Научная статья на тему 'Взаимосвязь уровня интеллекта и самооценки у одаренных детей'

Взаимосвязь уровня интеллекта и самооценки у одаренных детей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1040
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / САМООЦЕНКА / УРОВЕНЬ ПРОЯВЛЕНИЯ САМООЦЕНКИ / ОДАРЕННОСТЬ / ADOLESCENTS / INTELLECTUAL DEVELOPMENT / SELF-ESTEEM / MANIFESTATIONS OF SELF-ESTEEM / GIFTEDNESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гаджибабаева Д.Р., Акаева Н.Ш.

В работе рассматриваются вопросы одаренности, самооценки личности и взаимосвязи уровня интеллекта и самооценки у одаренных подростков. На наш взгляд, самооценка в зависимости от своей формы проявления (адекватная, высокая, низкая) может оказывать влияние на проявление интеллектуальных способностей подростка. В исследовании приняли участие подростки в возрасте 13 15 лет, всего 95 учащихся. В ходе проведения исследования были использованы методы научно-психологического исследования: наблюдение, беседа. Для определения уровня интеллектуального развития использовался Школьный тест умственного развития (ШТУР); для определения уровни проявления самооценки: Методика «Самооценка личности» академика А.В. Петровского. Все полученные данные подвергались статистической обработке. На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что те подростки, у которых были зафиксированы высокие результаты по интеллектуальным способностям, то есть одаренные подростки, при диагностике по методике академика Петровского было выявлено, что уровень проявления самооценки у них высокая. На основании проведенного практического анализа была выявлена взаимосвязь самооценки и интеллекта у одаренных подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гаджибабаева Д.Р., Акаева Н.Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP BETWEEN INTELLIGENCE AND SELF-ASSESSMENT IN GIFTED CHILDREN

The paper considers the issues of giftedness, self-esteem of personality and the relationship of the level of intelligence and self-esteem in gifted teenagers'. In our opinion, self-esteem, depending on its form of manifestation (adequate, high, low) can affect the manifestation of the intellectual abilities of a teenager. The study involved adolescents aged 13-15 years, a total of 95 students. During the study, methods of scientific and psychological research were used: observation, conversation. To determine the level of intellectual development, we used the School Test of Mental Development (STUR), to determine the levels of manifestation of self-esteem: Methodology «Self-Assessment of personality» by academician A.V. Petrovsky. All data obtained were subjected to statistical processing. Based on the study, we can conclude that those adolescents who had high results in intellectual abilities, that is, gifted adolescents, when diagnosed by the method of Academician Petrovsky, revealed that their self-esteem was high. Based on the practical analysis, the relationship between self-esteem and intelligence in gifted adolescents was revealed.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь уровня интеллекта и самооценки у одаренных детей»

УДК 159.9.07

ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТА И САМООЦЕНКИ У ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Д.Р. Гаджибабаева, Н.Ш. Акаева

Аннотация. В работе рассматриваются вопросы одаренности, самооценки личности и взаимосвязи уровня интеллекта и самооценки у одаренных подростков. На наш взгляд, самооценка в зависимости от своей формы проявления (адекватная, высокая, низкая) может оказывать влияние на проявление интеллектуальных способностей подростка. В исследовании приняли участие подростки в возрасте 13 - 15 лет, всего 95 учащихся.

В ходе проведения исследования были использованы методы научно-психологического исследования: наблюдение, беседа.

Для определения уровня интеллектуального развития использовался Школьный тест умственного развития (ШТУР); для определения уровни проявления самооценки: Методика «Самооценка личности» академика А.В. Петровского. Все полученные данные подвергались статистической обработке.

На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что те подростки, у которых были зафиксированы высокие результаты по интеллектуальным способностям, то есть одаренные подростки, при диагностике по методике академика Петровского было выявлено, что уровень проявления самооценки у них высокая.

На основании проведенного практического анализа была выявлена взаимосвязь самооценки и интеллекта у одаренных подростков.

Ключевые слова: подростки, интеллектуальное развитие, самооценка, уровень проявления самооценки, одаренность.

RELATIONSHIP BETWEEN INTELLIGENCE AND SELF-ASSESSMENT IN GIFTED CHILDREN

D. Gadzhibabayeva, N. Akayeva

Abstract. The paper considers the issues of giftedness, self-esteem of personality and the relationship of the level of intelligence and self-esteem in gifted teenagers'. In our opinion, self-esteem, depending on its form of manifestation (adequate, high, low) can affect the manifestation of the intellectual abilities of a teenager. The study involved adolescents aged 13-15 years, a total of 95 students.

During the study, methods of scientific and psychological research were used: observation, conversation.

To determine the level of intellectual development, we used the School Test of Mental Development (STUR), to determine the levels of manifestation of self-esteem: Methodology «Self-Assessment of personality» by academician A.V. Petrovsky. All data obtained were subjected to statistical processing.

Based on the study, we can conclude that those adolescents who had high results in intellectual abilities, that is, gifted adolescents, when diagnosed by the method of Academician Petrovsky, revealed that their self-esteem was high.

Based on the practical analysis, the relationship between self-esteem and intelligence in gifted adolescents was revealed.

Keywords: adolescents, intellectual development, self-esteem, manifestations of self-esteem, giftedness.

Понятие «одаренность» происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки для развития личности.

Одаренность является качественно своеобразным сочетанием способностей, обеспечивающих успешность выполнения индивидом определенной деятельности. В научной литературе одаренность рассматривается как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в

одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок представляет собой сложное психическое образование, в котором неразрывно переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие сферы психики и имеет предпосылки для развития в том или ином виде деятельности [8].

Признаки проявления одаренности у ребенка могут быть постоянными, но могут иметь и временный (переходящий) характер. Также

возможно, что эти признаки могут быть явными, но могут быть представлены и в скрытой, потенциальной форме. Кроме того, признаки одаренности могут проявляться в виде высокого уровня развития как общих, так и специальных способностей [4].

В. Штерн дал следующее определение одаренности: «одаренность есть общая способность сознательно направить свое мышление на новые требования, умственная способность приспособления к новым задачам и условиям жизни» [9].

Известный исследователь способностей Н.С. Лейтес предлагает различать три категории способных детей, которые можно наблюдать в школе: это учащиеся с ранним подъемом интеллекта; дети с ярким проявлением способностей к отдельным видам школьных наук и видам деятельности; дети с потенциальными, пока не ярко выраженными способностями. Тем самым одаренность многогранна [2].

Способности являются существенными во многом определяющим компонентом самооценки в подростковом возрасте. Существенной особенностью самооценки как личностного образования является возможность компенсации одних ее компонентов другими. Так, например, проявление низких способностей в учении подросток может компенсировать за счет умения общаться, приятной внешности, что обеспечивает ему достаточно хорошее положение в классе.

Понятия «интеллект», «интеллектуальное развитие личности» близки более часто употребляемым понятиям «способности», «общие и специальные способности». К общим способностям относятся, прежде всего, свойства ума, и поэтому часто общие способности называются общими умственными

способностями или интеллектом.

Интеллект определяется как совокупность способностей, которые характеризуют уровень и качество мыслительных процессов личности.

Интеллект каждого отдельного человека есть индивидуальная система его умственных способностей и выражается в деятельности, точнее в определенных условиях по результатам деятельности можно судить об интеллектуальных способностях и протекании умственных процессов у человека [5].

Определение интеллекта как совокупности общих способностей изложено в работах С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова. Авторы подчеркивают роль интеллектуальных особенностей личности в общей успешности при выполнении той или иной деятельности.

Способности рассматриваются как регуляторы деятельности, а интеллектуальная активность выделяется в такую единицу, в которой синтезируются умственные способности и мотивационная структура личности [6;7].

Ряд психологических исследований свидетельствуют о том, что интеллектуальное развитие подростка напрямую зависит от уровня самооценки.

Самооценка является сложным личностным образованием и относится к фундаментальным свойствам личности. Самооценка - это суждение человека о наличии, отсутствии или слабости тех или иных качеств, свойств в сравнении с их определенным образцом, эталоном. Самооценка выступает как основной структурный компонент самосознания личности и выявляет оценочное отношение человека к самому себе, к своему характеру, внешнему виду, речи и т.д. [1].

Когда говорят о самооценке личности, как правило, подчеркивают ее уровень проявления: высокая, адекватная, заниженная.

Самооценка возникает под влиянием оценок окружающих и на основе оценки человеком результатов своей деятельности. Положительные оценки со стороны взрослых еще на ранних ступенях развития ребенка являются важным условием формирования адекватной самооценки.

Адекватная самооценка позволяет субъекту правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих, представляет собой анализ человеком собственных поступков, действий и их оценку с точки зрения норм и морали.

Следует подчеркнуть одну из главных особенностей подросткового

возраста - повышенный интерес к общению со сверстниками, стремление выработать систему групповых ценностей и норм, где эффективно формируется и корректируется самооценка подростка.

Познавая себя в постоянном общении со сверстниками, подросток начинает активно выделять и усваивать нормы и эталоны взаимоотношений. Здесь самооценка

складывается под влиянием двух разнонаправленных тенденций: с одной стороны, ему хочется быть похожим на своих друзей, «делать всё, как все»; с другой, ясно видно стремление к самовыражению, желание «иметь свое лицо», быть индивидуальностью. В зависимости от формы проявления самооценка может стимулировать или наоборот подавлять интеллект подростка.

Устойчивая и адекватная самооценка во

взаимосвязи с определенной направленностью подростка, способствует нормальному удовлетворению его потребности в самоутверждении, личных достижениях, формированию полноценной, социально-активной личности, обладающей достоинством и осознающей свою ценность.

Неадекватная, низкая самооценка снижает уровень социальных притязаний подростка, способствует развитию неуверенности в собственных возможностях, ограничивает жизненные перспективы личности. Такая самооценка может сопровождаться тяжелыми эмоциональными срывами, внутренними конфликтами и т.д.

Одаренными детьми являются те, кто выявлен специалистами, как обладающими потенциалом к высоким достижениям в силу выдающихся способностей. Дети, склонные к высоким достижениям, могут иметь потенции к ним в одной или в сочетании нескольких областей. Это могут быть и общие интеллектуальные способности, и конкретные академические способности, творческие способности и т.д.

В работах В. Штерна, А.М. Матюшкина, Б.М. Теплова, С.Л. Рубенштейна особое внимание уделяется выявлению одаренных подростков, к какому виду их отнести, оценке их творческих способностей и определению их самооценки, которая способствует развитию интеллекта [9;3;7;6].

При анализе литературных источников, можно сделать вывод, что авторы уделяют существенное внимание выявлению одаренных детей, определению, какой вид одаренности проявляется и взаимосвязи способностей с самооценкой личности подростков.

Цель нашего исследования заключалась в изучении роли самооценки в развитии интеллектуальных способностей и выявлении взаимосвязи уровня интеллектуальных способностей одаренных подростков с самооценкой.

На наш взгляд, самооценка в зависимости от уровня проявления (адекватная, высокая, низкая) может оказывать влияние на проявление интеллектуальных способностей подростка.

В исследовании приняли участие подростки в возрасте 13 - 15 лет (50 учащихся 8-х классов; 45 учащихся 9-х классов), всего 95 учащихся Республиканского многопрофильного лицея, г. Махачкала, Республика Дагестан, РФ.

В задачи основной эмпирической части входило проведение психодиагностического исследования. Структура итогового этапа

включала: обобщение всех полученных результатов, их сопоставление, оформление выводов. При анализе исследования результаты методик сопоставлялись, сравнивались между собой и делали соответствующие выводы.

Для проведения исследования были отобраны методы научно-психологических исследований: наблюдение, беседа, тестирование (Школьный тест умственного развития (ШТУР); Методика «Самооценка личности» академика А.В. Петровского), статистическая обработка полученных результатов.

Школьный тест умственного развития позволил выявить уровень развития умственных способностей подростков.

Для исследования особенностей самооценки личности использовали методику академика А.В. Петровского. Сущность методики заключается в выявлении количества выражения уровня самооценки методом выбора слов, характеризующих представление испытуемого о том, какими чертами он хотел бы обладать и действительно обладает.

Для математической обработки результатов исследования использовали коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

В ходе наблюдения осуществлялись целенаправленное, планомерное фиксирование сведений, факторов и их последующий анализ. Наблюдение проводилось в ходе эмпирического исследования во время школьных перемен. Фиксировались: направленность интересов, характер объективности оценок и самооценок, общая степень активности каждого ученика в целом, уровень развития познавательных процессов, эмоциональное состояние подростков. Беседы проводились не только с подростками, но и со школьным психологом, классными руководителями.

Результаты исследования. Индивидуальным показателем выполнения учащимися Школьного теста умственного развития являлась сумма баллов, полученных при сложении результатов решения всех наборов, состоящих из 6 заданий. При анализе групповых данных относительно их близости к социально-психологическому нормативу, условно рассматриваемому как 100% выполнения каждого субтеста, испытуемые по результатам тестирования были разделены на 5 подгрупп.

Согласно результатам тестирования умственного развития в 8 классах:

в I группу вошли - 5 подростков, получивших наибольшие баллы, средний процент выполнения равен 10%;

II группа - 20 подростков (40%);

III группа - 18 подростков (36%);

IV группа - 5 подростков (10%);

V группа - 2 подростка (4%).

Согласно результатам тестирования умственного развития, учащиеся 9 классов тоже была разделена на 5 подгрупп:

в I группу вошли - 11 подростков, получивших наибольшие баллы, средний процент выполнения равен 26%;

II группа - 22 подростка (52%);

III группа - 9 подростков (16%);

IV группа - 2 подростка (4%);

V группа - 1 подросток (2%).

Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы:

1. В 8-х классах из 50 подростков выявлены 5 подростков (10%) с достаточно высоким уровнем интеллектуальных способностей, которых можно характеризовать как одаренных подростков.

2. В 9-х классах из 45 подростков выявлены 11 подростков (26%) с достаточно высоким уровнем интеллектуальных способностей, то есть одаренных подростков.

Исследование особенностей самооценки личности с использованием методики академика А.В. Петровского и последующая математическая обработка полученных результатов с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена позволили выявить следующие результаты, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1. - Результаты исследования самооценки личности

Классы Кол-во учащихся Высокая самооценка Адекватная самооценка Низкая самооценка

кол-во учащихся в % кол-во учащихся в % кол-во учащихся в %

8 классы 50 32 67 14 24 4 9

9 классы 45 28 65 9 18 8 17

Для установления взаимосвязи уровня интеллекта и самооценки сравнительный анализ полученных результатов исследования показал:

1) в 8-х классах из 50 подростков только 5 подростков (10%) обладают высокими интеллектуальными способностями, т.е. одаренные подростки, а по методике академика Петровского из 50 подростков 32 подростка имеют высокую самооценку (67%);

2) в 9-х классах из 45 подростков, только 11 подростков 24% обладают высокими интеллектуальными способностями, а по методике академика Петровского из 45 подростков 28 подростков (65%) имеют высокую самооценку.

Можно сделать вывод, что у тех подростков, у которых были зафиксированы высокие результаты по интеллектуальным способностям, то есть одаренные подростки, при диагностике по методике академика Петровского имеют высокий уровень самооценки.

Тем самым, на основании проведенного исследования была выявлена взаимосвязь самооценки и интеллекта у одаренных подростков.

С полученными результатами исследования были ознакомлены родители, классные руководители и психолог.

Существующая классификация видов одаренности должна служить важной цели - это привлечение внимания к более широкому спектру способностей, которые должны получить

признание и возможности для дальнейшего развития подрастающего поколения. Разумеется, различия между видами одаренности не могут рассматриваться без учета мотивации, сформировавшейся самооценки, других индивидуальных особенностей личности, от которых зависит реализация способностей [2].

Одной из важных особенностей интеллектуальной одаренности современных детей является то, что дети быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию.

Таким образом, следует отметить, что рассмотренные источники по проблеме «одаренность» в основном отражают понимание одаренности как: способность, качество, умственный потенциал, талантливость личности.

Важным условием в работе с одаренными детьми является: делать акцент не только на оценку способности у подростков со стороны педагогов и психологов, но и на взаимосвязь способностей с самооценкой личности подростков.

Изучение зарубежного и отечественного опыта показывает, что в школах необходимо создавать дополнительные условия для одаренного ребенка, которые бы позволили ему свободно проявлять свои особенности, развиваться в силу своего дарования как уникальной личности.

Литература:

1. Демидова А.Г. Особенности самооценки интеллекта подростка / А.Г. Демидова // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки, 2011. - № 2. - С. 361-371.

2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников / Н.С. Лейтес. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - С. 42.

3. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 1989. - № 6. - С. 30.

4. Панов В.И. Одаренность как проблема современного образования / В.И. Панов. - Самара. -2007 - С. 477.

5. Пиаже Ж. Психология интеллекта. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. - М.: Просвещение, 1969.

6. Рубинштейн С.Л. Теоретические вопросы психологии / С.Л. Рубинштейн // Проблемы психологии. - М., 1973. - 416 с.

7. Теплов Б.М. Способности и одаренность / Б.М. Теплов // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии; под редакцией И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. - М.: Издательство Московского университета, 1981.

8. Фонарюк Н.С. Особенности развития одаренных детей / Н.С. Фонарюк // Молодой ученый. -2015. - № 22. - С. 874-876.

9. Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста / В. Штерн; пер. с немецкого А.П. Болтуновой; под ред. В.А. Лукова. - СПб.: Союз, 1997.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сведения об авторах:

Гаджибабаева Джавганат Ражидиновна (г. Великий Новгород, Россия), кандидат психологических наук, доцент, преподаватель кафедры психологии Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, Институт непрерывного педагогического образования, e-mail: gdr_05@mail.ru

Акаева Наида Шамильевна (г. Махачкала, Россия), кандидат психологических наук, доцент, преподаватель кафедры общей и социальной психологии Дагестанского государственного университета.

Data about the authors:

D. Gadzhibabayeva (Velikiy Novgorod, Russia), Candidate of Psychology Sciences, docent, Lecturer in the Department of Psychology, Novgorod State University Yaroslav the Wise, Institute of Continuing Education, e-mail: gdr_05@mail.ru

N. Akayeva (Makhachkala, Russia), Candidate of Psychology Sciences, docent, Lecturer, Department of General and Social Psychology, Dagestan State University.

Статья поступила в редакцию 22.10.2019 19.00.07 - Педагогическая психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.