Научная статья на тему 'Проявление субъектности в профессиональной деятельности менеджера, в типах взаимодействия'

Проявление субъектности в профессиональной деятельности менеджера, в типах взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
469
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
субъект / объект / тип взаимодействия / субъект совместный / субъект обособленный / субъект квазисубъектный / квазисубъект субъектный / the Subject / Object / Interaction type / the subject-joint / the subjectisolated / the subject-quasisubject / the quasisubject-subject

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аборина Марина Владимировна

В статье рассмотрена проблема субъектности и выделены типы взаимодействия менеджеров с клиентами в сфере торгового бизнеса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article the subjections problem is considered and types of interaction of managers with clients in sphere of trading business are allocated

Текст научной работы на тему «Проявление субъектности в профессиональной деятельности менеджера, в типах взаимодействия»

социальная Психология

проявление субъектности в профессиональной деятельности менеджера, в типах взаимодействия

© М. в. Аборина

Аборина

Марина владимировна

преподаватель кафедры общей и социальной психологии

самарская

гуманитарная академия aborinamv@mail.ru

В статье рассмотрена проблема субъектности и выделены типы взаимодействия менеджеров с клиентами в сфере торгового бизнеса.

Ключевые слова: субъект, объект, тип взаимодействия, субъект-совместный, субъект-обособленный, субъект-квазисубъектный, квазисубъект-субъектный.

Принципиальное отличие менеджеров от других специалистов заключается в том, что им часто приходится брать на себя ответственности за принимаемое решение: в выборе стратегии и типа управления, в делегировании полномочий подчиненному, в действиях по ликвидации сбоев в деятельности предприятия и т. д.

Решение необходимо принимать быстро, самостоятельно, не перекладывая ответственность на плечи других людей. И менеджеры в своей профессиональной деятельности чаще всего занимают субъектную позицию.

Взаимодействие с клиентами является одной из важных составляющих деятельности менеджеров, и от проявления менеджером субъектности в данном взаимодействии зависит успешность его деятельности и предприятия в целом.

В психологии неоднократно предпринимались попытки решить проблему определения сущности субъекта. Возникновение термина «субъектность» связано с исследованиями психологии субъекта, выполненными С. Л. Рубинштейном и его научной школой. Он обращал

внимание на то, что субъектность проявляется не столько в познавательном и деятельностном отношении к миру, сколько в отношении к другим людям [7].

Анализ субъектности, ее особенностей и специфики представлен в работах отечественных психологов, опирающихся на исследование активной роли самого человека в процессе жизнедеятельности: Н. X. Александровой, А. Г. Асмолова, Е. Н. Волковой, И. А. Зимней, Е. И. Исаева, А. Н. Леонтьева.

В работах Б. С. Братуся, В. П. Зинченко, Б. В. Ничипорова, В. И. Сло-бодчикова и других освещаются различные характеристики человека как субъекта, даются интерпретации феноменов субъектности.

В психологии большое внимание уделяется анализу влияния на взаимопонимание субъект-субъектных и субъект-объектных типов взаимодействия между партнерами по общению.

Определения субъекта и объекта восходят к традициям классической европейской гносеологии, заложенным Рене Декартом, который понимал субъект как активное начало познания, а объект — как «материал» познавательной активности, инициируемой и направляемой субъектом [4].

В современной психологии личности существует неоднозначная трактовка этих понятий. Ученые чаще всего отвечают так: в онтологическом смысле (т. е. в реальной своей жизнедеятельности) человек всегда субъектен, в гносеологическом смысле (т. е. с точки зрения его исследования) — его можно представить объектом [3].

H. И. Сарджвеладзе отмечает, что человек может относиться к другому человеку так же, как он относится к вещам, или, напротив, он может смотреть на определенные вещи персонализированным способом — будто он общается с людьми. К вещам, как и к людям, человек может иметь и субъект-объектные и субъект-субъектные отношения [8]. И выделяет четыре возможных типа отношения личности к вещам и людям:

I. Субъект-объектное отношение к вещам (Б-о-О);

2. Субъект-объектное отношение к людям (Б-о-Р);

3. Субъект-субъектное отношение к вещам (Б-э-О);

4. Субъект-субъектное отношение к людям (Б-э-Р).

В ключе темы нашего экспериментального исследования значительно больший интерес представляет характеристика отношений к людям, которую мы рассмотрим подробнее.

Субъект-объектное отношение к людям (Б-о-Р). Субъект относится к другому субъекту (или субъектам) как к объекту (вещам). Этот тип отношений можно квалифицировать как овеществление межчеловеческих отношений. Другие рассматриваются как объекты потребительского, инструментального, манипуляторного и утилитарного подхода.

Познавательная активность, присущая субъект-объектным отношениям, строится по образцу того, как человек познает другие предметы (вещи) внешнего мира: анализ и синтез полученной информации о человеке, заключение об определении личностных черт или поступков другого. Важным моментом здесь выступают оценочные суждения и соотнесение личностных черт другого с потребностями и ценностями самого субъекта.

В качестве поведенческой готовности при указанном способе отношения к другому налицо тенденция воздействия на другого, манипуляции его сознанием и поведением, навязывания ему своих мыслей и тем самым «ассимиляция» другого, контроля его поступков и «овладения» им и т. п. В плане характеристик взаимодействия с другим человеком здесь налицо определенная монологичность общения [8].

В субъект-субъектном типе отношений «Другой»рассматривается не в качестве объекта (объектов) рассмотрения, а как себе подобное существо и наделенное субъективностью. Отношение к другой личности персонализировано. Другой человек здесь выступает в качестве конечной цели, а не средства для достижений определенной личной цели.

В. Франклен и В. В. Знаков уделяют большое внимание субъект-субъектным и субъект-объектным типам взаимодействия между партнерами по общению. Они считают, что не следует называть субъектом человека, занимающего в общении монологическую позицию: не слушающего другого, не признающего за ним права на собственное мнение и, в общем-то, совершенно не заинтересованного в принятии и понимании его как равноправного коммуникативного партнера [2]. На основании вышесказанного В. В. Знаков осуществил экспериментальное исследование с целью изучения субъект-субъектных и субъект-объектных типов понимания высказываний в межличностном общении с позиций психологии человеческого бытия.

Экологическая психология одно из новых направлений в психологической науке, в центре ее внимания находятся такие особенности, закономерности и механизмы психического развития, которые проявляются в условиях взаимодействия человека с окружающей средой. Разные типы ситуационного взаимодействия в системе «человек-среда (ситуация) «характеризуют разную типологию изменения психического состояния индивида.

Нетрудно заметить соответствие первых трех типов взаимодействия бихевиористическому, гештальтистскому, гуманистическому и иным подходам к изменению психического состояния, которые в методологическом плане имеют в своей основе гносеологическую парадигму. В четвертом случае реализуется онтологическая парадигма, в рамках которой система «человек — окружающая среда (природная, социальная)» рассматривается как целостный субъект, реализующий в своем становлении общеприродные, универсальные принципы формопорождения природных форм бытия [5, с. 112—113].

В соответствии с экопсихо логическим подходом В. И. Панова выделяются следующие типы взаимодействия [5]:

• объект-объектный, когда изменение психического состояния осуществляется посредством химико-физического воздействия на физиологические структуры индивида, вследствие чего изменяется состояние соматопсихической (телесной) сферы его психики;

• субъект-объектный, когда один субъект психологически энерге-тичными методами (физическими, эмоциональными, гипнотическими или иными) целенаправленно воздействует на индивида с целью вызвать у него определенное состояние психики;

• субъект-субъектный, когда целенаправленное воздействие одного субъекта провоцирует у индивида те или иные состояния (переживания, поведение) посредством обращения к субъектности данного индивида, в первую очередь к его способности к рефлексии. В качестве примера могут служить такие манипулятивные действия, которые направлены на то, чтобы вызвать угрызения совести, сформировать чувство вины и т. п.;

• субъект-порождающий, когда изменение психического состояния происходит как изменение состояния системы «индивид — среда (ситуация, человек) «посредством ее превращения (порождения) в субъекта совместного действия и/или развития.

В свою очередь в субъектной позиции процесса взаимодействия выделяются следующие варианты субъект-субъектного взаимодействия [5]:

• субъект-обособленный, когда каждый из компонентов реализует активную позицию по отношению к другому как объекту своей активности, воздействуя на него, но не принимая во внимание субъектность этого другого;

• субъектный-совместный, когда взаимодействие между участниками имеет характер совместного действия с учетом субъектных особенностей другого, но не предполагает и не требует изменения своей собственной субъектности.

В нашем исследовании рассматриваются типы делового взаимодействия в системе «человек — человек», а точнее — в экономической сфере, направленной на изучение взаимодействия менеджеров с клиентами. Менеджер в данном взаимодействии не всегда занимает субъект-субъектную позицию. И возникает вопрос: может ли субъект жизненной активности быть объектом чьего-либо управления? Мы и рассматриваем человека как субъекта деятельности, а именно: он наделен сознанием и способен к целеполаганию, к рефлексии, к деятельности, которую он осуществляет, и выделению себя из среды. Исходя из этого допущения, менеджер является субъектом профессиональной деятельности, а стало быть, к нему не может быть применено понятие «объект». Для более точного определения характеристик менеджера, на которого оказывается влияние извне, были введены такие понятия, как «квазисубъект», «квазисубъектный». Данное понятие требует уточнения. Квазисубъект — это субъект, обладающий сознанием, способный к целеполаганию, к рефлексии, выполняющий пассивную деятельность, подчиняясь и выполняя требования окружающей среды.

Таким образом, преобразованием типологии В. И. Панова явилась типология, обусловленная психологическими особенностями коммуникативного взаимодействия менеджеров торговых предприятий с клиентами.

Так, субъект-квазисубъектный тип взаимодействия предполагает, что менеджер является субъектом, психологически целенаправленно влияющим на клиента, без намерения понять и принять его, с целью вызвать у него состояние готовности работать на выгодных для менеджера условиях.

Квазисубъект-субъектный тип взаимодействия: активную (субъектную) позицию в данном взаимодействии занимает клиент, он подчиняет

менеджера и вынуждает выполнять его требования, что может привести к невыгодному для него сотрудничеству.

Субъект-субъектный, когда менеджер и клиент целенаправленно воздействуют друг на друга, при этом сохраняя свою субъектность.

Субъект-порождающий тип взаимодействия: менеджер и клиент стремятся к такому взаимодействию, которое формирует субъектность и развитие делового взаимодействия.

Субъект-совместный подтип взаимодействия: менеджер и клиент являются субъектами взаимодействия и влияют друг на друга с целью заключения взаимовыгодных договоренностей.

Субъект-обособленный подтип взаимодействия: менеджер предпочитает занимать отстраненную позицию в работе с клиентом, не пытаясь сотрудничать, что может приводить к непониманию и конфликтной ситуации.

Целью настоящего исследования выявить типы делового взаимодействия менеджеров торговых предприятий с клиентами.

Объектом исследования являются типы делового взаимодействия менеджеров с клиентами (партнерами).

Предметом исследования являются особенности выбора типов взаимодействия у менеджеров торговых предприятий с клиентами.

Методика исследования

Исследование проводилось среди менеджеров торговых предприятий г.г. Самары, Тольятти, Новокуйбышевска, Саратова, Оренбурга, Ульяновска в возрасте от 22 до 45 лет (180 человек, из них 104 мужчины и 76 женщин). Выборку составили менеджеры трех крупных Российских предприятий, работающих на рынке «FMCG». Одно из них занимается продажей элитных алкогольных напитков и входит в десятку крупнейших компаний России в данном сегменте. Второе предприятие занимается продажей и производством пива и входит в тройку крупнейших предприятий России. А также предприятие, являющееся крупнейшим дистрибьютором по продаже молочной продукции в Самарской области. Высшее образование имели 75 % испытуемых, у 13% испытуемых — незаконченное высшее образование, средне-специальное образование — у 11% испытуемых, среднее образование — у 1%.

Стаж работы в данных организациях у испытуемых — от одного года до десяти лет, так как результаты эмпирического исследования менеджеров, которые отработали в организации меньше года, могут быть необъективными.

В данном эмпирическом исследовании был использован комплекс взаимодополняющих методов и методик: наблюдение, интервью, анализ документации (контент-анализ), анкетирование, тест-опросники. В качестве диагностического инструментария была использована методика определения типа взаимодействия [1].

При обработке результатов использовался непараметрический критерий Пирсона (% 2).

Результаты исследования

На основании проведенного контент-анализа собранных в ходе исследования данных нами были выделены субъект-совместный, субъект-обособленный подтипы субъект-субъектного типа взаимодействия, субъ-ект-квазисубъектный и квазисубъект-субъектный типы взаимодействия менеджеров торговых предприятий с клиентами.

с-с — группа с предпочтением субъект-субъектного типа взаимодействия с-к — группа с предпочтением субъект-квазисубъектный типа взаимодействия к-с — группа с предпочтением квазисубъект-субъектного типа взаимодействия

Рис. 1. Частота выбора типов взаимодействия с клиентами менеджерами торговых предприятий (количество случаев)

Как видно из рисунка 1, наиболее предпочитаемым типом взаимодействия менеджеров торговых предприятий с клиентом является субъект — субъектный. Менеджер организует, координирует и оценивает совместную работу, готов выслушивать мнения и предложения другой стороны. На втором месте по частоте встречаемости — субъект-квазисубъектный тип взаимодействия, а самой малочисленной группой является квазисубъект-субъектный тип взаимодействия. Различия в распределении типов взаимодействия менеджеров с клиентами с применением критерия значимы (Г = Ю1, р< 0.01).

1 — группа с предпочтением субъект-совместного подтипа взаимодействия 2. — группа с предпочтением субъект-обособленного подтипа взаимодействия

Рис. 2. Частота выбора подтипов субъект-субъектного типа взаимодействия менеджерами торговых предприятий с клиентами (коли-

чество случаев)

В исследовании типов взаимодействия менеджеров с клиентами были выявлены и подтипы субъект-субъектного типа (рис. 2), такие как субъект-совместный подтип и субъект-обособленный, что не противоречит ранее проведенным исследованиям под руководством В. И. Панова [5]. В ходе статистической обработки данных, с помощью параметрического критерия Пирсона (%-), не была выявлена значимая связь распределения подтипов взаимодействия менеджеров с клиентами от равномерного распределения.

л

Л .!■

с-с — группа с предпочтением субъект-субъектного типа взаимодействия с-к. — группа с предпочтением субъект-квазисубъектный типа взаимодействия к-с — группа с предпочтением квазисубъект-су бъектного типа взаимодействия

Рис. 3. Частота выбора типов взаимодействия менеджерами торговых предприятий с клиентами в зависимости от пола (количество случаев)

Следует заметить, что и мужчины, и женщины чаще используют субъект — субъектный тип взаимодействия с клиентами (рис. 3). Причиной этого может быть специфика профессиональной деятельности.

Женщинами чаще используется в профессиональной среде квази-субъект-субъектный тип взаимодействия по сравнению с мужчинами. Это может быть связано со стереотипами половых ролей, существующими в обществе. Они также чаще отдают предпочтение субъект-квазисубъектно-му типу взаимодействия с клиентами в отличие от мужчин. Женщины на руководящих позициях часто демонстрируют «мужские »черты поведения, жесткий агрессивный стиль лидерства (постоянная готовность к бою). Распределение типов взаимодействия менеджеров с клиентами в зависимости от пола статистически значимо = 5,9, р< 0,05), как и распределение типов и подтипов взаимодействия менеджеров с клиентами = 8,2, р< 0,01).

В исследовании выявлено отличие распределения в мужской и женской выборке субъект-обособленного подтипа взаимодействия от равномерного распределения (табл. 3). Полученные результаты подтверждают, что мужчины чаще используют данный подтип взаимодействия с клиентами (рис. 4).

Рис. 4. Частота выбора субъект-обособленного подтипа субъект-субъектного типа взаимодействия в зависимости от пола (количество случаев)

Предпочтение субъект-обособленного подтипа субъект-субъектного типа взаимодействия у мужчин может быть связано с тем, что самораскрытие является малоэффективным способом достижения поставленных перед менеджером целей, так как доверительные отношения могут рассматриваться клиентом как слабость или стремление к подчинению [2].

Выводы

В сфере торгового бизнеса во взаимодействии менеджеров с клиентами преобладает субъект-субъектный тип взаимодействия.

Не была выявлена значимая связь распределения подтипов субъект-субъектного типа взаимодействия менеджеров с клиентами.

В исследование выявлено, что мужчины и женщины чаще используют субъект-субъектный тип взаимодействия с клиентами. Мужчины предпочитают субъект-обособленный подтип субъект-субъектного типа взаимодействия.

Выбор именно субъект-субъектного типа взаимодействия менеджерами торговых предприятий с клиентами нацелен на долгосрочное сотрудничество и координацию совместной деятельности и оказывает влияние на эффективность функционирования предприятия, создание дополнительного дохода и увеличение рентабельности бизнеса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аборина,М. В. Диагностика типов делового взаимодействия в системе «человек — человек»// Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». — 2010. — № 1(7). — С. 90—97.

2. Знаков,В. В. Психология понимания: Проблемы и перспективы. — М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. — 448 с.

3. Кондратьев В. В.,Лунев,Ю. А. НИ-инжиниринг. — М.: Эксмо, 2007. — 512 с.

4. Момджян, К. X. Введение в социальную философию : учеб. пособие. — М. : Высш. Шк. : КД «Университет», 1997. — 493 с.

5. Панов,В. И. Введение в экологическую психологию : учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп.. — М. : НИИ школьных технологий, 2006. — 184 с.

6. Панов,В. И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. — М. : Наука, 2004. — 197 с.

7. Рубинштейн,С. Л. Основы общей психологии. — СПб., 2000. — 720 с.

8. Сарджвеладзе,Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. — Тбилиси : Мецниереба, 1989. — 268 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.