Научная статья на тему 'Конституционные установления доступности и принципы реализации своих прав гражданами в управлении делами государства посредством осуществления государственной службы в европейских государствах'

Конституционные установления доступности и принципы реализации своих прав гражданами в управлении делами государства посредством осуществления государственной службы в европейских государствах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
297
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА / ДОСТУПНОСТЬ УЧАСТИЯ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ КРИТЕРИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ / A CONSTITUTIONAL LAW ON PARTICIPATION IN A STATE ADMINISTRATIVE OFFICE / AVAILABILITY OF PARTICIPATION IN A STATE ADMINISTRATIVE OFFICE / THE CONSTITUTIONAL PRINCIPLES OF REALIZATION OF PUBLIC SERVICE / THE CONSTITUTIONAL CRITERIA OF CIVIL SERVANTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кашин Павел Валерьевич

В статье рассматриваются проблемы, связанные с доступностью конституционного права на участие в управлении делами государства и конституционными принципами осуществления, в рамках участия, государственной службы. Конституционное выражение всей специфики основ государственной службы позволяет гражданам относиться с большим доверием всего государственного управления. Чёткое представление о конституционных критериях осуществления государственного управления позволит снять определённые препятствия к тому, чтобы любая личность имела реальные возможности, позволяющие ей раскрыть свой внутренний потенциал в условиях государственной формы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кашин Павел Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONSTITUTIONAL ESTABLISHMENTS OF AVAILABILITY AND PRINCIPLES OF REALIZATION OF THE RIGHTS CITIZENS IN THE ADMINISTRATIVE OFFICE OF THE STATE BY MEANS OF PUBLIC SERVICE REALIZATION IN THE EUROPEAN STATES

In article the problems connected with availability of a constitutional law on participation in an administrative office of the state and the constitutional principles of realization, within the limits of participation, public service are considered. The constitutional expression of all specificity of bases of public service allows citizens to concern with the big trust of all government. Accurate representation about the constitutional criteria of realization of the government will allow to remove certain obstacles to that any person had the real possibilities allowing it to open the internal potential in the conditions of the state form

Текст научной работы на тему «Конституционные установления доступности и принципы реализации своих прав гражданами в управлении делами государства посредством осуществления государственной службы в европейских государствах»

1.4. КОНСТИТУЦИОННЫЕ УСТАНОВЛЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ И ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СВОИХ ПРАВ ГРАЖДАНАМИ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА ПОСРЕДСТВОМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В ЕВРОПЕЙСКИХ ГОСУДАРСТВАХ

Кашин Павел Валерьевич. Должность: старший оперуполномоченный оперативно-розыскной части по борьбе с экономическими преступлениями № 1. Место работы: ГУВД по Пермскому краю. E-mail: kachinpacha 17 @rambler. ru Аннотация: В статье рассматриваются проблемы, связанные с доступностью конституционного права на участие в управлении делами государства и конституционными принципами осуществления, в рамках участия, государственной службы. Конституционное выражение всей специфики основ государственной службы позволяет гражданам относиться с большим доверием всего государственного управления. Чёткое представление о конституционных критериях осуществления государственного управления позволит снять определённые препятствия к тому, чтобы любая личность имела реальные возможности, позволяющие ей раскрыть свой внутренний потенциал в условиях государственной формы.

Ключевые слова: конституционное право на участие в управлении делами государства, доступность участия в управлении делами государства, конституционные принципы осуществления государственной службы, конституционные критерии государственных служащих.

THE CONSTITUTIONAL ESTABLISHMENTS OF AVAILABILITY AND PRINCIPLES OF REALIZATION OF THE RIGHTS CITIZENS IN THE ADMINISTRATIVE OFFICE OF THE STATE BY MEANS OF PUBLIC SERVICE REALIZATION IN THE EUROPEAN STATES

Kashin Paul Valerevich, Position: senior operative representative of an operative search part on struggle against economic crimes № 1. Place of employment: The Municipal Department of Internal Affairs on the Perm region. E-mail: kachinpacha 17@rambler.ru Annotation: In article the problems connected with availability of a constitutional law on participation in an administrative office of the state and the constitutional principles of realization, within the limits of participation, public service are considered. The constitutional expression of all specificity of bases of public service allows citizens to concern with the big trust of all government. Accurate representation about the constitutional criteria of realization of the government will allow to remove certain obstacles to that any person had the real possibilities allowing it to open the internal potential in the conditions of the state form.

Keywords: a constitutional law on participation in a state administrative office, availability of participation in a state administrative office, the constitutional principles of realization of public service, the constitutional criteria of civil servants.

Участие населения в управлении делами государства в европейских государствах связано, прежде всего, с доступностью к государственному или общественному управлению, государственной или общественной должности. Государство может учреждать законом различные виды гражданской национальной службы, исходя из общественного интереса. Все граждане имеют право на равный доступ к публичным функциям и обязанностям в соответствии с предписаниями, предусмотренными законом. Например, в Андорре, Молдове, а в Монако за гражданами обеспечен приоритет доступа к публичным и частным должностям на условиях, предусмотренных законом или международными конвенциями. В государстве не должно существовать никаких сословных различий. Граждане должны быть равны перед законом, и только они допускаются к гражданским и военным должностям, за исключением отдельных случаев, предусмотренных законом, как в Бельгии, Лихтенштейне, Люксембурге. Каждый гражданин имеет право принимать участие в ведении общественных дел, а также, в соответствии со своими способностями, образованием и профессиональными знаниями, занимать государственную должность, например в Венгрии. Каждый гражданин имеет одинаковый доступ ко всякой публичной должности в соответствии со своими склонностями, способностями и профессиональной квалификацией. Пользование гражданскими и политическими правами, доступ к публичным должностям, как и права, приобретенные на публичной службе, независимы от исповедуемой религии, например в Германии. Граждане без каких-либо различий участвуют в выполнении публичных повинностей соответственно своим силам. Каждый может свободно развивать свою личность и участвовать в социальной, экономической и политической жизни страны, если только он не препятствует правам других, не нарушает Конституцию или нравственные нормы, например в Греции.

Граждане имеют право участвовать в общественных делах непосредственно или через представителей, свободно избираемых на выборах, проводимых периодически путём всеобщего голосования. Они имеют равный доступ к общественным и государственным должностям в соответствии с законом, например в Испании, Литве. Гражданин должен нести обязательную государственную службу и выполнять иные установленные законом обязательства перед государством, например в Латвии. Собственность и труд должны являться основой для управления и участия в принятии решений. Участие в управлении и принятии решений в публичных учреждениях и службах предусматривается законом на основе принципов профессионализма и компетентности. Каждый гражданин имеет право исполнять публичные функции, например в Македонии. Более конкретная конституционная новелла имеется в Нидерландах, Сан-Марино, например, все граждане государства, имеют равное право на доступ к государственной службе. В Польше, Словакии несколько по иному определяется данное положение, например, граждане, в полной мере пользующиеся публичными правами, имеют право доступа к публичной службе на одинаковых принципах. В Румынии публичные гражданские либо военные функции и должности могут исполнять лица, которые имеют гражданство республики и местожительство в стране. Во Франции обеспечивается всем свободный доступ к публичным должностям, индивидуальное или коллективное пользование провозглашенными или подтвержденными правами и сво-

бодами. В Украине, участие в управлении делами государства определяется тем, что граждане имеют право принимать участие в государственном и местных референдумах, свободно избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Граждане пользуются равным правом доступа к государственной службе, а также к службе в органах местного самоуправления. В Хорватии каждый гражданин республики имеет право на равных условиях принимать участие в осуществлении публичной деятельности и быть принятым на публичную службу. Участие граждан в управлении делами государства, особенно то, что связано с осуществлением государственной службы, должно иметь конституционное регулирование в виде установленных правил осуществления управленческих функций. Отметим, что часто оговаривается тот факт, что партии участвуют в формировании и изъявлении народной воли, но партии не могут непосредственно осуществлять государственную власть. В соответствии с этим, ни одна партия не может осуществлять управление ни одним государственным органом. В интересах разделения партий и государственной власти закон должен определять те государственные посты и должности, которые не может занимать член партии или служащий, например в Венгрии. Государство может учреждать законом различные виды гражданской национальной службы, исходя из общественного интереса, например в Андорре. Государственные служащие исполняют закон и находятся на службе у народа, а не у государства. Служащие государственной администрации должны приниматься по конкурсу, за исключением случаев, предусмотренных законом. Гарантии сроков пребывания на службе государственных служащих, их служебные права и обязанности регулируются законом, например в Албании. Самое главное условие качественной работы, это то, что вознаграждение лицам, занимающим должность в учреждениях государства, не подлежит сокращению на протяжении всего срока выполнения должностным лицом своих обязанностей, например в Боснии и Герцеговине. Распределение структур управления, их число, полномочия, права и обязанности должностных лиц, служащих и секретарей, их назначение, поддержание дисциплины и увольнение может определяться издаваемыми главой территориального управления (губернатором) постановлениями. Подчиненные губернатору должностные лица и служащие, могут быть подвергнуты наказанию вышестоящими над губернатором руководителями, но с соблюдением прав и специальных постановлений. В зависимости от тяжести их проступка наказание может выражаться в форме порицания или удержания одной четвертой части их заработка в течение одного года или более. Проступки, вследствие которых должностное лицо определяется как недостойное, непригодное или неспособное к доверию, могут служить основанием к увольнению, несмотря на договор, заключенный на определенный срок или пожизненно. Также увольнение может быть осуществлено в случаях физической или умственной неспособности. Лицо, не явившееся в назначенный день по вызову губернатора или подчиненных ему должностных лиц, наказывается в случае отсутствия уважительных причин штрафом или тюремным заключением до одного месяца, например в Ватикане. Осуществление полномочий, вытекающих из суверенных прав, должно передаваться в качестве постоянной функции лицам на публичной службе, которые находятся в публично-правовом отношении

службы и верности. Право публичной службы должно принимать во внимание традиционные принципы профессионального чиновничества. Если какое-либо лицо при исполнении вверенной ему публичной должности нарушит свои служебные обязанности по отношению к третьему лицу, то в принципе ответственность несет государство или корпорация, на службе у которой он состоит. При наличии умысла или неосторожности сохраняется право регрессного иска. Для требований о возмещении ущерба и для регрессного иска исключается общий судебный порядок. Депутаты имеют право не давать показаний относительно лиц, которые доверились им как депутатам, либо доверили им какие-либо факты, равно о самих таких фактах. В рамках действия такого права на отказ от дачи показаний не допускается наложение ареста на документы, например в Германии. Конституцией могут быть предусмотрены нормы, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в процессе штатного комплектования административных органов.

Государственные служащие являются исполнителями воли государства и служат народу, сохраняя верность Конституции и преданность Родине. Необходимые для них качества и порядок их назначения должны определяться законом. Никто не может быть назначен служащим на не утвержденную в законодательном порядке штатную должность. Особым законом могут быть предусмотрены исключения, имеющие целью разрешения непредвиденных и срочных нужд путем найма персонала на определенный срок на основе отношений частного права. Штатные должности специального научного, а также технического и вспомогательного персонала могут быть заполнены персоналом, нанимаемым на основе отношений частного права. Занимающие штатные должности государственные служащие считаются постоянными до тех пор, пока существуют эти должности. Они продвигаются по шкале заработной платы в соответствии с условиями закона, за исключением случаев ухода по возрасту и отстранения от должности во исполнение судебного решения. Они не могут быть перемещены без наличия обоснованного заключения, понижены или отстранены от должности без решения служебного совета, состоящего минимум на две трети из штатных государственных служащих. Из положения о постоянной службе законом могут быть исключены высшие административные служащие, занимающие должности вне служебной иерархии, лица, назначаемые сразу же в ранге посла, сотрудники канцелярии президента республики, канцелярий премьер-министра, министров и их заместителей. В порядке исключения может допускаться назначение на вторую должность по совместительству на основе специального закона с соблюдением положений нижеследующего пункта. Любые дополнительные ежемесячные заработки или иные доходы служащих не могут превышать общую сумму доходов по их штатным должностям. Конституцией может быть установлено, что профессора высших учебных заведений являются государственными чиновниками. Штатные государственные чиновники и служащие, офицеры вооруженных сил и органов безопасности, служащие органов местного самоуправления, мэры и председатели общин, управляющие или председатели административных советов юридических лиц публичного права, государственных или муниципальных предприятий, нотариусы, хранители актов гражданского состояния и ипотечных записей не могут быть кандидатами и тем более избираться депутатами Парла-

мента, если они не уйдут в отставку к моменту выдвижения кандидатуры, например, в Греции. Государство должно поощрять и в случае необходимости дополнять частную инициативу в промышленности и в торговле или государство должно полностью покровительствовать и, если необходимо, поддерживать частную инициативу в промышленности и торговле, например в Ирландии. Гражданам должно гарантироваться право критиковать работу государственных учреждений или должностных лиц, обжаловать их решения, при этом преследование за критику должно быть запрещено, например в Литве. Как правило, все государственные учреждения должны размещаться на территории страны; в правительственном органе большинство его членов должны быть уроженцами государства. Гарантируется право обращения с петициями в парламент или в государственный комитет, причем не только отдельным лицам, права и интересы которых затронуты, но также обществам и корпорациям предоставляется право заявлять о своих желаниях и просьбах через члена парламента. Каждый гражданин вправе подать жалобу на поведение или действия органа государства, нарушающие конституцию, закон или постановление и неблагоприятно отражающиеся на его правах и интересах. Такие жалобы подаются непосредственно вышестоящему государственному органу и в случае необходимости могут быть доведены до высших органов, если законом не будет установлено ограничение для подачи жалобы и ее дальнейшего продвижения. Глава государства назначает должностных лиц в соответствии с предписаниями конституции. Новые постоянные должности могут учреждаться только с согласия парламента, например, в Лихтенштейне. Каждый гражданин может быть свободен в получении образования на родине или за границей, в посещении университетов по своему выбору, с соблюдением предписаний закона об условиях поступления на службу и занятии определенными профессиями. Должностные лица, к какой бы категории они ни принадлежали, за исключением членов правительства, не могут быть освобождены от должностей, лишены отличий и пенсий иначе как в установленном законом порядке, например, в Люксембурге. Достаточно правильное конституционное установление применяется на Мальте - человек не может получить рекомендацию для назначения на должность судьи суда низшей инстанции, если он не практиковал как адвокат, определённый срок, не менее семи лет. Зарплата, подлежащая оплате чиновника и сроки её выплаты, кроме пособий, не должны быть изменены к его неудобству после его назначения, поскольку зарплата или сроки обслуживания любого человека зависят от его выбора, должны устанавливаться специальные главы в Конституции, регулирующие отношения, связанные с зарплатой чиновников и их назначениями. Для исключения субъективности или предвзятости участия в управлении делами государства конституцией могут устанавливаться запреты или ограничения. Супруги, родители, дети, братья и сестры не могут одновременно заседать в государственном совете. Либо ставятся условия участия. Чиновники должны, до назначения на искомую должность, принести присягу или, если законом освобождены от присяги, торжественно обещать повиноваться конституции и главе государства, однако служащие, которые не являются гражданами государства, законом могут быть освобождены от этой обязанности. Должностные лица могут лишь временно отстраняться от должности главой го-

сударства, и их дела должны тотчас же передаваться в суд. Увольняться они могут лишь в силу судебного решения и против своей воли не должны переводиться на другую должность. Все должностные лица могут быть уволены, без предварительного судебного решения, по достижении установленного законом предельного возраста. Законом могут быть установлены определенные должностные лица, кроме судей, назначение которых допускается по соглашению на определенный срок. Награждение орденом не должно освобождать никого от общих для всех граждан обязанностей и повинностей, а равно не должно давать никаких преимуществ доступа к государственным должностям. Должностные лица, уходящие в разрешенную отставку, должны сохранять звание и чин по той должности, которую они занимали. Предложения о назначении должностных лиц и по другим важным вопросам докладываются в государственном совете тем его членом, в круг ведения которого они входят, и решение приводится им в исполнение в соответствии с принятой в государственном совете резолюцией. Если кто-либо из членов государственного совета сочтет, что решение главы государства (короля) противоречит форме правления или законам государства либо что оно явно наносит ущерб государству, то его долг выступить против решения с энергичным представлением и занести свое мнение в протокол. Тот, кто не будет протестовать, таким образом, считается согласным с королем, вследствие этого он подлежит ответственности и против него может быть возбуждено парламентом обвинение перед государственным судом, например в Норвегии. Конституцией может устанавливаться режим государственной службы. При исполнении своих функций работники публичной администрации и иные должностные лица государства и других публичных учреждений находятся исключительно на службе государственных интересов, как это и определено, согласно закону, компетентными органами администрации. Работники публичной администрации и иные должностные лица государства и других публичных учреждений не могут быть ущемлены в правах или извлекать выгоду вследствие осуществления каких-либо политических прав, предусмотренных конституцией, в частности, вследствие партийной принадлежности. В ходе дисциплинарного производства обвиняемому гарантируются слушание дела в суде и право на защиту. Не допускается одновременно занятие нескольких государственных постов и должностей, за исключением случаев, специально разрешенных законом. Закон должен устанавливать несовместимость занятия государственных должностей и постов с другими видами деятельности.

Рецензия

на статью Кашина П.В. «Гражданство как юридическое условие реализации конституционного права на участие в управлении делами государства в зарубежных странах»

Представленная на рецензию статья посвящена достаточно актуальной проблематике - конституционному регулированию взаимодействия человека и государства на уровне участия граждан в управлении делами государства. Это усиливается и тем, что современная действительность Российской государственности требует внимательного отношения и наиболее полному использованию общественного потенциала личности. Отсутствие инициатив участия населения в управлении делами государства, а также невнимание к про-

блемам граждан порождает правовой нигилизм. Правовое обеспечение конституционного права на участие граждан в управлении делами государства требует своего дальнейшего совершенствования, так как имеющаяся правовая база уже не соответствует современным требованиям. На протяжении длительного времени отмечаются многочисленные недостатки в работе органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц по привлечению граждан к участию в управлении делами государства. Опыт зарубежных стран в этом направлении может сыграть свою положительную роль в становлении процессов активизации участия граждан в управлении государством в Российской Федерации. Следует отметить использование автором достаточного количества правовых и научных источников, что придает его выводам и теоретическим положениям убедительность и достоверность. Статья Кашина П.В. «Гражданство как юридическое условие реализации конституционного права на участие в управлении делами государства в зарубежных странах» рекомендуется к опубликованию в журнале «Пробелы в российском Законодательстве».

Научный руководитель:

Широбоков С.А., к.ю.н., доцент кафедры международного и европейского права пермского государственного университета им. А.М. Горького

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.