Научная статья на тему 'Развитие познавательного интереса студентов колледжа на основе игровых технологий'

Развитие познавательного интереса студентов колледжа на основе игровых технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / PROFESSIONALISM / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / COGNITIVE INTEREST / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ACTIVE LEARNING METHODS / ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / GAME TEACHING METHODS / УЧЕБНЫЕ ИГРЫ / EDUCATIONAL GAMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милёшкина Е. Н.

В статье раскрываются возможности игровых технологий, являющихся одной из уникальных форм обучения, способствующей развитию познавательного интереса, что обеспечивает раскрытие новых возможностей обучающихся и является необходимым условием для становления компетентностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE INTEREST OF COLLEGE STUDENTS ON THE BASIS OF GAMING TECHNOLOGY

The article describes the possibilities of gaming technology, being one of the most unique forms of education that promotes cognitive interest, allowing the disclosure of new opportunities of students and is a prerequisite for the development of competencies.

Текст научной работы на тему «Развитие познавательного интереса студентов колледжа на основе игровых технологий»

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА НА ОСНОВЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Е.Н. Милёшкина,

аспирантка кафедры технологий и профессионального образования

ГОУ (ДПО) «Педагогическая академия» Научная специальность: 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики образования Научный руководитель: И.З. Сковородкина, доктор педагогических наук, профессор Рецензент: В.А. Кальней, доктор педагогических наук, профессор

E-mail:[email protected]

Аннотация. В статье раскрываются возможности игровых технологий, являющихся одной из уникальных форм обучения, способствующей развитию познавательного интереса, что обеспечивает раскрытие новых возможностей обучающихся и является необходимым условием для становления компетентностей.

Ключевые слова. Среднее профессиональное образование, профессионализм, познавательный интерес, активные методы обучения, игровые методы обучения, учебные игры.

THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE INTEREST OF COLLEGE STUDENTS ON THE BASIS OF GAMING TECHNOLOGY

E.N. Milyoshkina,

graduate student of chair of technologies and professional education ofpublic educational institution (DPO) "Pedagogical academy"

Abstract. The article describes the possibilities of gaming technology, being one of the most unique forms of education that promotes cognitive interest, allowing the disclosure of new opportunities of students and is a prerequisite for the development of competencies.

Keywords. Secondary vocational education, professionalism, cognitive interest, active learning methods, game teaching methods, educational games.

Социально-экономические преобразования в стране вызвали необходимость формирования человека активного, предприимчивого, способного самостоятельно познавать и действовать в динамичной социально-политико-экономической ситуации.

В связи с этим средняя профессиональная школа в нашей стране находится в ситуации постоянных изменений, которые связаны с пересмотром содержательных, аспектов обучения будущих высококвалифицированных специалистов. Реформа среднего профессионального образования, прово-

димая в России в настоящее время, уже позволяет говорить о его качественном изменении. Ускорение технологического развития всей мировой цивилизации приводит к тому, что системы профессиональной подготовки всё чаще выпускают специалистов, нуждающихся в срочной переподготовке: их профессиональные знания, умения и навыки во многом морально устаревают уже к выпускному курсу.

Цель профессионального образования носит трехкомпонентный характер: в профессиональной области — профессиональная компетентность, в

218

Вестник Московского университета МВД России

№ 8/2013

общественной жизни — успешная социализация личности, в личностной сфере — осознание собственной самоценности, проявление рефлексии и активности в целеполагании и в деятельности в целом, самоидентификация. Ведущим принципом подготовки специалиста является самоопределение студента в образовании и последующий выбор поля профессиональной самореализации. Речь идет о мобильном субъекте деятельности, обладающем сформированной личностной позицией свободного выбора ее вида, способов и форм реализации, то есть способностью к саморазвитию и самоопределению в условиях альтернативного и открытого общества.

Именно поэтому вопросы формирования познавательного интереса, профессионального саморазвития специалистов и определения организационно-педагогических условий, в рамках которых эти процессы оказываются наиболее эффективными, приобретают свою особую актуальность.

В настоящее время перед преподавателями СПО стоит проблема, как повысить интерес студентов к специальным предметам. Одна из причин потери интереса — это непригодность ряда традиционно применяемых приемов обучения для нынешнего контингента обучаемых: ведь у нашей молодежи сегодня сильно развито чувство самосознания и собственного достоинства, она о многом имеет представление, поэтому занятия, базирующиеся на авторитарном режиме, приказе вызывают лишь раздражение и скуку — они неприемлемы. Это побудило нас искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету, воплощающие в себе идеи высокой взаимности требовательности и уважения, опирающиеся на возросшую самостоятельность учащихся и, наконец, значительно расширяющие и обогащающие методический арсенал преподавателя, поскольку известно, что постоянство — враг интереса.

В создавшейся ситуации в среднем профессиональном образовании особое место должны занимать такие методы обучения и формы занятий, которые обеспечивают активное участие в занятии каждого студента, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность учащегося за результаты учебного труда. Необходимо построить процесс обучения таким образом, чтобы процесс познания стал обоюдно интересен, и значим как для педагога, так и для студента. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения.

Игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека. Вот почему игровые методы находят все большее применение в современном образова-

тельном процессе общеобразовательных школ и учреждение профессионального образования.

Учебные игры отличаются эмоциональностью, вызывают у обучающихся положительное отношение к обучению, способствуют активизации учебной деятельности; обостряют интеллектуальные процессы и главное, способствуют формированию познавательного интереса к предмету. В практике среднего профессионального образования наиболее рационально применение деловых игр. Но следует заметить, что деловые игры как форма занятия применяется довольно таки редко, в связи с трудностями их организации и проведения.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая способствует развитию познавательного интереса обучающихся, что обеспечивает раскрытие новых возможностей и является необходимым условием для становления компетентностей.

Литература

1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. — Ростов-на-Дону:Издательство «Учитель», 2001.- 176с.

2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. — Ростов-на-Дону:Издательство «Учитель», 2001.- 160с.

3. Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе: Методология разработки и практика проведения.: — М.: Издательский Дом «Дашков и К°МАН ИПТ,. 2002. — 360с.

№ 8/2013

Вестник Московского университета МВД России

219

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.