Научная статья на тему 'Особенности развития спортивной мотивации с учетом спортивной квалификации пловцов'

Особенности развития спортивной мотивации с учетом спортивной квалификации пловцов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
398
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / ОБРАЗ "Я" / СПОРТИВНАЯ МОТИВАЦИЯ / ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ / НАСТОЙЧИВОСТЬ / IMAGE "I" / SELF-CONSCIOUSNESS / SPORT MOTIVATION / FIRMNESS OF PURPOSE / PERSEVERANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Драндров Г. Л.

В статье приводятся результаты экспериментального исследования показателей спортивной мотивации и самосознания и их взаимосвязей у спортсменов массовых разрядов и спортсменов высокой квалификации. Установлено, что спортсмены высокой квалификации отличаются от спортсменов 2-3-го разрядов высоким уровнем развития мотива достижения успеха, гражданско-патриотического мотива и мотива социального самоутверждения, соревновательной мотивации, целеустремленности и настойчивости. У них наблюдается тесная согласованность в уровне развития мотива достижения успеха, гражданско-патриотического мотива, целеустремленности и соревновательной мотивации, положительная взаимосвязь показателей мотива эмоционального удовольствия и мотива достижения успеха с показателями тренировочной мотивации, отрицательная корреляция показателей соревновательной мотивации и мотива социального самоутверждения с показателями тренировочной мотивации. Они отличаются уверенностью в себе, высокой самооценкой, удовлетворены своим реальным «Я» и воспринимают себя как источник, причину своего поведения и деятельности. Эти виды отношений к образу «Я» согласуются между собой, с высоким уровнем отраженного самоотношения и низким уровнем внутренней конфликтности. Выявлено, что показатели спортивной мотивации и самосознания у спортсменов 2-3-го разрядов проявляются относительно независимо друг от друга. Для спортсменов высокой квалификации характерно существенное влияние уровня развития самосознания на степень развития спортивной мотивации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Драндров Г. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT FEATURES OF SPORT MOTIVATION WITH REGARD TO THE SPORT PROFESSIONAL SKILL OF SWIMMERS

The article gives the results of experimental researches of sport motivation index and self-consciousness and their interrelations in mass categories sportsmen and high qualification sportsmen. It is established that the high-skilled sportsmen differ from athletes of second and third categories with a high level of success motive development, civil and Patriotic motive, social self assertion motive, competitive motivation, dedication and persistence. There is coherence in the level of the success motive development, civil and Patriotic motive, firmness of purpose and competitive motivation, there is a positive correlation of emotional pleasure motive and the success motive with indicators of training motivation and negative correlation indicators of competitive motivation and the social self-assertion motive with the indicators of training motivation. They differ in self-confidence, high self esteem; they are satisfied with their real «I» and perceive themselves as a source, as a reason of their behavior and activities. These types of relationships to the image of «I» are agree between themselves with a high level of reflected self attitude and low level of internal conflict. It is revealed that the indicators of sport motivation and self-awareness among the athletes of second and third categories appear relatively independently from each other. For the high qualification sportsmen is typical a significant influence of consciousness development level on the sport motivation development degree.

Текст научной работы на тему «Особенности развития спортивной мотивации с учетом спортивной квалификации пловцов»

УДК 159.9:796.01

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ С УЧЕТОМ СПОРТИВНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ПЛОВЦОВ

Г.Л. Драндров

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», Чебоксары, Россия Для связи с автором: е-mail: gerold49@mail.ru

Аннотация:

В статье приводятся результаты экспериментального исследования показателей спортивной мотивации и самосознания и их взаимосвязей у спортсменов массовых разрядов и спортсменов высокой квалификации. Установлено, что спортсмены высокой квалификации отличаются от спортсменов 2-3-го разрядов высоким уровнем развития мотива достижения успеха, гражданско-патриотического мотива и мотива социального самоутверждения, соревновательной мотивации, целеустремленности и настойчивости. У них наблюдается тесная согласованность в уровне развития мотива достижения успеха, гражданско-патриотического мотива, целеустремленности и соревновательной мотивации, положительная взаимосвязь показателей мотива эмоционального удовольствия и мотива достижения успеха с показателями тренировочной мотивации, отрицательная корреляция показателей соревновательной мотивации и мотива социального самоутверждения с показателями тренировочной мотивации. Они отличаются уверенностью в себе, высокой самооценкой, удовлетворены своим реальным «Я» и воспринимают себя как источник, причину своего поведения и деятельности. Эти виды отношений к образу «Я» согласуются между собой, с высоким уровнем отраженного самоотношения и низким уровнем внутренней конфликтности. Выявлено, что показатели спортивной мотивации и самосознания у спортсменов 2-3-го разрядов проявляются относительно независимо друг от друга. Для спортсменов высокой квалификации характерно существенное влияние уровня развития самосознания на степень развития спортивной мотивации. Ключевые слова: самосознание, образ «Я», спортивная мотивация, целеустремленность, настойчивость.

DEVELOPMENT FEATURES OF SPORT MOTIVATION WITH REGARD TO THE SPORT PROFESSIONAL SKILL OF SWIMMERS G.L. Drandrov

The Chuvash state university named after I.Y. Yakovlev, Cheboksary, Russia Abstract:

The article gives the results of experimental researches of sport motivation index and self-consciousness and their interrelations in mass categories sportsmen and high qualification sportsmen. It is established that the high-skilled sportsmen differ from athletes of second and third categories with a high level of success motive development, civil and Patriotic motive, social self assertion motive, competitive motivation, dedication and persistence. There is coherence in the level of the success motive development, civil and Patriotic motive, firmness of purpose and competitive motivation, there is a positive correlation of emotional pleasure motive and the success motive with indicators of training motivation and negative correlation indicators of competitive motivation and the social self-assertion motive with the indicators of training motivation. They differ in self-confidence, high self esteem; they are satisfied with their real «I» and perceive themselves as a source, as a reason of their behavior and activities. These types of relationships to the image of «I» are agree between themselves with a high level of reflected self attitude and low level of internal conflict. It is revealed that the indicators of sport motivation and self-awareness among the athletes of second and third categories appear relatively independently from each other. For the high qualification sportsmen is typical a significant influence of consciousness development level on the sport motivation development degree. Key words: self-consciousness, image «I», sport motivation, firmness of purpose, perseverance.

ВВЕДЕНИЕ

Традиционные подходы к спортивной подготовке, ориентированные преимущественно на развитие физических качеств, совершенствование функциональных возможностей ор-

ганизма, вооружение технико-тактическими умениями и навыками, не обеспечивают условий для решения задачи формирования активной личности, способной к спортивному самосовершенствованию.

Известно, что высокий уровень развития самосознания обусловливает способность к самопознанию, адекватной самооценке соотношения личностных притязаний, жизненных целей и потенциальных способностей, степени соответствия своих качеств и требований общества и определяет благодаря этому характер занимаемой человеком активной жизненной позиции по отношению к себе, своему поведению и деятельности [3, 9, 10, 14]. Результаты экспериментальных исследований говорят о высокой значимости самосознания как единства процессов самопознания, самоотношения и самоопределения для проявления человеком активности в физическом самосовершенствовании [5, 6, 11, 13]. Необходимость управления развитием самосознания для повышения мотивационной готовности личности к эффективному осуществлению спортивной деятельности вытекает из концептуальных положений философско-культурологического подхода [2, 4, 7], предполагающего акцентирование внимания в спортивной подготовке на формировании духовной составляющей физической культуры личности.

Осознание и переживание личностью противоречия идеального и реального «Я», идеала и собственного несовершенства порождают сильную духовную потребность самосовершенствования, стремление к жизненному самоопределению, в том числе и в сфере физической культуры и спорта. Недостаточное развитие самосознания у лиц, занимающихся спортом, выступает одной из значимых причин, приводящих к ослаблению у них спортивной мотивации. Поэтому одной из задач общей психологической подготовки в работе с ними является развитие способности к самопознанию, самоотношению и самоопределению в спортивной деятельности. Между тем проблема развития самосознания как фактора, обусловливающего функционирование и развитие спортивной мотивации, является на сегодняшний день мало исследованной.

Анализ и обобщение научно-методической литературы и педагогической практики свидетельствуют о существовании объективного

противоречия между значимостью высокого уровня самосознания личности для развития и функционирования спортивной мотивации, с одной стороны, и недостаточной изученностью взаимодействия самосознания и мотивации с учетом спортивной квалификации занимающихся, с другой. С учетом содержания противоречия нами сформулирована проблема исследования: каковы особенности взаимосвязи самосознания и спортивной мотивации у спортсменов массовых разрядов и спортсменов высокой квалификации? Решение этой проблемы составляет цель нашего исследования.

Для достижения цели исследования нами решались следующие частные задачи:

1. Осуществить сравнительный анализ показателей развития спортивной мотивации и самосознания у спортсменов массовых разрядов и спортсменов высокой квалификации.

2. Изучить особенности взаимосвязей показателей спортивной мотивации у спортсменов массовых разрядов и спортсменов высокой квалификации.

3. Изучить особенности взаимосвязей показателей самосознания у спортсменов массовых разрядов и спортсменов высокой квалификации.

4. Изучить особенности взаимосвязи показателей самосознания и спортивной мотивации у спортсменов массовых разрядов и спортсменов высокой квалификации.

Для решения этих задач нами применялся комплекс методов научного исследования, включающий анализ и обобщение научно-методической литературы, методы психодиагностики и математической статистики. Анализ и обобщение научно-методической литературы позволили составить представление о степени научной разработанности исследуемой проблемы.

Методы психодиагностики применялись для исследования уровня развития спортивной мотивации и самосознания спортсменов. Измерение показателей мотивов занятий спортом проводилось с применением методики, разработанной А. В. Шаболтас (1998) [15]. Определялись показатели следующих 10 мотивов занятия спортом:

1. Мотив эмоционального удовольствия (ЭУ)

- стремление, отражающее радость движения в связи с физическими усилиями.

2. Мотив социального самоутверждения (СС)

- стремление проявить себя, выражающееся в том, что занятия спортом и достигаемые при этом успехи рассматриваются и переживаются с точки зрения личного престижа, уважения знакомыми, зрителями.

3. Мотив физического самоутверждения (ФС)

- стремление к физическому развитию, становлению характера.

4. Социально-эмоциональный мотив (СЭ) — стремление к спортивным событиям ввиду их высокой эмоциональности, неформальности общения, социальной и эмоциональной раскованности.

5. Социально-моральный мотив (СМ) - стремление к успеху своей команды, ради которого надо тренироваться, иметь хороший контакт с партнерами, тренером.

6. Мотив достижения успеха в спорте (ДУ) -стремление к достижению успеха для улучшения личных спортивных результатов.

7. Спортивно-познавательный мотив (СП)

- стремление к изучению вопросов технической подготовки, принципов тренировки.

8. Рационально-волевой мотив (РВ) - стремление, отражающее желание заниматься спортом в виде компенсации при умственной и сидячей деятельности. Достижения и успехи спортивной деятельности менее важны.

9. Мотив подготовки к профессиональной деятельности (ПД) - стремление заниматься спортом как средством подготовки к требованиям и содержанию профессиональной деятельности.

10. Гражданско-патриотический мотив (ГП)

- стремление к спортивному совершенствованию для успешного выступления за спортивный коллектив, общество, выступления на международных соревнованиях, представляя свою Родину.

Показатели мотивации достижения успеха и избегания неудачи, соревновательной и тренировочной мотивации измерялись и оценивались с помощью методики, разработанной Г.Д. Бабушкиным (2000) [1].

Целеустремленность и настойчивость определя-

лись с помощью методики «Самооценка волевых качеств».

Уровень развития самосознания определялся с помощью методики исследования самоотношения (МИС), разработанной С.Р. Пантелеевым (1993). Испытуемым предлагалось ответить на 110 утверждений анкеты, выразив свое согласие или несогласие с каждым из утверждений, характеризующим определенное жизненное проявление отношения к образу Я. На основе полученных данных определялись 9 групп показателей образа Я, оцениваемых по 10-балльной шкале: открытость; самоуверенность; саморуководство; отраженное самоотношение; самоценность; самопринятие; самопривязанность; внутренняя конфликтность; самообвинение.

Организация исследования. В исследовании приняли участие две группы испытуемых: 1) учащиеся Республиканской СДЮШОР по плаванию (г. Чебоксары), спортсмены 11-111 спортивных разрядов в возрасте 12-13 лет, занимающиеся плаванием на этапе спортивной специализации — 17 человек; 2) учащиеся ССУОР г. Чебоксары, спортсмены в возрасте 15-17 лет, имеющие высокую спортивную квалификацию (мастера спорта - 5 человек, кандидаты в мастера спорта — 6 человек), занимающиеся плаванием на этапе спортивного совершенствования.

У испытуемых обеих групп измерялись и оценивались показатели развития спортивной мотивации и самосознания. Достоверность различий между средними показателями двух групп испытуемых оценивалась с помощью 11-критерия Стьюдента. Взаимосвязь изучаемых показателей между собой оценивалась с применением метода линейных корреляций.

Результаты исследования и их обсуждение. В таблице 1 приведены показатели спортивной мотивации самосознания с учетом спортивной квалификации испытуемых. Установлено, что мастера спорта и кандидаты в мастера отличаются от спортсменов 2-3-го разрядов высоким уровнем развития мотива достижения успеха (6,82 против 3,24 балла), гражданско-патриотического мотива (6,00 против 4,24 балла) и мотива социального самоутвержде-

ния (5,18 против 4,24 балла). С ростом спортивной квалификации существенно возрастает роль соревновательной мотивации (7,36 против 5,65 балла у спортсменов 2-3-го разрядов), одновременно с этим наблюдается существенное ослабление мотивации тренировочной деятельности (4,18 против 8,06 балла).

Изменения в мотивационной сфере в связи с ростом спортивной квалификации приводят к повышению готовности к проявлению волевых усилий. Об этом свидетельствуют показатели целеустремленности и настойчивости, которые существенно выше в группе спортсменов высокой квалификации (34,64 против 30,29 балла и 34,36 против 31,35 балла соответственно).

Спортсмены высокой квалификации существенно отличаются от спортсменов младших разрядов высокими показателями уверенности в себе (6,91 против 4,00 балла) и самоценности (7,73 против 5,71 балла). На уровне тенденции проявляется их преимущество в показателях саморуководства (5,91 против 5,00 балла) и самопривязанности (6,45

против 5,82 балла).

Исследование взаимосвязей показателей спортивной мотивации выявило, что в мотивационной структуре личности спортсменов 2-3-го разрядов выделяются три группы положительно взаимосвязанных между собой мотивов: 1) мотива физического самоутверждения и мотива подготовки к профессиональной деятельности (г = 0,50); 2) мотива эмоционального удовольствия и социально-морального мотива (г = 0,59). Последний, в свою очередь, положительно связан с рационально-волевым мотивом (г = 0,49), а рационально-волевой мотив

— с мотивом социального самоутверждения (г = 0,49); 3) мотива достижения успеха и спортивно-познавательного мотива (г = 0,56). Между этими группами мотивов наблюдаются отрицательные корреляции. В частности, мотив подготовки к профессиональной деятельности и мотив физического самоутверждения отрицательно связаны с мотивом эмоционального удовольствия (г = - 0,59 и г =

- 0,68). Мотив подготовки к профессиональной деятельности отрицательно коррелирует с социально-моральным мотивом (г = - 0,51)

Таблица 1 - Показатели спортивной мотивации и самосознания с учетом спортивной квалификации, баллы (Х ± о)

Показатели мотивационно-волевой сферы Спортивная квалификация Р

Спортсмены 2-3-го разрядов, п=17 Мастера спорта и кандидаты в мастера спорта, п=11

Мотивы занятий спортом

Мотив эмоционального удовольствия 4.18 ± 1,51 3.91 ± 2.07 0.70

Мотив социального самоутверждения 4.24 ± 0,83 5.18 ± 1.40 0.03

Мотив физического самоутверждения 6.24 ± 1.44 5.45 ± 1.57 0.19

Социально-эмоциональный мотив 5.00 ± 1.27 4.18 ± 2.04 0.20

Социально-моральный мотив 4.35 ± 1.32 4.18 ±2.18 0.80

Мотив достижения успеха 3.24 ± 2.19 6.82 ± 1.66 0.00

Спортивно-познавательный мотив 4.35 ± 1.06 3.27 ± 2.41 0.11

Рационально волевой мотив 3.82 ± 0.88 1.82 ± 2.23 0.00

Мотив подготовки к проф. деятельности 6.12 ± 1.36 3.91 ± 2.47 0.01

Гражданско-патриотический мотив 4.24 ± 0.90 6.00 ± 1.67 0.00

Соревновательная мотивация 5.65 ± 1.69 7.36 ± 1.57 0.01

Тренировочная мотивация 8.06 ± 1.30 4.18 ± 2.86 0.00

Мотивация достижения успеха 6.59 ± 1.73 6.73 ± 1.68 0.84

Мотивация избегания неудачи 5.00 ± 1.97 4.64 ± 2.16 0.65

Волевые качества

Целеустремленность 30.29 ± 2.42 34,64 ± 4.61 0.00

Настойчивость 31.35 ± 1.46 34,36 ± 3.80 0.01

Виды самоотношения

Открытость 5.18 ± 0.95 5.55 ± 1.04 0.34

Самоуверенность 4.00 ± 0.79 6.91 ± 2.07 0.00

Саморуководство 5.00 ± 0.71 5.91 ± 1.92 0.08

Отраженное самоотношение 5.06 ± 1.03 5.55 ± 1.92 0.39

Самоценность 5.71 ± 0.77 7.73 ± 1.49 0.00

Самопринятие 6.47 ± 1.18 6.82 ± 1.40 0.49

Самопривязанность 5.82 ± 1.13 6.45 ± 0.93 0.14

Внутренняя конфликтность 5.18 ± 0.39 5.36 ± 1.63 0.65

Самообвинение 4.82 ± 1.19 5.00 ± 1.61 0.74

и с мотивом достижения успеха (г = - 0,66). Тренировочная мотивация отрицательно связана с гражданско-патриотическим мотивом (г = - 0,49).

В таблице 2 приведены результаты корреляционного анализа взаимосвязи показателей спортивной мотивации у пловцов высокой спортивной квалификации. Обращает на себя внимание положительная взаимосвязь четырех показателей спортивной мотивации, влияющих на эффективность спортивной деятельности: мотива достижения успеха, гражданско-патриотического мотива, целеустремленности и соревновательной мотивации. С другой стороны, эти показатели отрицательно коррелируют с показателями мотива подготовки к профессиональной деятельности и рационально-волевого мотива, которые, в свою очередь, положительно связаны между собой (г = 0,76). Тренировочная мотивация положительно связана с мотивом эмоционального удовольствия (г = 0,54) и мотивом достижения успеха (г = 0,62) и отрицательно — с соревновательной мотивацией (г = -0,66) и мотивом социального самоутверждения (г = - 0,59). Спортивно-познавательный мотив отрицательно связан с мотивом эмоционального удовольствия (г = -0,63).

Таким образом, с ростом спортивной квалификации наблюдается повышение степени соответствия мотивационной структуры качественному своеобразию спортивной деятельности. Во-первых, готовность спортсменов к проявлению волевых усилий (целеустремленность) и соревновательная мотивация начинают обусловливаться мотивом достижения успеха и гражданско-патриотическим мотивом. Во-вторых, спортсмены высокой квалификации уже не склонны рассматривать занятия плаванием как средство активного отдыха (рационально-волевой мотив) и как средство подготовки к профессиональной деятельности. В-третьих, тренировочная мотивация становится для них связанной с возможностью переживания положительных эмоций от процесса занятий плаванием. Исследование взаимосвязей показателей самосознания пловцов 2-3-го разряда выявило относительную независимость различных видов отношения испытуемых к образу «Я»: большинство корреляций статистически незначимы.

Анализ взаимосвязей показателей самосознания высококвалифицированных спортсменов позволил выявить две группы отношений испытуемых к образу «Я» (табл.3). Первую группу составили показатели само-

Таблица 2 - Взаимосвязь показателей спортивной мотивации у пловцов высокой спортивной квалификации, п = 11 человек

Мотивы Мотивы занятий спо ртом

занятий 2 >1 > и и т 2 1= т С? с

спортом 1- т т и © и и ч и 1= 1_

СМ -0.66* 0.57 -0.11 -0.12 -0.28 -0.05 0.06 0.60* -0.11 -0.64* -0.33 0.76**

ТМ Х -0.37 0.54 -0.59 -0.20 -0.19 0.10 0.62* -0.38 -0.21 0.02 0.32

ЦУ Х 0.44 -0.37 -0.28 -0.44 0.14 0.70* -0.42 -0.48 0.06 0.52

ЭУ Х -0.30 0.26 -0.07 -0.51 0.20 -0.64* 0.08 0.25 -0.17

СС Х 0.37 0.13 0.35 -0.16 -0.16 -0.25 -0.54 0.08

ФС Х -0.12 -0.43 0.15 -0.03 -0.12 -0.22 -0.30

СЭ Х -0.25 -0.28 -0.01 0.03 -0.37 0.23

СМ Х 0.12 -0.01 -0.26 -0.29 0.33

ДУ Х -0.11 -0.79** -0.49 0.66*

СП Х -0.02 -0.04 -0.15

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РВ Х 0.76** -0.81**

ПД Х -0.65*

ГП Х

Примечание: здесь и в таблицах 3-5 Р « 0,05 при г = 0,60; : Р « 0,01 при г = 0,73; Условные обозначения:

1) * - Р < 0,05; ** - Р < 0,01;

2) СМ - соревновательная мотивация; ТМ - тренировочная мотивация; ЦУ - целеустремленность; ЭУ - мотив эмоционального удовольствия; СС - мотив социального самоутверждения; ФС - мотив физического самоутверждения; СЭ - социально-эмоциональный мотив; СМ - социально-моральный мотив; ДУ - мотив достижения успеха в спорте; СП - спортивно-познавательный мотив; РВ - рационально-волевой мотив; ПД - мотив подготовки к профессиональной деятельности; ГП - гражданско-патриотический мотив

Таблица 3 - Взаимосвязь показателей самосознания у пловцов высокой квалификации, п = 11 человек

Показатели самосознания Показатели самосознания

Открытость Х 0.37 0.10 0.00 0.05 0.53 0.12 -0.12 0.09

Самоуверенность Х 0.37 0.76"" 0.77™ -0.43 -0.18 -0.80"" -0.44

Отраженное самоотношение Х 0.54 0.68" -0.05 -0.16 -0.37 -0.21

Самоценность Х 0.74" -0.60" -0.35 -0.59 -0.27

Самопривязанность Х -0.36 -0.07 -0.53 -0.24

Самопринятие Х 0.45 0.56 0.55

Саморуководство Х 0.64" 0.77""

Внутренняя конфликтность Х 0.87""

Самообвинение Х

уверенности, отраженного самоотношения, самоценности и самопривязанности, между которыми наблюдаются достоверные корреляционные связи. В частности, самопривязанность положительно связана с самоценностью (г = 0,74), самоуверенностью (г = 0,77) и отраженным самоотношением (г = 0,68). Самоценность положительно коррелирует с самоуверенностью (г = 0,76) и на уровне тенденции - с осознанным самоотношением (г = 0,54).

Во вторую группу вошли показатели внутренней конфликтности, самообвинения, самопринятия и саморуководства. Внутренняя конфликтность коррелирует с самообвинением (г = 0,87), саморуководством (г = 0,64) и на уровне тенденции — с самопринятием (г = 0,56). Самообвинение положительно связано с саморуководством (г = 0,77) и самопринятием (г = 0,55).

Между показателями выделенных нами двух групп существуют отрицательно направленные связи.

В частности, внутренняя конфликтность отрицательно коррелирует с самоуверенностью (г = - 0,80), самоценностью (г = - 0,59) и самопривязанностью (г = - 0,53). Наблюдается отрицательная корреляция самопринятия и самоценности (г = - 0,60).

Таким образом, спортсмены высокой квалификации отличаются уверенностью в себе, они высоко оценивают себя как личность, удовлетворены своим реальным «Я» и воспринимают себя как источник, причину своего поведения и деятельности. Эти виды отношений к образу «Я» согласуются между собой, с низким уровнем внутренней конфликтности и с тем, как спортсмены видят себя глазами окружающих их людей. Исследование взаимосвязей показателей спортив-

ноймотивации с показателями самосознания у спортсменов 2-3-го спортивных разрядов выявило, что лица с низким уровнем развития осознанного самоотношения отличаются высокими показателями мотива достижения успеха (г = - 0,62) и спортивно-познавательного мотива (г = - 0,71). Для спортсменов с низкими показателями самопринятия значимым является мотив социального самоутверждения (г = - 0,57). Высокие показатели самоценности согласуются со стремлением испытуемых к социальному самоутверждению (г = 0,70) и стремлением использовать занятия спортом как средство активного отдыха, организации свободного времени (г = 0,65). В целом, анализ экспериментальных данных показывает, что особенности развития самосознания и мотивационной сферы личности спортсменов 2-3-го разрядов проявляются относительно независимо друг от друга. Можно заключить, что самосознание испытуемых в силу своей неразвитости еще не оказывает существенного влияния на функционирование мотивационной сферы личности. Более тесные связи показателей спортивной мотивации и самосознания наблюдаются среди спортсменов высокой квалификации (табл. 4). В частности, показатели мотива достижения успеха существенно выше у спортсменов, отличающихся самопривязанностью (г = 0,59), самоценностью (г = 0,75) и самоуверенностью (г = 0,63), уровень гражданско-патриотического мотива — у спортсменов с высокими показателями самоценности (г = 0,57) и отраженного самоотношения (г = 0,59).

Наряду с этим спортсмены с низкими показателями самоценности характеризуются высокими показателями рационально-волевого мотива (г = - 0,73) и мотива подготовки к

Таблица 4 - Взаимосвязь показателей спортивной мотивации с показателями самосознания у высококвалифицированных пловцов, п = 11 человек

Показатели самосознания Мотивы занятий плаванием

ЭУ СС ФС СЭ СМ ДУ СП РВ ПД ГП

Открытость -0.52 0.07 -0.09 -0.60" 0.36 0.18 0.22 0.02 0.14 0.06

Самоуверенность -0.05 -0.41 0.00 -0.22 -0.26 0.63" 0.44 -0.39 0.04 0.31

Отраженное самоотношение 0.05 0.03 -0.50 0.30 0.24 0.32 -0.14 -0.40 -0.27 0.57

Самоценность -0.10 -0.13 0.04 0.21 -0.11 0.75" 0.46 -0.73" -0.56 0.59

Самопривязанность 0.21 -0.39 -0.31 -0.03 -0.20 0.59 0.15 -0.47 -0.07 0.49

Самопринятие -0.35 0.32 -0.40 -0.46 0.71" -0.37 -0.20 0.32 0.24 -0.18

Саморуководство -0.21 -0.53 -0.65" -0.24 0.24 -0.32 0.30 0.46 0.50 -0.29

Внутренняя конфликтность -0.18 0.10 -0.31 0.02 0.40 -0.47 -0.06 0.35 0.01 -0.23

Самообвинение -0.37 -0.04 -0.43 -0.18 0.53 -0.18 0.31 0.11 -0.06 -0.12

профессиональной деятельности (г = - 0,56). Как известно, эти мотивы являются малозначимыми для побуждения человека к занятиям спортом высших достижений. На уровень развития мотивации достижения успеха влияют такие составляющие самосознания, как самоуверенность (г = 0,44), самоценность (г = 0,52) и, в особенности, самопривязанность (г = 0,72). Эти же составляющие образа «Я» выступают как значимые для проявления соревновательной мотивации (г = 0,48; г = 0,46 и г = 0,64 соответственно) и волевого качества целеустремленности (г = 0,57; г = 0,34 и г = 0,71 соответственно). Целеустремленность также положительно коррелирует с отраженным самоотношением испытуемых (г = 0,52). Волевое качество настойчивости более развито у лиц с высокими показателями отраженного самоотношения (г = 0,76) и самопривязанности (г = 0,67). Таким образом, для спортсменов высокой квалификации характерно существенное влияние: 1) уверенности в себе, удовлетворенности собой и высокой самооценки на проявления стремления к достижению успеха; 2) самопринятия, высокой самооценки и оценки со стороны окружающих — на развитие социально-значимых мотивов: стремления к спортивному совершенствованию для успеха своего спортивного коллектива.

ВЫВОДЫ

В результате экспериментального исследования установлено:

• спортсмены высокой квалификации отличаются высоким уровнем развития мотива достижения успеха, гражданско-патриотического

мотива и мотива социального самоутверждения, соревновательной мотивации, целеустремленности и настойчивости;

• у спортсменов высокой квалификации наблюдается: 1) тесная согласованность в уровне развития мотива достижения успеха, гражданско-патриотического мотива, целеустремленности и соревновательной мотивации; 2) взаимосвязь стремлений к эмоциональному удовольствию и к достижению успеха с проявлениями тренировочной мотивации; 3) противоречие между соревновательной мотивацией, стремлением к социальному самоутверждению и тренировочной мотивацией;

• спортсмены высокой квалификации отличаются уверенностью в себе, они высоко оценивают себя как личность, удовлетворены свои реальным «Я» и воспринимают себя как источник, причину своего поведения и деятельности. Эти виды отношений к образу «Я» согласуются между собой, с высоким уровнем отраженного самоотношения и низким уровнем внутренней конфликтности. Исключение составляет показатель саморуководства, определяяющий повышенный уровень внутренней конфликтности и склонности к самообвинению;

• особенности развития самосознания, с одной стороны, мотивы занятий спортом, спортивная мотивация и волевые качества спортсменов 2-3-го разрядов — с другой, проявляются относительно независимо друг от друга;

• для спортсменов высокой квалификации характерно существенное влияние: 1) уверенности в себе, удовлетворенности собой и высокой самооценки на уровень развития

мотива достижения успеха, мотивацию достижения успеха, соревновательную мотивацию и целеустремленность; 2) отраженного самоотношения, самопринятия и самоценности — на стремление к спортив-

ному совершенствованию для успеха своего спортивного коллектива; 3) отраженного самоотношения — на проявление настойчивости; 4) самопривязанности — на проявление целеустремленности и настойчивости.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бабушкин, ГД. Формирование спортивной мотивации / Г.Д. Бабушкин, Е.Г Бабушкин. - Омск : Сиб-ГАФК, 2000. - 179 с.

2. Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Ба-льсевич. - М. : Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.

3. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. - М. : Прогресс, 1986. - 422 с.

4. Быховская, И. М. «Человек телесный» в социокультурном пространстве и времени / И.М. Быховская. -М. : Физкультура, образование и наука, 1997. - 209 с.

5. Драндров Г.Л. Формирование спортивной мотивации подростков на основе управления развитием самосознания / Г.Л. Драндров, Д.Л. Порозов. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. - 119 с.

6. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2006. - 512 с.

7. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / Л.И. Лубышева. - М. : ГЦО-ЛИФК, 1992. - 120 с.

8. Пантелеев С.Р. Методика исследования самоотношения / С.Р. Пантелеев. - М., 1993. - 23 с.

9. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития : учебное пособие / В.Г. Маралов. - М.: Академия, 2004. - 256 с.

10. Столин В. В. Самосознание личности / В.В. Столин.- М. : Изд-во МГУ, 1983. - 284 с.

11. Тер-Мкртичан Р.Б. Педагогические условия формирования компетентности учащихся средней школы в области физического самовоспитания : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Р.Б.Тер-Мкртичан. - М., 2003. - 21 с.

12. Тихонова В.К. Формирование готовности студентов вуза к физическому самовоспитанию : дис.... канд. пед. наук : 13.00.04 / В.К. Тихонова.- М., 2000. - 165 с.

13. Уляева Л.Г Динамика образа Я и мотивации в процессе занятий таэквон-до : автореф. ... дис. канд. пси-хол. наук : 19.00.01 / Л.Г Уляева. - М., 1999. - 23 с.

14. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности / Д.И. Фельдштейн. - М. : Воронеж, 1996. -512 с.

15. Шаболтас А.В. Мотивы занятий спортом высших достижений в юношеском возрасте : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / А.В. Шаболтас. - СПб., 1998. - 21 с.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Драндров Герольд Леонидович - доктор педагогических наук, профессор заведующий кафедрой спортивных дисциплин Чувашского государственного университета им.И.Я. Яковлева,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.