ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
УДК 378.1+37.013.42 Т.С. Базарова
РЕГИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»
Статья раскрывает специфику и особенности профессиональной подготовки социального работника в вузе. Рассматривается содержание образования с учетом профессиональной деятельности будущего специалиста в поликультурном регионе. Представлена характеристика регионального компонента образовательной программы по направлению «социальная работа» в Бурятском государственном университете.
Ключевые слова: социальная работа, социальный работник, профессиональная подготовка, содержание образования, региональный компонент, этнокультурная среда, система социальной защиты населения.
T.S. Bazarova
THE REGIONAL ORIENTATION OF EDUCATIONAL CONTENT IN THE COURSE «SOCIAL WORK»
The article reveals the specific character and features of professional training of social worker in a higher education institution. The article deals with the content of education in consideration with professional activity of future expert in a multicultural region. The characteristic of regional component of the educational program in the course «social work» at the Buryat state university has been presented.
Keywords: social work, social worker, professional training, content of education, regional component, ethnocultural environment, system of social protection of the population.
Проблема соотношения национальных и интернациональных компонентов содержания образования и воспитания является актуальной в профессиональной подготовке будущих специалистов по социальной работе.
Одной из ведущих детерминант содержания образования является
его цель, в которой находят концентрированное выражение как интересы общества, так и интересы личности.
Исходя из разработанной нами модели социального работника система его профессиональной подготовки в вузе направлена на формирование профессионально
компетентной личности социального работника и характеризуется усилением региональной направленности содержания образования, обусловленного спецификой полиэтнического региона.
При определении содержания подготовки специалиста в области социальной работы необходимо учитывать несколько особенностей:
Социальный работник имеет дело с различными социальными группами граждан, отличающимися поведением, поступками и социальными ориентирами, обусловленными возрастом и социальным статусом (молодежь, люди среднего возраста, пожилые, инвалиды).
Необходимость органического объединения общего гуманитарного знания, эмоционального восприятия и конкретных человеческих проблем того или иного члена общества связана не только с личностными качествами будущего специалиста, играющими в его формировании не последнюю роль, но и с организацией и управлением учебно-воспитательного процесса.
Формирование определенного стиля профессиональной деятельности, основанного на глубоких фундаментальных знаниях, учете конкретной обстановки, юридических знаниях, умении решать социальные задачи, опирается на авторитет закона, поддержку органов административного управления и социального обеспечения
[5].
Таким образом, в процессе проектирования содержания подготовки специалиста социальной
сферы на основе сопоставительного анализа модели деятельности и личности специалиста прослеживается следующая последовательность:
• Анализ профессиональных функций на основе изучения нормативных документов, наблюдения за деятельностью, изучения типичных ошибок и затруднений в работе специалиста, прогнозов развития отрасли с учетом современных достижений и функций специалиста экспертных прогнозов;
• Выявление профессиональных умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение трудовых функций;
• Систематизация совокупности знаний, умений и навыков в содержании учебных дисциплин, установление интегративных связей, определение соотношения теоретических и практических занятий, обеспечивающих успешное овладение знаниями и умениями, учет федерального и регионального компонентов при разработке учебных планов и программ;
• Разработка системы практических работ, направленных на формирование профессиональных умений [4, с.148].
Анализируя существующие точки зрения на содержание образования [2], мы выделили в качестве основополагающих следующие понятия:
- личность как фундаментальная категория человековедения, быть и признаваться личностью;
- сущность и специфика социальной работы, критерии ее реализации и качества, диагностика ее эффективности;
- логико-операционный и эмоционально-коммуникативный компоненты социальной работы, соотношение базовой и специальной профессиональной деятельности, условия решения трудной жизненной ситуации через деятельность и самоактуализацию собственных жизненных сил;
- трудная жизненная ситуация как центральное звено в системе профессионального анализа и ее рефлексия специалистом социальной работы;
- прогноз развития трудной жизненной ситуации на основе закономерностей социальной работы, примеры профессиональных решений;
- эмпирические и теоретические методы исследования социальной работы: наблюдение, эксперимент, моделирование и т.д.;
- личностный опыт клиента как опыт решения им трудных жизненных ситуаций.
В виду того, что социальная работа является профессией комплексной, синтетической, программы подготовки специалистов строятся на междисциплинарной, интегративной основе и включают общие цели социальной работы: знания об обществе, его социальной политике и структуре, характере и механизмах управления и регулирования социальными процессами, влияние особенностей социальной структуры на характер и специфику самих социальных проблем, изучение различных уровней и разнообразных форм жизнедеятельности, отношений человека, базовые элементы знаний из различных областей гуманитарных наук (философии, исто-
рии, психологии, педагогики, политологии, культурологии, медицины, права, этики и др.).
В нашей стране подготовка социальных работников является новым делом для высшей школы. К настоящему времени определены функции социального работника и его профессиональное назначение, сформулированы требования к его профессиональной подготовке в виде квалификационной характеристики, выработаны общие рекомендации к содержанию образования в виде учебного плана, построенного по блочному принципу.
Содержание основной образовательной программы конкретизируется и дополняется национально-региональным компонентом, учитывающим возможности и особенности условий республики, предусматривает дисциплины, определяемые спецификой учебного заведения.
Важными составляющими образовательной программы регионального университета являются:
- характеристика региона как целостной социально-экономической, политической, социокультурной системы;
- характеристика региона как этнокультурной среды;
- характеристика системы социальной защиты населения региона;
- характеристика регионального университета, осуществляющего профессиональную подготовку;
- характеристика содержания образования, отражающая региональные особенности.
Представим некоторые характеристики.
Специалисты социальной сферы должны быть компетентными в отношении культуры и ее специфики в человеческом поведении и в обществе, иметь базу знаний о культуре их клиентов; совершенствовать свои знания о природе социальных различий, проявлять уважительное отношение к расе, этнической принадлежности, цвету кожи, полу, сексуальной ориентации, возрасту, семейному положению, политическим и религиозным убеждениям, умственным или физическим отклонениям.
Мы отмечаем, что профессионально-этическая направленность специалиста по социальной работе в полиэтническом регионе характеризуется осознанием и личностным принятием ценностей и норм данной деятельности; осмыслением значимости гуманистической этики в процессе межнационального общения; принятием творческого характера труда, активной моральной позицией субъектов деятельности, самоопределением в процессе конкретной профессиональной деятельности.
Характеризуя особенности профессиональной деятельности социального работника в полиэтническом регионе, необходимо отметить, что выполнение им профессиональных функций преломляются через условия его функционирования - этнокультурную среду, которая определяется как содержание окружающего индивида пространства, особенности которого заданы компонентами этнической культуры (языковой, этнопсихологической, соционор-
мативной, компонентой материальной культуры), концентрирующей в себе систему ценностей, которая лежит в основе норм, стандартов и правил поведения этнического общества [3, с. 67]. В практической деятельности они выступают предметом исследования социального работника.
Языковая компонента является особой формой отражения действительности и специфическим фактором интегрированности этноса, через которую структурируется система моральных ценностей и идеологических установок в обществе. Знание языка основного этноса, в окружении которого живет человек, - это важнейший элемент культуры межнационального общения. В Бурятии, несмотря на существование двух государственных языков - русского и бурятского, деловое общение осуществляется, в основном, на русском языке. Поэтому специалисту по социальной работе, действующему в многонациональной республике, в данном процессе отводится особая роль. Выполняя функциональные обязанности, он не только должен учитывать специфику этических норм общения в этнокультурной среде, но и, используя гуманистический потенциал этики общения различных этнических культур, развивать и обогащать культуру межнационального общения, этические нормы взаимоотношений.
Этнопсихологическая компонента отражает установки людей относительно внутри- и межнационального общения и играет важную роль в процессе культурного взаимодействия. Изучение
данной компоненты позволяет специалисту учитывать стереотипы поведения представителей различных этносов и их влияние на жизнедеятельность как отдельного члена общества, так и этнической группы в целом.
Социальным работникам Бурятии следует учитывать некоторые особенности национальной, этнической психологии бурят, эвенков, сойотов и старообрядцев (семей-ских), забайкальских казаков.
В структуру компонентов национальной психологии, как известно, входят мотивационно-фоновые, интеллектуально-
познавательные, эмоционально-волевые, коммуникативно-
поведенческие и национально-психологические особенности, проявляющиеся как результат непосредственного реагирования психики представителей конкретных этнических общностей на воздействия окружающей среды. Следовательно, у многих людей в общении, в поведении, в искусстве и спорте названные компоненты национальной психологии проявляются в различной степени, а у социально незащищенных людей они чаще всего выступают открыто.
В данном контексте необходимо учитывать такое понятие, как менталитет, существенно влияющий на процесс профессионализации будущего специалиста.
Ментальность рассматривается как исторически складывающаяся структура, определяющая мысли, чувства, поведение людей, их ценности. Менталитет формируется из сложного сочетания таких компонентов, как этнос (народ, племя,
народность, нация), культура, религия, наука, искусство, и не может быть сведен ни к одному из них, т.е. всегда носит сложный интегративный и целостный характер. Если исходить из исторических аспектов развития нашей республики, то сегодня можно говорить о сложившемся региональном менталитете. Ученые давно признают, что в Сибири сложилась новая, отличная от великороссов, этническая общность, которая рассматривается как результат культурного взаимодействия и ассимиляции пришлого и местного населения. Необходимо учитывать и понять особенную «ткань» жизненного мира обитателей региона около озера Байкал, которая образуется комплексом таких важнных для людей всех стран понятий, как родина, семья, государство, долг, право, свобода, которые образуют систему, функционально призванную обеспечивать наилучшую адаптацию данной человеческой общности в занимаемой ею экологической нише и выражающую пассионарно-энергетические возможности конкретного общества [6, с. 121].
Компонента материальной культуры отражает специфику трудовой деятельности, которая оказывает воздействие на общественные и семейно-бытовые формы культуры, психологию и ментальные характеристики личности, исследование которых является важным показателем в системном изучении личностных параметров клиента и его проблемы, в разработке оптимальных стратегий социальной помощи в конкретной ситуации.
В деятельности специалиста по социальной работе особое место занимает изучение соционорма-тивной компоненты этнической культуры, т.к. именно данная компонента обусловливает детерминацию и регуляцию человеческого поведения через групповой социальный опыт, аккумулированный поколениями людей. Профессиональная деятельность специалиста по социальной работе невозможна без знаний ценностно-
нормативного содержания этнических культур представителей всех национальностей, проживающих в Бурятии. Зачастую этнические особенности поведения проявляются в простейших жизненных ситуациях, в которых непонимание между людьми может привести к этносоциальным конфликтам.
Ориентация современного образования на культуру жизнедеятельности человека в основных сферах общества предполагает освоение доминирующего типа деятельности данной сферы общественной жизни, соответствующих ей видов деятельности, а также качество ее осуществления. При этом следует учитывать фундаментальное значение, во-первых, влияния типа базовых социальных отношений - характера взаимозависимости людей по поводу средств к жизни, жизненного пространства, которые определяют социальную культуру их взаимодействия, сосуществования в рамках определенного социального пространства - времени; во-вторых, национально-культурный облик народа (народов), составляющего большинство населения данного государства, состава его
общества, что определяет корневую систему констант этнокульту-ры, определяющей духовный облик и образ жизни людей, на которые не может не ориентироваться, не опираться образование. Наконец, в-третьих, культура жизнедеятельности во всех сферах жизни общества испытывает влияние глобальных процессов современности, прежде всего - коммуникационных взаимодействий, информационного взаимовлияния. Все это формирует на новой сетевой социоцентричной основе современное содержание и формы образовательной деятельности, задает новые стратегии и технологии оценки качества образования, для которых базовым становится принцип культуроцентричности.
Культура - это, прежде всего, основные принципы отношения человека к окружающему миру и самому себе, это такой комплекс социальных связей, воссоздание которого осуществляется по определенной, канонической матрице. Она носит характер устойчивых, относительно неизменных традиций взаимодействия человека и природы, индивида и социума. Вследствие этого мир дан каждому входящему в него человеку как уже сотворенный. Деятельность людей направлена на воссоздание, воспроизводство уже созданных образцов культуры, их развитие и обогащение.
Традиционная бурятская культура представляет собой сложный, противоречивый, развивающийся процесс. В качестве объективной основы этого типа культуры выявляется специфическое для нашего региона и Центральной Азии
триединое деятельностное отношение человека к природе, обществу и самому себе.
Этические нормы охватывают самые разные стороны деятельности специалиста по социальной работе, осуществляющего свою профессиональную деятельность в многонациональном регионе. Это такие процессы, как диагностика этнокультурной среды обитания клиента, его проблемы, регуляция взаимодействия в системе «личность - культура - общество», профилактика национальных конфликтов, взаимодействие с представителями разных культурных традиций и др.
Таким образом, важными составляющими содержания профессиональной подготовки будущего специалиста по социальной работе являются предпосылки и условия социокультурных, исторических, этнических и других оснований социальной поддержки человека, тенденции и особенности регионального менталитета, общие и особенные характеристики профессиональной деятельности социальных работников в полиэтническом регионе.
Обязательным компонентом содержания образования выступает характеристика системы социальной защиты населения Республики Бурятия т.к. сама социальная работа может быть представлена как процесс социального научения, в ходе которого люди изучают культуру, овладевают навыками социального поведения, включаются в экономические и общественные отношения.
Сегодня создана фундаментальная основа деятельности сис-
темы социальной защиты населения республики - нормативной, правовой, административной, материальной - для реализации принципов адресного подхода (именно с учетом уровня среднедушевого дохода) при определении права граждан на получение социальных гарантий и решения задач в сфере повышения доступности и качества государственных услуг.
Основные направления:
• Реализация конкретных мероприятий по преодолению последствий кризиса, где основное внимание сконцентрировано на поддержании социальной стабильности.
• Реализация Республиканской целевой программы «Повышение доступности и качества государственных услуг в сфере социальной поддержки населения в Республике Бурятия на 2009-2011 годы (автоматизация работы клиентских служб)».
• Реализация закона «О социальном обслуживании населения в Республике Бурятия». Основополагающим является тот факт, что введена в действие система оценки индивидуальной нуждаемости граждан в социальных услугах.
• Социальная и трудовая реабилитация инвалидов, пожилых граждан. В целях создания безбарьерной среды жизнедеятельности для граждан с ограниченными возможностями проводится работа по обеспечению равной доступности объектов социальной сферы, в том числе и на муниципальном уровне.
• Развитие кадрового потенциала отрасли. В настоящее время
в связи с модернизацией деятельности отрасли, реализацией новых направлений развития социальной защиты населения назрела необходимость усилить информационную работу среди сотрудников отрасли, уделять больше внимания повышению профессионального уровня специалистов, активизировать деятельность кадровых служб в плане проведения учебы сотрудников внутри учреждения, усиливать методическую работу, интенсивно обмениваться опытом [1].
Таким образом, становление социальной работы в России как специализированного института и особой профессии вызвано не только возросшими запросами населения на социальную поддержку, но и изменением их содержания: приобретении ими индивидуально-личностной окраски социокультурного, экономического, национально-этнического, материально-бытового характера, обусловленностью более опосредованными условиями их удовлетворения, усложненным переплетением личностных и социальных проблем. Эти новые тенденции в области социального заказа становятся определяющими при формировании современной концепции профессионального образования в области социальной работы, которая должна готовить людей к принятию решений в условиях неопределенности и кризисных условиях, иметь опережающий характер и базироваться на сохранении всего положительного, характерного для традиционной системы образования.
В качестве дидактических принципов социальной работы выделяют:
- принцип целенаправленности, определяющий необходимость формирования целей деятельности;
- принцип систематичности и последовательности в формировании знаний, умений и навыков в процессе социального научения;
- принцип дифференциации и индивидуализации, обеспечивающий эффективность социального научения; принцип наглядности и практической направленности, при котором социальное научение становится более доступным и действенным.
Таким образом, характеристика системы социальной защиты населения является неотъемлемой частью дидактической системы профессиональной подготовки специалиста.
Определяющую роль в данной системе мы отводим образовательному учреждению, выступающему в качестве основной методологической и методической базы для реализации педагогического процесса.
Бурятский государственный университет (БГУ) - один из старейших вузов Сибири - является системообразующим учебным заведением, так как готовит кадры для всех органов образования, науки, управления, экономики, здравоохранения, социальной сферы и т.д.
Одним из основополагающих принципов университета является реализация системы непрерывной подготовки научных и научно-педагогических кадров: от школ,
колледжей к университету, аспирантуре, докторантуре.
Бурятский государственный университет располагает самым крупным научным потенциалом в Байкальском регионе. В нем осуществляются практически все виды фундаментальных исследований - от философии до физики плазмы. На многих кафедрах ведутся прикладные и инновационные исследования. В университете сложились ведущие научные школы мирового уровня в области физики конденсированного состояния, ботаники, орнитологии, истории, монголоведения, социологии, философии, литературы, лингвистики, педагогики. Сегодня проведение научных исследований в БГУ рассматривается в прямой связи с их влиянием на повышение качества подготовки студентов.
Таким образом, Бурятский государственный университет обладает всеми необходимыми условиями для эффективной профессиональной подготовки будущих специалистов.
Исходя из вышепредставлен-ных характеристик, рассмотрим содержание образования, разработанного и внедренного в рамках нашей концепции.
Специфика профессиональной деятельности социального работника в полиэтническом регионе предполагает рассмотрение отдельных вопросов по общей и профессиональной подготовке, а также выделение ряда предметов, интегрирующих профессиональные знания по рассматриваемой проблеме в специальной подготовке.
В блоке общей подготовки, в учебных дисциплинах гуманитарного, естественно-научного и математического направлений, мы выделяем вопросы о социально-экономических, политических, исторических, социокультурных и национально-этнических особенностях региона; знания о способах передачи социального опыта в этнических сообществах, базисных ценностей национальных культур и их значении в развитии современного общества.
В блоке общепрофессиональных и специальных дисциплин, таких как теория социальной работы, история социальной работы, технология социальной работы, социология, педагогика, психология, профессионально-этические основы социальной работы, конфликтология, семьеведение, социальная экология, социальная демография и др., учитываются объективные региональные условия жизни различных возрастных и социальных групп населения; этнические особенности ценностных ориентаций в сфере труда, быта, досуга; особенности культурных и социальных возможностей при оказании помощи инвалидам и престарелым; культурно-
исторические и этнонациональные особенности региона в создании условий для самореализации человека на всех возрастных этапах.
Так, содержание учебной дисциплины «История социальной работы» включает следующие вопросы:
- Древнейшие формы помощи и поддержки у бурят.
- Купцы-меценаты в Бурятии.
- Основные формы помощи и поддержки в советской Бурятии.
- Региональные модели социальной работы.
Курс «Технологии социальной работы» направлен на выявление особенностей реализации социальных технологий в учреждениях РБ:
- «Проблемы применения методов социальной работы в практике учреждений РБ»;
- «Внедрение инновационных технологий социальной работы в РБ»;
- «Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста на дому в г. Улан-Удэ»;
- «Особенности социальной работы с пожилыми людьми в стационарных учреждениях РБ»;
- «Проблемы организации самопомощи инвалидам на примере деятельности общественных организаций РБ («Благотворительный Фонд», «Фонд создания безбарьерной среды» и др.).
В рамках учебной дисциплины «Опыт организационно-
административной работы социальных служб, учреждений и организаций» изучается нормативно-правовая база системы социальной защиты населения РБ и опыт ее функционирования.
Курс «Проблемы социальной работы с молодежью» рассматривает особенности реализации государственной молодежной политики в РБ, потребности молодежного рынка труда, проблемы возвратной миграции, профилактики ВИЧ/СПИД и др.
Особенности моделирования и прогнозирования социальных процессов в республике выявляют
студенты на занятиях одноименной дисциплины, где также развивают умения и навыки социального проектирования, направленного на решение актуальных социальных проблем региона.
Гендерология предусматривает изучение прав женщин, анализ гендерных стереотипов в республиканских СМИ, гендерных аспектов политики в РБ.
Мы представили только несколько примеров, актуализирующих национально-региональный компонент в содержании учебных дисциплин, предусмотренных ГО-Сом. Объем, место и роль данного материала регулируются целями и задачами изучения каждой дисциплины.
Содержание национально-регионального компонента Госстандарта, отражающее региональные особенности подготовки специалистов по социальной работе, определено нами в перечне учебных дисциплин, реализуемых в Бурятском государственном университете:
- характеристика региональных особенностей РБ, анализ социального положения различных категорий населения («История Бурятии», «История политических партий», «Политические отношения в регионе», «Концепция устойчивого развития», «Социальная этнография», «Религиоведение», «Социология управления в социальной сфере», «Проблемы демографии в социальной работе»);
- анализ функционирования системы социальной защиты: характеристика деятельности различных социальных учреждений; особенности социального обслу-
живания инвалидов и пожилых людей; социальная поддержка семьи и детства, молодежи; социальная помощь людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, традиции благотворительной деятельности и меценатства («Информационные технологии в социальной сфере», «Социальная работа по месту жительства», «Социальные технологии работы с мигрантами и беженцами», «Социальное страхование», «Пенсионное обеспечение», «Социальная работа с пожилыми людьми», «Социальная работа с молодежью девиантного поведения», «Социальная работа в сельской местности»);
- рассмотрение возможностей и перспектив реализации в республике инновационного зарубежного и российского опыта социальной работы («Зарубежный опыт социальной работы», «Социальная работа на английском языке», «Социальная работа на немецком языке», «Социальные инновации»);
- развитие социального партнерства в решении социальных проблем («Паблик рилейшнз»);
- анализ особенностей профессиональной деятельности социального работника в условиях полиэтнического региона («Социальные технологии в условиях межэтнического конфликта», «Организация досуговой деятельности с детьми и подростками», «Содержание и формы социально-педагогической работы в летних оздоровительных лагерях», «Специальные разделы психологии», «Специальные разделы педагогики», «Политический менеждмент»,
«Социально-психологическое консультирование», «Основы психотерапии», «Практическая психология в деятельности социального работника»);
- региональные аспекты профессионально-личностного развития специалиста («Введение в специальность», «Коммуникативные умения», «Основы организации самостоятельной работы студентов», «Логические основы аргументации», «Профессионально-личностное развитие социального работника», «Бурятский язык», «Китайский язык», «Методологические основы социальной работы», «Методика проведения педагогического исследования», «Технологии делопроизводства», «Риторика», «Прикладная социология», «Этикет», «Технологии проектирования и прогнозирования»).
Более полное отражение национально-региональный компонент находит в содержании учебных дисциплин специализаций, введенных нами по специальности «социальная работа» в Бурятском госуниверситете («Региональные аспекты социальной работы», «Менеджмент социальной работы», «Социальная работа с семьей и детьми», «Социально-правовая защита населения»), которое призвано аккумулировать весь образовательный потенциал педагогического процесса с целью обеспечения его региональной направленности. Учебные программы специализаций построены по модульному принципу, имеют ярко выраженный практикоориентиро-ванный характер и направлены на развитие профессиональных компетенций, основы которых закла-
дывались в процессе изучения других предметов. Во время обучения по специализациям студенты проходят подготовку для прохождения стажировки на конкретном рабочем месте.
Рассмотрим содержание образования на примере специализации «Региональные аспекты социальной работы», которая включает следующие учебные дисциплины:
- Регионоведение;
- Этнология;
- Политические процессы в регионе;
- Этносоциология;
- Анализ и мониторинг социальных проблем в регионе;
- Региональные особенности социальной работы.
Таким образом, содержание профессиональной образовательной программы по специальности «социальная работа» в Бурятском государственном университете отражает цель и задачи профессиональной подготовки специалиста, осуществляющего свою дея-
тельность в полиэтническом регионе.
Литература
1. Итоги работы системы социальной защиты населения Республики Бурятия за 2008 г. [Электронный ресурс] - Улан-Удэ, 20 февраля 2009 г. - Режим доступа: http:// www. egov-buryatia. ru
2. Клушина Н. П. Профессиональная подготовка специалистов социальной работы в системе высшего профессионального образования. - Ставрополь: Изд-во Сев.-Кавк. гос. техн. ун-та, 2001. - 186 с.
3. Коныгина М. Н. Подготовка специалиста по социальной работе в этнокультурной среде. - Ставрополь, 1998. -182 с.
4. Мухаметзянова Г. В. Подготовка специалиста социальной сферы: региональный аспект. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2004. - 284 с.
5. Поликарпова А. И. Психолого-педагогические условия подготовки специалиста по социальной работе к деятельности в службе занятости населения: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Ставроп. гос. ун-т. - Ставрополь, 2000. -24 с.
6. Урбанаева И. С. К концепции байкальской культуры: идея суперэтнической традиции // Философия и история культуры: национальный аспект. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1992. - 177 с.
Базарова Татьяна Содномовна, доктор педагогических наук, доцент, декан социально-психологического факультета Бурятского госуниверситета. Р.т. (301-2) 212649.
Bazarova Tatyana Sodnomovna, doctor of pedagogical sciences, associate professor, dean of the social-pedagogical faculty, Buryat State University.
УДК 316.356.2 Д.Д. Бадараев, А.В. Винокурова, Д. Энхболд
ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОНГОЛЬСКОЙ СЕМЬИ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
В данной работе рассматриваются основные тенденции изменения ценностных ориентаций семьи в контексте трансформационных процессов, происходящих в современном монгольском обществе. При этом главное внимание уделено характеристике факторов социальной среды, способствующих преобразованиям в сфере семейной жизнедеятельности. Также анализируется содержание и на-