Научная статья на тему 'Влияние образа «я» на развитие мотивационно-волевой сферы спортсменов'

Влияние образа «я» на развитие мотивационно-волевой сферы спортсменов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
248
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / САМОСОЗНАНИЕ / САМОУВЕРЕННОСТЬ / САМОРУКОВОДСТВО / САМОЦЕННОСТЬ / САМОПРИВЯЗАННОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СПОРТСМЕНЫ / НЕОПЫТНЫЕ СПОРТСМЕНЫ / ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / УРОВЕНЬ МОТИВАЦИИ / САМООБВИНЕНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / SPORTS / SELF-AWARENESS / SELF-CONFIDENCE / SELF-LEADERSHIP / SELF-WORTH / MOTIVATION / SKILLED ATHLETES / INEXPERIENCED ATHLETES / ENDURANCE AND STAMINA / LEVEL OF MOTIVATION / SELF-BLAME

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Антонова Эльвира Рафиковна, Червоткина Светлана Юрьевна, Черкасов Иван Федорович

В статье рассматривается сравнение показателей уровня мотивационно-волевой сферы между высококвалифицированными спортсменами-пловцами и спортсменками, занимающимися степ-аэробикой разной квалификации. В работе представлен анализ статьи Г.Л. Драндрадова, Н.Ю. Симоновой «Особенности образа «Я» высоквалифицированных спортсменов и его влияние на развитие мотивационно-волевой сферы», а также проведённая по аналогии Методика исследования самоотношения (МИС), разработанная С.Р. Пантелеевым, для измерения и оценки образа «Я».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the comparison of the indicators of motivational and volitional spheres between highly skilled athletes-swimmers and athletes involved in step aerobics of different qualifications. The paper presents an analysis of the article G.L. Drandradova, N.Y. Simonova “Features the image of “I” of highly qualified athletes and its influence on the development of motivational and volitional spheres” and measurement and evaluation of the image of “I”, conducted by the analogy of the self-study Technique (MIS) developed by S.P. Panteleyev.

Текст научной работы на тему «Влияние образа «я» на развитие мотивационно-волевой сферы спортсменов»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 796(07)

ББК 75.1р30

Э.Р. Антонова, С.Ю. Червоткина, И.Ф. Черкасов

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗА «Я» НА РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННО-ВОЛЕВОй СФЕРы СПОРТСМЕНОВ

В статье рассматривается сравнение показателей уровня мотивационно-волевой сферы между высококвалифицированными спортсменами-пловцами и спортсменками, занимающимися степ-аэробикой разной квалификации. В работе представлен анализ статьи Г.Л. Драндра-дова, Н.Ю. Симоновой «Особенности образа «Я» высоквалифицированных спортсменов и его влияние на развитие мотивационно-волевой сферы», а также проведённая по аналогии Методика исследования самоотношения (МИС), разработанная С.Р. Пантелеевым, для измерения и оценки образа «Я».

Ключевые слова: физическая культура, спорт, самосознание, самоуверенность, саморуководство, самоценность, самопривязанность, мотивация, высококвалифицированные спортсмены, неопытные спортсмены, волевые качества, уровень мотивации, самообвинение.

E.R. Antonovd, S.Yu. Chervotkina, I.F. Cherkasov

INFLUENCE OF “I” IMAGE ON THE DEVELOPMENT OF MOTIVATION AND VOLITION OF Athletes

The article discusses the comparison of the indicators of motivational and volitional spheres between highly skilled athletes-swimmers and athletes involved in step aerobics of different qualifications. The paper presents an analysis of the article G.L. Drandradova, N.Y. Simonova “Features the image of “I” of highly qualified athletes and its influence on the development of motivational and volitional spheres” and measurement and evaluation of the image of “I”, conducted by the analogy of the selfstudy Technique (MIS) developed by S.P. Panteleyev.

Key words: physical education, sports, self-awareness, self-confidence, self-leadership, self-worth, motivation, skilled athletes, inexperienced athletes, endurance and stamina, level of motivation, selfblame.

Влияние образа «Я» на развитие мотивационно-волевой сферы спортсменов мало изучено, хоть и неоднократно поднимался такой вопрос для обсуждения. Мы решили попытаться выяснить это. Для этого было решено провести исследование, за основу ко-

торого была взята статья Г.Л. Драндра-дова, Н.Ю. Симоновой «Особенности образа «Я» высоквалифицированных спортсменов и его влияние на развитие мотивационно-волевой сферы», результаты которой представлены в таблице 1 [1].

Табл. 1. Показатели развития образа «Я» у высококвалифицированных пловцов

Показатели образа «Я» Х +

1 2

Открытость 5,50 + 1,08

Самоуверенность 7,20 + 1,93

Отраженное самоотношение 5,60 + 2,01

Влияние образа «Я» на развитие мотивационно-волевой сферы спортсменов

О

Э.Р Антонова, С.Ю. Червоткина, И.Ф. Черкасов

О

Окончание табл. 1

Самоценность 7,80 + 1,55

Самопривязанность 6,90 + 1,45

Самопринятие 6,50 + 0,97

Саморуководство 6,20 + 1,75

Внутренняя конфликтность 5,40 + 1,71

Самообвинение 4,90 + 1,66

Ниже представлен анализ данной статьи.

Самосознание рассматривается как оценка самого себя и своего места в жизни. К. Роджерс оперирует понятием «Я-концепция», в которое вкладывает связь, включающую собственно образ «Я», и взаимоотношения, в которые он может вступить с другими индивидами [3]. Самосознание выступает инструментом формирования «Я-концепции». «Я-концепция» является результатом деятельности самосознания.

Образ «Я» - это не только психологическое понимание в форме представлений или понятий, но и социальноповеденческий взгляд на самого себя, разрешаемый через отношение личности к самому себе. В.В. Столиным разработана многоуровневая концепция. На уровне организма образ «Я» выступает как постоянное психическое формирование, которое отражает состояние внутренних органов, мышц и активность всех процессов организма в целом. На уровне социального индивида образ «Я» связан с нормами социума. На уровне личности образ «Я» выделяет личность из данной социальной общности [3].

Образ «Я» не является постоянной константой с определенным заданным строением. Развитие образа «Я» рассматривается как фактор социальной среды и как фактор предметной деятельности. Одним из факторов является спортивная деятельность, а в частности - конкретный вид спорта.

В области физической культуры и спорта проблема значимости высокого уровня самосознания мало изучена.

Исследование проводилось на 11 пловцах в возрасте от 15 до 18 лет.

Измерение и оценка образа «Я» (Методика исследования самооотноше-

ний - С.Р. Пантелеев). Предложенная анкета состояла из 110 утверждений, по которым анкетируемые должны были высказать свое согласие или несогласие. На основе данных определялись 9 групп показателей (самоуверенность, самоприятие открытость, саморуководство, самопривязанность, отраженное самоотношение, самоценность, самообвинение и внутренняя конфликтность).

Уровень развития мотивов занятий спортом определялись с помощью методики, разработанной А.В. Шабо-лтас [7, с. 21]. Автор отметил следующие мотивации: эмоционально-

го удовольствия, достижения успеха, физического самоутверждения, социального самоутверждения, социальноэмоциональный, социально-моральный, гражданско-патриотический, спортивнопознавательный, подготовки к профессиональной деятельности, рациональноволевой.

Для определения уровня развития мотивов достижения успеха, мотивации избегания неудач, тренировочносоревновательной мотивации использовали методику, разработанную Г.Д. Бабушкиным [2, с. 179].

По аналогии нами была проведена Методика исследования самоотношения (МИС), разработанная С.Р. Пантелеевым [5, с. 23], для измерения и оценки образа «Я». В исследовании приняли участие девушки, занимающиеся степ-аэробикой в возрасте от 16 до 23 лет разного уровня квалификации: опытные - КМС по фитнес-аэробике, которые участвовали в чемпионатах России, Европы и мира, и неопытные - I взрослый разряд по фитнес-аэробике, впервые выезжающие на чемпионат России.

Обработав и интерпретировав полученные данные, мы получили следующие результаты.

У опытных девушек уровень замкнутости - первого показателя - немного ниже (6,2), нежели у неопытных (6,8). Эти показатели относятся к средней степени выраженности (4-7 стенов), что означает избирательное отношение к себе человека, а преодоление в критически-сложных ситуациях происходит за счет актуализации некоторых психологических защит.

У девушек, имеющих большой опыт выступлений, уровень самоуверенности выше (7, 4), чем у девушек с малым опытом выступления (6, 3). Высокие значения (8-10 стенов) предполагают ощущение силы собственного «Я», выраженную самоуверенность, смелую коммуникацию. Мотив успеха в данном случае доминирует [5; 6]. У человека адекватное самоуважение, он находится в состоянии успеха, ощущает свою правомочность и умение решать жизненные вопросы разного характера. Если на пути к цели появляются препятствия, то они вполне преодолимы. Возникшие проблемы переживаются недолго. Средние значения (4-7 стенов) характеризуют тех, кто в обычных для себя условиях сохраняет уверенность в себе, работоспособность, настрой на успех. Однако при резком возникновении трудностей уверенность в себе становится слабее, появляется тревога и беспокойство.

Третий критерий показывает, что у опытных девушек уровень саморуководства немного ниже (5,8), чем у неопытных (6). Уровень саморуководства у обоих групп девушек, имеющих разный опыт выступлений, выражен одинаково -средний уровень (4-7 стенов). Для этого уровня характерно раскрытие особенностей отношения к своему «Я» в зависимости от уровня ориентации в ситуации. В привычной обстановке, где возможные изменения предполагаемы и знакомы, способность к самоконтролю сохраняется, когда в незнакомых ситуациях происходит усиление склонности к подчинению воздействиями данной среды.

При сравнении показателей по отражённому соотношению оказалось, что у опытных девушек он выше на единицу (6,2), нежели у неопытных (5,3). Средние значения (4-7 стенов) означа-

ют выборочное восприятие человеком отношения окружающих к себе. На его взгляд, позитивное отношение окружающих людей распространяется лишь на определенные их качества и поступки [5]; если говорить о других личностных проявлениях, то они вполне способны вызывать у человека раздражение и непринятие.

Такой показатель, как са,моценность, являющийся пятым, имеет высокий уровень значения (8-10 стенов) у опытных спортсменов (9). Данная позиция характеризует такого человека, который высоко оценивает свой духовный потенциал, богатство внутреннего мира, склонен высоко ценить свою уникальность и индивидуальность [4; 5]. Противостоять воздействиям окружающей среды помогает уверенность в себе, также как и адекватно воспринимать критику в свой адрес. У девушек, имеющих небольшой опыт выступлений (6, 6), этот показатель на среднем уровне (4-7 стенов), он отражает избирательное отношение к себе. Человек способен высоко оценить ряд своих качеств, считать их уникальными. Другие качества чаще остаются незамеченными, и поэтому замечания окружающих создают ощущение ущемлённо-сти, малоценности, несостоятельности.

Следующий, шестой показатель - са-м,опринятие - у опытных спортсменок (5,5) показатель на единицу выше, чем у неопытных (4,5). Однако у обеих групп показатель имеет среднее значение (4-7 стенов), что отражает избирательность отношения к себе [5]. Человек субъективно принимает свои достоинства и не критикует свои недостатки.

Са,м,опршяза,нность у девушек опытных также выше на единицу (6), чем у малоопытных девушек (5,1). Средние значения (4-7 стенов) указывают на стремление к изменению определённых качеств при избирательном отношении к своим личностным свойствам [4; 6].

Такой показатель, как внутренняя конфликтность - у опытных девушек составляет 4,8, а у неопытных - 3,7. Средние значения (4-7 стенов) характерны человеку, который видит себя со стороны в зависимости от приспособленности

Влияние образа «Я» на развитие мотивационно-волевой сферы спортсменов

Э.Р Антонова, С.Ю. Червоткина, И.Ф. Черкасов

см

к данной ситуации [4; 5]. В нормальных для себя условиях, характер которых знаком и предполагаем, наблюдаются позитивное отношение к себе, высокая оценка своих достижений, а также признание своих достоинств. Внезапные затруднения и дополнительные препятствия способствуют появлению недооценки своих достижений.

Последний показатель - самообвинение - у спортсменок одинаковый (3,7). Невысокие значения (1-3 стена) этого показателя обнаруживают возможность к отрицанию собственной вины в противоречивых ситуациях. Защита своего «Я»

осуществляется с помощью обвинения окружающих, перенесением ответственности на других людей за появление преград на пути к цели. Возникает ощущение удовлетворенности собой в связке с осуждением других [5; 6].

На рисунке 1 показано соотношение показателей у разноквалифицированных девушек, а также высоквалифицирован-ных пловцов. В ней цветами указана квалификация спортсменов, по оси абсцисс (горизонтально) расположены показатели, обозначенные числами от 1 до 9, а по оси ординат (вертикально) - степень выраженности от 1 до 10.

10 п

9

8

123456789

Рис. 1. Соотношение показателей у высококвалифицированных пловцов и разноквалифицированных спортсменок по степ-аэробике

Из вышеизложенного делаем выводы: командный вид спорта, как фитнесаэробика формирует у членов команды мнение (в конкретном случае чемпионат России по фитнес-аэробике), что при неудачном выступлении команды каждый менее виноват, чем другой член команды. Показатели самоценности, когда человек способен высоко оценить ряд

своих качеств, считать их уникальными, выше у опытных спортсменок высокого уровня, как и у пловцов, так как образ «Я» выделяет личность из социального окружения. Рекомендуем тренерам, преподавателям, работающим со спортсменами, больше уделять внимание психологическому состоянию спортсменов и формировать у них положительные эмоции.

Библиографический список

1. Алябьева, Н.В. Самовоспитание студентов педагогических вузов средствами физической культуры [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Н.В. Алябьева. - М., 1986. - 185 с.

2. Бабушкин, ГД. Формирование спортивной мотивации [Текст] / ГД. Бабушкин. - Омск: Сиб-ГАФК, 2000. - 179 с.

3. Граф, Л.В. Содержание и организация самостоятельной деятельности студентов на занятиях по физической культуре [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Л.В. Граф. - СПб., 1993. -141 с.

4. Лубышева, Л.И. Теоретико-методологические и организационные основы формирования физической культуры студентов [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / Л.И. Лубышева. - М., 1992. - 476 с.

5. Пантелеев, С.Р. Методика исследования самоотношения [Текст] / С.Р. Пантелеев. - М.: Смысл, 1993. - 23 с.

6. Стрельникова, Т.И. Самооценка как фактор подготовки спортсменов высокой квалификации [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.И. Стрельникова. - Малаховка: МОГИФК, 1984. - 22 с.

7. Шаболтас, А.В. Мотивы занятий спортом высших достижений в юношеском возрасте [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук / А.В. Шаболтас. - СПб., 1998. - 21 с.

References

1. Alyabievа N.V. Self-education of students of pedagogical high schools of physical training means. Dis. cand. of sciences (Education). M., 1986. Р. 185. [in Russian].

2. Babushkin G.D. Formation of sports motivation. Omsk: SibGAFK, 2000. Р. 179. [in Russian].

3. Graf L.V. The content and organization of independent activity of students on at physical training classes. Dis. cand. of sciences (Education). St. Petersburg, 1993. P. 141. [in Russian].

4. Lubysheva L.I. Theoretical, methodological and organizational bases of formation of physical training of students. Dis. doctor of sciences (Education). M., 1992. Р. 476. [in Russian].

5. Panteleyev S.R. Methods ofstudy of the self M.: Smysl, 1993. Р. 23. [in Russian].

6. Strelnikova T.I. Self-esteem as a factor in the preparation of highly skilled athletes: Author’s abstract. Dis. cand. of sciences (Education). Malakhovka: MOGIFK, 1984. Р. 22. [in Russian].

7. Shaboltas A.V. Motives for playing sports of the highest achievements in adolescence: Author’s abstract. Dis. cand. of sciences (Education). St. Petersburg, 1998. Р. 21. [in Russian].

Сведения об авторах:

Антонова эльвира Рафиковна,

старший преподаватель, кафедра физического воспитания,

Высшая школа физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: [email protected]

Червоткина Светлана Юрьевна,

ассистент,

кафедра физического воспитания,

Высшая школа физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: [email protected]

Черкасов Иван Федорович,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания, Высшая школа физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: [email protected]

Information about the authors:

Antonovа Elvira Rafikovna,

Senior Lecturer,

Department of Physical Education,

Higher School of Physical Culture and Sports, South -Ural State Humanitarian Pedagogical University,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: [email protected]

Chervotkina Svetlana Yuryevna,

Assistant,

Department of Physical Education,

Higher School of Physical Culture and Sports, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: [email protected]

Cherkasov Ivan Fedorovich,

Сandidate of Sciences (Education),

Academic Title of Associate Professor, Associate Professor,

Department of Physical Education,

Higher School of Physical Culture and Sports, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: [email protected]

Влияние образа «Я» на развитие мотивационно-волевой сферы спортсменов

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.