Научная статья на тему 'Роль преподавателя в трансформации управления внеаудиторной учебно-познавательной деятельности студентов в самоуправление'

Роль преподавателя в трансформации управления внеаудиторной учебно-познавательной деятельности студентов в самоуправление Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
292
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
содействие / управление / самоуправление / внеаудиторная учебно- познавательная деятельность / promotion / management / self-management / extracurricular educational activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.Р. Шефер

Статья раскрывает содержание понятия «самоуправление обучающимсявнеаудиторной учебно-познавательной деятельностью», а также специфическую рольпреподавателя в процессе перевода управления внеаудиторной учебно-познавательнойдеятельности в самоуправление. Материал адресован интересен специалистам в областивысшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ASSISTANCE OF THE TEACHER AS TRANSFER OF CONTROL EXTRACURRICULAR EDUCATIONAL-COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS IN GOVERNMENT

The article reveals the content of the notion "self-government students outside-classroom training-cognitive activity". Description of features of the process of transfer of management by a teacher of extracurricular educational activities in the self-government students this activity is based on the author selected conditions and levels. Such a view would be of interest to specialists in the field of higher education.

Текст научной работы на тему «Роль преподавателя в трансформации управления внеаудиторной учебно-познавательной деятельности студентов в самоуправление»

Управление в современных системах №3(7) 2015

ISSN 2311-1313117

УДК 37.022 ББК 74.02

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ТРАНСФОРМАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В САМОУПРАВЛЕНИЕ

О.Р. Шефер, профессор ОУВО «Южно-Уральский институт управления и экономики»,

e-mail:shefer-olga@yandex. ru

Аннотация

Статья раскрывает содержание понятия «самоуправление обучающимся внеаудиторной учебно-познавательной деятельностью», а также специфическую роль преподавателя в процессе перевода управления внеаудиторной учебно-познавательной деятельности в самоуправление. Материал адресован интересен специалистам в области высшего образования.

Ключевые слова: содействие, управление, самоуправление, внеаудиторная учебнопознавательная деятельность.

Переход на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) высшего образования (ВО) связан с необходимостью учета перспективных отечественных и международных тенденций реформирования и развития высшего образования, стратегических интересов и культурно-образовательных традиций России. В концептуальные основания стандартов ВПО нового поколения вошли важные идеи, отражающие связь проектируемых новых норм для отечественной высшей школы с ведущими общемировыми тенденциями в развитии высшего образования и придающие российским образовательным стандартам и программам «международное измерение». Одним из таких отличительных признаков является возрастание ответственности преподавателей и обучающихся за эффективность образовательного процесса и собственной деятельности. Это выражается, в частности, в необходимости методического и дидактического обеспечения самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся как в аудитории, так и вне ее; в совершенствовании управления ею со стороны преподавателей и самоуправления ею обучающимися. Последнее, на наш взгляд, возможно через содействие, в том числе и внеаудиторной учебно-познавательной деятельности студентов по изучаемым общеобразовательным и профильным дисциплинам.

Процесс содействия внеаудиторной учебно-познавательной деятельности студентов выступает как взаимодействие двух подсистем: преподавателя и обучающегося. Его эффективность зависит от образовательной активности обучающегося как саморегулирующейся подсистемы. На определенной стадии опосредованное управление внеаудиторной учебно-познавательной деятельности обучающихся через содействие со стороны преподавателя должно перерастать в самоуправление данной деятельности самих студентов. При этом перед преподавателем правомерно встает вопрос: «Как, реализуя идеи ФГОС ВО, осуществить процесс перевода управления внеаудиторной учебно-

118 Управление в современных системах №3(7) 2015

ISSN 2311-1313

познавательной деятельности студента в самоуправление данной деятельностью?». То есть, как сформировать познавательную, а потом и профессиональную самостоятельность обучающихся в освоении знаний, умений и формировании, предусмотренных ФГОС компетенций, за счет внеаудиторной учебно-познавательной деятельности? Без самостоятельности не может быть творчества, без творческого роста немыслим прогресс общества в профессиональной деятельности, в развитии производственных технологий, в реализации потенциала личности.

Для эффективного перевода управления через содействие в самоуправление внеаудиторной учебно-познавательной деятельности обучающихся необходимо выяснить:

- сущность познавательной самостоятельности личности;

- предпосылки формирования познавательной самостоятельности обучающихся во внеаудиторной деятельности по изучаемой дисциплине;

- факторы и условия формирования познавательной общеучебной и профессиональной самостоятельности во внеаудиторной образовательной деятельности;

- средства и методы формирования познавательной самостоятельности обучающихся во внеаудиторной самостоятельной образовательной деятельности.

В философии самостоятельность рассматривается через «самоорганизацию», «самосознание», «саморазвитие», «самоуправление», «саморегуляцию». Следовательно, в основе самостоятельности понимается «самость». В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова самостоятельность рассматривается в нескольких значениях: как независимость, как инициативность, как деятельность без чужой помощи. Познавательная самостоятельность понимается как действия субъекта без посторонней помощи1.

Под самостоятельностью в психологии, по мнению К.К. Платонова, понимают волевое свойство личности, ее способность систематизировать, планировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность без практической помощи из вне. Самостоятельность личности трактуется как самоуправление личностью своей самодеятельностью2.

В «Российской педагогической энциклопедии» самостоятельность рассматривается как одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой цели и добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, способность принимать нестандартные решения3. Следовательно, и в психологии, и в педагогике самостоятельность понимается как качество личности. Поэтому одной из важнейших целей при организации внеаудиторной учебно-познавательной деятельности обучающихся является превращение личности из объекта в субъект самостоятельной деятельности.

Системообразующим понятием самостоятельности является самоуправление. Оно связано с взаимодействием субъекта с объектом педагогического процесса, воздействием субъекта на объект, с включением объекта в педагогический процесс содействия. Таким

Управление в современных системах №3(7) 2015

ISSN 2311-1313 119

образом, формируется база для перевода управления в самоуправление, а в нашем случае база для формирования самостоятельности обучающихся в осуществлении внеаудиторной учебно-познавательной деятельности. Соотношение понятийного аппарата развития самостоятельности личности обучающегося, можно представить схематически, как это показано на 1 рисунке.

Для того чтобы понять механизм перевода управления в самоуправление внеаудиторной учебно-познавательной деятельности обучающихся, необходимо рассмотреть сущностный аспект понятийного аппарата, характеризующего развитие самостоятельности обучающегося в осуществлении внеаудиторной учебно-познавательной деятельности.

Самопознание личности в процессе обучения происходит не сразу, оно связано с рефлексией (от лат. - обращение назад). В психологии рефлексию рассматривают как процесс самопознания субъектом своего внутреннего мира, состояния, психических процессов. Рефлексия - это не только знание и понимание себя, но и выяснение того, как другие понимают и воспринимают личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления.

Рис. 1. Соотношение понятийного аппарата, характеризующего развитие самостоятельности

обучающегося

В «Психологическом словаре» отмечается, что рефлексия - это процесс удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектами друг друга, содержанием которого выступают воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга4.

Самопознание связано также с «Я-концепцией», в которой отражается образ собственного Я и которую можно характеризовать как установку по отношению к самому себе, включающую в себя: когнитивный компонент (образ своих качеств, способностей,

120 Управление в современных системах №3(7) 2015

ISSN 2311-1313

социальной значимости); эмоциональный компонент (самоуважение, себялюбие, самоуничижение и т. д.); оценочно-волевой компонент (стремление повысить самооценку, завоевать уважение, поднять менталитет и т. д.).

То есть, самопознание - есть процесс познания и понимания самого себя, познания того, как другие воспринимают и понимают личность со всеми ее особенностями. Самопознание имеет естественный выход на самоорганизацию и связано с самовоспитанием, самообучением, самообразованием, самоконтролем и самооценкой.

Самоорганизация выступает как теория и как процессуальное явление. В своей первой ипостаси она возникла во второй половине XX в. и в ее основу был заложен системный подход. Личность выступает как самоорганизующаяся биофизическая, психосоциальная система, способная к саморегуляции (самоорганизации, самообучению, самовоспитанию). Самоорганизация как процесс связана с определением целей самоорганизации, содержания и этапов самоорганизующейся деятельности.

Самовоспитание связывается с выработкой принципов поведения и отношений, ценностными ориентациями, с развитием личностных качеств.

Самообучение нередко рассматривается как самообразование. Следует учитывать, что самообразование шире самообучения, включает в себя и самовоспитание5. Самообучение студентов во внеаудиторной учебно-познавательной деятельности базируется на самостоятельном выполнении уровневых заданий различного характера: подготовке к семинарским занятиям, лабораторно-практическим работам, выполнении микрозаданий по лекциям, реферативных работах, докладах и сообщениях.

Самообучение студентов связано с расширением и углублением знаний по изучаемой дисциплине, формированием познавательной направленности личности, предметных и профессиональных умений и переводом их во владение. Самообучение лежит в основе формирования общекультурных и профессиональных компетенций, пополнения портфолио, являясь непрерывным процессом, непосредственно связанным с самоконтролем.

Самообразование выступает как результат обучения и самообучения, воспитания и самовоспитания. Это целостный, взаимосвязанный процесс, отражающий становление целостной, общекультурно и профессионально компетентной личности.

Самоконтроль включает управление состоянием системы, взаимодействием ее составных элементов, выполняемых функций образовательной деятельности. Самоконтроль внеаудиторной предметной учебно-познавательной деятельности со стороны обучающегося связан с самооценкой личности самой себя, своих качеств и возможностей, в том числе и в профессиональном плане. Самоконтроль имеет выход на саморегуляцию, более того, он необходим для коррекции процесса саморегуляции системы, поэтому всегда целенаправлен, обусловлен потребностями обучающегося, вуза, социума.

Самооценка выступает в форме самоанализа внеаудиторной учебно-познавательной деятельности, обобщения результатов изучения дисциплины, сформированных общекультурных и профессиональных компетенций, оценки в целом своей образовательной деятельности. Она является стимулятором активности личности во внеаудиторной учебно-

Управление в современных системах №3(7) 2015

ISSN 2311-1313121

познавательной деятельности. Самооценка выступает как исходная база регуляции поведения обучающегося, взаимодействия с окружающими людьми.

Саморегуляция (от лат. - «приводить в порядок») включает в себя цель, программу, исполнительскую деятельность, оценку результатов на основе выбранных критериев и принятие решения.

Самоуправление обучающимся внеаудиторной учебно-познавательной деятельностью мы будем рассматривать как обобщенное понятие, характеризующее личность обучающегося, связанное с самопознанием, самообразованием, самовоспитанием,

самообучением, самоконтролем, самооценкой, саморегуляцией, самоформированием общекультурных и профессиональных компетенций, находящее отражение в его портфолио.

Формирование у обучающихся способности и готовности к внеаудиторной учебнопознавательной деятельности по изучаемому предмету связано не только с наличием у них опыта самостоятельной учебной деятельности, осуществления целеполаганий в овладении знаниями и умениями, лежащими в основе будущей профессиональной деятельности, но и с самоуправлением данной деятельностью, и носит этапный характер, включающий в себя:

1) определение степени готовности преподавателя содействовать внеаудиторной учебно-познавательной деятельности обучающихся: владение им методами содействия в организации и опосредованном управлении внеаудиторной учебно-познавательной деятельности обучающихся по преподаваемому курсу. Со стороны обучающихся готовность можно охарактеризовать наличием установки на внеаудиторную самостоятельную деятельность по изучаемому предмету, ценностными ориентациями в учебном познании, владением необходимыми умениями и навыками самостоятельной учебной работы;

2) содействие формированию у обучающихся алгоритма учебно-познавательной деятельности, ориентированного на выбор средств выполнения заданий, выносимых на внеаудиторную самостоятельную работу;

3) содействие обучающимся в переносе умений и навыков учебно-познавательной деятельности, сформированных в школе и формируемых в вузе, на решение проблем, связанных с общекультурными и профессиональными компетенциями.

Самоорганизация внеаудиторной учебно-познавательной деятельности обучающихся носит уровневый характер:

- первым (низшим) уровнем самоорганизующей деятельности является выполнение работы по образцу;

- вторым - выполнение работы на основе реконструирования процессов, явлений, деятельности, рассматриваемых на аудиторных занятиях;

- третьим - решение познавательных предметных задач, в том числе и профессиональной направленности на основе вариативного подхода;

- четвертым - выполнение творческих, исследовательских заданий в рамках научноисследовательской работы студентов и/или выпускной квалификационной работы.

Для формирования у обучающихся навыка самоорганизации внеаудиторной учебнопознавательной деятельности необходимо наличие определенных факторов и выполнение

122 Управление в современных системах №3(7) 2015

ISSN 2311-1313

ряда условий. Сами факторы и условия можно разделить на внешние (педагогические) и внутренние (психологические), отражающие познавательную деятельность студента.

К внешним факторам относятся:

- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, то есть система требований, которая предъявляется к обучающимся в области овладения ими общекультурными и профессиональными компетенциями и пополнению своего портфолио;

- учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении, его стиль и режим работы с учебно-познавательными ценностями, культом знаний, с общим психическим настроем на серьезное отношение к внеаудиторной самостоятельной учебнопознавательной деятельности обучающихся;

- состояние микросреды, ее интересы и потребности, направленность на совершенствование самоорганизующей учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Внутренние факторы обеспечивают направленную деятельность по переводу образования в самообразование по средствам внеаудиторной учебно-познавательной деятельности обучающихся:

- обучение целепологанию, планированию различных видов внеаудиторной образовательной деятельности;

- наличие познавательных интересов и потребностей в переводе предметных знаний и умений во владения;

- обучение умениям принимать оптимальные решения;

- самоанализ по выполнению заданий, выносимых на внеаудиторную самостоятельную работу, с точки зрения продвижения в самоорганизующей деятельности;

- постепенное усложнение задач и заданий, выносимых на внеаудиторную самостоятельную работу, побуждение к учебно-познавательной внеаудиторной деятельности, позволяющей обучающимся самостоятельно расширять зону своего актуального развития, в том числе и профессиональном плане.

Эффективность факторов самоуправления обучающимися внеаудиторной учебнопознавательной деятельностью зависит от наличия необходимых условий, которые также делятся на внешние и внутренние.

К внешним по отношению к студентам, то есть к педагогическим условиям познавательной деятельности, можно отнести, по мнению М.Е. Дуранова, несколько групп условий:

- прогностический подход к формированию познавательной самостоятельности, обучение студентов видению результатов своей самостоятельной познавательной деятельности на этапе определения цели образования;

- комплексный подход к процессу перевода образования в самообразование (на основе содействия - О.Ш.). Сам перевод как процессуальное явление реализуется на основе преемственности программ, теории и практики, обучения выбору рациональных способов познавательной деятельности;

Управление в современных системах №3(7) 2015

ISSN 2311-1313 123

- координирующую деятельность по переводу студентов с низкого уровня познавательной самостоятельности на более высокий, что связано с коррекцией цели, переводом мотивов на цель деятельности, ориентацией студентов на решение более ценных, с точки зрения развития профессионализма личности, задач и способов познавательной деятельности6.

Проводимая нами работа по содействию самообразовательной внеаудиторной деятельности обучающихся позволила к выделенным М.Е. Дурановым внешним условиям добавить еще ряд условий:

- наличие достаточного объема уровневых предметных заданий профессиональной направленности, предлагаемых студентам для внеаудиторной самостоятельной проработки, способствующих переводу предметных знаний и умений во владения, т.е. формирования общекультурных и профессиональных компетенций;

- наличие методических рекомендаций для студентов по организации внеаудиторной самостоятельной учебно-познавательной деятельности по изучаемой дисциплине';

- обеспечение студента необходимыми методическими материалами с целью расширения зоны актуального развития по средствам перевода процесса самостоятельной внеаудиторной учебно-познавательной деятельности в процесс творческий;

- выработка критериев познавательной самостоятельности студентов на основе инспирации компетенций8;

- контроль за результатом внеаудиторной учебно-познавательной деятельности студентов и наличие поощрений за качество и своевременность предоставления результатов данной деятельности. Это условие, в той или иной форме, должно присутствовать в первых трех, выше приведенных, чтобы контроль стал не столько административным, сколько именно полноправным дидактическим условием, положительно влияющем на эффективность внеаудиторной учебно-познавательной деятельности студентов в целом.

К внутренним, то есть психологическим условиям перевода образования в самообразование обучающихся во внеаудиторной учебно-познавательной деятельности следует отнести следующие группы условий:

- целеполагание на формирование познавательной самостоятельности;

- осмысление обучающимися значимости внеаудиторной учебно-познавательной деятельности по изучаемым предметам для своего становления как будущего специалиста;

- владение методами системного подхода и установление причинно-следственных

связей;

- продуктивность деятельности студентов, связанных с решением образовательных задач на стартовом срезе знаний;

- психологическую готовность студентов к самостоятельному решению познавательных задач профессионального содержания во внеаудиторной учебнопознавательной деятельности по изучаемому общеобразовательному предмету;

- потребность во внеаудиторной самостоятельной учебно-познавательной

124 Управление в современных системах №3(7) 2015

ISSN 2311-1313

деятельности, уровень ее развития;

- уровень владения студентом предметными знаниями и умениями, определяющими самостоятельность в создании алгоритма своей внеаудиторной учебно-познавательной деятельности;

- умение находить и формировать алгоритм при решении предметных задач (в том числе и творческих) имеющих профессиональную направленность, вынесенных на внеаудиторную самостоятельную работу;

- характер развития рефлексивной сферы при самооценке результативности внеаудиторной учебно-познавательной деятельности;

- развитость ответственности за принимаемые решения.

Формируя у обучающихся умение самоорганизовывать внеаудиторную учебнопознавательную деятельность преподавателю необходимо не только учитывает выделенные выше факты и условия, но, и иметь определенные средства и владеть методами для содействия внеаудиторной учебно-познавательной деятельности обучающихся, включающие в себя:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- информирование обучающихся о рациональном планировании организации

процесса познания и методах самоконтроля;

- систематическое закрепление познавательных умений и навыков, вырабатываемых во внеаудиторной учебно-познавательной деятельности при решении предметных уровневых задач профессионального содержания;

- систематическое стимулирование познавательной самостоятельности обучающихся на основе их включения в различные формы внеаудиторной учебнопознавательной деятельности;

- обучение оперативному самоконтролю и оценке внеаудиторной учебнопознавательной деятельности.

К наиболее общим умениям, формируемым у обучающихся во внеаудиторной учебнопознавательной деятельности, следует отнести:

- умение ориентироваться в предметных знаниях и умениях, необходимых для выполнения уровневых заданий, предлагаемых для внеаудиторной проработки;

- умение организовать свою внеаудиторную учебно-познавательную деятельность;

- умение выбрать необходимые средства для разрешения конкретной ситуации, предложенной преподавателем для внеаудиторной работы по предмету;

- умение делать обобщающие выводы;

- умение экстраполировать свои приемы учебно-познавательной деятельности на однородные познавательные ситуации, возникающие как в аудиторной, так и в неаудиторной работе по предмету;

- умение адаптировать познавательные способы деятельности для решения нестандартных предметных задач профессионального содержания9.

Важным моментом в содействия со стороны преподавателя внеаудиторной учебнопознавательной деятельности является формирование у обучающихся умения осуществлять

Управление в современных системах №3(7) 2015

ISSN 2311-1313 125

как целеполагание, так и систематичность ее выполнения, которое осуществляется в несколько этапов:

I этап. Выделение в учебном материале дисциплины по конкретному направлению подготовки в вузе ведущих проблем, идей, категорий и понятий, обобщенных умений и навыков, которые могут быть освоены обучающимися самостоятельно во внеаудиторной учебно-познавательной деятельности.

II этап. Совместное (преподаватель + обучающийся) выдвижение целей внеаудиторной учебно-познавательной деятельности и приведение их в систему.

III этап. Совместная (преподаватель + обучающийся) в рамках консультационного содействия разработка алгоритма внеаудиторной учебно-познавательной деятельности для достижения конкретной образовательной цели.

IV этап. Реализация обучающимися алгоритма учебно-познавательной деятельности, исходя из целей самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине и отражение ее результатов в портфолио студента.

V этап. Проверка достигнутых результатов обучения в ходе внеаудиторной учебнопознавательной деятельности обучающегося и коррекция их, при необходимости.

В начале изучения (первый месяц обучения) любого вузовского курса прохождение студентами I и II этапов идет при непосредственном содействии преподавателя, в дальнейшем обучающиеся самостоятельно со III по IV этапов осуществляют свою внеаудиторную учебно-познавательную деятельность по предмету, содействие преподавателя опосредовано. В этом и есть суть содействия, как одного из способов перевода управления внеаудиторной учебно-познавательной деятельности обучающихся в самоуправление.

Примечания

1 Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: Рус. язык, 1990. - 921 с.

2 Платонов, К.К. Словарь системы психологических понятий / К.К. Платонов. - М.: Высшая школа, 1984. - 174 с.

3 Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х томах. / под ред. В.В. Давыдова - М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. - Т 1. - А-М. - 608 с.

4 Психология. Словарь. / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

5 Андреев, В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс / В.И. Андреев. - Казань, Изд-во: Центр инновационных технологий, 2005. - 500 с.

6 Дуранов, М.Е. Педагогика воспитания и развития личности учащегося / М.Е. Дуранов, И.М. Дуранов и др.: монография. - Магнитогорск: МаГУ, 2001. -356 с.

7 Шефер, О.Р. Самостоятельность студентов как основа повышения качества образования / О.Р. Шефер // Актуальные проблемы среднего и высшего образования: XI межвузовский сборник научных трудов. -Челябинск: Край Ра, 2015. - С. 112-117.

8 Коробейникова, И.Ю. Аспекты подготовки бакалавров через инспирацию компетенций / И.Ю. Коробейникова, О.Р. Шефер //Междисциплинарный диалог: современные тенденции в гуманитарных, естественных и технических наук: сборник трудов IV Всероссийской научно-практической конференции преподавателей, ученых, специалистов и аспирантов г. Челябинск. - Челябинск: Полиграф-Мастер, 2015. - С. 185-189.

9 Шефер, О.Р. Самостоятельность студентов как основа повышения качества образования / О.Р. Шефер //

126 Управление в современных системах №3(7) 2015

ISSN 2311-1313

Актуальные проблемы среднего и высшего образования: XI межвузовский сборник научных трудов. -Челябинск: Край Ра, 2015. - С. 112-117.

THE ASSISTANCE OF THE TEACHER AS TRANSFER OF CONTROL EXTRACURRICULAR EDUCATIONAL-COGNITIVE ACTIVITY

OF STUDENTS IN GOVERNMENT

O.R. Shefer, professor, South Ural Institute of Management and Economics, e-mail: shefer-olga@yandex.ru

Abstract

The article reveals the content of the notion "self-government students outside-classroom training-cognitive activity". Description of features of the process of transfer of management by a teacher of extracurricular educational activities in the self-government students this activity is based on the author selected conditions and levels. Such a view would be of interest to specialists in the field of higher education.

Keywords: promotion, management, self-management, extracurricular educational activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.