Научная статья на тему 'Конституционные положения, устанавливающие равновесие властей с использованием участия граждан в управлении делами государства'

Конституционные положения, устанавливающие равновесие властей с использованием участия граждан в управлении делами государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
383
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ / УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА / УВАЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ ВЕТВЕЙ ВЛАСТИ ДРУГ К ДРУГУ / КООРДИНАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЕТВЕЙ ВЛАСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛИЧНОСТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ГРАЖДАН / THE CONSTITUTIONAL PRINCIPLE OF DIVISION OF THE AUTHORITIES / PARTICIPATION OF CITIZENS IN A STATE ADMINISTRATIVE OFFICE / THE VALID RELATION OF BRANCHES OF THE POWER TO EACH OTHER / COORDINATION OF INTERACTION OF BRANCHES OF THE POWER WITH USE OF PERSONAL POSSIBILITIES OF CITIZENS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ишмухаметов Рашид Киямович

В статье рассматривается использование конституционного права реализации участия граждан в управлении делами государства в Российской Федерации при соотношении ветвей государственной власти. Изменение подхода к содержанию принципа разделения властей с категории сдержек и противовесов на корректное и координационное взаимодействие позволяет шире использовать возможности граждан участвующих в процессе государственного управления на уровне решения государственных дел. Качество и эффективность решения государственных дел может получить новационные направления использования не только категорий конституционного права, но и иных отраслей права, в частности административного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONSTITUTIONAL POSITIONS ESTABLISHING REAL BALANCE OF THE AUTHORITIES WITH USE OF PARTICIPATION OF CITIZENS IN THE ADMINISTRATIVE OFFICE OF THE STATE

In article use of a constitutional law of realization of participation of citizens in a state administrative office in the Russian Federation is considered at a parity of branches of the government. Approach change to the maintenance of a principle of division of the authorities from a category of controls and counterbalances on correct and coordination interaction allows using more widely possibility of citizens participating in government process at level of the decision of state affairs. Quality and efficiency of the decision of state affairs can receive innovatory directions of use not only constitutional law categories, but also other branches of the right, in particular the administrative.

Текст научной работы на тему «Конституционные положения, устанавливающие равновесие властей с использованием участия граждан в управлении делами государства»

1.4. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ РАВНОВЕСИЕ ВЛАСТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА

Ишмухаметов Рашид Киямович. Должность: директор предприятия. Место работы: предприятие ООО «ЛиР» E-mail: [email protected]

Аннотация: В статье рассматривается использование конституционного права реализации участия граждан в управлении делами государства в Российской Федерации при соотношении ветвей государственной власти. Изменение подхода к содержанию принципа разделения властей с категории сдержек и противовесов на корректное и координационное взаимодействие позволяет шире использовать возможности граждан участвующих в процессе государственного управления на уровне решения государственных дел. Качество и эффективность решения государственных дел может получить новационные направления использования не только категорий конституционного права, но и иных отраслей права, в частности административного.

Ключевые слова: конституционный принцип разделения властей, участие граждан в управлении делами государства, уважительное отношение ветвей власти друг к другу, координация взаимодействия ветвей власти с использованием личностных возможностей граждан.

THE CONSTITUTIONAL POSITIONS ESTABLISHING REAL BALANCE OF THE AUTHORITIES WITH USE OF PARTICIPATION OF CITIZENS IN THE ADMINISTRATIVE OFFICE OF THE STATE

Ishmuhametov Rashid Kiyamovich. Position: the director of the enterprise. Place of employment: Open Company "Lyres" enterprise. E-mail: [email protected]

Annotation: In article use of a constitutional law of realization of participation of citizens in a state administrative office in the Russian Federation is considered at a parity of branches of the government. Approach change to the maintenance of a principle of division of the authorities from a category of controls and counterbalances on correct and coordination interaction allows using more widely possibility of citizens participating in government process at level of the decision of state affairs. Quality and efficiency of the decision of state affairs can receive innovatory directions of use not only constitutional law categories, but also other branches of the right, in particular the administrative.

Keywords: the constitutional principle of division of the authorities, participation of citizens in a state administrative office, the valid relation of branches of the power to each other, coordination of interaction of branches of the power with use of personal possibilities of citizens.

Один из основных конституционных принципов правового государства - принцип разделения властей может рассматриваться не только с позиции сдерживания и противоречий, но и с точки зрения корректности, уважительном отношении друг к другу с целью ко-

ординации совместной деятельности, направленной на развитие государственной формы.1 Принцип взаимного уважения между ветвями властей должен быть определён в конституционной обязанности одной власти учтиво относиться и поддерживать надлежащие властные функции других властей. В этом случае большое значение приобретает особое администрирование отношений, учитывающее участие граждан в управлении делами государства, которое обеспечивает должный эффект конституционным принципам, которые, в свою очередь, поддерживают ответственное управление государством.

Конституционное право устанавливает не только права, но и налагает обязанность на ветви государственной власти служить общественному интересу. В дальнейшем эти положения распространяют своё действие на всех граждан государства в различных отраслях права. Публичное административное право должно определять юридические стандарты, которые устанавливают учреждения государственного управления, наделяют государственно-властными управленческими полномочиями и налагает обязанности на органы государственной власти. Данный процесс должен быть обеспечен законодательным регулированием, быть направленным на социальное обеспечение, общественное образование, обеспечивать занятость населения, здравоохранение, и учитывать при этом участие граждан государства во всех сферах деятельности .

Публичное административное право состоит из множества правовых механизмов, включающих в себя способы и методы, позволяющие управлять решениями органов государственной власти и требовать от них ответственного использования государственных полномочий.2 Причём, данная модель это не схема юридической доктрины как договорное право или уголовное право, а более сложная конструкция, которая обеспечивается различными способами:

- право граждан воздействовать на административное управление посредством обращения к уполномоченным по правам человека или в суд;

- предоставление права гражданам обращаться к высшим управленческим органам государственной власти, которое предполагает новую роль в развитии больших частей административного права;

- доступный обзор судебных рассмотрений административных действий развивает не только возможность воздействия граждан на управленческие решения, но также показывает возможности системы правосудия;

- создание новых форм правительственного контроля с участием граждан государства;

- управление жизнью сообщества (общины) должно приобретать новые формы общественной власти и предполагается развитие новых направлений административного публичного права;

- формирование специальных методик рассмотрения заявлений граждан, предполагающих не процедуру рассмотрения обращений, а процедуру подачи обращения гражданами, то есть приоритет отдаётся не органу государственного управления, а гражданину;

- создание правовых условий применения к государственным органам и должностным лицам, в случае нарушения с их стороны закона или нарушения законных

1 Гаджиев Г.А. Общие принципы судебного нормоконтроля. - М. Система «ГАРАНТ», 2006. С. 15.

2 Косаренко Н.Н. Правовое обеспечение публичных интересов в сфере страхования. - М.: «Волтерс Клувер», 2010. С. 99.

РАВНОВЕСИЕ ВЛАСТЕЙ

Ишмухаметов Р.К.

прав, различных форм и видов гражданской ответственности, предполагающей восстановление прав, возмещение ущерба и различного рода компенсации гражданам, чьи законные интересы были нарушены.

В настоящее время возникла необходимость строить систему правоотношений между гражданами и государственными органами на конституционных принципах общественного договора, в основу которых закладывается такое важное положение как подсудность всех противоречий между гражданами и правительственными учреждениями. Данное положение важно тем, что общественные власти могут заключить контракт, и что они ответственны за свои нарушения законных прав и способны к обеспечению требований (заявлений) в нарушении законных прав. При этом категорически недопустимо противопоставление личных прав и общественного долженствования. Только через удовлетворение личного интереса человека можно достичь общественного согласия, но при этом сам гражданин должен понимать значение общественных потребностей.3

Конституционные принципы административного публичного права должны быть, с одной стороны понятны и лаконичны, а с другой - достаточно сложными. Это предопределяется тем, что сложным является сам закон, строящийся на конституционных принципах, включающий в себя различные положения, механизмы, позволяющие управлять органами государственной власти и общественными властями. Но это не отменяет установление о том, что различные юридические процессы и методы, а также правовые процедуры должны быть доступны для граждан, у которых есть жалобы.

Конституционные положения, устанавливающие равновесие властей с использованием участия граждан в управлении делами государства должны включать в себя разнообразие принципов, которые должны быть отражены в фактических действиях органов государственной власти и в эффективном, юридически оформленном контроле управленческой деятельности администрации. Можно высказать предположение о том, что судебные органы, зачастую, используют конституционные принципы для оправдания своих действий. По этой же логике сами граждане могут рассматривать их как стандарты оценки не только собственно решения судей, но также и схемы, в соответствии с которыми Парламент (законодательный и представительный орган государства) желает отрегулировать с помощью законов систему управления всеми государственными органами.

Конституционные принципы, устанавливающие равновесие властей с использованием участия граждан в управлении делами государства не может охватить все методы государственного управления или активизации административной деятельности.4 Но сам конституционный принцип контроля гражданами всей государственной управленческой деятельности, необходимость его скорейшего установления трудно переоценить хотя бы с целью недопущения узурпации всей государственной власти и присвоения всех государственных властных полномочий. Очевидно, что самой важной формой контроля государственной

3 Широбоков С.А. Конституционно-правовые аспекты участия граждан в управлении делами государства в Российской Федерации. - Пермь, 2011. С. 41.

4 Коркунов Н.М. История Философии права. - С.-Петербург, ти-

пография М.М. Стасюлевича, 1915 Система «ГАРАНТ ЭКСПЕРТ 2010». С. 112.

управленческой деятельности является организаторская форма со стороны государственных министров и государственных служащих, которые располагают более или менее эффективными методами администрирования. Другая важная форма контроля системы государственного управления - контроль над деятельностью государственных органов и должностных лиц со стороны Парламента. С этими формами тесно связанны организационно-правовые формы контроля, учитывающие участие граждан в данном процессе (возможность подачи жалобы в отношении деятельности органов государственного управления) или использование СМИ, чтобы оказать давление на правительство. В любом случае управленческая государственная деятельность не может быть построена только на управленческом решении, каким бы авторитетом не обладал административный орган. Необходимо отметить тот факт, что юридические (законодательные) формы контроля, учитывающие участие граждан не могут подменяться формами контроля управленческой государственной деятельности со стороны самих государственных органов. Отметим, что данная деятельность не является формой давления на органы государственного управления, наоборот - она направлена на совершенствование и повышение эффективности управленческого процесса.5 По нашему мнению, настала необходимость пересмотра многих положений административного публичного права, так как действующие правовые подходы государственного управления делами государства не только не соответствуют принципам Конституции Российской Федерации, но и во многом не дают развиваться общественным отношениям, не говоря уж о фактах грубейших нарушений прав и законных интересов граждан. За основу установления принципиальных положений всей управленческой деятельности необходимо рассматривать конституционное право граждан на управление делами государства не как категорию конституционного права, а как конституционный принцип. Необходимо придерживаться одного из главных принципов правового государства - принципа законности и согласиться с мнением С.А. Широбокова о том, что закон состоит не из специфических случаев, а из общих принципов, которые иллюстрированы и объяснены этими случаями. В соответствии с этим необходимо детально продумать возможности воздействия, как на обсуждение, так и на принятие управленческого решения со стороны граждан государства, особенно если это касается управления делами государства. Использование только судебных процедур не может принести должного эффекта, так как судебный процесс играет ограниченную роль в фактическом ежедневном решении споров и в контроле правительственного действия. Другое дело, когда судебные органы, учитывая соответствующую судебную практику, могут предложить принципы ответственного управления государственными делами органами государственной власти, которые крайне важны в каждой области административного права. Этот подход может быть полезен, учитывая одну особенность судебной деятельности, в частности то, что судьи создали свои собственные полномочия воздействия на управленческие органы. В этой связи отметим, что омбудсмены, аудиторы, комиссии, и многие другие органы, которые наблюдают за администрацией, должны развить и разработать свою собственную

5 Дедов Д.И. Юридический метод: научное эссе. - М.: «Волтерс Клувер», 2008. С. 15.

позицию и роль в противовес судебной модели. В ходе реализации воздействия на законодательные и исполнительные органы Суды чётко формулируют содержание конституционных принципов и ясно объясняют причины принятия того или иного управленческого решения. Но, даже в этом случае судьи не перестают быть гражданами государства, обладающими конституционными полномочиями и обязанностями. В этом аспекте они могут показать себя с лучшей стороны, так как обладают не только профессиональными качествами, но и высоким интеллектуальным и творческим потенциалом. Судебная практика доказывает, что судебные решения не самое важное средство для того, чтобы предотвратить злоупотребление государственной властью при решении государственных дел. Что же касается деятельности судей, то на уровне официального представления их роль чрезвычайно важна и полезна.6

Учитывая вышеизложенное можно чётко определить, что содержание принципа разделения властей на уровне уважительного отношения ветвей власти друг к другу достаточно просто определить, используя конституционное право граждан на управление делами государства.

Список литературы:

Гаджиев Г. А. Общие принципы судебного нормокон-троля. - М. Система «ГАРАНТ», 2006. 82 с.

Дедов Д.И. Юридический метод: научное эссе. - М.: «Волтерс Клувер», 2008. 82 с.

Жилин Г.А. Правосудие по гражданским делам: актуальные вопросы. - М.: «Проспект», 2010. 340 с.

Коркунов Н.М. История Философии права. - С.-Петербург, типография М. М. Стасюлевича, 1915 Система «ГАРАНТ ЭКСПЕРТ 2010». 112 с.

Косаренко Н.Н. Правовое обеспечение публичных интересов в сфере страхования. - М.: «Волтерс Клувер», 2010. 99 с.

Широбоков С.А. Конституционно-правовые аспекты участия граждан в управлении делами государства в Российской Федерации. - Пермь, 2011.396 с.

Широбоков С.А. Участие граждан в управлении делами государства в Российской Федерации (конституционно-правовое исследование). - Пермь, 2010. 524 с.

Широбоков С.А. Конституционно-правовое регулирование участия граждан в управлении делами государства в зарубежных странах (сравнительно-правовое исследование). - Пермь, 2010. 218 с.

Literature list:

Gadzhiev G.A. The general principles judicial. - M. System "GUARANTOR", 2006. 82 p.

Dedov D.I. Legal's grandfathers a method: a scientific essay. - М: «Volters Kluver», 2008. 82 p.

Zhilin G.A. Justice on civil cases: pressing questions. -М: "Prospectus", 2010. 340 p.

Korkunov N.M. Histor of Legal philosophy. - S.-Petersburg, M.M. Stasjulevicha's printing house, 1915 System «the GUARANTOR the EXPERT 2010». 112 p.

Kosarenko N.N. Legal maintenance of public interests in insurance sphere. - М: «Volters Kluver», 2010. 99 p.

Shirobokov S.A. Constitutional legal aspects of participation of citizens in the state administrative office in the Russian Federation. - Perm, 2011. 396 p.

6 Жилин Г.А. Правосудие по гражданским делам: актуальные вопросы. - М.: «Проспект», 2010. С. 269.

Shirobokov S.A. Participation of citizens in the state administrative office in the Russian Fédération (the constitutional-legal research). - Perm, 2010. 524 p.

Shirobokov S.A. The constitutional legal regulation participation of citizens in an administrative office of the state in foreign countries (The rather-legal research). -Perm, 2010. 218 p.

Рецензия

на статью Ишмухаметова Р.К. «Конституционные положения, устанавливающие равновесие властей с использованием участия граждан в управлении делами государства».

Статья Ишмухаметова Р.К. посвящена достаточно актуальной проблеме реализации конституционного принципа правового государства - соотношения ветвей государственной власти. Данная работа представляет собой анализ академических конституционных положений с использованием совершенно новых подходов к конструктивному взаимодействию ветвей государственной власти и возможностей граждан участвовать в управлении делами государства. Большинство рассмотренных юридических категорий находят отклик в процессах модернизации государственного управления, которые проходят в Российской Федерации. Автор грамотно выделяет отдельные конституционные положения, регулирующие процесс решения государственных дел с участием граждан Российской Федерации, которые имеют широкое применение наряду с иными действующими конституционными принципами. В статье не только формулируются проблемы разрешения отдельных юридических противоречий во взаимодействии отдельных ветвей власти, но вносятся некоторые предложения по их преодолению с помощью использования конституционного права граждан на участие в управлении делами государства.

Статья Ишмухаметова Р.К. «Конституционные положения, устанавливающие равновесие властей с использованием участия граждан в управлении делами государства» рекомендуется к опубликованию в журнале «Пробелы в Российском законодательстве».

Научный руководитель, к.ю.н., доцент кафедры международного и европейского права Пермского государственного университета им. А.М. Горького

Широбоков С.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.