Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
726
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ / ПОДРОСТОК / РИСК / ПРОБЛЕМА / ПРОФИЛАКТИКА / ПРОГРАММА / ЛИЧНОСТЬ / ЗАВИСИМОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ / ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Балакирева Нина Алексеевна, Ахметшина Ирина Анатольевна

Представленное исследование посвящено изучению проблемы социально-психологической профилактики вредных привычек у подростков. В работе актуализируется необходимость в условиях общеобразовательной школы учитывать специфику социально-психологических условий для решения проблемы у подростков наличия вредных привычек, с применением программы по профилактике «Скажи: «Нет!» вредным привычкам».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Балакирева Нина Алексеевна, Ахметшина Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL PREVENTION OF BAD HABITS IN ADOLESCENTS IN GENERAL EDUCATION SCHOOL

The present study is devoted to the study of the problem of socio-psychological prevention of bad habits in adolescents. The paper actualizes the need to take into account the specifics of socio-psychological conditions in general education schools in order to solve the problem of adolescents having bad habits, using the program for the prevention of «Say: «No!» to bad habits». This allows to significantly improve the results and, accordingly, minimize the signs of bad habits in teenagers.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

показателями самопривязанность (rs=-0.56, при р<0,01) и внутренняя конфликтность (rs=-0.56, при р<0,01). Следовательно, чем выше показатели самоуверенности, саморуководства, самоценности и самопринятия, и чем ниже внутренняя конфликтность и самообвинение, тем выше адаптивность людей пожилого и старческого возраста.

Выводы:

1) Лица пожилого и старческого возраста имеющие высокий уровень адаптации, соответственно обладают оптимальным уровнем самооценки (средним и высоким), высоко оценивают свои социально желательные характеристики, более ответственны за те события, которые происходят в их жизни, имеют оптимистичный настрой по отношению к своему будущему и на основе анализа своего прошлого осознают, что смогли реализовать себя. Они удовлетворены общением с окружающими, имеют высокий уровень принятия других, а также характеризуются преобладанием большого разнообразия интересов. Так же люди с преобладающим высоким уровнем адаптации обладают высоким уровнем эмоционального комфорта, более спокойны, оптимистичны, уравновешены. В результате чего более спокойно реагируют на процесс выхода на пенсию и, вероятнее всего, смотрят на это с более позитивной точки зрения в плане наличия позитивных изменений в своем образе жизни.

2) Люди пожилого и старческого возраста, имеющие низкий уровень адаптации, характеризуются низким и средним уровнем самооценки, и преобладанием экстернального локуса контроля. Для них характерно ожидание возможных проблем, трудностей, так же при оценке прошлого опыта присутствуют переживания по поводу боязни и не возможности что-то сделать или полностью не реализовать свои планы или же не реализации того, что могли бы сделать.

Литература:

1. Блехарская Е.В. Пожилой возраст как переходный этап жизненного пути человека / Е.В. Блехарская // Педагогическое образование в России. - 2017. - №12. - С. 36-43.

2. Будилова Е.В. Демографическое старение как фактор состояния здоровья населения / Е.В. Будилова, М.Б. Лагутин, Л.А. Мигранова // Клиническая геронтология. - 2015. - Т. 21. - № 9-10. - С. 27-28.

3. Глозман Ж.М. Личность в период неопределенности в «третьем возрасте» / Ж.М. Глозман,

B.А. Наумова // Личность в эпоху перемен: mobilis in mobili. Материалы Международной научно-практической конференции / под ред. Е.Ю. Патяевой, Е. И. Шлягиной. - М.: Смысл, 2018. - С. 64-66.

4. Клецкова С.Л. Социально-психологические проблемы в связи с выходом на пенсию / С.Л. Клецкова, М.А. Курилович // Теория и практика современной науки. - 2016. - № 2 (8). - С. 218-222.

5. Митина Г.В. Взаимосвязь внутренней картины болезни и удовлетворенности жизнью в пожилом возрасте / Г.В. Митина, Э. Ш. Шаяхметова, Л.М. Матвеева, Р.М. Халфин // Клиническая геронтология. -2020. - №5-6.

6. Мусина-Мазнова Г.Х. Типологические особенности социальной адаптированности и дезадаптированности людей пожилого возраста / Г.Х. Мусина-Мазнова, И.А. Сорокина, И.А. Потапова // Общество: социология, психология, педагогика. - 2017. - №7. - С. 23-28.

7. Специфика взаимосвязи самоотношения и ценностных ориентаций у пожилых людей /Э.Ш. Шаяхметова, Ф.Н. Алгушев, Д. Г. Огуречников // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта: Крымский Федеральный университет им. В.И. Вернадского. - 2019. - №65-4. -

C. 326-331.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Балакирева Нина Алексеевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат педагогических наук, доцент Ахметшина Ирина Анатольевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. Представленное исследование посвящено изучению проблемы социально-психологической профилактики вредных привычек у подростков. В работе актуализируется необходимость в условиях общеобразовательной школы учитывать специфику социально-психологических условий для решения проблемы у подростков наличия вредных привычек, с применением программы по профилактике «Скажи: «Нет!» вредным привычкам».

Ключевые слова: вредные привычки, подросток, риск, проблема, профилактика, программа, личность, зависимость, здоровье, поведение.

Annotation. The present study is devoted to the study of the problem of socio-psychological prevention of bad habits in adolescents. The paper actualizes the need to take into account the specifics of socio-psychological conditions in general education schools in order to solve the problem of adolescents having bad habits, using the program for the prevention of «Say: «No!» to bad habits». This allows to significantly improve the results and, accordingly, minimize the signs of bad habits in teenagers.

Keywords: bad habits, teenager, risk, problem, prevention, program, personality, addiction, health, behavior.

Введение. Одним из важнейших направлений деятельности психолога и социального педагога в условиях общеобразовательной школы является работа по профилактике вредных привычек у подростков. В настоящее время вопросы сохранения здоровья молодого поколения превратилось в предмет особого внимания. Наличие у подростков вредных привычек представляет собой серьезную проблему современного общества [1; 4].

Как полагают И.А. Ахметшина, Н.А. Балакирева, С.Б. Кулямин, С.Н. Олешко и Т.В. Шамовская, вредными считаются те привычки, которые мешают человеку жить полноценной жизнью, не дают ему возможности реализовать себя как личность и представителя данного общества [2; 5; 101.

В подростковом возрасте на поведение, действия и поступки весьма серьезное влияние оказывают перестройка организма и стремительно происходящие психогормональные процессы. Сознательная дисциплина и самоконтроль, которые помогают регулировать поступки взрослого человека, находятся у подростков еще не на должном уровне, им остро не хватает жизненного опыта, чтобы правильно разобраться в приоритетах и ценностях, появляющихся по мере взросления. Противоречия внутреннего мира подростка, рьяное стремление к взрослости, желание заявить в семье о своем новом «Я», самоутверждение в среде сверстников и друзей (часто не совсем положительных) - способствует развитию пристрастия к вредным привычкам.

Проблема профилактики вредных привычек у подростков отражена в исследованиях и работах А.Г. Асмолова, А.И. Артемчук, И.А. Ахметшиной, Б.С. Братусь, М.И. Буянова, В.Г. Бочаровой, Т.И. Власовой, А.И. Глушкова, Д.В. Иванова, А.А. Карпенко, Г.И. Колесниковой, Ю.А. Клейберг, М.П. Кулаченко, И.А. Невского, Т.В. Шамовской и др.

Изложение основного материала статьи. Анализ научной литературы по проблеме социально-психологической профилактики вредных привычек среди подростков выявил, что под профилактикой следует понимать систему комплексных защитных мер государственного и общественного уровня, имеющих социально-экономическую, психологическую, просветительско-педагогическую, воспитательную, психогигиеническую и медико-санитарную направленность на всестороннее укрепление здоровья и предупреждение заболеваний [3; 6].

Как отмечают А.И. Глушков, А.Я. Минин, О.В. Поликашина, С.А. Тульская, особенности социально-психологической профилактики проявляются в ее направленности на опережающее формирование позитивных жизненных установок, ценностей, опыта подростков, особенно имеющих негативный жизненный опыт или оказавшихся в силу различных причин в социально опасной ситуации. Межведомственное взаимодействие специалистов в рамках социально-психологической профилактики вредных привычек у подростков должно базироваться на идеях гуманной психологии [81.

С точки зрения М.П. Кулаченко и В.А. Масловой, наиболее часто формирование вредных привычек происходит в подростковый период, который отличается резким подъемом жизнедеятельности и перестройкой всех функций организма, что влечет за собой физическое созревание человека, интенсивное формирование личности, энергичный рост моральных и интеллектуальных сил [71.

Одной из особенностей подросткового периода является то, что они не в состоянии обеспечить себя достоверной информацией по всем волнующим их вопросам, их сведения отрывочны, взяты из ненадежных источников. Несмотря на психологические изменения и формирование новых потребностей социальная ситуация для подростка не меняется. Попытки поменять свой «социальный статус» приводят подростков к трудностям, не имеющим для них решения, что приводит к межличностным конфликтам. На этом основании А.А. Карпенко, Н.А. Огурцова, М.П. Сутырина, Г.Л. Ушакова отмечают, что в связи с резкими психическими и физическими изменениями часть подростков попадает в группу риска, когда они находятся под влиянием негативных факторов, способствующих проявлению девиантного поведения [91.

Оказалось, что подростку необходимо конструктивное взаимодействие со взрослыми, где формировались бы его эмоции характера, требовались моральные ориентиры, на которые он может опираться как на шаблон. Однако, учителя и родители редко бывают эталоном для подростка и оказывают негативное влияние на его личность, что способствует большей дезадаптации.

По мнению И.А. Ахметшиной, профилактика вредных привычек представляет собой комплекс мероприятий, которые проводятся в образовательных учреждениях, а также обязательно в семье [11.

Под профилактикой понимают процесс предупреждения негативных тенденций социального развития подростка в нестабильных условиях микросреды. Профилактическая преобразующая ситуация предполагает усиление положительных влияний на подростка с целью поддержания механизмов внутренней защищенности перед лицом социально-психологических проблем [71.

В свою очередь Г.И. Колесникова выделяет следующие причины употребления подростками психоактивных веществ: подражание сверстникам и значимым взрослым; чувство новизны и интереса; желание казаться взрослыми, самостоятельными, независимыми; стремление к оригинальности, желание нравиться и быть принятым в социальной группе; семейные застолья; доступность спиртных напитков; безнадзорность и уличное воспитание [61.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» Щёлковского муниципального района Московской области. В диагностике принимали участие 24 подростка, из них 17 мальчиков и 7 девочек. В выборку были включены обучающиеся 9-10 классов, демонстрирующие агрессивное поведение и низкую успеваемость, состоящие на учете в КДН (из 24 человек - 8 человек). Методики исследования: тест «Склонность к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орёл), опросник «Аддиктивная склонность», анкета «Отношение к спиртным напиткам».

С целью изучения склонности подростков к отклоняющемуся поведению мы использовали тест, разработанный А.Н. Орёл (таблица 1).

Склонность подростков к отклоняющемуся поведению (констатирующий этап)

№ п/п Название шкалы Высокий Средний Низкий

1 Установка на социальную желательность 8,4% (2 человека) 45,8% (11 человек) 45,8% (11 человек)

2 Склонность к преодолению норм и правил 54,2% (13 человек) 29,2% (7 человек) 16,6% (4 человека)

3 Склонность к аддиктивному поведению 58,4% (14 человек) 29,2% (7 человек) 12,4% (3 человека)

4 Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению 25% (6 человек) 41,6% (10 человек) 33,4% (8 человек)

5 Склонность к агрессии и насилию 41,6% (10 человек) 33,4% (8 человек) 25% (6 человек)

6 Волевой контроль эмоциональных реакций 16,6% (4 человека) 29,2% (7 человек) 54,2% (13 человек)

7 Склонность к деликвентному поведению 62,6% (15 человек) 20,8% (5 человек) 16,6% (4 человека)

Полученные результаты указывают на то, что у большей части ребят в исследуемой группе имеется высокий уровень склонности к отклоняющемуся поведению.

Для определения уровня риска формирования зависимого поведения среди подростков мы использовали тест-опросник «Аддиктивная склонность» (таблица 2).

Таблица 2

Уровни риска формирования зависимого поведения среди подростков (констатирующий этап)

№ п/п Риск зависимого поведения Число респондентов

1 Высокий 54,2% (13 человек)

2 Умеренный 33,4% (8 человек)

3 Низкий 16,4% (4 человека)

Результаты указывают на то, что большая часть подростков в исследуемой группе имеют высокий (54,2%) или умеренный (33,4%) риск развития аддиктивных склонностей, а также их выраженное проявление.

С целью изучения отношения подростков к спиртным напиткам мы использовали анкету «Отношение к спиртным напиткам» (таблица 3).

Таблица 3

Отношение подростков к спиртным напиткам (констатирующий этап)

№ п/п Показатель Число респондентов

1 Демонстрация склонности к выпивке 37,5% (9 человек)

2 Склонность к употреблению 41,7% (10 человек)

3 Негативное отношение 20,8% (5 человек)

Полученные результаты указывают на серьезные проблемы в исследуемой группе, ибо большая часть подростков (37,5%) имеет положительное отношение к его употреблению спиртных напитков, а психологическую склонность к его употреблению считают приемлемым способом самовыражения (41,7%).

На основании полученных результатов нами была разработана программа «Скажи: «Нет!» вредным привычкам». Цель программы: социально-психологическая профилактика вредных привычек среди подростков в условиях общеобразовательной школы.

Задачи программы:

1. Формирование у подростков отрицательного отношения к психоактивным веществам.

2. Формирование у подростков установок на ведение здорового образа жизни.

3. Активизация разъяснительной работы среди подростков и родителей по вопросам профилактики вредных привычек.

4. Проведение работы с родителями, направленной на формирование в семьях здоровьесберегающих условий, здорового образа жизни, профилактику вредных привычек.

В рамках программы нами были использованы индивидуальные и групповые формы работы с подростками (видеолекции; беседы «Жизнь как ценность», «Мой мир», «Мой выбор»; классные часы «Кто я?», «Зависимое поведение»; тренинг «Я могу сказать: «Нет!», «Стоп! Я выбираю жизнь»; дискуссия «Влияние толпы и мое мнение» и др.).

Профилактические занятия проводились 1 раз в неделю в течение октября-января 2020-2021 учебного года.

После проведенных занятий была произведена повторная диагностика подростков по тем же методикам.

Для изучения склонности подростков к отклоняющемуся поведению мы использовали тест, разработанный А.Н. Орёл (таблица 4).

Склонность подростков к отклоняющемуся поведению (контрольный этап)

№ п/п Название шкалы Высокий Средний Низкий

1 Установка на социальную желательность 0% 41,6% (10 человек) 58,4% (14 человек)

2 Склонность к преодолению норм и правил 4,1% (1 человек) 37,5% (9 человек) 58,4% (14 человек)

3 Склонность к аддиктивному поведению 8,2% (2 человека) 25% (6 человек) 66,8% (16 человек)

4 Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению 0% 12,5% (3 человека) 87,5% (21 человек)

5 Склонность к агрессии и насилию 4,1% (1 человек) 12,5% (3 человека) 83,4% (20 человек)

6 Волевой контроль эмоциональных реакций 62,5% (13 человек) 25% (6 человек) 12,5% (3 человека)

7 Склонность к деликвентному поведению 0% 16,6% (4 человека) 83,4% (20 человек)

Полученные результаты свидетельствуют о явной динамике в преодолении характеристик отклоняющегося поведения после проведенной нами социально-психологической профилактики. Особо важно, что значительно снизился уровень проявления аддикций среди подростков.

Таблица 5

Уровни риска формирования зависимого поведения среди подростков (контрольный этап)

№ п/п Риск зависимого поведения Число респондентов

1 Высокий 4,2% (1 человек)

2 Умеренный 16,6% (4 человек)

3 Низкий 79,2% (19 человек)

После проведенных мероприятий по профилактической работе только у одного подростка (4,2%) выявлено наличие аддиктивных тенденций, а у 19 (79,2%) - их полное отсутствие или очень низкий уровень проявления.

Таблица 6

Отношение подростков к спиртным напиткам (контрльный этап)

№ п/п Показатель Число респондентов

1 Демонстрация склонности к выпивке 4,2% (1 человек)

2 Склонность к употреблению 29,2% (7 человек)

3 Негативное отношение 66,6% (16 человек)

Полученные результаты указывают, что показатели психологической склонности к употреблению спиртных напитков, положительного отношения к ним и демонстрация его употребления также снизились и практически полностью исключилось.

Выводы. После проведения комплекса занятий по программе «Скажи нет вредным привычкам», а также исходя из анализа результатов повторной диагностики по тем же методикам, мы можем сделать следующий вывод: совместная работа психолога, социального педагога, учителей, родителей оказала действенную помощь в профилактике и предупреждении у подростков вредных привычек в условиях общеобразовательной школы.

Литература:

1. Ахметшина И.А. Девиантное поведение детей и подростков: учебное пособие. - М.: Издательство «Экон-Информ», 2018. - 141 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Балакирева Н.А., Ахметшина И.А. Социально-психологическая профилактика дезадаптации в младшем школьном возрасте в условиях общеобразовательной школы // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - Выпуск 69. Часть I. - С. 330-333.

3. Власова Т.И. Социальная педагогика: содержание социализации и методики преодоления девиантного поведения. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2020. - 111 с.

4. Иванов Д.В. Девиантное поведение подростков, употребляющих психоактивные вещества // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. - 2020. - №12. - С. 65-69.

5. Кулямин С.Б., Олешко С.Н. Усвоение норм поведения в младшем школьном возрасте как профилактика социальной дезадаптации в школе // Векторы образования: от традиций к инновациям: Материалы III всероссийской научно-практической конференции. - М.: АСОУ, 2016. - С. 147-149.

6. Колесникова Г.И. Девиантология. - М.: Юрайт, 2018. - 175 с.

7. Кулаченко М.П., Маслова В.А. Социально-педагогическая деятельность по профилактике табакокурения среди подростков // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2016. - № T11. -С. 16-20.

8. Профилактика девиантного поведения в образовательной организации (правовые аспекты): учебное пособие / А.И. Глушков, А.Я. Минин, О.В. Поликашина, С.А. Тульская. - М.: Московский педагогический государственный университет (МПГУ), 2018. - 224 с.

9. Технологии социальной работы с лицами из групп риска: учебное пособие / А.А. Карпенко, Н.А. Огурцова, М.П. Сутырина, Г.Л. Ушакова; под ред. О.А. Волковой. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2020. - 209 с.

10. Шамовская Т.В. Психология подростка: учебное пособие. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2019. - 123 с.

Психология

УДК 370

кандидат психологических наук Бура Людмила Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

КУРАТОРСТВО И ТЬЮТОРСТВО КАК СПОСОБ СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ

В ВУЗЕ

Аннотация. Исследование направлено на анализ и сопоставление таких схожих направлений педагогической деятельности, как кураторское и тьюторское сопровождение адаптации студентов к вузу. Рассматриваются современные тенденции, существующие в данном направлении, анализируются специфические характеристики каждого из указанных видов сопровождения, выявляются схожие и различные черты между тьюторством и кураторством.

Ключевые слова: кураторство, тьюторство, сопровождение адаптации студентов, адаптация студентов к вузу, куратор, тьютор, современная педагогическая наука, теория современной педагогики.

Annotation. The research is aimed at analyzing and comparing such similar areas of pedagogical activity as curatorial and tutor support for the adaptation of students to the university. The current trends existing in this direction are considered, the specific characteristics of each of these types of support are analyzed, similar and different features between tutoring and supervising are revealed.

Keywords: supervision, tutoring, accompaniment of student adaptation, student adaptation to the university, curator, tutor, modern pedagogical science, theory of modern pedagogy.

Введение. Педагогические задачи любого современного учебного заведения достаточно часто обновляются и дополняются новыми, более серьезными и жесткими требованиями. В соответствии с политикой индивидуализации и гуманизма, педагоги высшей школы стремятся не просто обеспечить студентов условиями, необходимыми для формирования профессиональных компетенций, воспитать в них мотивацию к осуществлению трудовой деятельности, стимулировать их к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию. Сегодня их задачи более обширны и значимы для будущего каждого конкретного выпускника вуза, для всей страны и всего мирового трудового сообщества. Студенты нуждаются в поддержке и регулярном контроле, стремятся к быстрому и поверхностному потреблению знаний, предоставляемых в стенах учебного заведения. Однако это должно измениться именно посредством применения и регулярного, целесообразного и личностно-ориентированного применения верных педагогических технологий, методик и инструментов взаимодействия преподавателей с обучающимися.

Отдельное место в системе взаимоотношений двух важнейших субъектов образовательно-воспитательного процесса занимает сопровождение адаптации студента к вузу, которое реализуется посредством применения таких форм педагогической деятельности, как кураторство и тьюторство. Именно исследованию этих элементов посвящена настоящая работа.

Изложение основного материала статьи. Не секрет, что адаптация студента-первокурсника к вузу -один из важнейших элементов образовательно-воспитательного процесса. Вуз в этот период должен стать благоприятной площадкой для развития личности студента, помочь ему в этом и мотивировать к достижению высоких целей. Адаптация здесь играет главную роль, поскольку отвечает за положительную социализацию личности, ее вовлечение в учебный и внеучебный процессы вуза. Проблема адаптации остается актуальной для различных уровней образования, в связи с чем справедливо говорить о том, что адаптация проявляется в момент, когда человеку предстоит стать частью новой глобальной системы, поддерживать ее правила, следовать им, при этом как бы скрывать существующие разногласия с ней.

В настоящем исследовании под адаптацией будет подразумеваться такой процесс включения студента-первокурсника в образовательную среду вуза, который требует от него проявления максимального проявления приспособленческих умений и способностей. В процессе адаптации студенту важно принять и понять правила, существующие в образовательной среде, научиться с ними взаимодействовать, воздействовать и преобразовывать.

Некоторые отечественные исследователи отмечают, что существует несколько стадий адаптации личности первокурсника к обстановке вуза, к которым относят:

- первая (начальная) стадия, на протяжении которой первокурсник или группа первокурсников приходят к осознанию правил поведения и взаимодействия внутри вуза, однако не придерживаются их,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.