Научная статья на тему 'Личностные конструкты и практическое знание в оперативно-розыскной деятельности'

Личностные конструкты и практическое знание в оперативно-розыскной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
236
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯВНОЕ ЗНАНИЕ / НЕЯВНОЕ ЗНАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ЛИЧНОСТЬ СОТРУДНИКА ОПЕРАТИВНЫХ СЛУЖБ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Елисеева Людмила Афанасьевна

Статья посвящена вопросам взаимосвязи личностных особенностей и специфики оперативно-розыскной деятельности как исходного пункта в формировании имплицитных форм профессионального знания сотрудника оперативных подразделений ОВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Елисеева Людмила Афанасьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL CONSTRUCTS AND PRACTICAL KNOWLEDGE IN THE INVESTIGATIVE ACTIVITY

The article is devoted to the issues of interrelation between personal features and investigative activity specific character as a starting point in forming implicit forms of the investigators professional knowledge.

Текст научной работы на тему «Личностные конструкты и практическое знание в оперативно-розыскной деятельности»

ФИЛОСОФИЯ, социология, политология

УДК 343.985:343.95

ЕЛИСЕЕВА Людмила Афанасьевна, старший психолог Архангельского линейного отдела внутренних дел на транспорте, аспирант кафедры философии Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор одной научной публикации

ЛИЧНОСТНЫЕ КОНСТРУКТЫ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена вопросам взаимосвязи личностных особенностей и специфики оперативно-розыскной деятельности как исходного пункта в формировании имплицитных форм профессионального знания сотрудника оперативных подразделений ОВД.

Явное знание, неявное знание, профессионализм, личность сотрудника оперативных служб

В дополнение к явному знанию, выраженному в словах и рассматриваемому как объективное, человек в любых познавательных процедурах оперирует неявным, периферическим знанием. Это в особенности касается навыков и составляет основу профессионального мастерства1 . В оперативно-розыскной деятельности явное знание представлено как интерсубъ-екгивное, артикулированное знание, выраженное в приказах, инструкциях, нормах УК, УПК РФ и т.д. Однако артикуляция всегда остается неполной по отношению к знанию. Кроме того, теоретические основы оперативно-розыскной деятельности весьма немногочисленны: как правило, они ограничиваются знанием уголовно-процессуальных норм, Закона РФ «О милиции», Федерального закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» и пр. Наличия знаний только такого рода явно недостаточно для успешной профессиональной деятельности,

главной составляющей которой является работа с людьми. Обычно сотрудник, принятый на соответствующую должность в одно из оперативных подразделений ОВД, начинает с того, что заучивает наизусть вышеназванные законодательные акты, приказы МВД и собственную должностную инструкцию. Это требует большой работы памяти, но с точки зрения понимания изучаемого материала особых трудностей не составляет, поскольку, как правило, ограничивается простым перечислением юридических норм, задач оперативно-розыскной деятельности (ОРД) и т.п.

Главная трудность для начинающего оперативника возникает в связи с тем, что ни одна из этих многочисленных инструкций не может дать адекватного представления о многогранной структуре деятельности по добыванию интересующей информации и о методах осуществления профессиональных действий. Напри-

ФИЛОСОФИЯ, социология, политология

мер, идеальные следы (мысленные образы, следы памяти, психические отображения) исследуемого в уголовном процессе события недоступны для непосредственного восприятия. Условия для понимания и правильного выбора необходимой информации создает криминалистический опыт оперативного сотрудника. Он же является и необходимой предпосылкой для активизации воссоздающего воображения, направленного на реконструкцию прошлого преступного события2. Чем большим опытом обладает сыщик, тем большее количество версий он может выдвинуть и проверить мысленно. Поэтому тот индивидуальный артистизм в осуществлении профессиональных действий, которым обладает опытный оперативный работник, есть невыразимое знание.

Разумность или логичность действий сотрудников оперативных служб сводится к чему-то вроде «стиля мышления», который и определяет метод осуществления ими профессиональных действий. Применение в оперативно-розыскной деятельности того или иного метода основано на субъективном опыте, на личных убеждениях и на необходимом ресурсе способностей к оперативной работе. Быть профессионалом - значит, во-первых, соответствовать определенным требованиям, во-вторых, уметь применять их, действуя критично3. В настоящее время в системе МВД выделяются несколько теоретических подходов к составлению психограмм профессионально успешных сотрудников. Многие из них направлены на изучение «потенциального начала» в субъекте: находящихся в ресурсе способностей, знаний, личностных качеств, определяющих профессиональную пригодность. Очевидно, что достижение профессионализма в жизнедеятельности человека связано с переходом потенциального в актуальное4. Субъект, обладающий необходимым ресурсом способностей к оперативной работе, будучи включенным в соответствующий вид деятельности, постоянно совершенствует и пополняет имеющиеся личностные конструкты. Анализ психологических данных сотрудников оперативных служб Архангельского ЛОВДТ, получивших высокую экспертную

оценку, свидетельствует о наличии у них таких черт, как активная реакция на фрустрацию и склонность к риску. В большинстве своем оперативные работники - люди с невысоким уровнем личностной тревожности. Это делает их поведение в определенной степени мало зависимым от внешних оценок, позволяет самостоятельно принимать решения в экстремальных ситуациях, придерживаясь рационального поведения.

Сотрудников этой профессиональной группы отличают также наступательность тактики взаимодействия, стремление к соперничеству, критичность по отношению к окружающим, хорошо развитые коммуникативные навыки, некоторая раскованность в манерах и поведении. Вполне справедливым и объективным является мнение многих руководителей оперативных служб о том, что «для хорошего оперативника просто необходим определенный процент разгильдяйства». Это качество подразумевает особую профессиональную креативность, профессиональный уровень, доведенный до стадии артистизма, способность к внезапному, многовариантному поведению в сложной оперативной обстановке.

Высокий уровень жизненной активности, эмоциональная реактивность в сочетании с невысоким уровнем тревожности способствуют проявлениям черт импульсивности, раздражительности, формируют внешнеобвиняющий тип реагирования. Это - одно из так называемых «уязвимых мест» профессионала, являющееся следствием его психологических особенностей.

Можно сделать вывод о том, что преобладание у сотрудников криминальной милиции указанных психологических особенностей является адаптивным вариантом нормы, так как именно вышеназванные качества позволяют оперативному работнику успешно выполнять свои профессиональные функции. Лица с иной личностной структурой, обладающие высокой личностной тревожностью, развитой мотивацией избегания неуспеха, нерешительные, чрезмерно психологически зависимые от внешних оценок и мнений, несмотря на высокую

Елисеева Л.А. Личностные структуры и практическое знание.

исполнительность, являются профессионально непригодными к службе в оперативных подразделениях. Мотивы избегания реальных или предполагаемых неприятностей у личностей такого склада приводят к построению ими ограничительного поведения, не позволяющего в сложной оперативной обстановке полностью контролировать свои поступки и вовремя принимать нужные решения.

Таким образом, особенности видения реальности и самосознания сотрудников оперативных служб ОВД во многом обусловлены содержанием «потенциального» и «актуального» в структуре личности. Специфика деятельности оперуполномоченного и его личностные конструкты образуют тот исходный пункт, который посредством практики и обучения формирует содержание профессионального личностного знания.

Примечания

1 МикешинаЛ.А., ОпенковМ.Ю. Знание неявное//КультурологияXXв.: энцикл. Т. 1. СПб., 1998. С. 224-225.

2 ЧуфаровскийЮ.В. Психология в оперативно-розыскной деятельности. М., 1996. ъРайлГ. Понятие сознания. М., 2000.

4Караваев А. Ф., Бабушкин Г.Д., Харитонов А.Н. Потенциальное и актуальное в достижении профессионализма II Психопедагогика в правоохран. органах. 1996. № 1.

Eliseeva Lyudmila

PERSONAL CONSTRUCTS AND PRACTICAL KNOWLEDGE IN THE INVESTIGATIVE ACTIVITY

The article is devoted to the issues of interrelation between personal features and investigative activity specific character as a starting point in forming implicit forms of the investigator’s professional knowledge.

Контактная информация: e-mail: vestnik@pomorsu.ru

Рецензент - Опенков М.Ю., доктор философских наук, профессор кафедры философии Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.