Научная статья на тему 'Формирование интолерантности к вредным привычкам у студентов техникума'

Формирование интолерантности к вредным привычкам у студентов техникума Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
360
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / INTOLERANCE / ADDICTIVE BEHAVIOR / RESPONSIBILITY / HEALTHY LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кулиш Татьяна Викторовна

В статье обосновывается важность формирования интолерантности в отношении аддиктивного поведения. Интолерантность в отношении вредных привычек рассматривается как возможность человека быть свободным, ответственным за свои поступки. Приведены результаты исследования, которые показывают эффективность использования профилактической работы по формированию навыков здорового образа жизни, использования потенциала тренинговой программы «Шаг к сознательной трезвости», уроков-профилактики «Оставайся на линии жизни!» и других профилактических наработок для формирования стойкой нетерпимости к разрушающим здоровье человека зависимостям. В результате проведённого эксперимента у студентов повышается ответственность за свои поступки, за своё здоровье, вырабатываются волевые качества, стремление к сохранению и приумножению нравственных, культурных и общечеловеческих ценностей, вырабатываются навыки принятия решений, появляется осознание своей первостепенной роли в построении собственной судьбы, вырабатывается чувство собственного достоинства и уверенности в себе снижается тревожность, неуверенность, приобретаются потребность ведения здорового образа жизни, вырабатываются ценностные установки на активную жизненную позицию. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности предлагаемых способов реализации данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кулиш Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INTOLERANCE AMONG TO BAD HABITS THE STUDENTS OF THE COLLEGE

The article explains the importance of intolerance in relation to addictive behavior. Intolerance against bad habits is considered as the ability of man to be free and responsible for their actions. The results of studies that show the effectiveness of preventive work on formation of skills of a healthy lifestyle, use of the potential of the training program "the Step to conscious sobriety," the lessons of prevention "Stay on the line of life!" and other preventive practices for the formation of persistent intolerance towards destroying human health. As a result of the experiment, the students increased responsibility for their actions, for their health, developed strong-willed qualities, aspiration to preservation and augmentation of moral, cultural and universal values, and develop decision-making skills, there is a sense of its paramount role in the construction of their own destiny, develop self-esteem and confidence, reduced anxiety, lack of confidence, sold the need of maintaining a healthy lifestyle, produced values for active life position. The obtained results show the effectiveness of the proposed methods of implementation of this process.

Текст научной работы на тему «Формирование интолерантности к вредным привычкам у студентов техникума»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ / PEDAGOGICAL SCIENCES УДК: 37.018.2

Кулиш Татьяна Викторовна

Педагог-психолог Чебоксарский машиностроительный техникум Минобразования Чувашии, г. Чебоксары, Аспирант, ФГБОУ «Чувашский государственный педагогический

университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТОЛЕРАНТНОСТИ К ВРЕДНЫМ ПРИВЫЧКАМ

У СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА

В статье обосновывается важность формирования интолерантности в отношении аддиктивного поведения. Интолерантность в отношении вредных привычек рассматривается как возможность человека быть свободным, ответственным за свои поступки. Приведены результаты исследования, которые показывают эффективность использования профилактической работы по формированию навыков здорового образа жизни, использования потенциала тренинговой программы «Шаг к сознательной трезвости», уроков-профилактики «Оставайся на линии жизни!» и других профилактических наработок для формирования стойкой нетерпимости к разрушающим здоровье человека зависимостям. В результате проведённого эксперимента у студентов повышается ответственность за свои поступки, за своё здоровье, вырабатываются волевые качества, стремление к сохранению и приумножению нравственных, культурных и общечеловеческих ценностей, вырабатываются навыки принятия решений, появляется осознание своей первостепенной роли в построении собственной судьбы, вырабатывается чувство собственного достоинства и уверенности в себе снижается тревожность, неуверенность, приобретаются потребность ведения здорового образа жизни, вырабатываются ценностные установки на активную жизненную позицию. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности предлагаемых способов реализации данного процесса.

Ключевые слова: интолерантность, аддиктивное поведение, ответственность, здоровый образ жизни.

Tatyana Kulish

Educational psychologist Cheboksary machine-building technical school Minobrazovaniya Chuvashii Cheboksary, graduate student

FEDERAL state budget institution «Chuvash state pedagogical University. named by

I. Y. Yakovlev», Cheboksary

FORMATION OF INTOLERANCE AMONG TO BAD HABITS THE STUDENTS OF THE COLLEGE

The article explains the importance of intolerance in relation to addictive behavior. Intolerance against bad habits is considered as the ability of man to be free and responsible for their actions. The results of studies that show the effectiveness of preventive work on formation of skills of a healthy lifestyle, use of the potential of the training program "the Step to conscious sobriety," the lessons of prevention "Stay on the line of life!" and other preventive practices for the formation of persistent intolerance towards destroying human health. As a result of the experiment, the students increased responsibility for their actions, for their health, developed strong-willed qualities, aspiration to preservation and augmentation of moral, cultural and universal values, and develop decision-making skills, there is a sense of its paramount role in the construction of their own destiny, develop self-esteem and confidence, reduced anxiety, lack of confidence, sold the need of maintaining a healthy lifestyle, produced values for active life position. The obtained results show the effectiveness of the proposed methods of implementation of this process.

Keywords: intolerance, addictive behavior, responsibility, a healthy lifestyle.

В современном мире понятия толерантность — интолерантность становятся регулятором поведения личности в различных жизненных ситуациях,

являются фундаментальными основами поведения современного человека.

50

Бытует мнение, что толерантность — это хорошо, а интолерантность — это плохо. Примером отрицательной толерантности является вседозволенность, моральная распущенность, беспринципность. Примером позитивной, положительной интолерантности — принципиальность, проявление стойкой нетерпимости к деструктивным тенденциям современного мира [2,3].

Далеко не всем и не всяким суждениям, равно как и делам, практикам и поступкам толерантность должна давать «зелёный свет». Есть и непременно должны быть ограничения на суждения, поступки и действия имеющие аморальную, безнравственную основу. Толерантный человек должен стать категорически нетерпимым, когда встречается с таким образом мысли, с такими мобилизующими идеями, верованиями и доктринами, которые являются деструктивными, преступными, разрушительными, несовместимыми с уважением к самому себе [3,с.129].

Чтобы толерантность могла эффективно выполнять свои функции, она должна включать существенные элементы нетерпимости, если вообще ни основываться на ней. Интолерантность (от лат. тЫегапйа — непереносимость, нетерпимость) как социальный и культурный феномен — сложное и неоднородное явление [5][6].

Ограничения и запреты не являются проявлением зла, помехой для «свободы» индивида, в их основе мораль и нравственность — система запретов и ограничений на некоторые избыточные проявления активности индивидов. По существу, любой запрет может быть и проявлением интолерантности и толерантности, причём первое чаще непосредственно, а второе косвенно, опосредовано. Между толерантностью и интолерантностью диалектические соотношения. Запрет — типичное проявление интолерантности к чему-либо (запрещаемому), всё дело в том, к чему именно эта интолерантность проявляется. Запрет на преступление — это проявление интолерантности общества к потенциальным преступникам и проявление толерантности к их потенциальным жертвам. При этом запрет — это интолерантность к преступному деянию как таковому, и к самому явлению правонарушения.

Уголовный кодекс — это собрание актов интолерантности к разного рода нежелательным проявлениям активности индивидов — интолерантности строго дозированной и соотнесённой с различными видами правонарушений. Но надо понимать, что главное в содержании и характере направленности интолерантности, ровно, как и толерантности: благом может быть и то, и другое, ровно как они же могут быть и злом. Тут-то и необходима нравственность, ведь никто не исходит из стремления сделать «зло» нарочно, он находит эмоциональные и логические основания считать это зло добром [2, c.161].

Нынешний мир, особенно молодёжь находится перед лицом многочисленных опасностей, одной из которых является рост зависимого, аддиктивного поведения среди молодёжи, он приобретает угрожающие масштабы.

В отечественной и зарубежной научной литературе для анализа данного явления используется термин «аддиктивное поведение». Addiction — по-английски пагубная привычка, страсть к чему-либо, порочная склонность. Аддиктивным поведением (addictive behavior) стали называть злоупотребление различными веществами, включая алкоголь и курение табака, изменяющими психическое состояние человека до того, как от них сформировалась физическая зависимость. А. Е. Личко распространил этот термин и на случаи без индивидуальной психической зависимости. Термин «аддиктивное поведение» указывает на то, что речь идет не о болезни, а о нарушениях поведения. Лечение в этих случаях может быть направлено на дезинтоксикацию, если в этом имеется надобность. Психотерапевтические приемы используются в целях психопрофилактики. Главное же при аддиктивном поведении — не медицинские, а воспитательные меры [4, с.34 -36].

Особенно тревожат нарастающие темпы роста распространения употребления психоактивных веществ среди детей и подростков, так как это влечёт за собой как психическую (в первую очередь) так и физическую деградацию, а в конечном итоге приводит к утрате единственной и абсолютной ценности — жизни наших детей.

Когда молодёжь не видит ничего страшного в анормальном, не проявляет стойкой нетерпимости, неприязни к разрушительным здоровье и жизнь человека деструктивным проявлениям современного мира, когда люди привыкают к антикультуре анормального, то возникает ситуация «переоценки ценностей», перевертывания вверх дном [1, с.44] .

Несомненно, это страшная и угрожающая ситуация, явление, представляющее угрозу здоровью нации, бич двадцать первого века.

Многие проблемы подросткового возраста связаны с незрелым отношением подростков к запретам, с одной стороны, и низкой культурой запретов родителями и вообще взрослыми — с другой. Подростки нередко убеждены, что взрослые необоснованно запрещают им многое из того, что они могли бы себе позволить и что взрослые позволяют себе самим. Отсюда многие проявления негативизма к старшим, реакции эмансипации и отчуждение подростков от родителей и школы, вынужденное обращение их к сверстникам, которых они воспринимают солидарно именно по той причине, что они страдают от тех же ограничений и запретов.

Следовательно, выработка правильного отношения воспитанника к запретам — одно из важных требований толерантного воспитания. Каждый должен понимать, что запрет — важное достижение культуры, что запреты (обоснованные, подлинные) приносят пользу и что в жизни любого человека множество запретов, причём во взрослой жизни их не меньше, чем в детстве, — просто запреты другие и в другом. Подростки не должны воспринимать взрослость как вседозволенность[2, с.227].

Поэтому в современных условиях необходима систематическая профилактическая работа с целью формирования у молодёжи позитивной, положительной интолерантности к различного рода аддикциям, разрушающим человеческую личность. Для эффективной профилактики аддиктивного поведения крайне важно раннее её начало. Поэтому значительное внимание уделяется первичной профилактике — предупреждению возникновения зависимого поведения. Она включает следующие этапы:

- диагностический — выявление детей, личностные особенности которых свидетельствуют о склонности к аддиктивному поведению с помощью наблюдения и психологических методик.

- информационный — распространение среди подростков информации о вредных привычках, сексуальном поведении, методиках борьбы со стрессом, технологиях общения.

- коррекционный — направлен на исправление негативных привычек и взглядов, формирование конструктивного подхода к жизненным трудностям, прививание навыка работы над собой, эффективного общения.

В образовательных учреждениях для этого могут быть использованы профилактические наработки по формированию здорового образа жизни, основывающиеся на социально-позитивных реалиях современного мира, показаны пути формирования интолерантности на которых можно избежать катастрофизма в этой ситуации.

В психолого-педагогическом направлении (Г. П. Аксёнов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Р. Дитлс, И. О. Мартынюк, Л. С. Кобелянская и др.) «здоровый образ жизни» рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной задачи — укрепление здоровья индивидуума.

Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ — это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек. Здоровый образ жизни сейчас — это выбор правильной жизненной позиции, выбор своего будущего. Задача образовательных учреждений — помочь подрастающему поколению не растеряться среди обманчивых соблазнов, модных влияний и выбрать верный путь.

В ходе исследования мы предположили:

Формирование интолерантности к употреблению ПАВ, алкоголю и табакокурению у студентов Чебоксарского машиностроительного техникума будет осуществляться эффективнее если:

- целенаправленно и систематически проводить профилактическую работу по формированию у студентов ЗОЖ;

- внедрить в профилактическую работу техникума тренинговую программу «Шаг к сознательной трезвости», уроки-профилактики «Оставайся на линии жизни!», интерактивные занятия по профилактике табакокурения и употребления алкоголя проекта «Общее дело»;

- обеспечивается взаимодействие студентов с социальными партнёрами, техникума, родителями.

Материал и методика исследований. Проверка данной гипотезы осуществлялась в 2014 — 2016 учебном году на базе Чебоксарского машиностроительного техникума.

В эксперименте приняли участие 149 студентов (118 студентов экспериментальной и 31 студент контрольной группы), педагоги-психологи, 5 кураторов учебных групп, педагог-организатор, студенческий совет, преподаватели.

На начальном этапе студентам экспериментальной и контрольной группы было предложено ответить на вопросы анкет «Вредные привычки», «Образ жизни и здоровье студента». Результаты анкетирования студентов на начальном этапе представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Результаты опроса экспериментальной и контрольной групп

Ответы студентов Результаты Результаты

экспериментальной контрольной

группы группы

считают курение вредным для здоровья 78 чел.(66%) 23 чел.(74%)

курение — это способ провести время 12 чел.(10%) 4 чел.(13%)

курение возможностью расслабиться 18 чел.(15%) 4 чел.(13%)

признались, что курят 14 чел.(12%) 2 чел.(6%)

пробовали алкоголь 56 чел.(47%) 21 чел.(68%)

алкоголь, наркотики и сигареты одинаково опасны; 62 чел.(52%) 23 чел.(74%)

наиболее опасным для здоровья респонденты 47 чел.(40%) 7 чел.(23%)

считают наркотики

в умеренных дозах можно употреблять всё 5 чел.(4%) 6 чел.(19%)

вместе с друзьями употребляют спиртные напитки «по праздникам» 23 чел.(19%) 4 чел.(13%)

против употребления алкоголя и задумываются о последствиях, либо предпочитает алкоголю спорт и другие здоровые увлечения 82 чел.(69%) 25 чел.(81%)

наркотики неизбежно ведут к преступлениям 83 чел.(70%) 29 чел.(94%)

не видят связи между наркотиками и преступлением, либо считают, что наркотики не обязательно ведут к преступлениям, так ответили 24 чел.(20%) 1 чел.(3%)

Далее нами на начальном этапе эксперимента в экспериментальной и контрольной группе была проведена диагностика с помощью опросника «Склонность к аддикциям» авторы Грязнов А.Н., Чеверикина Е.А. Методика предназначена для определения общей склонности к аддиктивному поведению вообще и к алкоголизму и наркомании в частности. Диагностический материал был предоставлен нам самими авторами методики, в рамках сотрудничества. Далее результаты диагностики экспериментальной и контрольной группы на начальном этапе представлены в виде диаграммы на рисунках 1 и 2.

Результаты диагностики экспериментальной группы на начальном этапе

Высокая склонность ■ Средняя склонность ■ Низкая склонность

Рис. 1

Результаты диагностики контрольной группы на начальном этапе

100 81%

■ Высокая склонность ■ Средняя склонность ■ Низкая склонность

Рис.2

Наибольший интерес для нас представляла шкала «зависимого поведения», так как она включает в себя любые виды зависимого поведения, отражает склонность индивида в той или иной степени избегать неприятной реальности тем или иным способом.

По опроснику «Склонность к аддикциям» Грязнова А. Н., Чеверикиной Е.А., было определено, что высокая склонность к зависимому поведению выражена у 16% респондентов в экспериментальной группе, 9% студентов в этой же группе имеют высокую склонность к тревожности, неуверенности, у 4 % респондентов выявлена высокая склонность к потаканию слабостям, 24% исследуемых имеют высокую склонность к уходу от ответственности.

В контрольной группе на начальном этапе высокая склонность к зависимому поведению выявлена у 10 % студентов, у 13% исследуемых выявлена высокая склонность к тревожности, неуверенности, у 3% респондентов выявлена высокая склонность к потаканию слабостям, 13% исследуемых имеют высокую склонность к уходу от ответственности.

Полученные результаты проведённой диагностической работы на начальном этапе убедили нас в необходимости проведения систематической профилактической работы по формированию стойкой нетерпимости, интолерантности, категоричной позиции в отношении употребления наркотиков, алкоголя, табакокурения, формирования установок ЗОЖ, ответственного поведения, в первую очередь за своё здоровье, выработки волевых качеств.

Профилактика злоупотребления психоактивными веществами в Чебоксарском машностроительном техникуме направлена на формирование ценностей здорового образа жизни, сохранения и развития физического и психического здоровья студентов, формирование активной жизненной позиции, ответственности за свои поступки.

Цель профилактической работы в современной образовательной профессиональной организации нами понимается как формирование социально активной и социально-ориентированной личности, ведущей здоровый образ жизни, способной к эффективной профессиональной деятельности и ответственности за принимаемые решения.

Реализация данных целей конкретизируется в комплексе взаимосвязанных

задач:

- создание условий и предпосылок для формирования мировоззренческих универсалий студента, в числе тех, в которых выражено отношение человека к ценностям социальной жизни: «Я», «здоровье», «труд», «добро», «красота»;

- создание условий для развития толерантности учащейся молодежи и воспитание духовной культуры: правовой, этической;

- создание условий единства образовательного и воспитательного пространства;

- профилактика здорового образа жизни, создание условий для развития физической культуры;

- организация процессов социальной и профессиональной адаптации и социализации как студентов, так и выпускников техникума;

- организация системы правовой, социальной и психологической защиты студентов для обеспечения эргономичной (комфортной) воспитательной среды в техникуме.

Нами использовался потенциал профилактической наработок: это серия уроков-профилактики «Оставайся на линии жизни!» разработанных психологической службой техникума и внедрённых в профилактическую работу, которые успешно решают вопросы формирования стойкой нетерпимости к психоактивным веществам, помогают формированию активной жизненной позиции, беседа-презентация «Не сломай судьбу свою», интерактивные занятия «Вся правда о табаке», «Вся правда об алкоголе» из цикла занятий проекта «Общее дело», которые разоблачают, рассказывают студентам всю правду, зачастую скрываемую от нас.

Тренинги из цикла «Шаг к сознательной трезвости»: «Умей сказать нет!», «Преодолевая трудности», «Программирование целей и планов на будущее», «Мы умеем общаться», «Обучение навыкам саморегуляции и релаксации», проводимые во время классных часов, помогали студентам чётко и однозначно говорить «нет» в определённых ситуациях, осознавать и формулировать свои цели, строить планы на будущее, уметь коммуницировать в различных жизненных ситуациях, управлять своим эмоциональным состоянием, находить способы снятия напряжения, тревожности неуверенности.

Нашей задачей было не столько показать опасность и пагубность употребления ПАВ, сколько показать студентам альтернативные пути, которые приводят человека к успеху, выводя его из самых порой сложных жизненных ситуаций. С этой целью нами использовалась серия киновидеотренингов на основе фильмов «Путь к олимпу», «Играй как Скворцов», «Победители», «Бабочки цирка». В результате студенты подводились к выводу: человек, имеющий в жизни цель, обладающий волевыми качествами всегда достигает успеха, в жизни нет безвыходных ситуаций, если человек начинает в трудной ситуации жалеть себя, он «утопает» в этой жалости к себе и, напротив человек не опускающий руки из любой сложной ситуации выходит победителем.

Организация встреч с социальными партнёрами техникума: специалистами службы Госнаркоконтроля Чувашии, врачами-наркологами, сотрудниками полиции, врачами-специалистами различной направленности, волонтёрами проекта «Общее дело», ведущими педагогами-психологами БОУ «ЦОиКСД» Минобразования Чувашии, выдающимися спортсменами Чувашии и просто успешными, медийными, людьми, всё это помогало эффективно формировать интолерантность студентов к различным формам аддиктивного поведения.

Организация студенческих конференций «Наркотики — путь в бездну!», «Молодёжь против СПИДА и наркотиков», круглые столы с приглашением врачей, психологов, сотрудников полиции, спортсменов, систематическое посещение студентами в Национальной библиотеке занятий из цикла «Школа правовой культуры», интеллектуальные викторины, квесты, молодёжные диспуты, флешмобы «Мы за здоровый образ жизни!», «Молодёжь против табака!», организация преподавателями физкультуры Дней здоровья, различных спортивных соревнований и мероприятий, все эти мероприятия так же способствовали формированию активной жизненной позиции, здорового образа жизни, интолерантности к аддиктивному поведению.

Преподавателями учебных дисциплин литературы, химии были организованы конкурсы сочинений, рефератов, подготовка научных работ по профилактике наркомании, организуемых службой Госнаркоконтроля Чувашии. Тематические классные часы по профилактике различных форм аддиктивного поведения, организация тематических родительских собраний с приглашением врача-нарколога, сотрудников полиции, где каждый родитель получил памятку, разработанную психологической службой техникума, «Как уберечь ребёнка от наркотиков», «Как воспитать законопослушного гражданина», все эти мероприятия способствовали становлению правильной позиции студентов в отношении наркотиков и алкоголя и других разрушающих здоровье и жизнь человека видов зависимостей.

Специально для педагогических работников был организован мастер-класс автора методики «Склонность к аддикциям» доктора психологических наук, профессора Казанского «Института педагогики и психологии профессионального образования» Российской академии образования Грязнова А. Н. Так же для преподавателей и кураторов учебных групп была организована серия вебинаров «Знак беды — зависимость» для обучения работе по профилактике зависимого поведения.

Диагностика на разных этапах профилактической работы позволяла мониторить успешность проводимой профилактики, корректировать применяемые в работе методы, формы и средства. Мы применяли разработанные нами анкеты «Здоровье и образ жизни студента», «Вредные привычки», а также студенты приняли участие в социально-психологическом тестировании по методике А.Н. Орёл «Склонность к отклоняющемуся поведению».

В результате двухлетней профилактической работы у студентов сформировались устойчивые показатели интолерантности в отношении ПАВ, алкоголя, табакокурения, о чём говорят результаты диагностики, проведённой на заключительном этапе эксперимента.

Таблица 2

Ответы студентов Результаты экспериментальной группы Результаты контрольной группы

На начальном этапе В конце эксперимента На начальном этапе В конце эксперимент а

считают курение вредным для здоровья 78 чел.(66%) 114 чел.(97%) 23 чел.(74%) 21 чел.(68%)

курение — это способ провести время 12 чел.(10%) - 4 чел.(13%) 4 чел.(13%)

курение возможностью расслабиться 18 чел.(15%) - 4 чел.(13%) 6 чел.(19%)

признались, что курят 14 чел.(12%) 2 чел.(2%) 2 чел.(6%) 7 чел.(6%)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в умеренных дозах можно употреблять всё. 5 чел.(4%) - 6 чел.(19%) 8 чел.(7%)

вместе с друзьями употребляют спиртные напитки «по праздникам»; 23 чел.(19%) 4 чел.(13%) 4 чел.(13%)

против употребления алкоголя и задумываются о 82 чел.(69%) 118 чел.(100%) 25 чел.(81%) 23 чел.(74%)

последствиях, либо предпочитает алкоголю спорт и другие здоровые увлечения;

наркотики неизбежно ведут к преступлениям 83 чел.(70%) 118 чел.(100%) 29 чел.(94%) 25 чел.(81%)

не видят связи между наркотиками и преступлением, либо считают, что наркотики не обязательно ведут к преступлениям, так ответили 24 чел.(20%) 1 чел.(3%) 6 чел.(19%)

Как видно из данных Таблицы 2 после завершения эксперимента в экспериментальной группе существенно выросло количество студентов, ведущих здоровый образ жизни, 100% студентов осознают прямую зависимость между наркотиками и преступлениями. В контрольной группе напротив, выросло количество курящих студентов, выросло количество студентов не осознающих прямой зависимости между преступлениями и наркотиками.

Далее в виде диаграммы на рисунках 3 и 4 представлены результаты диагностики с помощью методики «Склонность к аддикциям» авторы Грязнов А. Н., Чеверикина Е. А. экспериментальной и контрольной группы на заключительном этапе. Из рисунков видно, что показатели высокой и средней склонности к зависимому поведению в экспериментальной группе существенно снизились.

Результаты диагностики экспериментальной группы на заключительном этапе

■ Низкая склонность ■ Средняя склонность ■ Высокая склонность

Рис.3

Результы диагностики контрольной группы на заключительном

этапе

■ Низкая склонность ■ Средняя склонность 1 Высокая склонность

Рис.4

Как видно из данных рисунка 3 в результате проведённой профилактической работы заметно снизились показатели склонности к зависимому поведению в экспериментальной группе они составили 2%, тогда как в начале эксперимента эти показатели составляли 16%, также снизились показатели тревожности — высокие показатели в экспериментальной группе не выявлены, тогда как на начальном этапе эти показатели составляли 9%, показатели гедонизма и эскапизма, также заметно снизились: высокая склонность к гедонизму составила 3%, против 4% на начальном этапе, высокая склонность к эскапизму (уходу от ответственности) не выявлена, на начальном этапе эти показатели составляли 24%.

В контрольной группе (Рисунок 4), напротив повысились показатели высокой склонности практически по всем шкалам опросника. Высокая склонность к зависимому поведению составила 36% против 10% на начальном этапе. Выросли показатели тревожности и неуверенности, они составили 38%, против 13% на начальном этапе. Высокая склонность к гедонизму составила 10%, против 3% на начальном этапе, высокая склонность к эскапизму оставила 32%, в начале эксперимента она была 3%.

Эксперимент показал, что, формируя интолерантность, стойкую нетерпимость у студентов к вредным привычкам, зависимому поведению повышается ответственность за свои поступки, за своё здоровье, вырабатываются волевые качества, стремление к сохранению и приумножению нравственных, культурных и общечеловеческих ценностей, вырабатываются навыки принятия решений, появляется осознание своей первостепенной роли в построении собственной судьбы, вырабатывается чувство собственного достоинства и уверенности в себе снижается тревожность, неуверенность, приобретаются потребность ведения ЗОЖ, вырабатываются ценностные установки на активную жизненную позицию. Таким образом, культивируя потребность в ведении здорового образа жизни, формируя интолерантность студентов к аддиктивному поведению мы создаём предпосылки для становления общества, свободного не ставящего под сомнение необходимость общеразделяемых человеческих ценностей и норм.

По мнению автора, человек вовсе не обязан терпеть и быть снисходительным, принимать рядом с собой то, что не укладывается в систему его моральных человеческих устоев под каким бы модным словом это не хотели спрятать, завуалировать. Толерантность не требует отказа от собственной перспективы. Толерантность никогда не должна превращаться в беззащитность. И если толерантность перестаёт отражать свою позитивную сущность, она должна уступить место обычному благоразумию, проявлению интолерантности, нетерпимости к злу, насилию, преступности, отрицательному поведению.

Литература

1. Балашов, Л.Е. Негатив жизни: антикультура и антифилософия/ Л.Е. Балашов// Практическая философия — М.,2014, с. 44.

2. Бондырева, С. К., Колесов, Д. В. / Толерантность (введение в проблему)/ С.К. Бондырева, Д. В. Колесов // — М.: МПСИ, 2003, С.- 225.

3. Гречко, П.К., Гражданское общество и культура толерантности / П.К. Гречко // Гражданское общество: Теория и практика. Ежегодник. 2008-2009.

Выпуски 2-3 / под. ред. Г.Н. Григорьева и Ю.М. резника. — М.; Чуваш.гос.пед.ун-т; Независимый институт гражданского общества, 2009. Стр.129

4. Гришко, И.В. Концептуализация понятия «аддиктивное поведение»// Теория и практика общественного развития №2 3/ Научный журнал : Демография, Культура. Культурология, Социология, Государство и право. Юридические науки, Изд-во «Издательский дом «ХОРС», 2005, с.34 -36.

5. Кулиш Т.В., Павлов И.В. Формирование толерантности как фактор снижения уровня деструктивного поведения у студентов / Т.В. Кулиш, И.В. Павлов // — Чебоксары: Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2015. № 4 (88), ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», Стр. 141-148.

6. Философский словарь «Интолерантность» — [Электронный ресурс] URL: http://enc-dic.com/philosophy/Intolerantnost-918.html — свободный — Заглавие с экрана.- Яз.рус.

7. Шабанов, Л. В., Лапшин, В. В. Пара «Толерантность — интолерантность» как регулятор взаимоотношений этнических субкультур / Л. В. Шабанов, В. В. Лапшин // — Томск: Вестник ТГПУ, 2009, выпуск 2 (80), С.104

References

1. Balashov, L.E. Negativ zhizni: antikul'tura i antifilosofja/ L.E. Balashov// Prakticheskaja filosofja — M.,2014, p. 44. (in Russian)

2. Bondyreva, S. K., Kolesov, D. V. / Tolerantnost' (vvedenie v problemu)/ S.K. Bondyreva, D. V. Kolesov // — M.: MPSI, 2003, p.- 225. (in Russian)

3. Grechko, P.K., Grazhdanskoe obshhestvo i kul'tura tolerantnosti / P.K. Grechko // Grazhdanskoe obshhestvo: Teorija i praktika. Ezhegodnik. 2008-2009. Vypuski 2-3 / pod. red. G.N. Grigor'eva i Ju.M. reznika. — M.; Chuvash.gos.ped.un-t; Nezavisimyj institut grazhdanskogo obshhestva, 2009. p.129 (in Russian)

4. Grishko, I.V. Konceptualizacija ponjatija «addiktivnoe povedenie»// Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija № 3/ Nauchnyj zhurnal : Demografja,

Kul'tura. Kul'turologija, Sociologija, Gosudarstvo i pravo. Juridicheskie nauki, Izd-vo «Izdatel'skij dom «HORS», 2005, p.34 -36. (in Russian)

5. Kulish T.V., Pavlov I.V. Formirovanie tolerantnosti kak faktor snizhenija urovnja destruktivnogo povedenija u studentov / T.V. Kulish, I.V. Pavlov // — Cheboksary: Vestnik ChGPU im. I.Ja. Jakovleva. 2015. № 4 (88), FGBOU VPO «Chuvashskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. I.Ja. Jakovleva», p. 41148. (in Russian)

6. Filosofskij slovar' «Intolerantnost'» — [Jelektronnyj resurs] URL: http://enc-dic.com/philosophy/Intolerantnost-918.html- svobodnyj — Zaglavie s jekrana.- Jaz.rus. (in Russian)

7. Shabanov, L. V., Lapshin, V. V. Para «Tolerantnost' — intolerantnost'» kak reguljator vzaimootnoshenij jetnicheskih subkul'tur / L. V. Shabanov, V. V. Lapshin // — Tomsk: Vestnik TGPU, 2009, vypusk 2 (80), p.104 (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.