УДК 796.011.3
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ЭФФЕКТИВНЫМ ДЕЙСТВИЯМ
PHYSICAL PREPAREDNESS OF EMPLOYEES OF THE MIA OF RUSSIA AS A COMPONENT PART OF PROFESSIONAL READINESS TO EFFECTIVE ACTIONS
Гуняев Евгений Викторович
старший преподаватель кафедра огневой подготовки и деятельности ОВД в особых условиях Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова
г. Орел, Россия Gunyaev Evgeniy Viktorovich senior lecturer
department of fire training and activities of ATS in special conditions Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia
Orel, Russia
Алдошина Евгения Александровна
кандидат педагогических наук, доцент кафедра физического воспитания Орловский государственный аграрный университет
имени Н. В. Парахина г. Орел, Россия Aldoshina Evgeniya Aleksandrovna candidate of pedagogics, associate professor of physical education chair Orel state agrarian University after name N. V. Parakhina
Orel, Russia
Аннотация. В статье рассматриваются физические качества необходимы^/е сотруднику органов внутренних дел при вы^/полнении оперативно-служебных задач.
Abstract. The article discusses the physical qualities necessary for an employee of the internal affairs bodies when performing operational tasks.
Ключевые слова: физическая подготовленность, физические качества, анализ, профессиональная деятельность, сотрудники ОВД.
Keywords: physical fitness, physical qualities, analysis, professional activity, ATS employees.
Физическая подготовленность сотрудников МВД России рассматривается как составная часть профессиональной готовности к эффективным действиям, призванная поддерживать работоспособность, обеспечить дальнейшее всестороннее физическое развитие и профессионально-прикладную готовность к действиям в экстремальной обстановке. Вместе с тем, предъявляемые требования к физической подготовленности выпускников вуза МВД, являются специфическими и значительно отличаются от обычных [1]. С учетом конкретных
условий профессиональной деятельности выпускников вуза МВД, существует реальная необходимость разработки педагогической технологии процесса физической подготовки для выполнения служебно-боевых задач [2].
Важной особенностью для правильного построения процесса ФП является изучение специфики профессиональной деятельности выпускников вуза МВД. Выполнение такого разнообразия служебных обязанностей требует от сотрудника МВД, преодоления значительных по направленности, объему и интенсивности физических и психических нагрузок.
Результаты анкетного опроса, направленного на субъективную оценку воздействия физических нагрузок на сотрудника МВД, свидетельствуют, что 76% респондентов отметили заметную физическую усталость к окончанию рабочего дня и плохую восстанавливаемость работоспособности к началу следующего дня. И только 24% респондентов отмечали слабую усталость к окончанию рабочего дня и, как правило, полностью восстанавливали свою работоспособность к началу следующего дня.
Результаты многих исследований подтверждают необходимость развития комплекса физических качеств и прикладных навыков для успешной профессиональной деятельности сотрудников МВД [3].
С целью определения степени значимости различных физических качеств и прикладных навыков для эффективных действий, было проведено анкетирование специалистов, имеющих непосредственное отношение к процессу физической подготовки, сотрудников, стаж работы которых составил более 10 лет, а также преподавателей кафедр боевой подготовки высших учебных заведений МВД.
Анализ полученных результатов анкетирования свидетельствует о том, что наиболее важными для решения служебно-боевых задач, стоящих перед сотрудниками МВД, является физическое качество «ловкость». Оценка значимости, выражаемая в среднем балле х, составила 4,63 балла по пятибалльной шкале. Несколько меньшим средним баллом была респондентами оценена «выносливость» (4,00 балла). Оценка двигательно-координационных способностей составила 3,88 балла, примерно на таком же уровне было оценено физическое качество «быстрота» - 3,78 балла. Значительно ниже уровень, по оценкам респондентов, физического качества «гибкость», что выразилось в 2,44 балла.
При определении значимости (этими же респондентами) средств развития физического качества «выносливость» считается наиболее эффективным применение равномерного бега 3-5 км, при ЧСС 140-160 уд/мин; оценка здесь составила 4,44 балла по пятибалльной шкале. Бег по глубокому снегу (при ЧСС 165-180 уд/мин) оценен в 3,31 балла; двусторонняя игра в баскетбол, футбол, регби до 45 минут оценена в 2,69 балла.
Для развития силовых и скоростно-силовых качеств эксперты выделяют в первую очередь жим гири 16-24 кг в максимальном темпе, оценка - 4,13 балла. Значительная роль отводится упражнениям в приседании с отягощениями 50-80% веса от максимального индивидуального (3,05 балла), спаррингу в борьбе с более тяжелым соперником до явного утомления (2,28 балла), подтягиванию на высокой перекладине на максимальное количество раз.
Следует отметить, что для развития двигательно-координационных способностей наибольшее значение уделено респондентами применению спортивных игр: баскетбол, регби, футбол, проводимых как на ограниченной площадке, так и с увеличенным количеством игроков (4,54 балла) [4, 5].
Для развития быстроты высока значимость применения спортивных игр (4,30 балла) и спарринга в рукопашном бое (3,54 балла).
В результате опроса было определено, что для сотрудников МВД, наиболее важными являются следующие качества: ловкость и быстрота движений, общая и силовая выносливость, эмоциональная устойчивость, координационные способности, оперативная память, быстрота мышления. Было установлено, что в экстремальных условиях служебно-боевой деятельности значение их еще больше возрастает.
Таким образом, проведенное исследование свидетельствует, что данные физические качества и прикладные навыки являются главными для эффективных действий. Поэтому этот факт необходимо учитывать при построении процесса физической подготовки в образовательных учреждениях, готовящих сотрудников МВД к решению служебно-боевых задач.
Известно, что успехи в освоении профессиональной деятельности во многом зависят от уровня развития соответствующих профессионально важных качеств.
Уровень развития профессионально важных физических и психических качеств, необходимых для личного состава подразделений МВД различной профессиональной квалификации в обычных и экстремальных условиях деятельности первоначально определялся методом экспертного опроса преподавателей ОрЮИ МВД России.
Влияние того или иного физического и психического качества на эффективность профессиональной деятельности, меняется с повышением профессионального мастерства сотрудников МВД [6, 7, 8]. Так, эксперты ведущее место для сотрудников МВД со стажем работы от 3 до 5 лет отвели координации, скорости и точности движений, ловкости. Этот факт подтверждает повышение важности этих качеств в процессе профессионального совершенствования. Значение других качеств, таких как сила и общая выносливость с повышением профессионального мастерства снижается.
Следует обратить внимание, что коэффициент конкордации - W, который отражает единство мнений экспертов в оценке значения отдельных профессионально важных качеств сотрудников МВД, имеет широкий размах колебаний (W=0,122-0,792). Высокая степень согласованности была отмечена в оценке следующих качеств: эмоциональная устойчивость - (0,752), ловкость -(0,749), координация движений - (0,763), физическая и психологическая готовность к экстремальным условиям деятельности - (0,787). Соотношение профессионально важных качеств сотрудников МВД. Полученные данные свидетельствуют о высокой значимости средств физической подготовки, развивающих данные качества.
Таким образом, на основании экспертного ранжирования профессионально важных качеств сотрудников МВД, было определено, что ведущими качествами являются ловкость и быстрота движений, общая и силовая выносливость, эмоционально-волевая устойчивость, координационные способ-
ности, физическая и психическая готовность к экстремальным условиям деятельности. Поэтому задачей физической подготовки должно быть обеспечение необходимого уровня развития этих психических и физических качеств.
В ходе опроса, было установлено, что сотрудникам МВД необходимы также: быстрое распределение и переключение внимания, специальная выносливость, смелость, решительность. Большинство опрошенных подтвердили, что физическая подготовка способствует развитию важнейших профессионально важных качеств, необходимых сотрудникам МВД для выполнения служебно-боевых задач. По их мнению, с этой целью необходимо применять следующие упражнения: преодоление препятствий с применением имитационных средств, упражнения с гирями, боевые приемы борьбы. При этом многие высказались за высокую значимость спортивных и подвижных игр для обеспечения физической готовности к решению служебно-боевых задач, а также восстановления основных функций организма после интенсивной оперативно-служебной деятельности.
Таким образом, проведенный анализ профессиональной деятельности выпускников вуза МВД свидетельствует, что для эффективного решения служебно-боевых задач, необходим высокий уровень физической и психической готовности. При этом средства физической подготовки для курсантов вуза МВД должны подбираться с учетом особенностей профессиональной деятельности и обеспечения физической и психологической готовности к ней.
Литература
1. Алдошин А. В. Особенности управления работоспособностью в служебной деятельности сотрудников ГИБДД // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2017. № 1(70). С. 98-100.
2. Герасимов И. В. Содержание физической подготовки с учетом двигательных способностей сотрудников полиции // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2018. № 3(76). С. 115-117.
3. Подрезов И. Н, Моськин С. А. Влияние занятий физическими упражнениями на функциональное состояние организма человека и уровень его здоровья // Наука-2020. 2018. № 6(22). С. 23-28.
4. Подрезов И. Н. Развитие физических качеств курсантов как будущих специалистов ГИБДД средствами спортивных и подвижных игр // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения: состояние, проблемы/, пути совершенствования. 2018. № 1(1). С. 339-343.
5. Губанов Э. В. Специфика применения спортивных игр в образовательном процессе по физической подготовке // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2018. № 3(76). С. 118-119.
6. Панферов Р. Г. Физическая подготовка как неотъемлемый элемент оперативно-боевой подготовки сотрудников органов внутренних дел // Наука-2020. 2018. № 8(24). С. 7679.
7. Алдошин А. В. Физкультурно-спортивная деятельность как эффективное средство повышения профессиональной готовности сотрудников ОВД к выполнению служебно-боевых задач // Актуальные проблемы/ развития физической культуры/ слушателей образовательных организаций МВД России : сборник статей. Орел : ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2018. С. 8-11.
8. Моськин С. А., Губанов Э. В. Специальная направленность физической подготовки сотрудников правоохранительных органов // Физическая культура и спорт в системе
профессионального образования: опыт и инновационные технологии физического воспитания : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург : УрЮИ МВД России,, 2018. С. 101-106.
References
1. Aldoshin A. V. Osobennosti upravleniya rabotosposobnost'yu v sluzhebnoj deyatel'nosti sotrudnikov GIBDD [Features of performance management in the performance of traffic police officers]. Nauchnyj vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V. V. Luk'yanova - Scientific Bulletin of the Orlov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov, 2017, no. 1(70), pp. 98-100.
2. Gerasimov I. V. Soderzhanie fizicheskoj podgotovki s uchetom dvigatel'nykh sposobnostej sotrudnikov politsii [The content of physical training, taking into account the motor abilities of police officers]. Nauchnyj vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V. V. Luk'yanova - Scientific Bulletin of the Orlov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov, 2018, no. 3(76), pp. 115-117.
3. Podrezov I. N, Mos'kin S. A. Vliyanie zanyatij fizicheskimi uprazhneniyami na funktsional'noe sostoyanie organizma cheloveka i uroven' ego zdorov'ya [The influence of physical exercises on the functional state of the human body and its level of health]. Nauka-2020, 2018, no. 6(22), pp. 23-28.
4. Podrezov I. N. Razvitie fizicheskikh kachestv kursantov kak budushchikh spetsialistov GIBDD sredstvami sportivnykh i podvizhnykh igr [The development of physical qualities of cadets as future specialists of traffic police by means of sports and outdoor games]. Upravlenie deyatel'nost'yu po obespecheniyu bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya: sostoyanie, problemy, puti sovershenstvovaniya - Managing road safety activities: status, problems, ways to improve, 2018, no. 1(1), pp. 339-343.
5. Gubanov E. V. Spetsifika primeneniya sportivnykh igr v obrazovatel'nom protsesse po fizicheskoj podgotovke [The specifics of the use of sports games in the educational process for physical training]. Nauchnyj vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V. V. Luk'yanova - Scientific Bulletin of the Orlov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov, 2018, no. 3(76), pp. 118-119.
6. Panferov R. G. Fizicheskaya podgotovka kak neot"emlemyj element operativno-boevoj podgotovki sotrudnikov organov vnutrennikh del [Physical training as an integral element of operational and combat training of internal affairs officers]. Nauka-2020, 2018, no. 8(24), pp. 76-79.
7. Aldoshin A. V. Fizkul'turno-sportivnaya deyatel'nost' kak effektivnoe sredstvo povysheniya professional'nojgotovnosti sotrudnikov OVD k vypolneniyu sluzhebno-boevykh zadach [Physical culture and sports activities as an effective means of improving the professional readiness of police officers to perform service and combat missions]. Aktual'nye problemy razvitiya fizicheskoj kul'tury slushatelej obrazovatel'nykh organizatsij MVD Rossii. Sbornik statej [Actual problems of the development of physical culture for students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Collection of articles]. Orel OrYUI MVD Rossii imeni V V Luk'yanova PubI, 2018, pp. 8-11.
8. Mos'kin S. A., Gubanov E. V. [Special orientation of physical training of law enforcement officers]. Fizicheskaya kul'tura i sport v sisteme professional'nogo obrazovaniya: opyt i innovatsionnye tekhnologii fizicheskogo vospitaniya. Sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii [Physical culture and sport in the system of vocational education: experience and innovative technologies of physical education: a collection of materials of the All-Russian scientific-practical conference]. Ekaterinburg, UrYUI MVD Rossii Pub., 2018, pp. 101-106.