Научная статья на тему 'Субъектные типы взаимодействия менеджеров торговых предприятий'

Субъектные типы взаимодействия менеджеров торговых предприятий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
526
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ / ОБЪЕКТ / ТИП ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / СУБЪЕКТ-СОВМЕСТНЫЙ / СУБЪЕКТ-ОБОСОБЛЕННЫЙ / СУБЪЕКТ-КВАЗИСУБЪЕКТНЫЙ / КВАЗИСУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫЙ / SUBJECT / OBJECT / TYPE OF INTERACTION / SUBJECT-JOINT / SUBJECT-ISOLATED / SUBJECT-QUASISUBJECTIVE / QUASISUBJECTSUBJECTIVE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аборина М. В.

В статье рассматриваются проблема субъектности и выделены типы и подтипы взаимодействия менеджеров с клиентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES OF INTERACTION BETWEEN SALES MANAGERS AND CLIENTS

The article deals with the problem of subjectivity. It outlines types and subtypes of interaction between managers and clients.

Текст научной работы на тему «Субъектные типы взаимодействия менеджеров торговых предприятий»

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЯ

СУБЪЕКТНЫЕ ТИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕНЕДЖЕРОВ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

© 2011 М.В.Аборина

Самарская гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 24.05.2011

В статье рассматриваются проблема субъектности и выделены типы и подтипы взаимодействия менеджеров с клиентами.

Ключевые слова: субъект, объект, тип взаимодействия, субъект-совместный, субъект-обособленный, субъект-квазисубъектный, квазисубъект-субъектный.

Для успешного ведения бизнеса современной компании необходимо умение выстраивать взаимодействие с клиентами, но большинство компаний не осознают, важность этого ресурса для организации. Устойчивые отношения в совместной деятельности менеджеров с клиентами становятся центральным моментом в деятельности организации. Поэтому клиент является основным субъектом деятельности предприятия. В психологии неоднократно предпринимались попытки решить проблему определения сущности субъекта. При этом всегда вставал вопрос о логичном соотношении представлений о субъекте с представлениями о личности, и, шире, с пониманием сущности психики в целом.

Анализ субъектности, ее особенностей и специфики представлен в работах отечественных психологов, опирающихся на исследование активной роли самого человека в процессе жизнедеятельности: Н.Х.Александровой, А.Г.Асмо-лова, Е.Н.Волковой, И.А.Зимней, Е.И.Исаева, А.Н.Леонтьева. Посредством методологического принципа общения, как субъект-субъектного взаимодействия теоретически и экспериментально разрабатывал Б.Ф.Ломов1. Отношение «субъект-субъект» есть не только возможное, и допускаемое в системе субъект - объектных отношений, но и необходимое для полноты и целостности ее существования как системы2.

В науке большое внимание уделяется анализу влияния на формирование взаимопонимания субъект-субъектных и субъект-объектных типов взаимодействия между партнерами по общению.

Аборина Марина Владимировна преподаватель кафедры общей и социальной психологии. E-mail: aborinamv@mail. ru

1 Журавлев А.Л., Соснин В.А., Красников М.А. Социальная психология: Учеб. пособие. - М: 2008.

2 Каган М.С. Мир общения. - М.: 1988.

Определения субъекта и объекта восходят к традициям классической европейской гносеологии, заложенным Рене Декартом, который понимал субъект как активное начало познания, а объект — как «материал» познавательной активности, инициируемой и направляемой субъ-ектом3. В современной психологии личности существует неоднозначная трактовка этих понятий. Ученые чаще всего отвечают так: в онтологическом смысле (т.е. в реальной своей жизнедеятельности) человек всегда субъектен, в гносеологическом смысле (т.е. с точки зрения его исследования) - его можно представить объек-том4. В настоящее время в психологической науке формируется новое направление - экологическая психология. В центре ее внимания находятся такие особенности, закономерности и механизмы психического развития, которые проявляются в условиях взаимодействия человека с окружающей средой5.

В соответствии с экопсихологическим подходом В.И.Панова выделяются следующие типы взаимодействия6: 1) объект-объектный, когда изменение психического состояния осуществляется посредством химико-физического воздействия на физиологические структуры индивида, вследствие чего изменяется состояние соматоп-сихической (телесной) сферы его психики; 2) субъект-объектный, когда один субъект психологически энергетичными методами (физическими, эмоциональными, гипнотическими или иными) целенаправленно воздействует на инди-

3 Момджян К.Х. Введение в социальную философию: Учеб. пособие. - М: 1997. - С. 493.

4 Кондратьев В.В., Лунев Ю.А. ИИ-инжиниринг. -М.: 2007.

5 Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. - М.: 2004.

6 Панов В.И. Введение в экологическую психологию: Учеб. пособие. 2-е изд. (перераб. и доп.). - М.: 2006.

вида с целью вызвать у него определенное состояние психики; 3) субъект-субъектный, когда целенаправленное воздействие одного субъекта провоцирует у индивида те или иные состояния (переживания, поведение) посредством обращения к субъектности данного индивида, в первую очередь к его способности к рефлексии. В качестве примера могут служить такие манипуля-тивные действия, которые направлены на то, чтобы вызвать угрызения совести, сформировать чувство вины и т.п.; 4) субъект-порождающий, когда изменение психического состояния происходит как изменение состояния системы «индивид - среда (ситуация, человек)» посредством ее превращения (порождения) в субъекта совместного действия и / или развития.

В свою очередь в субъектной позиции процесса взаимодействия выделяются следующие варианты субъект-субъектного взаимодействия: 1) субъектно-обособленный, когда каждый из компонентов реализует активную позицию по отношению к другому как объекту своей активности, воздействуя на него, но, не принимая во внимание субъектность этого другого; 2) субъектный - совместный, когда взаимодействие между участниками имеет характер совместного действия с учетом субъектных особенностей другого, но не предполагает и не требует изменения своей собственной субъектности.

В настоящем исследовании рассматриваются типы делового взаимодействия в системе «человек - человек», а точнее в экономической сфере, направленном на изучение взаимодействия менеджеров с клиентами. Менеджер в данном взаимодействии не всегда занимает субъект-субъектную позицию. И возникает вопрос, может ли субъект жизненной активности быть объектом чьего-либо управления? Мы и рассматриваем человека как субъекта деятельности, а именно: как человека, наделенного сознанием и способного к целеполаганию, к рефлексии, к деятельности, которую он осуществляет, а также выделению себя из среды. Исходя из этого допущения, менеджер являются субъектом профессиональной деятельности, а стало быть, к нему не может быть применено понятие «объект». Для более точного определения характеристик менеджера как субъекта профессиональной деятельности, на которого оказывается влияние из вне, были введены понятия - «квазисубъект», «квазисубъектный». Данное понятие требует уточнения. Квазисубъект - это субъект, обладающий сознанием, способный к целеполаганию, к рефлексии, избегающий брать на себя ответственность за принимаемые решения, подчиняясь и выполняя требования окружающей социальной среды.

Таким образом, преобразование типологии В.И.Панова явилась типология, обусловленная социально-психологическими особенностями коммуникативного взаимодействия менеджеров торговых предприятий с клиентами. 1) Так, субъект-квазисубъектный тип взаимодействия предполагает, что менеджер является субъектом, психологически целенаправленно влияющий на клиента, без намерения понять и принять его, с целью вызвать у него состояние готовности работать, на выгодных для менеджера условиях. 2) Квазисубъект-субъектный тип взаимодействия - активную (субъектную) позицию в данном взаимодействии занимает клиент, он подчиняет менеджера и вынуждает выполнять его требования, что может привести к не выгодному для него сотрудничеству. 3) Субъект-убъектный тип взаимодействия -случай, когда менеджер и клиент целенаправленно воздействуют друг на друга, при этом сохраняя свою субъектность; 4) Субъект-порождающий тип взаимодействия - менеджер и клиент стремятся к такому взаимодействию, которое формирует субъектность и развитие делового взаимодействия; 5) Субъект-совместный подтип субъект-субъектного типа взаимодействия - менеджер и клиент являются субъектами взаимодействия и влияют друг на друга с целью заключения взаимовыгодных договоренностей; 6) Субъект-обособленный подтип взаимодействия субъект-субъектного взаимодействие - менеджер предпочитает занимать отстраненную позицию в работе с клиентом, не пытаясь сотрудничать, что может приводить к не пониманию и конфликтной ситуации.

Цель данного эмпирического исследования: выявить типы взаимодействия менеджеров торговых предприятий с клиентами. Объект данного исследования - типы взаимодействия менеджеров торговых предприятий с клиентами. Предмет исследования: особенности субъектных типов взаимодействия менеджеров торговых предприятий с клиентами. Методика исследования. Исследование проводилось среди менеджеров торговых предприятий городов: Самары, Тольятти, Новокуйбышевска, Саратова, Оренбурга, Ульяновска в возрасте от 22 до 45 лет (180 человек из них 104 мужчины и 76 женщин). Выборку оставили менеджеры среднего звена (супервайзеры, начальники отделов) трех крупных Российских предприятий, работающих на рынке «РМСО». В данном эмпирическом исследовании был использован комплекс взаимодополняющих методов: наблюдение, интервью, анализ документации (контент-анализ), анкетирование, тест-опросники. В качестве диагностического инструментария была использована методика определения типа взаимодейст-

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 13, №2(4), 2011

вия7. Для статистической обработки данных использовались следующие методы пакета программ StatSoft STATISTICA 6.0: параметрический критерий Пирсона (%2) выявляет.

Результаты исследования. На основании проведенного контент-анализа собранных в ходе исследования данных, нами были выделены субъект-совместный, субъект-обособленный подтипы субъект-субъектного типа взаимодействия, субъект-квазисубъектный и квазисубъект-субъектный типы взаимодействия менеджеров. Была выявлена значимая связь, распределения типов взаимодействия менеджеров с клиентами от равномерного распределения с помощью параметрического критерия Пирсона (%2) 8.

Наиболее предпочитаемыми типами взаимодействия менеджеров торговых предприятий является субъект-субъектный (p < 0,01). На втором месте субъект-квазисубъектный тип взаимодействия, а самой малочисленной группой является квазисубъект-субъектный тип взаимодействия. Выбор субъектной позиции во взаимодействии с клиентом объясняется спецификой профессиональной деятельности менеджеров торговых предприятий. Умение создавать хорошую команду, умение брать на себя ответственность, умение влиять на других людей, настойчивость и умение убеждать, являются оптимальными детерминантами профессиональной успешности руководителя. А взаимодействие с клиентами не может быть четко регламентировано, что так же предполагает значительную самостоятельность в деятельности менеджера. Перечисленные навыки и умения, безусловно, являются субъектными9. В исследовании типов взаимодействия менеджеров с клиентами были выявлены и подтипы субъект-субъектного типа, такие как субъект-совместный подтип и субъект-обособленный.

В ходе статистической обработки данных, не была выявлена значимая связь, распределения подтипов взаимодействия менеджеров с клиентами от равномерного распределения. Мужчины и женщины в основном предпочитают субъект-субъектный тип взаимодействие с клиентами. Причиной, является специфика профессиональной деятельности, как нами указывалось выше. Гибкость и дипломатичность в сочетании с настойчивостью позволяют эффективно строить взаимоотношения с деловыми партнерами,

7 Аборина М.В. Диагностика типов делового взаимодействий в системе «человек - человек» // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия Психология. - Самара: 2010. - №1(7). - С.90 - 97.

8 Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: 2010.

9 Журавлев А.Л. Экономическое самоопределение: Теория и эмпирические исследования. - М.: 2007.

находить у них взаимопонимание и поддержку. Женщинами чаще используется квазисубъект-субъектный тип взаимодействия по сравнению с мужчинами в профессиональной среде (p < 0,05). Это связано со стереотипами, существующими в обществе, культурными ожиданиями, особенностями социализации (стереотипы разных половых ролей). Также женщины отдают предпочтение субъект-квазисубъектному типу взаимодействия. Это связано с тем, что женщины на руководящих позициях часто демонстрируют «мужские» черты поведения, причем нередко - в утрированной форме. Пытаясь подстроиться под традиционно мужской стиль лидерства, они ведут себя более агрессивно и жестко, чем их коллеги-мужчины, могут стремиться к завоеванию самостоятельного статуса в целях самоактуализации и утверждения собственной «полноценности». Мужская среда воспринимает «вторжение» женщин на ключевые позиции с предубеждением, и поэтому любые недочеты женщин-руководителей замечаются и обсуждаются активнее и чаще. Такая ситуация закрепляет жесткий агрессивный стиль лидерства женщины-руководителя - постоянная готовность к бою10.

Мужчины предпочитают субъект-обособленный подтип в субъект-субъектном типе взаимодействия (р < 0,01). Полученные результаты могут быть связаны с тем, что для мужчин самораскрытие является малоэффективным способом достижения поставленных целей, так как доверительные отношения могут рассматриваться как слабость или стремление к подчинению11. В профессиональной деятельности стремятся к независимости, и проявляют настойчивость, самоуверенность и ориентацию на контроль12.

Основные выводы. Проведенное исследование позволило определить три базовых типов взаимодействия менеджеров торговых предприятий с клиентами: 1) субъект-квазисубъектный, 2) квазисубъект-субъектный, 3) субъект-субъектный. Наиболее предпочитаемыми типами взаимодействия менеджеров торговых предприятий является субъект-субъектный, затем субъект-квазисубъектный тип взаимодействия, а самой малочисленной группой является квазисубъект-субъектная, менеджеры торговых предприятий предпочитают субъектную позицию во взаимодействии с клиентом. Выявлены подтипы наиболее предпочитаемого субъект-субъектного типа взаимодействия менеджеров: субъект-

10 Карпов А.В. Психология менеджмента. - М: 1999.

11 Знаков В.В. Понимание в мышлении, общении, человеческом бытии. - М.: 2007.

12 Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: 2007.

обособленный, субъект-совместный. Менеджеры, как мужчины так и женщины, предпочитают субъект-субъектный тип взаимодействия. Женщинами в профессиональной среде чаще используется субъект-квазисубъектный тип взаимодействия и квазисубъект-субъектный, чем мужчинами. Мужчины предпочитают субъект-обособленный подтип субъект-субъектного типа взаимодействия с клиентами.

Выбор именно субъект-субъектного типа взаимодействия менеджерами торговых пред-

приятий с клиентами нацелен на долгосрочное сотрудничество и координацию совместной деятельности и оказывает влияние на эффективность функционирования предприятия, создание дополнительного дохода и увеличение рентабельности бизнеса. К партнерам по взаимодействию относятся на равных, и нацелены построить его так, чтобы цели обеих сторон были полностью достигнуты.

TYPES OF INTERACTION BETWEEN SALES MANAGERS AND CLIENTS

© 2011 M.V.Aborina Samara Academy of Humanities

The article deals with the problem of subjectivity. It outlines types and subtypes of interaction between managers and clients.

Key words: subject, object, type of interaction, subject-joint, subject-isolated, subject-quasisubjective, quasisub-ject- subjective.

Marina Vladimirovna Aborina, Lecturer, General and Social Psychology Department. E-mail: aborinamv@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.