УДК 377.1
Е.Н. МИЛЕШКИНА, Ю.В. БРЫКИН
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Рассматриваются вопросы формирования познавательной активности и профессионального саморазвития будущих специалистов и определяются организационно-педагогические условия, в которых эти процессы оказываются наиболее эффективными.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, методы активного обучения, игра, игровые технологии, обучение, познавательный интерес.
The article deals with theformation ofcognitive activity, professional self-development specialists and determine the organizational and pedagogical conditions in which these processes are most effective.
Keywords: active learning methods, game, learning, cognitive interest, professional education.
Социально-экономические преобразования в стране вызвали необходимость формирования человека активного, предприимчивого, способного самостоятельно познавать и действовать в динамичной социально-политико-экономической ситуации.
В связи с этим профессиональное образование находится в ситуации постоянных изменений, которые связаны с пересмотром как содержательных, так и процессуальных аспектов профессиональной подготовки будущих высококвалифицированных специалистов. Ускорение технологического развития общества приводит к тому, что системы профессиональной подготовки все чаще выпускают специалистов, нуждающихся в срочном дополнительном обучении и переподготовке: их профессиональные знания, умения, компетенции во многом морально устаревают уже к выпускному курсу.
Цель профессионального образования носит трехкомпонентный харак-
© Милёшкина Е.Н., Брыкин Ю.В., 2016
тер: в профессиональной области -это формирование профессиональной компетентности, в общественной жизни - успешная социализация личности, в личностной сфере - осознание собственной самоценности, проявление рефлексии и активности в целепо-лагании и в деятельности в целом, самоидентификация личности обучающегося. Ведущим принципом подготовки специалиста является самоопределение студента в образовании и последующий выбор поля профессиональной самореализации. Речь идет о мобильном субъекте деятельности, обладающем сформированной личностной позицией свободного выбора ее вида, способов и форм реализации, т.е. способностью к саморазвитию и самоопределению в условиях альтернативного и открытого общества.
Именно поэтому вопросы формирования познавательной активности, профессионального саморазвития специалистов и определения организационно-педагогических условий, в рамках которых эти процессы оказывают-
ся наиболее эффективными, приобретают свою особую актуальность.
Известно, что в эволюции животных эффекторы - органы действия - всегда появляются и эволюционируют раньше рецепторов - органов восприятия. Это означает, что в самой природе существует такая закономерность: восприятие и усвоение какой-либо информации обусловлено ее необходимостью для какого-либо действия; познавательная активность обусловлена возможностью применения полученных знаний.
В настоящее время перед преподавателями колледжей стоит проблема повышения интереса студентов к специальным предметам. Одна из причин потери интереса - это непригодность ряда традиционно применяемых приемов обучения для нынешнего контингента обучаемых: ведь у нашей молодежи сегодня сильно развито чувство самосознания и собственного достоинства, она о многом имеет представление, поэтому занятия, базирующиеся на авторитарном режиме, приказе, вызывают лишь раздражение и скуку - они неприемлемы. Это побудило нас искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету, воплощающие в себе идеи высокой взаимности, требовательности и уважения, опирающиеся на возросшую самостоятельность учащихся и, наконец, значительно расширяющие и обогащающие методический арсенал преподавателя, поскольку известно, что постоянство - враг интереса.
Наиболее значимые результаты видятся в создании многоуровневой системы подготовки специалистов, гуманизации и гуманитаризации содержания образования, внедрении новых технологий обучения, предоставле-
нии возможности овладения наряду с основной профессией дополнительной квалификацией и т.д.
При активном обучении студент в большей степени становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания. Одной из приоритетных задач современности является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого студента. Поэтому использование активных форм обучения является основой развития познавательного интереса студентов. Активные и познавательные способности формируются и развиваются в процессе познавательной деятельности, когда обучаемый не просто слушатель, а активный участник в познавательном процессе, своим трудом добывает знания, - эти знания более прочные.
В Концепции модернизации российского образования обозначено, что новое качество образования - это «ориентация образования не только на усвоение обучающимся суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных способностей, получение опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, формирование ключевых компетенций» [2]. Организуя учебную деятельность, хотелось бы решить ряд следующих задач: обучить студентов умению сделать выбор, научить не только понимать предложенные педагогом цели, но и формировать их самому. Главная цель обучения - дать возможность каждому студенту независимо от его способностей получать знания и умения, соответствующие его индивидуальным возможностям.
В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должны быть направлены на формирование активной, конкурентоспособной личности профессионала, способного адаптироваться к новым условиям жизни, к новым технологиям профессионального труда и разностороннее взаимодействие с деловыми партнерами, понимание новых форм отношений, складывающихся между людьми во всем мире, поиск консенсусов для решения глобальных проблем - все это требует от специалистов во всех сферах деятельности мудрого и гибкого поведения, высокой, не только функциональной, профессиональной, коммуникативной, но и информационной грамотности. При таком подходе в среднем профессиональном образовании особое место должны занимать такие методы обучения и формы занятий, которые обеспечивают активное участие в занятии каждого студента, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность учащегося за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения.
Игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека. Вот почему игровые методы находят все большее применение в современном образовательном процессе общеобразовательных школ и учреждениях профессионального образования.
Изучению игровой деятельности и игровых методов обучения посвящены работы таких известных отечественных психологов и педагогов, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин
и др. Они выделяют три основных вида человеческой деятельности - трудовую, игровую и учебную, которые тесно между собой взаимосвязаны. Анализ психолого-педагогической литературы по теории возникновения игры в целом позволяет представить спектр ее назначений для развития и самореализации студентов. Немецкий психолог К. Гросс, первым в конце XIX в. предпринявший попытку систематического изучения игры, называет игры изначальной школой поведения. Отечественный исследователь игры Д.Б. Эль-конин полагает, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых. Называя игру «арифметикой социальных отношений», Эльконин трактует ее как деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых. А.Н. Леонтьев доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности только в игре.
В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения. В исследованиях современных авторов утверждается взаимосвязь обучения и игры, определяется структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.
Игровое обучение происходит в рамках ситуации, имитирующей профессиональную деятельность и носящей условный характер. Игровая деятельность зачастую кажется непродуктивной, так как ее результаты отсрочены во времени и выражаются в виде ум-
ственных знаний, умений, навыков, опыта, поведения и образа мышления, которые весьма трудно замерить.
Рассмотрим методы обучения, предусматривающие познание через игровую деятельность.
Система методов обучения включает следующие направления:
• методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся;
• методы диалогического взаимодействия преподавателя и обучаемого на занятии развивающего типа.
В основу игровых технологий заложены основные принципы: я учу самостоятельности, умению планировать свою деятельность; развиваю волю и целеустремленность, ориентируя на зону ближайшего развития - заметить и не пропустить малейший успех, закрепить его и идти дальше и выше; учету результатов учебной деятельности через систему заданий и накопительную систему оценок; диалогичности и сотрудничеству - «я рядом со студентами, и мы вместе решаем все проблемы и радуемся успехам».
Активная познавательная деятельность обеспечивает раскрытие новых возможностей обучающихся, является необходимым условием для становления компетентностей.
Методика активизации познавательного интереса на специальных предметах способствует формированию устойчивого познавательного интереса, положительно влияет на качество
знаний студентов и характеризуется:
• сознательным стремлением овладеть знаниями и умениями;
• осознанием нужности профессионального образования;
• наличием познавательного интереса.
В образовательном процессе необходимо применение игровых методов, которые могут дополняться дискуссиями, дебатами, работой в микрогруппах.
Внедрение игровых методов дает обучающемуся:
• опыт активного освоения учебного содержания во взаимодействии с учебным окружением;
• развитие личностной рефлексии;
• развитие толерантности;
• освоение нового опыта учебного взаимодействия.
Опыт применения игровых технологий показывает, что именно эмоциональная или чувственная составляющая игр позволяет обучаемым не только включаться в игровой процесс, «погружаться» в него, но и переживать все то, что происходит в ходе игры. Это наилучшим образом влияет на развитие познавательного интереса к обучению и личностному развитию.
Игровые технологии - имитационные и деловые игры, ролевые упражнения и тренинги, анализ ситуаций и игровое проектирование обеспечивают для специалиста своего рода фундамент, с которого начинается строительство нового образовательного пространства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонова Е.В., Брыкин Ю.В., Сковород-кина И.З. Особенности воспитания и социализации молодежи в современной профессиональной школе//Молодой ученый. 2015. № 21 (101). С. 761-764.
2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 го-
ды. URL: http://government.ru/media/files/ mlorxfXbbCk.pdf
3. Кальней В.А., Милёшкина Е.Н. Тенденции развития игровых технологий в профессиональной подготовке специалистов СПО // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профес-
сионального образования Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина. 2014. № 1. С. 124-126.
4. Милёшкина Е.Н. Развитие познавательного интереса студентов колледжа на основе игровых технологий//Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 8. С. 218-219.
5. Милёшкина Е.Н. Использование деловых игр в учебном процессе среднего профессионального образования // Образование. Наука. Научные кадры. 2013. № 4. С. 165-166.
6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. М.: Народное образование, 2005. Т. 1.
УДК 378.1
П.С. ПРОБИН
ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рассматриваются проблемы проектирования оптимальной модели электронной образовательной среды. Особое внимание уделяется вопросам оценки качества знаний студентов, полученных посредством работы с платформами дистанционного обучения.
Ключевые слова: инновация, электронные платформы обучения, мультимедийные устройства.
This article is devoted to problems of optimum electronic educational environment model design. The special attention is paid to questions of student's knowledge quality assessment, which is gained by means of distance learning platforms.
Keywords: innovation, electronic platforms of training, multimedia devices.
Система высшего образования является одним из наиболее динамично развивающихся элементов современного социума. В этой связи механизм передачи знаний будущим специалистам постоянно видоизменяется. При этом процесс трансформации образовательного процесса имеет ярко выраженный дуализм. С одной стороны,
© Пробин П.С., 2016
его качественная составляющая постоянно совершенствуется: внедряются современные мультимедийные технологии (от школы до аспирантуры), большое значение придается вопросу повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров, к научной деятельности активно привлекаются студенты не только выпускных, но и младших курсов, высшие учебные заведе-