Научная статья на тему 'Пробелы допустимости участия граждан в управлении международными делами'

Пробелы допустимости участия граждан в управлении международными делами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
331
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В УПРАВЛЕНИИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ДЕЛ / ПРИНЦИПЫ ДЕМОКРАТИИ / СУБЪЕКТИВНЫЕ И ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРАВА / ПОЗИТИВНОЕ ПРАВО / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В УПРАВЛЕНИИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫМИ ДЕЛАМИ / ПРАВОВЫЕ НОВАЦИИ И ИННОВАЦИИ / THE INTERNATIONAL RELATIONS / THE CONSTITUTIONAL PRINCIPLES OF PARTICIPATION OF CITIZENS IN MANAGEMENT OF INTERSTATE AFFAIRS / DEMOCRACY PRINCIPLES / THE SUBJECTIVE AND OBJECTIVE RIGHTS / A POSITIVE LAW / LEGAL REGULATION OF PARTICIPATION OF CITIZENS IN MANAGEMENT OF INTERSTATE AFFAIRS / LEGAL INNOVATIONS AND INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Широбоков Сергей Анатольевич

В представленной статье рассматриваются проблемные положения пробелов допустимости участия граждан в управлении международными делами; анализируются принципиальные аспекты правоотношений, складывающихся между гражданами и органами государственной власти и управления отдельных государств, и межгосударственных органов; сопоставляются субъективные и объективные факторы развития правоотношений, связанных вообще с возможностью использовать гражданам своё влияние на международные отношения; даётся сущностная характеристика содержания позитивного механизма участия граждан в управлении межгосударственными делами; предлагаются направления обновления правового обеспечения участия граждан в управлении межгосударственными делами; определяются общие характеристики новационным и инновационным тенденциям развития правоотношений, складывающихся в процессе реализации гражданами права на участие в управлении межгосударственными делами исходя из того, что право должно устанавливать и регулировать, а не запрещать объективную, действительно востребованную деятельность, объединяющую звенья гражданского общества и системы демократии, обеспечивая различные интересы социальных и национальных групп, согласовывая их с интересами граждан и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BLANKS OF THE ADMISSIBILITY OF PARTICIPATION OF CITIZENS IN MANAGEMENT OF THE INTERNATIONAL AFFAIRS

In presented article problem positions of blanks of an admissibility of participation of citizens in management of the international affairs are considered; basic aspects правоотношений, developing between citizens and state governing bodies of the separate states, and interstate bodies are analyzed; правоотношений, connected in general subjective and objective factors of development are compared with possibility to use to citizens the influence on the international relations; the intrinsic characteristic of the maintenance of the positive mechanism of participation of citizens in management of interstate affairs is given; directions of updating of legal maintenance of participation of citizens in management of interstate affairs are offered; General characteristics to innovative tendencies of development правоотношений are defined, developing in the course of realization by citizens of the right to participation in management of interstate affairs recognizing that the right should establish and regulate, instead of forbid the objective, really demanded activity uniting links of a civil society and system of democracy, providing various interests of social and national groups, co-coordinating them with interests of citizens and the states.

Текст научной работы на тему «Пробелы допустимости участия граждан в управлении международными делами»

2.3. ПРОБЕЛЫ ДОПУСТИМОСТИ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В УПРАВЛЕНИИ МЕЖДУНАРОДНЫМИ ДЕЛАМИ

Широбоков Сергей Анатольевич. Должность: профессор кафедры международного и европейского права. Место работы: Пермский государственный национальный исследовательский университет. E-mail: Shirobokov-sa@perm.ru

Аннотация: В представленной статье рассматриваются проблемные положения пробелов допустимости участия граждан в управлении международными делами; анализируются принципиальные аспекты правоотношений, складывающихся между гражданами и органами государственной власти и управления отдельных государств, и межгосударственных органов; сопоставляются субъективные и объективные факторы развития правоотношений, связанных вообще с возможностью использовать гражданам своё влияние на международные отношения; даётся сущностная характеристика содержания позитивного механизма участия граждан в управлении межгосударственными делами; предлагаются направления обновления правового обеспечения участия граждан в управлении межгосударственными делами; определяются общие характеристики новационным и инновационным тенденциям развития правоотношений, складывающихся в процессе реализации гражданами права на участие в управлении межгосударственными делами исходя из того, что право должно устанавливать и регулировать, а не запрещать объективную, действительно востребованную деятельность, объединяющую звенья гражданского общества и системы демократии, обеспечивая различные интересы социальных и национальных групп, согласовывая их с интересами граждан и государства.

Ключевые слова: международные отношения, конституционные принципы участия граждан в управлении межгосударственных дел, принципы демократии, субъективные и объективные права, позитивное право, правовое регулирование участия граждан в управлении межгосударственными делами, правовые новации и инновации.

BLANKS OF THE ADMISSIBILITY OF PARTICIPATION OF CITIZENS IN MANAGEMENT OF THE INTERNATIONAL AFFAIRS

Shirobokov Sergey Anatolevich. Position: professor at international and European law chair. Place of employment: Perm state national research university. E-mail: Shirobokov-sa@perm.ru

Annotation: In presented article problem positions of blanks of an admissibility of participation of citizens in management of the international affairs are considered; basic aspects правоотношений, developing between citizens and state governing bodies of the separate states, and interstate bodies are analyzed; правоотношений, connected in general subjective and objective factors of development are compared with possibility to use to citizens the influence on the international relations; the intrinsic characteristic of the maintenance of the positive mechanism of participation of citizens in management of interstate affairs is given; directions of updating of legal maintenance of participation of citizens in management of

interstate affairs are offered; General characteristics to innovative tendencies of development правоотношений are defined, developing in the course of realization by citizens of the right to participation in management of interstate affairs recognizing that the right should establish and regulate, instead of forbid the objective, really demanded activity uniting links of a civil society and system of democracy, providing various interests of social and national groups, co-coordinating them with interests of citizens and the states. Keywords: the international relations, the constitutional principles of participation of citizens in management of interstate affairs, democracy principles, the subjective and objective rights, a positive law, legal regulation of participation of citizens in management of interstate affairs, legal innovations and innovations.

Проблема участия граждан в управлении международными делами своих государств во многом зависит от отношения к данному процессу органов государственной власти. Международные обязательства государств содержат требование от высших должностных лиц страны добиваться большей открытости политических процессов, создавая условия для подлинного участия в них всех граждан. Так региональный контекст данной позиции в европейских странах выражает стремление руководителей государств совершенствовать воспитание граждан в духе демократии, основанное на осознании ими своих прав и обязанностей, расширять их участие в жизни гражданского общества. Они призваны участвовать в борьбе против всех форм нетерпимости, в строительстве европейского общества на основе общих ценностей.

Отдельно рассматривается и положение, при котором граждане могут привлекаться к процессу международного сотрудничества, а государства должны этому способствовать. Это происходит, в частности, при проведении научных исследований, участии в международных программах, поощрении сотрудничества специалистов из разных стран. Наиболее важные и актуальные международные проблемы предполагают непосредственное вмешательство не только государств, но и самого населения. Например, экологические вопросы. Каждый человек должен иметь доступ к информации, касающейся среды обитания, включая, так называемые неблагоприятные и опасные материалы.

Государства не должны забывать о своих обязательствах по отношению к гражданам, принадлежащим к национальным меньшинствам, их праве на участие в общественной и государственной жизни, в решении вопросов, касающихся защиты их интересов на региональном уровне.

Напомним, что и нетрудоспособные лица должны иметь право на независимость, социальную интеграцию и участие в жизни общества.

Само участие в управлении делами государства должно предполагать возможность участия индивида в межгосударственных отношениях в различных организационно-правовых формах. Разумеется, подобный подход потребует качественного подбора участвующих лиц. Например, в состав Комитета по правам человека должны входить не только лица, являющиеся гражданами участвующих в Пакте государств, но и обладающие высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области прав человека. Данные положения носят декларативный характер, тем не менее, обязывают государственные органы

способствовать процессу участия граждан в управлении делами государства.

Основополагающим аспектом определения участия граждан в управлении межгосударственными делами, на наш взгляд, должно быть заинтересованное взаимодействие индивида и государства выраженное в стимулировании непосредственного персонифицированного участия граждан в данном процессе.

В зарубежных странах, помимо наличия права участия граждан в управлении делами государств, устанавливаются дополнительно возможности этого участия, что предполагает наличие или создание определённых государственных юридических гарантий и объективных условий. Право может быть установлено чисто формально, а наличие возможностей реализации данного права - это, скорее всего, более реальная категория. Право может быть равным для всех, но возможностями обладают не все. Правовой статус индивида во многом определяет его положение в обществе и государстве, его отношения с другими людьми. Это положение устанавливает некое юридическое равенство, однако не всегда это является решающим фактором. Люди не равны по своим физическим и психическим возможностям и в этом отношении никакое право не в состоянии уравнять их. Кроме того, в любом обществе существует социальная дифференциация, так как уровень жизни не просто неодинаков, а катастрофически различен. Социальное равенство на данном этапе развития государств невозможно, и в обозримом будущем неосуществимо. Это означает, что теоретически индивид может в любое удобное для себя время использовать своё право, а вот действительно реализовать это право он может тогда, когда для этого появятся объективные возможности.

Сами возможности могут устанавливать пределы гарантированности права, так как признание и защита прав и свобод не означают вседозволенности, возможности индивида совершать абсолютно любые поступки, не считаясь с интересами других людей, общества в целом. Отсюда возникает потребность введения определенных границ осуществления прав и свобод, в том числе и основных прав. Возможности индивида находятся в определённой динамике, что может способствовать оптимальному развитию участия гражданина в различных процессах развития государства.

Участие граждан в управлении делами государств -это категория политических прав личности, включая осуществление государственной власти. Данное право участия граждан в управлении делами государств комплексное право, от которого производны все остальные политические права. Последние дополняют, развивают и конкретизируют основополагающее право и, на наш взгляд, одновременно являются гарантиями его реализации.

Не исключается ситуация, когда отсутствуют правовые предписания той или иной деятельности по управлению делами государств. В этом случае необходимо придерживаться позиции, при которой неопределенность правового регулирования не тождественна правовому запрету. Напротив, установление запрета, представляющего собой разновидность ограничения права, само по себе есть не что иное, как констатация совершенно определенного правового регулирования, ограничивающего свободу индивида путем исключения для него правовой возможности осуществлять некоторую деятельность. В связи с этим решение вопросов о наличии правовой неопределенности, с одной

стороны, и запрета - с другой, предполагает использование принципиально разной методологии правового анализа.

Международно-правовое установление участия личности в управлении делами государств за рубежом можно рассмотреть в нескольких аспектах: фактическое участие граждан в управлении делами общества; как правовой принцип при реализации деятельности, связанной с участием в управлении делами государств; как наличие функции или направления деятельности непосредственного участия граждан в управлении делами государств; как возможность участия в формировании международных органов; как наличие возможности у населения предлагать или выдвигать кандидатуры на замещение должностей в международных органах; наличие правовых критериев или цензов для предлагаемых кандидатов на участие в управлении делами государств и т.д.

Формирование и содержание международноправового установления участия личности в управлении делами государств происходит под воздействием многих объективных и субъективных факторов. Выделяя право участия в управлении обществом и государством среди политических прав, свобод и обязанностей следует отметить, что это право общего характера, и в таком виде формулируется в конституциях зарубежных стран крайне редко.

Анализируя международно-правовое выражение участия граждан в управлении делами государств, необходимо обратить особое внимание на структурнологическое формулирование данного права. В этом направлении отмечается некоторая разбросанность отдельных положений по тексту международных соглашений.

К наиболее существенным факторам, влияющим на возможность участия в управлении делами государств, отнесем следующие: уровень зависимости государств от деятельности международных организаций; географическое расположение государства; форму государственного, территориального и политического устройства; национальные, конфессиональные, идеологические иные традиции и обычаи; историческое развитие территории; экономический, административно-функциональный и политикотерриториальный регионализм.

Детализация в изучении международно-правовых источников требуется для понимания смысла самого понятия международного права участия граждан в управлении международными делами. Отсутствие конкретизации в правовом регулировании процесса участия граждан в управлении делами государств приводит к тому, что государственный аппарат начинает функционировать, абсолютно отчуждаясь от населения. Подобные явления характерны для всех государств мира. Данная ситуация противоречит принципу демократии и приводит к тем социальным проблемам, которые могут дестабилизировать государственную форму и привести к международному политическому кризису.

На современном этапе развития государственной формы как высшей политической организации территории требуется кардинальное изменение паритетов развития организационно-правового оформления управления государством.

Анализируя определённое соотношение взаимодействия человека и государства в зарубежных демократических странах необходимо несколько отойти от общепринятой догматической теории рассмотрения наи-

более экономически развитых государств. Существующие новейшие оценочные критерии предлагают несколько иные базовые параметры. Традиционно, для рассмотрения, в конституционном праве зарубежных стран использовался конституционно-правовой материал таких государств как Соединённые Штаты Америки, Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Германии, Франции, Италии, Японии, Китая, Индии, и т.д. По имеющимся данным ранее рассматриваемые государства не всегда занимают лидирующие позиции в мире, когда речь идёт о взаимоотношениях с гражданами. Нами предлагается новая концепция рассмотрения взаимодействия человека и государства. Наиболее важными оценочными критериями предполагаются следующие: динамика изменения количественного состава населения государств; индекс развития человеческого потенциала; уровень жизни населения в государстве; продолжительность жизни людей в государстве; реальность правовых возможностей.

В процессе формирования и развития современного гражданского общества в мировом измерении требуется определённая коррекция в понимании вопроса участия в данном процессе личности. Активизация данной деятельности требуется потому, что инертность и пассивность населения не способствуют развитию, прежде всего самой личности. Творческий потенциал личности во взаимоотношениях с государственной формой должен быть реализован во всех направлениях деятельности общества. Более того, современное функционирование власти практически осуществляется подобно производственному менеджменту.

Необходимо определить параметры рассматриваемой концепции, так как она систематизирует характеристики в определённой последовательности. Допускается многовариантность решения; установление базовых или начальных категорий взаимодействия; преемственность новых демократических форм или полная реновация; возможность произвольных организационных форм, допускающихся к участию в общем процессе демократического развития; возможность взаимодействия общественной формы и государства, а также оценочные категории ограничений и запретов демократических форм.

Отметим, что учет всех составляющих позиций способствует тому, чтобы сам процесс стал системообразующим, где международная норма направляет и определяет перспективу деятельности. Как правило, регулирование международных дел реализуется в последующих правовых актах с обоснованием процедуры, в том числе и посредством установления целей и задач. Но при этом должна быть чёткая связь не только инкорпорированного, но и смыслового направления между ними. Прямое действие международного установления правовых положений заключается в том, что последующие правовые акты призваны раскрывать содержание данного правового акта, расширяя его целевое и смысловое значение. В рамках поставленных задач использование современных подходов для установления процесса преобразования международной нормы в реально действующее право становится насущной необходимостью. Усеченный, выхолощенный отбор содержания, форм, методов, объемов информации международно-правового регулирования дезориентирует личность в ее понимании своего подлинного места в обществе. И наоборот, целенаправленные изменения, гарантирующие социальную стабильность,

поиск и внедрение в правоприменительный процесс оптимальных методик и программ, их творческое переосмысление позволят наполнить новым содержанием уже имеющиеся формы взаимодействия и сформировать предпосылки к творческому поиску самим населением разумных и рациональных форм участия в управлении международными делами государств.

Реализация прав личности в международных отношениях посредством участия в управлении межгосударственными делами в различных организационноправовых формах потребует от неё не только знания своих правовых возможностей и ограничений, но и умения их правильно осуществлять. Организационные формы участия личности в управлении международными делами государств должны иметь правовую основу, быть ориентированы на международные принципы демократии и принципы гражданского общества в различных государствах. Не умаляя значения этих правильных и справедливых положений, автор позволит себе отметить, что все эти новационные подходы невозможны без инициативного и заинтересованного участия личности, так как только человек способен обеспечить своё благополучие, используя при этом свои интеллектуальные способности, социальные навыки, реальные возможности реализовать свои права в управлении международными делами государств.

Список литературы:

1. Богданова Н.А. Система науки конституционного права. - М.: Юристъ, 2001. - 256 с.

2. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. - М.: Норма, 2008. - 448 с.

3. Кучинский В.А. Личность, свобода, право. - М., 1978. - 208 с.

4. Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. - М.: Юридическая литература, 1991. -289 с.

5. Широбоков С.А Конституционно-правовые аспекты участия граждан в управлении делами государства в Российской Федерации. - Пермь, 2011.

- 396 с.

6. Широбоков С.А. Участие граждан в управлении делами государства в Российской Федерации (конституционно-правовое исследование). - Пермь, 2010.

- 524 с.

7. Шувалов И.И. Проблема эффективности правотворчества в свете современной политико-правовой теории управления обществом // Журнал российского права. - 2005. - № 4.

8. Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. - М.: Норма, 2007. - 384 с.

Literature list:

1. Bogdanova N.A. The system of a constitutional law science. - М: Юристъ, 2001. - 256 P.

2. Vitruk N.V. The general the theory of a legal status of the person. - М: Norm, 2008. - 448 P.

3. Kuchinsky V.A. The person, freedom, the right. - М, 1978. - 208 P.

4. Mjullerson R. A. Human rights: ideas, norms, a reality. - М: Legal literature, 1991. - 289 P.

5. Shirobokov S.A. Constitution-legal aspects of participation of citizens in a state administrative office in the Russian Federation. - Perm, 2011. - 396 P.

6. Shirobokov S.A. The participation of citizens in a state administrative office in the Russian Federation (constitution-legal research). - Perm, 2010. - 524 P.

7. Shuvalov I.I. The problem of efficiency правотворчества in the light of the modern politico-legal theory of management of a society//Magazine of the Russian right. - 2005. - № 4.

8. Abzeev B.S. The person and the state in Russia: mutual responsibility and the constitutional duties. - М: Norm, 2007. - 384 P.

Рецензия

на статью доктора юридических наук, доцента Широ-бокова С.А. «Пробелы допустимости участия граждан в управлении международными делами».

В представленной статье, на основании анализа главных и отраслевых международных и конституционных принципов, обосновывается важная проблема использования права граждан на управление межгосударственными делами. Актуальность, рассматриваемых автором вопросов определяется тем, что современная ситуация международных отношений требует наиболее рационального и полного использования общественного потенциала государственной формы и личности. Необходимость установления и обеспечения права граждан на участие в управлении межгосударственными делами требует своего изучения и дальнейшего совершенствования, но правовая база обеспечения данной деятельности несколько отстаёт и не соответствует современным требованиям. Многочисленные недостатки в работе органов межгосударственных организационных форм, требуют не только проведения правовых и административных реформ, но также и нового подхода в привлечении к данному процессу граждан государств.

В работе нашел отражение опыт зарубежных стран, где помимо права участия граждан в управлении делами государств устанавливаются дополнительные возможности этого участия, что в свою очередь, предполагает наличие объективных условий и определённых государственных юридических гарантий их осуществления.

Автор достаточно чётко определяет суть проблемы, выделяет наиболее спорные моменты, требующие общественной дискуссии. Статья Широбокова С.А. «Пробелы допустимости участия граждан в управлении международными делами» рекомендуется к опубликованию в журнале «Пробелы в российском законодательстве».

Профессор кафедры философии и биоэтики ПГМА им. Е.А. Вагнера, доктор исторических наук, профессор Лошакова И.Л.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.