Научная статья на тему 'Личностные особенности подростка и их учет в работе по физической подготовке и спорту'

Личностные особенности подростка и их учет в работе по физической подготовке и спорту Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
174
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / TEENAGER / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ВОЗРАСТ / AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Подрезов Игорь Николаевич

В данной статье рассматривается необходимость учета личностных особенностей подростка в процессе занятий физической подготовкой и спортом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Подрезов Игорь Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personality characteristics of the adolescent and their incorporation into the work in physical training and sports

This article discusses the need to take into account the personal characteristics of a teenager in the process of physical training and sports

Текст научной работы на тему «Личностные особенности подростка и их учет в работе по физической подготовке и спорту»

УДК 796.011.3

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА И ИХ УЧЕТ В РАБОТЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ И СПОРТУ

PERSONALITY CHARACTERISTICS OF THE ADOLESCENT AND THEIR INCORPORATION INTO THE WORK IN PHYSICAL TRAINING AND SPORTS

Подрезов Игорь Николаевич

магистрант

Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева»

г. Орел, Россия Podrezov Igor Nikolayevich undergraduate

Orel state university named after i. S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. В данной статье рассматривается необходимость учета личностных особенностей подростка в процессе занятий физической подготовкой и спортом.

Abstract. This article discusses the need to take into account the personal characteristics of a teenager in the process of physical training and sports

Ключевые слова: подросток, личность, возраст.

Keywords: teenager, personality, age.

Личностные особенности подростка и их учет в работе по физической подготовке и спорту

В подростковом возрасте значительно увеличивается интерес к собственному «эго», стремлению познать себя, свои силы, возможности. Самопознание порождает самооценку. В процессе изучения окружающих, у подростка формируется самооценка собственной личности. Присматриваясь к своим товарищам, анализируя поведение взрослых людей, подросток проецирует эту оценку на самого себя. Однако в силу недостаточного уровня знаний, жизненного опыта, самооценка юношей и девушек 11-15 лет, как правило, несовершенна.

В связи с этим, при организации спортивной деятельности, тренировочного процесса, необходимо учитывать данные особенности поведения. От грамотной оценки тренером возможностей юных спортсменов, во многом зависит их отношение к своим результатам, к победам и поражениям. В силу своего юношеского максимализма, подростки склонны переоценивать значение успеха, в результате чего, может сформироваться самоуверенность, или напротив, постоянная неуверенность в своих силах. В старшем возрасте эти моменты могут вызвать значительные субъективные трудности, мешающие процессу спортивного совершенствования[2,3].

Развитие самосознания в юном возрасте формирует потребность в самовоспитании. Что приводит к процессу формирования у личности подростка силы воли, особенно у мальчиков. Подростки видят себя в занятиях

боксом, борьбой, футболом, хоккеем. Вот почему в этом возрасте главным мотивом занятий физической подготовкой и спортом является опосредованный мотив - желание стать физически сильными и волевыми.

В дальнейшем, при овладении сложнокоординированными двигательными навыками, необходимо использовать этот мотив.

Стремление к самоутверждению - важная особенность личности подростка, она проявляется в самостоятельности мнений, решений, желании занять свое место в обществе, но прежде всего в среде своих сверстников.

В связи с этим, коллектив для подростка очень важен, он в нем учится, занимается спортом, либо другим любимым делом. Подросткам свойственна такая черта, как чувство коллективизма, товарищества, долга. Они быстро подвергаются моральным нормам и правилам, действующим в том коллективе сверстников, в который они пришли. В связи с этим, что бы зарекомендовать себя перед новыми людьми, подросток способен на поступки, которые требуют высокого психического напряжения, и морально - психологической устойчивости. Вместе с тем он предъявляет завышенные требования к членам своего коллектива, не прощая товарищу за проступки, порочащие честь коллектива.

Но не всегда подросток адекватно понимает суть дружбы, чести и других нравственных понятий, это зачастую приводит к защите товарища совершившего дурной поступок, к круговой поруке и т.д. Нравственные убеждения проявляются у подростка только при сформированном нравственном сознании. Настойчиво отстаивая свои моральные убеждения, подросток с легкостью может изменить им, переключиться на другой коллектив, преследующий иные моральные ценности, менее требовательные. В этой связи, различными средствами необходимо добиваться верного понимания подростками нравственных понятий, формируя на основании этого, полноценное мнение коллектива. Благодаря сплоченному

и целеустремленному коллективу формируется и осуществляет плодотворная воспитательная работа с подростками[1].

Тренировочные занятия в спортивных школах различными видами спорта, являются своего рода профилактической работой по предупреждению правонарушений среди подрастающего поколения, средством перевоспитания «трудных подростков». Необходимо отметить некоторые группы такой категории подростков.

Трудновоспитуемые - подростки, незаинтересованные в своей учебе, равнодушны к ней, допускают грубое нарушение дисциплины, зачастую грубы, нечестны. Эти отклонения чаще всего вызваны вследствие отставания психического развития, повышенной ранимостью, болезненным самолюбием.

Педагогически запущенные - подростки, с отрицанием относящиеся к любому роду деятельности. Нарушение дисциплины у такой категории детей носит систематический характер. Грубость, лень, жестокость является для них нормой. Педагогическая запущенность является, как правило, следствием неблагополучного климата в семье, когда родители самоустранились от воспитания своих детей.

Подростки-правонарушители - это те, кто с периодичностью совершают правонарушения (воровство, хулиганство), состоят на учете в инспекции по

делам несовершеннолетних.

Среди лиц повышенного психолого-педагогического внимания, первые две указанные группы составляют подавляющее большинство. Подростки, подходящие под названные нами категории, зачастую отвергаются коллективом класса. Поэтому от перехода в группу социально опасных сверстников их может уберечь активное вовлечение в занятия спортом. Педагоги и тренеры высокого профессионального уровня, могут разглядеть в подростке какие-либо положительные качества и, опираясь на них, развивая их, «трудный подросток» таким образом, почувствует доброжелательное отношение к себе, что до этого момента для него было незнакомым, отдаленным чувством. В результате чего, он увидит реальные перспективы для самореализации в данном направлении[4].

Таким образом, спортивная деятельность не только мотивирует на высокие достижения, спортивные успехи, но и оказывает огромное педагогическое воздействие на процесс воспитания и становления подростка как личности в современном обществе.

Литература

1. Медников А. Б. Психолого-педагогические основы специальной физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России] : монография. Краснодар : КРУ МВД России, 2015. 238 с.

2. Макеева В. С., Баркалов С. Н., Пушкина В. Н., Оляшев Н. В. Управление психофизической готовностью курсантов-спортсменов юридических вузов // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14. № 3. С. 210-228.

3. Алдошин А. В., Алдошина Е. А. Психофизическая работоспособность курсантов и слушателей Орловского юридического института МВД имени В. В. Лукьянова // Наука-2020. 2017. № 2 (13). С. 223-221.

4. Подрезов И. Н. Проблемы оптимизации психических состояний, возникающих в процессе педагогической деятельности преподавателя по физической подготовке // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2017. № 4 (73). С. 127-129.

References

1. Mednikov A. B. Psixologo-pedagogicheskie osnovy" speciaTnoj fizicheskoj podgotovki kursantov i slushatelej obrazovateTny'x organizacij MVD Rossii [Psychological and pedagogical basis of special physical training of cadets and listeners of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Krasnodar, KRU MVD Rossii Publ., 2015, 238 p.

2. Makeeva V. S., Barkalov S. N., Pushkina V. N., Olyashev N. V. Upravlenie psixofizicheskoj gotovnosfyu kursantov-sportsmenov yuridicheskix vuzov [Management of psychophysical readiness of cadets-athletes of law schools]. Rossijskij psixologicheskij zhurnal - Russian Psychological Journal, 2017, T. 14, no. 3, pp. 210-228.

3. Aldoshin A. V., Aldoshina E. A. Psixofizicheskaya rabotosposobnost" kursantov i slushatelej Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD imeni V. V. Luk"yanova [Psychophysical efficiency of cadets and listeners of the Oryol Law Institute of the MV Lukyanov MVD ]. Nauka-2020, 2017, no. 2 (13), pp. 223-221.

4. Podrezov I. N. Problemy" optimizacii psixicheskix sostoyanij, voznikayushhix v

processe pedagogicheskoj deyatePnosti prepodavatelya po fizicheskoj podgotovke [Problems of Optimization of Mental Conditions Emerging in the Process of Pedagogical Activity of a Teacher in Physical Training]. Nauchny'j vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V. V. Luk'yanova - Scientific Bulletin of the Orlovsky Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia named after V. V. Lukyanov, 2017. № 4 (73), pp. 127-129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.