Бреднева Надежда Анатольевна
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье исследуется влияние интегрированной проектной деятельности на развитие познавательной самостоятельности студентов. Определено, что познавательная самостоятельность студентов в ходе проектной деятельности развивается по следующим направлениям: иноязычное, информационно-технологическое, профессиональное, личностное. Автор делает вывод о том, что, создавая проекты, студенты получают навыки самообразования и саморазвития, необходимые для будущей профессиональной деятельности. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2016/6-1/57.11^1
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 6(60): в 3-х ч. Ч. 1. C. 190-192. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/2/2016/6-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 378.147
В статье исследуется влияние интегрированной проектной деятельности на развитие познавательной самостоятельности студентов. Определено, что познавательная самостоятельность студентов в ходе проектной деятельности развивается по следующим направлениям: иноязычное, информационно-технологическое, профессиональное, личностное. Автор делает вывод о том, что, создавая проекты, студенты получают навыки самообразования и саморазвития, необходимые для будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова и фразы: проектная деятельность; междисциплинарная интеграция; познавательная самостоятельность; самообразование; саморазвитие.
Бреднева Надежда Анатольевна, к. пед. н., доцент
Липецкий государственный педагогический университет lidia 7@lipetsk. ru
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Стремительные изменения, происходящие в жизни современного социума, требуют трансформации профессиональной подготовки будущих специалистов. Новое общество ставит перед выпускником вуза новые задачи. В современных условиях компьютеризации и информатизации человек принимает на себя функции управления сложной техникой, обработки информации, принятия ответственных решений. Возрастает роль интеллектуального труда. Увеличивается потребность в высокообразованных специалистах, творчески мыслящих, стремящихся к постоянному самообразованию, повышению своего профессионального уровня, умеющих приспосабливаться к меняющимся рыночным условиям. Резко возрастает объем информации, меняется ее качество. Для ее усвоения требуются способности к самообразованию, знание приемов и методов самостоятельной познавательной деятельности. Необходимость овладения вышеперечисленными навыками приводит к изменению организации самостоятельной работы студентов.
Целью данной статьи является рассмотрение педагогической технологии, активизирующей самостоятельную познавательную деятельность студентов, направленной на формирование навыков, умений и личных качеств у будущих специалистов, необходимых для профессиональной деятельности в условиях высокой конкуренции на рынке труда.
Основные положения теории познавательной самостоятельности раскрыты в работах С. И. Архангельского, И. Я. Лернера, М. И. Махмутова, П. И. Пидкасистого, Н. А. Половниковой, А. В. Усова, Т. И. Шамо-вой и др. Большинство авторов рассматривают ее как качество личности, сочетающее умение самостоятельно приобретать новые знания и творчески использовать их в различных ситуациях.
Познавательная самостоятельность студентов - это сложное и комплексное явление. Оно включает в себя такие составляющие, как знание приемов и методов самостоятельной работы и умение применять их в практической учебной деятельности, развитые когнитивные процессы, рефлексия, опыт самостоятельного получения и обработки информации из разных источников, стремление к самообразованию и саморазвитию.
В настоящее время преобразуется само понятие «познавательная самостоятельность». Оно расширяется и наполняется новым содержанием. Современные исследователи делают акцент не на развитии познавательной самостоятельности самой по себе, для активизации учебного процесса, а отмечают необходимость ее стимуляции для индивидуально-личностного саморазвития и будущей профессиональной деятельности [5; 6]. Ее нужно сформировать как навык, который выпускник вуза будет использовать в течение всей жизни, развиваясь самостоятельно и тем самым повышая уровень своей конкурентоспособности.
Познавательная самостоятельность формируется под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Внутренние факторы - это качества личности (темперамент, воля, оптимизм, активность, честолюбие, стремление к успеху, самосовершенствованию, усидчивость, целеустремленность), присущие конкретному индивиду. От степени развития этих качеств зависит уровень познавательной самостоятельности. Внешние факторы - это преподаватели, учебный процесс, однокурсники, семья, друзья, социум, то есть влияние микро-и макросреды, окружающей студента.
13.00.00 Педагогические науки
191
Процесс познания подразумевает определенную самостоятельность. Здесь важен настрой на познавательную деятельность, наличие мотива и цели, побуждающих к активному усвоению знаний путем самообразования. Как отмечают Е. Я. Городецкая и Э. И. Трубникова, эффективная организация самостоятельной работы студентов, в первую очередь, зависит от заинтересованности студентов в достижении результата, т.е. от устойчивой мотивации к самостоятельной познавательной деятельности [2, с. 17]. Мотивами могут быть: возможность творческой самореализации, стремление обогатить профессиональные знания, новизна.
В качестве механизма, активизирующего познавательную самостоятельность студентов, мы предлагаем использовать проектную деятельность в условиях междисциплинарной интеграции. Данный метод предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в ходе самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути [3, с. 6].
Особенностью метода проектов является то, что он всегда направлен на самостоятельную работу - индивидуальную, парную, групповую, которую обучаемые выполняют в течение определенного периода времени.
Интегрированный проект - это специфическая форма проекта, объединяющая несколько дисциплин. В нашем случае осуществляется интеграция 3 дисциплин: иностранный язык, информатика, специальность. Мы считаем, что именно такая 3-уровневая интеграция расширяет содержание образования, делает его более насыщенным и целостным, активизирует познавательную деятельность студентов, формирует интегрированное профессиональное мышление.
Интеграция позволяет повысить потенциал самостоятельной работы студентов. Содержание общеобразовательных дисциплин (иностранный язык, информатика), ассимилированное в профессиональное поле, усваивается студентом более целостно в процессе самостоятельной проектной деятельности.
Целями и задачами самостоятельной деятельности в ходе создания проектов являются: самостоятельное приобретение знаний, умений, навыков; развитие креативных способностей студентов, овладение приемами самостоятельной работы, которые важны для учебной и профессиональной деятельности; развитие личностных качеств обучаемых (активность, инициативность, коммуникабельность, целеустремленность, ответственность и т.д.), необходимых для успешной самореализации; формирование умений и навыков, способствующих повышению уровня конкурентоспособности будущих специалистов (навыки работы с ПК, создание презентаций на иностранном языке и т.д.).
Студенты получают задание - создать мультимедийный проект на иностранном языке на профессиональную тему. Под мультимедийными проектами понимаются практические работы по освоению мультимедийных технологий в образовании, выполняемые по дидактически обоснованным регламенту и методическим указаниям в проблемном поле (тематике) преподаваемых предметов [4, с. 104]. На факультете дошкольного образования обучаемые выполняют проекты на темы: «Детский сад будущего», «Моя профессия -воспитатель детского сада»; на музыкальном факультете - «Мой любимый композитор», «Мое любимое музыкальное произведение».
Для успешной проектной деятельности необходимо пробудить у студентов интерес к проектной деятельности, повысить их познавательную творческую активность, настроить на то, что создание проекта - это творческий процесс, который требует самостоятельного выдвижения проблем, генерирования оригинальных идей, раскрытия творческого потенциала студентов [1, с. 99].
Представление проектов происходит на междисциплинарной конференции, в ходе которой осуществляется уплотнение и концентрация учебного материала. Он приобретает новое качество, становится более насыщенным, целостным. Кроме того, у студентов возрастает интерес как к изучению специальных дисциплин, так и общих, которые теперь воспринимаются и как средство повышения профессионального уровня.
Проектная деятельность в нашем случае базируется на принципах интегративности, креативности, свободного выбора студентом образовательной траектории, мультимедийности, ориентации на самообразование и саморазвитие студентов.
Для осуществления успешной проектной деятельности необходимо соблюдение следующих педагогических условий: междисциплинарная интеграция, создание «ситуации успеха»; организация общения субъектов образовательного процесса на основе позитивного межличностного взаимодействия, рефлексивный характер проектной деятельности, восприятие студентами иностранного языка как одного из способов овладения будущей профессией, создание возможностей для развития творческой инициативы студентов. Реализация представленных педагогических условий и принципов позволяет по-новому организовать учебный процесс в вузе, акцентируя внимание на самостоятельной познавательной деятельности, предполагая раскрытие творческого потенциала каждого студента, ориентацию на развитие конкурентоспособных умений, навыков и качеств личности.
Создавая проект, будущие специалисты развивают самостоятельность мышления, причем активизируются разные типы мышления: аналитическое, критическое, творческое. Кроме того, формируются мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение, конкретизация, систематизация. Студенты приобретают опыт обработки информации, анализа и синтеза данных, учатся принимать решения, брать на себя ответственность за исполнение проекта. Значительную роль здесь играет самостоятельная познавательная деятельность, которая активизирует мыслительные процессы, помогает творческой самореализации обучаемых.
Результаты исследования показали, что познавательная самостоятельность студентов в ходе интегрированной проектной деятельности развивается по нескольким направлениям:
- иноязычное - студенты самостоятельно приобретают навыки чтения и перевода аутентичных текстов по специальности, монологической, диалогической речи, аудирования, знакомятся с иноязычными профессиональными сайтами, осваивают специальную лексику, получают опыт иноязычного самообразования;
- информационно-технологическое - будущие специалисты работают с поисковыми системами, овладевают программами Power Point, Corel Draw, Adobe Photoshop, Microsoft Publisher для создания презентаций, получают навыки работы со сканером и соответствующим программным обеспечением, учатся создавать презентации;
- профессиональное - обучаемые самостоятельно приобретают знания по специальности, повышают уровень профессиональной мотивации, культуры, развивают профессиональное мышление и кругозор.
В процессе работы над проектом у студентов также отмечаются изменения в личностном плане: формируются качества - самостоятельность, ответственность, инициативность, активность; появляется стремление к самообразованию и самосовершенствованию.
Эксперимент по включению в учебный процесс данной педагогической технологии показал, что в ходе создания интегрированного проекта будущие специалисты самостоятельно приобрели следующие умения, необходимые для успешной профессиональной деятельности: работать с информацией - анализировать, синтезировать, выделять главное; расширять профессиональный кругозор, повышать культурный и профессиональный уровень, самообразовываться, саморазвиваться, самосовершенствоваться, стремиться к максимальной самореализации.
В условиях сокращения количества аудиторных часов в вузе проектная деятельность может выступить именно той педагогической технологией, которая позволит студентам самостоятельно осваивать учебный материал нескольких дисциплин, интегрируя его, и применить в практической и будущей профессиональной деятельности. С помощью данного метода становится возможным решение высшей школой проблемы профессиональной социализации личности, формирование широкого мировоззрения и повышение уровня конкурентоспособности будущего специалиста.
Список литературы
1. Бреднева Н. А. Проектная деятельность студентов на занятиях иностранного языка в вузе // Современные гуманитарные исследования. М.: Спутник+, 2012. № 6 (49). С. 97-101.
2. Городецкая Е. Я., Трубникова Э. И. Организационно-педагогические условия эффективности самостоятельной познавательной деятельности студентов в вузе // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2012. № 1 (17). С. 175-179.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. Изд-е 3-е, испр. и доп. М.: Академия, 2008. 272 с.
4. Огольцова Н. Н., Стародубцев В. А. Мультимедийные проекты как форма интеграции педагогических и информационных технологий // Информатика и образование. 2007. № 7. С. 104-106.
5. Подчалимова Г. Н. Развитие самообразовательной компетентности студентов в процессе проектной деятельности // Ученые записки: электронный научный журнал Курского гос. ун-та. 2012. Т. 1. Вып. 4 (24).
6. Попов К. В. Разработка уровневой модели познавательной самостоятельности студентов бакалавриата // Известия ВГПУ. 2012. Т. 65. Вып. 1. С. 18-22.
THE PECULIARITIES OF THE DEVELOPMENT OF STUDENTS' COGNITIVE INDEPENDENCE IN THE PROCESS OF INTEGRATED PROJECT ACTIVITY
Bredneva Nadezhda Anatol'evna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Lipetsk State Pedagogical University lidia 7@lipetsk. ru
The paper examines the impact of the integrated project activity on the development of students' cognitive independence. It is determined that students' cognitive independence in the course of the project activity develops in the following directions: foreign language, information-technological, professional, personal ones. The author concludes that, creating projects, students acquire the skills of self-education and self-development necessary for the future professional activity.
Key words and phrases: project activity; interdisciplinary integration; cognitive independence; self-education; self-development.