Научная статья на тему 'Специфика взаимосвязи межличностных отношений и самоотношения лиц пожилого возраста'

Специфика взаимосвязи межличностных отношений и самоотношения лиц пожилого возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
657
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / САМООТНОШЕНИЕ / ГРУППОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА / INTERPERSONAL RELATION / SELF-RELATION / GROUP FEATURES OF ELDERLY PEOPLE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ганин Дмитрий Владимирович

В данной статье рассматриваются результаты эмпирического, комплексного исследования межличностных отношений и самоотношения пожилых людей. Особое внимание уделено межличностным потребностям. Автор отмечает, в возрастной группе пожилых людей, наличие всех видов межличностных потребностей: включения, контроля, аффекта. Это не прослеживается в возрастных группах среднего и старческого возраста. Обнаружена возрастная взаимосвязь между межличностными отношениями и самоотношением лиц пожилого возраста. В результате исследования обнаружены корреляции, характерные как для возрастной группы пожилых людей, так и для других возрастных групп, а именно: сходность корреляций лиц пожилого и среднего возраста и лиц пожилого и старческого возраста. Также была выявлена наиболее важная потребность, характерная для пожилых людей потребность «включения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The specificity of the relationship of interpersonal relationship and self-relationship of the elderly

This article discusses the results of an empirical, comprehensive study of interpersonal relationships and self-relation of older people. Special attention is paid tointerpersonal needs. The author notes, in the age group of elderly people, the presence of all kinds of interpersonal needs, inclusion, control, affect. This is not observed in the middle and senile age groups. The age interrelation between interpersonal relations and self-attitude of elderly people is found out. The study found correlations characteristic of the age group of the elderly and other age groups, namely: the similarity of the correlations of the elderly and middle-aged and elderly and senile. The most important need characteristic of older persons as the need for "inclusion"was also identified.

Текст научной работы на тему «Специфика взаимосвязи межличностных отношений и самоотношения лиц пожилого возраста»

йО!: 10.34216/2073-1426-2019-25-2-57-61 УДК 159.99

Ганин Дмитрий Владимирович

Ивановский государственный университет [email protected]

СПЕЦИФИКА ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И САМООТНОШЕНИЯ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

В данной статье рассматриваются результаты эмпирического, комплексного исследования межличностных отношений и самоотношения пожилых людей. Особое внимание уделено межличностным потребностям. Автор отмечает, в возрастной группе пожилых людей, наличие всех видов межличностных потребностей: включения, контроля, аффекта. Это не прослеживается в возрастных группах среднего и старческого возраста.

Обнаружена возрастная взаимосвязь между межличностными отношениями и самоотношением лиц пожилого возраста. В результате исследования обнаружены корреляции, характерные как для возрастной группы пожилых людей, так и для других возрастных групп, а именно: сходность корреляций лиц пожилого и среднего возраста и лиц пожилого и старческого возраста. Также была выявлена наиболее важная потребность, характерная для пожилых людей - потребность «включения».

Ключевые слова: межличностное отношение, самоотношение, групповые особенности лиц пожилого возраста.

В настоящее время количество лиц пожилого возраста неуклонно растет. Отталкиваясь от новой возрастной классификации Всемирной организации здравоохранения, молодым возрастом стал считаться возрастной период от 25 до 44 лет, средним - 44-60 лет, пожилым - 60-75 лет, старческим возрастом - 75-90 лет, после 90 лет - долгожители [3]. В данной статье мы попытались рассмотреть особенности адаптации пожилых людей, выявить возрастную взаимосвязь психологических отношений, присущих конкретной возрастной группе, межличностные потребности и аспекты поведения, относящиеся к этим потребностям.

С.Л. Рубинштейн считал, что «экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление, вместо того чтобы, как при простом наблюдении, брать их такими, каким ему их доставляет случай» [5, с. 48].

Целью данного исследования являлось выявление особенностей межличностных отношений и самоотношения, присущих пожилым людям. В основу понимания самоотношения положена концепция самосознания В.В. Столина [4], предназначенная для выявления структуры самоотношения личности и выраженности отдельных компонентов самоотношения.

В нашей работе использовались организационные, эмпирические и сравнительные методы. Респонденты были разделены по возрастной классификации ВОЗ.

В исследовании использовалась методика самоотношения С.Р. Пантелеева и опросник межличностных отношений А.А. Рукавишникова (русскоязычная версия опросника РГЯО) направленный на диагностику аспектов межличностных отношений в группах и изучение коммуникативных особенностей личности. Методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеева (МИС) разработана для выявления структуры самоотношения личности и выраженности ее отдельных аспектов - за-

крытости, самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопривязанности, внутренней конфликтности, самообвинения.

Самоотношение понимается как сложная, многоуровневая эмоционально-оценочная система, как выражение смысла для субъекта, как представление человека о смысле собственного «Я» [1].

Опросник межличностных отношений разработан на основе теории межличностных отношений американского психолога В. Шутца. Важнейшей идеей данной теории является положение о том, что каждый индивид имеет характерный способ социальной ориентации по отношению к другим людям, и эта ориентация определяет его межличностное поведение.

Автор предлагаемой русскоязычной версии А.А. Рукавишников.

Опросник направлен на диагностику различных параметров межличностных отношений в группах и изучение коммуникативных особенностей личности. С помощью данного опросника производится оценка поведения человека в трех главных областях межличностных потребностей: «включения» (I), контроля» (С) и «аффекта» (А). Внутри каждой области рассматривают два направления межличностного поведения: выраженное поведение индивида (е), представляющее собой мнение индивида об интенсивности собственного поведения в данной области и поведение, требуемое индивидом от окружающих его людей интенсивность которого является оптимальной для него.

В. Шутц выделяет три типа межличностного поведения для удовлетворения соответствующих потребностей:

- дефицитарное поведение, предусматривающее, что индивид прямо не старается удовлетворить свои потребности;

- чрезмерное - индивид постоянно желает, во что бы то ни стало, любой ценой, удовлетворить потребности;

- идеальное поведение - потребности адекватно и полноценно удовлетворяются [6, с. 123-127].

Для выявления статистически значимых связей между методиками В. Столина - С. Пантелеева и А. Рукавишникова - В. Шутца применялась корреляция Пирсона с двусторонней проверкой значимости, с отметкой значимых коэффициентов. Так, знаком * отмечалась значимая корреляция на уровне 0,05 (двусторонняя); ** отмечалась значимая корреляция на уровне 0,01 (двусторонняя). При расчетах применялась система IBM PS STATISTIK 23.

В результате исследования были выявлены следующие взаимосвязи.

Особенности лиц молодого возраста. У группы 25-44 лет мы наблюдаем корреляцию шкалы «саморуководство» с потребностью включения Ie (0,368**); шкалы «саморуководство» с потребностью контроля Cw (0,344**); шкалы «саморуководство» с потребностью в аффекте Ae (0,459**). Эти взаимосвязи означают, что лица молодого возраста (25-44 лет) считающие себя центром развития своей личности, своих успехов и достижений, увереннее чувствуют себя среди людей и имеют тенденцию их искать, активно добиваясь их внимания и расположения, однако часто колеблются при принятии важных решений, пытаясь устанавливать более близкие отношения.

Молодые люди с низким волевым контролем и ослабленным механизмом саморегуляции, считающие внешние обстоятельства основным источником происходящего с ними предпочитают общаться с небольшим количеством людей, объясняя это стремлением к сохранению индивидуальности, пытаются избежать контроля над собой со стороны окружающих, они очень осторожны в установлении близких отношений.

Шкала «самопринятие» коррелирует с потребностью включения Ie (0,347*); с потребностью в аффекте Ae (0,310*). Похожую взаимосвязь мы наблюдаем в возрастной группе 75-90 лет («самопринятие» коррелирует с потребностью в аффекте Ae (0,545*)).

Лица молодого и старческого возраста с выраженным чувством симпатии к себе, принимающими себя такими, какие есть чувствуют себя хорошо в обществе людей и ищут контактов с ними, склонны к установлению более близких отношений. На основе потребности создавать и поддерживать доверительные отношения с другими возникает сотрудничество и взаимодействие, удовлетворяющие межличностные потребности. Лица с негативной самооценкой, излишне критично воспринимающие себя склонны избегать людей и общения с ними, очень осторожны в установлении привязанности и эмоциональных отношений. Шкала «самопривязанность» коррелирует с потребностью контроля Ce (0,317*).

Люди с выраженным ощущением самодостаточности, стремящиеся сохранить свои качества в неизменном виде, с высокой ригидностью «Я» концепции очень часто пытаются брать на себя ответственность, соединенную с ведущей ролью.

Молодые, открытые для нового опыта познания себя, изменяющие собственное «Я», чаще всего предпочитают избегать принятия ответственности и важных решений. Вероятнее всего это, происходит по причине легкости изменения представления о себе, внутренней неудовлетворенности собой.

Ряд авторов, изучавших взаимосвязь самоотношения и межличностных отношений лиц молодого возраста, получили аналогичные результаты. Была выявлена достоверная корреляция, показавшая, что чем успешнее являются межличностные отношения у человека в коллективе, тем у него выше уровень самоотношения, а именно: самоуважение и аутосимпатия. И, наоборот, чем хуже межличностные отношении, тем ниже уровень самоотношения личности и выше уровень самоуничтожения [2, с. 109].

Особенности лиц среднего возраста. В возрастной группе 44-60 лет, был обследован 71 респондент. Лица среднего возраста избегающие открытых и искренних отношений с самим собой, с выраженным защитным поведением, конформные, очень осторожны в установлении близких отношений. Шкала «закрытость» обратно коррелирует с потребностью в аффекте Ае (-0,255*).

Люди с достаточно хорошо развитой рефлексией, внутренне честные, с собственным видением ситуации во взаимоотношениях с другими людьми, склонны к установлению близких, чувственных отношений.

Шкала «самоуверенность» обратно коррелирует с потребностью контроля Cw (-0,246*). Подобную корреляцию мы находим и в возрастной группе 60-75 лет («самоуверенность» обратно коррелирует с потребностью контроля, Сw (- 0,342*)). Данные корреляции мы рассмотрим в возрастной группе 60-75 лет.

Особенности лиц пожилого возраста (6075 лет, количество респондентов - 53). В данной возрастной группе мы наблюдаем все три вида межличностных потребностей - включения, контроля и аффекта. Этого нет в возрастных группах среднего и старческого возраста.

Шкала «самоуверенность» обратно коррелирует с потребностью включения, ^ (-0,281*). Похожую корреляцию мы также наблюдаем в возрастной группе 75-90 лет («самоуверенность» обратно коррелирует с потребностью включения, ^ (- 0,395*)). Данная взаимосвязь указывает на то, что чем выше люди пожилого и старческого возраста ценят и уважают себя за самостоятельность и волевые качества, и считают себя надежными и успешными, тем сильнее у них прослеживается

тенденция ограничить круг своего общения, делая упор на качество коммуникаций.

Лица пожилого и старческого возраста с низкой самооценкой, сомневающиеся в своих способностях, не доверяющие своим решениям имеют сильную потребность быть принятыми остальными и принадлежать им.

Шкала «самоуверенность» обратно коррелирует с потребностью включения, 1е (-0,398**).

Лица пожилого возраста с выраженной самоуверенностью не чувствуют себя комфортно среди окружающих их людей, поскольку они их часто раздражают, склонны к ограничению общения, предпочитая общаться с ограниченным кругом родственников и друзей. Поскольку друзей у пожилых людей становится всё меньше, отношения с ними меняются, приобретая более искренний и ценный характер. Прощаются слабости и определенные недостатки, находятся оправдания не вполне логичным поступкам. В спорах и разногласиях, возникающих между близкими и друзьями, идут на взаимные уступки, пытаются найти компромисс. В аналогичной ситуации с посторонними людьми такого не происходит, каждый отстаивает свою, единственно «правильную» точку зрения, сохраняя категоричность суждения.

При снижении самоуверенности и возникновении сомнений в своих способностях, наблюдается тенденция увеличения круга общения, в целях поиска совета или помощи. Согласно теории В. Шут-ца испытывая чрезмерную потребность «включения», бессознательно, такие люди испытывают страх быть отвергнутыми, поэтому на уровне поведения они делают всё возможное, чтобы привлечь к себе внимание, даже откровенно навязывая себя группе, добиваются того чтобы их заметили и оценили.

Шкала «самоуверенность» обратно коррелирует с потребностью контроля, Сw (-0,342*). Похожую корреляцию мы находим и в возрастной группе 44-60 лет («самоуверенность» обратно коррелирует с потребностью контроля, Cw (-0,246*)).

Лица пожилого и среднего возраста с высокими показателями по шкале «самоуверенность» избегают контроля над собой со стороны окружающих, пытаясь ограничить их влияние на себя до минимума. Они сами решают, что, как и когда будут делать.

Лица пожилого и среднего возраста не доверяющие своим возможностям зависимы от окружающих и колеблются при принятии решений, в основном полагаясь на мнения других.

Шкала «самоценность» обратно коррелирует с потребностью в аффекте, Ае (-0,417**). Данная корреляция показывает, что чем более пожилые люди ценят собственную неповторимость и богатство внутреннего мира, тем более они осторожны при установлении близких интимных отношений.

Лица пожилого возраста, недооценивающие свою уникальность и предполагаемую ценность себя для других, имеют склонность к установлению чувственных отношений. Вероятно, это происходит с целью заполнения внутренней опустошенности, ощущения неполноценности и личной несостоятельности.

Чем выше внутренние конфликты, сомнения, негативный фон отношения к себе у лиц пожилого возраста тем хуже они чувствуют себя среди окружающих их людей, и склонны избегать общения с ними.

Шкала «внутренняя конфликтность» коррелирует с потребностью включения, 1е (0,288*).

Положительное отношение к себе, ощущение равновесия между собственными возможностями и требованиями окружающих приводит к расширению контактов с людьми, появлению тенденции увеличения круга общения.

Шкала «самообвинение» коррелирует с потребностью в аффекте, Ае (0,343*). Ощущение невозможности удовлетворения базовых потребностей приводит к склонности устанавливать близкие чувственные отношения.

Пожилые люди предпочитающие обвинять преимущественно других склонны не устанавливать близкие и теплые чувства с окружающими, производя между собой и остальными эмоциональную дистанцию.

Особенности лиц старческого возраста (7590 лет, 27 респондентов). Шкала «самоуверенность» обратно коррелирует с потребностью включения, ^ (-0,395*). Похожую корреляцию мы также замечаем в возрастной группе 60-75 лет («самоуверенность» обратно коррелирует с потребностью включения, 1е -0,398**), где нами она была рассмотрена.

Шкала «саморуководство» обратно коррелирует с потребностью включения, ^ (-0,438*).

Лица старческого возраста с высоким доминированием собственного «Я», прогнозирующие свои действия, способные оказывать сопротивление внешним воздействиям, контролирующие свои чувства и эмоции, имеют потребность в ограничении круга своего общения.

Представители данной возрастной группы с низким волевым контролем и ослабленным механизмом саморегуляции, напротив, имеют сильную потребность быть принятыми остальными и ощущать принадлежность к группе.

Шкала «самопринятие» коррелирует с потребностью в аффекте, Ае (0,545*). Сходную корреляцию мы видим в возрастной группе 25-44 лет («самопринятие» коррелирует с потребностью в аффекте, Ае (0,310*), где она и была интерпретирована.

Результаты проведенного исследования показали, что у лиц пожилого возраста (группа 60-75 лет) по сравнению с остальными рассмотренными группами, наиболее велика потребность «вклю-

чения». Это выражается в стремлении поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, наиболее психологически приемлемыми, как от индивида к другим людям, так и от других людей к индивиду. Именно для лиц пожилого возраста характерно стремление чувствовать себя ответственными и компетентными личностями, сохраняя контроль над ситуацией и принятием решений. Данная потребность наиболее часто проявляется именно в этой возрастной группе, образуя корреляционные связи с такими шкалами, как самоуверенность и внутренняя конфликтность.

Особенностью лиц пожилого возраста является корреляция шкалы «внутренняя конфликтность» с потребностью включения 1е (0,288*) и данная взаимосвязь присуща только этой возрастной группе. Эта корреляция указывает на появление так называемого «замкнутого круга». Пренебрежительное отношение к пожилым людям, со стороны лиц молодого и среднего возраста, так называемый «эйджизм», усиливают показатели «внутренней конфликтности» у пожилых и увеличивают склонность к ограничению общения, сведения его к минимуму. Ограничение или отсутствие полноценно -го общения в свою очередь усиливает негативный фон отношения к себе: «я остался один и никому не нужен». После того, как пожилые люди неоднократно сталкиваются со стереотипическими представлениями о своей бесполезности, ненужности для общества, они, как правило, начинают себя воспринимать именно такими. Это вызывает депрессию, беспокойство, снижение самооценки, психосоматические расстройства.

Избавиться от предрассудков и негативного отношения к лицам пожилого и старческого возраста в современном обществе не представляется возможным.

Поэтому, пожилым людям необходимо самостоятельно преодолевать эти внушенные предубеждения и навязанные стереотипы, для обеспечения более качественной и полноценной жизни.

Шкала «самообвинение» коррелирует с потребностью в аффекте, Ае (0,343*). Ощущение невозможности удовлетворения базовых потребностей приводит к склонности устанавливать близкие, чувственные отношения. Пожилые люди, предпочитающие обвинять преимущественно других, склонны не устанавливать близкие и теплые чувства с окружающими, производя между собой и остальными эмоциональную дистанцию.

В заключении хотелось бы процитировать высказывание известного швейцарского психолога Иоланды Якоби - «Чем старше мы становимся, тем гуще та пелена, которая отдаляет нас от внешнего мира и делает его всё более и более бесцветным, монотонным и неинтересным; и тем отчетливей слышен призывающий нас голос внутреннего мира» [7, с. 530].

Изучение социальных групп, а в нашем случае, лиц пожилого возраста, позволяет наблюдать изменение их социальных потребностей, мотиваций, рассмотреть особенности их взаимоотношений с другими возрастными группами.

Полученные данные исследования позволяют рассмотреть феномен старения в нескольких аспектах и могут быть использованы психологами и социальными работниками для оказания профессиональной помощи лицам пожилого возраста. Р.С. Яцемирская, И.Г. Беленькая отмечают, что «работа со старыми людьми во всех странах считается одной из самых тяжелых во всех отношениях: велико разочарование лиц, обеспечивающих уход за ними; чтобы его избежать, необходима высокая профессиональная подготовка, понимание и знание психологических особенностей пожилого и старческого возраста» [8, с. 209]. Знание особенностей поведения, присущих «третьему возрасту» позволит принимать практические меры для успешного взаимодействия и взаимопонимания с пожилыми людьми.

Библиографический список

1. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике. - М.: Изд-во Моск. психолого-социального института, 2005. - 216 с.

2. Курышева О.В., Гафурова Т.Р., Курлина К.В. Взаимосвязь самоотношения и межличностных отношений в студенческой среде // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб.ст. по материалам междунар. науч.-практ. конф. № 5 (62). - Новосибирск: СибАК, 2016. -С. 105-109.

3. Официальный сайт Роспотребнадзора [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://25. rospotrebnadzor.ru/news//assetpublisher/w7Ci/ content/здоровье-и-возраст (дата обращения: 15.11.2018).

4. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. - 288 с.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2000. - 712 с.

6. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490 с.

7. Якоби И. Психологическое учение Юнга К.Г. // Юнг К.Г. Дух и жизнь. - М.: Практика, 1996. - 560 с.;

8. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 224 с.

References

1. Gluhanyuk N.S. Praktikum po psihodiagnostike. -M.: Izd-vo Mosk. psihologo-social'nogo instituta, 2005. - 216 s.

2. Kurysheva O.V., Gafurova T.R., Kurlina K.V. Vzaimosvyaz' samootnosheniya i mezhlichnostnyh

йпоБИепу V Б^епсИезко] srede // ЫсЬПОБ!', 8еш'уа 1 obshchestvo: voprosy pedagogiki 1 р81Ио1оя11: ро шateria1aш шezhdunar. nauch.-prakt. копГ. № 5 (62). - ^оБМгек: 8ШАК, 2016. - 8. 105-109.

3. Oficia1'nyj sajt Rospotrebnadzora [E1ektronnyj resurs]. - Rezhiш dostupa: http://25.rospotrebnadzor. ru/news//assetpub1isher/w7Ci/content/zdorov'e-i-vozrast (data obrashcheniya: 15.11.2018).

4. 8й1ш УУ. 8aшosoznanie 1ichnosti. - М.: Izd-vo МоБк. un-ta, 1983. - 288 Б.

5. Rubinshtejn 8.Ь. Osnovy obshchej psiho1ogii. -8РЬ: Р^Г, 2000. - 712 Б.

6. Fetiskin КР, Koz1ov У.У., Manuj1ov в.М. 8ocia1'no-psiho1ogicheskaya diagnostika razvitiya 1ichnosti i шa1yh grupp. - М.: Izd-vo Instituta Psihoterapii, 2002. - 490 Б.

7. УА^Ы I. Psiho1ogicheskoe uchenie YUnga К.в. // YUng К.в. Duh i zhizn'. - М.: Praktika, 1996. - 560 Б.;

8. YAcemirskaya R.S., Be1en'kaya I.G. 8ocia1'naya geronto1ogiya. - М.: УLADO8, 2003. - 224 Б.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.