ЛИЧНОСТНОЕ САМОРАЗВИТИЕ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А. И. Федотова
72
Аннотация. В статье рассматртвается проблема саморазвития личности через познавательную деятельность (познавательный интерес, познавательная самостоятельность, познавательная активность) студента в процессе непрерывного профессионального образования. Автором описана модель личностного саморазвития студента (самоопределение, самоорганизация, самовыражение) в единой образовательной системе «училище-колледж-вуз».
Ключевые слова: непрерывное образование, многоуровневое профессиональное образование, единая образовательная система «училище-колледж-вуз», познавательный интерес, познавательная самостоятельность, познавательная активность, самоопределение личности, самоорганизация личности, саморазвитие личности.
Summary. The article covers the main problem ofan individual's self-development through the cognitive activity (cognitive interest, cognitive self-sufficiency, cognitive zeal) of the student in the process of continuous professional education. The author describes the model of the student's self education (student's self-determination, self-organization, self-actualization) in a united educational system "specialized school-college-higher educational institution".
Keywords: continuous education, multilevel professional education, united educational system "specialized school-college-higher educational institution", cognitive interest, cognitive self-sufficiency, cognitive activity, self-actualization, self-organization, self-education.
Одной из актуальных проблем в совершенствование каждого человека
сфере профессионального об- на протяжении всей жизни. В совре-
разования и образования в целом яв- менных условиях значение образова-
ляется проблема создания системы ния в жизни каждого человека возрас-
непрерывного образования (С. Я. Ба- тает, и оно не может ограничиваться
тышев, Б. С. Гершунский, А. Т. Глазу- только периодом обучения.
нов, М. И. Махмутов, А. М. Новиков, Потребность в повышении уровня
В. Г. Онушкин, А. Г. Соколов и др.). знаний в течение всей жизни челове-
Идея непрерывного образования: пе- ка привела к возникновению идеи соз-
реход от формулы «образование на дания новой образовательной систе-
всю жизнь» к формуле «образование мы: многоуровневой по структуре ор-
через всю жизнь», то есть постоянное ганизации процесса и непрерывной
творческое обновление, развитие и по сути и содержанию. В нашей рабо-
те непрерывность образования мы рассматриваем в тесной связи с развитием субъектности человека. Эффективность будущей профессиональной деятельности для студента зависит не только от приобретенных в вузе профессиональных знаний и умений, но и от сформированности способности к профессионально-творческому саморазвитию. Он рассматривает свою будущую профессию не только как средство социального развития, но и как средство саморазвития личности в процессе непрерывного профессионального образования.
В последние годы наблюдается смена приоритетов в профессиональном образовании - с усвоения готовых знаний в ходе учебных занятий на самостоятельную познавательную деятельность каждого студента с учетом его особенностей и возможностей. Главной целью становится не только совокупность знаний, умений и навыков, передаваемых обучаемым, но и подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных и стрессоустойчивых специалистов, которые способны творчески, самоустремлен-но осуществлять преобразование действительности и самих себя в ней. Как показал эмпирический опыт, одним из путей достижения данной цели является интеграция образовательных программ различных уровней профессионального образования, что в Республике Саха (Якутия ) создано на базе Якутского государственного ин-же нерно-технического института.
Ценность данного учебного заведения, интегрирующего все уровни профессионального образования, состоит в формировании практико-ори-ен ти ро ван ного инженера, специалиста, который целостно и интегратив-
но владеет всеми квалификациями своей профессиональной сферы. При этом особенность реализации этой цели заключается в том, что студент все уровни профессионального образования (начальное, среднее и высшее профессиональное образование) получает в одном образовательном учреждении, имеющем статус вуза. Многоуровневое профессиональное образование (единая образовательная среда «училище-колледж-вуз») является новой формой образовательной системы, особенным образом влияющей на процесс личностного становления специалиста-профессионала за счет раннего профессионального самоопределения студента, ориентации образовательных программ на формирование интегральных структур личности, специфической организационной формы обучения, сочетающей характеристики интегрируемых уровней профессионального образования.
Как подчеркивает Н. Г. Худолий, основатель данного учебного заведения, многоуровневая структура профессионального образования создает условия для формирования потребно- 73 сти в «...саморазвитии личности, определения своей профессионально-образовательной траектории и постепенного и последовательного самовыращивания себя как специалиста [1, с. 11]. Для формирования саморазвития студентов мы исходим из определений смысла деятельности по саморазвитию, данных К. Роджерсом и Л. Н. Куликовой.
Согласно К. Роджерсу, смысл деятельности по саморазвитию состоит не в формировании человека по заданным образцам, а в поддержке его самореализации - раскрытии и развитии личностного потенциала, приня-
74
тии и освоении им собственной свободы и ответственности за жизненные выборы [2]. Личностное саморазвитие, по определению Л. Н. Куликовой, это «...именно самопреобразование личности как внутренней сферы и энергетического ядра человека, обогащение главных ее характеристик -ценностей и ценностных ориентаций, мотивации и направленности, воли и характера, чувств и эмоций, духовно-нравственной глубины и устойчивости» [3, с. 63]. По мнению К. Роджерса, существует объединяющий мотив, который представляет собой «свойственную организму тенденцию развивать все свои способности, чтобы сохранять и развивать личность» [2, 196]. Все это позволяет нам утверждать, что в основе мотивации обучаемого лежит стремление к саморазвитию, самосовершенствованию, максимальной реализации лучших качеств своей личности, которые были заложены в ней от природы.
Нами разработана модель личностного саморазвития студента в единой образовательной системе «училище-колледж-вуз», где внутренние условия (установка, потребность, способность) способствуют развитию «самости» и «саморазвития личности».
На первом (мотивационном) этапе реализации разработанной нами модели целью является установка на саморазвитие личности на основе принципа ее самоценности. Учащимся (первокурсники после окончания основной школы) предоставляется свобода выбора уровня профессионального образования соответствующих специальностей, все ступени которых являются законченными циклами обучения и позволяют выпускать учащихся первой ступени - с начальным профессиональ-
ным, второй ступени - со средним профессиональным, третьей ступени - с высшим профессиональным образованием. Для них появляются условия, когда они, обучаясь в одном учебном заведении, могут получить разные уровни профессионального образования. На данном этапе преподаватель содействует самоопределению личности в интегрированной образовательной среде. Главная цель профессионального самоопределения заключается в постепенном формировании у студента внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.
Важным фактором успешности овладения знаниями, как отмечают А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, Ю. К. Ба-банский, является познавательный интерес и мотив учения. Взаимообусловленность операционной и мотива-ционной сторон обучения выражается в том, что познавательный интерес вызывает существенные изменения в способах умственной деятельности, обучение же приемам умственной работы является важным источником формирования познавательных интересов. Руководствуясь данным положением, в процессе опытной работы мы исходим из того, что источником самой сильной стимуляции учения в глазах студентов являются не столько содержание обучения и процесс учебной деятельности, сколько социальные стимулы (вера в свои силы, воля, поощрение, отношения и.т.п.), кото-
рые для личности обучающегося важнее и сильнее всех остальных. И как показала практика, социальные стимулы не выступают обособленно от стимулов содержания и процесса деятельности, переплетаясь друг с другом, влияя друг на друга, они побуждают познавательный интерес, оказывают воздействие на нравственное развитие личности. Интерес, как мотив, оказывает воздействие не только на развитие мышления, памяти, воображения и других сторон сознания человека, но и на воспитание морально-волевых черт, на развитие целостности личности.
Выбранный нами гуманистический подход к воспитанию основан на признании самоценности и уникальных творческих дарований обучающихся, направлен на диалогическое взаимодействие с ними, на выявление потенциальных возможностей, активизацию их внутренних сил и резервов. Такой подход способствует положительному отношению личности к самой себе и принятию самой себя. Показателями принятия личности самой себя является поиск собственных ориентиров в учебной деятельности в процессе адаптации студента в интегрированной образовательной среде; проявление готовности к общению; появление чувства личностной значимости выбранной им профессиональной деятельности.
На втором (организационном) этапе модели целью является формирование потребности в саморазвитии личности на основе принципа определения обучаемого как активного субъекта познания. Здесь по программе опытной работы, педагог стимулирует самоорганизацию личности в интегрированной образовательной
среде. Самоорганизация - деятельность и способность личности, связанные с умением организовать себя и проявляющиеся в целеустремленности, активности, обоснованности мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решений и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга.
В процессе опытной работы нами выявлена необходимость использования в обучении таких методов и приемов, которые побуждают студентов к поиску, исследованию и разрешению проблем, в результате чего происходит развитие их познавательной самостоятельности. Роль преподавателя при соблюдении этого условия в некоторой степени усложняется. Ведь для того, чтобы студенты смогли полностью раскрыть свои выводы, превратив их в полноценное знание, преподаватель должен указать им правильное направление, не нарушив при этом условие самостоятельности. Преподаватель не сообщает готовые знания, а помогает студентам самим их получить и включить в общую систему научных знаний, то есть, как отмечал А. Дистервег, «знания можно предложить, но овладеть ими может и должен каждый самостоятельно». Процесс усвоения знаний проходит в несколько этапов: узнавание, воспроизведение, понимание, применение в знакомых ситуациях, применение в незнакомых условиях, оценивание. Наш опыт показал, что знания не могут приобретаться простым заучиванием, а должны приумножаться путем сознательной их переработки, что качество усваиваемой информации зависит от характера деятельности сту-
75
76
дентов, а его познавательная активность основывается на способности действовать самостоятельно.
Для получения объективных сведений, поддержания и развития познавательного интереса к занятиям важно, чтобы система контроля и оценка была объективной, понятной студенту. Он должен понимать, что всегда сможет улучшить результаты своей работы, что связано с формированием адекватно-позитивной самооценки. Формируя самооценку, мы руководствовались тем, что самоутверждение определяется отношением к тому, на что человек претендует, какие цели перед собой ставит - уровнем притязаний. В своей практической деятельности человек стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации. Функции самооценки и самоуважения психической жизни личности состоят в том, что они выступают внутренними условиями регуляции поведения и деятельности человека. Показателями позитивной самооценки студента являются вера в свои потенциальные возможности, осознание студентом хода собственного развития и готовность к самостоятельному овладению профессиональной деятельностью.
Ознакомление студента на данном этапе со способами и приемами рефлексивной деятельности, как показала опытная работа, превращает самосознание в саморазвитие личности, так как он становится наблюдателем своих мыслей, чувств, поступков, активизирует внутренний диалог. В процессе овладения профессиональными навыками развивается продуктивная рефлексия на собственную деятельность.
Анализ результатов деятельности со стороны преподавателя при активном участии студентов вырабатывает адекватность оценок своих результатов у каждого студента. В результате накопления знаний происходят качественные изменения студента, что обусловливает его переход к новому уровню развития; завершение одного цикла является началом нового при сохранении основных сущностных черт субъекта. А это, в свою очередь, создает благоприятные условия для развития самостоятельности и активности личности.
На третьем (креативном) этапе модели целью является развитие творческих способностей студента на основе принципа опоры на субъективный опыт обучаемого. Для этого опытная работа направлена на то, чтобы учебный процесс носил не пассивно-созерцательный характер, а включал в себя активную самостоятельную деятельность студентов. Согласно этому, на данном этапе преподаватели создают условия для самовыражения личности студентов. Для этого они опираются на положения: познавательная деятельность в процессе обучения соотносится с движением обучаемых от незнания к знанию, от неумения к умению, от случайных наблюдений к системе познания действительности; человек, добывая новые знания, воздействует на мир, который, в свою очередь, оказывает влияние на человека. И в таком процессе студент приобретает определенный опыт, вырабатывает различные способы воздействия, обогащается новыми знаниями и умениями, без которых невозможно самостоятельное познание действительности. Знания, приобретенные в процессе по-
знавательной деятельности, являются фундаментом для раскрытия творческого потенциала индивидуальности.
Из нашей практики видно, что познавательная активность - это необходимое условие самостоятельного действия, готовность к инициативному, творческому овладению знаниями, приложение волевых усилий. Все это в конечном итоге формирует потребность в расширении знаний, устойчивую мотивацию к учебной работе. Сформированная познавательная активность личности, проявляющаяся в овладении знаниями и способами деятельности и в положительном отношении к содержанию и процессу обучения, становится результатом только такого процесса обучения, в котором осуществляется тесная связь между усвоением знаний и одновременным применением их для решения задач, требующих от студентов инициативы, настойчивости, самостоятельного мышления.
Индивидуально-творческий подход, разрабатываемый научной школой В. А. Сластенина, лежит в основе креативной образовательной парадигмы, которая определяет механизмы преобразования личности через самоопределение, свободу самовыражения, самостоятельного выбора оптимальных стратегий жизненного пути. Иначе креативность, как интегральное качество личности, есть «способность к созданию нового, синтез процессуальных и личностных и личностных особенностей индивида, позволяющих творчески преобразовывать действительность» [4]. Это является основой активности и творческого подхода в познании, так как именно творчество предполагает новое видение, подход и решение,
готовность отказаться от привычных схем и стереотипов поведения, восприятия и мышления.
И по разработанной нами программе личностного саморазвития студента в единой образовательной системе «училище-колледж-вуз» педагог предоставляет необходимое пространство для творчества личности. Для того чтобы создать условия для приобретения творческого опыта, конструируются специальные педагогические ситуации, требующие и создающие условия для творческого решения. Возможность конструирования таких ситуаций обусловлена тем, что обучение творчеству, главным образом, осуществляется на проблемах, уже решенных обществом. Обучающиеся же только в отдельных случаях, на определенном уровне своего развития и в зависимости от деятельности педагога могут создавать новые ценности. Поэтому применительно к процессу обучения творчество является формой деятельности человека, направленной на созидание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, то есть важных для формирования личности как общественного субъекта.
Выбранный нами на третьем этапе индивидуально-творческий подход к студенту в единой образовательной системе «училище-колледж-вуз» способен «...побудить его к самотворчеству, предполагает создание условий для развития индивидуальности каждого, ориентацию на свободу творчества, приведение в движение внутренних механизмов самодвижения» [1, с. 15]. А это возможно, как свидетельствует практика, только тогда, когда созданы условия для проявле-
77
78
ния и раскрытия внутренней свободы. Свобода личности является обязательным условием, обусловливающим подготовку специалиста-профессионала. Человек несет ответственность не только за свои поступки, осуществление смысла жизни, но и за свои способности. Показателями личностного саморазвития студента на данном этапе является: продуктивная деятельность, направленная на созидание нового (самотворчество); смелость - как ее условие и механизм; ответственность - как стремление к получению социально полезных и значимых результатов.
Таким образом, личностное саморазвитие студента обусловлено тем, что непрерывное образование - это единая система образования человека в течение всей его жизни, в рамках которой человек может осуществлять выбор образовательных траекторий в соответствии с его индивидуальными потребностями и способностями. Непрерывность успешно осуществляется в многоуровневом профессиональном учебном заведении, где студенты, обучаясь в одном учебном заведении, могут получить разные уровни профессионального образования, воплотить в жизнь индивидуальные траектории непрерывного
профессионального становления через реализацию потребности в самоутверждении, самовыражении, саморазвитии, самоидентификации.
Потребность личности в развитии себя, трансформировавшаяся в задачу самопреобразования, побуждает ее к творческим актам, которые в своем чередовании, сообразно личностным целям, и есть процесс саморазвития.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Худолий Н. Г. Реализация модели многоуровневого профессионального образования в условиях высшего учебного заведения // Под ред. Н. Г. Худолий. МНиПО РС (Я). Як. гос. инж.-тех. ин-т. - Якутск, 2004. - 188 с.
2. Roders C. R. A theory of therapy, personality and interpersonal relationships, as developed in the client-centered framework // S. Koch (Ed.) Psychology: A study of a science (Vol. 3. P. 184-256). - New York: McGraw-Hill, 1959.
3. Куликова Л. Н. Саморазвитие личности: психолого-педагогические основы: учебное пособие. - Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. пед. ун-та, 2005. - 320 с.
4. Подымова Л. С. Креативная парадигма образования в исследованиях научной школы В. А. Сластенина / Л. С. Подымова, В. А. Сластенин, Н. Е. Можар // Известия Рос. академии образования. -2000. - № 3. ■