Научная статья на тему 'Развитие нормального перфекционизма как фактор сохранения психологического здоровья студентов вуза'

Развитие нормального перфекционизма как фактор сохранения психологического здоровья студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
411
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРФЕКЦИОНИЗМ / СТУДЕНТЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ ВУЗА / РАЗВИТИЕ НОРМАЛЬНОГО ПЕРФЕКЦИОНИЗМА / PERFECTIONISM / STUDENTS / PSYCHOLOGICAL HEALTH / UNIVERSITY STUDENTS / DEVELOPMENT OF NORMAL PERFECTIONISM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ушева Т.Ф., Федосова И.В.

. В статье подробно рассматриваются феномен перфекционизма и неоднозначные позиции авторов по отношению к данному психологическому явлению. Описаны параметры и виды перфекционизма; факторы, влияющие на его образование; позитивные и негативные аспекты перфекционизма; возрастные психологические особенности формирования перфекционизма у детей и юношества; компоненты в структуре изучаемого феномена. Представлены результаты диагностики психологических особенностей студентов в аспекте сформированности у них психологических свойств перфекциониста. Внимание авторов сосредоточено на развитии нормального перфекционизма у студентов вуза, что будет, по их мнению, способствовать сохранению психологического здоровья молодежи. Обозначены психолого-педагогические условия, которые помогут снизить действие негативных факторов и способствовать развитию нормального перфекционизма у обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ADEQUATE PERFECTIONISM AS A FACTOR OF PRESERVING UNIVERSITY STUDENTS’ PSYCHOLOGICAL HEALTH

The article examines the phenomenon of perfectionism and the authors’ ambiguous attitudes to this character trait. The authors describe the features and types of perfectionism, the factors that influence its formation, positive and negative aspects of perfectionism, age psychological features of perfectionism forming among children and youth, and the components in the structure of this phenomenon. The paper also presents the results of diagnosing students’ psychological features referring to perfectionism. The authors pay special attention to developing normal perfectionism among university students which is going to help preserving young people’s psychological health. Finally, the article outlines psychological and pedagogic conditions which can help to decrease the influence of negative factors and to develop normal perfectionism among students.

Текст научной работы на тему «Развитие нормального перфекционизма как фактор сохранения психологического здоровья студентов вуза»

УДК 378.178

РАЗВИТИЕ НОРМАЛЬНОГО ПЕРФЕКЦИОНИЗМА КАК ФАКТОР

СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Т.Ф. Ушева, И.В. Федосова

Аннотация. В статье подробно рассматриваются феномен перфекционизма и неоднозначные позиции авторов по отношению к данному психологическому явлению. Описаны параметры и виды перфекционизма; факторы, влияющие на его образование; позитивные и негативные аспекты перфекционизма; возрастные психологические особенности формирования перфекционизма у детей и юношества; компоненты в структуре изучаемого феномена. Представлены результаты диагностики психологических особенностей студентов в аспекте сформированности у них психологических свойств перфекциониста. Внимание авторов сосредоточено на развитии нормального перфекционизма у студентов вуза, что будет, по их мнению, способствовать сохранению психологического здоровья молодежи. Обозначены психолого-педагогические условия, которые помогут снизить действие негативных факторов и способствовать развитию нормального перфекционизма у обучающихся.

Ключевые слова: перфекционизм, студенты, психологическое здоровье, обучающиеся вуза, развитие нормального перфекционизма.

DEVELOPMENT OF ADEQUATE PERFECTIONISM AS A FACTOR

OF PRESERVING UNIVERSITY STUDENTS' PSYCHOLOGICAL HEALTH

T. Usheva, I. Fedosova

Abstract. The article examines the phenomenon of perfectionism and the authors' ambiguous attitudes to this character trait. The authors describe the features and types of perfectionism, the factors that influence its formation, positive and negative aspects of perfectionism, age psychological features of perfectionism forming among children and youth, and the components in the structure of this phenomenon. The paper also presents the results of diagnosing students' psychological features referring to perfectionism. The authors pay special attention to developing normal perfectionism among university students which is going to help preserving young people's psychological health. Finally, the article outlines psychological and pedagogic conditions which can help to decrease the influence of negative factors and to develop normal perfectionism among students.

Keywords: perfectionism, students, psychological health, university students, development of normal perfectionism.

В российской психологии понятие «перфекционизм» довольно распространено, несмотря на то, что для данной научной области оно является относительно новым и лишь недавно стало вызывать повышенный интерес отечественных ученых. Рассматривая широкое понимание перфекционизма, можно

охарактеризовать его как стремление человека к совершенству, к безупречности в действиях, к максимальному уровню достижений, при которых даже незначительное отклонение от намеченного результата рассматривается как неудача. Перфекционист - это человек, который стремится быть лучшим во всех сферах своей жизнедеятельности.

К теме совершенства, перфекционизма обращались многие философы и ученые: Аристотель, Н.Г. Гаранян, И. Кант, Г. Лейбниц, Ницше, Платон, Дж.Л. Флетт, Р.О. Фрост, А.Б. Холмогорова, П.Л. Хьюитт, Т.Ю. Юдеева и другие. До сих пор не существует единого мнения о феноменологии перфекционизма, следствием

чего является сложный и неопределенный характер данного термина, который впервые появился в научной литературе в XIX веке. Как отмечают В.А. Ясная и С.Н. Ениколопов, в психологии существует множество определений понятия «перфекционизм», причем ни одно из них не является общепринятым [9].

В большинстве концепций перфекционизма присутствует в качестве центрального компонента установление чрезмерно завышенных личных стандартов выполнения деятельности [1;4;]. В научной литературе можно встретить выделение перфекционизма, ориентированного на себя, ориентированного на других и социально предписанного перфекционизма [1;10]. Кроме того, авторы представляют характеристики данного феномена. Например, американский ученый Р. Слэйни определяет следующие параметры перфекционизма: высокие стандарты, склонность к порядку, тревога, прокрастинация, проблема в интерперсональных отношениях [11].

Отечественные психологи Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова, Т.Ю. Юдеева указывают на другие признаки: завышенные, по сравнению с индивидуальными возможностями, стандарты деятельности и притязания; чрезмерные требования к другим и завышенные ожидания от них; восприятие других людей как делегирующих высокие ожидания; постоянное сравнение себя с другими людьми при ориентации на самых успешных индивидов; дихотомическая оценка результата деятельности и ее планирование по принципу «все или ничего»; селектирование информации о собственных неудачах и ошибках [2].

Изначально перфекционизм изучался в контексте психопатологии. Многие ученые и в настоящее время рассматривают его как негативное явление. Надо заметить, что советский психолог Д. Хамчек (1978) впервые предложил различать две формы перфекционизма -нормальный и невротический. Нормальный перфекционизм развивается в рамках нормы: устанавливая для себя высокие личные стандарты, ставя непростые задачи, человек получает удовлетворение от процесса достижения высоких результатов. Невротический перфекционизм отличается навязчивой идеей, связанной с постоянным стремлением человека стать идеалом, поэтому он страдает от несбыточных целей, которые сам придумал [6].

Аналогичные научные взгляды мы находим и у современных авторов В.А. Ясной и С.Н. Ениколопова. Они считают, что «нормальный перфекционист - это тот, кто устанавливает для себя жесткие стандарты, но при этом не педантичен и отличается гибкостью, может приспосабливать свои стандарты к существующей ситуации, то есть он наиболее адаптивен по сравнению с невротическим перфекционистом, устанавливающим для себя завышенные стандарты, и не оставляющим себе возможность допускать ошибки» [10, с.101].

На основе эмпирических данных большинство авторов отмечают, что перфекционистская ориентация формируется уже в младшем школьном возрасте, иногда и раньше. В разные возрастные периоды перфекционизм выражен по-разному[3;5;8].

В студенческом возрасте складываются благоприятные условия для развития такой личностной особенности как перфекционизм. В этот период происходит переход личности от юности к взрослости, отмечается еще не ушедший инфантилизм, в то же время у юношей еще нет осознанного стабильного образа «Я». Студенты понимают, что имеют большие

возможности, считают, что многое могут, у них складывается свое особое мнение об окружающих, сверстниках. Формируется отношение к себе, другим людям. Все это может определить их место в социуме, в то же время может оказаться причиной проблем и трудностей. Перфекционизм может приобрести

разрушающую форму или быть движущей силой развития личности, ее самосознания и отношений с другими людьми. Все зависит от условий, в которых оказывается личность, и тех факторов, которые оказывают на нее решающее воздействие [7;8;12].

Психологические исследования

перфекционизма особенно значимы в аспекте исследования особенностей формирования личности в юношеском возрасте, в выявлении нестандартных форм поведения. Своевременное выявление перфекционистской направленности личности студента может предупредить как развитие депрессивных, так и суицидальных форм поведения. Таким образом, проблема перфекционизма и своевременное выявление его патологических форм имеет несомненную важность и нуждается в дальнейшем практическом изучении.

В работах ряда авторов разводятся невротическое и здоровое стремление к совершенству (А. Адлер, Э. Фромм), некоторые ученые противопоставляют их как две взаимоисключающие тенденции (К. Хорни). Заслуживают внимания позиции относительно разделения перфекционизма на нормальный и невротический (Д. Хамчек); здоровый и нездоровый (В. Паркер, Х. Стампф), нормальный и патологический (Н.Г. Гаранян). Мы акцентировали внимание на нормальном перфекционизме обучающейся молодежи как одном из факторов сохранения их психологического здоровья.

Нормальный перфекционизм студентов вуза мы рассматриваем как комплексное личностное образование, которое включает в себя высокие реалистичные требования, высокий уровень притязаний, оптимизм и гибкое мышление, способность адекватно принимать других людей с их недостатками и достоинствами. Анализ научной литературы позволил выделить следующие структурные компоненты нормального перфекционизма обучающегося: деятельностный, потребностно-мотивационный, компонент социального взаимодействия и личностный компонент.

Детально изучив работы А. Адлера, Л.С. Выготского, А.Б. Холмогорова, К. Хорни и других ученых, мы выделили сочетание

некоторых факторов, способствующих формированию перфекционизма студентов: макросоциальный (пропаганда в обществе культа совершенства, успеха, силы); семейный (завышенные требования родителей); индивидный (генетическая потребность в совершенстве во всем) и другие.

Проявления перфекционизма (стремление достигать во всем совершенства, страх ошибиться, не достигнуть обязательного успеха) являются основными факторами развития профессионального и эмоционального выгорания у студенческих активистов. В связи с этим актуальным является изучение особенностей развития данного явления, предупреждение

Вначале мы изучили потребностно-мотивационный компонент перфекционизма. Для этого использовали методику Т. Элерса «Методика измерения мотивации к успеху».

формирования его негативных форм у студентов вуза и ориентация молодежи на развитие нормального перфекционизма.

Базой для проведения исследования послужило ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», Педагогический институт. В исследовании участвовало 22 студента, из них 1 юноша и 21 девушка в возрасте от 17 до 20 лет.

Для того, чтобы изучить и экспериментально проверить уровень развития перфекционизма студенческой молодежи, мы выбрали несколько методов исследования в соответствии с критериями, определёнными нами ранее, см. таблицу 1.

Анализ материалов исследования показал, что в целом студентам свойственен высокий и средний уровень мотивации к успеху, см. рисунок 1.

Определение мотивации к успеху

4,50%

13,50%

50%

S низкии

ЕЗ слишком высокий

□ средний

□ умеренно высокий

Таблица 1. - Критерии, показатели и методы исследования развития перфекционизма у студентов

Критерии Показатели Методы исследования и диагностический инструментарий

Потребностно-мотивационный Мотивация достижения, мотивация самоактуализации Тестирование. Методика диагностики мотивации к достижению успеха (Т. Элерс)

Деятельностный Реалистичность целей деятельности, получение процессуального удовольствия от деятельности Метод сбора независимых характеристик

Социальный Принятие других людей, умение радоваться успехам других людей Тестирование. Тест оценки уровня общительности (В.Ф. Ряховский)

Личностный Реалистичность самооценки, оптимизм, альтруизм Тестирование. Методика «Насколько вы целеустремленный человек» (Р. Персо). Тест на выявление уровня самооценки (С.В. Ковалев)

Рисунок 1. - Результаты изучения уровня развития мотивации к успеху обучающихся (по методике Т. Элерса)

По результатам проведенного исследования было выявлено, что 50% студентов (11 человек) имеют средний уровень мотивации, 32% (7 человек) - умеренно высокий уровень, 13,5% (3 человека) - слишком высокий уровень и 4,5% (1 человек) - низкий уровень мотивации к успеху.

Отметим, что студенты с выраженной мотивацией достижения активны, инициативны, при встрече с проблемами ищут способы их преодоления. Продуктивность усвоения и активность у таких обучающихся в меньшей степени зависит от внешнего контроля. Они отличаются большой верой в себя, настойчивостью и решительностью в достижении поставленных целей. Ориентированные на успех, юноши склонны планировать свое будущее на перспективу и определять горизонты своего развития.

Доказано, что личности, настроенные на успех, выбирают средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели. Нереалистичные задачи ими отвергаются, так как они предпочитают рисковать расчетливо. Обычно такая расчетливость ведет к успеху, ведь она не связана ни с незначительными успехами при заниженных целях, ни с невероятными, случайными успехами при завышенных целях. В случае чередования успехов и неудач стремящиеся к успеху студенты склонны переоценивать свои неудачи. При выполнении заданий проблемного характера, в условиях дефицита времени результативность их деятельности обычно улучшается. На их удачи влияет также отношение ко времени и восприятие времени, которое переживается ими как полезное и быстрое, а не бесцельно текущее. При неудачах в выполнении какого-либо задания у юношей,

мотивированных на успех, привлекательность задачи чаще всего возрастает. В то же время, интерес к заданию еще более возрастает, если оно выбрано самим студентом, а не просто предъявлено ему кем-то.

Следующим этапом диагностики явилось определение уровня самооценки у обучающихся высшего учебного заведения. Для этого использовался тест С.В. Ковалева. Результаты диагностики представлены на рисунке 2. Данные показали, что в обследуемой группе 2 человека (9%) имеют высокий уровень самооценки, при котором человек, как правило, не отягощен сомнениями, адекватно реагирует на замечания других и трезво оценивает свои действия.

18 человек (82%) было отнесено к среднему уровню. Студенты с таким уровнем самооценки время от времени ощущают необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценивают себя и свои способности без достаточных на то оснований. Низкий уровень самооценки имели 2 человека (9%): обучающиеся данного уровня часто болезненно переносят критические замечания в свой адрес, обычно стараются подстроиться под мнение других людей, страдают от избыточной застенчивости.

Следующим шагом констатирующего эксперимента явилось изучение

целеустремленности личности студентов с помощью методики «Насколько вы целеустремленный человек». Тест состоит из 10 утверждений, составлен английским доктором по психиатрии Р. Персо, который разработал простые вопросы, требующие согласия или отрицания.

Определение уровня самооценки

О средний В низкий О в ысокий

Рисунок 2. - Результаты изучения уровня са

По результатам диагностического исследования было установлено, что из 22 опрошенных - 7 человек (32%) имеют уровень

ки обучающихся по методике С.В. Ковалева

целеустремленности ниже среднего. У 14 опрошенных (64%) выявлен уровень выше среднего - такие студенты не страдают

одержимостью по достижению поставленных целей. Они привыкли справляться со своими проблемами самостоятельно, без чьей-либо помощи, и ждут этого от окружающих. И 1 человек (4%) обладает высоким уровнем

целеустремленности - такие юноши не боятся осуждения и критики в свой адрес. Они всегда стараются добиваться своих целей, не испытывая при этом чувства страха. Обобщенные данные приведены на рисунке 3.

Уровень целеустремленности

4%

О ниже среднего О выше среднего О в ысокий

Рисунок 3. - Результаты изучения уровня целеустремленности студентов (по методике Р. Персо)

Для определения уровня общительности мы использовали тест оценки уровня общительности, разработанный В.Ф. Ряховским. Данная методика позволяет определить уровень

коммуникабельности человека. Студентам предлагалось ответить на 16 простых вопросов, по ответам на которые мы получили следующие результаты. У 41% студентов (9 человек) отмечается низкий уровень общительности, который связан с определенными проблемами при установлении контактов с новыми людьми, способностью отстаивать свою точку зрения. 45% студентов (10 человек) отличаются высоким уровнем общительности: любопытны, разговорчивы, охотно знакомятся с новыми

людьми, любят быть в центре внимания, никому не отказывают в просьбах, хотя не всегда могут их выполнить. Основными трудностями в общении, с которыми сталкивается данная группа студентов, являются: низкий уровень усидчивости, терпения, целеустремленности при решении задач в процессе общения. Повышенный уровень общительности отмечен у 14% студентов (3 человека). Они коммуникабельны, всегда в курсе всех дел, любят принимать участие во всех дискуссиях. Берутся за любое дело, хотя не всегда могут успешно довести его до конца.

На основании полученных обобщенных по группе результатов была построена диаграмма, см. рисунок 4.

Уровень общительности

14%

□ низкий

□ в ысокий

О умеренно высокий

Рисунок 4. - Результаты изучения уровня общительности студентов (по методике В. Ф. Ряховского)

Завершающим шагом на констатирующем этапе эксперимента явилось выявление общего уровня развития перфекционизма у обучающихся

вуза. Для этого мы провели экспресс-диагностику перфекционизма, разработанную Н.П. Фетискиным. Методика состоит из 10

утверждений, из которых испытуемый должен выбрать наиболее подходящую для себя ситуацию. Было установлено, что из 22 опрошенных 68% студентов (15 человек) относятся к группе со средним уровнем

перфекционизма, 27% студентов (6 человек) к низкому уровню, и 5% (1 человек) - к высокому уровню. Количественные результаты определения уровня развития перфекционизма обучающихся представлены на рисунке 5.

Рисунок 5. - Результаты изучения уровня развития перфекционизма у студентов

(по методике Н.П. Фетискина)

Последним шагом в нашей работе стало использование метода сбора независимых характеристик с целью дополнить и сравнить результаты диагностики с мнением преподавателей. На данном этапе был проведен опрос педагогов по каждому студенту. Он включал в себя следующие вопросы: Можно ли назвать этого студента перфекционистом? Почему? Данный метод позволил установить, что из 22 обучающихся 1 студент является нездоровым перфекционистом и у 15 чел. наблюдаются проявления нормального перфекционизма (по мнению преподавателей), что коррелирует с результатами тестирования в целом.

В заключение диагностических процедур мы подвели итоги. Все данные, полученные по каждой методике, тесту и по каждому студенту были сведены в обобщающую матрицу. Анализ полученных результатов показал, что у большей части студентов недостаточно развит нормальный перфекционизм, или же его показатели, наоборот, являются слишком высокими. Эти данные свидетельствуют о необходимости разработки

специальной системы мероприятий или программы, направленной на развитие нормального перфекционизма у обучающихся вуза. Содержание этих мероприятий должно включать в себя формирование установок и ценностных ориентаций, направленных на развитие взаимоотношений в коллективе; контроль над своим эмоциональным состоянием; формирование позитивного уровня самооценки, целеустремленности, мотивации к успеху и уровня общительности. В рамках реализации специальной программы необходимо создавать следующие психолого-педагогические условия, которые могут снижать действие негативных факторов и способствовать развитию нормального перфекционизма у молодежи: создание акмеологической среды в группе обучающихся; актуализация потребности в психологическом здоровье; наличие ситуации личностного развития; использование в образовательном процессе интерактивных форм обучения; воздействие на все компоненты развития нормального перфекционизма.

Литература:

1. Гаранян Н.Г. Типологический подход к изучению перфекционизма / Н.Г. Гаранян // Вопросы психологии. - 2009. - № 6. - С. 52-60.

2. Гаранян Н.Г. Перфекционизм, депрессия и тревога / Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова, Т.Ю. Юдеева // Московский психотерапевтический журнал. - 2001. - № 4. - С. 18-28.

3. Жебрун Я.О. Особенности социально-психологической адаптации студентов, склонных к перфекционизму / Я.О. Жебрун // Вестник Бурятского университета. - 2010. - № 5. - С 36-38.

4. Ильин Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2011. - 224 с.

5. Купченко В.Е., Сабирова Л.С. Особенности жизненной стратегии у лиц с разным уровнем перфекционизма / В.Е. Купченко, Л.С. Сабирова // Омский научный вестник. - 2013. - № 2(116). - С. 159163.

6. Малкина-Пых И.Г. Исследование самоактуализации и перфекционизма в структуре личности / И.Г. Малкина-Пых // Мир психологии. -2010. - № 1. - С. 208-217.

7. Пядушкина Н.Н., Федосова И.В. Ориентация студентов на здоровый образ жизни в условиях вуза: опыт разработки и реализации образовательных программ / Н.Н. Пядушкина, И.В. Федосова // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - 2015. - № 1(1). - С. 224-234.

8. Южакова И.О. Особенности взаимосвязи перфекционизма и психологического благополучия студентов / И.О. Южакова // Сопровождение личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, в истории и современности / Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 110-летию Иркутского Педагогического института. - Иркутск: Изд-во «Иркут», 2019. - С. 203-205.

9. Ясная В.А., Ениколопов С.Н. Перфекционизм: история изучения и современное состояние проблемы / В.А. Ясная, С.Н. Ениколопов // Вопросы психологии. -2007. - № 4. - С. 157-158.

10. Ясная В.А., Ениколопов С.Н. Апробация шкал измерения перфекционизма на российской выборке/ В. А. Ясная, С. Н. Ениколопов // Психологическая диагностика. - 2009. - №1. - С. 101— 120.

11. Ясная В.А., Митина О.В. Методика оценки перфекционизма Р. Слейни: взаимосвязь с толерантностью к неопределенности / В.А. Ясная, О.В. Митина // Психология саморазвития человека / Материалы третьей Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 5-7 декабря 2011 г. - Киров: Вят. гос. гуманитар. университет, 2011. - С. 39-43.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. I.V. Fedosova, T.F. Usheva, I.V. Berinskaya, A.V. Kibalnik and O.V. Gordina. Healthy lifestyle of modern university students: new methods of diagnosis and development // Man in India. - Volume: No.97 (2017). Issue No.: 15 (2017). - P. 539-558.

Сведения об авторах:

Ушева Татьяна Фёдоровна (г. Иркутск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики и психологии, Иркутский государственный университет, педагогический институт, e-mail: itf76@mail.ru

Федосова Ирина Валерьяновна (г. Иркутск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой социальной педагогики и психологии, Иркутский государственный университет, педагогический институт, e-mail: Fedos-ir@yandex.ru

Data about the authors:

T. Usheva (Irkutsk, Russia), Candidate of Pedagogic Sciences, associate professor, associate professor of social pedagogy and psychology department, Irkutsk State University, Pedagogy Institute, e-mail: itf76@mail.ru

I. Fedosova (Irkutsk, Russia), Candidate of Pedagogic Sciences, associate professor, head of social pedagogy and psychology department, Irkutsk State University, Pedagogy Institute, e-mail: Fedos-ir@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.