Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ'

ЛИЧНОСТНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
31
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ЛИЧНОСТНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Крылов В.М., Крылова А.В., Пономарева Т.А.

Развитие спортивной культуры у молодежи позволит обеспечить достижение основных целевых индикаторов развития физической культуры и спорта в РФ за счёт формирования мотивационно-потребностной (интенциональной) составляющей процесса вовлечения в физкультурно-спортивную деятельность. Однако для развития её аксиологического компонента, формирования системы мотивации и оценки качественных показателей вовлечения населения в спортивную деятельность, помимо структурной (ценностной) составляющей, необходимо определить личностно-психологические факторы спортивной культуры. Материалы . Феномен спортивной культуры характеризуется многоаспектностью, однако можно выделить одну сущностную трактовку спортивной культуры как личностно обусловленной интегральной характеристики человека, а личностно-психологические особенности рассматривать как её факторы/детерминанты. В статье посредством факторного анализа исследованы факторы развития спортивной культуры у студентов. Методы исследования. Анализ научной литературы, методика выявления ведущего мотива деятельности, опросник Л.Н. Собчик, опросник «Мини-мульт», тесты Т. Элерса. Результаты . Первый фактор «Утилитарно-прагматическая спортивная культура» охватывает 17,2% суммарной дисперсии и включает 7 переменных: паранойяльность (0,681), ригидность (0,718), агрессивность (0,884), направленность мотивации на избегание неудач (0,543), тревожность (0,404), низкая самооценка (0,418), завышенная самооценка (0,423). Второй фактор «Гуманистическая спортивная культура» охватывает 14,8% суммарной дисперсии и включает переменные: экстраверсия (0,502), паранойяльность (0,427), лабильность/эмотивность (0,538), конформность (0,711). Степень выраженности пересекающейся переменной «паранойяльность» составила 78±2,21 Т-балла, и 53,6±2,43 Т-балла соответственно (по t-критерию Стьюдента: t = 2,12, р≤0,05). Заключение . Одним из условий развития спортивной культуры у студентов является выявление её личностно-психологических факторов. В ходе эмпирического исследования удалось сформировать обобщенную картину направленности личности с определенным типом спортивной культуры. У лиц с утилитарно-прагматическим типом одним из ведущих мотивов спортивной деятельности является лидерство, потребность во власти и доминировании. Определяющей данные мотивы потребностью является потребность в безопасности (безопасность статуса личности). Одним из способов формирования мотивации в данном случае будет апелляция к достижениям, лидерству и снижению рисков личностной уязвимости посредством спорта. У лиц с преобладанием гуманистического типа спортивной культуры ведущими мотивами являются стремление к максимальной социальной адаптации и эффективности, базовой потребностью - потребность в социальной принадлежности и признании. Вовлечение в спортивную деятельность в данном случае будет обеспечено апелляцией к массовой тенденции актуализации спорта как средства личностной самоактуализации. Дальнейшим направлением деятельности в рамках данного исследования является разработка диагностического инструментария для оценки уровня развития спортивной культуры у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Крылов В.М., Крылова А.В., Пономарева Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL-PSYCHOLOGICAL FACTORS OF STUDENTS’ SPORTS CULTURE DEVELOPMENT

Sports culture development among young people would help to make it easier to achieve the main target indicators of physical culture and sport improvement in the Russian Federation owing to motivational- requiremental (intensional) part of the involvement process into physical culture and sports activity. However, for its axiological component development, the system of motivation and qualitative indices estimation formation of population involvement into sports activity, apart from structural (axiological) part, it is necessary to reveal personality-psychological factors of sports culture. Materials . Sports culture phenomenon is characterized by multiaspect nature, however, we can define one essential definition of sports culture as personality conditioned integral characteristic of a person and personality-psychological peculiarities can be considered as its factors/determinants. We studied the factors of sports culture development among students by means of factorial analysis. Research methods. Scientific sources analysis, methodology of the leading activity motive revelation, L.N. Sobchik questionnaire, “Mini-mult” questionnaire, T. Elers tests. Results. The first factor "Utilitarian-pragmatic sports culture" covers 17.2% of the total variance and includes 7 variables: paranoia (0.681), rigidity (0.718), aggressiveness (0.884), motivation orientation failures avoidance (0.543), anxiety (0.404), low self-esteem (0.418), exaggerated self-assessment (0.423). The second factor "Humanistic sports culture" covers 14.8% of the total variance and includes the following variables: extraversion (0.502), paranoia (0.427), lability/emotivity (0.538), conformity (0.711). The degree of severity of the intersecting variable "paranoia" was 78±2.21 T-points, and 53.6±2.43 T-points (according to the Student's t-criterion: t = 2.12, p≤0.05). Conclusion . One of the conditions for sports culture development among students is its personality-psychological factors revelation. During the empiric research we managed to form the summarized image of personality orientation with the definite type of sports culture. Among people with utilitarian-pragmatic type the leading motive of sports activity is leadership, the need for power and dominance. The defining these motives need is the need for safety (personality’s status safety). One of the ways to form motivation in this case would be an appeal for achievements, leadership and the risks of personal vulnerability decrease by means of sport. Among people with humanistic type of sports culture predominance the leading motives are the following: desire to have maximal social adaptation and effectiveness, basic need - the need for social identity and acknowledgement. Involvement into sports activity in this case would be provided by appeal for mass tendency of sport actualization as the means of personal self-actualization. Further direction of the activity in terms of this research work is a diagnostic instrument creation for students’ level of sports culture determination.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ»

УДК 316.728 DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-4-90-95

Личностно-психологические факторы развития спортивной культуры

у студентов

Крылов В.М. *, Крылова А.В., Пономарева ТА.

Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета

г. Стерлитамак, Россия ORCID: 0000-0001-7514-2861, v.m.kryulov@strbsu.ru* ORCID: 0000-0003-0058-2947, Sifk nayka@mail.ru ORCID: 0000-0001-7238-4691, Reklamaso@yandex.ru

Аннотация: Развитие спортивной культуры у молодежи позволит обеспечить достижение основных целевых индикаторов развития физической культуры и спорта в РФ за счёт формирования мотивационно-потребностной (интенциональной) составляющей процесса вовлечения в физкультурно-спортивную деятельность. Однако для развития её аксиологического компонента, формирования системы мотивации и оценки качественных показателей вовлечения населения в спортивную деятельность, помимо структурной (ценностной)составляющей,необходимоопределитьличностно-психологическиефакторы спортивной культуры. Материалы. Феномен спортивной культуры характеризуется многоаспектностью, однако можно выделить одну сущностную трактовку спортивной культуры как личностно обусловленной интегральной характеристики человека, а личностно-психологические особенности рассматривать как её факторы/детерминанты. В статье посредством факторного анализа исследованы факторы развития спортивной культуры у студентов. Методы исследования. Анализ научной литературы, методика выявления ведущего мотива деятельности, опросник Л.Н. Собчик, опросник «Мини-мульт», тесты Т. Элерса. Результаты. Первый фактор «Утилитарно-прагматическая спортивная культура» охватывает 17,2% суммарной дисперсии и включает 7 переменных: паранойяльность (0,681), ригидность (0,718), агрессивность (0,884), направленность мотивации на избегание неудач (0,543), тревожность (0,404), низкая самооценка (0,418), завышенная самооценка (0,423). Второй фактор «Гуманистическая спортивная культура» охватывает 14,8% суммарной дисперсии и включает переменные: экстраверсия (0,502), паранойяльность (0,427), лабильность/эмотивность (0,538), конформность (0,711). Степень выраженности пересекающейся переменной «паранойяльность» составила 78±2,21 Т-балла, и 53,6±2,43 Т-балла соответственно (по t-критерию Стьюдента: t = 2,12, р<0,05). Заключение. Одним из условий развития спортивной культуры у студентов является выявление её личностно-психологических факторов. В ходе эмпирического исследования удалось сформировать обобщенную картину направленности личности с определенным типом спортивной культуры. У лиц с утилитарно-прагматическим типом одним из ведущих мотивов спортивной деятельности является лидерство, потребность во власти и доминировании. Определяющей данные мотивы потребностью является потребность в безопасности (безопасность статуса личности). Одним из способов формирования мотивации в данном случае будет апелляция к достижениям, лидерству и снижению рисков личностной уязвимости посредством спорта. У лиц с преобладанием гуманистического типа спортивной культуры ведущими мотивами являются стремление к максимальной социальной адаптации и эффективности, базовой потребностью - потребность в социальной принадлежности и признании. Вовлечение в спортивную деятельность в данном случае будет обеспечено апелляцией к массовой тенденции актуализации спорта как средства личностной самоактуализации. Дальнейшим направлением деятельности в рамках данного исследования является разработка диагностического инструментария для оценки уровня развития спортивной культуры у студентов.

Ключевые слова: спортивная культура, личностно-психологические факторы спортивной культуры, физкультурно-спортивная деятельность.

Для цитирования: Крылов В.М.*, Крылова А.В., Пономарева Т.А. Личностно-психологические факторы развития спортивной культуры у студентов. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(4): 90-95. DOI: 10.14526/20704798-2021-16-4-90-95

Personal-psychological factors of students' sports culture development

Vladimir M. Krylov*, АAnastasiya V. Krylova, Тatyana A. Ponomareva

Sterlitamak branch of Bashkir State University Sterlitamak, Russia ORCID: 0000-0001-7514-2861, v.m.kryulov@strbsu.ru* ORCID: 0000-0003-0058-2947, Sifk nayka@mail.ru ORCID: 0000-0001-7238-4691, Reklamaso@yandex.ru

Abstract: Sports culture development among young people would help to make it easier to achieve the main target indicators of physical culture and sport improvement in the Russian Federation owing to motivational- requiremental (intensional) part of the involvement process into physical culture and sports activity. However, for its axiological component development, the system of motivation and qualitative indices estimation formation of population involvement into sports activity, apart from structural (axiological) part, it is necessary to reveal personality-psychological factors of sports culture. Materials. Sports culture phenomenon is characterized by multiaspect nature, however, we can define one essential definition of sports culture as personality conditioned integral characteristic of a person and personality-psychological peculiarities can be considered as its factors/determinants. We studied the factors of sports culture development among students by means of factorial analysis. Research methods. Scientific sources analysis, methodology of the leading activity motive revelation, L.N. Sobchik questionnaire, "Mini-mult" questionnaire, T. Elers tests. Results. The first factor "Utilitarian-pragmatic sports culture" covers 17.2% of the total variance and includes 7 variables: paranoia (0.681), rigidity (0.718), aggressiveness (0.884), motivation orientation failures avoidance (0.543), anxiety (0.404), low self-esteem (0.418), exaggerated self-assessment (0.423). The second factor "Humanistic sports culture" covers 14.8% of the total variance and includes the following variables: extraversion (0.502), paranoia (0.427), lability/emotivity (0.538), conformity (0.711). The degree of severity of the intersecting variable "paranoia" was 78±2.21 T-points, and 53.6±2.43 T-points (according to the Student's t-criterion: t = 2.12, p<0.05). Conclusion. One of the conditions for sports culture development among students is its personality-psychological factors revelation. During the empiric research we managed to form the summarized image of personality orientation with the definite type of sports culture. Among people with utilitarian-pragmatic type the leading motive of sports activity is leadership, the need for power and dominance. The defining these motives need is the need for safety (personality's status safety). One of the ways to form motivation in this case would be an appeal for achievements, leadership and the risks of personal vulnerability decrease by means of sport. Among people with humanistic type of sports culture predominance the leading motives are the following: desire to have maximal social adaptation and effectiveness, basic need - the need for social identity and acknowledgement. Involvement into sports activity in this case would be provided by appeal for mass tendency of sport actualization as the means of personal self-actualization. Further direction of the activity in terms of this research work is a diagnostic instrument creation for students' level of sports culture determination. Keywords: sports culture, personality-psychological factors of sports culture, physical culture and sports activity.

For citation: Vladimir M. Krylov*, AAnastasiya V. Krylova, Tatyana A. Ponomareva. Personal-psychological factors of students' sports culture development. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2021; 16(4): 9-95. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-4-90-95

АКТУАЛЬНОСТЬ

На сегодняшний день ряд приоритетных задач государственной политики Российской Федерации в части развития физической культуры и спорта в стране приобретает особую значимость в связи с ухудшением эпидемиологической обстановки, но при этом их реализация затруднена рядом возникших ограничений,

обусловленных распространением

коронавируса [1,2,3].

По результатам анализа

статистических данных, в срок завершения реализации стратегии развития физической культуры и спорта (ФК и С) в Российской федерациинапериоддо2020годаустановлено, что целевые показатели достигнуты по шести из семи задач. Однако условия и последствия

пандемии вызвали существенное отклонение траектории движения от обозначенных целевых ориентиров [4,5,6]. Так, ограничения деятельности в рамках спортивно-массовой работы на всех уровнях чревато снижением темпа прироста числа граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом. Наибольшего внимания в контексте данной проблематики заслуживает показатель доли граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, который не достиг целевого индикатора (50%) и составил 41,2%. С учётом всех социально-экономических последствий ситуации Правительством РФ была утверждена новая Стратегия развития ФКиС в РФ на период до 2030 года, одними из приоритетных направлений которой в части физической культуры и массового спорта стали следующие:

- рост доли лиц, систематически занимающихся спортом (реализация данной задачи, по итогам предыдущего опыта, планируется за счет привлечения к спортивной деятельности лиц от 30 лет);

- формирование системы мотивации различных категорий населения к физическому развитию и спортивному образу жизни;

- совершенствование системы спортивной подготовки детей и молодежи и формирование условий для развития школьного и студенческого спорта.

- оценка качественных показателей вовлечения населения в спортивную деятельность [7,8,9].

Одним из условий реализации поставленных задач, на наш взгляд, является развитие спортивной культуры у студенческой молодёжи. Это обусловлено рядом оснований.

Во-первых, спортивная культура, представляющая собой совокупность специфических ценностей, влияет на потребностно-мотивационную сферу

личности, которая, в свою очередь, является центральным звеном в регуляции

деятельности и поведения. То есть развитие спортивной культуры у студентов обеспечит формирование мотивационно-потребностной (интенциональной)

составляющей процесса вовлечения населения в физкультурно-спортивную деятельность и позволит достигнуть целевого индикатора по соответствующей задаче к планируемому периоду [10,11].

Во-вторых, развитие спортивной культуры у студентов посредством её аксиологического компонента обеспечит формирование системы мотивации различных категорий населения к физическому развитию и спортивному образу жизни, а также позволит совершенствовать систему спортивной подготовки детей и молодежи в части мотивационно-потребностной составляющей физкультурно-спортивной деятельности и сформировать психолого-педагогические условия для развития студенческого спорта.

В-третьих, оценка уровня развития спортивной культуры у молодёжи позволит обеспечить оценку качественных показателей вовлечения населения в спортивную деятельность. Однако для этого необходимо разработать диагностический инструментарий для анализа

аксиологического компонента спортивной культуры, который на сегодняшний день в научно-методической литературе не представлен. Данное противоречие также является определяющим в реализации первых двух задач, так как для развития аксиологического компонента, помимо его структурной (ценностной) составляющей, необходимо определить и его личностно-психологические факторы [11,12]. Исходя из этого нами было проведено экспериментальное исследование.

Цель исследования - определить личностно-психологические факторы

спортивной культуры у студентов нефизкультурных профилей подготовки.

Задачи:

1. Раскрыть сущность спортивной

культуры личности.

2. Провести факторный анализ личностных черт у студентов.

3. Выявить личностно-психологические факторы спортивной культуры у студентов нефизкультурных профилей подготовки.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Методы исследования: анализ и обобщениенаучно-методическойлитературы, авторская диагностическая методика выявления ведущего мотива деятельности [3], индивидуально-типологический

опросник Л.Н. Собчик (ИТО), личностный опросник «Мини-мульт», тесты Т. Элерса «Направленность мотивации».

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

При анализе феномена спортивной культуры мы руководствуемся социально-культурным (спортивная культура как совокупность аккумулируемых обществом и передаваемых из поколения в поколение ценностей и знаний, создаваемых и реализуемых в процессе соревновательной и тренировочной деятельности) и деятельностным подходом (спортивная культура как вид физкультурно-спортивной деятельности), опираясь на труды С.Ю. Баринова, В.А. Бурцева, Л.И. Лубышевой, В.И. Столярова, К.Б. Тумарова, и др. Однако в рамках каждого из подходов прослеживается одна общая сущностная трактовка спортивной культуры как личностно обусловленной интегральной характеристики человека. То есть становится очевидным, что личностно-психологические особенности способны влиять на процесс развития спортивной культуры у человека и определять структуру её аксиологического компонента, то есть являться её факторами/детерминантами.

Опираясь на данное положение, с помощью факторного анализа мы провели эмпирическое исследование личностно-психологических факторов спортивной культуры у студентов нефизкультурных

вузов. Исследование проводилось на базе СФ Баш ГУ в течение года (2019-2020 гг.). Испытуемыми выступили студенты первого курса, занимающиеся массовым спортом или посещающие учебные занятия по элективным курсам по физической культуре, всего 340 человек.

В качестве тестируемых переменных факторного анализа нами были выбраны утверждения авторской диагностической методики выявления ведущего мотива деятельности в области массового спорта [3], соответствие которых студентам предлагалось оценить (не подходит (0), подходит (1)); индивидуально-типологические особенности личности, мотивация на достижение успеха, мотивация на избегание неудач. Всего факторному анализу были подвергнуты 33 переменных. Количество факторов мы ограничили пятью, граничное число выводимых факторных нагрузок составило 0,4. Так как переменные получали разными методиками, факторы мы выделяли из корреляционной матрицы переменных. В результате было получено следующее. Результаты первичной статистики (объясненная совокупная дисперсия) показали десять значений выше единицы, то есть мы можем выделить десять факторов, но это затруднит интерпретацию. В результате проведения вращения по методу эквимакс мы получили повёрнутую факторную матрицу с 5 основными факторами. Как и предполагалось, первые два фактора объединили в себе высказывания авторской методики и позволили определить их как утилитарно-прагматическую спортивную культуру и гуманистическую спортивную культуру. Для анализа мы выделили только их, так как это позволит достичь цели исследования.

Первый фактор «Утилитарно-прагматическая спортивная культура» охватывает 17,2% суммарной дисперсии. После процедуры вращения он включил в себя 7 переменных: паранойяльность (0,681), ригидность (0,718), агрессивность (0,884),

направленность мотивации на избегание неудач (0,543), тревожность (0,404), низкая самооценка (0,418), завышенная самооценка (0,423). Приведенные характеристики личностных черт позволяют выделить обобщенную картину направленности личности с данным типом спортивной культуры. Одним из ведущих мотивов спортивной деятельности является лидерство, потребность во власти и доминировании. Мотивы устойчивы и трудно поддаются корректировке. Определяющей данные мотивы потребностью является потребность в безопасности (безопасность статуса личности), что подтверждает внутренняя тревожность, страх неудачи, наличие в перечне переменных двух полюсов самооценки.

Второй фактор, «Гуманистическая спортивная культура», охватывает 14,8% суммарной дисперсии и включает в себя следующие четыре переменные: экстраверсия (0,502), паранойяльность (0,427), лабильность/эмотивность (0,538), конформность (0,711). В данном случае среди ведущих мотивов можно выделить стремление к максимальной социальной адаптации и эффективности, базовой потребностью в данном случае может явиться потребность в социальной принадлежности и признании.

Также следует отметить пересечение переменной паранойяльность в двух факторах. Сравним степень выраженности данной характерологической черты. Так, в группе студентов с преобладанием утилитарно-прагматической спортивной культуры средний показатель

паранойяльности составил 78±2,21 Т-балла, у студентов с гуманистическим типом спортивной культуры средний балл составил 53,6±2,43 Т-балла, степень достоверности различий по t-критерию Стьюдента: t = 2,12, р<0,05. То есть стремление к лидерству и склонность к формированию сверхценных идей более свойственна носителям первого типа спортивной культуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одним из условий сохранения стабильности траектории движения к целевым индикаторам Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации является формирование и развитие спортивной культуры у молодёжи. Однако для развития её аксиологического компонента, помимо структурной (ценностной) составляющей, необходимо определить его личностно-психологические факторы. В ходе экспериментального исследования посредством факторного анализа удалось сформировать обобщенную картину направленности личности с определенным типом спортивной культуры. У лиц с утилитарно-прагматической спортивной культурой одним из ведущих мотивов спортивной деятельности является лидерство, потребность во власти и доминировании. Определяющей данные мотивы потребностью является потребность в безопасности (безопасность статуса личности). Одним из способов формирования мотивации к спортивной деятельности у лиц с подобным профилем личности будет апелляция к достижениям, лидерству и снижению рисков личностной уязвимости посредством спорта. У лиц с преобладанием гуманистической спортивной культуры ведущими мотивами спортивной деятельности являются стремление к максимальной социальной адаптации и эффективности, базовой потребностью в данном случае может явиться потребность в социальной принадлежности и признании. Вовлечение в спортивную деятельность лиц с подобным личностным профилем будет обеспечено апелляцией к массовой тенденции актуализации спорта как средства личностной самоактуализации. Дальнейшим направлением деятельности в рамках данного исследования является разработка диагностического инструментария для оценки уровня развития спортивной культуры у студентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баринов С.Ю. Критерии диагностики спортивной культуры личности. Спортивный психолог. 2012; 1: 15-17.

2. Бурцев В.А., Драндров Г.Л., Боровик С.Г. Теоретическая модель спортивной культуры личности. Фундаментальные исследования. 2015; 2(17): 3816-3820.

3. Крылов В.М., Крылова А.В., Пономарева Т.А. Особенности аксиологического компонента спортивной культуры у студентов. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019; 14(3): 51-54. DOI: 10.14526/2070- 47982019-51-54

4. Лубышева Л.И. Феномен спортивной культуры личности в аспекте методологического анализа. Теория и практика физической культуры. 2009; 3: 10-13.

5. Лубышева Л.И., Загревская А.И. Структура и содержание спортивной культуры личности. Теория и практика физической культуры. 2013; 3: 3-15.

6. Пономарева Т.А. Интенционные ценности физической культуры студенческой молодежи. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2017; 12(1): 74-81. DOI: 10.1452б/01_2017_185

7. Селиверстова И.Н., Кузьмин А.М., Афанасьев А.А. Анализ феномена «спортивная культура личности студента». Интернет-журнал «Мир науки». 2017; 5(2). URL: http://mir-nauki.com/PDF/21PDMN217. pdf.

8. Luschen Gunter. The System of Sport: Problem of Methodology, Conflict and Social Stratification. Handbook of Social Science of Sport. Stipes, Champaign, Illinois. 1981: 197-213.

9. Зотова Ф.Р., Михайлова Т.В., Губа В.П. Постдипломное образование специалистов по физическому воспитанию и спортивной подготовке в странах Евросоюза. Наука- и спорт: современные тенденции. 2021; 9(2): 61-79. DOI: 10.36028/2308-88262021-9-2-61-79.

10. Biddle S.J.H., Atkin A., Cavill N., Foster C. Correlates of physical activity in youth: A review of quantitative systematic reviews. International Review of Sport and Exercise Psychology. 2011; 4(1): 25-49.

11. Elley R.C., Kerse N., Arroll B., Robinson E. Effectiveness of counselling patients on physical activity in general practice: cluster randomized controlled trial. BMJ. 2003;

326(7393): 793-799.

12. Pate R.R., O'Neill J.R. After-school interventions to increase physical activity among youth. British Journal of Sports Medicine. 2009;

43: 14-18.

Статья поступила в редакцию: 06.10.2021

Крылов Владимир Михайлович - кандидат педагогических наук, доцент, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, 453103, Россия, г. Стерлитамак, проспект Ленина, дом 49, e-mail: v.m.kryulov@strbsu.ru

Крылова Анастасия Владимировна - кандидат психологических наук, доцент, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, 453103, Россия, г. Стерлитамак, проспект Ленина, дом 49, e-mail: Sifk nayka@mail.ru

Пономарева Татьяна Александровна - кандидат социологических наук, доцент, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, 453103, Россия, г. Стерлитамак, проспект Ленина, дом 49, e-mail: Reklamaso@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.