010 г.