Научная статья на тему 'Развитие аксиологического потенциала студентов университета в системе студенческого самоуправления'

Развитие аксиологического потенциала студентов университета в системе студенческого самоуправления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
METHODS OF DEVELOPMENT UNIVERSITY STUDENTS' AXIOLOGICAL POTENTIAL / АКСИОЛОГИЯ / ЦЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СТУДЕНТОВ / МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА / AXIOLOGY / VALUE / VALUE ORIENTATION / AXIOLOGICAL POTENTIAL OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муртазин Р. А.

В статье анализируется сущность и структура понятия «аксиологический потенциал студентов»; обосновывается возможность развития аксиологического потенциала студентов университета в системе студенческого самоуправления; определяются психолого-педагогические механизмы реализации педагогических условий развития аксиологического потенциала студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF AXIOLOGICAL POTENTIAL UNIVERSITY STUDENTS IN STUDENT'S GOVERNMENT SYSTEM

The article examines the nature and structure of the notion of axiological potential of students; the possibility of development of axiological potential of university students in the student's government system is substantiated; psychological and pedagogical mechanisms for the implementation of the pedagogical conditions of development of axiological potential of students are determined.

Текст научной работы на тему «Развитие аксиологического потенциала студентов университета в системе студенческого самоуправления»

5. Конопкин, О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. - М., 1980.

6. Осницкий, А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности. - М., 1986.

7. Станиславский, К.С. Работа актера над собой // Соб. соч.: в 8 т. - М., 1951.

8. Фейнберг, С.Е. Пианизм как искусство. - М., 2001. - Т. 3.

9. Чумаков, М.В. Эмоционально-волевая регуляция деятельности в социальном взаимодействии: дис. ... д-ра психол. наук. - Ярославль, 2007.

10. Мухина, В.С. Возрастная психология / сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - М., 2003.

Bibliography

1. Tsagarelli, Yu.A. Psychology of musical and performer's activity. - St.-Petersburg, 2008.

2. Bulatova, O.S. Pedagogical artistry. - M., 2001.

3. Dyachenko, K.Yu. Emotional and volitional regulation of educational activities of young teenager: Dis. Candidate of Psychological Science. - M., 1999.

4. Il'in, E.P. About the correlation between the concepts that characterize the volitional activity of human // Emotional and volitional regulation of behavior and activities: All-Union Conference of Young Scientists, thesises. - Simferopol, 1983.

5. Konopkin, O.A. Psychological mechanisms of regulation of activity. - M., 1980.

6. Osnitsky, A.K. Self-Regulation of schoolboy’s activity and the formation of an active person. -M., 1986.

7. Stanislavski, K.S. Work on an actor / Collected Works: 8 tons. - M., 1951. - T. 3.

8. Feinberg, S.E. Pianism as an art. - M., 2001.

9. Chumakov, M.V. Emotional and volitional regulation of activities in social interaction: Dis. ... Dr. Pcy. Science. - Yaroslavl, 2007.

10. Mukhina, V.S. Developmental Psychology / Ed. V.S. Mukhina, A.A. Khvostov. - M., 2003.

Статья поступила в редакцию 28.03.11

УДК 378.16

Murtazin R.A. THE DEVELOPMENT OF AXIOLOGICAL POTENTIAL UNIVERSITY STUDENTS IN STUDENT’S GOVERNMENT SYSTEM. The article examines the nature and structure of the notion of “axiological potential of students”; the possibility of development of axiological potential of university students in the student’s government system is substantiated; psychological and pedagogical mechanisms for the implementation of the pedagogical conditions of development of axiological potential of students are determined.

Key words: axiology, value, value orientation, axiological potential of students, methods of development university students’ axiological potential.

Р.А. Муртазин, асп. Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, E-mail: rustam_mstu@mail.ru

РАЗВИТИЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА В СИСТЕМЕ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В статье анализируется сущность и структура понятия «аксиологический потенциал студентов»; обосновывается возможность развития аксиологического потенциала студентов университета в системе студенческого самоуправления; определяются психолого-педагогические механизмы реализации педагогических условий развития аксиологического потенциала студентов.

Ключевые слова: аксиология, ценность, ценностные ориентации, аксиологический потенциал студентов, методика развития аксиологического потенциала студентов университета.

Проблема воспитания нравственности, формирования ценностных ориентаций, развития аксиологического потенциала остается весьма актуальной, особенно для молодежной студенческой среды. Именно данный возрастной период отличается стремлением к самостоятельности, к самоутверждению с одной стороны, а с другой - стремлением к гармонии с окружающими, желанием быть принятым и признанным в обществе. Иными словами - студенческий возраст является сензитивным периодом для развития ценностных ориентаций: общечеловеческих, профессиональных, личностных. В этой связи целесообразно, на наш взгляд, искать новые формы и педагогические средства оказания влияния на студенческую молодежь в вузах. Одной из таких форм может быть студенческое самоуправление. Мы обнаруживаем в студенческом самоуправлении мощный ресурс для развития аксиологического потенциала студентов.

Аксиологический потенциал студентов является одним из разновидностей потенциала личности. Как и любой другой вид потенциала личности, он отражает совокупность врожденных и приобретенных способностей (ресурсов, резервов и возможностей) человека относиться к окружающей его действительности и определяет норму его возможного реагирования на социально-педагогические условия.

Отличительной особенностью аксиологического потенциала по сравнению с другими видами потенциала личности

является его аксиологическая основа, сущность которой может быть раскрыта понятиями «ценность» и «ценностные ориентации».

Категория «ценность» относится к числу таких общенаучных понятий, которые имеют особенно большое значение для педагогики в методологическом плане. Являясь ключевым понятием современной общественной мысли, ценность активно используется в философии, социологии, психологии, педагогике и применяется для обозначения объектов и явлений, их свойств, а также абстрактных идей, которые отражают в себе нравственные идеалы и выступают в качестве эталонов должного.

Изучение литературы дает основание нам говорить о том, что ценность рассматривается в многочисленных значениях и с разных сторон. Использование понятие «ценность» в бытовом значении связано с оценивающей деятельностью субъекта и означает что-то крайне важное, значимое для общества или отдельного человека. Хотя наиболее употребляемым является понимание ценностей как абстрактных сущностей и идеалов.

Философское понимание ценностей связано с такими признаками как полезность, значимость, важность, нормативность, которые как раз и определяют объем данного понятия. В социологической литературе ценности не сводятся ни к значимости как своему основанию, ни к норме и идеалу. Ценность представляет собой желанную цель, являющуюся идеа-

лом и включенную в регулирующее воздействие на межсубъ-ектные отношения. С позиции психологии, ценности являются важнейшим структурным компонентом личности, осуществляющим в ее жизнедеятельности направляющую и регулирующую роль. С педагогической точки зрения ценности человека - это внутренний, эмоционально освоенный регулятор его деятельности, определяющий отношение к окружающему миру, к себе и характер осуществляемой деятельности.

Из всего многообразия подходов для нас в большей степени подходит определение ценностей, которое было предложено Б.С. Братусем [1]. В соответствии с этим ценности мы рассматриваем как осознанные личностью общие смыслы жизни, которые являются образующими единицами сознания личности и определяют нравственную позицию человека.

В научной литературе специальное внимание уделяется вопросу о выделении наиболее значимых ценностей. Данный вопрос получил разработку в трудах И.К. Журавлева, В.А. Караковского, А.В. Кирьяковой, И.Я. Лернера, З.И. Рав-кина, Р.М. Роговой, Н.С. Розова, Н.Л. Худяковой и др.

С точки зрения решения вопроса о месте ценностей в структуре аксиологического потенциала, нам ближе позиция Н.Л. Худяковой [2]. Вслед за ней мы придерживаемся следующей типологии ценностей: ценности индивидуальнополезного, социально-значимого, личностно-значимого и родового значимого типов.

Ценности индивидуально-полезного типа - это ценности, отражающие стремление человека к зафиксированным на уровне конкретных представлений формам отношений, которые определяются им посредством эмоциональной оценки как полезные для удовлетворения потребностей витального уровня. Ценности социально-значимого типа - это ценности, фиксирующие стремления человека к нормативным формам отношений, признаваемых необходимыми и достаточными (оптимальными) теми индивидами и социальными группами, которые воспринимаются этим человеком как значимые. Ценности личностно-значимого типа - это ценности, определяющие стремление человека к формам отношений с действительностью, которые признаются им необходимыми и достаточными по отношению к личностной трактовке тех понятий и категорий, посредством которых он обозначает действительность. Ценность родового значимого типа - предельно универсальная ценность, характеризующая стремление человека к гармоничной форме культурно-опосредованного отношения, создающей возможность полной актуализации открытости человека миру и его устойчивого идеализированного выхода за рамки ценностной состязательности.

Хорошо известно, что ценности человека экстериоризу-ются в его ценностных ориентациях, которые отражают органическое единство ведущих интересов личности и общества. Мы исходим из того, что ценностные ориентации детерминируются ценностями общества и в силу этого подвергаются постоянным изменениям. Единство ведущих интересов личности и общества позволяет человеку определиться в культурных параметрах деятельности, а также регулировать направленность своей активности. Следует сказать и о том, что ценностные ориентации отражают совокупность ценностей, которые приняты и осознанны личностью; они выступают в качестве социально-психологических образований, несущих в себе цели, мотивы, установки и ряд других мировоззренческих характеристик личности.

Иными словами, ценностные ориентации - это компонент социально-психологической структуры личности, представляющий собой систему ценностей и отражающий ее жизненные и профессиональные цели, которые являются для нее наиболее важным и личностным смыслом и определяют ее поведение и отношение к окружающей действительности.

Давая собственное определение понятию «аксиологический потенциал личности», будем учитывать следующие обстоятельства: 1) потенциал личности представляет собой совокупность ресурсов, резервов и возможностей личности; при этом ресурсы характеризуют потенциал с точки зрения прошлого, резервы свидетельствуют о настоящем потенциала, а

возможности - отражают в потенциале направленность на будущее; 2) аксиология - это учение о природе ценностей, их месте и роли в целостной структуре мироотношения и мировоззрения людей; 3) многообразие ценностей может быть представлено в виде следующих типов: индивидуальнополезного, социально-значимого, личностно-значимого и родового значимого.

В результате аксиологический потенциал личности студентов может быть определен как интегративное личностное образование, характеризующееся устойчивой иерархией ценностных ориентаций, которые обусловливают познание, осознание и принятие ценностей профессионального сообщества.

Итак, аксиологический потенциал отражает совокупность ценностных ориентаций личности, которые существуют в определенной устойчивой иерархии. Благодаря наличию таких ценностей, аксиологический потенциал направлен на достижение личностью жизненных и профессиональных планов. Определяя таким образом сущность аксиологического потенциала, ценностные ориентации выражают общую осмысленность и эмоциональную насыщенность жизни и удовлетворенность ею личности.

Исходя из исследований Н.А. Абыденовой [3], Г.Н. Левашовой [4], Г.А. Мелекесова [5], О.О. Ненашевой [6] и А.А. Поляковой [7], в структуре аксиологического потенциала студентов можно выделить следующие составляющие компоненты: когнитивно-смысловой, эмоционально-волевой, мотивационно-деятельностный и рефлексивно-оценочный. Каждому компоненту соответствует ряд показателей:

- когнитивно-смысловой: представление и понимание сущности ценностных ориентаций; понимание смысла ценностных ориентаций и осознание их как личностной ценности; понимание необходимости осуществления действий в соответствии с социально- и профессионально-значимыми ценностями;

- эмоционально-волевой: эмоциональная устойчивость, преодоление трудностей на эмоционально-положительном уровне; волевая регуляция поведения, сформированность волевых качеств (дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, выдержка, организованность, решительность и инициативность);

- мотивационно-деятельностный: стремление к поведению в соответствии с общепризнанными ценностями; мотивация к расширению своих знаний о ценностях социума и профессионального сообщества; умение самостоятельно осуществлять выбор в жизненных и профессиональных ситуациях;

- умение устанавливать связи между собственными действиями и ценностями социума и профессионального сообщества; умение адекватно оценивать свое поведение и поведение других людей с позиции ценностного отношения.

Развитие аксиологического потенциала будущих специалистов возможно, если в вузе предусмотрено создание такой среды, которая будет способствовать направленному изменению ценностных ориентаций студентов. Анализ практики профессиональной подготовки в вузе показывает, что в качестве такой благоприятной среды можно рассматривать систему студенческого самоуправления.

Студенческое самоуправление как социальный феномен получил освещение в работах Н.П. Бугаенко, О. Виштака, А.И. Давыдовой, И.Ф. Ежуковой, А.А. Исаева, О.А. Колмогоровой, И.Н. Крещенко, В.М. Певзнера, С.С. Петровой, И.А. Правдиной и др. Изучение данных работ позволило сделать следующие выводы:

- наряду с тем, что студенческое самоуправление является компонентом воспитательной системы вуза, оно представляет собой особую форму инициативной, самостоятельной, общественно полезной деятельности студентов по решению различных вопросов: организации обучения, быта, досуга, развития социальной активности студенческой молодежи, поддержке социально приемлемых инициатив;

- студенческое самоуправление выступает в качестве формы самостоятельной общественной деятельности студен-

тов по осуществлению функций управления жизнью студенческого коллектива;

- ценной является идея о том, что основной приоритет самоуправления - организаторская деятельность в студенческой среде, защита интересов и прав студентов, формирование конкурентоспособного специалиста;

- как целостная система студенческое самоуправление отражает различные организационные формы, обеспечивающие участие в управлении студенческими коллективами;

- студенческое самоуправление является хорошей школой для развития умений принятия и реализации решений, касающихся организации и осуществления жизнедеятельности студентов;

- студенческое самоуправление способствует включению студентов в управление вузом, в частности, в обсуждение и решение вопросов деятельности вуза, планирование, организацию, мотивацию и контроль учебного процесса, научноисследовательской и внеучебной работы.

В сущности, студенческое самоуправление охватывает все без исключения сферы жизнедеятельности современного вуза. Для студентов, по выражению некоторых авторов, нет и не может быть «закрытых» зон в функционировании вуза, в противном случае вести речь о самоуправлении бессмысленно. Иными словами, студенческое самоуправление представляет собой форму и способ жизнедеятельности студентов и студенческих коллективов, соединение самостоятельности, инициативы, активности студентов в обеспечении деятельности вуза. Основной смысл деятельности студенческого самоуправления состоит в обеспечении получения студентами опыта самоорганизации свой жизни.

В системе студенческого самоуправления создаются благоприятные возможности для развития аксиологического потенциала студентов, потому что здесь решаются следующие задачи:

- реализация сущностных сил студентов, их потребностей, способностей и интересов в различных сферах и формах социальной деятельности;

- повышение сознательности студентов и их требовательности к уровню своих знаний, умений и способностей; воспитание патриотического отношения к духу и традициям вуза;

- содействие в реализации общественно значимых молодежных инициатив;

- вовлечение студентов в формирование общественного мнения о студенческой молодежи как реальной силе и стратегическом ресурсе развития российского общества.

Эти обстоятельства позволяют говорить о направленности студенческого самоуправления на развитие у будущих специалистов устойчивой иерархии ценностных ориентаций, которые определяют характер их социальной деятельности. Студенческое самоуправление обладает ценностно-ориентирующей функцией, что обеспечивает мировоззренческое осмысление студентами социальной и профессиональной реальности, их отношений с окружающими людьми. По существу, речь идет о направленности студенческого самоуправления на развитие аксиологического потенциала личности.

Успешное развитие аксиологического потенциала студентов в системе студенческого самоуправления обеспечивается совокупностью педагогических условий, которые выполняют роль его движущих сил. С учетом предмета исследования педагогические условия рассматриваются как совокупность мер, обстоятельств, способствующих успешному осуществлению процесса развития аксиологического потенциала студентов университета. Нами определены следующие педагогические условия:

- проведение целенаправленной работы по формированию студенческого актива как референтной группы для студентов университета;

- актуализация потребностей студентов в самосовершенствовании посредством самопознания, самоуважения и самореализации;

- пропедевтика ценностей профессионального сообщества, к вхождению в которое подготавливаются студенты.

Выдвижение первого педагогического условия определяется необходимостью активизировать социально-психологические механизмы, участвующие в формировании в индивидуальном сознании студентов установок ценностнонормативной регуляции личности. Сущность условия заключается в том, что направленность студентов на познание ценностей профессионального сообщества реализуется посредством реального обращения внимания на коллективные цели, мнения и ценности. При этом суждения студентов о себе как о профессионале в значительной степени зависят от того, с какой социальной группой они себя соотносят.

По существу, предполагается формирование студенческого актива, который будет осуществлять функции референтной группы. В таком случае у студенческого актива появляется более сильное влияние на убеждения и ценности студентов. Создаются предпосылки для того, чтобы студенты ориентировались на студенческий актив как на положительный образец, стараясь согласовать с ним свои ценности, взгляды, убеждения, нормы и формы поведения. В качестве организационнопедагогических мер, направленных на формирование студенческого актива, который мог бы выступить в качестве референтной группы, рассматриваются: обучение студенческого актива в «Школе студенческого самоуправления», вовлечение студенческого актива в различные мероприятия университета, побуждение членов студенческого актива к демонстрации собственной эрудиции и осведомленности, осуществление студентами-активистами ролей наставников и кураторов.

Второе педагогическое условие связано с необходимостью формирования у студентов целостного представления о значимых в профессиональной деятельности качествах, способствующих выстраиванию гармоничных межличностных отношений, а также целесообразностью содействия становлению позитивного отношения студентов к себе как личности и профессионалу, осознания значимости ценностей будущей профессиональной деятельности. При обосновании педагогического условия мы исходили из того, что самосовершенствование будущего специалиста является профессионально важным качеством. При этом мы опирались на исследования Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, А.К. Марковой, Л.М. Митиной и др., основной идеей которых является мысль о том, что самосовершенствование должно быть присуще современному специалисту как фундаментальная составляющая его профессионализма.

На этом основании установлено, что с целью формирования у студентов позитивного отношения к себе как личности и профессионалу необходимо актуализировать у них потребность в самосовершенствовании. Средствами такой актуализации выбраны самопознание, самоуважение и самореализация. В качестве организационно-педагогических мер реализации второго педагогического условия рассматриваются: составление SWOT-анализа, в котором студенты отмечают свои сильные и слабые стороны, а также события внешней среды; разработка индивидуального плана получения профессии; создание карты личных успехов; проведение социальнопсихологических тренингов.

Третье педагогическое условие определяет исключительные возможности приобщения студентов к ценностям профессионального сообщества для выстраивания собственной индивидуально-личностной системы ценностей. Такое представление о пропедевтике ценностей профессионального сообщества позволяет студентам не только осознавать нормы и правила предстоящей профессиональной деятельности, но и соотносить себя с некоторым профессиональным эталоном посредством поиска каждым студентом такого образа специалиста, на который он хотел бы быть похожим. Кроме того, приобщение к ценностям профессионального сообщества является важной предпосылкой для формирования в дальнейшем профессионального кредо.

Принципиальное значение имеют ценности профессионального сообщества, которые придают той или иной профессиональной сфере особый статус и помогают будущему специалисту точнее сориентироваться в мире профессий. Необ-

ходимость пропедевтики ценностей профессионального сообщества определяется представлениями о том, что новообразования личности студентов связаны с индивидуальными ценностными ориентациями, потребностью в перспективе, а также профессиональным самоопределением, богатством переживаемых чувств, образом собственного будущего и жизненными идеалами. В качестве организационно-педагогических мер реализации третьего условия рассматриваются: изучение профессиональных этических кодексов и кодексов поведения, прохождение практики, проведение тренингов (профессионального самоопределения, целеполагания, уверенности в себе, оптимизации социально-психологического климата группы).

Психолого-педагогический механизм реализации предложенных педагогических условий в реальной практике студенческого самоуправления представлен в методике развития аксиологического потенциала студентов. Методика представлена тремя этапами, на каждом из которых реализовывалась определенная совокупность педагогических условий: на первом этапе - первое условие, на втором этапе - первое и второе, на третьем этапе - первое и третье условие. Опишем разработанную методику.

Первый - адаптационный - этап по времени соответствовал первому семестру обучения в вузе. В виду того, что любые изменения аксиологического потенциала происходят в зоне актуального развития (т.е. в настоящее время), то одним из основных условий таких изменений является наличие референтной группы, с которой сравнивает себя каждый человек. Работа по формированию такой группы из числа студен-тов-активистов стала первым педагогическим условием, реализуемым через поэтапное развитие у представителей студенческого актива лидерских качеств, активности при выполнении социально-значимой деятельности и готовности противостоять негативным влияниям внешней среды. На данном этапе это достигалось с помощью ряда мероприятий: а) проведения выборов студентов в органы студенческого самоуправления и обучения их в «Школе студенческого самоуправления»; б) приобщения студентов к традициям университета, знакомства с его историей, информирования о выпускниках, достигших признание и уважение в стране, городе, предприятии (тематический КВН); в) ознакомления с требованиями соблюдения всех норм и правил университета; г) вовлечения студентов в работу различных секций художественно-эстетического, научно-исследовательского, спортивно-оздоровительного, социально-политического, социально-педагогического направлений; осуществления оценки работы группы по всем направлениям методом SWOT-анализа.

Второй - мотивационно-моделирующий - этап продолжительностью 1,5 года (второй - четвертый семестры) был направлен был на осознание и понимание студентами личностно-значимых ценностей.

Продолжалось реализовываться первое педагогическое условие, связанное с формированием референтной группы из студенческого актива. С этой целью продолжалась работа со студенческим активом в нескольких направлениях: а) обучение студенческого актива в «Школе студенческого самоуправления» и разработка им ряда проектов; б) стимулирование студенческого актива к лидерству в учебном процессе, которое осуществлялось через единство требований и непрерывный контроль за их соблюдением: в) награждение активных участников студенческого самоуправления; г) организация студенческих мероприятий с помощью студентов-кураторов и участие студенческого актива во всех мероприятиях университета; д) демонстрация студенческим активом большей эрудиции и осведомленности перед сокурсниками.

На этом же этапе реализовывалось и второе педагогическое условие, направленное на актуализацию потребностей студентов в самосовершенствовании. Для его осуществления предпринимался ряд последовательных действий: а) составлялся индивидуальный SWOT-анализ, в котором студенты отмечали свои сильные и слабые стороны, а также фиксировали события внешней среды, которые они расценивают как «+»

(возможности) и как «-» (угрозы); б) разрабатывался индивидуальный план под названием «три П» - план получения профессии; в) создавалась «Карта личных успехов» (КЛУ), которая представляла собой еженедельное критическое осмысление студентами своих достижений; г) организовывалось освещение достижений студентов на стенде «Хорошая учеба -залог профессионального успеха»; д) разрабатывалась и реализовалась Программа тренингов личностного и профессионального саморазвития студентов, которая состояла из 4 разделов: ориентировочный; «Я» в системе профессиональной деятельности; «Я» в системе межличностных отношений; «Я» в системе личностного развития.

Третий - гармонизирующий - этап продолжался 2 года (3-4 курс) и был направлен на актуализацию сущностных качеств человека во взаимодействии с профессиональным сообществом и культурой мира.

На данном этапе продолжалась реализации первого педагогического условия, в которое, наряду с ранее применяемыми методами работы со студенческим активом, добавились ряд новых: а) студенты-активисты назначались студентами-кураторами в группы первокурсников, выступая тем самым в роли наставников; б) лучшие студенты-активисты принимали участие в региональных и всероссийских форумах студенческой молодежи; в) студенты избирались в более высокие органы студенческого самоуправления университета; г) проводилась работа студенческого актива в качестве руководителей или комиссаров строительных отрядов; д) было организовано введение для студентов-активистов журналистской практики.

На данном этапе было введено третье педагогическое условие, направленное на пропедевтику ценностей профессионального сообщества, к вхождению в которое подготавливаются студенты. С этой целью проводилась работа по выявлению существующих ценностей профессионального сообщества, для чего мы использовали специально разработанную методику Н.А. Игнатовой. Все студенты (в большей или меньшей степени) были вовлечены в исследования профессиональных сообществ. Проведенные наблюдения и сделанные выводы обсуждались на заседаниях дискуссионного клуба, которые проходили ежемесячно.

Известно, что все нормы и ценности черпаются молодежной средой из культуры взрослого общества. Поэтому мы предполагали, что, ассимилируя общественно-значимые и профессионально-групповые ценности, студенты смогут построить свою индивидуально-личностную систему ценностей. Для этого проводились мероприятия, способствующие развитию нужной для нас системы ценностей: а) осознание норм, правил выполняемой профессиональной деятельности проходило с помощью встреч с представителями получаемой профессии, изучения профессиональных этических кодексов или кодексов поведения (определенных предприятий) и группового обсуждения их нормативов; б) соотнесение себя с некоторым профессиональным эталоном осуществлялось посредством поиска каждым студентом такого профессионального образа специалиста, на которого он хотел бы быть похожим; в) оценка себя другими, профессионально референтными, людьми проходила в период практики, так как преподаватели-кураторы обращались с просьбой к наставникам на предприятиях честно отметить сильные и слабые стороны студента при подведении итогов.

На третьем-четвертом курсах после выявления ценностей профессионального сообщества вводилась программа тренингов профессионального развития. На данном этапе Совет студенческого самоуправления активно содействовал студентам в получении временной работы, для чего проводились ярмарки вакансий, работала студенческая биржа труда, приглашались работодатели для встреч со студентами, организовывались конкурсы проектов для предприятий, как правило, с последующим трудоустройством победителей.

Таким образом, в данной статье мы показали, что студенческое самоуправление в различных его проявлениях оказывает существенное педагогическое влияние на студенческую

молодежь. Спектр такого влияния выходит далеко за рамки основного образовательного процесса. Студенческое самоуправление, в первую очередь, направлено на реализацию сущностных сил студентов, их потребностей, способностей и интересов в различных сферах и формах социальной деятель-

ности. Оно обеспечивает мировоззренческое осмысление студентами социальной и профессиональной реальности, их отношений с окружающими людьми. Это позволяет говорить о возможности развития аксиологического потенциала студентов в системе студенческого самоуправления.

Библиографический список

1. Братусь, Б.С. Русская, советская, российская психология: Конспектив. рассмотрение: учеб.-метод. лит. - М.: Флинта, 2000.

2. Худякова, Н.Л. Аксиологические основы поведения человека: учеб. пособие. - Челябинск: изд-во Челяб. гос. ун-та, 2010.

3. Абыденова, Н.А. Психологические механизмы формирования личностной значимости студентов педагогических специальностей: авто-реф. дис. ... канд. психолог. наук. - Нижний Новгород, 2008.

4. Левашова, Г.Н. Развитие аксиологического потенциала студентов педагогического колледжа: дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2000.

5. Мелекесов, Г.А. Развитие аксиологического потенциала личности будущего учителя: дис. ... д-ра пед. наук. - Оренбург, 2003.

6. Ненашева, О.О. Научно-исследовательская деятельность как фактор развития аксиологического потенциала личности студента: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2010.

7. Полякова, А.А. Теория и практика развития аксиологического потенциала личности студента в диалоге культур: дис. ... д-ра пед. наук. -Оренбург, 2002.

Bibliography

1. Bratus, B.S. Russian, Soviet, Russian Psychology: Abstracts. consideration: educ. method. lit. - M.: Flinta, 2000.

2. Khudyakova, N.L. Axiological foundations of human behavior: teaching aid. - Chelyabinsk: published in Chelyabinsk State University, 2010.

3. Abydenova, N.A. Psychological mechanisms of formation personal importance of students of teaching specialties: Thesis Dis. ... Cand. Psycholog. Science. - Nizhny Novgorod, 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Levashova, G.N. Development of axiological potential of students of the Pedagogical College: Thesis. ... Cand. Ped. Science. - Orenburg, 2000.

5. Melekesov, G.A. Development of axiological potential of a future teacher’s personality: Dis. ... Dr. Ped. Science: 13.00.01 / G.A. Melekesov. -Orenburg, 2003.

6. Nenasheva, O.O. Research and scientific activity as a factor of development of axiological potential of student’s personality: Thesis Dis. ... Candidate. Ped. Science: 13.00.01 / O.O. Nenasheva. - Orenburg, 2010.

7. Polyakova, A.A. Theory and practice of axiological potential of student’s personality in the dialogue of cultures: Dis. ... Dr. Ped. Science. - Orenburg, 2002.

Статья поступила в редакцию 28.03.11

УДК 37.025

Kravchuk N. V. INFORMATIVE AND COMMUNICATIVE APPROACH IN THE DEVELOPMENT OF TEENAGERS’ COMMUNICATIVE CULTURE. In this article information and communicative approach as a methodology of scientific knowledge is analyzed, and also the use of this approach for development of the communicative culture of modern teenagers is considered, taking into account their age and mental features.

Key words: information, communication, information and communicative approach, communicative culture, teenager, information space, the Internet.

Н.В. Кравчук, асп. Челябинской государственной академии культуры и искусств, г. Челябинск,

E-mail: bhawk3@yandex.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ

В данной статье анализируется информационно-коммуникативный подход как методология научного познания, а также рассматривается использование этого подхода для развития коммуникативной культуры современных подростков, с учетом их возрастных и психических особенностей.

Ключевые слова: информация, коммуникация, информационно-коммуникативный подход, коммуникативная

культура, подросток, информационное пространство, Интернет.

Проблема коммуникативной культуры сегодня одна из деленной координации со стороны взрослого и, порой, даже

наиболее актуальных. Коммуникативная культура определяет специально организованного процесса обучения межличност-

принципы поведения, отражает систему ценностей, идеалы, ному общению.

нормы, помогает организации общения по установлению кон- Любой педагогический процесс связан с передачей и об-

тактов, их развитию, согласованию, налаживанию и корректи- меном информацией, то есть носит информационный харак-

ровке для выражения личности в деятельности. тер. Сама информация может передаваться различными ком-

Психологами установлено, что с возрастом потребность в муникативными средствами. Следовательно, педагогический

общении углубляется и становится все более и более значи- процесс как функционирующая система требует к себе ин-

мой в жизни детей. Одним из пиков развития у человека по- формационно-коммуникативного подхода.

требности в общении является подростковый период. Высо- Информационный подход как фундаментальная методо-

кий уровень развития потребности в общении в подростковом логия становится все более популярным, в том числе в соци-

возрасте объясняется несколькими причинами. Наиболее важ- ально-гуманитарных науках, из-за разностороннего характера

ной и явной из них А.В. Мудрик считает постоянное физиче- информации, ее огромного влияния на развитие социума.

ское и умственное развитие школьника и в связи с этим рас- Многие ученые (К.К. Колин, Э.П. Семенюк и др.) предлагают

ширение его интересов, рост интереса к миру [1]. Таким обра- рассматривать информационный подход как дальнейшее раз-

зом, можно сказать, что коммуникативная культура подростка витие системного подхода, т.к. на современном этапе невоз-

развивается вместе с его телом и мышлением и требует опре- можно глубокое и адекватное понимание сложных, динамич-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.