ФИЛОСОФИЯ, социология, политология
УДК 343.985:343.95
ЕЛИСЕЕВА Людмила Афанасьевна, старший психолог Архангельского линейного отдела внутренних дел на транспорте, аспирант кафедры философии Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор одной научной публикации
ЛИЧНОСТНЫЕ КОНСТРУКТЫ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья посвящена вопросам взаимосвязи личностных особенностей и специфики оперативно-розыскной деятельности как исходного пункта в формировании имплицитных форм профессионального знания сотрудника оперативных подразделений ОВД.
Явное знание, неявное знание, профессионализм, личность сотрудника оперативных служб
В дополнение к явному знанию, выраженному в словах и рассматриваемому как объективное, человек в любых познавательных процедурах оперирует неявным, периферическим знанием. Это в особенности касается навыков и составляет основу профессионального мастерства1 . В оперативно-розыскной деятельности явное знание представлено как интерсубъ-екгивное, артикулированное знание, выраженное в приказах, инструкциях, нормах УК, УПК РФ и т.д. Однако артикуляция всегда остается неполной по отношению к знанию. Кроме того, теоретические основы оперативно-розыскной деятельности весьма немногочисленны: как правило, они ограничиваются знанием уголовно-процессуальных норм, Закона РФ «О милиции», Федерального закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» и пр. Наличия знаний только такого рода явно недостаточно для успешной профессиональной деятельности,
главной составляющей которой является работа с людьми. Обычно сотрудник, принятый на соответствующую должность в одно из оперативных подразделений ОВД, начинает с того, что заучивает наизусть вышеназванные законодательные акты, приказы МВД и собственную должностную инструкцию. Это требует большой работы памяти, но с точки зрения понимания изучаемого материала особых трудностей не составляет, поскольку, как правило, ограничивается простым перечислением юридических норм, задач оперативно-розыскной деятельности (ОРД) и т.п.
Главная трудность для начинающего оперативника возникает в связи с тем, что ни одна из этих многочисленных инструкций не может дать адекватного представления о многогранной структуре деятельности по добыванию интересующей информации и о методах осуществления профессиональных действий. Напри-
ФИЛОСОФИЯ, социология, политология
мер, идеальные следы (мысленные образы, следы памяти, психические отображения) исследуемого в уголовном процессе события недоступны для непосредственного восприятия. Условия для понимания и правильного выбора необходимой информации создает криминалистический опыт оперативного сотрудника. Он же является и необходимой предпосылкой для активизации воссоздающего воображения, направленного на реконструкцию прошлого преступного события2. Чем большим опытом обладает сыщик, тем большее количество версий он может выдвинуть и проверить мысленно. Поэтому тот индивидуальный артистизм в осуществлении профессиональных действий, которым обладает опытный оперативный работник, есть невыразимое знание.
Разумность или логичность действий сотрудников оперативных служб сводится к чему-то вроде «стиля мышления», который и определяет метод осуществления ими профессиональных действий. Применение в оперативно-розыскной деятельности того или иного метода основано на субъективном опыте, на личных убеждениях и на необходимом ресурсе способностей к оперативной работе. Быть профессионалом - значит, во-первых, соответствовать определенным требованиям, во-вторых, уметь применять их, действуя критично3. В настоящее время в системе МВД выделяются несколько теоретических подходов к составлению психограмм профессионально успешных сотрудников. Многие из них направлены на изучение «потенциального начала» в субъекте: находящихся в ресурсе способностей, знаний, личностных качеств, определяющих профессиональную пригодность. Очевидно, что достижение профессионализма в жизнедеятельности человека связано с переходом потенциального в актуальное4. Субъект, обладающий необходимым ресурсом способностей к оперативной работе, будучи включенным в соответствующий вид деятельности, постоянно совершенствует и пополняет имеющиеся личностные конструкты. Анализ психологических данных сотрудников оперативных служб Архангельского ЛОВДТ, получивших высокую экспертную
оценку, свидетельствует о наличии у них таких черт, как активная реакция на фрустрацию и склонность к риску. В большинстве своем оперативные работники - люди с невысоким уровнем личностной тревожности. Это делает их поведение в определенной степени мало зависимым от внешних оценок, позволяет самостоятельно принимать решения в экстремальных ситуациях, придерживаясь рационального поведения.
Сотрудников этой профессиональной группы отличают также наступательность тактики взаимодействия, стремление к соперничеству, критичность по отношению к окружающим, хорошо развитые коммуникативные навыки, некоторая раскованность в манерах и поведении. Вполне справедливым и объективным является мнение многих руководителей оперативных служб о том, что «для хорошего оперативника просто необходим определенный процент разгильдяйства». Это качество подразумевает особую профессиональную креативность, профессиональный уровень, доведенный до стадии артистизма, способность к внезапному, многовариантному поведению в сложной оперативной обстановке.
Высокий уровень жизненной активности, эмоциональная реактивность в сочетании с невысоким уровнем тревожности способствуют проявлениям черт импульсивности, раздражительности, формируют внешнеобвиняющий тип реагирования. Это - одно из так называемых «уязвимых мест» профессионала, являющееся следствием его психологических особенностей.
Можно сделать вывод о том, что преобладание у сотрудников криминальной милиции указанных психологических особенностей является адаптивным вариантом нормы, так как именно вышеназванные качества позволяют оперативному работнику успешно выполнять свои профессиональные функции. Лица с иной личностной структурой, обладающие высокой личностной тревожностью, развитой мотивацией избегания неуспеха, нерешительные, чрезмерно психологически зависимые от внешних оценок и мнений, несмотря на высокую
Елисеева Л.А. Личностные структуры и практическое знание.
исполнительность, являются профессионально непригодными к службе в оперативных подразделениях. Мотивы избегания реальных или предполагаемых неприятностей у личностей такого склада приводят к построению ими ограничительного поведения, не позволяющего в сложной оперативной обстановке полностью контролировать свои поступки и вовремя принимать нужные решения.
Таким образом, особенности видения реальности и самосознания сотрудников оперативных служб ОВД во многом обусловлены содержанием «потенциального» и «актуального» в структуре личности. Специфика деятельности оперуполномоченного и его личностные конструкты образуют тот исходный пункт, который посредством практики и обучения формирует содержание профессионального личностного знания.
Примечания
1 МикешинаЛ.А., ОпенковМ.Ю. Знание неявное//КультурологияXXв.: энцикл. Т. 1. СПб., 1998. С. 224-225.
2 ЧуфаровскийЮ.В. Психология в оперативно-розыскной деятельности. М., 1996. ъРайлГ. Понятие сознания. М., 2000.
4Караваев А. Ф., Бабушкин Г.Д., Харитонов А.Н. Потенциальное и актуальное в достижении профессионализма II Психопедагогика в правоохран. органах. 1996. № 1.
Eliseeva Lyudmila
PERSONAL CONSTRUCTS AND PRACTICAL KNOWLEDGE IN THE INVESTIGATIVE ACTIVITY
The article is devoted to the issues of interrelation between personal features and investigative activity specific character as a starting point in forming implicit forms of the investigator’s professional knowledge.
Контактная информация: e-mail: [email protected]
Рецензент - Опенков М.Ю., доктор философских наук, профессор кафедры философии Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова