Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНЫЙ РЕСУРС СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ НА ПОЗДНИХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА'

ЛИЧНОСТНЫЙ РЕСУРС СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ НА ПОЗДНИХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
152
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЙ РЕСУРС / САМООТНОШЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Артеменко Елена Павловна, Шаяхметова Эльвира Шигабетдиновна, Линтварев Александр Леонтьевич

В работе изучался ресурс социально-психологической адаптации личности на поздних этапах онтогенеза. В обследовании приняли участие 60 людей пожилого и старческого возраста 60-80 лет. Показана связь социально-психологической адаптации пожилых людей с позитивным самоотношением, интернальностью контроля, гармонизацией смысложизненных ориентаций, активной жизненной позицией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Артеменко Елена Павловна, Шаяхметова Эльвира Шигабетдиновна, Линтварев Александр Леонтьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL RESOURCE OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION AT LATE STAGES OF ONTOGENESIS

The paper studied the resource of socio-psychological adaptation of the individual at the late stages of ontogenesis. The survey involved 60 elderly and senile people aged 60-80 years. The article shows the connection between the socio-psychological adaptation of older people with a positive self-attitude, internality of control, harmonization of life-meaning orientations, and an active life position.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНЫЙ РЕСУРС СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ НА ПОЗДНИХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА»

Установление такого рода отношений представляет собой своеобразную границу перехода к следующему этапу.

На данном этапе параллельно с углублением доверия можно осуществлять переход непосредственно к психологической работе с подростком, предлагая ему задания или темы для разговоров. При работе на этом этапе следует учитывать темп, задаваемый подростком.

На следующем этап работы с подростком - делинквентом у него должно возникнуть желание к изменениям и начало открытого выражения чувств. Главной задачей работы на этом этапе является приведение в соответствие картины актуальной ситуации ребенка с тем, что излагает взрослый. Подросток при этом может затрагивать некоторые важные для него темы, делиться страхами, выражать чувство гнева. В этой связи критически важно не осуществлять переход к следующему этапу работы, не дав подростку возможности максимально глубоко выразить собственные чувства.

Заключительный этап исследуемой модели работы с делинкветными подростками предполагает работу над их глубинными проблемами.

Литература:

1. Злоказов К.В. Социально-психологические предпосылки деструктивного поведения подростков в школе // Педагогическое образование в России. 2016. № 5. С. 71-81

2. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). М.: Издательский центр «Академия», 2004. 288 с.

3. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. Творческий Центр. Сфера. М., 2001. 159 с.

4. Кононов А.Ю. Реституция в системе методов регулирования молодежной делинквенции. М., 2010. 152 с.

5. Кузнецова, М.Н. Теоретические аспекты психологии деструктивного поведения у подростков // Научный поиск: материалы Х научной конференции аспирантов и докторантов. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2018. С. 124-131

6. Кузнецова М.Н., Рычкова Л.С. Взаимосвязь личностных характеристик и предрасположенности к деструктивному поведению у подростков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2019. № 5 (171). С. 432-435

7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М., 2004. 50 с.

8. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М., 2004. 320 с.

9. Фетискин Н.П. Личностные особенности несовершеннолетних делинквентов // Пенитенциарное право: юридическая теория и правоприменительная практика. 2017. № 1 (11). С. 105-108

Психология

УДК 159. 922

доктор педагогических наук, профессор Артеменко Елена Павловна

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Поволжская академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); доктор биологических наук, профессор Шаяхметова Эльвира Шигабетдиновна Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Поволжская академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); доцент Линтварев Александр Леонтьевич

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Уфа)

ЛИЧНОСТНЫЙ РЕСУРС СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ НА ПОЗДНИХ

ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА

Аннотация. В работе изучался ресурс социально-психологической адаптации личности на поздних этапах онтогенеза. В обследовании приняли участие 60 людей пожилого и старческого возраста 60-80 лет. Показана связь социально-психологической адаптации пожилых людей с позитивным самоотношением, интернальностью контроля, гармонизацией смысложизненных ориентаций, активной жизненной позицией.

Ключевые слова: личностный ресурс, самоотношение, социально-психологическая адаптация, пожилые люди.

Annotation. The paper studied the resource of socio-psychological adaptation of the individual at the late stages of ontogenesis. The survey involved 60 elderly and senile people aged 60-80 years. The article shows the connection between the socio-psychological adaptation of older people with a positive self-attitude, internality of control, harmonization of life-meaning orientations, and an active life position.

Keywords: personal resource, self-attitude, socio-psychological adaptation, elderly people.

Введение. В социально-демографической структуре современного общества наблюдается тенденция неуклонного старения населения. Стремительное повышение динамики социальных процессов ведет к усложнению процесса ориентирования в информационном поле и, как следствие, к нарушению социально-психологической адаптации пожилых людей [2, 3, 4, 6].

В этой связи, особую значимость приобретают исследования, посвященные анализу психологических особенностей личности на этапе позднего онтогенеза [1, 5, 7], выявлению личностных ресурсов социально-психологической адаптации пожилых людей, установлению условий и факторов, способствующих или препятствующих данному процессу.

Предположение, что личность на этапе позднего онтогенеза располагает ресурсами для своего развития, позволяющими при определенных условиях оптимизировать организацию жизнедеятельности и личностную активность для достижения гибкости поведения, креативности, конструктивного принятия субъективного и объективного мира, предопределило настоящее исследование. Целью исследования стало изучение личностного ресурса социально-психологической адаптации пожилых людей.

Изложение основного материала статьи. Исследование проводилось на базах ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Бирского района и г. Бирска Республики Башкортостан» и ГБУЗ

РБ «Поликлиника № 1 г. Уфа». В обследовании приняли участие 60 людей пожилого и старческого возраста 60-80 лет (24 мужчины и 36 женщин), которые на момент обследования прекратили трудовую деятельность. Выборка была представлена тремя возрастными группами по классификации ВОЗ: 60-64 года, (п=30), 65-74 года (п=20), 75 и старше (п=10).

Были использованы методики: опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонд, методика «Самоотношение» С.Р. Пантелеева.

Математико-статистическая обработка полученных результатов была осуществлена на персональном компьютере с использованием программы «Statistica 10.0». Анализ связей признаков проводился непараметрическим методом ранговой корреляции по Спирмену. Достоверными были выбраны результаты на уровне значимости р<0,05.

Изложение основного материала статьи. Для выявления структуры самоотношения личности, а также выраженности отдельных компонентов самоотношения, были проанализированы результаты методики самоотношения С.Р. Пантелеева.

Так, у 73,3% пожилых людей отмечен средний уровень закрытости. Это свидетельствует о том, что большинство обследуемых отличается комформностью поведения и стремлением к социальному одобрению. У 16,7% пожилых людей низкий уровень закрытости. Этих людей отличает критичность, проявляющаяся в ориентации доминирования собственного мнения во взаимодействии с другими людьми. У 10% обследуемых высокий уровень закрытости, эти пожилые люди желают соотвествовать общепринятым нормам поведения и не стремятся раскрывать себя и свои проблемы.

По шкале «самоуверенность» 20% от всей выборки имеют высокие значения, 40% - средние и 18,3% -низкие. Следовательно, большинство испытуемых уверены в том, что их жизненный опыт позволяет им решать многочиленные бытовые вопросы. В привычных для себя ситуациях пожилые люди сохраняют высокую работоспособность, но но при неожиданном появлении трудностей их уверенность снижается.

По шкале «саморуководство» 75% от всей выборки имеют средний уровень выраженности. Высокий и низкий уровень представлены примерно одинаково (11,7% и 11%, соответственно). Большинство пожилых людей проявляют высокую способность к личному контролю в привычных ситуациях, в нестандартных ситуациях их регуляторные способности ослабевают. Для лиц с высоким уровнем саморуководства харектерен контроль над эмоциональными реакциями и переживаниями, у лиц с низким уровнем механизмы саморегуляции ослаблены.

По шкале «отраженное самоотношение» 13,3% от всей выборки имеют высокие значения, 71,7% -средние и 15% - низкие. Большая часть лиц пожилого возраста полагают, что у окружающих людей избирательное отношение к ним: одни личностные проявления вызывают у них раздражение и непринятие, а другие их качества - вызывают положительные эмоции.

18,3% пожилых людей склонны высоко оценивать свой духовный потенциал. Уверенность в собственной неповторимости помогает им положительно воспринимать критику в свой адрес, стоически противостоять воздействиям окружающей среды. Однако, подавляющее большинство (81,7%) пожилых явно недооценивают свои положительные качества и страдают от ощущения малоценности и личной несостоятельности. И тем не менее они не стресятся к изменению тех качеств, которые вызывают их внутреннюю неудовлетворенность. Об этом свидетельствуют и показатели по шкале «самопривязанность». 18,3% от всей выборки имеют высокие значения, 66,7% - средние и 15% - низкие.

По шкале «внутренняя конфликтность» 15 % от всей выборки имеют высокие значения, 68,3% - средние и 16,7% - низкие. Следовательно, привычные условия среды способствуют формированию позитивного отношения к себе, признанию личных достоинств. Неожитанные трудности способствуют фасилитации недооценки собственных достижений и успехов.

Для исследования и проверки наличия взаимосвязей между уровнем социально-психологической адаптации с психологическими особенностями личности в пожилом и старческом возрасте был проведен корреляционный анализ с помощью непараметрического коэффициента корреляции Спирмена. Корреляционный анализ между показателями, полученными с помощью теста социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонд и методикой «Самоотношение» С.Р. Пантелеева позволил определить силу связи между признаками. Результаты корреляционного анализа представлены в таблице 1.

Таблица 1

Взаимосвязь показателей социально-психологической адаптации и самоотношения

Показатели социально-психологической адаптации Показатели самоотношения

Закрытость Самоуверенность Саморуководство Отраженное самоотношение Самоценность Самопринятие Самопривязанность Внутренняя конфликтность Самообвинение

1 -0.25 0.62 0.55 0.32 0.58 0.61 -0.64 -0.56

2 0.31 -0.46 -0.39 -0.48 -0.57 -0.47 0.67 0.59

3 -0.32 0.57 0.46 0.50 0.59 0.63 -0.59 -0.59

4 0.3 -0.39 -0.45 -0.47 -0.57 -0.25 0.66 0.61

5 0.32 0.25 0.40 -0.31

6 0.33 -0.42 -0.42 -0.47 -0.45 -0.27 0.51 0.53

7 -0.28 0,54 0,25 0.46 0.67 0.56 -0.42 -0.56

8 -0.47 -0,66 0,25 0,43

9 0.44 0.59 0.31

10 -0.33 0.45

11 0.46 0.27 0.47 0.31

12 -0,42 -0.31 -0.27

13 0.45 -0,37

Примечание: жирным выделены достоверные взаимосвязи при р < 0,01;

1 - адаптивность, 2 -дезадаптивность, 3 - приятие себя, 4 - неприятие себя, 5 - приятие других, 6 - неприятие других, 7 - эмоциональный комфорт, 8 - эмоциональный дискомфорт, 9 - внутренний контроль, 10 - внешний контроль, 11 - доминирование, 12 -ведомость, 13 - эскапизм

Обнаружены положительные взаимосвязи показателя адаптивности с показателями самоуверенность (ге=0.62, при р<0,01), саморуководство (ге=0.55, при р<0,01), самоценность (ге=0.58, при р<0,01), и самоприятие (ге=0.61, при р<0,01), а также отрицательные взаимосвязи с показателями внутренняя конфликтность (ге=-0.64, при р<0,01), и самообвинение (ге=-0.56, при р<0,01). Следовательно, чем выше показатели самоуверенности, саморуководства, самоценности и самопринятия, и чем ниже внутренняя конфликтность и самообвинение, тем выше адаптивность людей пожилого и старческого возраста.

Показатель дезадаптивность отрицательно коррелирует с показателями самоуверенность (ге=-0.46, при р<0,01), саморуководство (ге=-0.39, при р<0,01), отраженное самоотношение (ге=-0.48, при р<0,01), самоценность (ге=-0.57, при р<0,01), и самоприятие (ге=-0.47, при р<0,01), а также положительно с показателями внутренняя конфликтность (ге=0.67, при р<0,01), и самообвинение (ге=0.59, при р<0,01).

Следовательно, чем ниже показатели самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотноешния, самоценности и самопринятия, и чем выше внутренняя конфликтность и самообвинение, тем более дезадаптиваны лица пожилого и старческого возраста.

Установлена обратная связь между критериями эскапизм и интегральный показатель самоотношения (ге=0.38, при р<0,01), чем выше такой показатель как эскапизм, тем ниже интегральный показатель. Видимо, сложности, возникающие при оценке своих качеств, неспособность принять себя таким, какой есть, высокая степень неудовлетворенности собой побуждают людей пожилого и старческого возраста избегать проблемы, снижают способность принимать решения, блокируют инициативу.

Обнаружена взаимосвязь между показателями приятие других и самопринятие (ге=0.40, при р<0,01). Очевидно, что чем выше самопринятие себя, тем выше «приятие других». За счет этого у лиц пожилого и старческого возраста возрастает уверенность, и они не боятся своей индивидуальности, и тем продуктивнее будут складываться их отношения с окружающими людьми.

Показатель внутренний контроль положительно коррелирует со шкалой «саморуководство» (ге=0,44, при р<0,01), шкалой «самоценность» (ге=0,59, при р<0,01). Чем выше показатель «саморуководство», когда основным источником развития своей личности, регулятором достижений и успехов человек считает себя, и самоценность, заключающаяся в принятие уникальности своей личности, тем выше внутренний контроль, а значит, тем более человек ответственен и полагает, что происходящие с ним события являются результатом его деятельности.

Обнаружены положительные взаимосвязи показателя эмоциональный комфорт с показателями самоуверенность (ге=0.54, при р<0,01), отраженное самоотношение (ге=0.46, при р<0,01), самоценность (ге=0.67, при р<0,01), и самоприятие (ге=0.56, при р<0,01), а также отрицательные взаимосвязи с

показателями самопривязанность (ге=-0.56, при р<0,01) и внутренняя конфликтность (ге=-0.56, при р<0,01). Следовательно, чем выше показатели самоуверенности, саморуководства, самоценности и самопринятия, и чем ниже внутренняя конфликтность и самообвинение, тем выше адаптивность людей пожилого и старческого возраста.

Выводы:

1) Лица пожилого и старческого возраста имеющие высокий уровень адаптации, соответственно обладают оптимальным уровнем самооценки (средним и высоким), высоко оценивают свои социально желательные характеристики, более ответственны за те события, которые происходят в их жизни, имеют оптимистичный настрой по отношению к своему будущему и на основе анализа своего прошлого осознают, что смогли реализовать себя. Они удовлетворены общением с окружающими, имеют высокий уровень принятия других, а также характеризуются преобладанием большого разнообразия интересов. Так же люди с преобладающим высоким уровнем адаптации обладают высоким уровнем эмоционального комфорта, более спокойны, оптимистичны, уравновешены. В результате чего более спокойно реагируют на процесс выхода на пенсию и, вероятнее всего, смотрят на это с более позитивной точки зрения в плане наличия позитивных изменений в своем образе жизни.

2) Люди пожилого и старческого возраста, имеющие низкий уровень адаптации, характеризуются низким и средним уровнем самооценки, и преобладанием экстернального локуса контроля. Для них характерно ожидание возможных проблем, трудностей, так же при оценке прошлого опыта присутствуют переживания по поводу боязни и не возможности что-то сделать или полностью не реализовать свои планы или же не реализации того, что могли бы сделать.

Литература:

1. Блехарская Е.В. Пожилой возраст как переходный этап жизненного пути человека / Е.В. Блехарская // Педагогическое образование в России. - 2017. - №12. - С. 36-43.

2. Будилова Е.В. Демографическое старение как фактор состояния здоровья населения / Е.В. Будилова, М.Б. Лагутин, Л.А. Мигранова // Клиническая геронтология. - 2015. - Т. 21. - № 9-10. - С. 27-28.

3. Глозман Ж.М. Личность в период неопределенности в «третьем возрасте» / Ж.М. Глозман,

B.А. Наумова // Личность в эпоху перемен: тоЫ^ т тоЫН. Материалы Международной научно-практической конференции / под ред. Е.Ю. Патяевой, Е. И. Шлягиной. - М.: Смысл, 2018. - С. 64-66.

4. Клецкова С.Л. Социально-психологические проблемы в связи с выходом на пенсию / С.Л. Клецкова, М.А. Курилович // Теория и практика современной науки. - 2016. - № 2 (8). - С. 218-222.

5. Митина Г.В. Взаимосвязь внутренней картины болезни и удовлетворенности жизнью в пожилом возрасте / Г.В. Митина, Э. Ш. Шаяхметова, Л.М. Матвеева, Р.М. Халфин // Клиническая геронтология. -2020. - №5-6.

6. Мусина-Мазнова Г.Х. Типологические особенности социальной адаптированности и дезадаптированности людей пожилого возраста / Г.Х. Мусина-Мазнова, И.А. Сорокина, И.А. Потапова // Общество: социология, психология, педагогика. - 2017. - №7. - С. 23-28.

7. Специфика взаимосвязи самоотношения и ценностных ориентаций у пожилых людей /Э.Ш. Шаяхметова, Ф.Н. Алгушев, Д. Г. Огуречников // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта: Крымский Федеральный университет им. В.И. Вернадского. - 2019. - №65-4. -

C. 326-331.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Балакирева Нина Алексеевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат педагогических наук, доцент Ахметшина Ирина Анатольевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. Представленное исследование посвящено изучению проблемы социально-психологической профилактики вредных привычек у подростков. В работе актуализируется необходимость в условиях общеобразовательной школы учитывать специфику социально-психологических условий для решения проблемы у подростков наличия вредных привычек, с применением программы по профилактике «Скажи: «Нет!» вредным привычкам».

Ключевые слова: вредные привычки, подросток, риск, проблема, профилактика, программа, личность, зависимость, здоровье, поведение.

Annotation. The present study is devoted to the study of the problem of socio-psychological prevention of bad habits in adolescents. The paper actualizes the need to take into account the specifics of socio-psychological conditions in general education schools in order to solve the problem of adolescents having bad habits, using the program for the prevention of «Say: «No!» to bad habits». This allows to significantly improve the results and, accordingly, minimize the signs of bad habits in teenagers.

Keywords: bad habits, teenager, risk, problem, prevention, program, personality, addiction, health, behavior.

Введение. Одним из важнейших направлений деятельности психолога и социального педагога в условиях общеобразовательной школы является работа по профилактике вредных привычек у подростков. В настоящее время вопросы сохранения здоровья молодого поколения превратилось в предмет особого внимания. Наличие у подростков вредных привычек представляет собой серьезную проблему современного общества [1; 4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.