Научная статья на тему 'Направленность личности учащихся, обучающихся в предпрофильных и профильных классах школы'

Направленность личности учащихся, обучающихся в предпрофильных и профильных классах школы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1901
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направленность личности учащихся, обучающихся в предпрофильных и профильных классах школы»

2. Антология социальной работы в России и на Ставрополье. Часть II / Сост. М.Н. Коныгина, Н.В. Овсянникова, В.С. Ткаченко, В.К. Шаповалов. - Ставрополь, 2005.

3. Коныгина М.Н. Этика социальной работы в многонациональном регионе. Программа спецкурса и методические рекомендации. - Ставрополь, 1999.

4. Коныгина М.Н. Практикум по этике социальной работы: Материалы для студентов I курса специальности 022100 «Социальная работа». - Ставрополь, 1999.

5. Коныгина М.Н. Этика социальной работы: Учебно-метод. материалы для студентов I курса специальности 022100 «Социальная работа». - Ставрополь, 1999.

6. Коныгина М.Н. Профессионально-этические основы социальной работы. Учебно-методическое пособие. - Ставрополь, 2002.

7. История социальной работы в России: Учебно-метод. материалы для студентов / Сост. М.Н. Коныгина. - Ставрополь, 1998.

И.И. Кобзарева НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРЕДПРОФИЛЬНЫХ И ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ ШКОЛЫ

Лингвистическое определение понятия «профиль» включает совокупность основных черт, характеризующих профессию, специальность, хозяйство. Исходя из данного определения, понятие «профильное обучение» мы рассматриваем как учебный труд, направленный на изучение образовательных областей, содержащих типические знания, умения и навыки, характерные для определенной сферы деятельности, профессии, специальности. Предпрофильные классы мы рассматриваем как классы, в которых проходит обучение, предшествующее профильному.

В связи с массовым введением в общеобразовательные школы страны профильного обучения поднялся целый пласт проблем, которые требуют своего исследования, в том числе и проблема направленности личности подростка.

Впервые в отечественной психологии понятие направленности личности ввел С.Л. Рубинштейн, который определил ее через установки и тенденции, потребности, интересы и мотивы. Он рассматривает направленность личности как совокупность различных тенденций, в основе которых лежат потребности, мотивы деятельности: «Проблема направленности - это, прежде всего, вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь, определяясь ее целями и задачами» [12, С.623].

Направленность личности - это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенное поведение и деятельность, достижение относительно сложных жизненных целей [6]; это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека» (В.В. Богословский [2]); один из компонентов структуры личности, который включает в себя несколько связанных форм: влечение, склонность, идеал, мировоззрение, убеждения, установки (К.К. Платонов [11]).

Исходя из определений, направленность личности - понимается как совокупность доминирующих у человека мотивов и потребностей, определяющих главную линию его поведения, деятельности и общения с людьми.

А.Н. Леонтьев отмечал значимость влияния мотивов на направленность личности и подчеркивал, что «одни мотивы, побуждая деятельность, придают ей личностный смысл (смыслообразующие мотивы). Другие, выполняя роль побудительных факторов, лишены смыслообразующей функции - мотивы-стимулы» [9].

Направленность формируется в онтогенезе, в процессе обучения и воспита-

ния молодых людей, при подготовке их к жизни, профессиональной и общественно полезной деятельности, служению своей Родине. Здесь важно, чтобы подрастающее поколение усвоило, что их личное, семейное благополучие, достижения в различных сферах деятельности и социальный статус взаимосвязаны с готовностью к служению своему народу и государству, в котором они живут.

Рассматривая устойчивую структуру поведения ребенка, Л.И. Божович [3] включает в нее закрепившуюся систему отношений, т.е. определенную систему побуждений. Воспитание устойчивых форм поведения ребенка зависит как от правильной организации поведения детей, так и от сформированности мотивов, обеспечивающих такое поведение.

Л.И. Божович, Д.П. Кайданов, В.Э. Чудновский выделяют три основных вида отношений: отношение к себе, к окружающим людям, отношение к делу. Этим трем видам отношений, считают они, соответствует три вида направленности личности [7, 8]: личная направленность (направленность на собственную личность) -создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает, занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует, на потребности окружающих его людей: игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников; направленность на взаимные действия (направленность на общение с другими людьми)- имеет место тогда, когда поступки человека определяется потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе, учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя может и не способствовать успешному выполнению задания, нередко его действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и его фактическая помощь может быть минимальной; деловая направленность (направленность на деловую активность) - отражает преобладание мотивов порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремится к сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи.

Установлено, что лица с направленностью на себя имеют следующие черты характера: больше заняты собой и своими чувствами, проблемами; делают необоснованные и поспешные выводы и предположения о других людях, также ведут себя в дискуссиях; пытаются навязать свою волю группе; окружающие в их присутствии не чувствуют себя свободно. Люди с направленностью на взаимные действия избегают прямого решения проблемы; уступают давлению группы; не высказывают оригинальных идей и не легко понять, что такой человек хочет выразить; не принимают на себя руководство, когда речь идет о выборе задач. Люди с деловой направленностью помогают отдельным членам группы выражать свои мысли; поддерживают группу, чтобы она достигла поставленной цели; легко и доступно излагают свои мысли и соображения; берут в свои руки руководство, когда речь идет о выборе задачи; не уклоняются от непосредственного решения проблемы.

Существуют и другие типологии направленности личности: эгоцентрический уровень, группоцентрический, просоциальный или гуманистический, духовный (Б.С. Братусь [4]); созидания, потребителя, разрушителя (Н.И. Рейнвальд [10]). Однако за основу нашего исследования была взята типология Л.И. Божович.

Направленность всегда социально обусловлена и формируется в онтогенезе в процессе обучения и воспитания, выступает как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности,

связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное от основной деятельности время (например, изобразительным творчеством, физическими упражнениями, рыбалкой, спортом и др.).

Проблема общей направленности тесно связана с проблемой профессиональной направленности личности. Эта проблема отражается в ряде работ таких авторов, как Н.В. Алишев [1], К.М. Гуревич [13], Т.Ф. Иванчик [5], А.П. Чернявская [14] и др.

В связи с введением в общеобразовательные школы России профильного обучения нас интересует проблема взаимосвязи и формирования личностной и профессиональной направленности подростков. Исследование проводилось нами на базе МОУ лицея № 5 города Ставрополя в течение двух лет. Всего приняло участие 452 учащихся 7-11 классов. Для решения задач диагностического плана были использованы следующие методики: «Методика выявления направленности личности» (В. Смекал, М. Кучера) и «Методика исследования профессиональной направленности школьников» (Е.М. Никиреев).

Целью проведения первой методики (В. Смекал, М. Кучера) было выявление определенного вида направленности личности по классификации предложенной Л.И. Божович и другими представители этого научного направления - Т.Е. Конни-ковой, В.Э. Чудновским [7, 8]. Опросник включал в себя 17 вопросов с тремя предполагаемыми альтернативами ответов. Испытуемый выбирал один из вариантов, фиксируя свой выбор. Обработка выполненного задания осуществлялась по сумме ответов с одинаковыми буквенными обозначениями и выявляла один из видов направленности (на собственную личность, на общение с другими людьми; на деловую активность). Этот тест-опросник универсален, практичен и позволяет получить достоверную информацию о направленности личности детей.

Анализ результатов «Методики выявления направленности личности» (В. Смекал, М. Кучера) показал, что в целом у подростков (13 -17 лет) самые низкий показатель по направленности «на других людей» (23,3%), затем идет направленность «на себя» (29,6%), а самый высокий показатель «на деловую активность» (47%). По-нашему мнению это обусловлено тем, что подросток, ориентируясь в мире, прежде всего, ориентируется на конечный результат, достижение которого определяет высокое положение в обществе. Затем он направляет свой взгляд на себя (каков я в этом мире?), и, наконец, на свое окружение (других людей).

Проследим динамику изменения видов направленности личности по возрастам. В 7-х классах самая высокая направленность «на деловую активность» 55% учащихся, 40% - направленность «на общение с другими людьми» и только 5% учащихся ориентированы «на себя» и свой внутренний мир. В 8-х классах результаты были распределены более равномерно: 35% учащихся имеют направленность «на себя», 35% -«на деловую активность» и 30% детей направлены «на других людьми». В 9, 10, 11 же классах наблюдается тенденция предрасположенности к направленностям «на деловую активность» (48%, 57%, 42%, 45%) и «на себя» (35%, 27%, 41%, 35%). На долю направленности «на других людей» остаётся только 16-17% и 20% испытуемых.

Таким образом, результаты показали, что направленность «на других людей» в сравнении с другими её видами самые низкие и в своем развитии напоминают дугу: нижние точки 16-17% (9-10 классах), а верхние 7-8 классы (40%, 30%) и в 11 классе (20%).

Четырнадцатилетний возраст (8 класс) является той границей, после которой подросток четко начинает определять направленность или на себя или на деловую активность. В этом возрасте все виды направленности распределены равномерно: «на себя» - 35%, «на других людей» - 30%, «на деловую активность» - 35%.

Направленность «на деловую активность» по сравнению с другими её видами во всех возрастах является ведущей. Только в восьмом и десятом классах она

находится на одном уровне с направленностью «на себя». Несмотря на данный факт, мы отметили, что самые высокие показатели направленности «на деловую активность» были выявлены в девятом классе (57%) и в седьмых классах (55%).

В направленности «на себя» выявлен одинаковый уровень развития в 8, 9, 11

- 35%, самый низкий показатель в 7 классе (5%), самый высокий в 10 классе (41%).

По-нашему мнению высокие показатели направленности на «деловую активность» обусловлены культом делового, рационального человека, который широко пропагандируется в средствах массовой информации.

Для изучения профессиональной направленности личности среди учащихся 7-11 классов нами была использована «Методика исследования профессиональной направленности школьников» (Е.М. Никиреев). Методика содержит 78 вопросов, отражающих познавательные интересы школьников разной направленности: физико-математической; химической; электро- и радиотехнической; географической; технической; литературной, филологической и журналистической; сельскохозяйственной и биологической; педагогической; исторической и общественной деятельности; медицинской и врачебной деятельности; домоводческой и сферы услуг; искусствоведческой; военной специализации. Результаты показали наиболее выраженные познавательные интересы. Соотнеся их с ранее использованными нами общими видам направленности (Л.И. Божович) мы увидели прямую связь между личностной и профессиональной направленностью учащихся 7-11 классов (таблица 1).

Таблица 1

Соотношение личностной и профессиональной направленности учащихся 7-11-х классов

Личностная направленность Профессиональная направленность личности (%)

2004-05 (7-9 кл.) 2005-06 (9-11 кл.)

На себя История - 30 Искусство - 20 Биология - 20 Итого: 23 История - 27 Искусство - 23 Биология - 13 Итого: 21

На других людей Сфера обслуживания - 36 Педагогика и воспитание-27 Итого: 31 Сфера обслуживания - 35 Педагогика и воспитание - 35 Итого: 35

На деловую активность Техника и радиотехника - 38 Математика и физика - 19 Военное дело - 14 Итого: 24 Техника и радиотехника - 58 Математика и физика - 35 Военное дело - 39 Итого: 44

У учащихся с личностной направленностью «на других людей» наблюдается приоритет профессий в сфере обслуживания, педагогики и воспитания детей. Очевидно, что данные профессии предполагают постоянное общение, взаимодействие с другими людьми, налаживание эмоционального контакта.

Учащиеся с преобладающей «деловой активностью» или направленностью на результат определенной деятельности отличаются интересами в сфере техники и радиотехники, математики и военного дела. В данных профессиональных сферах результат является важнейшим и неотъемлемым компонентом деятельности.

Учащиеся с направленностью «на себя» проявили предрасположенность к истории, биологии, сельскому хозяйству и к сфере искусства. На данном этапе исследования трудно обосновать, почему интерес проявляется именно в данных сферах профессиональной деятельности. Но мы можем предположить, что данные профессии не направлены ни на какой-то определенный результат, ни на общение с людьми, поэтому именно внутренний мир человека начинает играть главенствующую роль.

Рассмотрим результаты диагностики профессиональной направленности личности в предпрофильных и профильных классах школы. Направленность «на себя» в большей степени развита в предпрофильных классах (7-9 кл.), на «других

людей» и на «деловую активность» в профильных классах школы (9-11 кл.). Это связано, по нашему мнению, с возрастными особенностями подростков (выбор профиля дальнейшего обучения - 9 класс; выбор будущей профессии - 11 класс; чувство взрослости, юношеский максимализм и т.д.).

В сводной таблице 1 хорошо видны общие тенденции соотношения личностной и профессиональной направленности учащихся 7-11 классов. Подростки с направленностью «на себя», обучающиеся как в предпрофильных классах (7-9 кл.) так и в профильных классах (9-11 кл.) в большей степени проявляют интерес к истории (30%, 27%), к искусству (20%, 23%) и к биологии (20%, 13%). Учащиеся с направленностью «на других людей» обладают соответственно профессиональной направленностью в сфере обслуживания (36%, 35%) и педагогики (27%, 35%). Показатели направленности «на деловую активность» самые высокие (интерес к технике и радиотехнике - 38%, 58%; математике и физике - 19%, 35%; военному делу -14%, 39%). Отметим, что направленность на «деловую активность» в большей степени проявляется в профильных классах школы. Мы считаем, что это связано с подготовкой к выбору будущей профессии, а также повышением материальных благ, престижности, профессий, включающих данные профессиональные интересы.

Таким образом, люди с направленностью «на деловую активность», как правило, выбирают деятельность, в которой четко выражен и значим результат. Проявляется в большей степени в профильных классах школы. Это сфера точных дисциплин. Из учащихся с данной направленностью получатся такие специалисты, как инженеры, техники, программисты, научные работники, военные специалисты.

Учащиеся с направленностью «на себя» имеют профессиональную направленность на искусство, историю и биологию. Проявляется в большей степени в предпрофильных классах школы. Скорее всего, именно данные предметы позволяют в этом возрасте учащимся расширить свой кругозор, повысить эрудированность. Подросток стремится к личностному первенству, престижу и самоутверждению. Именно в этом возрасте учащиеся получают общие знания о мире и подходят к выбору профиля дальнейшего своего обучения.

Подростки с направленностью «на других людей» предрасположены к профессиям, требующим постоянного общения, взаимодействия и обладают профессиональной направленностью в сфере обслуживания, педагогики. Данная направленность проявляется в большей мере в профильных классах школы. Для таких учащихся наиболее подходящей станет работа в области образования (учитель, воспитатель, библиотекарь и т.д.) и в сфере обслуживания (продавцы, парикмахеры, официанты и т.д.).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Алишев Н.В., Широков В.Д. Общие основы построения исследования // Профориентация и профотбор молодежи на рабочие профессии / Под ред. Н.В. Алишева.

- М., 1987. - 167с.

2. Богословский В.В. Общая психология. - М.: Просвещение, 1981. - 264с.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование. - М., 1968. - 464с.

4. Братусь Б.С. К проблеме нравственного сознания в культуре в культуре уходящего века // Вопросы психологии. - 1993. - №1.

5. Иванчик Т.Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности // Актуальные проблемы социальной психологии: Материалы всесоюзного симпозиума. - Кострома, 1986. - С.46-48.

6. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М..: Политиздат, 1985.

7. Кайданов Д.П., Суименко Е.И. Актуальные проблемы социологии труда.

М., 1974. - 238с.

8. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. Учеб. пособие для пед. ин-тов. - М., 1976. - 175с.

9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977. - 304с.

10. Нолицу ЗА. Установление психологического контакта педагогов с учащимися // Психология учителя: Тез. докл. к 7 съезду общества психологов СССР. - М., 1989.

11. Платонов К.К. Структура и развитие личности / Отв. ред. А.Д. Глоточ-кин. - М.: ИП АН СССР, 1986. - 254с.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1946.

13. Рейнвальд Н.И. Психология личности. - М., 1987.

14. Чудновский В.Э. К вопросу психологической сущности устойчивости личности // Вопросы психологии. - 1978. - №2.

Т.Н. Банщикова ОПЫТ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Профессиональная деятельность педагога в условиях увеличения инновационных преобразований, инновационных методов обучения, воспитания требует коренного пересмотра требований к профессионализму и конкурентоспособности современного специалиста, требований к его профессиональному росту и мастерству.

Разработка проблемы личностно-профессионального развития современного педагога обусловила необходимость оценки значимости опыта в процессе самодвижения субъекта к профессиональному и личностному акме, к достижению им профессионального мастерства.

Что представляет собой опыт? В акмеологических и психологических исследованиях можно найти различные подходы к его определению. Так Б.Г. Ананьев [1] под опытом понимает «систему семантик, пусковой механизм, благодаря которому активно используются, адаптируются и усваиваются на личностном уровне сложные действия; объединяющее системное основание, которое позволяет интегрировать в единое целое усвоенные человеком отдельные действия». Как распред-меченная в сознании человека его деятельность - определяет понятие «опыт» А.И. Турчинов [8]. Ф.С. Исмагилова [2] считает, что опыт - это субъективное отражение, основанное на практике чувственно-эмпирического познания объективной действительности; психологическое единство усвоенных человеком в процессе его жизнедеятельности знаний, умений и навыков, а также сформировавшихся на этой основе субъективных представлений, оценок, обобщений, установок, смыслов.

Наиболее распространенным, по мнению ряда ученых, является определение опыта, которое дал в своей концепции структуры личности К.К. Платонов: «Вторая подструктура объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически обусловленных свойств личности. Эту подструктуру иногда называют «индивидуальной культурой», но ее можно кратко назвать «опытом» [6].

Идея оценки значимости опыта в развитии личности наибольшую разработку получила в психологических и акмеологических исследованиях (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Б.С. Братусь, А.А. Деркач, Ф.С. Исмагилова, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, Б.Ф. Ломов, А.К. Маркова, Ю.К. Стрелков и др.). Вместе с тем, до сих пор отсутствует однозначный подход к определению содержания данного феномена. Наибольший интерес для нашего исследования представляют точки зрения, согласно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.