Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ВЗАИМОСВЯЗИ САМООТНОШЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ'

СПЕЦИФИКА ВЗАИМОСВЯЗИ САМООТНОШЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
221
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / САМООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / ЛИЦА ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА / VALUE ORIENTATIONS / SELF-ATTITUDE OF AN INDIVIDUAL / ELDERLY PEOPLE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шаяхметова Эльвира Шигабетдиновна, Алгушев Фаиль Нурович, Огуречников Денис Гергиевич

Важность изучения ценностных ориентаций и самоотношения в пожилом возрасте определяется тем, что данные конструкции подвергаются изменениям на фоне физических и психологических изменений; изменений социального статуса, вызванного прекращением трудовой деятельности и сокращением социальных контактов; материального статуса, связанного с зависимостью пожилых людей от работающих членов семьи; семейного статуса, определяемого одиночеством в кругу семьи и друзей. В случае если утрачивается возможность реализации намеченных ранее целей, могут возникать кризисы, что негативно скажется на развитии личности в позднем возрасте. Цель исследования - изучить взаимосвязь самоотношения и ценностных ориентаций у лиц пожилого возраста. Было определено, что чем чаще лица пожилого возраста привержены мнения сохранить свои личностные качества в неизменном виде и уверены в своих возможностях и способностях, тем чаще стараются проявлять заботу обо всем, что их окружает, ценят терпимость и понимание, стабильность общества, безопасность, гармонию во всем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF RELATIONSHIP OF SELF-RELATIONSHIP AND VALUE ORIENTATIONS IN ELDERLY PEOPLE

The importance of studying value orientations and self-relations in old age is determined by the fact that these designs undergo changes against the background of physical and psychological changes; changes in social status caused by the cessation of work and the reduction of social contacts; material status associated with the dependence of older people on working family members; family status, determined by loneliness in the circle of family and friends. In the event that the opportunity to achieve the goals set earlier is lost, crises may occur that will adversely affect the development of personality at a later age. The purpose of the study is to study the relationship of self-relationship and value orientations in the elderly. It was determined that the more elderly people are committed to maintaining their personal qualities unchanged and confident in their capabilities and abilities, the more often they try to take care of everything that surrounds them, they value tolerance and understanding, stability of society, security, harmony in to everyone.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ВЗАИМОСВЯЗИ САМООТНОШЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ»

Качественный анализ результатов подтвердил, что в группе старших подростков категория «Внутренний мир» выражена сильнее, чем в группе детей младшего школьного возраста. Старшие, как и младшие подростки, озабочены внутренним состоянием, сильно волнуются за свою внешность, способности, характер и эмоции, увлечения. Активно выражают свою индивидуальность и неповторимость через саморефлексию, ищут свои особенности и недостатки.

Таблица 6

Показатели значимых различий особенности представлений о личностном пространстве у школьников младшего и старшего подросткового возраста

Статистика и Манна-Уитни Асимптоматическая значимость

Внутренний мир 747,000 ,976

Предметный мир 679,000 ,460

Социальный мир 525,000 ,019

Мир природы 673,000 ,351

На основе полученных результатов в таблице 6, количественного анализа значимые различия в представлениях о своем пространстве личности между группами младшего и старшего подростковых возрастов не выявлены.

Однако результаты категории Социальный мир свидетельствуют о наличии тенденции к достоверной значимости различий между данными группами возрастных категорий. Это можно объяснить тем, старшие подростки включают в свои представления личностном пространстве реже семью, чем младшие подростки. Они более увлечены отношениями с друзьями.

Выводы. По данным количественного анализа: существуют значимые различия в представлениях о своем личностном пространстве между группой детей младшего школьного возраста и группой младшего подросткового возраста в категориях: внутренний мир, предметный мир, социальный мир.

- существуют значимые различия в представлениях о психологическом пространстве своей личности в группах школьников младшего школьного и старшего подросткового возрастов в категориях: Внутренний мир, Предметный мир.

- присутствует тенденция к достоверной значимости различий между группами младшего и старшего подростковых возрастов в категории «Социальный мир».

Таким образом, наше предположение о существовании, особенности представлений о психологическом пространстве личности школьников разного возраста подтвердилась.

Литература:

1. Барсукова О.В., Мозговая Н.Н и др. Честолюбие и доверие в личностном пространстве человека // Ростов-на-Дону, 2016.

2. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Психологическое и социально-психологическое пространство личности: теоретические основания исследования // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 2. С. 10-18.

3. Манвелян Н.Г., Мозговая Н.Н., Климова Н.М. Особенности жизненного стиля у старшеклассников с разным уровнем суверенности психологического пространства личности // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-7. С. 294-304

4. Мухина В. Возрастная психология. Феноменология развития // 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2006. 608 с.

5. Нартова-Бочавер С.К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. -СПб.: Питер, 2008. 400 с.

Психология

УДК 159. 962

профессор Шаяхметова Эльвира Шигабетдиновна

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа), Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет) (г. Челябинск); старший преподаватель Алгушев Фаиль Нурович ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» (г. Уфа); доцент Огуречников Денис Гергиевич

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» (г. Уфа)

СПЕЦИФИКА ВЗАИМОСВЯЗИ САМООТНОШЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У

ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

Аннотация. Важность изучения ценностных ориентаций и самоотношения в пожилом возрасте определяется тем, что данные конструкции подвергаются изменениям на фоне физических и психологических изменений; изменений социального статуса, вызванного прекращением трудовой деятельности и сокращением социальных контактов; материального статуса, связанного с зависимостью пожилых людей от работающих членов семьи; семейного статуса, определяемого одиночеством в кругу семьи и друзей. В случае если утрачивается возможность реализации намеченных ранее целей, могут возникать кризисы, что негативно скажется на развитии личности в позднем возрасте. Цель исследования -изучить взаимосвязь самоотношения и ценностных ориентаций у лиц пожилого возраста. Было определено, что чем чаще лица пожилого возраста привержены мнения сохранить свои личностные качества в неизменном виде и уверены в своих возможностях и способностях, тем чаще стараются проявлять заботу обо всем, что их окружает, ценят терпимость и понимание, стабильность общества, безопасность, гармонию во

всем.

Ключевые слова: ценностные ориентации, самоотношение личности, лица пожилого возраста.

Annotation. The importance of studying value orientations and self-relations in old age is determined by the fact that these designs undergo changes against the background of physical and psychological changes; changes in social status caused by the cessation of work and the reduction of social contacts; material status associated with the dependence of older people on working family members; family status, determined by loneliness in the circle of family and friends. In the event that the opportunity to achieve the goals set earlier is lost, crises may occur that will adversely affect the development of personality at a later age. The purpose of the study is to study the relationship of self-relationship and value orientations in the elderly. It was determined that the more elderly people are committed to maintaining their personal qualities unchanged and confident in their capabilities and abilities, the more often they try to take care of everything that surrounds them, they value tolerance and understanding, stability of society, security, harmony in to everyone.

Keywords: value orientations, self-attitude of an individual, elderly people.

Введение. Перемены, происходящие в обществе, изменения в экономической обстановке в стране приводят к постепенному изменению системы ценностных ориентаций, принятых в обществе. Современные ценности провозглашают стремление к лидерству, к успеху, к доминированию и власти над другими людьми [2]. Данные изменения затрагивают все возрастные периоды.

Вопрос изучения ценностных ориентаций все чаще привлекает к себе внимание ученых различных направлений. Связано это с тем, что личностные и социальные ценности человека выражаются в его потребностях и установках. А значит формируют цели, определяют способы их достижений, а также варианты построения взаимоотношений с действительностью, которая окружает личность. Именно по этой причине ценностные ориентации рассматриваются как смысловое наполнение компонентов образа «Я» и самоотношение личности [6].

В данном исследовании поднимается вопрос взаимосвязи ценностных ориентаций и самоотношения личности в связи с тем, что ценности, выступающие внутренними и внешними нормативами поведения человека в полной мере, могут охарактеризовать систему представлений человека о самом себе, выразить его самоотношение, а, следовательно, выступать в роли определённого «кода доступа» к личности, открывающего возможности для самосовершенствования, развития и коррекции.

Личность представляет собой систему, которая находится в постоянной динамике, постоянно и непрерывно изменяется, развивается. В связи с этим важно изучать внутренние движущие силы этого развития, поскольку человек самостоятельно определяет задачи и направление своего развития. При этом ценностные ориентации являются одним из феноменов, определяющих и регулирующих такое развитие [1, 5, 7]. Немаловажным становится изучение ценностных ориентаций и самоотношения в пожилом возрасте, поскольку на фоне физических и психологических изменений, данные конструкции также подвергаются изменениям [3]. В случае если утрачивается возможность реализации намеченных ранее целей, могут возникать кризисы, что негативно скажется на развитии личности в позднем возрасте [4].

Цель исследования: изучить взаимосвязь самоотношения и ценностных ориентаций у лиц пожилого возраста.

Организация и методы исследования. Исследование проводилось в 2019 г. в различных городах Российской Федерации. Были созданы Google формы для возможно охвата большого количества участников. В нем приняли участие 180 людей. Выборка была представлена тремя возрастными группами по классификации ВОЗ: 55 - 64 года, (n=96), 65 - 74 года (n=56), 75 и старше (n=24). Средний возраст испытуемых составил 63,9+8,2 лет. Для анализа самоотношения была использована «Методика исследования самоотношения (МИС)» (Пантелеев С.Р., 1989); ценностные ориентации пожилых людей изучались с помощью «Ценностный опросник (ЦО) Шварца» (Шварц Ш., 1992). Математико-статистическая обработка полученного материала проводилась при помощи программного обеспечения Microsoft Exsel 2007 и программного пакета SPSS-22 с использование общепринятых методов вариационной статистики. При интерпретации полученных результатов оценивались высокие, средние и низкие значения шкал; вычислялись процентные соотношения; средние значения по шкалам. Использовался непараметрический критерий rs-Спирмена.

Изложение основного материала статьи. Результаты изучения самоотношения лиц пожилого возраста, полученные с помощью методики С.Р. Пантелеева, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты диагностики самоотношения лиц пожилого возраста, %

Шкалы Низкие значения Средние значения Высокие значения

Замкнутость 32 66 2

Самоуверенность 32 56 12

Саморуководство 28 58 14

Отраженное самоотношение 18 72 10

Самоценность 24 66 10

Самопринятие 30 64 6

Самопривязанность 34 56 10

Внутренняя конфликтность 34 62 4

Самообвинение 24 70 6

Для 66% лиц пожилого возраста характерен средний уровень закрытости - такие люди вариативно относятся к своей личности, часто подавляют одни защитные механизмы за счет других. У трети респондентов (32%) низкие значения - они открыты, честны с собой, во взаимоотношениях ориентируются на собственное мнение. У 2% респондентов результаты высокие - они максимально придерживаются норм социума, не честны с собой.

У половины лиц пожилого возраста (56%) преобладают средние значения самоуверенности - такие люди в привычной обстановке могут работать на высоком уровне продуктивности, тревожность при этом снижена, однако в случае появления новых ситуаций, у них снижается работоспособность и повышается тревожность. Для трети характерны низкие значения (32%) - они внутренне зачастую напряжены, склонны избегать общения, не уверенны в своих решениях и возможностях. Высокие значения выявлены у 12% респондентов -они уверены в себе, проблемы воспринимают как временные и преодолимые, ощущают силу собственного «Я».

По шкале саморуководства чуть больше половины респондентов (58%) имеют средние значения - такие люди в привычной обстановке могут контролировать себя достаточно хорошо, однако при появлении неожиданных ситуаций, подвластны им, контроль снижается. Для трети (28%) характерен низкий уровень -респонденты не обладают достаточным уровнем саморегуляции и контроля, испытывают внутреннее напряжение. У 14% лиц пожилого возраста высокие значения - они полагают, что могут оказать сопротивление внешним обстоятельствам, чувствуют свой внутренний стержень.

Большинство респондентов (72%) имеют средние значения отраженного самоотношения - такие люди полагают, что окружающие отдельно оценивают положительные и негативные свойства их личности и не воспринимают их в целом. Низкие значения присутствуют у 18% респондентов - такие люди настроены на получение от других только порицания и негатива, никогда не ожидают поддержки. Респонденты с высокими значениями, таких 10%, чувствуют любовь и поддержку окружающих, настроены на их получение.

По шкале самоценности большинство лиц пожилого возраста (66%) имеют средние значения - такие люди вариативны при оценке себя, определенные качества одобряются ими, определенные отвергаются и не ценятся. У 24% респондентов значения низкие - они чувствительны к критике других людей, не оценивают свою личность как уникальную, как следствие не способны справляться с воздействием извне. У 10% респондентов значения высокие - они высоко ценят свой духовный потенциал, свою уникальность.

По шкале самопринятия у 64% респондентов значения средние - они отдельные черты своей личности критикуют, отдельные выделяют. Треть лиц пожилого возраста (30%) имеют низкие значения - они негативно настроены в отношении себя, постоянно критикуют. У 6% лиц пожилого возраста высокие показатели - такие люди положительно настроены в отношении себя, адекватно воспринимают все поведенческие проявления.

Половина респондентов (54%) набрала средние баллы по шкале самопривязанности - они вариативны по отношению к своим качествам, готовы менять только отдельные свойства. Треть респондентов (34%) показали низкие значения - они часто бывают не удовлетворены своей личностью в связи с чем готовы к ее постоянной трансформации. У 10% респондентов высокие значения - такие люди уверенны, что их личность максимально развита и не нуждается в дальнейшем совершенствовании, что зачастую мешает развитию.

Средние значения внутренней конфликтности присутствуют у 62% респондентов - они в привычной обстановке высоко ценят собственные достижения, в новых нестандартных ситуациях, повышается уровень тревожности и происходит недооценка собственных успехов. У трети (34%) респондентов значения низкие -таки люди ощущают равновесие между требованиями окружающей действительности и собственными способностями. Высокие значения у 4% - они переживают конфликт между идеальным и реальным «Я», часто негативно настроены в свой адрес, склонны контролировать максимально свои проявления.

По шкале самообвинения у 70% лиц пожилого возраста средние баллы - они вариативны, одновременно могут выражать злость и досаду в отношении других людей и при этом негативно оценивать собственное поведение. У 24% респондентов значения низкие - такие люди крайне редко готовы признать собственную вину в сложившейся ситуации, склонны обвинять обстоятельства. У 6% баллы высокие - такие люди склонны обвинять в сложившихся ситуациях только себя.

Таким образом, большинство лиц пожилого возраста вариативно относятся к своей личности, часто подавляют одни защитные механизмы за счет других, в привычной обстановке могут работать на высоком уровне продуктивности, тревожность при этом снижена, однако в случае появления новых ситуаций, у них снижается работоспособность и повышается тревожность, полагают, что окружающие отдельно оценивают положительные и негативные свойства их личности и не воспринимают их в целом, отдельные черты своей личности критикуют, отдельные выделяют, ощущают равновесие между требованиями окружающей действительности и собственными способностями, одновременно могут выражать злость и досаду в отношении других людей и при этом негативно оценивать собственное поведение, вариативны при оценке себя, определенные качества одобряются ими, определенные отвергаются и не ценятся, готовы менять только отдельные свойства, в привычной обстановке могут контролировать себя достаточно хорошо, высоко ценят собственные достижения, однако при появлении неожиданных ситуаций, подвластны им, контроль снижается, повышается уровень тревожности и происходит недооценка собственных успехов.

Результаты, полученные с помощью «Ценностный опросник Шварца» представлены на рисунке 1.

Лица пожилого возраста конформность выше ценят на уровне нормативных идеалов (4,6), однако и на уровне личного поведения (4,4) придерживаются достаточно часто. Ценится умение сдерживать такие порывы, которые могут навредить другим людям.

Традиции на уровне личного поведения (3,4) лица зрелого возраста ценят выше по сравнению с нормативными идеалами (3,1). Ценятся ритуалы, нормы и ценности той группы, к которой относят себя лица пожилого возраста.

Значимость доброты у лиц пожилого возраста ценится одинаково (3,6) на уровне нормативных идеалов и личного поведения. Ценится благополучие в рамках повседневного общения с окружающими.

Ценностные ориентации личности

Конформность

БезопаснОУЬ

Традиции

Власть

3,7

Достижения3'35

Гедонизм

3,6 Доброта

3,5 4,0

Стимуляция Обзор ценностей

ниверсализм

остоятельность

Рисунок 1. Ценностные ориентации лиц пожилого возраста

Универсализм выше ценится на уровне личного поведения (4,1), нежели нормативных идеалов (3,8). Лица пожилого возраста стараются проявлять заботу обо всем, что их окружает, ценят терпимость и понимание.

Самостоятельность также выше оценивается на уровне личного поведения (4,6), по сравнению с нормативными идеалами (4,0). Ценятся творчество в деятельности, самостоятельность мышления, исследовательская деятельность.

Стимуляция выше оценивается на уровне личного поведения (4,0), по сравнению с нормативными идеалами (3,5). Лица пожилого возраста ценят собственную активность, которая позволяет им испытывать новые ощущения и глубокие переживания.

Гедонизм выше оценивается на уровне личного поведения (4,7), по сравнению с нормативными идеалами (3,6). Важной ценностью респонденты посчитали достижение удовольствия от жизни.

Достижения выше оценивается на уровне личного поведения (3,8), по сравнению с нормативными идеалами (3,5). Респонденты полагают, что важно достигать успеха за счет придерживания определенного уровня компетентности.

Власть также выше оценивается на уровне личного поведения (3,7), по сравнению с нормативными идеалами (2,5). Лица пожилого возраста считают необходимым достижение определенного статуса в обществе, уровня богатства, авторитета, социальной власти.

Значимость безопасности у лиц зрелого возраста ценится практически одинаково на уровне нормативных идеалов (4,8) и личного поведения (4,7). Происходит оценка стабильности общества, безопасности, гармонии во всем.

Таким образом, большинство ценностей лица пожилого возраста оценивают на уровне личного поведения, в связи с чем можем отметить, что в повседневной жизни они опираются на то, что стараются проявлять заботу обо всем, что их окружает, ценят терпимость и понимание, ценят собственную активность, которая позволяет им испытывать новые ощущения и глубокие переживания, достижение удовольствия от жизни, получение чувственного удовольствия, считают необходимым достижение определенного статуса в обществе, уровня богатства, авторитета, социальной власти, считают важным достигать успеха за счет придерживания определенного уровня компетентности, ими ценятся ритуалы, нормы и ценности той группы, к которой относят себя лица пожилого возраста, ценятся творчество в деятельности, самостоятельность мышления, исследовательская деятельность.

Проверка гипотезы о существовании взаимосвязи самоотношения и ценностных ориентаций у лиц пожилого возраста, была проверена по средствам корреляционного анализа с помощью непараметрического критерия ге-Спирмена (табл. 2).

В результате корреляционного анализа нами было обнаружено следующее.

Прямая корреляционная связь между саморуководством личности и ценностью универсализма на уровне нормативных идеалов (0,350 при р=0,01). Чем чаще лица пожилого возраста видят в себе внутренний стержень, отмечают силу своего «Я», полагают, что могут оказать сопротивление влиянию извне, тем чаще на уровне нормативных идеалов стараются проявлять заботу обо всем, что их окружает, ценят терпимость и понимание.

Таблица 2

Результаты исследования взаимосвязи самоотношения и ценностных ориентаций у лиц пожилого

возраста (п=180 человек)

Шкалы 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Обзор ценностей

Универсализм -0.066 0.133 0.350 -0.184 0.040 0.056 0.309 0.146 -0.092

Гедонизм 0.147 -0.007 -0.002 0.311 -0.044 -0.122 -0.092 0.022 -0.176

Безопасность 0.056 0.036 0.123 -0.106 0.054 0.066 0.282 0.023 -0.194

Личностные ориентиры

Традиции -0.176 0.032 0.007 -0.236 -0.164 -0.009 0.357 -0.112 0.046

Универсализм -0.006 0.426 0.014 -0.088 -0.052 0.160 0.439 -0.046 0.031

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стимуляция 0.244 0.378 0.005 -0.004 -0.119 -0.092 0.204 0.215 -0.046

Достижения -0.018 -0.128 -0.015 -0.306 -0.224 -0.219 0.150 -0.175 0.120

Власть -0.279 -0.008 0.102 0.107 0.253 -0.078 0.030 -0.073 -0.073

Примечание: 1 - закрытость, 2 - самоуверенность, 3 - саморуководство, 4 - отраженное самоотношение, 5 - самоценность, 6 - самопринятие, 7 - самопривязанность, 8 - внутренняя конфликтность, 9 - самообвинение

Прямая корреляционная связь между отраженным самоотношением личности и ценностью гедонизма на уровне нормативных идеалов (0,311 при р=0,01). Чем чаще лица пожилого возраста ощущают признание, любовь и принятие со стороны окружающих людей, тем чаще на уровне нормативных идеалов считают важным достижение удовольствия от жизни, получение чувственного удовольствия.

Прямая корреляционная связь между самопривязанностью личности и ценностью универсализма (0,309 при р=0,01), безопасности (0,282 при р=0,01) на уровне нормативных идеалов. Чем чаще лица пожилого возраста привержены мнения сохранить свои личностные качества в неизменном виде, тем чаще на уровне нормативных идеалов стараются проявлять заботу обо всем, что их окружает, ценят терпимость и понимание, стабильность общества, безопасность, гармонию во всем.

Обратная корреляционная связь между закрытостью личности и ценностью власти на уровне поведения (-0,279 при р=0,01). Чем чаще лица пожилого возраста стараются максимально соответствовать принятым в обществе нормам, тем реже считают необходимым достижение определенного статуса в обществе, уровня богатства, авторитета, социальной власти.

Прямая корреляционная связь между самоуверенностью личности и ценностью универсализма (0,426 при р=0,01), стимуляции (0,378 при р=0,01) на уровне поведения. Чем чаще лица пожилого возраста уверены в своих возможностях и способностях, тем чаще в поведении стараются проявлять заботу обо всем, что их окружает, ценят терпимость и понимание, ценят собственную активность, которая позволяет им испытывать новые ощущения и глубокие переживания.

Обратная корреляционная связь между отраженным самоотношением личности и ценностью достижений на уровне поведения (-0,306 при р=0,01). Чем чаще лица пожилого возраста ощущают признание, любовь и принятие со стороны окружающих людей, тем реже полагают, что важно достигать успеха за счет придерживания определенного уровня компетентности.

Прямая корреляционная связь между самопривязанностью личности и ценностью универсализма (0,357 при р=0,01), традиций (0,459 при р=0,01) на уровне поведения. Чем чаще лица пожилого возраста привержены мнения сохранить свои личностные качества в неизменном виде, тем чаще на уровне поведения стараются проявлять заботу обо всем, что их окружает, ценят терпимость и понимание, стараются придерживаться традиций.

Выводы. Анализ научных публикаций показал, что самоотношение - это ключевое психологическое образование самосознания, отражающее эмоциональную позицию человека по отношению к себе самому, связанное с другими психологическими образованиями.

Тема ценностных ориентаций и ценностей человека довольно трудная для практического исследователя, так как в кризисные периоды происходит изменение «системы координат» жизни и деятельности человека, преобразование установок и убеждений личности, а также кардинальное изменение ее интересов и целей.

В пожилом возрасте происходят изменения во всех сферах жизнедеятельности человека. В этом возрасте происходит изменение социального статуса, вызванное прекращением трудовой деятельности и сокращением социальных контактов, материального статуса - связанного с зависимостью пожилых людей от работающих членов семьи, семейного статуса - определяемого одиночеством в кругу семьи и друзей [8]. Тревога о будущем, ощущения беспомощности и невостребованности, обострение хронических заболеваний приводят к переоценке ценностей в данном возрасте.

В результате эмпирического исследования было установлено, что чем чаще лица пожилого возраста видят в себе внутренний стержень, отмечают силу своего «Я», полагают, что могут оказать сопротивление влиянию извне, тем чаще на уровне нормативных идеалов стараются проявлять заботу обо всем, что их окружает, ценят терпимость и понимание; чем чаще лица пожилого возраста ощущают признание, любовь и принятие со стороны окружающих людей, тем чаще на уровне нормативных идеалов считают важным достижение удовольствия от жизни, получение чувственного удовольствия и тем реже полагают, что важно достигать успеха за счет придерживания определенного уровня компетентности; чем чаще лица пожилого возраста привержены мнения сохранить свои личностные качества в неизменном виде, тем чаще на уровне нормативных идеалов стараются проявлять заботу обо всем, что их окружает, ценят терпимость и понимание, стабильность общества, безопасность, гармонию во всем и тем чаще на уровне поведения стараются проявлять заботу обо всем, что их окружает, ценят терпимость и понимание, стараются придерживаться традиций; чем чаще лица пожилого возраста стараются максимально соответствовать принятым в обществе нормам, тем реже считают необходимым достижение определенного статуса в обществе, уровня богатства, авторитета, социальной власти; чем чаще лица пожилого возраста уверены в своих возможностях и

способностях, тем чаще в поведении стараются проявлять заботу обо всем, что их окружает, ценят терпимость и понимание, ценят собственную активность, которая позволяет им испытывать новые ощущения и глубокие переживания.

Литература:

1. Борозина Л.В. Самооценка в первой половине старости [Текст] / Л.В. Борозина, О.Н. Молчанова // Вестник Московского университета. - 1990. - №1. - С. 24-38.

2. Волостных М.И. К проблеме ценностных ориентаций лиц пожилого возраста [Текст] / М.И. Волостных // Проблемы теории и практики современной психологии: материалы XV ежегодной Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. - 2016. - С. 98-100.

3. Ганин Д.Г. Специфика взаимосвязи межличностных отношений и самоотношения лиц пожилого возраста [Текст] / Д.Г. Ганин // Вестник Костромского университета. - 2019. -№25(2). - С. 57-61.

4. Ермолаева М.В. Практическая психология старости: монография [Текст] / М.В. Ермолаева. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. - 94 с.

5. Козлова Т.З. Самореализация и самооценка пенсионера / Т.З. Козлова // Психология зрелости и старения. - 2006. - №2. - С. 35-42.

6. Максимова С.Г. Социально-ценностные аспекты восприятия старости [Текст] / С.Г. Максимова // Известия Алтайского государственного университета. - 2001. -№2(20). - С. 28-32.

7. Фирсова Н.Г. Пожилой человек как субъект возрастных изменений: особенности самооценки [Текст] / Н.Г. Фирсова // Пожилой человек как субъект возрастных изменений: особенности самооценки: материалы III Международной научно-практической конференции. - Ставрополь. - 2012. - С. 47-52.

8. Субъективное благополучие лиц пожилого возраста [Текст] / О.М. Макушкина, Г.В. Митина, О.Ф. Азнабаев, Э.Ш. Шаяхметова // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта: Крымский Федеральный университет им. В.И. Вернадского. - 2019. - №62-4. - С. 273-276.

Психология

УДК:159.9

магистр педагогики, старший преподаватель кафедры психологии развития личности Шелкунова Татьяна Васильевна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального

государственного автономного образовательного учреждения

высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению проблемы представлений о семье в младшем школьном возрасте. В работе актуализируется необходимость воспитания в системе образования традиционным российским семейным ценностям, а также важности анализа динамики этих ценностей у подрастающего поколения. В статье представлены результаты экспериментального исследования и анализ представлений о семье детей младшего школьного возраста в условиях образовательной организации.

Ключевые слова: представления о семье, родительство, система образования, младший школьный возраст.

Annоtation. This study is devoted to the study of the problem of representations of the family in primary school age. The paper actualizes the need for education in the education system of traditional Russian family values, as well as the importance of analyzing the dynamics of these values in the younger generation. The article presents the results of an experimental study and analysis of ideas about the family of children of primary school age in an educational organization.

Keywords: ideas about the family, parenthood, education system, primary school age.

Введение. В последние годы наметилась тенденция разрыва межпоколенческих связей, наблюдается тенденция увеличения числа нуклеарных семей, набирает обороты демографический кризис. В связи со сложившейся социальной ситуацией все более актуальным становится вопрос о поддержании института семьи как неотъемлемого условия сохранения традиций и культурной преемственности в истории народа. Также приобретает особую значимость и актуальность вопрос формирования мировоззренческих установок о семье и внутрисемейных отношениях у подрастающего поколения.

Согласно «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», одним из важнейших приоритетов государственной политики в области воспитания является «обеспечение соответствия воспитания в системе образования традиционным российским культурным, духовно-нравственным и семейным ценностям» [5].

Теоретический обзор литературы показал, что научная область обладает исследованиями представлений о семье и родительстве преимущественно среди студентов и взрослых. Вопрос изучения образа семьи среди младших школьников требует комплексного и практического изучения, что подтверждает актуальность данного исследования.

Изложение основного материала статьи. Психологи, педагоги и социальные работники сводятся во мнении о том, что семья выступает важнейшим институтом развития и становления ребенка. Ученые считают, что для полноценного развития ребенка и формирования у него последующих представлений об окружающем мире очень важны именно представления о семье.

Для детей младшего школьного возраста основным выступает социальное окружение, формирующее их привычки, основы социальных отношений, систему значимостей. У детей в возрасте 6-7 лет определяется система их отношений к себе, близким и другим людям, различным видам действий.

А.Ф. Шарапова указывает в своей работе, что именно семья закладывает первые социальные роли и семейные ценности, здесь ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, осваивает нормы и правила поведения [6].

Изучение процесса формирования представлений школьников о семье отражено в ряде работ Э.К. Васильевой, Н.И. Демидовой, С.И. Голод, А.Г. Харчева. В работах этих ученых выявлено, что этим

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.