Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА САМООТНОШЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ'

ПРОБЛЕМА САМООТНОШЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
250
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ / САМООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / САМООЦЕНКА ЛИЧНОСТИ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / CHILDREN'S GIFTEDNESS / PERSONALITY SELF-ATTITUDE / PERSONALITY SELF-ESTEEM / PERSONAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Федосеева Татьяна Евгеньевна, Минеева Елизавета Дмитриевна

В статье представлен теоретический обзор по проблеме самоотношения одаренных детей. Самоотношение рассматривается как эмоционально-оценочная подсистема самосознания личности. Отмечается специфика характера самоотношения одаренных детей и его взаимосвязь с самооценкой личности, основой которой является самопознание. Проведен анализ диагностики самооценки одаренных детей, выделены особенности их личностных качеств. В ходе исследования выявлено, что у одаренных детей на сознательном уровне наблюдаются высокие показатели самоуважения, самообвинения, самопонимания, а на бессознательном отмечаются низкие показатели принятия собственной личности. Также у них преобладает конфликтный характер самоотношения, который связан с неадекватной самооценкой, двойственным Я-образом, уровнем притязаний, не соответствующим реальной действительности, напряженностью психологических защит. Отмечено, что для формирования адекватной самооценки одаренного ребенка действенно сотрудничество взрослых и детей, что приведет к продуктивной деятельности, созданию благоприятных условий для развития личностных качеств, позволяющих эффективно и успешно действовать в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF SELF-ATTITUDE OF GIFTED CHILDREN IN DOMESTIC AND FOREIGN PSYCHOLOGICAL LITERATURE

The article presents a theoretical review of the problem of self-gifted children. Self-relation is considered as an emotional-evaluative subsystem of personality self-awareness. The specifics of the nature of the self-attitude of gifted children and its relationship with self-esteem of the personality, the basis of which is self-knowledge, are noted. The analysis of the diagnosis of self-esteem of gifted children is carried out, the features of their personal qualities are highlighted. The study revealed that gifted children at a conscious level have high rates of self-esteem, self-accusation, self-understanding, and on the unconscious, low rates of self-acceptance are observed. They also have a predominantly conflicting nature of self-relationship, which is associated with inadequate self-esteem, a dual self-image, a level of claims that do not correspond to reality, and the tension of psychological defenses. It is noted that for the formation of an adequate self-esteem of a gifted child, cooperation between adults and children is effective, which will lead to productive activities, the creation of favorable conditions for the development of personal qualities that allow effective and successful action in the future.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА САМООТНОШЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Федосеева Татьяна Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина" (г. Нижний Новгород); студент Минеева Елизавета Дмитриевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина" (г. Нижний Новгород)

ПРОБЛЕМА САМООТНОШЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Аннотация. В статье представлен теоретический обзор по проблеме самоотношения одаренных детей. Самоотношение рассматривается как эмоционально-оценочная подсистема самосознания личности. Отмечается специфика характера самоотношения одаренных детей и его взаимосвязь с самооценкой личности, основой которой является самопознание. Проведен анализ диагностики самооценки одаренных детей, выделены особенности их личностных качеств. В ходе исследования выявлено, что у одаренных детей на сознательном уровне наблюдаются высокие показатели самоуважения, самообвинения, самопонимания, а на бессознательном отмечаются низкие показатели принятия собственной личности. Также у них преобладает конфликтный характер самоотношения, который связан с неадекватной самооценкой, двойственным Я-образом, уровнем притязаний, не соответствующим реальной действительности, напряженностью психологических защит. Отмечено, что для формирования адекватной самооценки одаренного ребенка действенно сотрудничество взрослых и детей, что приведет к продуктивной деятельности, созданию благоприятных условий для развития личностных качеств, позволяющих эффективно и успешно действовать в будущем.

Ключевые слова: детская одаренность, самоотношение личности, самооценка личности, личностные качества.

Annotation. The article presents a theoretical review of the problem of self-gifted children. Self-relation is considered as an emotional-evaluative subsystem of personality self-awareness. The specifics of the nature of the self-attitude of gifted children and its relationship with self-esteem of the personality, the basis of which is self-knowledge, are noted. The analysis of the diagnosis of self-esteem of gifted children is carried out, the features of their personal qualities are highlighted. The study revealed that gifted children at a conscious level have high rates of self-esteem, self-accusation, self-understanding, and on the unconscious, low rates of self-acceptance are observed. They also have a predominantly conflicting nature of self-relationship, which is associated with inadequate self-esteem, a dual self-image, a level of claims that do not correspond to reality, and the tension of psychological defenses. It is noted that for the formation of an adequate self-esteem of a gifted child, cooperation between adults and children is effective, which will lead to productive activities, the creation of favorable conditions for the development of personal qualities that allow effective and successful action in the future.

Key words: children's giftedness, personality self-attitude, personality self-esteem, personal qualities.

Введение. В настоящее время в отечественной и зарубежной психологической науке все чаще изучается проблема детской одаренности. Для ее решения ставятся следующие важные задачи: поиск способов выявления одаренных детей и создание благоприятных условий для их воспитания и обучения.

По мнению Ю.Д. Бабаевой, для выявления, обучения и дальнейшего развития одаренных детей нужно использовать целостный подход к изучению их личности, что представляет собой неразрывное рассмотрение всех сфер психической деятельности, таких как познавательная, эмоциональная, личностная и другие [1]. Волкова Е.Н. отмечает, что при изучении феномена одаренности особое внимание уделяется инструментальному и мотивационному аспектам одарённости, а также межличностным и средовым воздействиям. Психологическое благополучие одарённых подростков редко является основным предметом исследования [5]. Более того, оно во многом определяется характером их самоотношения, что стало объектом нашего исследования.

Изложение основного материала статьи. В понимании природы одаренности наше понимание соответствует позиции С.Л. Рубинштейна. По его мнению, одаренность характеризует внутренние возможности развития личности, сопоставленные с условиями ее развития [13, с. 129]. То есть одаренность -это не только дар природы, но и процесс развития генетически заложенных способностей, личностных качеств, которые можно выявить лишь путем создания благоприятной среды и включения в деятельность. Именно это понятие подчеркивает, что одаренность - это результат тесного взаимодействия наследственности и социокультурной среды, который предопределен деятельностью человека (учебной, игровой, трудовой). При этом, как пишет Богоявленская Д.Б., наряду с деятельностью ребенка, важна психическая структура саморазвития личности, которая способствует формированию и реализации индивидуальных способностей [3]. Возможность существовать и развиваться лишь при слиянии обоих факторов, по нашему мнению, является наиболее важным в структуре феномена одаренности.

Стоит отметить, что одаренные дети могут отличаться не только гармоничностью, но и гетерохронностью развития различных способностей и психического здоровья.

Так, Деревянко Ю.С. указывает, что одаренные дети способны больше и лучше замечать, воспринимать, чувствовать происходящее вокруг, по сравнению с другими людьми. Одаренные способны наблюдать за несколькими действиями одновременно, фиксировать и правильно интерпретировать невербальные сигналы окружающих [6].

Как ни парадоксально, однако, одаренные люди особенно уязвимы. Люди с исключительными качествами и чувствительностью иногда создают чрезвычайно сложные психологические барьеры. Многие исследователи (Бабаева Ю.Д., Богоявленская Д.Б., Лейтес Н.С.) указывают, что у одаренных детей и подростков наблюдается повышенная впечатлительность и обостренное чувство ранимости [11, 3, 9].

Из-за своих личностных качеств талантливые дети наиболее чувствительны к плохим оценкам, несправедливым и негативным последствиям, ожиданиям окружающих, к одобрениям и осуждениям. В исследовании Блиновой В.Л. и Блиновой Л.Ф. установлено, что часто одаренные дети характеризуются

неадекватной реакцией на мнения других и порой незначительные события. Из-за повышенной чувствительности к социальному окружению «Я-концепция» одаренных детей очень уязвима. Они резко реагируют на события действительности и требуют от себя и окружающих слишком многого [2].

Осознание одаренным ребенком того, что он особенный и отличается от других, заставляет тревожиться и ощущать беспокойство. Способный ребёнок, замечая, что окружающие люди выделяют его, интерпретирует это следующим образом. Он воспринимает себя как «странного», поэтому начинает отдаляться от близкого окружения и чувствительно реагирует на происходящее вокруг. Зачастую, если у одаренного ученика способности развиты на высоком уровне, он начинает подавляет свой талант [6].

Если же вокруг ребенка будет царить атмосфера комфорта и благополучия, окружающие будут верить в его силы и способности и подтверждать его уникальность как одаренной личности, это будет способствовать его саморазвитию и позитивному восприятию себя. Одаренный ученик сможет адекватно и разумно оценивать свои шансы на дальнейшее развитие и преимущество в той или иной деятельности [6].

Объект исследования - самоотношение как эмоционально-оценочная подсистема самосознания личности.

Предмет исследования - самоотношение личности, его особенности и развитие у одаренных детей.

Цель исследования состояла в выявлении взглядов на специфику и характер самоотношения интеллектуально одаренных детей в отечественной и зарубежной психологической литературе.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:

1. Проанализировать имеющиеся в отечественной и зарубежной психологической литературе подходы по проблеме самоотношения одаренных детей.

2. Выявить специфику самоотношения интеллектуально одаренных детей, представленную в исследованиях отечественных и зарубежных ученых.

Самосознание представляет собой сложную постоянно развивающуюся систему, которая имеет определенную многоуровневую структуру. Самосознание состоит из частей, выраженных разной степенью осознанности, обобщенности, взаимосвязи рационального и эмоционального. При изучении данного феномена с точки зрения методологического подхода в его строении выделяют следующие компоненты: Я-концепция, самоотношение и самооценка, уровень притязаний, уровень психологической защиты и самоконтроля.

В современных теориях одаренности самоотношение и Я-концепция являются важными структурными компонентами одаренности и выделяются как факторы, позволяющие определить степень развития дарования. Но, несмотря на разнообразие исследований, проблема самоотношения одаренных детей не изучена полностью. Собранные к этому времени психологические знания по проблеме самоотношения одаренных детей фрагментарны и недостаточны. Они берут во внимание самосознание одаренного человека как цельную систему, не анализируя влияние каждого компонента в отдельности.

Для всестороннего развития одаренной личности, раскрытия собственного потенциала и формирования позитивного самоотношения необходима психолого-педагогическая поддержка одаренного ребенка.

По мнению Семеновой А.А., самоотношение - это эмоционально-оценочная подсистема самосознания, которая имеет сложную структуру и отображает эмоциональный взгляд личности на самого себя [15]. Самоотношение появляется после действенности самосознания, а в последствии становится его значительным свойством. Самосознание - это содействие самопознания и самоотношения. Но Мелоян А.Э. уточняет, что, хоть самоотношение и образуется на различных ступенях самопознания, оно оказывает существенное воздействие на его развитие, тем самым обуславливая его особенность и индивидуальность [10].

Таким образом, самосознание - это открытая многокомпонентная система, в которой каждая составляющая устанавливает связи с другими компонентами. В частности, устанавливается взаимосвязь между такими компонентами, как «самоотношение» и «самопознание».

Юношеский возраст представляет собой наиболее восприимчивую стадию для социализации, в это время самосознание переходит на следующую ступень. Поэтому возникает необходимость изучения особенностей самоотношения одаренных старшеклассников. Позитивное самоотношение выступает одним из главных условий психологического благополучия человека, что содействует самореализации личности, определяет ее результативность в различных видах деятельности [8].

Самооценка — компонент самосознания, который включает в себя, на ряду с самопознанием, оценку себя, своего потенциала, нравственности. Объект самооценки - признаки психической активности человека, выполняемые им действия и совершаемые деяния [12].

У людей могут наблюдаться разные виды самооценки: адекватная и неадекватная. Адекватная самооценка способствует критическому отношению человека к самому себе, правильному соотнесению своих возможностей с поставленными задачами различной сложности и с ожиданиями окружающих. Так, адекватная самооценка выступает в роли важного компонента в процессе становления личности. Неадекватная самооценка указывает на то, что человек оценивает себя предвзято, субъективно, его самомнение не совпадает с восприятием его окружающими [2].

Неадекватная самооценка, в свою очередь, подразделяется на два вида: завышенная самооценка, которая свидетельствует о переоценке себя, и заниженная самооценка, которая предполагает собой недооценку себя человеком. На данном этапе времени проблема адекватности самооценки одаренных детей выступает наиболее актуальной среди иных психологических проблем [2].

Самооценка личности формируется и развивается под воздействием двух параметров - деятельности субъекта и общения его с окружающими [7]. Осознание своей значимости, ценности собственной личности укрепляет уверенность в своем таланте. С меньшей уверенностью сравнительная оценка достижений уменьшается [6].

При изучении самооценки одаренных учеников Семеновой А.А. было выявлено, что у учеников, которые относились к себе положительно, наблюдалась адекватная самооценка. У 67% учащихся, имеющих конфликтное самоотношение, отмечалась неадекватная самооценка, причем у 25% из них она была заниженной, у 42% - завышенной. Значит, адекватная самооценка с позитивным самоотношением предполагает высокий уровень цельности самосознания и личности в целом, способствует объективному построению планов и их реализации. При анализе психологических защит одаренных школьников было выявлено, что завышенная самооценка выступает в качестве защитного механизма [15].

У одаренных старшеклассников наблюдается высокий уровень самоотношения, что говорит об уважении и интересе к себе, самостоятельности, сильной вере и положительной оценке своего потенциала, выдержанности, планомерности своих действий. Вероятно, этому благоприятствуют успешное выполнение разнообразных видов деятельности, а, следовательно, положительные оценки окружающих. Кроме этого у одаренных школьников отмечается высокая степень самопонимания, что подразумевает высокий уровень осознания своего душевного состояния, мотивов своей деятельности, поступков. Наряду с тем, одаренные старшеклассники демонстрируют высокие показатели самообвинения, а значит, они склонны обвинять себя в неуспехах, несовершенствах [15].

Параметр аутосимпатии личности, то есть благосклонного отношения к самому себе, находится на среднем уровне. Большинство одаренных школьников характеризуется низким уровнем сформированности самоотношения по части ожидаемых оценок от посторонних. То есть одаренные старшеклассники часто насторожены, предвкушают негативную оценку в свой адрес со стороны окружающих, сомневаются в возможности уважительного, одобрительного, понимающего отношения к себе [15].

Одаренные дети более ранимы при оценке своей репутации, что свидетельствует о низком уровне эмоциональной стабильности при высоком уровне достижений. Им трудно установить контакт со сверстниками, отстоять свое мнение. Часто они недооценивают или переоценивают свои потенциальные возможности [11].

М.Э. Боцманова и А.В. Захарова [4] отмечают, что активная деятельность ребенка может снизиться, а его самоотношение стать негативным, если сам ребенок будет плохо понимать себя, в его психологическом здоровье не будет гармонии.

В теоретическом обзоре, представленном А.А. Рысевой, выделены основные положения, которые наиболее часто встречаются в литературе и отражают представления об особенностях самооценки и самоотношения одаренных подростков и юношей. В ряде исследований отмечается устойчивый и позитивный тип самооценки и самоотношения одаренных старшеклассников. С другой стороны, отмечается низкая самооценка одаренных детей. Согласно третьему мнению, их самооценка неустойчива, но в общем плане их самоотношение подразумевает собой принятие и решительность на высоком уровне. Следуя четвертому суждению, конфликтность и нестабильность - характерные признаки самоотношения одаренных детей [14].

Российские ученые говорят о самоотношении как об основном свойстве личности и отмечают его сложную структуру, выделяя в нем следующие компоненты. Когнитивный компонент, реализующийся через психические познавательные процессы и включающий в себя самооценку; эмоциональный, предполагающий эмоциональное отношение к себе и являющийся частью самоотношения; когнитивный, предполагающий внутренние действия, адресованные самому себе. Так, для подростка ведущим будет выступать эмоциональный компонент, а для юноши - когнитивный, выполняя роль регулятора эмоций [7].

Впрочем, выстроить четкую структуру взаимодействия перечисленных компонентов не удается. Можно лишь выделить три базовых подхода: первый предполагает выделение характеристик каждого компонента и их взаимозависимость; второй отмечает, что оценочные и аффективные характеристики самоотношения противопоставляются; третий их приравнивает [8].

Выводы. Изучив и проанализировав специфику характера самоотношения одаренных детей, можно сделать вывод о том, что у них на сознательном уровне наблюдаются высокие показатели самоуважения, самообвинения, самопонимания, а на бессознательном отмечаются низкие показатели принятия собственной личности. Также у одаренных школьников преобладает конфликтный характер самоотношения.

У одаренных детей с конфликтным характером самоотношения, по сравнению с детьми с позитивным характером самоотоношения, обнаружены неадекватная самооценка, двойственный Я-образ, уровень притязаний, не соответствующий реальной действительности, напряженность психологических защит. Что подразумевает взаимообусловленность перечисленных признаков с конфликтным характером самоотношения.

Для успешной деятельности одаренные дети нуждаются в одобрении со стороны близкого окружения и создании благоприятной атмосферы. Но в то же время результаты их деятельности должны оцениваться непредвзято и беспристрастно. Для формирования адекватной самооценки одаренного ребенка действенно сотрудничество взрослых и детей, что приведет к продуктивной деятельности, созданию благоприятных условий для развития личностных качеств, позволяющих эффективно и успешно действовать в будущем.

Литература:

1. Бабаева Ю.Д. Современные тенденции в исследовании одаренности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2008. - №2 - с. 154-168.

2. Блинова В.Л., Блинова Л.Ф. Детская одаренность: теория и практика: учебно-методическое пособие. - Казань: ТГГПУ, 2010. - 56 с.

3. Богоявленская Д.Б. Одаренность: природа и диагностика. — М.: АНО «ЦНПРО», 2016.

4. Боцманова М.Э., Захарова А.В. Роль общения в формировании личности подростка // В мире подростка / Под ред. А.А. Бодалева. — М.: Медицина, 1980. — С. 206-228.

5. Волкова Е.Н., Васильева С.В. Изучение субъективных факторов психологического благополучия одарённых подростков (психодиагностический комплекс) // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С. 13.

6. Деревянко Ю.С. Особенности формирования самооценки одаренных детей // Материалы VI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://scienceforum.ru/2014/article/2014002252 (дата обращения: 28.04.2020)

7. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вестник практической психологии образования // 2012. № 4. С. 113-120.

8. Климонтова Т.А. Самоотношение личности интеллектуально одаренных старшеклассников // Вестник ИрГТУ, 2015. №1 (96). С. 247-250.

9. Лейтес Н.С. Возрастные и типологические предпосылки развития способностей: автореф. — 1970.

10. Мелоян А.Э., Семенова Л.Э., Чевачина А.В. Особенности проявления защитных механизмов при развитии самоотношения подростков из полных и неполных семей // Вестник Мининского университета. 2015. №2.

11. Парц О.С. Педагогические условия самореализации одаренных детей: автореф. дисс... канд.пед. наук, Омск, 2007. - 23 с.

12. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М., 1990. — с. 352.

13. Рубинштейн С.Л. Одаренность и уровень способностей // Основы общей психологии. В 2 т. Т.2 М., 2009. - С. 127-135.

14. Рысева А.А. Особенности и развитие самоотношения интеллектуально одаренных подростков: автореф. дисс... канд. психол. наук, Иркутск, 22 с.

15. Семенова А.А. Специфика характера самоотношения интеллектуально одаренных учащихся и его взаимосвязь с составляющими самосознания личности // Педагогическое образование в России. 2016. № 3. С. 138-144.

Психология

УДК 331.101.3

кандидат педагогических наук, доцент Хайбуллина Диана Ражаповна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Новосибирский государственный университет архитектуры,

дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова» (г. Новосибирск);

кандидат психологических наук Алонцева Александра Ивановна

Новокузнецкий институт (филиал) федерального бюджетного образовательного

учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)

ИССЛЕДОВАНИЕ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ МЕНЕДЖЕРОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-

СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Аннотация. В статье приведены материалы исследования мотивации трудовой деятельности руководителей организаций физкультурно-спортивной направленности, основные виды мотивации, структура и доминирующие потребности.

Ключевые слова: мотивация, трудовая деятельность, трудовая мотивация, управление персоналом, физкультурно-спортивные организации.

An^aio^ The questions about effectiveness of labor activity are considered in the article. The materials of research in labor activity's motivation of physical-sports directivity organizations' managers are shown, kinds of the labor activity, the dominant needs as the main motivators.

Keywords: motivation, labor activity, labor motivation, personnel management, physical-sports organizations.

Введение. Трудовая мотивация была предметом внимания еще до появления самого термина. Объектом исследования трудовая мотивация стала с того момента как, возникли организации и стал вопрос о необходимости подчинять и направлять рабочих для выполнения производственных целей и задач. И только в начале XX века, стали актуальными поиски эффективных методов трудовой мотивации [3].

Мотивация труда в определенный период жизни, так или иначе, приобретает актуальность для человека, вступающего в трудовые отношения и не теряет своей практической значимости, ввиду тесной взаимосвязи с экономико-социальными сферой. Одним из определяющих направлений деятельности отрасли физической культуры и спорта является создание условий для подготовки спортивных элит и совершенствования системы подготовки спортивного резерва. Наряду с приоритетными отраслевыми направлениями физкультурно-спортивные организации выполняют социально значимые функции - оказание физкультурно-оздоровительных, образовательных услуг и организацию активного досуга населения.

Деятельность любой организации требует управления. Одним из важных компонентов эффективного менеджмента физкультурно-спортивной организацией является управление трудовой мотивацией персонала. Повышение мотивации приводит к росту производительности деятельности в той же мере, что технологическое обновление.

Изложение основного материала статьи. Менеджерам организаций физкультурно-спортивной направленности для успешной профессиональной деятельности необходимо обладать компетенциями общего менеджмента и специфическими знаниями в области физической культуры и спорта. Вместе с тем, специалисты [7], что на практике специалистам по физической культуре и спорту недостает подготовки в сфере управления деятельностью. Конкуренция даже самой малой компании имеет прямую связь со способностью руководителей организовать рабочий процесс, чтобы весь коллектив работал как единое целое, с максимальной производительностью. Основа мотивации персонала заложена в стратегии воздействия на весь коллектив, но данный подход подразумевает необходимость знаний основных мотиваторов, которые так, же применимы к индивиду.

С. Ханди [5] рассматривал личность, как единицу структуры, где начинается и заканчивается мотив. Личность рассматривается как, объект и субъект мотивации, с врожденными и приобретенными потребностями. Организационная среда, позволяет работнику, удовлетворившему свои потребности, идти без преград к целям организации. Но создать это можно лишь при наличии сильных мотивов деятельности работника. Трудовая оценка, это конечный результат в процессе мотивации, а также и важнейший элемент и самой системы. Процесс управления персоналом в частности основывается на различных принципах системного подхода. Этот подход предполагает выделение всего состава работников, связывание конкретных существующих проблем и дальнейшее принятие решений в системе, которая подчинена управлению.

Говоря о методах трудовой мотивации, мы согласны с подходом И.В. Мишурова [6], который относил методы трудовой мотивации, к методам, которые используются для управления персоналом. Обычно различают: экономические методы, административные методы, социальные методы, частные методы.

Н.И. Захаров [4] определил методы трудовой мотивации - как управленческих подход, который основан на воздействии на персонал с целью достижения целей организации. Методы трудовой мотивации основываются на законах управления. Они включены в системы управления организацией, являются источником приемов воздействия на коллектив для его активизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.