Научная статья на тему 'Правовая направленность социальной работы как социально-помогающей деятельности'

Правовая направленность социальной работы как социально-помогающей деятельности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1359
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТЫ / ПРАВА ОБЪЕКТА И СУБЪЕКТА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ / ПОТРЕБНОСТИ КЛИЕНТА / ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовая направленность социальной работы как социально-помогающей деятельности»

способным в силу тех или иных причин обеспечить свое существование. Осуществляется в денежном и натуральном виде, финансируется за счет общих налоговых поступлений.

Так же необходимо отметить, что объектами системы социальной защиты являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: пожилые люди, пенсионеры, инвалиды, дети и люди, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию, безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы, переселенцы и другие. В свою очередь, субъектами системы социальной защиты выступают организации и люди, которые ведут социальную работу. В широком смысле - это государство и различные общественные организации, в более узком смысле - специализированные учреждения и в конечном счете люди, работающие в них.

Библиографический список

1. Абросимова Б.А. О благотворительных организациях в России // Советское государство и право. 1992. № 1.

2. Вишняков Н. Общественная и частная благотворительность // Православное обозрение. - 1879. - № 8.

3. Иванов Л.М. К вопросу о страховании рабочих в России 19-20 веков // Труды Ленинградского отделения Института истории СССР. - Л., 1971. № 12.

4. Фирсов М.В. Антология социальной работы: в V т. // Т. I. История социальной помощи в России - М., 1994.

5. Социальная защита в России: правовые вопросы // Т.К. Миронова. - М., 2004. - 275 с.

6. Журнал Императорского человеколюбивого общества // Орган Комитета ИЧО по ученой части. - СПб., 1817-1826.

7. Государственные учреждения и общественные организации СССР: история и современность: Сб. статей. - М., 1985.

М.Н. Коныгина А.В. Коныгина

ПРАВОВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК СОЦИАЛЬНО-ПОМОГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ключевые слова: социальная работы, права объекта и субъекта социальной помощи, потребности клиента, правовая помощь в социальной работе.

Наличие социально неустойчивых групп населения, не способных самостоятельно решить трудную жизненную ситуацию из-за отсутствия собственных ресурсов жизнеобеспечения (как материальных, так и психических), всегда определяло общественную потребность в формировании социальных практик (благотворительность, общественное призрение, социальное обеспечение, социальная работа и др.) по поддержке и защите нуждающихся в социальной помощи. Основу таких практик составляет специфическая

© Коныгина М.Н., Коныгина А.В., 2013

социальная деятельность (социально-помогающая деятельность), направленная на распределение и перераспределение общественных ресурсов, позволяющих решать социальные проблемы, обусловленные наличием социально-уязвимых групп населения, неспособных самостоятельно преодолеть трудную жизненную ситуацию из-за отсутствия или недостатка ресурсов жизнедеятельности.

Востребованная обществом, заданная его базовыми потребностями, социально-помогающая деятельность представляет собой процесс оказания социальной помощи в конкретных социально-экономических, социально-политических и социокультурных условиях общества, направленный на решение социальных проблем средствами социальной помощи, способствующей целостности и устойчивости общественного развития. Эволюционируя и изменяясь, социально-помогающая деятельность, в разных ее формах и видах (общинная помощь, милостыня, княжеское нищелюбие, церковно-монастырское призрение, благотворительность, общественное призрение, социальное обеспечение), всегда выступала одним из факторов стабилизации социальных отношений, так как была направлена на решение социальных проблем средствами социальной помощи, приводящей к благоприятным социальным изменениям и общественной стабилизации.

В рыночных условиях социально-помогающая деятельность является обязательным элементом развития общественной системы, специфической функцией которой является функция стабилизации социальных отношений, путем преодоления социальных проблем, обусловленных социальной нестабильностью той части населения, которая не обладает достаточными средствами для своего жизнеобеспечения. Именно эта функция определяет общественные потребности к развитию деятельности, формированию разнообразных ее форм и видов, самостоятельных социальных институтов, трансформации социальных отношений между ее участниками. Функция стабилизации социальных отношений пронизывает все производные внешних функций данной социальной деятельности, среди которых базовыми являются следующие:

- функция стабилизации общественной структуры за счет включения механизмов перераспределения совокупного продукта.

- поддерживающая функция, обеспечивающая выживание и гармоническое развитие личности и общества, сохранение определенного уровня социального самочувствия граждан;

- функция обеспечения безопасности общества путем соблюдения норм социальной справедливости.

Таким образом, функции социально-помогающей деятельности напрямую соотносятся с функциями социальной сферы, направленными на поддержание общественной целостности и устойчивости, обеспечение наиболее благоприятных условий для общественного существования и общественного развития как основы социального воспроизводства. В разных формах и видах (благотворительность, социальное обеспечение, социальное страхование и др.), социально-помогающая деятельность всегда, в той или иной мере, была направлена на восстановление социальной справедливости, социальных прав и гарантий человека на достойную жизнь.

Ведущая роль в системе социально-помогающей деятельности в современной России отводится социальной работе. Как практика поддержки индивида (социальной группы), социальная работа возникла во второй половине XIX века. Это было связано с теми социокультурными процессами, которые происходили в Европе и Америке. Индустриализация и урбанизация породили массовую миграцию населения в город, где оно

оказалось неприспособленным для жизни в новых условиях и дало всплеск преступности, безработицы, аморального поведения, беспризорности, бедности и т.д.

К середине ХХ века социальной работой стала называться вся практическая деятельность по оказанию помощи всем нуждающимся категориям граждан. Во многих странах оформилась государственная система социальной работы, которая имела следующие формы применения: семейное благополучие, детское благополучие, психиатрическая социальная работа и т.д. В этот период теоретических обоснований объекта социальной работы еще не было, поэтому многие ученые относили практику организации помощи семьям, индивидам и общине к социально-педагогической деятельности. В России к этому времени (советский период) сложилась система социального обеспечения, включавшая и социально-педагогическую деятельность, основой которой были положения социальной педагогики. Социальная работа представляется как одна из специфических форм предоставления социальной помощи нуждающейся части населения. Социальная помощь здесь выступает средством решения социальных проблем, обусловленных как индивидуальным, так и общественными причинами, а профессия социальной работы способствует благоприятным социальным изменениям.

Как и в любой профессии, процессуальную сторону социальной работы характеризует специфическая социальная деятельность. Особенностью социальной работы как социально-помогающей деятельности, является ее направленность на изменение социальной ситуации (индивида, группы, общества) средством оказания социальной помощи. Общественная потребность в развитии социальной работы определена, прежде всего, необходимостью гармонизации социальных отношений, основанной на восстановлении социальных функций отдельных индивидов (групп, социальных общностей, государства). Социальная работа, направленная на помощь людям, относящимся к социально-уязвимым категориям населения (безработные, инвалиды, пенсионеры, беженцы, отдельные группы семей, молодежь и т. д.), по своей сути является инструментом реализации государственной социальной политики, основные направления которой соотносятся с направленностью и целями социальной работы, среди которых:

- создание благоприятных социальных условий для развития личности, группы, общества;

- объединение общественных сил по активизации жизненной позиции индивида (группы);

- совершенствование способностей каждого человека самостоятельно решать свои социальные проблемы;

- развитие жизненных сил и активной социальной позиции индивида;

- восстановление социального функционирования человека и др.

Основополагающая функция социальной работы отражает ценностный потенциал социальной работы как социально-помогающей деятельности, развивающейся в обществе в соответствии с его потребностями. Эта функция отражена в ее определениях национальных ассоциаций социальных работников, где социальная работа рассматривается как:

- профессиональная деятельность по оказанию помощи индивидам, группам или общинам в целях усиления или возрождения их способности к социальному функционированию и созданию для этого благоприятных общественных условий (Национальная ассоциация социальных работников США);

- профессия, способствующая реализации социальных изменений в обществе, решению проблем в человеческих отношениях, а также воодушевлению и освобожде-

нию людей для улучшения их общего благополучия. Применяя теории человеческого поведении и социальных систем, социальная работа вмешивается на тех этапах, когда люди взаимодействуют со своим окружением. Принципы прав человека и социальной справедливости являются фундаментальными для социальной работы (Международная федерация социальных работников, 2001 год).

Российские исследователи социальную работу рассматривают как разновидность человеческой деятельности, цель которой оптимизировать осуществление субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе (П.Д. Павленок), разновидность социального действия, усилия которого направлены на создание условий, при которых клиент будет социально функционировать на принципах самодостаточности (В.И. Курбатов) и др. В определениях подчеркивается, что социальная работа является полифункциональной профессиональной деятельностью по решению социальных проблем личности и групп, которая направлена на реабилитацию, активную адаптацию и интеграцию индивида в социум; функцией данной социальной деятельности является гармонизация ценностных ориентаций личности и нормативных ценностей общества посредством актуализации собственных жизненных сил. Исследование функционала социальной работы как специфического вида социально-помогающей деятельности позволяет выявить ее направленность, роль и социальную миссию в общественном развитии.

Направленность и функциональная обусловленность социальной работы сегодня представлены в исследованиях В.Г. Бочаровой, Л.Г. Гусляковой, Л.В. Топчий, Б.Ю. Шапиро и др., в которых отмечается, что функции социальной работы аналогичны ее целям, или, по крайней мере, функции и цели находятся в тесной взаимосвязи. В научной литературе функции социальной работы рассматриваются относительно потребности (нужд) человека или семьи, социальной группы, коллектива или общины.

Несмотря на многовариативность функций, выполняющихся различными группами социальных работников (социальная работа с семьей, с инвалидами, с пожилыми и др.), можно выделить следующие группы функции, определяющие целевую направленность данного вида социально-помогающей деятельности:

1. Нравственно-гуманистическая, информационно-коммуникативная, анали-тико-прогностическая, организационно-методическая, рекламно-пропагандистская, регулярно-профилактическая, аффективно-коммуникативная, социоинтегративная (Л. Г. Гуслякова).

2. Воспитательная, организаторская, прогностическая, предупредительно-профилактическая, социально-терапевтическая, организационно-коммуникативная и охран-но-защитная функция (В.Г. Бочарова).

3. Диагностическая, прогностическая, организационная, предупредительно-профилактическая, правозащитная, социально-медицинская, социально-педагогическая, психологическая, социально-бытовая (Е.И. Холостова, А.В. Панов).

4. Функция способствования активизации личностных ресурсов клиента с целью его самоопределения, самоактуализации и психолого-педагогической адаптации, оказание первичной психологической поддержки клиенту, определение контекста, смысла запроса, а также того, действительно ли клиент нуждается в помощи, облегчение контакта клиента с нужной социальной службой и специалистом (Б.Ю. Шапиро).

Таким образом, функции социального работника (специалиста, бакалавра, магистра) широки и многоплановы. Они зависят от той роли, которую выполняет специалист

в процессе практической деятельности. Однако, несмотря на их многообразие, представленные классификации содержат те группы функции, которые отражают специфику данной деятельности, ее общественную миссию, цель и направленность в современный период развития, а именно - восстановление социальной справедливости, прав человека путем распределения и перераспределения социальных ресурсов.

В целевом и функциональном компонентах социальной работы отражена правовая направленность данного вида социально-помогающей деятельности. Наиболее полно она выражается в правозащитной и охранно-защитной функциях, предполагающих организацию тех или иных видов социальной помощи населению (работа с пожилыми, инвалидами, многодетными семьями, заключенными, наркоманами и др.), основанных на знаниях нормативно-правовых актов, постановлений, законов, их умелом использовании в процессе решения социальных проблем клиента. Раскрывая содержание охранно-защитной функции, С.В. Тетерский отмечает, что реализуя данную функцию специалист использует весь арсенал правовых норм для защиты интересов клиента, содействует применению мер государственного принуждения и юридической ответственности в отношении лиц, допустивших прямые или опосредованные противоправные воздействия на клиентов [4].

Правовая направленность отражена и в таких функциях, как воспитательная, регулярно-профилактическая, предупредительно-профилактическая, реализация которых предполагает консультирование клиента по его правам и обязанностям, правовую помощь и поддержку в ситуации социального конфликта, социальных правонарушений и др. Так, активизация личностных ресурсов клиента с целью его самоопределения, самоактуализации и психолого-педагогической адаптации, предполагает не только, при необходимости, организацию правовой консультации клиента, но и оказание правовой поддержки в ситуации безработицы, временной потери трудоспособности и др. Таким образом, социальная работа является специфическим видом социально-помогающей деятельности, функции и социальная миссия которой заключается в восстановлении социального равенства путем содействия реализации прав человека на достойный уровень жизнедеятельности, социальное функционирование.

Правовая направленность социальной работы раскрывается Г.П. Медведевой, которая характеризует деятельность социального работника как профессиональное содействие в реализации прав человека в обществе. По мысли ученой, благодаря усилиям специалиста клиенту становятся доступным многие блага и услуги; его возможности восстанавливаются, усиливаются или компенсируются, что позволяет ему реализовы-вать имеющийся творческий потенциал и на этом основании обоснованно рассчитывать на получение соответствующего воздания и признания со стороны общества. Именно таким образом, отмечено Г.П. Медведевой, социальная работа содействует реализации прав человека [3].

Как любой вид профессиональной деятельности, развивающийся в конкретном обществе, социальная работа основывается на ценностях данного общества, определенных, прежде всего, его Конституцией. В России по Конституции каждый человек наделен множественными правами: правом на жизнь, на свободу, труд, образование, жилище, охрану здоровья, обеспечение в случае нетрудоспособности и др. Эта группа общественных ценностей является определяющей для развития любой профессии, объектом которой является человек (медицина, педагогика, юриспруденция и др.), однако правовая направленность социальной работы содержится и в ее специфических ценностях социальной работы как социально-помогающей деятельности, к которой относятся «благо че-

ловека и общества, права и индивидуальность человека, профессионализм, гуманистический смысл деятельности, социальный статус человека, его возраст и пол и др. [3, с.67].

Правовая направленность специфической группы ценностей социальной работы определяет формирование профессиональной культуры социального работника, включающей и деонтологический компонент социальной работы, под которым понимается комплекс норм, установок и предписаний о долге и профессиональных обязанностях, ответственности социального работника (трудового коллектива учреждения социальной защиты) перед обществом и государством, перед социальной работой как профессией и социальными институтами, перед коллегами и перед клиентом социальной работы [2]. В современном понимании профессиональный долг специалиста социальной работы - это превращение требований нравственности, в равной мере относящихся ко всем людям, в личную задачу конкретного специалиста, сформулированную применительно к частным ситуациям, но базирующуюся на общенормативных требованиях профессиональной деятельности в области социальной работы. Осознание социальным работником своего профессионального долга включает наряду со стремлением к постоянному развитию и саморазвитию себя как профессионала совершенствование своего профессионально-квалификационного уровня и соблюдение нормативно-правовой базы, определяющей развитие данной профессии, ее внутреннюю и внешнюю правовую основу.

Таким образом, по своей природе, функциям, средствам осуществления и социально-значимым результатам социальная работа изначально выступает социально-помогающей деятельностью, которая направлена на восстановление социальной справедливости, социальных прав и гарантий человека на достойную жизнь. Целеполагающая и структурообразующая функции социальной работы заложены в признании человека как высшей ценности, права которого должны являться ценностью для всего общества. Правовая направленность ценностной основы социальной работы, задает требования к построению всей системы профессиональной помощи, взаимодействию ее субъектов и, в целом, развитию социальной работы как социально-помогающей деятельности, отражающей формирование специфических социальных отношений между нуждающимися в помощи, обществом и государством.

Сегодня признанно, что центральными позициями в современной системе социальных отношений между обществом и нуждающимися в социальной помощи, являются следующие:

- право индивидов на поддержку со стороны государства и общества в тех случаях, когда они сталкиваются с жизненными трудностями и не могут их решить из-за отсутствия или недостатка ресурсов жизнедеятельности;

- право на уважение собственного человеческого достоинства;

- право на реализацию своих потенциальных возможностей;

- право на самоопределение в той мере, в какой это не создает угрозы собственной личности или окружающим и др.

В современном мире мотивация к оказанию социальной помощи, которая ранее ограничивалась морально-этическими факторами, расширилась за счет утверждения доктрин прав человека. Подтверждая эти позиции, мы приводим результаты социологического исследования, которое проводилось в 2012 году в г. Ставрополе. Респондентами выступали объекты социальной помощи, которые условно были разделены на две группы. В первую группу вошли благополучатили социальной поддержки со стороны государства (объекты социальной работы), вторая группа включала респондентов, получивших поддержку со стороны общества - благотворительная помощь, волонтерская

деятельность. При составлении вопросов нами были включены позиции, отражающие проблемы организации социальной помощи и поддержки со стороны общества и государства, а также потребности клиентов в тех или иных видах социальной помощи.

В результате исследования было выявлено, что как благополучатели социальной помощи со стороны государства, так и со стороны благотворительных обществ, отдельных благотворителей и волонтеров, в целом (75,5%) были удовлетворены организацией социальной помощи. 24,5% опрошенных отмечали, что они хотели получить лишь материальную поддержку, так как сами знают на что потратить деньги. Такие виды поддержки как организация досуга, решение проблем трудоустройства (особенно среди трудоспособных инвалидов), организация санаторно-курортного лечения и др. не входило в число необходимых услуг. Следует отметить, что из этого числа большая часть респондентов являлись благополучателями со стороны общественной благотворительности (21,5%).

Достаточно интересные данные были получены при анализе различий потреб-ностной сферы благополучателей государственной социальной помощи и помощи со стороны частных лиц и общественных организаций. 85,5% опрошенных клиентов государственных социальных учреждений и центров отмечали, что время от времени им необходима правовая консультация, правовая поддержка в решении спорных вопросов в процессе оформления инвалидности, пенсии, ухода за людьми пожилого возраста и людьми с инвалидностью, оформления опеки и попечительства над детьми и пожилыми недееспособными гражданами. Такую поддержку они хотели бы получать даже от социальных работников, которые обслуживают их на дому. Хоть раз получившие социальную помощь и поддержку со стороны частных лиц или общественных организаций, выражали свое желание (более 90%) в получении материальной помощи (помощь деньгами, ремонт квартиры, оплата за лечение, покупка санаторно-курортных путевок, подарки и др.). Лишь 5%, из числа опрошенных благополучателей, получивших благотворительную помощь, выражали желание получить правовую поддержку (консультацию, правовую защиту при решении спорного вопроса и др.).

Полученные данные позволили заключить, что получатели социальной помощи со стороны благотворителей и волонтеров крайне редко рассматривают возможность организации правовой помощи в процессе осуществления данных видов социально-помогающей деятельности. Как было отмечено выше, совершенно другие ответы были получены у респондентов, обслуживающихся в государственных социальных учреждениях, получающих помощь со стороны профессионалов в области социальной работы. Именно к социальным работникам предъявляются требования по организации правовой поддержки, консультативной работы, правозащитных мер со стороны социальных учреждений и центров. Так, например, в ответе пожилой женщины-инвалида (инвалид по зрению), которая находится под постоянным наблюдением социальных работников и достаточно часто сама обращается к специалистам, прозвучало следующее: «Социальный работник обязан давать ответы на все вопросы, касающиеся прав и возможностей человека с инвалидностью. Именно социальный работник должен сопровождать человека с инвалидностью при посещении различных инстанций и государственных учреждений (собес, поликлиника и др.)». Следует отметить, что ни разу не звучали нарекания, что не предоставляется информация об обязанностях клиентов социальных учреждениях. Лишь в одном ответе прозвучало, что специалисты достаточно четко обозначают обязанности

клиентов и не предоставляют документов, отражающих все права (в том случае, это были документы по установлению опеки над ребенком-сиротой).

В заключении следует отметить, что анализ данных эмпирического исследования позволяет сделать вывод о том, что сегодня социальная помощь представляется не только как реакция на моральную ответственность общества, но и как его юридическая ответственность, обращенная к государственным органам управления. В этом разрезе субсиди-арность социальной помощи приобретает характер необходимости, а отношения в сфере социальной защиты становятся очень многоплановыми, включающими взаимные права и взаимные обязанности всех членов общества, в том числе и тех, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Правовая направленность социальной работы как современного социального института и вида социально-помогающей деятельности, определяет необходимость изменения всей системы профессионального образования, наполнения ее правовым компонентом как базовым в формировании правовой культуры бакалавров и магистров, обучающихся по направлению и специализации «социальная работа».

Библиографический список

1. Коныгина М.Н. Структура социально-помогающей деятельности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Том 17, №№ 5-6. 2011 - Кострома: Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова, 2011.

2. Коныгина М.Н. Профессионально-этические основы социальной работы: Учеб. по-соб. / М.Н. Коныгина, Е.Б. Горлова. - М.: Академический проект, 2011.

3. Медведева Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы: Курс лекций. - М.: Издательство МГСУ, 2002.

4. Тетерский, С.В. Введение в социальную работу. - М.: Академический проект, 2000.

Н.Н. Лябах В.Р. Мешков

СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ: ПРОБЛЕМЫ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ РЕАЛИЗАЦИИ

Ключевые слова: модернизация, общество, социология, устойчивое развитие, социальный аудит.

27 января 2012 года Президент Казахстана Назарбаев Н.А. выступил в Парламенте Республики с Посланием к народу Казахстана на тему «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» [1]. Этот основополагающий для развития Республики документ принят Правительством в качестве руководства к действию. Он исследуется и цитируется в разных аспектах. Мы хотели акцентировать те положения Послания, которые явились поводом для написания данного доклада. В своем Послании Президент отмечает:

- Казахстану жизненно важно найти оптимальный баланс между экономическими успехами и обеспечением общественных благ.

© Лябах Н.Н., Мешков В.Р., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.