Научная статья на тему 'Личностные особенности и ценностно-нравственные характеристики менеджеров с различными типами взаимодействия'

Личностные особенности и ценностно-нравственные характеристики менеджеров с различными типами взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
271
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИП ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕНЕДЖЕРОВ / ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / НРАВСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ / ДОВЕРИЕ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / TYPE OF CO-OPERATION OF MANAGERS / ECOLOGICAL PSYCHOLOGY APPROACH / MORAL DESCRIPTIONS / PERSONALITY VALUES / TRUST / VITALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аборина Марина Владимировна

В работе рассматривается деловое взаимодействие менеджеров торговых предприятий с клиентами, согласно экопсихологическому подходу. Описаны выявленные различия между типами делового взаимодействия менеджеров с клиентами и их личностными свойствами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personality Pecularity and Values and Morality Descriptions of Managers with the Different Types of Co-operation

The business co-operating of managers of point-of-sale enterprises is in-process examined with clients, concordantly to ecological psychology approach. The exposed distinctions are described between the types of business co-operation of managers with clients and their personality properties.

Текст научной работы на тему «Личностные особенности и ценностно-нравственные характеристики менеджеров с различными типами взаимодействия»

УДК 316.6

М.В. АБОРИНА

Самарская гуманитарная академия E-mail: [email protected]

Личностные особенности и ценностно-нравственные характеристики менеджеров с различными типами взаимодействия

В работе рассматривается деловое взаимодействие менеджеров торговых предприятий с клиентами, согласно экопсихологическому подходу. Описаны выявленные различия между типами делового взаимодействия менеджеров с клиентами и их личностными свойствами.

Ключевые слова: тип взаимодействия менеджеров, экопсихологический подход, нравственные характеристики, личностные ценности, доверие, жизнестойкость.

M.V. ABORINA Personality Pecularity and Values and Morality Descriptions of Managers with the Different Types of Cooperation

The business cooperating of managers of point-of-sale enterprises is in-process examined with clients, concordantly to ecological psychology approach. The exposed distinctions are described between the types of business co-operation of managers with clients and their personality properties.

Key words: type of cooperation of managers, ecological psychology approach, moral descriptions, personality values, trust, vitality.

Нередко исследование проблемы делового взаимодействия менеджеров ограничено контактами с коллегами в рамках одной компании. Исследование данной проблемы в отечественной психологии только начинается. В большей степени это связано с тем, что межличностное и межгрупповое взаимодействие - дискуссионная область научного анализа в отечественной социальной психологии.

Эффективность деятельности менеджеров зависит от качества взаимодействия с людьми, не являющимися членами их трудового коллектива - партнерами и клиентами. Такое успешное взаимодействие становится центральным моментом в их деятельности и предприятия в целом. Так как термин «клиенты» в настоящее время используют неоправданно широко, уточним, что для торговых предприятий в эту группу входят только те люди, которым предприятие продает какие-либо товары.

Под взаимодействием в социальной психологии понимается процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных объектов друг на друга, в котором взаимодействующие стороны связаны циклической причинной зависимостью. Социальное взаимодействие как вид связи

представляет интегрированность действий, функциональную координацию их следствий, т.е. систему действий, оно возникает из совместного участия объектов взаимодействия в сложной, подвижной сети социальных отношений, задавая способы реализации совместной деятельности, оказываясь основанием общественной солидарности1.

В научной литературе последних лет проблема взаимодействия рассматривалась довольно часто такими авторами, как Г.М. Андреева А. Аугустинавичюте, А.А. Бодалев, В.Н. Дружинин, А.Л. Журавлев, В.В. Знаков, А.А. Леонтьев, Д. Майерс, В.Р Шмидт и т.д..

В настоящее время в психологической науке формируется новое направление - экологическая психология. В центре ее внимания находятся такие особенности, закономерности и механизмы психического развития, которые проявляются в условиях взаимодействия человека с окружающей средой. Разные типы ситуационного взаимодействия в системе «человек-среда (ситуация)» характеризуют разную типологию изменения психического состояния индивида2.

В данном исследовании рассматриваются виды взаимодействия в сфере торгового бизнеса; для их исследования, на наш взгляд, целесообразно использовать экопсихологи-

© М.В. Аборина, 2010

ческий подход3, так как анализируется процесс взаимодействия менеджеров в сфере торгового бизнеса, которая предполагает разнообразие ситуаций, определяемых клиентом (средой).

В соответствии с идеями экопсихоло-гического подхода сознательная регуляция поведения менеджеров основана на таких характеристиках сознания, как отношение к своему физическому «Я», эмоциональный и интеллектуальный компоненты, личностные особенности и ценностно-нравственная сфера.

Главной целью настоящего исследования является изучение личностных особенностей менеджера, а именно: профессионально важные качества и ценностно-нравственная сфера как высший уровень сознательной регуляции. К профессионально важным качествам мы относим жизнестойкость4, и макиавеллизм личности.

Цель исследования - установить различия в индивидуально-психологических характеристиках менеджеров в зависимости от предпочитаемого ими типа взаимодействия. Объектом исследования являются тип делового взаимодействия менеджеров с клиентами (партнерами). Предметом исследования -различия в индивидульно-психологических характеристиках менеджеров в зависимости от предпочитаемого ими типа делового взаимодействия.

Гипотезой является то, что типы делового взаимодействия отличаются ценностно-нравственными характеристиками личности менеджера. Исследование проводилось среди менеджеров в возрасте от 22 до 50 лет (180 человек из них 76 женщин) торговых предприятий городов Самары, Тольятти, Но-вокуйбышевска, Саратова, Оренбурга, Ульяновска.

В работе был использован комплекс эмпирических методов исследования: наблюдение, интервью, анализ документации (контент-анализ), анкетирование, тест-опросники. В качестве диагностического инструментария были использованы: тест личностных ценностей (ТЛЦ)5, методика оценки доверия личности другим людям А.Л.Журавлева, А.Б.Купрейченко6, методика «Нравственное самоопределение личности»

A.Е.Воробьевой, А.Б.Купрейченко7, методика исследования макиавеллизма личности

B.В. Знакова8, тест жизнестойкости Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказова, методика опреде-

ления типа взаимодействия9. При обработке результатов использовался пакет прикладных программ StatSoft STATISTICA 6 (U-кри-терий Манна-Уитни).

Проведенное исследование позволило выделить четыре базовых типа взаимодействия менеджеров торговых предприятий с клиентами (субъект-объектный, объект-субъектный, субъект-обособленный, субъ-ект-совместный)10.

Наиболее предпочитаемыми типами взаимодействия менеджеров торговых предприятий являются субъект-совместный и субъект-обособленный (34,4% и 33,9%). На третьем месте субъект-объектный тип взаимодействия (23,9%), а самой малочисленной группой является объект-субъектный (7,8%) (рис. 1). Выбор субъектной позиции во взаимодействии с клиентом объясняется спецификой профессиональной деятельности менеджеров торговых предприятий, так как им часто приходится брать на себя ответственность за принимаемое решение. Выбор стратегии, типа структуры управления, делегирование полномочий подчиненному, приказ о поощрении работников, действия по ликвидации сбоев в деятельности предприятия и т.д. - все это примеры решений, принимаемых менеджерами организации. Они являются реакцией на возникающую проблему или задачу, которые менеджер не имеет права игнорировать или переложить на плечи других людей, а должен решать сам.

Женщинами чаще используется объект-субъектный тип взаимодействия по сравнению с мужчинами в профессиональной среде (рис. 2), это может быть связано со стереотипами, существующими в обществе, культурными ожиданиями, особенностями социализации (стереотипами разных половых ролей).

Предпочтение субъект-обособленного типа взаимодействия у мужчин может быть связано с тем, что самораскрытие является малоэффективным способом достижения поставленных целей, так как доверительные отношения могут рассматриваться как слабость или стремление к подчинению.

Исследование жизнестойкости менеджеров торговых предприятий обусловлено тем, что данная переменная играет важную роль в противостоянии личности стрессовым ситуациям и снижении работоспособности, в их профессиональной деятельности, и оказывает положительное влияние на привычные для

Рис. 1. Типы взаимодействия менеджеров торговых предприятий с клиентами (%):

1 - группа с предпочтением субъект-совместного типа взаимодействия; 2 - группа с предпочтением субъект-обособленного типа взаимодействия; 3 - группа с предпочтением субъект-объектного типа взаимодействия; 4 - группа

с предпочтением объект-субъектного типа взаимодействия

Рис. 2. Предпочитаемые типы взаимодействия менеджеров торговых предприятий в зависимости от пола (%):

1 - группа с предпочтением субъект-совместного типа взаимодействия; 2 - группа с предпочтением субъект-обособленного типа взаимодействия; 3 - группа с предпочтением субъект-объектного типа взаимодействия; 4 - группа

с предпочтением объект-субъектного типа взаимодействия

человека ситуации, способствует креативности и воображению. Наиболее важным качеством менеджера является устойчивость к стрессу, способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным воздействиям, вызывающим высокую психическую напряженность, поскольку деятельность менеджера протекает в условиях значительных психологических нагрузок. Нами выявлено, что для менеджеров торговых предприятий характерны высокие показатели жизнестойкости и всех ее составляющих (вовлеченности, контроля, принятия риска).

В ходе данного исследования не выявлено у менеджеров торговых предприятий с различными типами взаимодействия значимых различий такой личностной характеристики, как макиавеллизм.

Анализ полученных в ходе исследования данных позволяет говорить об имеющихся различиях в личностных ценностях, нравственных характеристиках, например, доверии личности другим людям в группах менеджеров с различными типами взаимодействия с клиентами. Мы получили следующие результаты: выявлены значимые различия в личностных ценностей и нравственных характеристиках менеджеров в группах с предпочтением субъект-совместного и субъект-обособленного типов взаимодействия, менеджеров с предпочтением субъект-совместного и субъ-

ект-объектного типов взаимодействия, а так же различия в группах с субъектными типами взаимодействия (субъект-объектный, субъект-обособленный, субъект-совместный) с объект-субъектным.

Результаты сравнительного анализа личностных и ценностно-нравственных характеристик менеджеров в группах с предпочтением субъект-совместного и субъект-обособленного типов взаимодействия свидетельствуют, что для менеджеров первой группы характерны высокие значения ценности сохранения индивидуальности в сфере увлечения, что помогает им выразить собственную неповторимость (табл. 1).

Значимые показатели одного из компонента жизнестойкости - принятия риска -менеджерами с субъект-совместным типом взаимодействия свидетельствует о том, что они готовы действовать, даже не имея гарантий успеха, и активно усваивают знания, извлекаемые из опыта.

Кроме того, у них выявлены высокие значения эмоционального и конативного компонентов в обязательном проявлении нравственности в обществе и конативный, эмоциональный и когнитивный компоненты в активном проявлении нравственности в обществе.

Сравнительный анализ менеджеров субъект-совместного и субъект-объектно-

Таблица 1

Различия индивидуально-психологических характеристик менеджеров с предпочтением субъект-совместного и субъект-обособленного типов взаимодействия (п1 = 62, п2 = 61)

Индивидуально-психологические характеристики С-с С-об и Z Р

Ценность сохранение индивидуальности в сфере увлечения 4234,5 3391,5 1500,5 1,9 0,04

Принятие риска 4245 3381 1490 2 0,04

Эмоциональный компонент в обязательном проявлении нравственности в обществе 4357,5 3268,5 1377,5 2,5 0,009

Конативный компонент в обязательном проявлении нравственности в обществе 4233,5 3392,5 1501,5 1,9 0,04

Когнитивный компонент в активном проявлении нравственности в обществе 4452,5 3173,5 1282,5 3,07 0,002

Эмоциональный компонент в активном проявлении нравственности в обществе 4348 3278 1387 2,5 0,01

Конативный компонент в активном проявлении нравственности в обществе 4298 3328 1437 2,2 0,02

Активность (итог) 4561 3065 1174 3,6 0,0002

Примечания к таблице:

С-с - группа с предпочтением субъект-совместного типа взаимодействия; С-об - группа с предпочтением субъект-обособленного типа взаимодействия; п1 - количество испытуемых в группе с предпочтением субъект-совместного типа взаимодействия; п2 - количество испытуемых в группе с предпочтением субъект-обособленного типа взаимодействия; и - мера сходства между двумя выборками; Z - оценка критерия и; р - уровень статистической значимости

полученных коэффициентов.

го типов взаимодействия выявил различия в ценностно-нравственной сфере. Менеджеры с предпочтением субъект-объектного типа взаимодействия стремятся к более высокому уровню материального благополучия, именно материальный достаток является основанием для повышения самооценки (табл. 2). Для менеджеров первой группы высока значимость одного из компонентов доверия - предсказуемости. Для представителей данного типа важно знание человека, с которым он взаимодействует, и возможность предсказывать его поведение даже в неопределенных ситуациях.

У менеджеров с объект-субъектным типом взаимодействия выявлены значимые различия с менеджерами с предпочтением субъект-совместного типа взаимодействия (табл. 3). Высокий показатель креативности свидетельствует о стремлении менеджеров первой группы к реализации своих творчес-

ких возможностей и избеганию стереотипов. Для них также наиболее значимы социальные контакты, особенно в общественной сфере, важно установление благоприятных взаимоотношений с другими людьми во всех сферах деятельности и реализация социальной направленности через общественную жизнь. Гуманистическая направленность в сфере семьи для менеджеров с объект-субъектным типом взаимодействия и значимость креативности в данной сфере свидетельствует о стремлении внести разнообразие в семейную жизнь. Значимость ценности духовного удовлетворения в профессиональной сфере для менеджеров этого типа предполагает их стремление заниматься той профессиональной деятельностью, которая приносила бы моральное удовлетворение.

Противоречивость ценности физической активности у менеджеров объект-субъектного типа взаимодействия свидетельствуют о

Таблица 2

Различия индивидуально-психологических характеристик менеджеров с предпочтением субъект-совместного и субъект-объектного типов взаимодействия (п1 = 43, п2 = 14)

Индивидуально-психологические характеристики С-с О-с и Z Р

Ценность материального благополучия 2955 2610 1002 -2,15 0,03

Предсказуемость 3663,5 1901,5 955,5 2,45 0,01

Примечания к таблице:

С-с - группа с предпочтением субъект-совместного типа взаимодействия; С-о - группа с предпочтением субъект-объектного типа взаимодействия; п1 - количество испытуемых в группе с предпочтением субъект-совместного типа взаимодействия; п2 - количество испытуемых в группе с предпочтением субъект-объектного типа взаимодействия; и - мера сходства между двумя выборками; Z - оценка критерия и; р - уровень статистической значимости полученных коэффициентов.

Таблица 3

Различия индивидуально-психологических характеристик менеджеров с предпочтением субъект-совместного и объект-субъектного типов взаимодействия (п1 = 62, п2 = 14)

Индивидуально-психологические характеристики С-с О-с и Z Р

Ценность креативности 2222 704 269 -2,21 0,02

Ценность социальных контактов 2218 708 265 -2,26 0,02

Гуманистическая направленность в сфере семьи 2212 714 259 -2,34 0,01

Ценность духовного удовлетворения в профессиональной сфере 2246 680 293 -1,88 0,05

Ценность креативности в сфере семьи 2221 705 268 -2,22 0,02

Ценность социальных контактов в сфере общественной жизни 2238 687 285,5 -1,98 0,04

Показатель противоречивости в ценности физической активности 2222 703,5 269,5 -2,20 0,02

Примечания к таблице:

С-с - группа с предпочтением субъект-совместного типа взаимодействия; О-с - группа с предпочтением объект-субъектного типа взаимодействия; п1 - количество испытуемых в группе с предпочтением субъект-совместного типа взаимодействия; п2 - количество испытуемых в группе с предпочтением объект-субъектного типа взаимодействия; и - мера сходства между двумя выборками; Z - оценка критерия и; р - уровень статистической значимости полученных коэффициентов.

неискренности ответов и их социальной желательности. Эта шкала в исследовании информативна (см. табл. 3) и дает возможность для более детального анализа отличительных особенностей менеджеров данного типа взаимодействия.

Менеджеры с предпочтением объект-субъектного типа взаимодействия (табл. 4) имеют такие же различия с менеджерами субъект-обособленного типа, как и с субъект-совместного типа взаимодействия в ценностях: креативность, социальные контакты, духовное удовлетворение в профессиональной сфере, креативности в сфере семьи и по показателям противоречивости ценности физической активности и гуманистической направленности в сфере семьи.

Отличительной особенностью менеджеров с предпочтением объект-субъектного типа взаимодействия с менеджерами субъект-обособленного типа взаимодействия является более высокая значимость ценности духовного удовлетворения, т.е. первые стремятся к получению морального удовлетворения во всех сферах. С этим хорошо согласуется и гуманистическая направленность в профессиональной сфере, что свидетельствует о высокой значимости для них профессиональной деятельности и получения морального удовлетворения от своей работы.

У менеджеров с предпочтением объект-субъектного типа взаимодействия выявлены высокие показатели безразличия в сфере образования: они не выделяют данную ценность как особо важную, но и не относятся к ней негативно. Кроме того, для них характерны высокие показатели эмоционального и конативного компонента обязательности по методике «Нравственное самоопределение личности» А.Е. Воробьевой, А.Б. Купрей-ченко.

Результаты исследования позволили выявить ценностные различия менеджеров с предпочтением объект-субъектного и субъект-объектного типов взаимодействия. Отличительной особенностью является различия в ценности креативность. Кроме того, вторые обладают высокими показателями вариативности в сфере образования.

Обнаружены также значимые различия для менеджеров с объект-субъектным типом взаимодействия и менеджерами субъект-совместного и субъект-обособленного типов взаимодействия - это гуманистическая направленность в семейной сфере и показатель противоречивости ценности физическая активность.

Высокая значимость гуманистической направленности в профессиональной сфере для менеджеров с объект-субъектным типом

Таблица 4

Различия индивидуально-психологических характеристик менеджеров с предпочтением субъект-обособленного и объект-субъектного типов взаимодействия (п1 = 61, п2 = 14)

Индивидуально- психологические характеристики С-об О-с U Z Р

Ценность духовного удовлетворения 2175,5 674,5 284,5 -1,93 0,05

Ценность креативности 2149 701 258 -2,29 0,02

Ценность социальных контактов 2148 702 257 -2,31 0,02

Гуманистическая направленность в профессиональной сфере 2139 711 248 -2,43 0,01

Гуманистическая направленность в сфере семьи 2136 714 245 -2,47 0,01

Ценность духовного удовлетворения в профессиональной сфере 2159 691 268 -2,16 0,03

Ценность креативности в сфере семьи 2149,5 700,5 258,5 -2,29 0,02

Показатель безразличия сферы образования 2468,5 381,5 276,5 2,04 0,04

Показатель противоречивости в ценности физической активности 2160 690 269 -2,14 0,03

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эмоциональный компонент в обязательном проявлении нравственности в обществе 2146 704 255 -2,33 0,01

Конативный компонент в обязательном проявлении нравственности в обществе 2158 692 267 -2,17 0,02

Обязательность соблюдения нравственных норм (итог) 2151,5 698,5 260,5 -2,26 0,02

Примечания к таблице:

С-об - группа с предпочтением субъект-обособленного типа взаимодействия; О-с - группа с предпочтением объект-субъектного типа взаимодействия; п1 - количество испытуемых в группе с предпочтением субъект-обособленного типа взаимодействия; п2 - количество испытуемых в группе с предпочтением объект-субъектного типа взаимодействия; и - мера сходства между двумя выборками; Z - оценка критерия и; р - уровень статистической значимости

полученных коэффициентов.

взаимодействия была выявлена всравнитель-ном анализе с менеджерами субъект-объектного типа и с менеджерами субъект-обособленного типа взаимодействия. А значимость ценности креативности в сфере семьи характерна для всех трех типов менеджеров.

Проведенное исследование позволило определить четыре базовых типа взаимодействия менеджеров торговых предприятий с клиентами: субъект-объектный, объект-субъектный, субъект-обособленный, субъект-совместный.

Наиболее предпочитаемыми типами взаимодействия менеджеров торговых предприятий являются субъект-совместный и субъект-обособленный, затем следует субъект-объектный тип взаимодействия, а самой малочисленной группой является объект-субъектная, т.е менеджеры торговых предприятий предпочитают субъектную позицию во взаимодействии с клиентом.

Женщинами в профессиональной среде чаще используется объект-субъектный тип взаимодействия, а мужчины отдают предпочтение субъект-обособленному.

Исследование в данной работе жизнестойкости менеджеров торговых предприятий выявило, что у них высокие показатели такой характеристики, как жизнестойкость и всех ее составляющих (вовлеченности, контроля, принятия риска).

Менеджеры с предпочтением объект-субъектного типа взаимодействия имеют

различия с менеджерами субъект-совместного и субъект-обособленного типов взаимодействия в ценностно-нравственной сфере.

В ходе данного исследования не выявлено у менеджеров торговых предприятий с различными типами взаимодействия значимых различий такой личностной характеристики, как макиавеллизм.

Результаты сравнительного анализа личностных и ценностно-нравственных характеристик менеджеров в группах с предпочтением субъект-совместного и субъект-обособленного типов взаимодействия свидетельствуют, что для менеджеров первой группы имеет высокое значение ценность сохранения индивидуальности в сфере увлечения, высокие показатели одного из компонента жизнестойкости - принятия риска, а также высокие значения эмоционального и конативного компонента в обязательном проявлении нравственности в обществе.

Сравнительный анализ менеджеров субъект-совместного и субъект-объектного типов взаимодействия выявил различия в ценностно-нравственной сфере. Менеджеры второй группы стремятся к более высокому уровню материального благополучия, а для менеджеров первой характерна высокая значимость одного из компонентов доверия -предсказуемости.

Исходя из полученных результатов, мы можем констатировать различия в груп-

Таблица 5

Различия индивидуально-психологических характеристик менеджеров с предпочтением субъект-объектного и объект -субъектного типов взаимодействия (п1 = 43, п2 = 14)

Индивидуально- психологические характеристики С-о О-с и Z Р

Гуманистическая направленность в профессиональной сфере 1131 522 185 -2,15 0,03

Гуманистическая направленность в сфере семьи 1140,5 512,5 194,5 -1,97 0,04

Ценность креативности в сфере образования 1139,5 513,5 193,5 -1,99 0,04

Ценность креативности в сфере семьи 1129 524 183 -2,18 0,02

Показатель противоречивости в ценности физической активности 1134 519 188 -2,09 0,03

Показатель вариативности в сфере образования 1364,5 288,5 183,5 2,17 0,02

Примечания к таблице:

С-о - группа с предпочтением субъект-объектного типа взаимодействия; О-с - группа с предпочтением объект-субъектного типа взаимодействия; п1 - количество испытуемых в группе с предпочтением субъект-объектного типа взаимодействия; п2 - количество испытуемых в группе с предпочтением объект-субъектного типа взаимодействия; и -мера сходства между двумя выборками; Z - оценка критерия и; р - уровень статистической значимости полученных

коэффициентов.

пах с субъектными типами взаимодействия (субъект-объектный, субъект-обособленный, субъект-совместный) с объект-субъектным типом. В сравнительном анализе выявлены высокие показатели противоречивости в ценности физическая активность, т.е. неоднозначное отношение к ней, и различия по отношению к ценностям «гуманистическая направленность в сфере семьи» и «креативность в сфере семьи», что может говорить о большой важности сферы семьи для представителей объект-субъектного типа. Кроме того, у представителей этого типа выявлены значимые различия в ценностях: «креативность», «социальные контакты», «духовное удовлетворение в профессиональной сфере» с субъект-совместным и субъект-обособленным типами взаимодействия.

В исследовании выявлены различия у менеджеров с предпочтением объект-субъектного типа взаимодействия только с представителями субъект-совместного типа в ценности социальных контактов в общественной

жизни. Кроме того, есть различия у менеджеров первой группы с менеджерами с субъект-обособленным типом в ценности духовного удовлетворения, показателе безразличия в сфере образования и в эмоциональном и ко-нативном компонентах в обязательном проявлении нравственности в обществе. У нее же с представителями субъект-объектного типа взаимодействия выявлены различия в ценности «креативность в сфере образования» и показателях вариативности в сфере образования и гуманистической направленности в профессиональной сфере.

Выявленные нами различия позволяют считать, что ценностно-нравственная сфера личности менеджера обладает регулятивной функцией, и следует учитывать ее особенности в создании индивидуального подхода и формировании стратегии взаимодействия с клиентом. От этого зависит успешность профессиональной деятельности менеджера и предприятия в целом, особенно в период кризисных изменений.

Примечания

1 См.: Новейший философский словарь. 3-е изд., исправл. / Под ред. А.А. Грицакова. Минск, 2003.

2 См.: Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. М., 2004; Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб., 2007.

3 См.: Аборина М.В. Индивидуально-психологические особенности менеджеров в зависимости от типа взаимодействия с клиентом //Вестн. Самар. гуманитарной акад. 2009. № 1 (5). С. 93-104.

4 См.: Аборина М.В., Карпушина Л.В. Личностные ценности и жизнестойкость студентов медицинского вуза // Профессиональное и личностное самоопределения молодежи в период социально-экономической стабилизации России: Материалы 2-й Всерос. науч.-практ. конф. / Отв. ред. А.В. Капцов. Самара, 2008.

5 См.: Карпушина Л.В., Капцов А.В. Тест личностных ценностей: Руководство по применению. Методическое пособие. Самара, 2007.

6 См.: ЖуравлевА.Л., Купрейченко А.Б. Нравственно-психологическая регуляция экономической активности. М., 2003.

7 См.: Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Экономическое самоопределение: Теория и эмпирические исследования. М., 2007.

8 См.: ЛеонтьевД.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М., 2006.

9 См.: Аборина М.В. Индивидуально-психологические особенности менеджеров в зависимости от типа взаимодействия с клиентом // Вестн. Самар. гуманитарной акад. 2009. № 1 (5). С. 93-104.

10 См.: Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. М, 2004.

УДК 316.6

С.К. ЛЕТЯГИНА

Институт социального образования (филиал) Российского государственного социального университета в г. Саратове E-mail: [email protected]

О некоторых социально-психологических особенностях межличностного общения студентов специальности «психология»

В статье приводятся результаты эмпирического исследования по выявлению социально - психологических особенностей межличностного общения студентов специальности «психология». Студенты специальности «психология» в процессе межличностного общения используют, в отличие от учащихся других специальностей, более гибкие и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.