Научная статья на тему 'Оценочные критерии конституционного регулирования участия граждан в управлении делами государства в зарубежных странах'

Оценочные критерии конституционного регулирования участия граждан в управлении делами государства в зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
596
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНОЧНЫЕ КРИТЕРИИ / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА / СООТНОШЕНИЕ РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА И ГОСУДАРСТВА / ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / ESTIMATED CRITERIA / THE CONSTITUTIONAL LEGAL REGULATION / PARTICIPATION OF CITIZENS IN AN ADMINISTRATIVE OFFICE OF THE STATE / A PARITY OF DEVELOPMENT OF INTERACTION OF THE PERSON AND THE STATE / AN INDEX OF DEVELOPMENT OF HUMAN POTENTIAL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фукс Василий Юрьевич

В статье рассматривается необходимость установления оценочных критериев участия граждан в управлении делами государства в зарубежных странах. В качестве базовых критериев предлагается использование не только традиционных, связанных с развитием государственной формы, но также и те, которые определяют развитие качественной составляющей государства населения. Данная детализация конституционно-правового установления требуется для понимания смысла самого понятия конституционного права участия граждан в управлении делами государства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Фукс Василий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATED CRITERIA OF THE CONSTITUTIONAL REGULATION OF PARTICIPATION OF CITIZENS IN THE ADMINISTRATIVE OFFICE OF THE STATE IN FOREIGN COUNTRIES

In clause necessity of an establishment of estimated criteria of participation of citizens for an administrative office of the state for foreign countries is considered. As base criteria use not only traditional which are connected with development of the state form, but also and such criteria which define development and a qualitative component of the state its population is offered. The given detailed elaboration of the constitutional legal establishment is required for understanding of sense of the concept of a constitutional law of participation of citizens in an administrative office of the state

Текст научной работы на тему «Оценочные критерии конституционного регулирования участия граждан в управлении делами государства в зарубежных странах»

1.3. ОЦЕНОЧНЫЕ КРИТЕРИИ КОНСТИТУЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Фукс Василий Юрьевич. Должность: заместитель начальника ОРЧ № 1 ОБЭП. Место работы: ГУВД по Пермскому краю. E-mail: FooksV@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматривается необходимость установления оценочных критериев участия граждан в управлении делами государства в зарубежных странах. В качестве базовых критериев предлагается использование не только традиционных, связанных с развитием государственной формы, но также и те, которые определяют развитие качественной составляющей государства - населения. Данная детализация конституционно-правового установления требуется для понимания смысла самого понятия конституционного права участия граждан в управлении делами государства.

Ключевые слова: оценочные критерии, конституционно-правовое регулирование, участие граждан в управлении делами государства, соотношение развития взаимодействия человека и государства, индекс развития человеческого потенциала.

ESTIMATED CRITERIA OF THE CONSTITUTIONAL REGULATION OF PARTICIPATION OF CITIZENS IN THE ADMINISTRATIVE OFFICE OF THE STATE IN FOREIGN COUNTRIES

Fuks Vasily Yurevich. Position: deputy chief of an operatively-search part on struggle against economic crimes № 1 Municipal Departments of Internal Affairs on the Perm edge. Place of employment: The Municipal Department of Internal Affairs on the Perm region. E-mail: FooksV@yandex.ru

Annotation: In clause necessity of an establishment of estimated criteria of participation of citizens for an administrative office of the state for foreign countries is considered. As base criteria use not only traditional which are connected with development of the state form, but also and such criteria which define development and a qualitative component of the state - its population is offered. The given detailed elaboration of the constitutional legal establishment is required for understanding of sense of the concept of a constitutional law of participation of citizens in an administrative office of the state.

Keywords: estimated criteria, the constitutional legal regulation, participation of citizens in an administrative office of the state, a parity of development of interaction of the person and the state, an index of development of human potential.

В динамике современной государственной формы, как высшей политической организации территории, наблюдается необходимость кардинального изменения паритетов развития организационно-правового оформления управления государством. Анализируя взаимодействие человека и государства в зарубежных демократических странах, следует несколько отойти от общепринятой догматической практики рассмотрения исключительно наиболее экономически развитых государств.

Существующие новейшие оценочные критерии участия граждан в управлении делами государства предлагают иные базовые параметры. Формирование и содержание конституционно-правового установления участия личности в управлении делами государства в зарубежных странах происходит под воздействием многих объективных и субъективных факторов. Выделяя право участия в управлении обществом и государством среди политических прав, свобод и обязанностей, Б. А. Страшун отмечает, что это право формулируется в конституциях крайне редко1. Традиционно в конституционном праве зарубежных стран использовался конституционно-правовой материал таких государств, как Соединённые Штаты Америки, Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Германии, Франции, Италии, Японии, Китая 2 Уровень развития государства оценивают по разным параметрам: внутренний валовой продукт, инфляция национальной валюты, бюджет государства, валовой национальный продукт, внешний долг государства, военные расходы, и т. д. Конечно, это важные параметры, дающие оценку государственной форме и определяющие прогноз её развития. Но, можно в качестве показателей государственной формы, определяющих перспективы её развития, использовать такие, которые определяют качество жизни людей. К таким критериям следует отнести: возраст; продолжительность жизни; уровень грамотности населения; уровни рождаемости и смертности людей; детскую и материнскую смертность; безработицу; количество людей, находящихся за чертой бедности; уровень инфицированного населения; качество жизни; структуру занятости населения; численность населения; миграцию и эмиграцию населения и т. д.

Предлагается новая концепция установления оценочных критериев, исходя из специфики рассматриваемых проблем, соотношения человеческого потенциала в условия взаимодействия человека и государства. По имеющимся данным, ранее рассматриваемые государства, не всегда занимают лидирующие позиции в мире, когда речь идёт о взаимоотношениях с гражданами. Примером этому может служить такой оценочный критерий, как индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Параметры для данного критерия таблицы выбраны не случайно, так как они отражают качество жизни в данной стране.3 Если исходить из принципов, изначально заложенных в первых источниках демократического взаимодействия, то можно рассматривать в качестве основы следующее положение: «Мы полагаем самоочевидным то, что все люди созданы равными и наделены Творцом определёнными неотчуждаемыми правами, к которым относятся жизнь, свобода, стремление к счастью».

Наиболее важными оценочными критериями для определения участия человека в управлении делами демократического государства предполагаются: динамика изменения количественного состава населения; индекс развития человеческого потенциала; уровень

1 Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: Учебник для вузов / Рук. авт. колл. и отв. ред. Б.А. Страшун. - 4-е изд., обновл. и дораб. - М.: Норма, 2005. С.187.

Учебно-методический комплекс по курсу «Конституционное (государственное) право зарубежных стран» для студентов всех форм обучения на 2007/08 - 2009/10 учебные годы / Б. А. Страшун [ и др.]. - М.: МГЮА, 2007. С 4.

3 Социальный атлас российских регионов. Методика расчёта ИРЧП: < http://atlas.socpol.rU/indexes/#methods > (дата обращения: 4.01.2011).

4 Общая теория прав человека / Е. А. Лукашева [ и др.]. - М.: Издательство НОРМА, 1996. С. 9.

УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ

Фукс В.Ю.

жизни населения; средний возраст населения государства; продолжительность жизни людей в государстве; территория государства.

Конституционно-правовые установления практически всех стран мира признают необходимость в той или иной степени участие человека в управлении делами государства. В этом можно усмотреть определенный парадокс, так как государство - абстрактная форма, которая может развиваться и сама по себе, вне какого-то бы ни было участия физических лиц. Данная ситуация, к сожалению, приводит к тому, что в государствах увеличивается число людей, которые не верят в возможности государственной формы и это их отталкивает от какого-либо участия в управлении делами государства. Это усугубляется увеличением количество людей, живущих в крайней нищете. При этом отмечается потеря главного фактора - сохранение и прирост населения. Практически 25% государств мира не имеют прироста населения. К ним можно отнести Украину, Грузию, Болгарию, Беларусь, Виргинские острова Латвию, Румынию, Боснию, Литву, Молдову, Россию. Это при том, что эти страны обладают ресурсами и возможностями развития.

Изменение такого положения в лучшую сторону может быть связано с тем, что люди, осуществляющие государственную власть, осознают особое значение привлечения к процессу участия в решении дел государства максимально большего количества людей. Для этого потребуется пересмотр и даже отказ от многих привилегий, которые дает человеку власть, но только введение определенных мер может способствовать успеху в использовании государственной формы.

Участие граждан, а в отдельных случаях и не граждан государства, в управлении делами государства, требует не только конституционного выражения и закрепления в нормативно-правовых актах, но также и установления большого перечня многообразных форм возможного и допустимого участия. Государственное администрирование должно быть направлено на целесообразность и эффективность данного процесса6. Но ни в коем случае на установление дополнительных высоких цензов или правил, которые приводят к нежеланию людей не только участвовать в процессе управления, но даже выполнять свои прямые обязанности гражданина. Неприемлема и ситуация, когда государственная форма в руках отдельных лиц, использует возможности граждан только с целью исполнения своей воли, выражая полное безразличие к возможному участию населения в управлении делами государства или полностью ограничивая это участие какими-то искусственными ограничениями. Следствием такой политики является отторжение государственной формы от населения страны и развитие социального апартеида.

Практика государственного управления зарубежных стран является достижением общечеловеческой политической культуры и может быть использована с большим эффектом другими государствами. В государственном управлении или конституционном регу-

5 Рейтинги государств по приросту населения. Население стран мира.

< http://ratina.rbcdailv.ru/article.shtml72005/01/24/904438 > (дата обращения: 4.01.2011).

Широбоков С.А. Конституционно-правовое регулирование участия граждан в управлении делами государства в зарубежных странах (сравнительно-правовое исследование). - Пермь, 2010. С. 8.

лировании этой деятельности не должно быть какого-то первородства или авторского права. Разумеется, необходимо обращать внимание на адаптацию новаций или инноваций к условиям отдельного государства, так как не исключена ситуация, при которой то, что имеет существенный результат в одном государстве, практически не приводит ни к каким изменениям в лучшую сторону в другом.

Общеизвестно, что в большинстве государств мира участие в управлении делами государства, прежде всего, связывают с возможностью избирать и быть избранным в органы государственной власти. В этом случае формы участия граждан в управлении делами государства связывают с деятельностью государственных органов, а это ошибочно обозначается как демократия. Ошибочно потому, что главные или основные формы демократии, такие как референдум или свободные выборы, проводятся исключительно редко. При этом референдумы вообще не проводятся на общегосударственном уровне, а избирательный процесс, предназначенный для обеспечения избирательного права, с использованием так называемых политических технологий превращается в фарс и полностью отталкивает граждан от такого участия в управлении делами государства.

Конституционное регулирование участия граждан в управлении делами государства устанавливается на уровне доступности к государственной службе или участия граждан в деятельности государственных органов по административным правилам. В этом случае, большое значение приобретают именно конституционные принципы, которые должны быть обязательно закреплены в Конституциях и понятны населению. В большинстве Конституций современных государств так и делается, но имеются государства, к ним отнесем и Российскую Федерацию, где конституционное право только декларируется. Игнорирование основополагающих моментов, позволяющих реализовать это право, выражается в установлении в органических законах таких правил, которые данное участие граждан в управлении делами государства максимально ограничивают. При этом часто используется «теневая» избирательная технология, допускающая к управлению делами государства людей, которые преследуют исключительно собственные интересы.

Достаточно редко Конституции зарубежных стран участие граждан в управлении делами государства связывают с участием в общественной жизни, или с решением общественных задач, или с публичными делами. В лучшем случае - это обозначается как местное самоуправление, в худшем случае - это общественные инициативы на местах. Ошибочность данной позиции состоит в том, что индивид чаще всего сталкивается с вопросами собственной жизни и потому, отдаёт предпочтение местному самоуправлению, которое способно решать вопросы местного значения. А это означает, что государство отдаляется от этого процесса, недооценивая его, что приводит к потере практики участия населения в управлении делами государства.

Конституционно-правовая детализация участия населения в управлении делами государства позволит правильно расставить приоритеты, исключить негативные факторы, влияющих на содержание и совмест-

ное развитие человека и государственной формы7. Использование инициативы и деятельности индивидов в процессе решения государственных дел является наиболее верным и результативным направлением во внутренней политике любого государства.

В качестве базовых оценочных критериев конституционного регулирования участия граждан в управлении делами государства в зарубежных странах можно рассматривать следующие:

- фактическое участие граждан в управлении делами общества;

- конституционные принципы участия индивида в управлении делами государства;

- конституционно-правовые принципы при реализации деятельности, связанной с участием в управлении делами государства;

- наличие отдельной функции или целого направления деятельности непосредственного участия граждан в управлении делами государства;

- назначать (замещать в должности) должностных лиц посредством участия населения, с использованием организационных форм (собрание, сход, конференция, ассамблея);

- наличие возможности у населения предлагать или выдвигать кандидатуры на замещение должности;

- конституционные критерии или конституционные цензы для предлагаемых кандидатов на участие в управлении делами государства;

- возможность участия граждан в управлении делами государства при реализации таких организационных форм как: президиум; член избирательной комиссии на постоянной и временной основе; участник конституционного собрания;

- участие в процедуре отбора кандидатов или (формирование или назначение) нескольких органов или должностных лиц, которые также образуют коллегии;

- участие населения в организационно-правовых формах контроля деятельности государственных органов и должностных лиц;

- наличие конституционного права участия населения в отзыве должностного лица или в процедуре отстранения от замещаемой должности;

- наличие специальных органов, занимающихся профессионально организацией участия личности в управлении делами государства;

- закрепление или установление конституционного принципа, цели, мотива или стремления к необходимости объективного процесса участия личности в управлении делами государства;

- конституционное определение содержания компетентности самих государственных и общественных служащих, непосредственно участвующих в управлении делами государства;

- специфические особенности участия личности в управлении делами государства в отдельных странах.

Детализация в изучении конституционно-правовых источников требуется для понимания смысла самого понятия конституционного права участия граждан в управлении делами государства. Отсутствие конкретизации в правовом регулировании процесса участия граждан в управлении делами государства приводит к тому, что государственный аппарат начинает функционировать в отчуждении от населения государства. Подобные явления характерны для всех государств

7 Широбоков С.А. Конституционно-правовые модели и национально-культурные традиции участия граждан в управлении делами государства в зарубежных странах. - Пермь, 2009. С. 7.

мира. Данная ситуация противоречит принципу демократии и приводит к тем социальным проблемам, которые могут полностью дестабилизировать государственную форму и привести к политическому кризису.

Рецензия

на статью Фукса В.Ю. «Оценочные критерии конституционного регулирования участия граждан в управлении делами государства в зарубежных странах»

Статья посвящена актуальной проблеме конституционного и муниципального права - критериям, которые можно использовать для оценки качества участия граждан в управлении делами государства в зарубежных странах, а также возможности использования данных критериев в условиях Российской Федерации. Возникающие общественные противоречия не могут быть разрешены только административными мерами. Конституционное многообразие организационно-правовых форм участия граждан в управлении делами государства не только способствует развитию диалога между личностью и государственными органами, но является реальным доказательством реализации принципа демократии в государстве. Рассмотрение и анализ оценочных критериев конституционных положений участия граждан в управлении делами государства в зарубежных странах способствует развитию представления об этой деятельности вообще, а в перспективе провоцирует возможность использования отдельных конституционных новелл в законодательстве Российской Федерации. Новая расстановка приоритетов в показателях развития государственной формы в сторону достойного существования и свободного развития личности является современным и необходимым фактором нового направления исследований взаимодействия индивида и государства.

Статья Фукса В.Ю. «Оценочные критерии конституционного регулирования участия граждан в управлении делами государства в зарубежных странах» рекомендуется к опубликованию в журнале «Пробелы в российском Законодательстве».

Научный руководитель:

Широбоков С.А., к.ю.н., доцент кафедры международного и европейского права Пермского государственного университета им. А.М. Горького

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.