РО! 10.34216/2073-1426-2019-25-4-240-244 УДК 159.922.8:796
Харитонова Ирина Викторовна
кандидат психологических наук, доцент
Босенко Юлия Михайловна
кандидат психологических наук
Распопова Анна Сергеевна
кандидат психологических наук, доцент Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар
[email protected], [email protected], [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ, САМООТНОШЕНИЯ И СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СПОРСТМЕНОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
В исследовании представлены результаты анализа взаимосвязи самооценки физического развития спортсменов подросткового возраста с параметрами благополучия, адаптации и самоотношения. Полученные данные о том, что чем выше показатели самоописания физического развития, тем выше социально-психологическая адаптация, субъективное благополучие, самоотношение и его параметры, такие как внутренняя конфликтность и самообвинение у девочек и внутренняя конфликтность у мальчиков. Обсуждается гендерная специфика самооценки физического развития. Девочки-спортсменки в сравнении со спортсменами имеют более дифференцированную самооценку физических качеств, Мальчики считают, что внешний вид меньше связан с показателями самоотношения.
Ключевые слова: самооценка физического развития; социально-психологическая адаптация; самоотношение; субъективное благополучие; спортивная деятельность.
На современном этапе развития психологии как науки значимым является изучение физического и психического здоровья, что обусловлено социальным контекстом [4, с. 219].
Основываясь на положении об единстве двух сторон развития - психической и физической, представляется возможным использование физической активности с целью развития и исправления разных сторон психики людей разного возраста. Особую значимость данных процессов можно наблюдать в психологии спортивной деятельности. Важным является поиск ответа на вопрос о влиянии систематических занятий спортом на личность.
В подростковом возрасте происходит интенсивное включение в занятия спортом, что совпадает во времени с активным развитием самосознания подростка. Важным компонентом представлений о себе в подростковом возрасте является внешность. Внешний вид является значимым параметром, определяющим отношение со стороны социального окружения, что отражается на самооценке подростка. Я-концепция личности требует разностороннего рассмотрения, в единстве как физических, телесных, так и внутриличностных проявлений. Взаимодействуя с социумом, подросток предъявляет себя с позиции как физических, так и психических качеств, которые включены в социальные контакты [5, а 232].
Известно, что спорт как вид деятельности оказывает положительное влияние на физическое развитие, и вместе с тем, воздействует на становление самосознания человека. Спортсмены подросткового возраста более высоко оценивают удовлетворенность собственным внешним видом, что является основой для психологического благо-
получия, успешной адаптации и более позитивной Я-концепции, так как для подростков одним из значимых критериев оценивания друг друга является внешняя привлекательность.
Цель данного исследования - установить особенности взаимосвязи самооценки физического развития, социально-психологической адаптации, самоотношения и субъективного благополучия спорстменов подросткового возраста
Для достижения поставленной цели нами использовались методики «Самоописание физического развития» Е.В. Боченковой [2, с. 18], методика изучения самоотношения личности (МИС) С.Р. Пантелеева В.В. Столина, «Шкала субъективного благополучия», «Диагностика социально-психологической адаптации» К. Роджерса, Р.Даймонда. В качестве испытуемых выступили 60 подростков - 37 мальчиков и 23 девочки. Исследование проводилось на базе Детско-юношеской спортивной школы № 8 г. Краснодара.
Первый этап исследования был посвящен выявлению представлений подростков о собственном физическом Я. Самооценка физического развития в общей выборке находится на уровне выше среднего. У девочек выявлены высокие показатели по показателям: «Физическая активность», «Сила», «Выносливость», тогда как у мальчиков выявлены высокие значения по всем параметрам методики. Выявлено, что спортсмены в общей выборке имеют более высокую самооценку, более четкие представления о собственном физическом Я, лучше оценивают свои физические качества и спортивные способности. Спортсменки оценивают свой внешний вид выше, чем спортсмены. При этом установлено, что по остальным параметрам само-
240
Вестник КГУ 2019
© Харитонова И.В., Босенко Ю.М., Распопова А.С., 2019
описания физического развития, мальчики оценивают себя выше, чем девочки.
При исследовании самоотношения выявлено, что в общей выборке спортсменов низкий уровень внутренней конфликтности и самообвинения, при этом у них наблюдается более выраженная открытость, самоуверенность и самоценность. У мальчиков по сравнению с девочками выше самоуважение и аутосимпатия и ниже показатель самоуничижения. Спортсменки обладают более выраженной внутренней конфликтностью и самообвинением, но при этом у них выражена самоценность. Мальчики-спортсмены имеют более выраженные показатели открытости, самопривязанности. Показатели внутренней конфликтности и самообвинения у девочек достоверно выше.
При исследовании субъективного благополучия спортсменов выявлен умеренный эмоциональный комфорт. Это означает, что испытуемые способны адекватно совладать с трудностями, адаптируются к переменам, эффективно контактируют с социальным окружением, обладают уважением к себе и другим. У девочек по сравнению с мальчиками более выражены такие показатели субъективного
благополучия, как «напряженность и чувствительность» и «признаки, сопровождающие основную психоэмоциональную симптоматику».
Сравнение особенностей социально-психологической адаптации мальчиков и девочек позволило определить наличие достоверно значимых различий по шкалам адаптированности, приятия других, эмоциональной комфортности и стремления к доминированию.
Корреляционный анализ взаимосвязей между исследуемыми феноменами в группе спортсменок (рис. 1) показал, что чем выше параметры описания здоровья, координации движений, физической активности, внешнего вида, силы и самооценки, тем выше выражены все показатели, кроме шкал внутренней конфликтности и самообвинения. Выявлена прямая связь самоуверенности спортсменок с самооценкой. Саморуководство у спортсменок связано с физической активностью и силой.
Выявлена прямая связь ожидаемого отношения других у девочек и силы. Самоценность девочек напрямую связана с координацией движений, пониманием своего физического Я, внешним видом и самооценкой. Самопринятие девочек имеет свя-
Самоуверенность
Саморуководство
Ожидаемое отношение других
Самоценность
Самопринятие
Внутренняя конфликтность
Самообвинение ^
Адаптеров анностъ
Эмоциональная комфортность
Субъективное благополучие
Рис. 1. Корреляционные взаимосвязи показателей социально-психологической адаптации, самоотношения, субъективного благополучия и самооценки физических качеств у девочек,
занимающихся спортом.
Примечание: ........обратные корреляционные связи,-прямые корреляционные связи
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
241
зи с такими факторами, как здоровье, оценка координации движений, представление об образе своего физического Я, внешний вид, самооценка. Чем выше внутренняя конфликтность, тем ниже оценивается координация движений, понимание глобального физического Я. Самообвинение спортсменок имеет обратную взаимосвязь с оценкой координации движений, спортивными способностями, образом физического в Я-концепции и самооценкой.
Рассмотрим особенности взаимосвязи самооценки физического «Я» и социально-психологической адаптации. В группе девочек имеются достоверные связи общей самооценки физического «Я» с адаптированностью. Чем выше оценивается внешний вид, тем выше эмоциональный комфорт спортсменок.
Выявлена обратная связь субъективного благополучия личности и общей самооценки физического «Я» и внешним видом спортсменок. Самооценка физического «Я» имеет прямую связь с ощущением психологического комфорта и благополучия.
Корреляционный анализ взаимосвязи самоотношения с показателями физического развития у мальчиков (рис. 2) выявил, что они не склонны связывать здоровье, гибкость и выносливость с самоотношением.
Имеются взаимосвязи параметра физического развития «самооценка» с самоуверенностью и са-
моценностью. Также чем выше самооценка физических качеств у девочек, тем ниже внутренняя конфликтность.
У мальчиков-спортсменов самоуверенность имеет прямые связи с параметрами оценки физических качеств: координацией движений, стройностью тела, спортивными способностями, глобальным физическим Я, силой и самооценкой.
Саморуководство имеет связи с пониманием образа физического Я. «Ожидаемое отношение других» у мальчиков имеет прямые связи с такими компонентами физического развития, как спортивные способности, глобальное физическое Я, внешний вид.
У спортсменов самоценность имеет взаимосвязь с координацией движений, спортивными способностями, глобальным физическим Я, внешним видом, силой и самооценкой. Открытость и самопринятие у мальчиков не имеют достоверных связей ни с одним из показателей физического развития, а самопривязанность спортсмены связывают со своей внешностью. Чем более выражены показатели спортивных способностей, понимания образа физического Я, внешнего вида, самооценка, тем меньше проявляется у мальчиков внутренняя конфликтность.
Выявлена обратная связь самообвинения и внешнего вида. Интересно, что мальчики не связывают уровень здоровья и физических качеств
Самоуверенность
Саморуководство
Ожидаемое отношение других
Самоценность
Самопривязанность
Внутренняя конфликтность
Эмоциональная комфортность
Стремление к доминированию
Рис. 2. Корреляционные взаимосвязи показателей социально-психологической адаптации, самоотношения, субъективного благополучия и самооценки физического у мальчиков,
занимающихся спортом. Примечание:........обратные корреляционные связи,-прямые корреляционные связи
Вестник КГУ Л 2019
242
с самоотношением. При этом, чем более выражено «глобальное физическое Я» у мальчиков, тем выше показатели самоуверенности, ожидаемого отношения других, саморуководства, самоценности и тем ниже проявляется внутренняя конфликтность.
Показатель социально-психологической адаптации «стремление к доминированию» тем выше, чем больше выражены параметры силы, спортивных способностей и координации движения. Эмоциональный комфорт выше при выраженных показателях «здоровья» и «самооценки».
Выявлено, что субъективное благополучие выше у мальчиков, которые обладают боле выраженными показателями самооценки, выше оценивают свои спортивные способности и физическую активность.
При сравнительном анализе показателей спортсменов разного пола выявлено, что самооценка физических качеств девочек-спортсменок более дифференцирована.
Интересно, что в группе девочек нет связи стройности тела, гибкости с самоотношением, тогда как с параметрами самоотношения связаны координация движений и «Глобальное физическое Я».
Также девочки считают, что самооценка связана с саморуководством и ожидаемым отношением других. В спорте закрепляется маскулинный тип реагирования, так как он более соответствует реалиям спортивной деятельности и является более адаптивным, в связи с чем спортсменки способны более адекватно оценить параметры силы, однако в связи с этим вероятен и полоролевой конфликт.
Спортсмены выше оценивают значимость собственного здоровья, что отражается в его прямых связях с параметрами координации движений, стройности, гибкости, самооценки. Они склонны полагать, что внешний вид и самоотношение взаимосвязаны в меньшей степени. Кроме того, выявлены связи шкал «глобальное физическое Я» и спортивных способностей с самоотношением.
Самоуверенность мальчиков имеет связь с координацией движений, спортивными способностями, стройностью, «глобальным физическим Я», силой и самооценкой.
Таким образом, нами выявлено, что у девочек самооценка физических качеств более дифференцирована. Эти данные можно сопоставить с результатами исследования Е.В. Боченковой [3, а 89], где выявлено, что по мере взросления у девочек становится слабее связь общей самооценки и параметров самооценки физических качеств, тогда как у мальчиков, напротив, самооценка по мере взросления обретает более тесные связи с показателями физического «Я».
В ходе анализа связей параметров физического самоотношения и самооценки физического облика установлено, что девочки в меньшей степени связывают способности в спорте и внешность с само-
отношением. Также для девочек характерна связь координации движений с параметрами самоценности, самопринятия, а также низким уровнем внутренней конфликтности и самообвинения. Мальчики склонны связывать координацию движений и самоценность. Девочки связывают физические качества с большим количеством параметров самоотношения. У мальчиков, напротив, показатели самоотношения имеют связи с большинством показателей физического развития. Показатели внешнего вида достоверно связаны с ожидаемым отношением других, самоценностью, самопривязанностью, низкими показателями внутренней конфликтности и самообвинения.
В результате исследования нами выявлена связь самоотношения с различными физическими качествами личности, от которых могут напрямую зависеть результаты спортивной деятельности подростков. Кроме того, нами выявлены особенности связи самооценки физических качеств с личностными особенностями мальчиков и девочек, в связи с чем, полученные данные могут учитываться как в тренировочном процессе, так и при планировании учебных занятий по физической культуре.
Занятия спортом приводят к избирательной оценке своего физического облика, адекватному описанию физических качеств, и, в связи с этим, более низким показателям самооценивания.
Библиографический список
1. Босенко Ю.М. Особенности регуляторных свойств у спортсменов разного пола, квалификации, занимающихся командными и индивидуальными видами спорта // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2013. - № 3. - С. 66-71.
2. Боченкова Е.В. Опросник «Самоописание физического развития». - Краснодар, 2000. - 24 с.
3. Боченкова Е.В., Павленко И.Ю. Самооценка физического развития как регулятор самоотношения в подростковом и юношеском возрасте // Сб. науч. тр. - Краснодар, 1998. - Вып. 3. - С. 79-90.
4. Распопова А.С. Личностные предпосылки стрессоустойчивости спортсменов разного пола как ресурс повышения их конкурентоспособности // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. - 2017. -№ 7. - С. 218-222.
5. Харитонова И.В., Морозова Е.Н. Особенности субъективного благополучия и социально-психологической адаптации подростков, занимающихся и не занимающихся спортом // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. - 2016. - Т. 1. - № 1. -С. 231-234.
References
1. Bosenko Yu.M. Osobennosti regulyatornyh svojstv u sportsmenov raznogo pola, kvalifikacii,
Педагогика. Психология. Социокинетика J 14 4
243
zanimayushchihsya komandnymi i individual'nymi vidami sporta // Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika. - 2013. - № 3. - S. 66-71.
2. Bochenkova E.V Oprosnik «Samoopisanie fizicheskogo razvitiya». - Krasnodar, 2000. - 24 s.
3. Bochenkova E.V., Pavlenko I.Yu. Samoocenka fizicheskogo razvitiya kak regulyator samootnosheniya v podrostkovom i yunosheskom vozraste // Sb. nauch. tr. - Krasnodar, 1998. - Vyp. 3. - S. 79-90.
4. Raspopova A.S. Lichnostnye predposylki
stressoustojchivosti sportsmenov raznogo pola kak resurs povysheniya ih konkurentosposobnosti // Resursy konkurentosposobnosti sportsmenov: teoriya i praktika realizacii. - 2017. - № 7. - S. 218-222.
5. Haritonova I.V, Morozova E.N. Osobennosti sub"ektivnogo blagopoluchiya i social'no-psihologicheskoj adaptacii podrostkov, zanimayushchihsya i ne zanimayushchihsya sportom // Resursy konkurentosposobnosti sportsmenov: teoriya i praktika realizacii. - 2016. - T. 1. - № 1. - S. 231-234.
244
Вестник КГУ 2019