Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ УЧАСТИЯ В ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ УЧАСТИЯ В ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быкова Елена Анатольевна, Ганзий Мелина Мусаевна

В статье рассматривается проблема инновационной деятельности в образовании. Инновационная деятельность учащихся определяется как деятельность по созданию новых научно-исследовательских проектов и продуктов. Изучены особенности личности учащихся, принимающих активное участие в проектной и исследовательской деятельности в образовательной организации. Представлены результаты исследования черт личности, особенности мотивации и ценностных ориентаций старшеклассников. Выявлено, что старшеклассники, активно участвующие в проектной и исследовательской деятельности, характеризуются высокой чувствительностью эмоциональной сферы, принятием ответственности. Для них характерен высокий уровень мотивации успеха, эстетическая направленность, кругозор, рационализм и широта взглядов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL CHARACTERISTICS OF HIGH SCHOOL STUDENTS AS A CONDITION FOR SUCCESSFUL PARTICIPATION IN PROJECT AND RESEARCH ACTIVITIES

The article is devoted to the issues of innovative activity in education. The innovative activity of pupils is seen as the activity of creating new research projects and products. The personality feature of pupils who take an active part in project- and research activities in an education have been considered. The results of personality traits, peculiarities of motivation and value orientations of high school students are presented. It was revealed that high school student school who actively participate in project and research activities are characterized by high sensitivity of the emotional sphere, acceptance of responsibility. They are characterized by a high level of success motivation, aesthetic focus, mental outlook, rationalism and open-mindedness.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ УЧАСТИЯ В ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ПСИХОЛОГИЯ PSYCHOLOGY

УДК 37.015.3 DOI: 10.52772/25420 291_2021_4_165

Елена Анатольевна Быкова, Мелина Мусаевна Ганзий

г. Шадринск

Личностные особенности старшеклассников как условие успешности участия в проектной и исследовательской деятельности

В статье рассматривается проблема инновационной деятельности в образовании. Инновационная деятельность учащихся определяется как деятельность по созданию новых научно-исследовательских проектов и продуктов. Изучены особенности личности учащихся, принимающих активное участие в проектной и исследовательской деятельности в образовательной организации. Представлены результаты исследования черт личности, особенности мотивации и ценностных ориентаций старшеклассников. Выявлено, что старшеклассники, активно участвующие в проектной и исследовательской деятельности, характеризуются высокой чувствительностью эмоциональной сферы, принятием ответственности. Для них характерен высокий уровень мотивации успеха, эстетическая направленность, кругозор, рационализм и широта взглядов.

Ключевые слова: инновации в образовании, исследовательская деятельность, проектная деятельность, личность обучающегося.

Elena Anatolievna Bykova, Melina Musaevna Ganziy

Shadrinsk

Personal characteristics of high school students as a condition for successful participation in project and research activities

The article is devoted to the issues of innovative activity in education. The innovative activity of pupils is seen as the activity of creating new research projects and products. The personality feature of pupils who take an active part in project-and research activities in an education have been considered. The results of personality traits, peculiarities of motivation and value orientations of high school students are presented. It was revealed that high school student school who actively participate in project and research activities are characterized by high sensitivity of the emotional sphere, acceptance of responsibility. They are characterized by a high level of success motivation, aesthetic focus, mental outlook, rationalism and open-mindedness.

Keywords: innovations in education, research activities, project activities, a high school student's personality.

В последнее время вопрос привлечения учащихся к проектной и исследовательской деятельности в образовательной организации приобретает наибольшую актуальность. Связано это с требованиями современного общества к воспитанию системой образования выпускника, способного адекватно воспринимать и создавать инновации, обладающего инновационным типом мышления и характеристиками личности.

Согласно требованиям ФГОС среднего общего образования у выпускника должны быть сформированы метапредметные компетенции, в числе которых «...способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной ... деятельности» [8]. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания [3].

Запрос общества и государства в качестве одного из требований к современному образованию предъявляет не только усвоение учащимися накопленного предыдущими поколениями опыта, развитие и воспитание, но, прежде всего, повышение готовности подрастающего поколения к инновационному развитию экономики, к реализации целей будущего. Инновационная направленность человека обуславливается развитием таких качеств и способностей, как творческое мышление, инициативность, умение решать проблемные задачи [7]. На наш взгляд, наличие данных качеств у учащихся оказывает влияние на уровень успешности учебной, а в дальнейшем и профессиональной деятельности, появлению новых аспектов ее развития.

Вследствие этого на сегодняшний день в педагогическом пространстве появляется определенная тенденция к формированию особых качеств и способностей учащихся [4]. Преобразование системы образования, а именно большее ориентирование на инновационную стратегию обучения, позволит, на наш взгляд, качественно по-новому отразиться на личности участников образовательного процесса.

Проектную и исследовательскую деятельность относят к инновационным видам деятельности учащихся. Овладение навыками проектной и учебно-исследовательской деятельности в значительной степени обогащает опыт участия в инновационной деятельности, формирует инновационный тип личности и поведения, что является необходимым условием успешности в будущем профессиональном обучении и профессиональной трудовой деятельности [9].

Ряд современных исследований инновационных процессов посвящены проблеме педагогической инноватики: М.С. Бургин, М.В. Кларин, Н.И. Лапин, В.Я. Ляудис, Н.Я. Найн, А.И. Приго-жин, Т.И.Руднева, В.А. Сластенин А.Н. Ахренов, B.C. Лазарев, Б.П. Мартиросян, Т.И. Шамова и др.

Проблему внедрения педагогических инноваций в образовательную практику и инновационное обучение изучали Н.М. Анисимов, A.C. Ахнезер, В.Б Беспалько, В.Е. Гурман, A.A. Деркач, H.A. Мо-рева и др. Особенности и пути формирования готовности будущих педагогов к инновационной деятельности рассматривали A.A. Деркач, СИ. Дес-ненко, О.В. Михайлов, Л.С. Подымова, Е.В. Селезнева, П.В. Середенко, В.А. Сластенин, Т.Н. Разува-ева, Г.Р. Кусяпкулова, И.Е. Пискарева, О.Р. Бадагу-ева и др.

С точки зрения, Э.М. Ахметвалеевой готовность обучающихся к постоянно меняющимся условиям современной действительности обеспечивается благодаря инновационному обучению [1]. Автор подчеркивает важность развития потенциала личности в системе образования, принимая во внимания творческий аспект решения ситуативных задач.

Как отмечает В. Слободчиков, инновационное обучение составляют такие виды работ, как научно-исследовательская, проектная и практико-ориенти-рованная образовательная деятельность [6].

Школьникам в данном случае не выдвигаются завышенные требования в контексте теоретической значимости. Целью подобной деятельности здесь, наоборот, служит субъективная новизна для самого учащегося, полученная в ходе реализации проектно-исследовательских работ, а также его личность, в том числе коммуникативные навыки, умение самостоятельно находить варианты решения проблемы, прогнозировать возможные варианты исхода, устанавливать детерминирующие связи компонентов изучаемой темы и развитие самоактуализации, которая в свою очередь наиболее актуальна для подросткового возраста.

Г.К. Селевко и Н.В. Шишарина говорят о необходимости создания специальных образовательных условий для развития самоактуализации школьников, где центральным аспектом выдвигается гуманистическая позиция педагогов [5].

Д.Ж. Давыдов в своем исследовании выделяет такие ресурсные возможности проектной деятельности по преодолению школьной неуспешности, как заинтересованность подростков в собственной активности, возможность проявления лидерских

166

качеств, связь с реальной жизненной ситуацией, самоконтроль и т.д. [2].

Практика показывает, что обучающиеся, зачастую, оказываются не готовы к реализации про-ектно-исследовательской деятельности, испытывают ряд трудностей при её осуществлении, обусловленных рядом факторов и условий. К их числу можно отнести индивидуальные и личностные особенности, степень их познавательного интереса и активности, интеллектуальные ресурсы обучающихся, отсутствие опыта в деятельности подобного рода, социально-педагогические условия школы, психологическая профессиональная готовность самих педагогов, степень их компетентности в вопросах организации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся.

Таким образом, в качестве одной из исследовательских проблем можно выделить проблему личностных предикторов, обеспечивающих высокую активность и успешность участия учащихся в научно-исследовательской и проектной деятельности в школе. В данном случае мы опирались на фундаментальный принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн), личности и деятельности (В.П. Зинченко, В.И. Слободчиков), положение о системности психики человека (М.А. Холодная).

Целью нашего исследования послужило изучение мотивации, ценностных ориентаций и особенностей черт личности старших подростков, участвующих в проектно-исследовательской деятельности. В качестве испытуемых были выбраны учащиеся 10-11 классов, принимающие активное участие в создании проектов и написании научно-исследовательских работ. В исследовании приняли участие 54 обучающихся школ г. Шадринска, г. Тюмени и г. Бишкека.

Исследование личностных характеристик учащихся проводилось с помощью опросника Кетелла (14F), опросника А.А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН), методики «Определение сформированности ценностных ориентаций» Б.С. Круглова (адаптированный и модифицированный вариант методики М. Рокича).

Качественный и количественный анализ экспериментальных данных позволил выявить уровни мотивации по методике А.А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН).

Исходя из полученных результатов диагностики мотивации и избегания неудач, выявлено, что большая часть респондентов (70%) имеют выраженную мотивацию на успех. 22% опрошенных имеют определенную тенденцию мотивации на успех и 8% не имеют четкой выраженности. Мотивации на неудачу, заключающеюся в избегании негативных последствий и страхом возможного провала, среди респондентов не выявлено.

Преобладание среди исследуемой выборки высоких показателей мотивации достижения успеха может свидетельствовать о позитивной мотивации большинства учащихся, которые в свою

очередь испытывают потребность в достижении успеха, надежду на успех. Высокие показатели говорят о таких качествах личности, как активность, ответственность, уверенность в себе и инициативность. Данные характеристики могут быть весьма полезны при реализации проектно-исследователь-ской (в определённой степени инновационной для учащихся) деятельности, имеющей ряд препятствий к осуществлению, поскольку результат её не до конца известен. В этом деятельность Высокая мотивация на достижение успеха позволяет быть более настойчивым в достижении цели и не «опускать руки» при возникновении трудностей в процессе реализации деятельности. Следовательно, в ситуации выполнения деятельности можно говорить о целеустремленности подростков к достижению конструктивных положительных результатов.

Содержание ценностно-мотивационной сферы подростков, принимающих активное участие в проектно-исследовательской деятельности школ, изучалось с помощью методики «Определение сформированности ценностных ориентаций» Б.С. Круглова (адаптированный и модифицированный вариант методики М. Рокича).

Анализ данных в качестве наиболее значимых ценностей у исследуемой выборки позволяет выделить следующие: физическое и психическое здоровье (59%); уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений) (41%), материальная обеспеченность и интересная работа (44%); красота (переживание прекрасного в природе и искусстве) и познание (возможно расширение своего образования, кругозора) (48%); творчество (возможность творческое деятельности) (37%); общественное признание (уважение окружающих, коллектива) (30%); активная, деятельная жизнь и равенство (братство, равные возможности для всех (33%.)

Данные могут свидетельствовать о том, что важным для данной группы являются ценности, связанные не только со здоровьем и личным благополучием, но и активной жизненной позицией, возможностью самореализации общественного признания творчества. Возможно, данные показатели и являются теми предопределяющими факторами, которые повышают мотивация учащихся на активное участие в инновационных проектах школы.

Анализ инструментальных ценностей, которые в свою очередь являются средством реализации терминальных ценностей, представленных выше показывает, что в качестве ценностей-средств значимыми для старшеклассников являются: высокие запросы высокие притязания) - 11%; чуткость (заботливость) - 44%; воспитанность (хорошие манеры, вежливость) - 48%; жизнерадостность (чувство юмора) - 44%; эффективность в делах (трудолюбие, эффективность в работе) - 37%;

смелость в отстаивании своего взгляда, мнения -48%; исполнительность (дисциплинированность) -33%; нетерпимость к недостаткам в себе и других -7%; широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы) - 63%; честность (правдивость, искренность) - 48%; образованность (широта знаний, высокая общая культура) - 44%; самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) -37%; терпимость (к взглядам и мнениям других людей, умение прощать ошибки) - 44%; твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) - 41%; рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения) - 59%; ответственность (чувство долга, умение держать слово) - 63%.

Таким образом, полученные данные показывают, что наиболее значимыми качествами личности для респондентов являются «широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы)», «ответственность (чувство долга, умение держать слово)» и «рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения)». С помощью данных характеристик большинство опрошенных предпочитают достигать главные поставленные жизненные цели. На наш взгляд, данные качества могут являться решающими при реализации целей инновационной деятельности, как в настоящем, так и в будущем, поскольку она предъявляет достаточно высокие требования именно к ответственности и способности мыслить рационально и принимать взвешенные решения и твёрдой воле. При этом достаточно часто она предполагает работу в команде, поэтому такие качества как умение понять чужую точку зрения и терпимость к мнениям других, искренность, честность и общая культура могут оказаться незаменимыми при стремлении к успешному завершению намеченных целей (как групповых, так и личных).

Изучение свойств личности подростков, являющихся субъектами проектно-исследовательской деятельности в школе, их способов относительно устойчивого взаимодействия и личностных черт производилось с помощью опросника Кетелла 14F. В методике представлены следующие факторы: А (шизотимия-аффектотимия); С (степень эмоциональной устойчивости); D (флегматичность-возбудимость); Е (подчиненность-доминирование); F (осторожность-легкомыслие); G (степень принятия моральных норм); H (застенчивость-авантюризм); I (реализм-сензитивность); J (неврастения, фактор Гамлета); О (самоуверенность-склонность к чувству вины); Q2 (степень групповой зависимости); Q3 (степень самоконтроля); Q4 (степень внутреннего напряжения.

В таблице 3 приведены показатели по факторам у подростков.

Таблица 3

Показатели различных факторов у подростков, принимающих активное участие в проектно-исследовательской деятельности, %

Факторы A C D E F G H I J O Q2 Q3 Q4

Высокие оценки 4 11 11 41 - 59 8 78 4 22 22 4 4

Низкие оценки 52 19 22 15 33 8 37 - 15 30 37 11 26

Средние оценки 44 70 67 44 67 33 55 22 81 48 41 85 70

Основываясь на полученных данных, можно заключить, что большинство респондентов (78%) обладают высоким уровнем сензитивности (фактор I), что позволяет говорить о значительной эмоциональной чувствительности, творческой продуктивности. Такие качества могут отразиться на результативности деятельности учащихся за счет высокой восприимчивости даже к слабым стимулам, возникающим в процессе деятельности. Можно предположить, что чувствительная личность будет замечать тонкие творческие нюансы продуктов деятельности в целях их детальной проработки и, соответственно, повышения качества работы.

Имеет место быть также требовательность, тревожность, артистичность, изменчивость. Обладатели высоких оценок склонны к осторожности, эм-патии и заботе о состоянии своего здоровья. Это может говорить о способности обучающихся участвовать в инновационной деятельности, выдвигая особые критерии к ее выполнению. Такие взыскания к себе и окружающим определяют характер выполнения проекта, степень его качества, помогая при этом глубже разобраться в теме исследовательской работы. Возможно внимательное отношение к выбору направленности внеурочной практики ввиду готовности субъектов к сосредоточенной осознанной проработки намеченной проблематики.

Больше половины исследуемых (59%) обладают высокой степенью принятия моральных норм (фактор в), отражающей ответственность, лидерские способности, добросовестность, чувство долга. Высокие показатели данного фактора говорят о деловой направленности опрошенных, их настойчивости в достижении поставленных целей и дисциплинированность. Старшеклассники, взявшись за выполнение трудовых действий, скорее всего будут осуществлять начатое дело до конца, отдавая себе отчет в его выполнении.

Значительное количество опрашиваемых (52%) имеет склонность обособленности (фактор А). Результат говорит об их объективности, критичности и скептицизме. Представители низких оценок по фактору отличаются большей ориентации на идеи, чем на окружающих, что может создавать некие трудности во взаимодействии. Ориентация на когнитивные аспекты в реализации инновационной деятельности не всегда слаженно сочетается с инте-

ресом к другим участникам образовательного процесса. Можно предположить, что некоторые увлеченные исследовательской работой старшеклассники за счет развитого ментального категориального структурирования системы полученной информации в сочетании с таким возможным возрастным проявлением, как импульсивность, могут иногда обесценивать не совсем компетентные, на их взгляд, умозаключения окружающих. Такой фактор может оказаться детерминантным в отдалении от социальной среды. Хотя здесь можно также взять во внимание обратный процесс: вследствие индивидуальных качеств личности обучающегося, в том числе интро-версию, он предпочитает отдавать свободное время в русло другой деятельности, а именно проектно-ис-следовательской.

Таким образом, личностные особенности старшеклассников, активно участвующих в проектной и исследовательской деятельности, характеризуются высокой чувствительностью эмоциональной сферы, принятием ответственности. Наблюдается высокий уровень мотивации успеха, что выражается в активной познавательной активности обучающихся. Значимыми целями для обучающихся являются здоровье, эстетическое направленность, кругозор и семейные ценности, для достижения которых реализуются инструменты в виде ответственности, рационализма и широты взглядов. Вовлечение образовательной организацией учащихся в систему научной, исследовательской, проектной и творческой деятельности.

На наш взгляд, инновационное образование, является не только средством обучения, но и развития их личности. Принимая участие в инновационной (проектно-исследовательской) деятельности, субъект её реализации изменяется как личность. Приобретаются новые личностные характеристики, опыт, развиваются интеллектуальные ресурсы ученика. Однако педагогам, как наставникам в реализуемой программе, необходимо обеспечивать условия не только для формирования компетенций и общих способностей, но и для нивелирования возможной тревожности обучающихся, развития среды успешного взаимодействия и выдвижения адекватных требований к себе и окружающим.

Данное исследование открывает большой круг вопросов, касающихся условий и факторов

развития инновационной личности ученика в обра- Работа выполнена при финансовой под-

зовании; влияния перехода на дистанционное обу- держке гранта ФГБОУ ВО «Шадринский государ-

чение на личностный потенциал обучающихся; ственный педагогический университет», договор

роли педагога в оптимизации процессе подготовки № 35Н от 01.10.2021 учащихся к инновационной деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Ахметвалеева, Э.М. Инновации в сфере образования / Э.М. Ахметвалеева, Г.С. Муллагаяова. - Текст : электронный // Санкт-Петербургский образовательный вестник. - 2017. - №1 (5). - С. 91-93. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/innovatsii-v-sfere-obrazovaniya-1 (дата обращения: 8.11.2021).

2. Давыдов, Д.Ж. Проектная деятельность как ресурс преодоления школьной неуспешности подростков : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Д.Ж. Давыдов. - Москва, 2015. - 24 с. - URL: https://www.dissercat.com/content/proektnaya-deyatelnost-kak-resurs-preodoleniya-shkolnoi-neuspeshnosti-podrostkov (дата обращения: 7.11.2021).

3. Лазарев, B.C. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия / В.С. Лазарев, Б.П. Мартиросян. - Текст : электронный // Педагогика. - 2004. - № 4. - С. 77. - URL: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1193231110&archive=1195596940&start_from =&ucat=& (дата обращения: 10.11.2021).

4. Педагогика : учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. - Москва : Педагогическое общество России, 2006. - 608 с. - Текст : непосредственный.

5. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - Текст : электронный // Народное образование. - Москва, 1998. - URL: https://www.studmed.ru/view/selevko-gk-sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii_d23060b44d4.html (дата обращения: 8.11.2021).

6. Слободчиков, В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования / В.И. Слободчиков. -Текст : электронный // Вторая Российская конференция по экологической психологии : тез. докл. - Москва, 2000. - С. 172176. - URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/108757/1/Слободчиков%20В.И..pdf (дата обращения: 7.11.2021).

7. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / А.В. Хуторской. - Москва, 2008. - С. 230-231. - URL: https://www.studmed.ru/hutorskoy-a-v-pedagogicheskaya-innovatika-metodologiya-teoriya-praktika_d2487b5be58.html (дата обращения: 5.11.2021). - Текст : электронный.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (10-11 кл.) // Министерство образования и науки Российской Федерации. - URL: http://минобрнауки.рф/documents/2365 (дата обращения: 11.11.2021). - Текст : электронный.

9. Юсуфбекова, Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании / Н.Р. Юсуфбекова. - Текст : электронный // Вестник Московского городского педагогического университета. - Москва, 1992. - С. 15. - URL: https://www.mgpu.ru/uploads/adv_documents/2824/1485948892-VestnikPedagogikaIPsixologia4( 14)2010 .pdf (дата обращения: 6.11.2021).

REFERENCES

1. Ahmetvaleeva Je.M., Mullagajaova G.S. Innovacii v sfere obrazovanija [Innovation in Education]. Sankt-Peterburgskij obrazovatel'nyj vestnik [St. Petersburg Educational Bulletin], 2017, no. 1 (5), pp. 91-93. URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/innovatsii-v-sfere-obrazovaniya-1 (Accessed 8.11.2021).

2. Davydov D.Zh. Proektnaja dejatel'nost' kak resurs preodolenija shkol'noj neuspeshnosti podrostkov. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Project activity as a resource for overcoming school failure of adolescents. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Moscow, 2015. 24 p. URL: https://www.dissercat.com/content/proektnaya-deyatelnost-kak-resurs-preodoleniya-shkolnoi-neuspesh-nosti-podrostkov (Accessed 7.11.2021).

3. Lazarev B.C., Martirosjan B.P. Pedagogicheskaja innovatika: ob#ekt, predmet i osnovnye ponjatija [Pedagogical innovation: object, subject and basic concepts]. Pedagogika [Pedagogy]. 2004, no. 4, pp. 77. URL: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_re-adme.php?subaction=showfull&id= 1193231110&archive=1195596940&start_from=&ucat=& (Accessed 10.11.2021).

4. In Pidkasistogo P.I. (ed.) Pedagogika: ucheb. posobie dlja stud. ped. vuzov i ped. kolledzhej [Pedagogy]. Moscow: Ped-agogicheskoe obshhestvo Rossii, 2006. 608 p.

5. Selevko G.K. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii [Modern educational technologies]. Narodnoe obrazovanie [Public education]. Moscow, 1998. URL: https://www.studmed.ru/view/selevko-gk-sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii_d23060b44d4.html (Accessed 8.11.2021).

6. Slobodchikov V.I. O ponjatii obrazovatel'noj sredy v koncepcii razvivajushhego obrazovanija [On the concept of the educational environment in the concept of developing education]. Vtoraja Rossijskaja konferencija po jekologicheskoj psi-hologii: tez. dokl. [Second Russian Conference on Environmental Psychology]. Moscow, 2000, pp. 172-176. URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/108757/1/Slobodchikov%20V.I..pdf (Accessed 7.11.2021).

7. Hutorskoj A.V. Pedagogicheskaja innovatika: ucheb. posobie dlja studentov vyssh. ucheb. zavedenij [Pedagogical innovation]. Moscow, 2008, pp. 230-231. URL: https://www.studmed.ru/hutorskoy-a-v-pedagogicheskaya-innovatika-metod-ologiya-teoriya-praktika_d2487b5be58.html (Accessed 5.11.2021).

8. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego obshhego obrazovanija (10-11 kl.) [Federal state educational standard of secondary general education (10-11 grades)]. Ministerstvo obrazovanija i naukiRossijskojFederacii [Ministry of Education and Science of the Russian Federation]. URL: http://minobrnauki.rfdocuments/2365 (Accessed 11.11.2021).

9. Jusufbekova N.R. Obshhie osnovy pedagogicheskoj innovatiki: opyt razrabotki teorii innovacionnyh processov v obra-zovanii [General foundations of pedagogical innovation: experience in developing the theory of innovative processes in education]. VestnikMoskovskogogorodskogopedagogicheskogo universiteta [Vestnikof Moscow City University]. Moscow, 1992, pp. 15. URL: https://www.mgpu.ru/uploads/adv_documents/2824/1485948892-VestnikPedagogikaIPsixologia4(14)2010.pdf (Accessed 6.11.2021).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Е.А. Быкова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: elbykova80@mail.ru, ORCID: 0000-0003-2700-2762.

М.М. Ганзий, студент 4 курса направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» Института психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: melina.ganziy@gmail.com.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

E. A. Bykova, Ph. D. in Psychological Sciences, Associate Professor, Department Development Psychology and Educational Psychology, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: elbykova80@mail.ru, ORCID: 0000-0003-2700-2762.

M.M. Ganziy, 4th year student, field of training "Psychological and pedagogical education", Institute of Psychology and Pedagogy, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: melina.ganziy@gmail.com.

УДК 159.922.7 DOI: 10.52772/25420291_2021_4_170

Наталья Викторовна Воротыло, Юлия Михайловна Смирнова

г. Москва

Особенности самовосприятия у подростков с расстройствами аутистического

спектра

Данные исследований, посвященных особенностям самовосприятия подростков с РАС, относительно немногочисленны и весьма противоречивы. Так, в ряде работ показано, что подростки с РАС обладают некритично высокой самооценкой и низкой рефлексией относительно своих трудностей в социальной и иных сферах. Другие работы свидетельствуют об обратном: сниженной самооценке и негативном восприятии себя как партнера по общению. В данном исследовании предпринята попытка изучить особенности самовосприятия подростков с РАС в разных сферах. Методики исследования: опросник «Профиль самовосприятия для подростков» С. Хартера (адаптация Н.К. Радиной и Е.Ю. Терешенковой); тест Куна-Макпартленда «Кто Я?» (модификация Т.В. Румянцевой); проективная методика «Рисунок человека» (К. Маховер); шкала Дембо-Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан). Выборку составили 30 человек. Обнаружено, что подростки с РАС имеют сниженные показатели самовосприятия по всем сферам, низкую самооценку авторитета среди сверстников, некритично высокий уровень притязаний относительно характера, искаженные представления об образе тела. Результаты относительно рефлексивности неоднозначны.

Ключевые слова: РАС (расстройства аутистического спектра), подростки, самовосприятие, дети с ОВЗ, самовосприятие подростков.

Natalia Viktorovna Vorotylo, Yulia Mikhailovna Smirnova

Moscow

Specific of self-perception in youth with autism spectrum disorders

The data of studies on the characteristics of self-perception of adolescents with autism spectrum disorders are relatively few and very contradictory. A number of studies have shown that adolescents with autism spectrum disorders have uncritically high self-esteem and low reflection regarding their difficulties in social and other spheres. Other studies show the opposite: lowered self-esteem and negative self-perception as a communication partner. This article provides an attempt to study the characteristics of self-perception of adolescents with autism spectrum disorders in different areas. Methods: questionnaire "Self-perception profile for adolescents" by S. Harter (N.K. Radina and E.Y. Tereshenkova adaptation); Coon-McPartland test "Who am I?" (modified by T.V. Rumyantseva); the projective technique "Drawing of a Man" (K. Makhover); Dembo-Rubin-stein scale (modified by A.M. Prikhozhan). 30 individuals participated in this study. Results show that adolescents with autism spectrum disorders have reduced self-perception indicators in all spheres, low self-esteem of authority among peers, uncritically high level of claims about character, distorted ideas about body image. Results regarding reflexivity are mixed.

Keywords: autism spectrum disorders, adolescents, self-perception, children with special needs, self-perception in adolescence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.