Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА ВОСПИТАННИКОВ ЦЕНТРА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ'

ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА ВОСПИТАННИКОВ ЦЕНТРА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
250
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ / САМООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ПЕРФЕКЦИОНИЗМ / САМООЦЕНКА / МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / CHILDREN'S GIFTEDNESS / PERSONALITY SELF-ATTITUDE / PERSONALITY TRAITS / PERFECTION / SELF-ESTEEM / MOTIVATIONAL SPHERE / LIFE-MEANING ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Федосеева Татьяна Евгеньевна, Минеева Елизавета Дмитриевна

В статье представлен теоретический обзор по проблеме перфекционизма как личностной характеристики одаренного ребенка. Отмечено, что высокий уровень перфекционизма оказывает негативное воздействие на учебную деятельность обучающихся данной группы. Проведено эмпирическое исследование взаимосвязи личностных факторов перфекционизма у одаренных обучающихся юношеского возраста, в ходе которого выявлены следующие особенности: преобладание неадекватного уровня самооценки (чаще заниженного), продуктивной мотивации и позитивного эмоционального отношения к учению, средний уровень сформированности смысложизненных ориентаций, высокий уровень перфекционизма, как ориентированного на себя, так и социально предписываемого. Отмечено, что при психологическом сопровождении одаренных учащихся-«перфекционистов» основное внимание стоит уделять созданию условий для развития самопринятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Федосеева Татьяна Евгеньевна, Минеева Елизавета Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL FACTORS OF PERFECTIONISM OF PUPILS OF THE CENTER OF GIFTED CHILDREN

The article provides a theoretical overview of the problem of perfectionism as a personal characteristic of a gifted child. It is noted that a high level of perfectionism has a negative impact on the educational activities of students in this group. An empirical study of the relationship of personal factors of perfectionism in gifted adolescent students was carried out, during which the following features were revealed: the predominance of an inadequate level of self-esteem (often underestimated), productive motivation and a positive emotional attitude to learning, an average level of formation of life-meaning orientations, a high level of perfectionism as oriented on oneself and socially prescribed. It is noted that with the psychological support of gifted students - "perfectionists", the main attention should be paid to creating conditions for the development of self-acceptance.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА ВОСПИТАННИКОВ ЦЕНТРА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ»

знания друг о друге. Но, с другой стороны, можно наблюдать и потерю культурной идентичности. Многие ученые отмечают значительные изменения не только в мышлении, но и в традиционных жизненных устоях.

Литература:

1. Леонтович, О.А. Русские и американцы: парадоксы межкультурного общения. Саратов, 2005.

2. Дорошенко В.Ю., Зотова Л.И. Психология и этика делового общения. - М., 1997

3. Телешевская, А.М. Межкультурная коммуникация в профессионально-ориентированном обучении иностранному языку. // «Обучение и воспитание: методики и практика 2014/2015 учебного года». Сб. материалов XVI Международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2014. С. 188-197.

4. Тер-Минасова, С.П. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000.

5. Bank, J.A. Multicultural education: Characteristics and goals. - Hoboken, New Jersey: John Wiley and Sons, Inc. 2007

6. Holden, N.J. Cross-cultural management: A knowledge management perspective. London: Prentice Hall. 2002

7. Teleshevskaya A.M., Sukhareva N.A. Foreign language and culture of business communication: the issues of methodological and conceptual analysis // Modern Science. 2017. № 11. С. 22-25.

8. Trompenaars, Fons. - Riding the Waves of Culture: Understanding Cultural Diversity in Business. London; Nicholas Brealey. 1993.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Федосеева Татьяна Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Минеева Елизавета Дмитриевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород), педагог-психолог

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей-интернат «Центр одаренных детей» (г. Нижний Новгород)

ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА ВОСПИТАННИКОВ ЦЕНТРА ОДАРЕННЫХ

ДЕТЕЙ

Аннотация. В статье представлен теоретический обзор по проблеме перфекционизма как личностной характеристики одаренного ребенка. Отмечено, что высокий уровень перфекционизма оказывает негативное воздействие на учебную деятельность обучающихся данной группы. Проведено эмпирическое исследование взаимосвязи личностных факторов перфекционизма у одаренных обучающихся юношеского возраста, в ходе которого выявлены следующие особенности: преобладание неадекватного уровня самооценки (чаще заниженного), продуктивной мотивации и позитивного эмоционального отношения к учению, средний уровень сформированности смысложизненных ориентаций, высокий уровень перфекционизма, как ориентированного на себя, так и социально предписываемого. Отмечено, что при психологическом сопровождении одаренных учащихся-«перфекционистов» основное внимание стоит уделять созданию условий для развития самопринятия.

Ключевые слова: детская одаренность, самоотношение личности, личностные качества, перфекционизм, самооценка, мотивационная сфера, смысложизненные ориентации.

Annotation. The article provides a theoretical overview of the problem of perfectionism as a personal characteristic of a gifted child. It is noted that a high level of perfectionism has a negative impact on the educational activities of students in this group. An empirical study of the relationship of personal factors of perfectionism in gifted adolescent students was carried out, during which the following features were revealed: the predominance of an inadequate level of self-esteem (often underestimated), productive motivation and a positive emotional attitude to learning, an average level of formation of life-meaning orientations, a high level of perfectionism as oriented on oneself and socially prescribed. It is noted that with the psychological support of gifted students - "perfectionists", the main attention should be paid to creating conditions for the development of self-acceptance.

Keywords: children's giftedness, personality self-attitude, personality traits, perfection, self-esteem, motivational sphere, life-meaning orientations.

Введение. Динамичность и нестабильность современного социума требует от личности всестороннего развития и постоянного самосовершенствования. Центральным понятием, отражающим специфику стремления к совершенству молодого поколения, является перфекционизм. Перфекционизм - стремление к совершенству даже в малозначительных делах, реализующееся в завышенных требованиях человека к себе, другим людям и окружающему миру в целом.

Перфекционизм свойственен в том числе одаренным личностям и является их характерной психологической чертой. Это качество проявляется уже в раннем возрасте, когда ребенок не удовлетворяется результатом, пока не достигает максимального для себя уровня (интеллектуального, эстетического, нравственного). Постоянное стремление к совершенству становится причиной постоянного чувства недовольства собой, которое отражается на самооценке, а порой влечет за собой неврозы и депрессии. Слишком сильно выраженный перфекционизм приводит человека к бездействию, делает для него невозможным завершение любой работы, т.к. всегда находится то, что нуждается в исправлении и улучшении.

Изложение основного материала статьи. Феномен перфекционизма предполагает стремление к совершенству во всех аспектах жизни. Современные отечественные авторы выделяют две формы данного феномена: конструктивную и деструктивную [4, 8, 15 и др.]. Конструктивный перфекционизм отражает

стимул личности к совершенству и непрерывному саморазвитию, признанию собственных возможностей и ограничений. Деструктивный перфекционизм представляет собой нарушение саморегуляции, проявляющееся в чувстве недовольства и разочарования в себе, чрезмерной критике своего поведения и чувстве неконтролируемости жизни [15].

По мнению В.А. Ясной и С.Н. Ениколопова, одной из характеристик, определяющих конструктивный перфекционизм, является самоактуализация, с одной стороны выступающая как высшая стадия самореализации человека, с другой - как процесс выявления и реализации личностью своих возможностей. Самоактуализация предполагает, что личность направлена на более высокие успехи в потенциально предрасположенной ей сфере, что и демонстрирует сходство с конструктивным перфекционизмом [15].

Здоровая мотивация достижения, как указывают они же, которая предполагает наличие преобладающего мотива к достижению успеха и невыраженного мотива к избеганию неудач, способствует плодотворному стремлению к совершенствованию своей деятельности и развитию собственной личности. Вместе с этим, благоприятное протекание процесса самосовершенствования возможно в условиях позитивного отношения к своей личности. Следовательно, самоотношение может выступать как регулятор конструктивности проявлений перфекционизма [там же].

Исследования И.И. Грачевой показали, что наиболее продуманны и дифференцированы представления об идеале у личностей с высоким уровнем перфекционизма. Наименее продуманны и просты представления об идеале у людей с низким уровнем перфекционизма. Так, при описании идеальных образов, последние приводят примеры, являющиеся результатами внешних влияний, в то время как «перфекционисты» больше полагаются на результаты собственных размышлений по поводу поиска эталона [4].

Т.Ю. Юдеева указывает, что дисфункциональная личностная черта перфекционизма имеет сложную психологическую структуру, которая, помимо высоких стандартов деятельности, включает в себя: восприятие других людей как возлагающих высокие ожидания, постоянное сравнение себя с окружающими, оценку результата деятельности и ее планирование по принципу «все или ничего», избирательность информации о собственных неудачах и ошибках [14].

Причины, влияющие на развитие перфекционизма, изучает С.В. Воликова. Она выделяет четыре фактора, которые не только связаны с перфекционизмом в детском возрасте, но и могут влиять на развитие перфекционизма у подростков и взрослых: чувствительность к ошибкам, зависимость самооценки от других, компульсивность и потребность в восхищении [3].

М.В. Ларских называет перфекционизм причиной постоянного напряжения, плохого настроения, депрессии, неадаптивного поведения в виде избегающего и самоограничительного поведения, стресса, социальной фобии [8].

Высокий уровень перфекционизма оказывает негативное воздействие на учебную деятельность одаренных обучающихся. Исследования Т.Л. Мироновой и Э.В. Дондуповой показывают связь перфекционизма со страхом ошибок и мотивацией избегания неуспеха, с экзаменационным страхом и со страхом публичных выступлений, с постоянной неудовлетворенностью своими оценками и результатами, с низким уровнем мотивации самоактуализации, с тенденцией к откладыванию начала новой деятельности [10].

Перфекционизм влияет и на взаимоотношения обучающихся, порождая высокий уровень конкурентности, стремление к доминированию над другими людьми, враждебность и агрессивность, зависть при успехах других людей и злорадство при их неудачах, что закономерно приводит к одиночеству, социальной изоляции, субъективному ощущению дефицита поддержки, социальному избеганию [там же].

Цель исследования: выявление личностных детерминант перфекционизма одаренных обучающихся юношеского возраста.

Методы: многомерная шкала перфекционизма Хьюитта-Флетта, тест для исследования самооценки (модификация Л.П. Пономаренко), методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (модификация А.Д. Андреевой), тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева.

Выборка. В исследовании приняли участие 60 испытуемых в возрасте 16-17 лет, обучающихся в ГБОУ «Лицей-интернат «Центр одаренных детей» г. Н.Новгорода. 28 из них мужского пола, 32 женского пола.

Многомерная шкала перфекционизма Хьюитта-Флетта позволила измерить уровень перфекционизма у одаренных обучающихся юношеского возраста.

Наше исследование показало, что 64% старшеклассников выдвигают слишком высокие требования в свой адрес. 8% одаренных обучающихся адресуют высокие требования другим людям. 28% одаренных обучающихся убеждены, что окружающие люди и общество предъявляют им высокие, нереалистичные требования и ждут, что они будут совершенными. Испытуемые уверены, что должны оправдать эти ожидания, должны соответствовать им.

Таким образом, 92% одаренных обучающихся юношеского возраста обладают высоким уровнем перфекционизма, внутренне или внешне ориентированного на себя, что влечет за собой депрессивную и тревожную симптоматику, самокритику, чувство вины, стыда, стресс. При этом, респондентов, у которых наблюдается перфекционизм, ориентированный на себя 64%, а респондентов, имеющих социально предписанный перфекционизм 28%. Одаренных юношей, у которых выражен перфекционизм, ориентированный на других, в нашей выборке 8%.

Тест для исследования самооценки Л.П. Пономаренко позволил определить уровень самооценки респондентов.

Результаты исследования самооценки показали, что 40% одаренных старшеклассников имеют заниженную самооценку. Это говорит о том, что учащиеся сомневаются в своих способностях, видят в себе больше недостатков, чем достоинств. «Реальное Я» и «идеальное Я» не совпадают, чем объясняется низкое принятие себя.

Завышенная самооценка прослеживается у 35% одаренных старшеклассников. У данных учащихся «реальное Я» и «идеальное Я» почти не отличаются. У этих учащихся сложные взаимоотношения с одноклассниками, так как они не умеют слушать других, и их мнение единственно правильное.

У 25% одаренных старшеклассников был выявлен адекватный уровень самооценки. Респонденты трезво оценивают себя, видят в себе как достоинства, так и недостатки, способны реагировать на обстоятельства. Принимая во внимание сигналы извне, учащиеся могут изменяться и самосовершенствоваться. Как неудачи, так и победы воспринимают адекватно, делают выводы, учатся на ошибках и готовы воспринимать новое.

Итак, по вышеуказанным данным можно сделать вывод о том, что у большинства одаренных обучающихся юношеского возраста исследуемой группы (75%) уровень самооценки отклоняется от нормы.

Известно, что для высокоинтеллектуальных испытуемых характерна развитая мотивационная сфера. С.В. Лёзина называет наиболее значимые для них мотивы: самоопределение и самосовершенствование. Важен для данной группы и мотив достижения успеха [Ошибка! Неизвестный аргумент ключа.].

Один из признаков мотивационного аспекта поведения одаренного ребенка, по мнению Т.А. Климонтовой, - высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству. Одаренные обучающиеся с высокими оценками по школьным предметам входят в группу риска развития дезадаптивного перфекционизма, т.к. их стремление к совершенству не только целенаправленно формируется, но и стимулируется, а также всячески поощряется [7].

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению А.Д. Андреевой позволила определить уровень познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева у одаренных обучающихся юношеского возраста.

По результатам диагностики познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева было выявлено, что продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему (I уровень мотивации учения) наблюдается у 53% одаренных старшеклассников. Такие дети любознательны, инициативны, самостоятельны. Эти учащиеся посещают уроки с удовольствием и находят интерес в общеобразовательных предметах.

Продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу (II уровень) наблюдается у 50% одаренных старшеклассников, что свидетельствует об их хорошей эмоциональной приспособленности к образовательной среде и заинтересованности в ней.

Средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией (III уровень) наблюдается у 12% одаренных старшеклассников. Уровень мотивации учения у этих учащихся может возрасти либо снизиться в зависимости от того, какими в дальнейшем будут обстановка в школе, отношения с учителями и одноклассниками, профессиональные планы и т.д.

Таким образом, продуктивная мотивация и позитивное эмоциональное отношение к учению было выявлено нами у 88% одаренных обучающихся юношеского возраста, диффузное (рассеянное) эмоциональное отношение у 12% испытуемых.

Разработанный Д.А. Леонтьевым на основе методики Дж. Крамбо и Л. Махолика «Тест смысложизненных ориентации» (СЖО) позволил выявить доминирующие ценности одаренных обучающихся юношеского возраста наряду с общим показателем осмысленности жизни.

Исследование позволило нам сделать вывод о том, что у одаренных старшеклассников наблюдаются высокие показатели в осознании цели, стремлении к ее достижению (88%). Одаренным обучающимся не так важен процесс деятельности (77%), как ее результат (89%). Они очень много концентрируются на себе, рассчитывают только на личные силы, приписывая успехи или неудачи свои внутренним факторам (86%). И не уделяют должного внимания окружающей действительности, не приписывают результаты деятельности внешним факторам, отсюда более низкий показатель в столбце «Локус контроля - жизнь» (76%). В целом, смысложизненные ориентации сформированы на среднем уровне (80%). Это говорит о том, что, ценностно-смысловая сфера личности в юношеском возрасте проявляется в способности определять жизненные цели, осознавать смысл собственного существования, быть субъектом своей жизнедеятельности, но в то же время еще не структурирована в полной мере.

При психологическом сопровождении одаренных учащихся «перфекционистов» основное внимание стоит уделять процессу самопринятия. Это позволит личности сфокусироваться на себе и постепенно осознать собственные возможности и ограничения, тщательно простроить пути достижения целей, в зависимости от имеющихся ресурсов, обдуманно выстраивать межличностные отношения, разумно относиться к своим и чужим недостаткам, а также избавиться от необходимости отвечать ожиданиям других.

Выводы. Феномен перфекционизма предполагает стремление к совершенству во всех аспектах жизни. Высокий уровень перфекционизма оказывает негативное воздействие на учебную деятельность одаренных обучающихся, т.к. связан со страхом ошибок и мотивацией избегания неуспеха, с постоянной неудовлетворенностью своими оценками и результатами, с низким уровнем мотивации самоактуализации и др.

Изучив и проанализировав личностные факторы перфекционизма одаренных детей, можно сделать следующие выводы.

У 75% одаренных обучающихся юношеского возраста наблюдается неадекватный уровень самооценки (чаще заниженный).

У 88% испытуемых выявлена продуктивная мотивация и позитивное эмоциональное отношение к учению, в то время как у 12% испытуемых наблюдается диффузное (рассеянное) эмоциональное отношение к учению.

У 80% одаренных обучающихся смысложизненные ориентации сформированы на среднем уровне, т.к. ценностно-смысловая сфера личности в юношеском возрасте проявляется, но еще не структурирована в полной мере.

92% испытуемых обладают высоким уровнем перфекционизма, внутреннее или внешне ориентированного на себя, что влечет за собой депрессивную и тревожную симптоматику, самокритику, чувство вины, стыда, стресс.

В процессе психологического сопровождения одаренных учащихся-«перфекционистов» основное внимание стоит уделять процессу их самопринятия, который позволит личности сфокусироваться на себе, осознать собственные возможности и простроить пути достижения целей. Целью следующего этапа нашего исследования является разработка и апробация программы тренинга преодоления перфекционизма и развития позитивного самоотношения.

Литература:

1. Близнецова О.И., Шапенкова И.П. Изучение ценностно-смысловой сферы личности как психического новообразования юношеского возраста // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2012. С. 1-6.

2. Бородина В.Н., Ашрафбекова А.Х. Взаимосвязь перфекционизма и самоотношения одаренных старшеклассников // Вестник педагогических инноваций. 2016. №1 (41). С. 84-89.

3. Воликова С.В. Современные исследования детского перфекционизма // Социальная и клиническая психиатрия. 2012. С. 94-98.

4. Грачева И.И. Уровень перфекционизма и содержание идеалов личности: дисс... канд. психол. наук, Москва. 2006. - 210 с.

5. Жебрун Я.О. Особенности коррекции самоотношения у лиц с Я-ориентированным перфекционизмом // Вестник бурятского государственного университета. 2011. №5. С. 23-27.

6. Кац Е.Б. Психофизиологические и психологические особенности учащихся с признаками одаренности: дисс... канд. психол. наук, Ростов-на-Дону. 2010. - 165 с.

7. Климонтова Т.А. самоорганизация внутреннего мира интеллектуально одаренных старшеклассников: структура и функционирование: дисс... канд. психол. наук, Ярославль. 2014. - 408 с.

8. Ларских М.В., Пятаева И.В. Когнитивные критерии конструктивного перфекционизма / М.В. Ларских, // Психологические исследования: электрон.науч.жур. [Электронный ресурс]. - 2014. - №38. -Режим доступа: http://psystudy.ru. - Дата доступа: 10.12.2020.

9. Лёзина С.В. Исследование роли личностных факторов в развитии одаренности: автореф. дисс... канд. психол. наук, Москва. 2011.

10. Миронова Т.Л., Дондупова Э.В. Особенности самоотношения студентов, склонных к перфекционизму // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2010. №5. С. 88-100.

11. Никитина Е.А. Психолого-педагогические условия развития Я-концепции одаренных старшеклассников: дисс... канд. психол. наук, Курск. 2008. - 271 с.

12. Новгородова Е.Ф. Перфекционизм как результат завышенных социальных ожиданий от одаренных учащихся // Социальные явления. 2016. № 3(6). С. 105-109.

13. Ордина И.П. Формирование позитивной Я-концепции у одаренных старшеклассников: дисс... канд. психол. наук, Екатеринбург. 2012. - 193 с.

14. Юдеева Т.Ю. Перфекционизм как личностный фактор депрессивных и тревожных расстройств: дисс... канд. психол. наук, Москва. - 2017. - 257 с.

15. Ясная В.А., Ениколопов С.Н. Перфекционизм: история изучения и современное состояние проблемы // Вопросы психологии. 2007. № 4. С. 157-168.

Психология

УДК 159. 9

кандидат психологических наук, доцент Шабанова Татьяна Леонидовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Уромова Светлана Евгеньевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Настругова Мария Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ДОМИНИРУЮЩЕЙ В ОБУЧЕНИИ РУССКОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ-БИЛИНГВОВ

Аннотация. В статье приведены результаты исследования экспрессивной и импрессивной русской речи у младших школьников с билингвизмом. Результаты особенностей владения русской речью у детей-билингвов показали, что при билингвизме нарушаются все компоненты экспрессивной и импрессивной доминирующей речи. Выполненный анализ ошибок, показал, что дети-билингвы чаще всего испытывали затруднения в заданиях на словоизменение, словообразование, построение предложно-падежных конструкций и связной речи в целом. Также были отмечены недостатки в формировании фонематических процессов, звукопроизношения, слухо-речевой памяти. Наличие ошибок свидетельствует о недостаточной сформированности и практического применения русской речи у младших школьников-билингвов. Полученные результаты использованы при разработке программы психолого-логопедической работы по формированию доминирующей в обучении речевой деятельности у детей с двуязычием с целью своевременной профилактики и коррекции у них речевых, психо-эмоциональных, социальных нарушений и предотвращения трудностей обчения. Программа основана на принципах личностно-ориентированного и субъектно-деятельностного подходов к обучению с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их уровня развития. Предполагается использование современных активных образовательных практик.

Ключевые слова: билингвизм, доминирующая речь, экспрессивная речь, импрессивная речь, профилактика и коррекция речевых нарушений.

Annоtation. The article presents the results of a study of expressive and impressive russian speech in primary schoolchildren with bilingualism. The results of the peculiarities of the Russian language proficiency in bilingual children showed that with bilingualism, all components of expressive and impressive dominant speech are violated. Most of the mistakes bilingual children made in tasks related to lexical and grammatical categories in the processes of inflection, word formation, the formation of prepositional-case constructions, and coherent speech in general. Deficiencies in the formation of phonemic processes, sound pronunciation, and auditory-speech memory were also noted. The presence of errors in the dominant Russian speech indicates an insufficient formation and practical application of this language in the speech of bilinguals. The results obtained were used in the development of a program of psychological and speech therapy work on the formation of the dominant speech activity in children with

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.