1.5. ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕЖГРУППОВЫЕ ПРИНЦИПЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА
Фукс Василий Юрьевич, аспирант. Место учебы: Пермский государственный национальный исследовательский университет. Подразделение: кафедра конституционного и финансового права. Email: [email protected]
Аннотация: В статье формулируется проблема использования должностного положения государственным служащим, участвующим в процессе управления делами государства. Рассматриваются правовые механизмы и нормы права, позволяющие исключить такое негативное социальное явление как коррупция в государственном управлении. Анализируются общие административные принципы в контексте конституционных принципов государственного управления.
Ключевые слова: использование служебного положения в личных целях, участие граждан в управлении делами государства, конституционные принципы, принципы управленческого процесса, национальные принципы управления делами государства.
PERSONAL AND INTERGROUP PRINCIPLE OF PARTICIPATION OF CITIZENS IN MANAGING THE AFFAIRS OF STATE
Fuks Vasily Yurevich, postgraduate student. Place of study: Perm State National Research University. Department: constitutional and financial law chair. E-mail: [email protected]
Annotation: We formulate the problem of the use of official status to civil servants involved in the management of state affairs. Examines the legal mechanisms and the rule of law so as to avoid such negative social phenomenon of corruption in public administration. Analyzes the general administrative principles in the context of the constitutional principles of government.
Keywords: use of official position for personal purposes, the participation of citizens in managing the affairs of the state, constitutional principles, the principles of the management process, the national principles of the administration of the state.
В действующей Конституции Российской Федерации рамочным вариантом устанавливается система управления делами государства, а также требования к лицам, непосредственно осуществляющим управление или к лицам способствующим управлению делами государства. Современная жизнь России предполагает необходимость решения проблемы, которая усугубляет негативные явления «некачественного» управления делами государства.1 В частности, при достаточно тяжёлой финансово-экономической ситуации в стране приходиться сталкиваться с ростом всего спектра противоправных деяний в данной сфере деятельности.2
1 Широбоков С.А. Конституционно-правовая модернизация и использование инновационных конституционно-правовых технологий как условие дальнейшего развития взаимодействия личности и государства. //«Чёрные дыры» в Российском Законодательстве. 2008. № 2. Стр. 19.
2 Российский обзор экономических преступлений. Стр. 4. [Элек-
тронный ресурс]: http://www.pwc.ru/ru/ceo-survey/assets/crime
_survey_2014.pdf (дата обращения: 7.03.2015г.).
Как следствие наступление тяжелейшего финансово-экономического кризиса.
Настало время обратить внимание на отдельные моменты отсутствия конституционно-правового регулирования персонифицированного участия должностных лиц любого уровня в управлении делами государства. В Российской Федерации наблюдается затяжной аспект присутствия во власти и государственном управлении одних и тех же лиц. С одной стороны это хороший показатель стабильности, но с другой - формируется определённый режим жёсткого административного управления в рамках межличностных договорённостей. Необходимо ориентироваться на результаты развития государства с учётом управленческой деятельности, но они не дают оснований к положительным выводам. Следовательно, можно утверждать о недопустимости различных режимов, способствующих созданию и поддержке местничества, кумовства, социального неравенства, регионализму, семейственности, нарушению прав человека и фундаментальных индивидуальных и коллективных интересов, произвольному административному управлению, диктатуре, несправедливости, коррупции, вымогательству, клано-вости, присвоению власти. Так как последствиями таких режимов была война, политическое насилие, ненависть, нетерпимость и подозрение между различными сообществами, которые составляют нацию.3 Конституции государств должны устанавливать принципы участия граждан в управлении делами государства путём определения обязательств со стороны государства - принятия надлежащих мер для установления равенства возможностей для различных групп населения, возможности их участия во всех сферах общественной жизни, проявляя свои знания, навыки, индивидуальность.
Отсутствие конституционно-правовых ограничений и запретов, влияющих на межличностные отношения, и допускающих участие граждан в управлении делами государства сильно сказывается в условиях государственного управления в России. Так как выше обозначенные негативные социальные аспекты не только отрицательно влияют на развитие правоотношений, но и преобразуются в новые, требующие своего дополнительного изучения и общественной принципиальной оценки.
Например, покровительство, предполагающее в большинстве своём, родственные связи, трансформированное в такое явление как «непотизм», то есть служебное покровительство родственникам или близким людям, а затем в такие разновидности как «своя команда» или решение вопросов «по блату». То же можно сказать о таком социальном явлении как «семейственность». В отдельных случаях существует позиция, что семейные кланы давно сменились корпоративными группами, так как в своём общении используют социальные корпоративные технологии, а в других случаях современные корпоративные группы создают семейные кланы. И те, и другие разновидности имеют свои модификации как более или менее централизованные, или реструктуризированные по
4
вертикали и горизонтали.
Рассматриваемое явление обладает многими свойствами универсализма, то есть характерно для многих
3 Конституция Республики Чад. Преамбула. [Электронный ресурс]: http://constitutions.ru/?p=4365 (дата обращения: 6.12.2014г.).
4 Сулакшин С.С., Буянова Е.Э., Кулаков В.В., Михайлов Н.И., Сазонова Е.С. Правовая модель холдинга для России. М.: Научный эксперт, 2012. Стр. 27.
2'2015
Пробелы в российском законодательстве
стран и различных моделей государственного управления.5 Например, в Японии, системы клановости, такие кэйрэцу, дзайбацу не только проникли и влияют на системы управления делами общества, но и имеют тенденцию к адаптации и развитию в новых условиях общественного развития. Что явно сказывается на профессиональной не компетенции бюрократического аппарата государственного и отраслевого управления. Как отмечают многие авторы, типичными примерами являются, в частности, группы Mitsubishi, Mitsui, Sumitomo, Fuyo.
Большинство государств мира, зная о последствиях данного негативного социального явления, пытаются бороться, используя при этом юридические механизмы и нормативные запреты. Например, Сингапур 1965 года, будучи государственно зависимым образованием, отличался высоким уровнем коррупции с многообразными криминальными характеристиками. Но, впоследствии, используя в юридической логике строгость и последовательность, расширил контроль над коррупцией, применил различные стимулы, исключающие условия для коррупционных действий, что привело к определённым положительным сдвигам в искоренении данного явления. Дальнейшее использование управленческой тактики снижения коррупционных составляющих нашло отражение в: регламентации действий чиновников; упрощении бюрократических процедур; строгом надзоре над соблюдением высоких этических стандартов; создании специализированного автономного учреждения по расследованию случаев коррупции; ужесточении законодательства; повышении независимости судебной системы; введении экономических санкций за дачу взятки или отказ от участия в антикоррупционных расследованиях; повышении зарплат чиновникам; подготовке квалифицированных административных кадров. Все это привело к тому, что в настоящее время Сингапур занимает одно из лидирующих мест в мире по отсутствию коррупции, экономической свободе и развитию.6 То же самое можно сказать и о шведской модели стратегии борьбы с коррупционными элементами государственного управления.
Наиболее привлекательным сочетанием управленческого ресурса и правового воздействия на поведение государственного служащего в процессе осуществления управленческой деятельности можно рассматривать 12 китайских принципов управления.7 Данные принципы легко сочетаются с конституционными принципами личностных и межгрупповых принципами участия граждан в управлении делами государства.
1. Деятельность государственного служащего должна быть направлена на эффективное государственное управление, и он должен понимать, что создавая улучшенную модель общественных отношений, он, как и любой гражданин, будет пользоваться преимуществами оптимального и рационального управления.
2. Управленческая деятельность государственного служащего должно строиться в соответствии с требования действительности, с учётом закономерностей причинно-следственных связей.
5 Вохмянин Д.В. Принципы универсализации в конституционном праве». // Бизнес в законе. 2012. № 5. Стр. 84.
6 Сиротин А. Опыт борьбы с коррупцией в Сингапуре. [Электронный ресурс]: http://sudanet.ru/borba s corrupciei у singapure (дата обращения: 7.03.2015г.)
7 Виногродский Б.Б., В.С.Сизов. - Москва. Издательство "Эко-номистъ", 2007. С. 15.
3. Государственное управление должно строиться в соответствии с принципом недопущения негативных явлений в общественном развитии, а не по принципу исправления полученного негативного результата управленческой деятельности.
4. Управленческая деятельность должна учитывать причины и условия, способствующие или противодействующие достижению желаемого результата, исключая прямые административные запреты или ограничения.
5. Государственное управление должно иметь чётко обозначенную и понятную логику, тактику и стратегию, которые направлены на перспективное поступательное развитие.
6. Участие граждан в управлении делами государства должно строиться по принципу для людей и ради людей, исключая личную заинтересованность и корысть.
7. Система государственного управления должна иметь свою иерархическую структуру, подчинение нижестоящих руководителей вышестоящим, деятельность всего государственного управленческого аппарата должна быть чётко регламентирована.
8. Государственное управление создаётся и осуществляется с целью помочь или обеспечить реализацию прав, возможностей и законных интересов каждой отдельной личности. Любой гражданин должен понимать, что участвуя в процессе управления делами государства, он руководствуется принципом: делая доброе дело для отдельно взятого человека и охватывая при этом большое количество людей, он делает доброе дело для всего гражданского сообщества.
9. Гражданин, участвуя в управлении делами государства, должен помнить, что он всегда несёт персональную ответственность за выбор того или иного управленческого решения, не перекладывая её на руководителей или подчинённых, и в то же время он не должен бояться данной ответственности, так как в процессе принятия управленческого решения он руководствуется благими намерениями.
10. Государственное управление должно строиться с учётом исторических традиций и правовых обычаев общества сограждан, и оно не должно резко отличаться от общественного управления.
11. Гражданин, участвующий в управлении делами государства, должен иметь адекватное поощрение своей деятельности, а при необходимости понести наказание в соответствии со справедливым взысканием.
12. Участие граждан в управлении делами государства должно быть рациональным и оптимальным, а управленческое решение должно быть направлено на регулирование конкретной ситуации, с целью исключения излишнего администрирования общественных отношений.
Предложенные варианты внесения изменений и поправок в нормативно-правовое регулирование участия граждан в управлении делами государства должны привнести определённые новационные процессы во всю систему государственного управления Российской Федерации. Отсутствие понимания политической воли в процессах изменения государственного управления в решении государственных вопросов порождает смятение среди большого количества государственных служащих, что приводит к потере смысла самого процесса государственного регулирования. Современные характеристики государственного управления не могут игнорировать участие граждан в управлении делами
государства, которое предполагает как личностные, так и межгрупповые формы.
Список литературы:
1. Виногродский Б.Б., Сизов В.С. - Москва. Издательство "Экономистъ", 2007. - 256 с.
2. Вохмянин Д.В. Принципы универсализации в конституционном праве. // Бизнес в законе. 2012. № 5. Стр. 84.
3. Конституция Республики Чад. Преамбула. [Электронный ресурс]: http://constitutions.ru/?p=4365 (дата обращения: 6.12.2014г.).
4. Российский обзор экономических преступлений. Стр. 4. [Электронный ресурс]: http://www.pwc.ru/ru/ceo-survey/assets/crime_survey_2014.pdf (дата обращения: 7.03.2015г.).
5. Сиротин А. Опыт борьбы с коррупцией в Сингапуре. [Электронный ресурс]: http://sudanet.ru/borba_s_ corrupciei_v_singapure (дата обращения: 7.03.2015г.)
6. Сулакшин С.С., Буянова Е.Э., Кулаков В.В., Михайлов Н.И., Сазонова Е.С. Правовая модель холдинга для России. - М.: Научный эксперт, 2012. - 280 c.
7. Широбоков С.А. Конституционно-правовая модернизация и использование инновационных конституционно-правовых технологий как условие дальнейшего развития взаимодействия личности и государства. //«Чёрные дыры» в Российском Законодательстве. 2008. № 2. Стр. 19.
Literature list:
1. Vinogrodsky B.B., Sizov V.S. - Moscow. Publisher "Economist", 2007. - 256 p.
2. Vokhmyanin D.V. Universalization principles in constitutional law. // Business-in-law. 2012. № 5. Page. 84.
3. The Constitution of the Republic of Chad. Preamble. [Electronic resource]: http://constitutions.ru/?p=4365 (date accessed:
6.12.2014).
4. The Russian Economic Crime Survey. P. 4. [Electronic resource]: http://www.pwc.ru/ru/ceo-survey/assets/crime_survey_2014.pdf (date accessed:
7.03.2015).
5. Sirotin A. Experience of the fight against corruption in Singapore. [Electronic resource]: http://sudanet.ru/borba_s_corrupciei_v_singapure (date accessed: 7.03.2015)
6. Sulakshin S.S., Buyanova E.E., Kulakov V.V., Mikhailov N.I., Sazonova E.S. Legal holding model for Russia. - M .: The scientific expert, 2012. - 280 p.
7. Shirobokov SA Constitutional and legal modernization and the use of innovative constitutional and legal technologies as a condition of the distance-velopment of interaction between the individual and the state. // "Black Holes" in Russian legislation. 2008. № 2. Pp. 19.
Рецензия
на статью Фукса В.Ю. «Личностные и межгрупповые принципы участия граждан в управлении делами государства».
Тема представленной на рецензию статьи «Личностные и межгрупповые принципы участия граждан в управлении делами государства» не только актуальна, но и востребована с точки зрения высокой степени опасности для самой государственной формы общественного устройства территории.
Проблема, рассматриваемая в статье, поднимает скрываемые или вуалируемые аспекты обустройства системы государственного управления, особенно в отношении исполнительной ветви власти. Такое положение дел выгодно власть держащим элементам общества. Используя гражданский потенциал всего государства, отдельные личности, пользуясь человеческими слабостями главных руководителей страны, откровенно и практически безнаказанно грабят как самих граждан, так и ресурсы государства. Этому, в значительной степени, способствует основное конституционное регулирование, имеющее «чёрные дыры» в сфере организации исполнительной власти. Автор достаточно чётко определяет проблематику обозначенной темы, устанавливает параметры требующих регулирования общественных отношений и предлагает свой, авторский вариант решения проблемы.
Статья написана грамотным юридическим языком, понятна и логически хорошо продумана. Аргументация изложенного материала не вызывает сомнений. Перспективы использования основного материала содержания статьи В.Ю. Фукса достаточно востребованы, включая возможность широкой дискуссии по обозначенной теме. Представленную статью: «Личностные и межгрупповые принципы участия граждан в управлении делами государства» можно рекомендовать для опубликования в научном журнале, рекомендованном ВАК.
Научный руководитель, д.ю.н., доцент, профессор кафедры трудового и международного права Пермского государственного национального исследовательского университета Широбоков С.А.