Научная статья на тему 'Конституционно-правовое регулирование процесса участия граждан в управлении делами государства на примере государств Карибского бассейна'

Конституционно-правовое регулирование процесса участия граждан в управлении делами государства на примере государств Карибского бассейна Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
285
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА / ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА / ДОСТУПНОСТЬ УЧАСТИЯ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кашин Павел Валерьевич

В статье рассматриваются правовые аспекты участия граждан в управлении делами государства в странах Карибского бассейна. Определяются отдельные особенности конституционно-правового регулирования процесса участия граждан в государствах данного региона. Анализируются конституционные новеллы, устанавливающие права граждан на участие в решении государственных вопросов в странах Карибского бассейна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL AND LEGAL MANAGING CITIZEN PARTICIPATION IN MANAGING STATE AFFAIRS BY THE EXAMPLE OF THE CARIBBEAN

This article deals with the legal aspects of citizen participation in the affairs of the state in the Caribbean. Determined by the individual features of the constitutional and legal regulation of the participation of citizens in the countries of the region. Analyzes the constitutional novels, establishing the right of citizens to participate in public affairs in the Caribbean.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовое регулирование процесса участия граждан в управлении делами государства на примере государств Карибского бассейна»

1.4. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВ КАРИБСКОГО БАССЕЙНА

Кашин Павел Валерьевич, аспирант. Место учебы: Пермский государственный национальный исследовательский университет. Подразделение: кафедра конституционного и финансового права. E-mail: kachinpacha17@rambler.ru

Аннотация: В статье рассматриваются правовые аспекты участия граждан в управлении делами государства в странах Карибского бассейна. Определяются отдельные особенности конституционно-правового регулирования процесса участия граждан в государствах данного региона. Анализируются конституционные новеллы, устанавливающие права граждан на участие в решении государственных вопросов в странах Карибского бассейна.

Ключевые слова: участие граждан в управлении делами государства, конституционные принципы, государственная служба, избирательные права, гражданские права, доступность участия в управлении делами государства.

CONSTITUTIONAL AND LEGAL MANAGING CITIZEN PARTICIPATION IN MANAGING STATE AFFAIRS BY THE EXAMPLE OF THE CARIBBEAN

Kashin Paul Valerevich, postgraduate student. Place of study: Perm State National Research University. Department: constitutional and financial law chair. E-mail: kachinpachal 7@rambler.ru

Annotation: This article deals with the legal aspects of citizen participation in the affairs of the state in the Caribbean. Determined by the individual features of the constitutional and legal regulation of the participation of citizens in the countries of the region. Analyzes the constitutional novels, establishing the right of citizens to participate in public affairs in the Caribbean.

Keywords: citizen participation in managing state affairs, constitutional principles, public service, voting rights, civil rights, access to participate in managing state affairs.

Обращение к практике использования гражданами своего права на участие в управлении делами государства в различных странах обосновано расширением форм демократических преобразований отдельных территорий. Акты гражданского недовольства, возникающие на современном этапе развития общества, необходимо связывать не только с определёнными экономическими и политическими проблемами, но и в первую очередь с тем каким образом организуется процесс задействования граждан в сферу решения вопросов государственного значения. Как правило, участие граждан в управлении делами государства ограничивается тремя направлениями: участие в избирательной системе; осуществление государственной службы; участие в отправлении правосудия. Серьёзные научные исследования ведущих специалистов данной тематики доказывают формализм такого подхода, а также абсурдность фактического отстранения

огромной части граждан страны от решения государственных и общественных дел.

Обращение к опыту зарубежных стран, имеющих различные условия, способствующие или препятствующие развитию государственной формы, свидетельствует не только об объективном интересе со стороны граждан, но и желании улучшить условия своего существования с использованием возможностей государственных органов власти и управления. В какой бы части света не находилось то или другое государство, в любом случае, можно найти общие правовые характеристики участия граждан в управлении делами государства.1 В то же время имеется и ряд аспектов отличающих эти процессы. Требуется не только проанализировать целесообразность использования различных правовых механизмов, регулирующих процессы участия граждан в управлении делами государства в различных регионах и государствах, но также определить необходимость и возможности применения наиболее удачных моделей в условиях иных государств, где существуют явные общественные противоречия, приводящие к вооружённому противостоянию. Сегодняшние внутригосударственные конфликты являются ярким примером отсутствия заинтересованности органов государства в процессе массового привлечения граждан государства к управлению делами государства. Как следствие формирование различных кризисных ситуаций, сводящих на нет все предшествующие достижения поступательного общественного развития.

Государства региона Карибского бассейна представляют, в большинстве своём, бывшие колонии Великобритании, Франции, Испании и Нидерландов. Это означает, что в основном конституционное право данных государств имплементировалось, инкорпорировалось, трансформировалось, формировалось и развивается под влиянием правовых моделей бывших государств метрополий. В то же время все государства региона имеют свои конституции.

Обращаем внимание на тот факт, что приобретение независимости, формирование действующих государственных моделей и конституционно-правовое регулирование участия граждан в управлении делами государства происходило под влиянием различных объективных и субъективных обстоятельств. В качестве таковых следует рассматривать: военные перевороты; политическое насилие; гражданские войны; смену принадлежности к тому или иному государству; природные катаклизмы. Спецификой является и тот факт, что большинство государств островные. Исключение составляют Белиз, Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Сальвадор, Панама.

Многие параметры развития государственных форм, рассматриваемых стран, далеки от необходимых, требуемых и желаемых. Необходимо рассматривать те конституционные положения, которые способствуют изменениям государственного управления к лучшему, в направлении участия и использования возможностей и потенциала личности. Нужно оговориться о том, что не все конституции и конституционные новеллы могут быть рассмотрены в силу их незначительности или отсутствия должных публикаций.

1 Вохмянин Д.В. Понятие универсологии. //Пробелы в российском законодательстве. 2012. № 1. Стр. 29.

2 Широбоков С.А. Конституционно-правовая модернизация и использование инновационных конституционно-правовых технологий как условие дальнейшего развития взаимодействия личности и государства //«Чёрные дыры» в Российском Законодательстве. 2008. № 2. Стр. 18.

Установление участия граждан в управлении делами государства в регионе строится по определённым конституционным принципам.

Конституционно, цель участия личности в управлении делами государства должна быть провозглашена определённым образом. Например, в Пуэрто-Рико -демократическая система правительства такова, что желание людей является источником общественной власти, политический заказ зависит от прав человека, установлено свободное участие гражданина в коллективных решениях. Люди и правительство государства должны сделать все для расширения системы производства, установить справедливое распределение экономической продукции, достичь максимального сотрудничества между индивидом и коллективом со-трудничеством.3

В отдельных конституциях государств отсутствует установление права непосредственного участия граждан в управлении делами. Но в положениях конституции, в частности в преамбуле, чётко обозначается позиция государства по этому вопросу. Например, в Антигуа и Барбуда все люди могут играть определённую роль в национальной жизни. Вмешательство властей в общественную жизнь возможно лишь в случаях защиты общественного порядка, общественной этики, прав и свобод, или ограничения деятельности чиновников в исполнении их функций.4

Участие личности в управлении делами государства в регионе имеет конституционные гарантии. Например, в Гватемале является наказуемым всякое действие, которое мешает или ставит ограничения участию граждан в политической жизни страны, пользованию правами и выполнению гражданских обязанностей, за исключением ограничений, предусмотренных конституцией.5

Участие личности в управлении делами государства в регионе традиционно связано с конституционными принципами гражданства. Возможность участия личности во взаимодействии с государством в данном регионе реализуется при условии наличия гражданства, гражданских прав, определённого возраста или из принадлежности к полу. Например, в Коста-Рике под гражданством - понимается совокупность политических прав и обязанностей, принадлежащих гражданам мужского и женского пола старше двадцати лет. В Никарагуа гражданскими правами пользуются люди обоего пола, старше двадцати одного года, или люди, имеющие более восемнадцати лет, но умеющие читать и писать, или уже состоящие в браке, а также лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, но имеющие академический диплом.7 На Кубе избирательное право может быть обретено и с шестнадцати лет.

3 Конституция Пуэрто-Рико. [Электронный ресурс]: http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_constitutions /constit/puerto-r/puerto-e.htm (дата обращения: 12.01.2015).

4 Конституция Антигуа и Барбуда. [Электронный ресурс]: http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_constitutions /constit/antigua/antigu-e.htm (дата обращения: 14.01.2015).

5 Конституция Гватемалы. [Электронный ресурс]: http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_constitutions /constit/guatemal/guatem-s.htm (дата обращения: 7.01.2015).

6 Конституция Коста-Рике. [Электронный ресурс]: http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_constitutions /constit/costrica/costar-r.htm (дата обращения: 11.01.2015).

7 Конституция Никарагуа. [Электронный ресурс]:

http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_constitutions

/constit/nicarag/nicara-r.htm (дата обращения: 10.01.2015).

В отдельных конституциях региона особо оговаривается пригодность женщин для занятия всех гражданских должностей в государственной администрации, однако, закон регулирует ряд условий, по которым женщины определённое время должны быть подчинены семье, например на Гаити.8 В Гватемале женщины могут быть гражданками, если они старше восемнадцати лет и при этом умеют читать и писать, а для мужчин образовательный ценз не устанавливается. В Никарагуа, женщины, по Конституции, лишь могут, а не имеют право, избираться или назначаться на публичную должность, за исключением случаев, точно установленных Конституцией. В Гондурасе допускается такая ситуация, когда гражданами могут быть только мужчины старше двадцати одного года, или женатые мужчины старше восемнадцати лет, а также все мужчины старше восемнадцати лет, умеющие читать и пи-сать.9

Иностранцы могут пользоваться всеми гражданскими правами наравне с собственными гражданами, но с ограничениями, установленными законом. Например, в Гондурасе они не могут занимать государственные должности или посты, включая те, которые связаны с отправлением различных существующих в стране религиозных культов под угрозой изгнания, однако, могут работать в области просвещения и искусства, или в любой другой области, которая не является для них запрещённой. В отдельных республиках, в соответствии с конституцией, иностранцам запрещено вмешиваться прямо или косвенно в политические дела страны. За нарушение указанного положения, вне зависимости от иной ответственности, они могут быть высланы без предварительного суда решением президента республики. Исключение составляют случаи, когда иностранец (иностранка) состоит в браке с лицом, имеющим никарагуанское гражданство, а также, если у него есть законные или незаконные дети от матери никарагуанки, признанные им до совершения действия, за которое он должен понести наказание. Иностранцы могут занимать публичные должности в ведомстве социального обеспечения, а также в тех ведомствах, где требуется специальные технические знания, при условии, что эти должности не наделяют лиц, их исполняющих, властью или юрисдикцией, например в Никарагуа. Спецификой государства может являться тот факт, что гражданство может быть признанным и применимым к гражданам государств Британского содружества наций, например Тринидад и Тобаго.10

Утрата гражданства напрямую связана с прекращением взаимодействия личности и государства. В конституции прописано детальное перечисление оснований для приостановления гражданских прав, например в Никарагуа. Они имеют достаточно принципиальные отличия от общепринятых оснований: при присуждении к тяжкому телесному наказанию; при объявлении несостоятельным должником; при бродяжничестве или хроническом пьянстве; при выполнении на территории государства служебных обязанностей в интересах дру-

8 Конституция Гаити. [Электронный ресурс]: http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_constitutions /constit/haiti/haiti--e.htm (дата обращения: 19.01.2015).

9 Конституция Гондураса. [Электронный ресурс]: http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_constitutions /constit/honduras/hondur-r.htm (дата обращения: 20.01.2015).

10 Конституция Тринидада и Тобаго. [Электронный ресурс]: http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_constitutions /constit/trinidad/trntbg-e.htm (дата обращения: 19.01.2015).

гого государства без надлежащего на то разрешения; при совершении в процессе выборов насильственных действий, принуждения, подкупа или обмана, а также при агитации за воздержание от голосования или при открытом одобрении такого воздержания; при проявлении неблагодарности к родителям или несправедливом оставлении родителями своих малолетних детей, законных или внебрачных, но признанных; при предоставлении помощи другому государству или иностранцу, в ущерб интересов собственного государства.

Участие личности в управлении делами государства должно быть обеспечено конституционными правами, свободами и обязанностями. Основными правами гражданина является возможность пользоваться избирательным правом и занимать в соответствии с законом государственные должности. Возможны конституционные запреты активного избирательного права в случае нахождения лица на действительной службе в армии или на службе в полиции. Важным обстоятельством участия граждан в управлении делами государства является положение о том, что участие в голосовании является общественной обязанностью, отказ от которой невозможен, например, в Гондурасе. Или в Коста-Рике избирательное право является первостепенной гражданской функцией и осуществляется перед избирательными хунтами прямым и тайным голосованием граждан, внесённых в списки гражданской регистрации. В конституции может иметься достаточно полный перечень гражданских (политических) обязанностей: регистрироваться в избирательных списках; голосовать на народных выборах; занимать официальные должности, за исключением случаев, когда закон от них освобождает. Закон регламентирует эти обязанности и определяет наказание за их нарушение, например в Никарагуа.

Участие личности в управлении делами государства должно рассматриваться с позиции конституционных установлений в доступности к государственной и общественной службе. В конституциях государств, как правило, имеется установление, что каждый гражданин независимо от цвета кожи, пола или религии имеет право принимать активное участие в управлении своей страной, занимать общественные посты, получать назначение на государственную должность, причём доступность государственной службы состоит в том, что назначения, сроки и условия службы свободны от каких-либо привилегий, милостей или дискриминации, например, в Гаити. Возможность непосредственного участия населения в управлении делами государства, а также доступность к государственной службе устанавливается правом. При этом органы власти, осуществляя дисциплинарный контроль над объединениями общественных чиновников и их действиями, должны быть, наделены таким правом. Либо эти действия свершает специальный орган, например, комиссия социального обслуживания, создаваемая для каждого конкретного случая. Особое влияние на данную деятельность может оказывать непосредственно высший руководитель - Генерал губернатор, который по условиям конституции может давать инструкции по любому вопросу, касающемуся: формулировки схем вербовки к коммунальному обслуживанию; определения кодекса поведения для общественных чиновников; установления зарплат и привилегий; определения принципов, управляющих поощрением и повышением общественных чиновников; гарантий служащим; установления условий смещения или отставки общественных чиновников, включая, процеду-

ры их сопровождающие; управления и контроля коммунального обслуживания, например в Белизе.11 В Барбадосе те же самые действия возможны по согласованию, или предварительной консультации с иными государственными или общественными органами.12

Особо следует выделить закрепление в конституциях Кодекса поведения общественных чиновников. Основными принципами данного Кодекса являются: запрет злоупотребления служебным положением; запрет постановки под угрозу справедливого осуществления публичных или государственных функций и обязанностей; использование своей деятельности для частной выгоды; подвергать сомнению или опасности целостность государства; проявлять неуважение или недоверие правительству, например в Белизе.

Следует отметить, что по большинству конституций устанавливается, что должностные лица являются не обладателями, а лишь хранителями власти, ответственными за свою служебную деятельность, подчинёнными закону и никогда не стоящими выше его, например в Гватемале. В Гондурасе государственные должностные лица не должны иметь иных полномочий, кроме как установленных законом. В Коста-Рике государственные служащие являются простыми представителями власти и не могут присваивать себе прав, которые закон им не предоставляет. Они обязаны приносить присягу в соблюдении и исполнении Конституции и законов. В Тринидаде и Тобаго участвуя в управлении, человек занимает пост в коммунальном обслуживании не для своего блага (получение пенсии, пособия), а для общественного. В Пуэрто-Рико служащий в качестве своих обязанностей должен рассматривать достижение свободы каждым гражданином.

Для полноценного обеспечения участия личности в управлении делами государства конституциями стран данного региона могут устанавливаться или учреждаться органы, организации и должностные лица, призванные этому способствовать. Также необходимо отметить, что в большинстве государств данного региона конституциями предусмотрено создание дополнительных органов государства, должностных лиц, а также общественных органов для управления общественными делами. К ним относятся: Комиссия коммунального обслуживания, Директор ревизии, Апелляционный совет Коммунального обслуживания, Лидер оппозиции, Обучающая комиссия обслуживания, Судебная и Юридическая комиссии обслуживания, Полицейская комиссия обслуживания, Посредник по жалобам. На Кубе государственные функции могут непосредственно осуществлять массовые общественные организации. Местные Ассамблеи народной власти для осуществления своих функций опираются на инициативу и широкое участие населения, а также действуют в тесном сотрудничестве с массовыми общественными организациями. Народные массы имеют право контролировать деятельность государственных органов, депутатов, делегатов и должностных лиц.13

Учитывая вышеизложенное можно сделать выводы о том, что наряду с общими чертами конституционно-

11 Конституция Белиза. [Электронный ресурс]: http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_constitutions /constit/belize/belize-e.htm (дата обращения: 22.01.2015).

12 Конституция Барбадоса. [Электронный ресурс]: http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_constitutions /constit/barbados/barbds-e.htm (дата обращения: 23.01.2015).

13 Конституция Кубы. [Электронный ресурс]: http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_constitutions /constit/cuba/cuba—s.htm (дата обращения: 23.01.2015).

правового регулирования участия граждан в управлении делами государства, в государствах Карибского бассейна существуют свои специфические особенности. Что доказывает необходимость не только ознакомиться с этим юридическим институтом, но и рассмотреть возможность перенять соответствующий опыт государственного регулирования общественных отношений.

Список литературы:

1. Конституция Антигуа и Барбуда. [Электронный ресурс]: http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/ world_constitutions/constit/antigua/antigu-e.htm (дата обращения: 14.01.2015).

2. Конституция Барбадоса. [Электронный ресурс]: http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_c onstitutions/constit/barbados/barbds-e.htm (дата обращения: 23.01.2015).

3. Конституция Белиза. [Электронный ресурс]: http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_c onstitutions/constit/belize/belize-e.htm (дата обращения: 22.01.2015).

4. Конституция Гаити. [Электронный ресурс]: http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_c onstitutions/constit/haiti/haiti--e.htm (дата обращения: 19.01.2015).

5. Конституция Гватемалы. [Электронный ресурс]: http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_c onstitutions/constit/guatemal/guatem-s.htm (дата обращения: 7.01.2015).

6. Конституция Гондураса. [Электронный ресурс]: http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_c onstitutions/constit/honduras/hondur-r.htm (дата обращения: 20.01.2015).

7. Конституция Коста-Рике. [Электронный ресурс]: http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_c onstitutions/constit/costrica/costar-r.htm (дата обращения: 11.01.2015).

8. Конституция Кубы. [Электронный ресурс]: http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_c onstitutions/constit/cuba/cuba—s.htm (дата обращения: 23.01.2015).

9. Конституция Никарагуа. [Электронный ресурс]: http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_c onstitutions/constit/nicarag/nicara-r.htm (дата обращения: 10.01.2015).

10. Конституция Пуэрто-Рико. [Электронный ресурс]: http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_c onstitutions/constit/puerto-r/puerto-e.htm (дата обращения: 12.01.2015).

11. Конституция Тринидада и Тобаго. [Электронный ресурс]: http://www.concourt.am/armenian/legal_resour-ces/world_constitutions/constit/trinidad/trntbg-e.htm (дата обращения: 19.01.2015).

12. Вохмянин Д.В. Понятие универсологии. //Пробелы в российском законодательстве. 2012. № 1. Стр. 29.

13. Широбоков С.А. Конституционно-правовая модернизация и использование инновационных конституционно-правовых технологий как условие дальнейшего развития взаимодействия личности и государства //«Чёрные дыры» в Российском Законодательстве. 2008. № 2. Стр. 18.

Рецензия

на статью Кашина П.В. «Конституционно-правовое регулирование процесса участия граждан в управлении делами государства на примере государств Карибского бассейна».

Представленная на рецензию статья представляет собой интересное авторское исследование научного направления такого юридического института как участие граждан в управлении делами государства. Автор достаточно грамотно и с высокой степенью профессионализма обращается к актуальной теме - процедуре участия граждан в решении дел государства. Проблематике участия граждан в управлении делами государства уделяется не заслуженно мало внимания со стороны исследователей, что, прежде всего, связано с невероятной сложностью выделения отдельных юридических категорий составляющих этот уникальный юридический институт. В статье проводится анализ не только правового обеспечения участия граждан в управлении делами отдельно взятого государства, но и даётся комплексная оценка конституционно-правового института целой группы государств, объединённых географическим регионом. Изложение содержания статьи чётко аргументированно, имеет ясную логику и понятно для широкого круга специалистов. Использование положений статьи в условиях правовой системы Российской Федерации может вызвать оживлённую дискуссию.

Отметим заинтересованное отношение автора к исследуемой теме, а также творческий подход и понимание сложнейших юридических категорий, остро требующих своего конституционно-правового решения.

Представленную статью: «Конституционно-правовое регулирование процесса участия граждан в управлении делами государства на примере государств Карибского бассейна» можно рекомендовать для опубликования в научном журнале, рекомендованном ВАК.

Научный руководитель, д.ю.н., профессор кафедры трудового и международного права Пермского государственного национального исследовательского университета Широбоков С.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.