йО!: 10.34216/2073-1426-2019-25-2-57-61 УДК 159.99
Ганин Дмитрий Владимирович
Ивановский государственный университет [email protected]
СПЕЦИФИКА ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И САМООТНОШЕНИЯ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
В данной статье рассматриваются результаты эмпирического, комплексного исследования межличностных отношений и самоотношения пожилых людей. Особое внимание уделено межличностным потребностям. Автор отмечает, в возрастной группе пожилых людей, наличие всех видов межличностных потребностей: включения, контроля, аффекта. Это не прослеживается в возрастных группах среднего и старческого возраста.
Обнаружена возрастная взаимосвязь между межличностными отношениями и самоотношением лиц пожилого возраста. В результате исследования обнаружены корреляции, характерные как для возрастной группы пожилых людей, так и для других возрастных групп, а именно: сходность корреляций лиц пожилого и среднего возраста и лиц пожилого и старческого возраста. Также была выявлена наиболее важная потребность, характерная для пожилых людей - потребность «включения».
Ключевые слова: межличностное отношение, самоотношение, групповые особенности лиц пожилого возраста.
В настоящее время количество лиц пожилого возраста неуклонно растет. Отталкиваясь от новой возрастной классификации Всемирной организации здравоохранения, молодым возрастом стал считаться возрастной период от 25 до 44 лет, средним - 44-60 лет, пожилым - 60-75 лет, старческим возрастом - 75-90 лет, после 90 лет - долгожители [3]. В данной статье мы попытались рассмотреть особенности адаптации пожилых людей, выявить возрастную взаимосвязь психологических отношений, присущих конкретной возрастной группе, межличностные потребности и аспекты поведения, относящиеся к этим потребностям.
С.Л. Рубинштейн считал, что «экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление, вместо того чтобы, как при простом наблюдении, брать их такими, каким ему их доставляет случай» [5, с. 48].
Целью данного исследования являлось выявление особенностей межличностных отношений и самоотношения, присущих пожилым людям. В основу понимания самоотношения положена концепция самосознания В.В. Столина [4], предназначенная для выявления структуры самоотношения личности и выраженности отдельных компонентов самоотношения.
В нашей работе использовались организационные, эмпирические и сравнительные методы. Респонденты были разделены по возрастной классификации ВОЗ.
В исследовании использовалась методика самоотношения С.Р. Пантелеева и опросник межличностных отношений А.А. Рукавишникова (русскоязычная версия опросника РГЯО) направленный на диагностику аспектов межличностных отношений в группах и изучение коммуникативных особенностей личности. Методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеева (МИС) разработана для выявления структуры самоотношения личности и выраженности ее отдельных аспектов - за-
крытости, самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопривязанности, внутренней конфликтности, самообвинения.
Самоотношение понимается как сложная, многоуровневая эмоционально-оценочная система, как выражение смысла для субъекта, как представление человека о смысле собственного «Я» [1].
Опросник межличностных отношений разработан на основе теории межличностных отношений американского психолога В. Шутца. Важнейшей идеей данной теории является положение о том, что каждый индивид имеет характерный способ социальной ориентации по отношению к другим людям, и эта ориентация определяет его межличностное поведение.
Автор предлагаемой русскоязычной версии А.А. Рукавишников.
Опросник направлен на диагностику различных параметров межличностных отношений в группах и изучение коммуникативных особенностей личности. С помощью данного опросника производится оценка поведения человека в трех главных областях межличностных потребностей: «включения» (I), контроля» (С) и «аффекта» (А). Внутри каждой области рассматривают два направления межличностного поведения: выраженное поведение индивида (е), представляющее собой мнение индивида об интенсивности собственного поведения в данной области и поведение, требуемое индивидом от окружающих его людей интенсивность которого является оптимальной для него.
В. Шутц выделяет три типа межличностного поведения для удовлетворения соответствующих потребностей:
- дефицитарное поведение, предусматривающее, что индивид прямо не старается удовлетворить свои потребности;
- чрезмерное - индивид постоянно желает, во что бы то ни стало, любой ценой, удовлетворить потребности;
- идеальное поведение - потребности адекватно и полноценно удовлетворяются [6, с. 123-127].
Для выявления статистически значимых связей между методиками В. Столина - С. Пантелеева и А. Рукавишникова - В. Шутца применялась корреляция Пирсона с двусторонней проверкой значимости, с отметкой значимых коэффициентов. Так, знаком * отмечалась значимая корреляция на уровне 0,05 (двусторонняя); ** отмечалась значимая корреляция на уровне 0,01 (двусторонняя). При расчетах применялась система IBM PS STATISTIK 23.
В результате исследования были выявлены следующие взаимосвязи.
Особенности лиц молодого возраста. У группы 25-44 лет мы наблюдаем корреляцию шкалы «саморуководство» с потребностью включения Ie (0,368**); шкалы «саморуководство» с потребностью контроля Cw (0,344**); шкалы «саморуководство» с потребностью в аффекте Ae (0,459**). Эти взаимосвязи означают, что лица молодого возраста (25-44 лет) считающие себя центром развития своей личности, своих успехов и достижений, увереннее чувствуют себя среди людей и имеют тенденцию их искать, активно добиваясь их внимания и расположения, однако часто колеблются при принятии важных решений, пытаясь устанавливать более близкие отношения.
Молодые люди с низким волевым контролем и ослабленным механизмом саморегуляции, считающие внешние обстоятельства основным источником происходящего с ними предпочитают общаться с небольшим количеством людей, объясняя это стремлением к сохранению индивидуальности, пытаются избежать контроля над собой со стороны окружающих, они очень осторожны в установлении близких отношений.
Шкала «самопринятие» коррелирует с потребностью включения Ie (0,347*); с потребностью в аффекте Ae (0,310*). Похожую взаимосвязь мы наблюдаем в возрастной группе 75-90 лет («самопринятие» коррелирует с потребностью в аффекте Ae (0,545*)).
Лица молодого и старческого возраста с выраженным чувством симпатии к себе, принимающими себя такими, какие есть чувствуют себя хорошо в обществе людей и ищут контактов с ними, склонны к установлению более близких отношений. На основе потребности создавать и поддерживать доверительные отношения с другими возникает сотрудничество и взаимодействие, удовлетворяющие межличностные потребности. Лица с негативной самооценкой, излишне критично воспринимающие себя склонны избегать людей и общения с ними, очень осторожны в установлении привязанности и эмоциональных отношений. Шкала «самопривязанность» коррелирует с потребностью контроля Ce (0,317*).
Люди с выраженным ощущением самодостаточности, стремящиеся сохранить свои качества в неизменном виде, с высокой ригидностью «Я» концепции очень часто пытаются брать на себя ответственность, соединенную с ведущей ролью.
Молодые, открытые для нового опыта познания себя, изменяющие собственное «Я», чаще всего предпочитают избегать принятия ответственности и важных решений. Вероятнее всего это, происходит по причине легкости изменения представления о себе, внутренней неудовлетворенности собой.
Ряд авторов, изучавших взаимосвязь самоотношения и межличностных отношений лиц молодого возраста, получили аналогичные результаты. Была выявлена достоверная корреляция, показавшая, что чем успешнее являются межличностные отношения у человека в коллективе, тем у него выше уровень самоотношения, а именно: самоуважение и аутосимпатия. И, наоборот, чем хуже межличностные отношении, тем ниже уровень самоотношения личности и выше уровень самоуничтожения [2, с. 109].
Особенности лиц среднего возраста. В возрастной группе 44-60 лет, был обследован 71 респондент. Лица среднего возраста избегающие открытых и искренних отношений с самим собой, с выраженным защитным поведением, конформные, очень осторожны в установлении близких отношений. Шкала «закрытость» обратно коррелирует с потребностью в аффекте Ае (-0,255*).
Люди с достаточно хорошо развитой рефлексией, внутренне честные, с собственным видением ситуации во взаимоотношениях с другими людьми, склонны к установлению близких, чувственных отношений.
Шкала «самоуверенность» обратно коррелирует с потребностью контроля Cw (-0,246*). Подобную корреляцию мы находим и в возрастной группе 60-75 лет («самоуверенность» обратно коррелирует с потребностью контроля, Сw (- 0,342*)). Данные корреляции мы рассмотрим в возрастной группе 60-75 лет.
Особенности лиц пожилого возраста (6075 лет, количество респондентов - 53). В данной возрастной группе мы наблюдаем все три вида межличностных потребностей - включения, контроля и аффекта. Этого нет в возрастных группах среднего и старческого возраста.
Шкала «самоуверенность» обратно коррелирует с потребностью включения, ^ (-0,281*). Похожую корреляцию мы также наблюдаем в возрастной группе 75-90 лет («самоуверенность» обратно коррелирует с потребностью включения, ^ (- 0,395*)). Данная взаимосвязь указывает на то, что чем выше люди пожилого и старческого возраста ценят и уважают себя за самостоятельность и волевые качества, и считают себя надежными и успешными, тем сильнее у них прослеживается
тенденция ограничить круг своего общения, делая упор на качество коммуникаций.
Лица пожилого и старческого возраста с низкой самооценкой, сомневающиеся в своих способностях, не доверяющие своим решениям имеют сильную потребность быть принятыми остальными и принадлежать им.
Шкала «самоуверенность» обратно коррелирует с потребностью включения, 1е (-0,398**).
Лица пожилого возраста с выраженной самоуверенностью не чувствуют себя комфортно среди окружающих их людей, поскольку они их часто раздражают, склонны к ограничению общения, предпочитая общаться с ограниченным кругом родственников и друзей. Поскольку друзей у пожилых людей становится всё меньше, отношения с ними меняются, приобретая более искренний и ценный характер. Прощаются слабости и определенные недостатки, находятся оправдания не вполне логичным поступкам. В спорах и разногласиях, возникающих между близкими и друзьями, идут на взаимные уступки, пытаются найти компромисс. В аналогичной ситуации с посторонними людьми такого не происходит, каждый отстаивает свою, единственно «правильную» точку зрения, сохраняя категоричность суждения.
При снижении самоуверенности и возникновении сомнений в своих способностях, наблюдается тенденция увеличения круга общения, в целях поиска совета или помощи. Согласно теории В. Шут-ца испытывая чрезмерную потребность «включения», бессознательно, такие люди испытывают страх быть отвергнутыми, поэтому на уровне поведения они делают всё возможное, чтобы привлечь к себе внимание, даже откровенно навязывая себя группе, добиваются того чтобы их заметили и оценили.
Шкала «самоуверенность» обратно коррелирует с потребностью контроля, Сw (-0,342*). Похожую корреляцию мы находим и в возрастной группе 44-60 лет («самоуверенность» обратно коррелирует с потребностью контроля, Cw (-0,246*)).
Лица пожилого и среднего возраста с высокими показателями по шкале «самоуверенность» избегают контроля над собой со стороны окружающих, пытаясь ограничить их влияние на себя до минимума. Они сами решают, что, как и когда будут делать.
Лица пожилого и среднего возраста не доверяющие своим возможностям зависимы от окружающих и колеблются при принятии решений, в основном полагаясь на мнения других.
Шкала «самоценность» обратно коррелирует с потребностью в аффекте, Ае (-0,417**). Данная корреляция показывает, что чем более пожилые люди ценят собственную неповторимость и богатство внутреннего мира, тем более они осторожны при установлении близких интимных отношений.
Лица пожилого возраста, недооценивающие свою уникальность и предполагаемую ценность себя для других, имеют склонность к установлению чувственных отношений. Вероятно, это происходит с целью заполнения внутренней опустошенности, ощущения неполноценности и личной несостоятельности.
Чем выше внутренние конфликты, сомнения, негативный фон отношения к себе у лиц пожилого возраста тем хуже они чувствуют себя среди окружающих их людей, и склонны избегать общения с ними.
Шкала «внутренняя конфликтность» коррелирует с потребностью включения, 1е (0,288*).
Положительное отношение к себе, ощущение равновесия между собственными возможностями и требованиями окружающих приводит к расширению контактов с людьми, появлению тенденции увеличения круга общения.
Шкала «самообвинение» коррелирует с потребностью в аффекте, Ае (0,343*). Ощущение невозможности удовлетворения базовых потребностей приводит к склонности устанавливать близкие чувственные отношения.
Пожилые люди предпочитающие обвинять преимущественно других склонны не устанавливать близкие и теплые чувства с окружающими, производя между собой и остальными эмоциональную дистанцию.
Особенности лиц старческого возраста (7590 лет, 27 респондентов). Шкала «самоуверенность» обратно коррелирует с потребностью включения, ^ (-0,395*). Похожую корреляцию мы также замечаем в возрастной группе 60-75 лет («самоуверенность» обратно коррелирует с потребностью включения, 1е -0,398**), где нами она была рассмотрена.
Шкала «саморуководство» обратно коррелирует с потребностью включения, ^ (-0,438*).
Лица старческого возраста с высоким доминированием собственного «Я», прогнозирующие свои действия, способные оказывать сопротивление внешним воздействиям, контролирующие свои чувства и эмоции, имеют потребность в ограничении круга своего общения.
Представители данной возрастной группы с низким волевым контролем и ослабленным механизмом саморегуляции, напротив, имеют сильную потребность быть принятыми остальными и ощущать принадлежность к группе.
Шкала «самопринятие» коррелирует с потребностью в аффекте, Ае (0,545*). Сходную корреляцию мы видим в возрастной группе 25-44 лет («самопринятие» коррелирует с потребностью в аффекте, Ае (0,310*), где она и была интерпретирована.
Результаты проведенного исследования показали, что у лиц пожилого возраста (группа 60-75 лет) по сравнению с остальными рассмотренными группами, наиболее велика потребность «вклю-
чения». Это выражается в стремлении поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, наиболее психологически приемлемыми, как от индивида к другим людям, так и от других людей к индивиду. Именно для лиц пожилого возраста характерно стремление чувствовать себя ответственными и компетентными личностями, сохраняя контроль над ситуацией и принятием решений. Данная потребность наиболее часто проявляется именно в этой возрастной группе, образуя корреляционные связи с такими шкалами, как самоуверенность и внутренняя конфликтность.
Особенностью лиц пожилого возраста является корреляция шкалы «внутренняя конфликтность» с потребностью включения 1е (0,288*) и данная взаимосвязь присуща только этой возрастной группе. Эта корреляция указывает на появление так называемого «замкнутого круга». Пренебрежительное отношение к пожилым людям, со стороны лиц молодого и среднего возраста, так называемый «эйджизм», усиливают показатели «внутренней конфликтности» у пожилых и увеличивают склонность к ограничению общения, сведения его к минимуму. Ограничение или отсутствие полноценно -го общения в свою очередь усиливает негативный фон отношения к себе: «я остался один и никому не нужен». После того, как пожилые люди неоднократно сталкиваются со стереотипическими представлениями о своей бесполезности, ненужности для общества, они, как правило, начинают себя воспринимать именно такими. Это вызывает депрессию, беспокойство, снижение самооценки, психосоматические расстройства.
Избавиться от предрассудков и негативного отношения к лицам пожилого и старческого возраста в современном обществе не представляется возможным.
Поэтому, пожилым людям необходимо самостоятельно преодолевать эти внушенные предубеждения и навязанные стереотипы, для обеспечения более качественной и полноценной жизни.
Шкала «самообвинение» коррелирует с потребностью в аффекте, Ае (0,343*). Ощущение невозможности удовлетворения базовых потребностей приводит к склонности устанавливать близкие, чувственные отношения. Пожилые люди, предпочитающие обвинять преимущественно других, склонны не устанавливать близкие и теплые чувства с окружающими, производя между собой и остальными эмоциональную дистанцию.
В заключении хотелось бы процитировать высказывание известного швейцарского психолога Иоланды Якоби - «Чем старше мы становимся, тем гуще та пелена, которая отдаляет нас от внешнего мира и делает его всё более и более бесцветным, монотонным и неинтересным; и тем отчетливей слышен призывающий нас голос внутреннего мира» [7, с. 530].
Изучение социальных групп, а в нашем случае, лиц пожилого возраста, позволяет наблюдать изменение их социальных потребностей, мотиваций, рассмотреть особенности их взаимоотношений с другими возрастными группами.
Полученные данные исследования позволяют рассмотреть феномен старения в нескольких аспектах и могут быть использованы психологами и социальными работниками для оказания профессиональной помощи лицам пожилого возраста. Р.С. Яцемирская, И.Г. Беленькая отмечают, что «работа со старыми людьми во всех странах считается одной из самых тяжелых во всех отношениях: велико разочарование лиц, обеспечивающих уход за ними; чтобы его избежать, необходима высокая профессиональная подготовка, понимание и знание психологических особенностей пожилого и старческого возраста» [8, с. 209]. Знание особенностей поведения, присущих «третьему возрасту» позволит принимать практические меры для успешного взаимодействия и взаимопонимания с пожилыми людьми.
Библиографический список
1. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике. - М.: Изд-во Моск. психолого-социального института, 2005. - 216 с.
2. Курышева О.В., Гафурова Т.Р., Курлина К.В. Взаимосвязь самоотношения и межличностных отношений в студенческой среде // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб.ст. по материалам междунар. науч.-практ. конф. № 5 (62). - Новосибирск: СибАК, 2016. -С. 105-109.
3. Официальный сайт Роспотребнадзора [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://25. rospotrebnadzor.ru/news//assetpublisher/w7Ci/ content/здоровье-и-возраст (дата обращения: 15.11.2018).
4. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. - 288 с.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2000. - 712 с.
6. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490 с.
7. Якоби И. Психологическое учение Юнга К.Г. // Юнг К.Г. Дух и жизнь. - М.: Практика, 1996. - 560 с.;
8. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 224 с.
References
1. Gluhanyuk N.S. Praktikum po psihodiagnostike. -M.: Izd-vo Mosk. psihologo-social'nogo instituta, 2005. - 216 s.
2. Kurysheva O.V., Gafurova T.R., Kurlina K.V. Vzaimosvyaz' samootnosheniya i mezhlichnostnyh
йпоБИепу V Б^епсИезко] srede // ЫсЬПОБ!', 8еш'уа 1 obshchestvo: voprosy pedagogiki 1 р81Ио1оя11: ро шateria1aш шezhdunar. nauch.-prakt. копГ. № 5 (62). - ^оБМгек: 8ШАК, 2016. - 8. 105-109.
3. Oficia1'nyj sajt Rospotrebnadzora [E1ektronnyj resurs]. - Rezhiш dostupa: http://25.rospotrebnadzor. ru/news//assetpub1isher/w7Ci/content/zdorov'e-i-vozrast (data obrashcheniya: 15.11.2018).
4. 8й1ш УУ. 8aшosoznanie 1ichnosti. - М.: Izd-vo МоБк. un-ta, 1983. - 288 Б.
5. Rubinshtejn 8.Ь. Osnovy obshchej psiho1ogii. -8РЬ: Р^Г, 2000. - 712 Б.
6. Fetiskin КР, Koz1ov У.У., Manuj1ov в.М. 8ocia1'no-psiho1ogicheskaya diagnostika razvitiya 1ichnosti i шa1yh grupp. - М.: Izd-vo Instituta Psihoterapii, 2002. - 490 Б.
7. УА^Ы I. Psiho1ogicheskoe uchenie YUnga К.в. // YUng К.в. Duh i zhizn'. - М.: Praktika, 1996. - 560 Б.;
8. YAcemirskaya R.S., Be1en'kaya I.G. 8ocia1'naya geronto1ogiya. - М.: УLADO8, 2003. - 224 Б.