2. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС, МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО
2.1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ГРАЖДАН НА УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ
Широбоков Сергей Анатольевич, должность: профессор кафедры трудового и международного права
Место работы: Пермский государственный национальный исследовательский университет
Аннотация: Поставленная задача: Рассмотреть и проанализировать соотношение юридических категорий «участие граждан в управлении делами государства» и «универсальность конституционных положений». Определить универсальность конституционно-правового регулирования взаимодействия гражданина и государства.
Модель: В качестве методологической основы статьи является система философских знаний, с помощью которых формулируются основные критерии требований к научным теориям, к исследованию сущности явлений общественной жизни. Методологией статьи служит общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частно-научные методы: системно-структурный, конкретно-социологический, технико-юридический, метод сравнительного анализа.
Выводы: Конституционное право граждан на участие в управлении делами государства как универсальная юридическая категория может быть использована в конституциях зарубежных стран. Взаимодействие граждан и органов государства может быть определено различными правовыми универсалиями.
Рамки исследования: В последующем научный материал статьи может быть использован в определении универсальности организационно-правовых форм участия граждан в управлении делами государства. Содержание статьи позволит определить теоретические подходы к решению важных юридических проблем реализации конституционного права граждан на участие в управлении делами государства.
Практическое значение: Исследованный материал научной статьи может быть предложен в качестве методологического для проведения дальнейшего изучения содержания и развития конституционной универсологии. С помощью теоретических подходов данной стать можно более конкретно определять проблемы универсалий в российской правовой системе.
Социальные последствия: Универсальное использование конституционного права граждан на участие в управлении делами государства в Конституциях зарубежных стран позволит более эффективно использовать государственную форму организации отдельной территории. Универсальность данного конституционного права позволит повысить степень доверия со стороны населения страны к органам государственного управления.
Оригинальность: Статья впервые раскрывает содержание юридической универсальности через конституционную норму права. Содержание статьи может быть использования для более глубокого изучения многообразия конституционного регулирования общественных отношений
Ключевые слова: Юридическая универсальность, участие граждан в управлении делами государства, уни-версологии правовых категорий, универсальность государственного управления, конституционные права граждан
CONSTITUTIONAL RIGHTS TO MANAGING STATE AFFAIRS AS A UNIVERSAL CATEGORY Л
Shirobokov Sergey A., Position: Professor of the Department of labor and international law Perm-ray State National Research University
Work place: Perm-ray State National Research University
Annotation: The objective: To review and analyze the ratio of legal categories of "participation of citizens in managing the affairs of the state" and "the universality of constitutional provisions. Determine the universality of constitutional and legal regulation of interaction between the citizen and the state.
Model: As a methodological basis of the article is a system of philosophical knowledge, by which formulated the basic criteria of the requirements for scientific theories to the study of the nature of social phenomena. Methodology article serves as a general scientific knowledge of the dialectical method and the ensuing public-scientific methods: system-structural, concrete sociological, technical and legal, method of comparative analysis. Conclusions: The constitutional right of citizens to participate in managing state affairs as a universal legal category can be used in the constitutions of other countries. Interaction between citizens and state bodies can be determined by various legal universals. Scope of the study: In the following article scientific data can be used in the definition of universality of legal forms of citizen participation in the management of state affairs. The contents of the article will identify the theoretical approaches to the solution of important legal issues of the constitutional right of citizens to participate in managing state affairs.
Practical value: Material investigated scientific article can be proposed as a methodology for further study and development of the content of the constitutional universality. With this theoretical approaches can be more specifically define the problem of universals in the Russian legal system.
Social consequences: universal use of the constitutional right of citizens to participate in managing state affairs in the constitutions of other countries will allow more effective use of the state form of organization of a separate territory. The versatility of this constitutional right will increase the level of confidence of the population to the government.
Originality: The article is the first time disclosed the content of the law through the universality of constitutional law. The content of the article can be used to learn more about the variety of constitutional regulation of social relations.
Keywords: Legal versatility, citizens' participation in councils, lenis state affairs, universal legal categories, government, the constitutional rights of citizens
В большинстве государств мира, в том числе и в Российской Федерации достаточно часто применяется использование замены правового регулирования деятельности должностных лиц на деятельность отдельного органа государственной власти или органа государственного управления. То есть происходит определённая подмена категорий исполнения определённых действий. Может быть, это было бы и не принципиально, если бы не вставал вопрос об ответственности за неправильное принятие управленческого решения или об ответственности за нарушение закона, мотивируя при этом ссылкой на важность достигаемого результата, либо на необходимость и целесообразность
Широбоков С. А.
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ГРАЖДАН НА УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ
деяния.[5, стр. 10] Широкое применение правового регулирования участия граждан в управлении делами государства, учитывая универсальность данной категории, позволяет нивелировать остроту накала общественных противоречий.
Универсальность категории права граждан на участие в управлении делами государства заключается в том, что управленческая деятельность государственного органа невозможно представить вне деятельности граждан входящих в этот орган и реализующих свой профессиональный потенциал посредством использования своих управленческих полномочий делегированных им нормативным актом, либо управленческим актом вышестоящего органа. То есть универсальность определяется не только конкретным действием отдельного гражданина, но также эта же самая деятельность реализуется группой граждан вовлечённых в управленческий процесс.
Также универсальность участия граждан в процессе управления выражается в том, что кто бы из граждан не принимал в нём участие, в любом случае должен быть наделён при этом соответствующим правом, и должен в любом случае руководствоваться единым принципом для всех управленцев, любого уровня власти и управления - принципом законности.[2, стр. 14] А учитывая то обстоятельство, что участие в управлении делами государства имеют право только граждане государства, то и для них это право также становиться универсальным, за исключением тех лиц, на которых накладываются ограничения по закону. Учитывая данные обстоятельства можно сделать промежуточный вывод о том, что сама управленческая государственная функция также является универсальной категорией. Так как ни одна форма правления никогда не откажется от принципа принуждения, заменяя его принципом убеждения, и любое государство при своём образовании сразу же будет формировать аппарат управления, используя при этом конституционное закрепление права граждан на участие в управлении делами государства, используя его в своих интересах.
В то же время следует обратить внимание на тот факт, что в рамках одной государственной формы можно сравнивать понятия стандартизации и универсализма и то не по всем критериям, а то, что касается совокупности государств, то здесь уже необходимо очень сдержанно относиться к слиянию этих категорий, так одни и те же правовые институты (институт государственной власти, институт государственного управления, институт главы государства и т.д.) не могут быть определены по одним и тем же критериям, так как историческое развитие, экономические возможности и иные факторы не позволяют стандартизировать государственные формы. Даже в чём-то сходные по конституционному регулированию страны имеют совершенно различные управленческие модели.
Свойственные универсализму обобщённые правовые категории можно определить в оценке качества государственной формы организации отдельной территории. Существующие новейшие оценочные критерии предлагают следующие базовые параметры. Традиционно, для рассмотрения, в конституционном праве зарубежных стран использовался конституционно-правовой материал таких государств как Соединённые Штаты Америки, Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Германии, Франции, Италии, Японии, Китая, Польши, Бразилии, Казахста-
на. С учётом особенностей и специфики универсализма может быть предложена новая концепция, исходя из специфики рассматриваемых проблем, соотношения человеческого потенциала в условия взаимодействия человека и государства. По имеющимся данным ранее рассматриваемые государства не всегда занимают лидирующие позиции в мире, когда речь идёт о взаимоотношениях с гражданами. Если исходить из принципов, изначально заложенных в первых источниках демократического взаимодействия, то можно рассматривать в качестве основы следующее положение: «Мы полагаем самоочевидным те истины, что все люди созданы равными и наделены Творцом определёнными неотчуждаемыми правами, что к ним относятся жизнь, свобода, стремление к счастью, что для обеспечения этих прав среди людей учреждаются государства, черпающие свои разумные полномочия в согласии управляемых».[4, стр. 9] В этом случае наиболее важными оценочными критериями для определения участия человека в управлении делами демократического государства предполагаются следующие: динамика изменения количественного состава населения; индекс развития человеческого потенциала; уровень жизни населения; средний возраст населения государства; продолжительность жизни людей в государстве; территория государства.[6, стр. 44]
Универсализм участия граждан в управлении делами государства, с точки зрения единого понимания и применения, можно определить в том, что в само содержание конституционного права участия вкладывается следующий смысл - участие в выборах, в государственном управлении, участие в осуществлении правосудия, право на обращение и, пожалуй, что всё. Лишь в Конституциях отдельных страна можно наблюдать расширительную интерпретацию участия, выраженную как участие в политической жизни страны, решение общественных вопросов, осуществление коммунального обеспечения, управление государством и т.д.
Конституционный универсализм может также пониматься с точки зрения единого понимания содержания государственной власти с точки зрения её организации. В этом случае необходимо обратить внимание на главные конституционные принципы, которые практически в большинстве Конституций государств мира имеют одинаковое выражение с незначительными редакционными и содержательными изменениями.
Конституционный универсализм может обладать таким важным качеством как общим консерватизмом, причём с позитивной точки зрения. Государства в своём развитии проходят различные этапы, но в разные временные параметры. В этом случае наличие конституционного права на участие в управлении делами государства в одном государстве подталкивает другие государства к установлению данной категории права, так как не во всех Конституциях зарубежных стран имеются такие правовые новеллы.[3, стр. 48]
Универсологические категории можно эффективно использовать при изучении или исследовании конституционной материи, так как они позволяют определять ряд закономерностей конституционного развития и тех правовых институтов, которые составляют ядро конституционных отношений. Само понятие универсализм также комплексная категория. Применение метода и способа универсальности требует определённой авторской позиции, так как очень много смежных науч-
ных категорий, таких как подобие, аналогичность, похожесть и т.д.
С другой стороны конституционное право граждан на участие в управлении делами государства можно рассматривать как самостоятельную универсальную категорию, которая может выступать в виде конституционной гарантии, конституционного принципа. Настолько высоко значение данной категории права, что можно без сомнения говорить об его уникальности и значимости .
Необходимо определить параметры рассматриваемой концепции, так как она систематизирует характеристики и располагает их в определённой последовательности. Допускается много вариантность решения^, стр. 190 ]; установление базовых или начальных категорий взаимодействия; преемственность новых универсалий или полная реновация; возможность произвольных универсальных категорий, допускающихся к участию в общем процессе универсального развития; возможность взаимодействия отдельных универсальных категорий, а также оценочные категории универ-сологического характера. Всё это необходимо учесть для того, чтобы процесс конституционной унификации был системообразующий, где конституционная норма направляла и определяла перспективу дальнейшей деятельности, а не для формального оправдания конституционного положения несоответствующим правовым регулированием.
Как правило, конституционные положения реализуются или выражаются в последующих правовых актах посредством установления целей и задач. Но при этом должна быть определена чёткая связь, не только инкорпорированного, но и смыслового направления между ними. Прямое действие конституционных положений далеко не то, что как читается, так и понимается, а заключается в том, что последующие правовые акты призваны раскрывать её содержание, расширяя целевое и смысловое значение. В рамках поставленных задач использование современных универсальных подходов для установления процесса преобразования конституционной нормы в реально действующее право становится насущной необходимостью.
Список литературы:
1. Богданова, Н. А. Система науки конституционного права. - М.: Юристъ, 2001. - 256 с.
2. Вохмянин Д. В. Демократизм как конституционно-правовая универсалия.
// Пробелы в Российском законодательстве. 2013. № 6. С. 11-17.
3. Вохмянин Д.В. Закрепление универсальных принципов и норм в конституционном регулировании зарубежных стран: сравнительный анализ. // Пробелы в российском законодательстве. 2012. № 5. С. 47-49.
4. Общая теория прав человека. - М.: Издательство НОРМА, 1996. - 520 с.
5. Широбоков С.А. Правотворческие ошибки и взаимодействие личности и государства. //«Чёрные дыры» в Российском законодательстве. 2008. № 5. Стр. 10 - 11.
6. Широбоков С.А. Пробелы допустимости участия граждан в управлении международными делами. // Пробелы в российском законодательстве. 2012. № 5. Стр. 43 - 46.
Reference list:
1. Bogdanova N.A. System science of constitutional law. - M.: Jurist, 2001. -256p.
2. Vokhmyanin D.V. Democracy as a constitutional and legal universal. // Gaps in Russian legislation. 2013. № 6. P. 11-17.
3. Vokhmyanin D.V. Securing universal principles and norms in the constitutional regulation of foreign countries: a comparative analysis. // Gaps in Russian legislation. 2012. № 5. P. 47-49.
4. The general theory of human rights. - M.: Publishing Norma, 1996. - 520 p.
5. Shirobokov S.A. Law-making errors and the interaction of the individual and the state. // "Black Holes" in the Russian legislation. 2008. № 5. P. 10 - 11.
6. Shirobokov S.A. Spaces are allowed citizens to participate in the management of international affairs. // Gaps in Russian legislation. 2012. № 5. P. 43 - 46.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Широбокова С.А. «Конституционное право граждан на управление делами государства как универсальная категория».
Тема представленной на рецензию статьи является актуальной и востребованной. Современное содержание общественных отношений, складывающихся во взаимодействии личности и государства, в лице его органов, требует постоянного исследования и анализа. Смена принципиальных подходов в сторону приоритетности личности над абстракцией государственного управления требует новой оценки имеющегося конституционно-правового регулирования участия граждан в управлении делами государства. Более того, возникает объективная потребность использования философских подходов для более детальной характеристики исследуемых юридических категорий. Автором выбран принцип универсализма к анализу обозначенного конституционного права в условиях государственного управления в зарубежных странах. В качестве научной новизны следует отметить комплексность использования универсальных категорий в конституционном праве, а также рассмотрение самого конституционного права граждан на участие в управлении делами государства как универсальной категории. Теоретическая значимость статьи может быть определена универсальностью проблем конституционного (государственного) права, применением различных методов к исследованию проблем участия граждан, авторским сравнением компонентов стандартизации и унификации. С практической точки зрения материал научной статьи может быть использован для последующего этапа исследовательских работ как по теме конституционной уни-версологии, так и по теме конституционного регулирования права граждан на участие в управлении делами государства.
Статья ранее нигде не публиковалась, содержит авторский оригинальный материал и рекомендуется для опубликования в открытой печати в научном журнале, рекомендованном ВАК.
Доктор исторических наук, профессор
И.Л. Лошакова