Научная статья на тему 'Потенциал российских медиатекстов в развитии спортивной культуры у молодёжи'

Потенциал российских медиатекстов в развитии спортивной культуры у молодёжи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
970
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SPORTS CULTURE / FORMS / TYPES / STUDENTS / MEDIA TEXTS / POTENTIAL / СПОРТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ФОРМЫ / ВИДЫ / СТУДЕНТЫ / МЕДИАТЕКСТЫ / ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Князев Александр Алексеевич, Мурюкина Елена Валентиновна

В статье рассмотрены основные формы спортивной культуры личности, использование масс-медиа в мотивации студентов к занятиям спортом. Спортивная культура личности находит выражение в следующих формах: спортивно-прагматическая культура (прагматические цели); антигуманная спортивная культура (негуманные ценности; приемлемость любых способов для одержания победы); спортивно-гуманистическая культура (позитивное ценностное отношение индивида к спорту с позиции идеалов и ценностей гуманизма). Сегодня большой потенциал по развитию спортивной культуры заложен в российских медиатекстах (кино, телевидение, пресса, Интернет-ресурсы).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The potential of the Russian media texts in the development of sports culture among young people

The article describes the main forms of personal sports culture, use of mass media in motivation of students to do sports. Sports culture of a person reveals itself in the following forms: sports-pragmatic culture (pragmatic purposes); inhumane sports culture (inhumane values; the acceptability of any means to achieve victory); the sports and humanistic culture (positive value attitude of the individual to the sport from the perspective of the ideals and values of humanism). Today a big potential for the development of sports culture is in Russian media texts (film, television, press, Internet resources).

Текст научной работы на тему «Потенциал российских медиатекстов в развитии спортивной культуры у молодёжи»

Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 3 (14). Сентябрь 2017 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК 004:[316.3:008] ББК 74.58:73 К546

А. А. Князев Ростов-на-Дону, Россия Е. В. Мурюкнна Ростов-на-Дону, Россия ПОТЕНЦИАЛ РОССИЙСКИХ МЕДИАТЕКСТОВ В РАЗВИТИИ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У МОЛОДЁЖИ

В статье рассмотрены основные формы спортивной культуры личности, использование масс-медиа в мотивации студентов к занятиям спортом. Спортивная культура личности находит выражение в следующих формах: спортивно-прагматическая культура (прагматические цели); антигуманная спортивная культура (негуманные ценности; приемлемость любых способов для одержания победы); спортивно-гуманистическая культура (позитивное ценностное отношение индивида к спорту с позиции идеалов и ценностей гуманизма). Сегодня большой потенциал по развитию спортивной культуры заложен в российских медиатекстах (кино, телевидение, пресса, Интернет-ресурсы).

Ключевые слова: спортивная культура, формы, виды, студенты, медиатек-сты, потенциал.

Dr. Alexander Knyazev Rostov-on-Don, Russia Dr. Elena Muryukina Rostov-on-Don, Russia

THE POTENTIAL OF THE RUSSIAN MEDIA TEXTS IN THE DEVELOPMENT OF SPORTS CULTURE AMONG YOUNG PEOPLE

The article describes the main forms of personal sports culture, use of mass media in motivation of students to do sports. Sports culture of a person reveals itself in the

© Князев А. А., Мурюкина E. В., 2017

following forms: sports-pragmatic culture (pragmatic purposes); inhumane sports culture (inhumane values; the acceptability of any means to achieve victory); the sports and humanistic culture (positive value attitude of the individual to the sport from the perspective of the ideals and values of humanism). Today a big potential for the development of sports culture is in Russian media texts (film, television, press, Internet resources).

Key words: sports culture, forms, types, students, media texts, potential.

Сегодня в Российской Федерации постепенно создаются условия (после регрессионных процессов 1990-х годов), направленные на повышение мотивации занятий спортом у детей и молодежи:

- выделяется финансирование (как федеральное, так и областное, муниципальное) на строительство спортивных сооружений, придомовых спортивных площадок;

- реставрируются спортивные залы в образовательных учреждениях;

- развивается система фитнесс-клубов и т. д.;

- в масс-медиа (телевидение, кинематограф, Интернет, пресса и пр.) активно ведется пропаганда спорта высших достижений, занятий в спортивных и оздоровительных секциях. Отметим, что такая работа выполняется в рамках государственной программы РФ «Развитие физической культуры и спорта»;

- проводятся разнообразные международные соревнования (зимняя Олимпиада в Сочи, студенческая Спартакиада в Казани, чемпионат мира по водным видам спорта в Казани);

- мы готовимся принимать Чемпионат мира по футболу в 2018 году и пр.

Но помимо национальных интересов России, спортивное и физическое воспитание занимает одно из ведущих мест, если мы говорим о гармоничном развитии личности. Развитие физической культуры студента - одно из мощных средств, результатами которого являются укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие и улучшение умственной работоспособности.

Хочется отметить, что занятия спортом развивают мотивационную и волевую сферу студента, способствуют его более успешной социализации, вырабатывают лидерские качества. Важное значение в юношеском возрасте играет внешность и эксперименты с нею — они начинают худеть, «качаться» (наращивать мускулы) и т. д. Здесь неоценимую помощь для студентов могут оказать занятия физической культурой и спортом. Один из важных аспектов спортивной деятельности - это возможность формировать и совершенствовать свои личностные качества (организованность, собранность, упорство в достижении поставленных целей и пр.), собственные физические данные на основе спортивных тренировок и соревнований.

Спортивная культура личности опирается на её ценностное отношение к спорту, которое имеет не общее, а конкретное выражение для человека. То есть, спорт рассматривается как совокупность определенных аспектов, компонентов, функций, основных ценностей спорта, которые представляются для студента как наиболее важные и значимые. Эти ценности выступают в качестве социальных смыслов, идеалов, символов, норм и образцов поведения, регулирующих деятельность молодого человека, его социальные отношения в области спорта, являются определяющими в его характере и направленности. Спортивная культура личности находит выражение в следующих формах:

• Спортивно-прагматическая культура, основное свойство которой заключено в прагматических целях. «Наиболее ярким примером в этом плане является такая ценность, как возможность на спорте зарабатывать деньги, приобретать материальные блага. Именно такая ценностная ориентация на спорт характерна, например, для профессиональных спортсменов. Утилитарность спортивной культуры личности может проявляться также в ориентации индивида на формирование и совершенствование с помощью занятий спортом тех или иных качеств и способностей (например, физических качеств или психических способностей), когда они рассматриваются сами по себе в отрыве от других качеств и способностей» [Столяров, Баринов, 2009, с. 18].

• Антигуманная спортивная культура опирается на следующие принципы: использование негуманных ценностей; приемлемость любых способов для одержания победы в спортивном соревновании; вероятность проявления агрессии, демонстрации своего превосходства над другими; опора на спорт как на средство пропаганды идей шовинизма, национализма, решения исключительно корыстных проблем. Так, Майк Кертис говорит: «Я играю в футбол лишь потому, что только на поле я могу избить кого-нибудь и уйти безнаказанным» [Столяров, Баринов, 2009, с. 18].

При формировании антигуманной спортивной культуры у студента основными мотивами для занятий спортом становятся не только укрепление и сохранение своего здоровья, но и физическая возможность демонстрировать агрессивное поведение, проявлять насилие. То есть, студент рассматривает спорт как способ достижения славы, материальных благ, проявления собственного превосходства над другими. Именно поэтому мы говорим о необходимости формирования мотивации, воспитания спортивной культуры. Во многом выполнению данной задачи способствует использование масс-медиа. Примером может служить информационная война, ведущаяся между украинским и российским медиасообществами. Одна из движущих сил украинской политики сегодня -спортсмены и околоспортивные организации. Например, высказывания мэра города Киева - В. Кличко, устрашающие акции (во Львове, Одессе и пр.), проводимые украинскими ультрас (организованными группами болельщиков футбольных команд Украины). Их поведение, ценностные установки стали примером практического выражения антигуманной спортивной культуры - через проявление насилия, физического превосходства.

• Спортивно-гуманистическая культура. Она опирается на «позитивное ценностное отношение индивида к спорту с точки зрения таких идеалов и ценностей гуманизма, как целостное развитие личности и гуманные социальные отношения; деятельность индивида и ее результаты по усвоению, сохранению, реализации и развитию тех разновидностей, сторон, функций, компонентов и т. д. спорта, которые с позиций гуманизма он оценивает, как наиболее важ-

ные, значимые, т. е. рассматривает как ценности» [Столяров, Баринов, 2009, с. 18].

Эти ценности используются человеком в качестве социальных идеалов, смыслов, норм и образцов поведения. Спортивно-гуманистическая культура личности находит проявление в разной форме в зависимости от того, во что конкретизируются гуманистические ценности и идеалы, на которые она ориентирована. Основные ее подвиды - олимпийская и спартианская.

Представим их краткую характеристику:

а) олимпийская спортивно-гуманистическая культура. К числу основных особенностей олимпийской разновидности спортивно-гуманистической культуры личности относятся [Столяров, Баринов, 2009, с. 19]:

^ олимпийская образованность спортсменов (наличие знаний по истории Олимпийских игр; об олимпийском движении; присущих ему целях и задачах; ценностях и идеалах олимпизма и пр.);

^ положительная оценка олимпийского движения и спорта, его идеалов и ценностей, их значения и роли как в современном спорте, так и обществе в целом;

^ умение личности аргументировать и объяснить свою оценку;

^ ориентиры в своей спортивной деятельности на ценности и идеалы олимпизма, активное участие в олимпийском движении, содействие реализации его целей;

^ знания, личностные качества и компетенции (умения и навыки), позволяющие успешно принимать участие в олимпийском спорте и движении (в любом из качеств: спортсмена, волонтера, тренера, пропагандиста олимпийского движения и т. д.);

^ четкая ориентация в олимпийском движении и спорте на принципы олимпизма, которая находит отражение в качествах гармонично развитой личности (высокие спортивные достижения, физическое совершенство, поведение на спорт. соревнованиях, которое соответствует принципам честности, эстети-

ческая культура) и характере взаимоотношений с другими людьми, соответствующем образе жизни;

^ отрицательное отношение к людям, у которых поведение противоречит олимпийским идеалам и ценностям;

б) спартианская спортивно-гуманистическая культура. Опирается на положение, согласно которому спорт выступает не только как средство гармоничного, но и всестороннего (в спартианском понимании) развития личности. «Это значит, что спорт оценивается индивидом как один из основных (фундаментальных) видов деятельности, участие в котором необходимо для всестороннего и гармоничного развития личности. При этом учитывается роль спортивной деятельности: во-первых, в восстановлении, сохранении, формировании и совершенствовании физического состояния человека, его психических и духовных - нравственных, эстетических и т. п. - качеств и способностей, соответствующих умений, навыков, знаний, потребностей, чувств, эмоций и т. д.; во-вторых, в формировании культуры соперничества» [Столяров, Баринов, 2009, с. 18].

Значит, спартианская спортивно-гуманистическая культура студента будет опираться на его социальную деятельность, результаты по усвоению, сохранению, реализации и развитию спортивных функций, которые считаются личностью как наиболее важные и значимые. В большей степени она предусматривает базирование на следующих видах деятельности:

• «участие в спартианском движении, другие формы спортивной деятельности индивида, ориентированные в своих целях и задачах на спартианские идеалы и ценности;

• рациональную, мотивационную, эмоциональную и деятельностную формы позитивной оценки спартианского движения и спорта с точки зрения этих идеалов и ценностей;

• обоснование (осмысление и объяснение) этой оценки;

• результаты всей этой социальной активности индивида - сформированные качества личности и образа жизни, правила поведения, социальные роли,

нормы и образцы взаимоотношений с другими людьми и т. п., адекватные спар-тианским идеалам и ценностям» [Столяров, Баринов, 2009, с. 18].

Мы считаем [Мурюкина, 2009; Мурюкина, 2015], что необходимый потенциал заложен в современных российских медиатекстах - кинематографических, телевизионных, печатных, интернетных и пр. Сегодня в отечественном медиа-контенте создается достаточно много медиатекстов, которые направлены на создание положительного образа человека, спортсмена:

- в кинематографе появилась плеяда фильмов о легендарных спортсменах, «Поддубный», «Легенда № 17», «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее» и т. д.);

- телевидение обладает целым комплексом эффективных средств повышения мотивации к занятиям спортом (к ним можно отнести как создание тематических спортивных каналов, трансляцию спортивных соревнований по разным видам спорта по центральным каналам, серии передач о жизни и достижениях спортсменов и пр.);

- в Интернете созданы специализированные сайты, группы в социальных сетях, где выкладываются видеоролики спортивных соревнований. Важной формой повышения мотивации к занятиям спортом студентов становится общение на форумах, участие в дискуссиях с экспертами и пр.

Итак, в своей статье мы раскрыли виды спортивной культуры личности, изучили медиаресурсы, поскольку они являются одним из путей повышения мотивации к занятиям спортом. Безусловно, занятия спортом развивают моти-вационно-волевую сферу студента, его лидерские качества, способствуют его более успешной социализации. Спортивная культура личности связана с ее ценностным отношением к спорту, которое имеет не общее, а конкретное выражение для человека. Спортивная культура личности находит выражение в следующих формах:

- спортивно-прагматическая культура, основное свойство которой заключено в прагматических целях;

- антигуманная спортивная культура опирается на следующие принципы: использование негуманных ценностей; приемлемость любых способов для

одержания победы в спортивном соревновании; вероятность проявления агрессии, демонстрации своего превосходства над другими;

- спортивно-гуманистическая культура опирается на позитивное ценностное отношение индивида к спорту с позиции ценностей и идеалов гуманизма.

Спортивно-гуманистическая культура личности находит проявление в разной форме в зависимости от того, во что конкретизируются гуманистические ценности и идеалы, на которые она ориентирована. Основные ее подвиды -олимпийская и спартианская.

Мы можем констатировать, что необходимый потенциал по развитию спортивной культуры личности заложен в современных российских медиатекстах -кинематографических, телевизионных, печатных, интернетных и пр.

Библиографический список

1. Мурюкина Е. В. Диалоги о киноискусстве: практика студенческого медиаклуба. Под ред. А. В. Федорова. Таганрог: Изд. Центр ГОУВПО «ТГПИ». 2009. 208 с.

2. Мурюкина Е. В. Роль спорта и медиа в семейном воспитании подростков. Медиаобра-зование, 2015. №. 4. С. 25-30.

3. Столяров В. Понятие и формы спортивной культуры личности / В. Столяров, С. Баринов // Вестник спортивной науки. 2009, № 9. С. 17-21.

Reference

1. Muryukina E. V. (2009). Dialogues on the cinema: the practice of the student media club. Ed. by A.V. Fedorov / E. V. Murjukina // Taganrog: Izd. Center VPO "TGPI", 2009. 208 p. (In Russian).

2. Muryukina E. V. (2015). The Role of sport and media in family education of adolescents / E.V. Murjukina // Media education, 2015. №. 4. Pp. 25-30. (In Russian).

3. Stolyarov V., Barinov S. (2009). The Concept and forms of personal sports culture / V. Stol-yarov, S. Barinov // Sports science bulletin, 2009. №. 9. Pp. 17-21. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.