Научная статья на тему 'Личностные параметры субъекта социально-помогающей деятельности'

Личностные параметры субъекта социально-помогающей деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
330
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коныгина М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностные параметры субъекта социально-помогающей деятельности»

пытались найти и реализовать лучшие педагоги XIX-ХХ вв. - А. Нейл, В. Сухо-млинский, Д. Дюи, М. Монтессори, Л. Толстой, Н. Макмейн. Постепенно социокультурное пространство гуманистической педагогики расширяется повсеместно, несмотря на то, что ей присуща нестандартность решений и инновационный характер методик, что часто с трудом принимается учительской средой, склонной к привычным педагогическим установкам на руководство ребенком и фронтальным формам работы вместо общения.

Учитывая острую необходимость гуманизации образования и особенности российской системы образования конца ХХ и начала XXI вв., можно сформулировать цель: общество нуждается в культурной и свободной личности, способной самостоятельно решать возникшие проблемы, готовой к самореализации и творчеству, к отстаиванию своей независимости, и в то же время свободной от нравственной ущербности. Человек, его культура и внутренний мир становятся центром внимания в современном образовании, что делает культуру важнейшим условием совершенствования как отдельной личности, так и общества в целом. В.С. Библер, рассматривая понятия «культура» и «образование» во взаимосвязи, утверждает, что суть культуры состоит во «втягивании всех прошлых и будущих культур в единую цивилизованную лестницу и предсказывает в XXI в «смещение эпицентра всего человеческого бытия к полюсу культуры» [9].

Современная отечественная педагогика ставит в центр воспитания и социализации культуру личности как отражение на индивидуальном уровне культуры общества. Иначе говоря, культура личности является основным определяющим понятием процессов воспитания и социализации.

Таким образом, в настоящее время происходит переориентация образования в направлении культуры, что находит отражение в целях и содержании современного образования, придавая им гуманистический и гуманитарный смысл, а в итоге - поможет выйти из духовного кризиса.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Смоленцев Ю.М. Гуманизм как принцип культуры. - М., 1993.

2. Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. - М., 1987.

3. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М., 1988.

4. Чавчавадзе К.З. Культура и ценности. - Тбилиси, 1984.

5. Маркарян Э.С. Понятие «культура» в системе современных социальных наук. - М, 1972.

6. Круглова Л.К. Духовная культура как система: Дисс. ... докт. филос. наук. - СПб., 1992.

7. Бондаревская Е.В. Образование в поисках человеческих смыслов. - Ростов н/Д, 1995.

8. Базовая культура личности. Сб. научных трудов / Под ред. Газмана О.С. - М., 1989.

9. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры. - М., 1990.

М.Н. Коныгина ЛИЧНОСТНЫЕ ПАРАМЕТРЫ СУБЪЕКТА СОЦИАЛЬНО-ПОМОГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Разработка профессиограммы как теоретической модели, отражающей требования к личностным параметрам субъекта деятельности, является обязательным

условием процесса подготовки специалистов любого профиля, позволяющим определить основные критерии готовности к будущей профессии, а также условия формирования профессионально-личностных качеств, способствующих успешной деятельности. Между основными компонентами профессиограммы существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость, в которой профессионально-этическая направленность личности, выступая системообразующим элементом, определяет динамику и тенденции развития других элементов системы.

Последовательно рассмотрим отдельные элементы профессиограммы специалиста социальной работы как субъекта социально-помогающей деятельности в этнокультурной среде многонационального региона.

1. Профессионально-этическая направленность субъекта социально-помогающей деятельности в полиэтнической среде, характеризуется определенными профессионально-этическими качествами личности профессионала, являющимися концентрированным выражением его авторитетности, предпосылкой успешной деятельности в социуме, включая конкретный многонациональный регион.

Направленность субъекта социально-помогающей деятельности в многонациональном регионе характеризуется осознанием и личностным принятием ценностей и норм деятельности, сложившихся в конкретной социокультурном пространстве; осмыслением значимости гуманистической этики в процессе межнационального общении; принятием творческого характера труда, активной моральной позицией субъектов деятельности, самоопределением в процессе профессиональной деятельности (деятельности в этнокультурной среде).

Важнейшей характеристикой личности специалиста, обуславливающей эффективность его деятельности, являются ценностные ориентации, определяющие личностный смысл профессиональной деятельности и отражающие действительного отношения субъекта к предмету своего труда.

Ценности социальной работы по предметному содержанию подразделяются на ценности самодостаточного и инструментального типов (В.А. Сластенин).

Ценности самодостаточного типа в своей основе содержат специфику ценностей профессии социальной работы (высокая ответственность перед людьми и обществом; самоутверждение себя как профессионала-мастера; гуманность и желание помочь человеку и др.). Ценности инструментального типа отражают специфику конкретной деятельности (знания, умения и личностные качества специалиста, практикующего в полиэтнической среде многонационального региона).

К числу ценностей социально-помогающей деятельности в этнокультурном пространстве мы относим знания особенностей деятельности в этнокультурной среде, этноэтикета конкретной этнической группы, с которой взаимодействует специалист социальной работы, ценностно-нормативного содержания культуры (языковый, материальный, соционормативный, этнопсихологический компоненты); этические нормы межкультурного общения в конкретном многонациональном регионе; нравственные качества личности специалиста (этнотолерантность, гуманность, справедливость, моральная ответственность и др.).

Следующие элементы профессиограммы отражают предметно-инструментальную основу данной деятельности, которая органически связана с базовыми профессиональными знаниями, умениями и личностными социально-психологическими особенностями специалиста.

2. Профессиональные знания.

Общая характеристика направления «Социальная работа» корреспондируется с тем уровнем требований к образованности социального работника, который изложен в соответствующем образовательном стандарте и квалификационных характеристиках.

Специфика предметно-инструментальной основы профессиональной деятельности специалиста социальной работы в этнокультурной среде предполагает рассмотрение отдельных вопросов по общей и профессиональной подготовке, а также выделение ряда учебных предметов, интегрирующих профессионально-этические знания в области социальной работы в многонациональном регионе.

В цикле дисциплин общей гуманитарной подготовки автором выделены такие вопросы, как понимание феномена культуры, ее роли в человеческой жизнедеятельности; знания о базисных ценностях этнической культуры и их значении в развитии современного общества и др.

К другой группе относятся знания по циклу общепрофессиональных дисциплин, таких как теория социальной работы, история социальной работы, технология социальной работы, социология и др.

Эта группа знаний имеет особое значение в подготовке специалиста к практической деятельности. Наполненные отдельными темами и разделами [1, 2, 7], общепрофессиональные дисциплины, способствует формированию компетентности специалиста социальной работы, включающей и этнокультурной компетентность, под которой понимается умение специалиста выполнять свой профессиональный долг такими методами, которые считаются приемлемыми среди членов обслуживаемой культурной общности.

Педагогический потенциал выделенных дисциплин заключен в возможности интеграции специальных знаний по проблемам профессиональной деятельности в многонациональном регионе. Результатом этой интеграции являются представления о расовых, этнических и других культурных группах в обществе, их нравственных ценностях, жизненных укладах; знания теории и методики работы с клиентами разных этнических групп; представления о концепциях и методах диагностики в многонациональном регионе; знания о концепциях и методах социального прогнозирования и моделирования, о методах социально-адаптационной, коррекционной и реабилитационной работы в этнокультурной среде и др.

Ввиду того, что этический аспект социальной работы является характерной особенностью данной профессиональной деятельности, особую роль в процессе подготовки специалистов отводится базовому курсу «Профессионально-этические основы социальной работы». Общепрофессиональная дисциплина дополнена разделами и темами [4, 5, 6], отражающими знания о ценностно-нормативном содержании культуры региона, специфике моральных норм и принципов в региональной системе социальной работы, особенностях взаимоотношений социального работника с различными категориями населения региона (беженцами, вынужденными переселенцами и т.д.), профессионально-этической культуре специалиста по социальной работе в многонациональном регионе и др.

При подготовке специалистов социальной работы к социально-помогающей деятельности в многонациональном регионе ведущее место занимает специально разработанный курс «Этика социальной работы в многонациональном регионе» [3], выполняющий системообразующую роль в формировании профессионально-этической направленности личности на систему ценностей, сложившуюся в конкретном социокультурном пространстве многонационального региона.

3. Профессиональные умения - это совокупность последовательно развертывающихся во внешнем или внутреннем плане профессиональных действий, направленных на решение задач профессиональной деятельности и основанных на соответствующих теоретических знаниях. Такое понимание сущности профессиональных умений имеет прямой выход в практику подготовки специалиста, так как оно определяет ведущую роль теоретических знаний в становлении практической готовности будущих специалистов социальной работы, а также единство их теоре-

тической и практической подготовки специалистов.

В качестве наиболее важных умений, необходимых специалисту в данной деятельности, можно выделить следующие:

Гностические умения: изучать клиента и его проблему во взаимосвязи с эт-ноокружением; изучать специфику этносоциокультурной среды конкретного региона, особенности ценностно-нормативного содержания региональной культуры; изучать специфику моральных норм и принципов жизнедеятельности в конкретном регионе, этические нормы межкультурного взаимодействия в конкретном многонациональном регионе; оценивать свой профессиональный рост и развитие, контролировать свое поведение и соотносить его с этическими правилами и стандартами, обусловленными ценностно'-нормативным содержанием культуры конкретного региона.

Коммуникативные умения: умение устанавливать контакт с носителями другой культуры; умение развивать культуру межнационального общения, используя гуманистический потенциал этики представителей разных национальностей; умение выбора оптимальных способов поведения по отношению к представителям различных культур (отбор информации, композиционное построение диалога, построение вербального или невербального общения в связи с конкретной ситуацией).

Конструктивные умения: прогнозировать развитие личности в конкретной этнокультурной среде, моделировать ситуацию развития личности с учетом диагностики этнокультурной среды обитания; регулировать взаимозависимость в системе «личность - культура - общество».

Организаторские умения: организовывать жизнедеятельность клиента во взаимосвязи с этнокультурным окружением; привлекать общественность, специалистов различных ведомств, учреждений, организаций (на местном и республиканском уровне) для решения этносоциальной проблемы клиента; организовывать, планировать и контролировать работу, вести четкие и лаконичные записи.

4. Нравственные качества личности. Как мы отмечали, в профессиограмме специалиста социальной работы ведущее место занимает направленность его личности, рассматриваемая нами в качестве основного компонента. Направленность личности специалиста характеризуется определенными нравственными качествами, которые являются для данной деятельности профессионально важными качествами.

С учетом специфики деятельности в этнокультурной среде нами выделены качества, которые, с одной стороны, позволяли бы специалисту эффективно приспосабливаться к традициям, привычкам, образу мышления и действий представителей тех этнических групп, с которыми он имеет дело, а с другой - не входить в противоречие со своими нравственными нормами и убеждениями. К таким качествам можно отнести следующие: этнотолерантность, объективность, выдержка, нравственность, моральная ответственность, тактичность, честность, деликатность, доброжелательность, дипломатичность, справедливость, эмпатийность, альтруизм, интуиция, гибкость ума, находчивость, гражданственность и др.

Представленная профессиограмма включает в себя элементы на основе которых могут определяться содержательная характеристика готовности к социальной работе в этнокультурном пространстве и выделяться психолого-педагогические условия формирования профессионализма субъекта социально-помогающего труда.

Рассмотренные элементы отражают профессионально-личностные характеристики, способствующие успешной социально-помогающей деятельности в полиэтнической среде многонационального региона.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Антология социальной работы в России и на Ставрополье. Часть I / Сост. М.Н. Коныгина, Т.Ф. Маслова, Н.П. Клушина. - Ставрополь, 2002.

2. Антология социальной работы в России и на Ставрополье. Часть II / Сост. М.Н. Коныгина, Н.В. Овсянникова, В.С. Ткаченко, В.К. Шаповалов. - Ставрополь, 2005.

3. Коныгина М.Н. Этика социальной работы в многонациональном регионе. Программа спецкурса и методические рекомендации. - Ставрополь, 1999.

4. Коныгина М.Н. Практикум по этике социальной работы: Материалы для студентов I курса специальности 022100 «Социальная работа». - Ставрополь, 1999.

5. Коныгина М.Н. Этика социальной работы: Учебно-метод. материалы для студентов I курса специальности 022100 «Социальная работа». - Ставрополь, 1999.

6. Коныгина М.Н. Профессионально-этические основы социальной работы. Учебно-методическое пособие. - Ставрополь, 2002.

7. История социальной работы в России: Учебно-метод. материалы для студентов / Сост. М.Н. Коныгина. - Ставрополь, 1998.

И.И. Кобзарева НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРЕДПРОФИЛЬНЫХ И ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ ШКОЛЫ

Лингвистическое определение понятия «профиль» включает совокупность основных черт, характеризующих профессию, специальность, хозяйство. Исходя из данного определения, понятие «профильное обучение» мы рассматриваем как учебный труд, направленный на изучение образовательных областей, содержащих типические знания, умения и навыки, характерные для определенной сферы деятельности, профессии, специальности. Предпрофильные классы мы рассматриваем как классы, в которых проходит обучение, предшествующее профильному.

В связи с массовым введением в общеобразовательные школы страны профильного обучения поднялся целый пласт проблем, которые требуют своего исследования, в том числе и проблема направленности личности подростка.

Впервые в отечественной психологии понятие направленности личности ввел С.Л. Рубинштейн, который определил ее через установки и тенденции, потребности, интересы и мотивы. Он рассматривает направленность личности как совокупность различных тенденций, в основе которых лежат потребности, мотивы деятельности: «Проблема направленности - это, прежде всего, вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь, определяясь ее целями и задачами» [12, С.623].

Направленность личности - это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенное поведение и деятельность, достижение относительно сложных жизненных целей [6]; это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека» (В.В. Богословский [2]); один из компонентов структуры личности, который включает в себя несколько связанных форм: влечение, склонность, идеал, мировоззрение, убеждения, установки (К.К. Платонов [11]).

Исходя из определений, направленность личности - понимается как совокупность доминирующих у человека мотивов и потребностей, определяющих главную линию его поведения, деятельности и общения с людьми.

А.Н. Леонтьев отмечал значимость влияния мотивов на направленность личности и подчеркивал, что «одни мотивы, побуждая деятельность, придают ей личностный смысл (смыслообразующие мотивы). Другие, выполняя роль побудительных факторов, лишены смыслообразующей функции - мотивы-стимулы» [9].

Направленность формируется в онтогенезе, в процессе обучения и воспита-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.