Научная статья на тему 'Индивидуально ориентированная система обучения иностранному языку'

Индивидуально ориентированная система обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА / ИНДИВИДУАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ СИСТЕМА / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / СOGNITIVE INDEPENDENCE / FOREIGN LANGUAGE TRAINING / INDIVIDUALLY ORIENTATED SYSTEM / PHSYCHOPHYSIOLOGICAL FEATURES / TEACHING METHODS / TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Т. В.

Автор обращается к проблеме формирования познавательной самостоятельности студентов при иноязычной подготовке. Рассматривается новый подход к формированию самостоятельной познавательной деятельности студентов, представлено краткое описание технологии формирования познавательной самостоятельности студентов с учетом их психофизиологических особенностей и дана оценка эффективности системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUALLY ORIENTATED SYSTEM OF FOREIGN LANGUAGE TRAINING

The author refers to the problem of formation of cognitive independence of students during foreign language training. New approach to the formation of independent cognitive activity of students is considered. The description of technology of formation of cognitive independence of students taking into account their psychopsychological features is briefly submitted and the system effectiveness assessment is given.

Текст научной работы на тему «Индивидуально ориентированная система обучения иностранному языку»

В случае если каждую компетенцию необходимо оценить по трем или пяти дисциплинам, то применяется вышепредложенный механизм.

В остальных случаях полученные результаты на каждого обучающегося обрабатываются, устанавливается уровень сформированности каждой компетенции для каждого обучающегося в соответствии со следующей градацией:

• если оценка «ДА» больше 70 % по формируемым компетенциям, то блок компетенций по модулю СФОРМИРОВАН;

• если «ДА» меньше 70 % по формируемым компетенциям, то блок компетенций по модулю НЕ СФОРМИРОВАН.

При проведении интеграционных межпредметных связей рационально использовать также проектную деятельность для формирования и оценивания компетенций.

Таким образом, при использовании предложенного алгоритма формирования и оценивания компетенций при допуске обучающихся и выпускников к итоговой аттестации или экзамену, квалификационному по ПМ, оценка компетенций обучающихся будет соответствовать требованиям к результатам освоения основных профессиональных образовательных программ ФГОС начального и среднего профессионального образования, а также предлагаемым интеграционным процессам.

1. Айзенштат Г. В. Формирование фондов оценочных средств как необходимое условие реализации основной профессиональной образовательной программы [Электронный ресурс]. - иПЬ: http://www.informio.ru (дата обращения: 10.12.2012).

2. Блинов В. И. Концептуальные основы разработки федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования нового поколения. - М.: Федеральный институт развития образования, 2008. - 64 с.

3. Болотов В. А. Научно-методическое обеспечение оценки качества образования // Профессиональное образование. Столица. - 2010. - № 2.- С. 2-5.

4. Ерецкий М. И., Полисар Э. Л. Разработка и применение тестов успешности усвоения: пособие для самостоятельной подготовки методистов и преподавателей профессиональных учебных заведений. - М.: Институт развития профессионального образования, 1996. - 84 с.

5. Зачесова Е. В. Подходы к формированию КОС/оценке результатов освоения ПМ [Электронный ресурс]. - URL: soprof.ru>index/fgos/0-190 (дата обращения: 10.12.2012).

6. Плесенкова Н. Ю. Критерии оценки качества профессионального образования // Профессиональное образование. Столица. - 2010. - № 3. - С. 21-22.

7. Панина Т. С., Филипьева С. В., Пастор Н. Г. Рейтинговая оценка общеобразовательной подготовки учащихся в учреждениях профессионального образования. - Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2008. - 104 с.

8. Филипьева С. В., Пастор Н. Г., Хитов А. А. Определение уровней сформированности общих и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС нового поколения // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2012. - № 1. - С. 101-105.

УДК/UDC 811:377 Т. В. Иванова

Т. Ivanova

ИНДИВИДУАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

INDIVIDUALLY ORIENTATED SYSTEM OF FOREIGN LANGUAGE TRAINING

Автор обращается к проблеме формирования познавательной самостоятельности студентов при иноязычной подготовке. Рассматривается новый подход к формированию самостоятельной познавательной деятельности студентов, представлено краткое описание технологии формирования познавательной самостоятельности студентов с учетом их психофизиологических особенностей и дана оценка эффективности системы.

The author refers to the problem of formation of cognitive independence of students during foreign language training. New approach to

the formation of independent cognitive activity of students is considered. The description of technology of formation of cognitive independence of students taking into account their psychopsycho-logical features is briefly submitted and the system effectiveness assessment is given.

Ключевые слова: познавательная самостоятельность, иноязычная подготовка, индивидуально ориентированная система, психофизиологические особенности, методы обучения, технология.

Keywords: ragnitive independence, foreign language training, individually orientated system, phsychophysiological features, teaching methods, technology.

Происходящие в мире интеграционные процессы требуют от будущего специалиста знания и умения использовать иностранный язык в целях межнационального профессионального общения. При этом для современного общества усвоения специалистом суммы разнообразных знаний по предмету явно недостаточно. Насущной потребностью сегодняшнего дня стало развитие потребности в непрерывном повышении профессиональной компетенции, умения самостоятельно приобретать знания и применять их на практике, что возможно только при смене приоритетов в образовании - с усвоения готовых знаний в ходе учебных занятий на самостоятельную познавательную деятельность каждого студента с учетом его особенностей и возможностей.

Социальная значимость, отсутствие теоретических разработок проблемы, возрастающие потребности общества в квалифицированных кадрах, владеющих навыками регуляции самообразования при иноязычной подготовке, обуславливают актуальность проблемы. В связи с этим была избрана тема исследования «Индивидуально ориентированная система иноязычной подготовки студентов».

Гипотеза исследования: формирование

познавательной самостоятельности студентов при иноязычной подготовке будет осуществляться эффективнее при условиях:

• если оно рассматривается как часть целостного образовательного процесса, направленного на развитие у студентов познавательной потребности, внутренних установок, побуждающих к самообучению, саморазвитию, самосовершенствованию;

• формируется умение студента рефлектировать над собственной деятельностью при овладении иностранным языком;

• содержание и процесс обучения сопряжены с содержанием и процессом будущей профессиональной деятельности;

• учитываются психофизиологические особенности студентов при выборе методов и стратегий обучения;

• согласуются предпочитаемая студентом стратегия переработки учебного материала, когнитивный стиль и предлагаемая стратегия обучения;

• реализуется системный, личностно ори-

ентированный и дифференцированный подходы в воспитательно-образовательном процессе.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

1. Разработана модель формирования познавательной самостоятельности студентов при иноязычной подготовке с учетом их психофизиологических особенностей (функциональной симметрии/асимметрии полушарий головного мозга, свойств нервной системы)

2. Разработана программа формирования познавательной самостоятельности студентов при иноязычной подготовке, отличающаяся от традиционной направленностью на профессиональное общение и активную самостоятельную познавательную деятельность студентов. Это позволяет студентам в большей степени самостоятельно осваивать содержание программы и учиться целеполаганию, планированию, организации, самоконтролю и оценке своей деятельности.

3. На основании теоретического анализа осуществлена классификация существующих стратегий обучения иностранному языку в соответствии с психофизиологическими особенностями (свойствами нервной системы, функциональной симметрией/асимметрией полушарий головного мозга) студента.

4. Установлены взаимосвязи между психофизиологическими особенностями обучаемых и существующими методами обучения иностранному языку, что обеспечивает эффективность иноязычной подготовки студентов технического вуза, формирование их познавательной самостоятельности.

5. Создан учебно-методический комплекс, включающий дидактический и методический материал, ориентированный на психофизиологические особенности студентов, обеспечивающий формирование познавательной самостоятельности студентов при иноязычной подготовке, блок контроля.

6. Разработана технология обучения, учитывающая психофизиологические особенности студентов и обеспечивающая активную познавательную деятельность студентов в процессе формирования их познавательной самостоятельности.

Практическая значимость исследования: разработанная система обучения, включающая программу формирования познавательной самостоятельности при иноязычной подготовке, учебно-методический комплекс, ориентированный на психофизиологические особенности студентов, технологию познавательной

самостоятельности, разработанную с учетом психофизиологических особенностей студентов, тесты по определению сформированных навыков говорения, ознакомительного чтения, грамматических навыков, тесты по определению сформированного уровня познавательной самостоятельности при иноязычной подготовке. Разработанные методические пособия внедрены в учебный процесс и обеспечивают формирование познавательной самостоятельности студентов при иноязычной подготовке. Система иноязычной подготовки может применяться при обучении иностранному языку студентов в аналогичных учебных заведениях.

Исследование показало, что познавательная самостоятельность является не простой суммой психических функций студента, а выступает как интегративное качество его личности. На основе анализа и обобщения определений, данных различными авторами, предлагается (в порядке дискуссии) следующее определение: познавательная самостоятельность - это качество личности, проявляющееся в потребности и умении приобретать новые знания на основе сформированной психологической готовности к самообучению, самосовершенствованию. В ходе исследования были выделены наиболее существенные компоненты познавательной самостоятельности: содержательно-операционный (представления, факты, законы, а также методы, приемы и способы учения), мотивационный (интерес, стремление к постоянной умственной деятельности и др.), волевой (стремления студентов преодолеть познавательное затруднение). Выделение и характеристика воспроизводящего, реконструктивно-вариативного, частично-поискового, творческого уровней познавательной самостоятельности дали возможность определить этапы в работе по формированию познавательной самостоятельности студентов при иноязычной подготовке. В процессе проведенного исследования были изучены факторы, влияющие на формирование познавательной самостоятельности: содержательные, являющиеся предпосылками успешного решения познавательных задач, так как включают в себя опорные знания по предмету; процессуальные, включающие методы, приемы и способы работы преподавателя со студентами, формы проведения аудиторных и внеаудиторных занятий; психологические, обусловленные индивидуальными особенностями студентов. Чтобы познавательная самостоятельность стала качеством личности студента, надо сформировать у него

не только способность своими силами овладевать знаниями и способами действий, но и сформировать познавательную потребность, внутренние установки, побуждающие к самообразованию, что обеспечивается при условии учета психофизиологических особенностей студентов в воспитательно-образовательном процессе. Результаты исследований Э. А. Голубевой, М. К. Кабардова, Т. А. Ратановой, Н. Л. Соколовой говорят о необходимости учета психофизиологических особенностей студентов в образовательном процессе с целью активизации и эффективности их познавательной деятельности. Для эффективного формирования познавательной самостоятельности студентов при иноязычной подготовке в ходе исследования была определена степень влияния психофизиологических особенностей студентов на усвоение иностранного языка при применении существующих методов и стратегий обучения.

В результате анализа традиционного обучения иностранному языку сделан вывод о том, что цели иноязычной подготовки в образовательных учреждениях не предполагают формирования познавательной самостоятельности студентов. Сегодня дисциплина «иностранный язык» призвана быть профессионально значимой. Естественно, что такой большой дефицит учебного времени не может обеспечить адекватное усвоение материала. Выход из этого положения может обеспечить, по нашему мнению, рост внеаудиторных форм языкового общения, учитывающих психофизиологические особенности студентов. Разработана программа формирования познавательной самостоятельности студентов при иноязычной подготовке, отражающая цели, задачи, содержание иноязычной подготовки. В отличие от традиционных образовательных программ, предлагаемая нами программа ориентирована не только на обучение всем видам речевой деятельности в различных сферах профессионального и бытового общения, но и на формирование потребности в самостоятельном приобретении знаний, умения применять их на практике. Студент работает большую часть времени самостоятельно, учится целеполаганию, планированию, организации, контролю и оценке своей деятельности, а педагог мотивирует, организовывает, координирует, консультирует, контролирует его деятельность.

Нами разработана модель формирования познавательной самостоятельности студентов. Модель включает в себя четыре этапа. Каждый этап предполагает определенную деятельность,

направленную на выведение студента на следующий уровень познавательной самостоятельности. Эффективность модели обеспечивает учет психофизиологических особенностей студентов.

Разработана технология формирования познавательной самостоятельности (с применением учебно-методического комплекса) и дана оценка эффективности системы по результатам констатирующего и формирующего экспериментов.

Возникновение технологии связано со стремлением обеспечить эффективность процесса освоения студентами предлагаемой программы и формирование познавательной самостоятельности в процессе иноязычной подготовки. В целом разработанная программа может быть реализована в учебном процессе при выполнении следующих дидактических условий: создание и применение учебно-методического комплекса (УМК), включающего тематическое планирование, дидактический и методический материал, методические указания к самостоятельной работе студентов; разработка и реализация технологии обучения с применением УМК, ориентированных на особенности памяти, мышления, восприятия, внимания, связанные с функциональной асимметрией головного мозга и особенностями нервной системы. При этом возникли затруднения, связанные с отсутствием ориентации существующих учебников, методической литературы на указанные выше психофизиологические особенности, учет которых в процессе обучения позволяет преподавателю обеспечить эффективность образовательного процесса. Особенность технологии заключается в создании для студентов оптимальных условий за счет применения методов и стратегий обучения, наиболее соответствующих их психофизиологическим особенностям, отказе от навязывания неподходящих. Такой подход позволяет студенту осваивать учебный материал в соответствии с его стилем восприятия и переработки информации. Технология обеспечивает самостоятельное освоение студентами материала, направленного на развитие устных и письменных умений и навыков, необходимых для бытового и профессионального общения в конкретных коммуникативных ситуациях, через последовательное решение многоуровневых заданий, выбор которых зависит не только от решения преподавателя, но и от решений студентов, что способствует развитию познавательной самостоятельности студентов.

Учебная и внеаудиторная деятельность выступают как равноправные компоненты единой целенаправленной педагогической деятельности. Внеаудиторная деятельность служит продолжением аудиторной работы и является полноправным компонентом образовательного процесса, нацеленного на систематическое образование студентов, развитие их творческих способностей. К средствам и формам внеаудиторной работы студентов, с помощью которых осуществляется процесс целенаправленного формирования их познавательной самостоятельности, относятся разработанные автором сценарии спонтанных тренингов, денотатные карты, комплекс ситуативных лексических, грамматических упражнений, составленных с учетом психофизиологических особенностей студентов, грамматические структурированные модели, индивидуальные программы обучения. Наиболее эффективным и доступным каждому студенту средством формирования психологической готовности к самообучению может стать специально созданное в этих целях пособие (дополняющее действующий учебник). Одна из задач пособия - научить студентов рациональным приемам учения при овладении иностранным языком, соответствующим их психофизиологическим особенностям, другая - воспитание у студентов личностной идентификации и сознательной самодисциплины.

Особое внимание уделяется технологии познавательной самостоятельности при обучении грамматике, лексике, чтению научнотехнических текстов, общению. Предлагаемые приемы организации деятельности студентов создают такие условия в учебном процессе, при которых формирование уровней познавательной самостоятельности осуществляется в четыре этапа. Формирование первого уровня познавательной самостоятельности начинается с доведения до студентов образца выполнения познавательных действий. Затем проводится работа по переносу образца в аналогичные условия. На втором этапе формирования познавательной самостоятельности осуществляется обучение студентов способности применять усвоенный материал в условиях простейшего переноса двух-трех параметров. На третьем этапе у студентов формируется умение применять ранее усвоенные действия в условиях сложных переносов. На заключительном этапе формирования познавательной самостоятельности студенты должны овладеть способностью изменять приемы и способы познавательной деятельности и самим создавать новые. При этом

осуществляется организация индивидуальногрупповой работы с ориентацией на психофизиологические особенности студентов.

Эффективность индивидуально ориентированной системы иноязычной подготовки студентов технического вуза оценивалась сопоставлением результатов констатирующего и формирующего эксперимента в контрольных и экспериментальных группах согласно разработанным автором критериям оценки сформи-рованности грамматических навыков, навыков ознакомительного чтения, коммуникативной компетенции и показателям сформированно-сти уровней познавательной самостоятельности, которые определялись посредством разработанных автором динамических тест-лестниц.

Педагогический эксперимент по формированию познавательной самостоятельности осуществлялся в три этапа. На первом этапе проводился констатирующий эксперимент с целью выяснения начального уровня знаний и умений, соответствующих фиксированным уровням познавательной самостоятельности. Качественный анализ показал низкий уровень сформированности познавательной самостоятельности.

На втором этапе был осуществлен обучающий эксперимент, направленный па формирование и развитие познавательной самостоятельности студентов в ходе иноязычной подготовки. На третьем этапе осуществлялся контрольный эксперимент. Показателями сформированности познавательной самостоятельности студентов выступали перенос усвоенных знаний и способов деятельности в различные ситуации, соответствующие введенным четырем уровням познавательной самостоятельности. С помощью динамического теста-лестницы одновременно можно было установить знания и умения студентов на всех уровнях.

Анкетный опрос студентов показывает изменение личностной ориентации студентов в процессе обучения иностранному языку в сторону соответствия обучения иностранному языку в вузе профилирующим потребностям и интересам выпускников (54, 37, 53 %), в то время как у студентов контрольной группы такое изменение не наблюдается. Таким образом, приведенные результаты свидетельствуют в пользу эффективности разработанной системы иноязычной подготовки студентов.

Результаты исследования позволили сделать выводы:

1. Установлено, что процесс формирования познавательной самостоятельности представляет собой систему, управление которой возможно при условии знания ее структуры и механизма функционирования, что возможно при системно-деятельностном подходе к обучению.

2. Анализ научной литературы показал, что на сегодняшний день отсутствует общепризнанное определение понятия «познавательная самостоятельность» и механизм ее измерения. Создание условий для формирования познавательной самостоятельности возможно при организации самостоятельной познавательной деятельности с учетом психофизиологических особенностей восприятия и переработки информации студентов.

3. На основе выявленных дидактических принципов активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов при иноязычной подготовке разработана технология самостоятельной учебной деятельности при изучении иностранного языка. Эффективному освоению учебного материала способствует учебно-методический комплекс, созданный на основе разработанной автором программы формирования познавательной самостоятельности при иноязычной подготовке, включающий тематическое планирование, методические пособия, дидактический и методический материал, разработанный с учетом психофизиологических особенностей студентов.

4. Проведены экспериментальные исследования, доказывающие более высокую эффективность предлагаемой системы по сравнению с традиционной методикой преподавания иностранного языка. Разработанную технологию формирования познавательной самостоятельности при иноязычной подготовке можно считать эффективным способом управления самостоятельной познавательной деятельностью.

Полученные в исследовании выводы не претендуют на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. Накопленный теоретический и практический материал требует развития и уточнения.

Дальнейшее развитие и углубление проблемы может быть связано с совершенствованием механизмов управления процессом формирования познавательной самостоятельности студентов при иноязычной подготовке.

1. Голубева Э. А. Способности и склонности. - М.: Пе-дагогика,1989.

2. Кабардов М. К. Роль индивидуальных различий в успешности овладения иностранным языком: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М.,1983.

3. Ратанова Т. А. Взаимосвязь некоторых когнитивноличностных показателей со школьной успеваемостью // Структуры познавательной деятельности. - Владимир, 1989.

4. Соколова И. Ю., Кабанов Г. Л. Качество подготовки специалистов в техническом вузе и технологии обучения. -Красноярск,1996.

5. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика,1982.

6. Иванова Т. В. Индивидуально-ориентированное обучение иностранному языку. - Новокузнецк, 2009. - 130 с.

УДК / UDK 378.111

Т. В. Пилюгина T. Piliugina

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ АССОЦИАЦИЙ И ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ В США

THE ROLE OF SOCIAL PARTNERSHIP OF PROFESSIONAL TAX ASSOSIATIONS AND HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS IN FUTURE TAX OFFICERS’ PROFESSIONAL TRAINING IN THE USA

В статье рассматриваются особенности возникновения и деятельности международных и американских профессиональных организаций, которые устанавливают стандарты учета и отчетности, оказывая влияние друг на друга. Раскрывается важность социального партнерства объединений специалистов налогового дела и высших учебных заведений в определении целей, заданий и содержания профессиональной подготовки будущих специалистов по налогообложению в Соединенных Штатах Америки.

The article deals with the International and American professional organizations’ rising and activity peculiarities which set up accounting and auditing standards and influence each other. The author reveals the importance of social partnership of the tax professional unions and higher educational establishments in determining the aims, tasks and content of tax officers’ professional training in the United States of America.

Ключевые слова: социальное партнерство, Международная организация бухгалтеров и аудиторов, Американский институт дипломированных независимых бухгалтеров, Комитет по вопросам стандартов финансового учета, Комитет по вопросам стандартов учета для государственных организаций США, Комиссия по ценным бумагам и биржам, Американская ассоциация бухгалтеров, Американская ассо-

циация преподавателей бухгалтерского учета, Американская ассоциация налогообложения, Учетный образовательный центр, Стандарт ку-рикулума по налогообложению.

Keywords: social partnership, International organization of accountants and auditors, American Institute of Certified Public Accountants, Financial Accounting Standards Board, Government Accounting Standards Board, Securities & Exchange Commission, American Accounting Association, the American Association of University Instructors in Accounting, American Taxation Association, the Accounting Education Center, the Model Tax Curriculum.

Американское налоговое образование -это особенная отрасль учетного образования, предметом которой является сочетание общепринятых принципов бухгалтерского учета и налогового законодательства, которые постоянно меняются.

Бухгалтерский учет как язык бизнеса в каждой стране должен строиться на общепринятых в международной практике принципах и стандартах, только в таком случае можно говорить о доверии со стороны инвесторов, кредиторов и поставщиков.

Социальное партнерство играет решающую роль в образовательной политике государства, особенно если речь идет о Соединенных Штатах Америки - стране с децентрализованной вла-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.