ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ
Л. В. Алиева
Личностно-профессиональный рост педагога-организатора туристско-краеведческой деятельности. Из опыта УДО ЭЦДЮТЭ «Родина», Москва
Статья посвящена актуальной проблеме личностно-профессионального становления и развития нового типа педагога в учреждении дополнительного образования детей. Представлен краткий анализ опыта подготовки педагога-организатора ТКД в деятельности инновационного УДО Москвы - Экспериментальном Центре ДЮТЭ «Родина».
Ключевые слова: учреждение дополнительного образования, туристско-краеведческая деятельность, личностно-профессиональный рост педагога дополнительного образования, показатели и «ступени» личностно-профессионального роста педагога-организатора туристско-краеведческой образовательной деятельности.
Проблема подготовки современного педагога «широкого профиля» -одна из актуальных в совершенствовании системы образования и общественного воспитания подрастающего поколения
В соответствии с требованиями к современному педагогу, представленными в документах модернизации образования, акцент делается на формировании позиции педагога-личности, индивидуальности, которая представлена профессиональным ростом педагога как истоком инновационной деятельности.
В обосновании теоретико-методологических основ подготовки современных педагогических кадров лежит научный подход, связанный с учетом данных реальной педагогической практики, традиций, прошедших испытание временем, новаций, рождаемых в массовом передовом опыте образовательных организаций.
Именно в научно ориентированной практике образовательного учреждения рождается новый тип педагога. Обращаем внимание на особую роль учреждения, функционирующего в инновационном, экспериментальном режиме в становлении и развитии профессиональной позиции педагога. Инновационная деятельность позволяет творчески проявляться педагогу, заявить о себе как специалисте-индивидуальности, личности. Инновационная деятельность образовательного учреждения - действенный стимул самообразования как источника профессионального и личностного роста педагога.
В современной системе образования особо выделяются инновационные учреждения, структуры системы дополнительного образования детей. Именно в их инновационной образовательной деятельности и формируется новый тип педагога.
Современное учреждение дополнительного образования (далее -УДО) не может эффективно функционировать, решать задачи обучения,
воспитания, социализации подрастающего поколения, не имея «собственные» педагогические кадры, не стимулируя творчество педагога - главного субъекта педагогического целенаправленного процесса. Каждое УДО в силу своей специфичности, основных направленностей образовательной деятельности требует и педагога, соответствующего данному учреждению, и вносит свой вклад в формирование нового типа педагога-воспитателя «широкого профиля».
Инновационная модель учреждения дополнительного образования -база подготовки и личностно-профессионального роста педагога [4].
Накопленный опыт подготовки педагога «широкого профиля» - организатора туристско-краеведческой образовательной деятельности в деятельности одного из первых инновационных учреждений дополнительного образования - ЭЦДЮТЭ «Родина», Москва - позитивный пример разработки системы подготовки педагогических кадров и опытной программы личностно-профессионального роста педагога в образовательной деятельности учреждения [1].
Туристско-краеведческая деятельность (далее - ТКД) - отечественная традиция воспитания подрастающего поколения в системе образования, ценностный блок образования, общественного воспитания.
Ее специфический образовательный потенциал проверен в опыте; представлен в научных исследованиях, педагогической литературе [2].
В отечественном опыте сложился и новый тип педагога-организатора ТКД, органично соединивший в себе общепедагогические профессиональные компетенции и специфические для организации нового вида образовательной деятельности (детского туризма) [6].
Формирование педагога нового типа личности взрослого: его особая педагогическая позиция активного участника ТКД на всех ее этапах; ответственного за жизнь, здоровье детей в сложных условиях похода, путешествия; человека, увлеченного туризмом, краеведением, стало первейшей задачей руководителей учреждений дополнительного образования.
Представляем систему подготовки педагога-организатора туристско-краеведческой деятельности в УДО ЭЦДЮТЭ «Родина» (Дом детско-юношеского туризма и экскурсий «Родина» - преемник ЭЦДЮТЭ «Родина»). Директор этого учреждения Александр Александрович Остапец-Свешников, доктор педагогически наук, мастер спорта по туризму, автор Концепции детского туризма как педагогической системы и опытной образовательной программы «Школа жизни - окружающий мир» [1].
Учреждение начинало работу, не имея подготовленных к туристско-краеведческой деятельности педагогов. В первоначальный состав входили сотрудники самых разных профессий и специальностей с различным опытом (педагоги школ, инженеры, экологи, спортивные туристы, геологи, экскурсоводы). И подготовка педагога-организатора ТКД стала важнейшей задачей руководителя и всего коллектива.
Программа «Школа жизни - окружающий мир» предусматривала создание системы подготовки «собственных» педагогических кадров педагога-организатора ТКД как социально-педагогической, культурологической образовательной деятельности [11].
«Школа жизни - окружающий мир» - программа УДО стала основной базой индивидуального освоения педагогом в практической многообразной деятельности учреждения новой позиции педагога-организатора ТКК деятельности [11].
Комплексная коллективно-индивидуальная творческая реализация образовательной туристско-краеведческой программы «Школа жизни -окружающий мир» и основных прикладных к ней программ («Ребенок и окружающий мир» для работы с дошкольниками, «Программа массовых форм ТКД» и План-программа «Годового цикла») стали содержательной основой подготовки педагога-организатора ТКД и личностно-профессионального роста педагога в деятельности учреждения [6]. В подготовку педагогических кадров на основе общей Программы были включены все сотрудники учреждения с учетом их основной профессии, практического опыта. Взаимообучение в совместных делах (походы, экспедиции, слеты наставничество и т. д.) стало действенной формой индивидуального освоения специфики туристско-краеведческой деятельности.
Специфической инновацией в деятельности Дома стало создание на общественных началах «внутренней» системы профессиональной подготовки и воспитания педагога нового типа с учетом специфики образовательной туристско-краеведческой деятельности учреждения [7].
Система подготовки кадров представляет направление деятельности учреждения - систему непрерывного образования взрослых-педагогов в условиях реального педагогического процесса, активной включенности каждого педагога в этот процесс с целью стимулирования профессионального мастерства, самообразования с учетом индивидуальных особенностей педагога.
Показателем результативности системы представлен личностно-профессиональный рост педагога-организатора ТКД в многообразной и многозначной по профессиональной направленности деятельности по реализации основных Программ (Годовых циклов) и социально-общественной значимости деятельности учреждения в окружающем социуме.
Система включала основные сферы деятельности педагога учреждения: пространство (среда) основной ТКД учреждения (основная учебная, внеучебная, научно-методическая, организационная); окружающее природное и социально-культурное, историческое, образовательное пространство.
В разработанной системе определены основные виды деятельности педагога, позволяющие осваивать новые знания, умения в многообразной ТКД: организация деятельности детского туристско-краеведческого объ-
единения; участие в подготовке и проведении традиционных общих коллективных дел (специфическая сфера деятельности по выявлению индивидуальных позитивных возможностей педагогов, проявлению подлинного педагогического творчества каждым участником, по созданию особых взаимоотношений, позитивной эмоциональной ауры в коллективе (туристические слеты, экспедиции, краеведческие игры, значимые акции); проведение туристско-краеведческой деятельности вне учреждения в образовательных структурах округа, района (сфера расширения профиля профессионального образования (самообразования) педагога и его развития как личности, индивидуальности); сотрудничество педагогов с вузами, научными учреждениями, общественными творческими педагогическими сообществами, культурными центрами способствует расширению кругозора педагога, его личностному профессиональному росту, повышению профессиональной культуры и расширению компетенций.
Основные объекты педагогической и общественной деятельности -база личностно-профессионального роста педагога: учебные группы, детские объединения определенной профессиональной направленности, детские общественные объединения на базе учреждения, взрослые сообщества (методические объединения, творческие профессиональные педагогические объединения, социальные структуры - государственные и общественные). Детские туристско-краеведческие объединения - основной объект профессиональной и общественной деятельности педагога дополнительного образования, база его личностно-профессионального роста.
В сложившейся системе определены основные формы работы по становлению и развитию педагогической позиции в деятельности учреждения: учебное занятие (теоретическое и практическое), внеурочные формы образовательной и общественной деятельности; походы, экспедиции, комплексные экскурсии; постоянно действующий семинар «Школа педагогического мастерства»; научно-практические конференции, тематические проблемные семинары; творческие педагогические сообщества, педагогические советы, педагогические чтения, методические советы и т. д.
Особое внимание в системе подготовки педагога было уделено мотивации и стимулированию индивидуального личностно-профессионального роста педагога дополнительного образования:
- Поддержка инновационных начинаний в деятельности педагога -важное направление в содержании деятельности руководителей по стимулированию творчества педагога (организация мастер-классов, смотров педагогического творчества с целью обмена передовым опытом, его рефлексии и стимулирования инновационной деятельности педагога).
- Поддержка создания и функционирования творческих педагогических сообществ - форм инициативы, творчества самих педагогов.
- Ежегодная «внутренняя» аттестация (самоаттестация) педагогов с целью выявления позитивной динамики в профессиональной деятельности педагога и определения перспектив более эффективного участия
педагога в жизнедеятельности учреждения, формировании резерва руководителей подразделений учреждения.
- Предоставление права выбора основного объекта педагогического деятельности и учебной нагрузки.
- Рекомендации педагогам для участия в окружных, городских, российских конкурсах, смотрах профессионального мастерства.
- Публикации опыта педагогов-мастеров в СМИ.
- Рекомендации к повышению квалификационных категорий, почетным наградам, званиям.
- Материальное и моральное стимулирование (премии, грамоты, сертификаты и т. д.).
Система отслеживания результатов педагогической деятельности и роста педагога представлена пакетом разработанных в коллективе диагностических методик, учитывающих специфику основной туристско-краеведческой образовательной деятельности учреждения: мониторинг, частные диагностики, анкеты, рефлексия, отчеты педагогов и групп, открытые занятия [5].
Мониторинг проводился один раз в году по итогам «Годового цикла» (план реализации основной Программы и прикладных к ней). Система мониторинга позволяет проследить динамику «роста», становления и развития личностно-профессиональной позиции педагога в реальной практике.
Рефлексия и саморефлексия профессиональной деятельности педагогов - органичная составляющая системы диагностики; один из методов выявления позитивной динамики профессионального роста педагогов и корректировки деятельности, перспектив «роста». Формы организации системы рефлексии: проведение мастер-классов, фестивалей педагогического творчества, научно-практических проблемных конференций, деловых игр.
Смотром педагогического и туристического мастерства педагога стали: «Смотры готовности группы к походу, экспедиции», «Творческие отчеты групп по итогам цикловых мероприятий» («открытые» устные и письменные), на которые приглашались педагоги для обучения.
/П и V и *-»
Систематический анализ образовательной туристско-краеведческой деятельности педагога позволил обосновать комплекс критериев - показателей личностно-профессионального роста педагога по реальным результатам работы в учреждении: по основной занимаемой должности, участия в освоении и реализации основных программы «Школа жизни -окружающий мир» и прикладных к ней программ (общих), в социально-общественно значимой деятельности в районе, городе, стране).
Основной критерий роста - овладение комплексом основных (общих) профессиональных качеств, черт, знаний, умений, компетенций педагога-воспитателя-организатора ТКД. Профессиональная специализация в условиях ЭЦДЮТЭ «Родина» представлена: а) ведущими педагогами - туристами, краеведами, экскурсоводами, экологами; высококвалифициро-
ванными педагогами-воспитателями разных возрастных групп (дошкольников, младших школьников, старшеклассников); руководителями детских творческих объединений, общественных организаций туристско-краеведческой направленности основной деятельности; педагогами-исследователями, методистами, педагогами-наставниками молодых коллег.
В определении показателей личностно-профессионального роста педагога особо выделены результаты «основной» деятельности по занимаемой должности в учреждении (педагог-руководитель детского ТК объединения, методист, руководитель отдела и т. д.).
Освоение педагогом смежных профессий и их использование в обновлении деятельности учреждения - один из существенных показателей личностно-профессиональной позиции педагога.
Позитивное личное освоение новых объектов, приносящее наибольшее удовлетворение от педагогической деятельности (а не формальное исполнение функций, обязанностей, возложенных администрацией школы), - показатель профессионального роста педагога. У некоторых педагогов именно эта не запрограммированная жестко сверху педагогическая деятельность служит «открытием» своей профессиональной индивидуальности, полем самореализации своих увлечений, способностей во внеучебное время в сотворчестве с воспитанниками-союзниками, педагогами-единомышленниками.
Показатели профессионального роста: инновационная, творческая позиция педагога-индивидуальности-личности в жизнедеятельности образовательного учреждения; сформированность потребностей самообразования, самосовершенствования; общественный и профессиональный статус в коллективе коллег и особенно в сообществе учащихся.
Углубленная профессиональная специализация - показатель педагогического роста - мастерства. Это результат глубокого осмысления, самоанализа личного педагогического опыта; создания определенных условий в учреждении для профессионального самоопределения каждого педагога и одновременно важное условие совершенствования образовательной деятельности учреждения.
Личностно-профессиональный рост педагога-организатора ТКД предполагает приобретение педагогом дополнительного образования к основной профессиональной деятельности новых специальностей, должностей, выявление индивидуального потенциала роста, способностей и возможностей; овладение конкретными практическими, прикладными умениями, навыками, через реализацию которых в совместной с детьми деятельности могли бы проявиться его человеческие качества, черты характера, воля, увлеченность, потребности самосовершенствования (музыканта, спортсмена, художника, туриста и т. д.), привлекательные для подростка.
Личностно-профессиональный рост педагога-организатора ТКД определен в системе как творческое инновационное приращение в профессиональной и общественной социально значимой деятельности учреждения, вклад в обновлении совершенствовании основных программ. комплекс показателей - основа личностно-профессионального роста педагога.
Данные мониторинга, диагностики, рефлексии, самооценки педагогов показали, что для каждого педагога профессиональный рост за определенный промежуток времени работы в коллективе далеко не однозначен. При оценке личностно-профессионального роста педагога был сделан вывод о важности индивидуального подхода: учет основного профессионального образования и практического опыта (педагогического, турист-ско-краеведческого) при поступлении на работу в учреждение (своего рода «старт»); специфическое, индивидуальное личностно-профессио-нальное приращение в основной должности при освоении основных программ; проявление и развитие личных способностей, возможностей педагога, повышение фактора личной заинтересованности, удовлетворенности конкретной профессиональной деятельностью; включенность в жизнедеятельность учреждения.
Индивидуальное творческое освоение основных объектов педагогической деятельности - один из показателей личностно-профессиональ-ного роста, формируемой позиции педагога «широкого профиля».
Именно индивидуальный подход к показателям профессионального роста позволил и самому педагогу, и руководителю определить «ступени» становления педагога-организатора ТКД.
Система подготовки педагога дополнительного образования - организатора ТКД стала основой разработки опытного варианта программы индивидуального роста педагога на основе общих показателей («Ступени личностно-профессионального роста педагога ДДЮТЭ «Родина»), которая ориентирована на индивидуальную траекторию становления и развития профессиональной позиции педагога, подготовку к государственной аттестации педагогических кадров.
В основе Программы - примерные «ступени» личностно-профессионального роста педагога-организатора ТКД ДДЮТЭ «Родина».
1-я «ступень» - адаптация педагога к образовательному пространству данного учреждения туристско-краеведческой направленности образовательной деятельности (освоение общей программы, принятие традиций, поиск коллег-единомышленников, первые заявки на педагогическую индивидуальность, первые оценки руководством, коллегами, воспитанниками). Осознание основной профессии в новых условиях, применительно к должностному функционалу (для новичка - в первой практике), самоопределение в готовности и желании трудиться в данной профессиональной сфере (определение истинного отношения к профессии).
2-я ступень - закрепление своего профессионального места в образовательной деятельности учреждения, обретение определенного обще-
ственного статуса в коллективе педагогов, воспитанников, родителей; вхождение в творческое педагогическое сообщество (или создание его); участие в мастер-классах, работе методсоветов, семинарах (обмен опытом, внесение инновационных предложений в деятельность учреждения); осмысление личного опыта и опыта коллег; проявления творческих начал в основной образовательной деятельности; участие в системе управления и самоуправления; освоение новых педагогических объектов в учреждении и в окружающем социуме; сформированность потребности совершенствоваться в конкретной профессиональной деятельности; подтверждение отношения к профессии как жизненной ценности «сейчас» и «в перспективе». Профессиональный рост характеризуется позицией педагога -субъекта коллективной образовательной деятельностью в учреждении.
3-я ступень - сформированность отношений-потребностей внести в педагогическую деятельность личное, творческое начало, новизну («выделиться» в хорошем смысле среди коллег, увлечь своими педагогическими открытиями); овладение современными педагогическими знаниями и их творческое использование (апробация) в своей практической работе; участие в научно-методическом обеспечении образовательной деятельности учреждения, руководстве методическими советами, объединениями (в учреждении, районе, округе); определение ведущей роли в конкретных видах, направлениях образовательной деятельности (туристской, краеведческой, экологической, экскурсионной, музейной, методической, информационной и т. д.); результативное участие в смотрах, конкурсах, фестивалях. Эта ступень характеризует педагога как мастера-профессионала. Показателями педагогического мастерства выступают стабильно высокие индивидуальные показатели влияния деятельности туристско-краеведческого объединения на личность воспитанника; признание коллег и стремление «учиться» у наставника-мастера. Формируется позиция субъекта собственной профессиональной деятельности.
4-я ступень - сформированность позиции педагога-исследователя; обогащение личного опыта и деятельности учреждения педагогическими инновациями; отношение к профессии как к исследовательскому поиску, ведущая потребность - осмыслить, отрефлексировать не только свой личный педагогический опыт, но и сравнить его с позитивным массовым опытом, новейшими научными данными педагогики и смежных наук. Позиция педагога-исследователя, мастера-творца - это позиция субъекта, профессиональной образовательной деятельности учреждения, субъекта-исследователя в конкретной области педагогики.
Результаты индивидуального педагогического роста педагога подводились по итогам «годового цикла» - этапа реализации программы «Школа жизни - окружающий мир» и прикладных к ней программ. Сроки освоения основных «ступеней» индивидуальные. Позитивная динамика личностно-профессионального педагога дополнительного образования -
важный показатель формирования индивидуальной профессиональной позиции.
Результат реализации системы подготовки кадров для учреждения и Примерной программы «Ступеней личностно-профессионального роста педагога» - создание собственной профессиональной педагогической команды из числа сотрудников учреждения.
Педагоги, подготовленные в деятельности учреждения, возглавили структурные подразделения ДДЮТЭ «Родина (преемник ЭЦДЮТЭ «Родина») (три педагога), методическую работу (5 педагогов), стали руководителями детских туристско-краеведческих объединений (дошкольников, младших школьников, старшеклассников), педагогами-организаторами детского туризма в школах. ДДЮТЭ «Родина» возглавила О. В. Озерская, педагог дополнительного образования ЭЦДЮТЭ «Родина» с первых шагов его деятельности, учитель географии по основному образованию.
В деятельность ДДЮТЭ «Родина» включилась группа его воспитанников после окончания средней школы, параллельно начав обучение в педагогических вузах, колледжах.
Реализация Программы личностно-профессионального роста педагога-организатора ТКД позволила каждому выявить новые профессиональные способности, приобрести новые педагогические и специальные знания, расширить сферу профессиональной деятельности, что позитивно сказалось на их творческом росте, самоопределении, осмыслении и выборе дальнейшей карьеры, пути направлений, видов деятельности (не только педагогической).
Профессиональный рост, индивидуальное творческое освоение Программ учреждения, личных образовательных программ позволили активно включиться в ОЭР, а затем в проведение диссертационного исследования (5 педагогов защитили кандидатские диссертации по проблемам детского туризма); стать преподавателями факультативов в педагогических вузах Москвы, руководителями образовательных организаций, авторами научно-методических публикаций (подготовлено и опубликовано 8 пособий, более 100 научно-методических статей, рекомендаций) [ 1, 8, 9, 10].
Опыт ЭЦДЮТЭ «Родина», его позитивные результаты подтверждают, что именно в педагогической многопрофильной практике формируется, совершенствуется личность педагога «широкого профиля», новый тип современного педагога, готового и способного к самосовершенствованию, творческому росту, качественному изменению системы образования.
Приведенный опыт - пример, ориентир для создания примерной программы личностно-профессионального роста педагога в деятельности учреждения. Его использование требует творческого подхода, критического осмысления с учетом реальной деятельности конкретного учреждения дополнительного образования.
Подчеркнем, что учреждение дополнительного образования в реальной практике выявляет профессиональную пригодность, степень готовно-
сти специалиста к максимальной эффективной реализации профессионального багажа, полученного в вузе или среднем специальном профессиональном учебном заведении. Образовательное детское учреждение «делает» (должно делать) педагога «по образованию» педагогом практиком-творцом, формирует профессиональную позицию, закрепляет позитивное отношение к выбранной профессии, стимулирует к дальнейшему профессиональному образованию (самообразованию).
Именно образовательное учреждение - та среда, в которой личность способна осознать свою профессиональную пригодность, жизненную и ценностную значимость выбранной профессии, самоопределиться в конкретной педагогической области.
Показатели - качественные результаты «ступенчатого» индивидуального профессионального роста педагога в деятельности учреждения, закрепленные в решениях педагогического совета, методических документах, системе поощрений, в личном портфолио педагога, должны стать основой критериев в государственной системе повышения квалификации педагогических работников (а не наличие документа о прослушанных курсах).
Примечания
1. Авторская школа гражданского воспитания детским туризмом : сб. из опыта ГБОУ ДДЮТЭ «Родина» им. А. А. Остапца-Свешникова / Коллектив авторов ; под ред. Л. В. Алиевой, О. В. Озерской. - М. : Изд-во «Перо», 2018.
2. Остапец-Свешников А. А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе : монография. - М. : Педагогика, 1985.
3. Остапец А. А. Школа жизни - окружающий мир : типовая программа для учащихся 5-8-х классов. - М., 1995.
4. Алиева Л. В. Система дополнительного образования - пространство становления полисубъектной позиции педагога нового типа : сб. науч.-метод. материалов. - М. : ФГБОУ «ФЦТТУ», Центр теории воспитания ИТИП РАО, 2013.
5. Алиева Л. В. Критерии оценки качества воспитательной деятельности педагога дополнительного образования детей // Критерии и способы оценки качества воспитания в системе общего образования : сб. науч. тр. / под ред. Н. Л. Селивановой, П. В. Степанова. - М. ; Екатеринбург : Банк культурной информации, 2012.
6. Алиева Л. В., Озерская О. В. Образовательная деятельность учреждения - база становления личностно-профессиональной позиции педагога дополнительного образования // Развитие личностно-профессиональ-ной позиции педагога как воспитателя : сб. науч. тр. / под ред. Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. - СПб., 2005. - С. 186-196.
7. Алиева Л. В., Озерская О. В., Трубачева М. Е. Инновационная деятельность учреждения дополнительного образования - база формирова-
ния педагога нового типа : сб. из опыта работы. - М. : Изд-во ООО «Ритм», 2008.
8. Инновационные технологии в детском туризме : сб. статей и авторских образовательных программ дополнительного образования детей / авт.-сост. В. В. Казанцев. - М. : Изд-во ООО «Ритм», 2008.
9. Озерская О. В., Тайдакова Е. Г. Перспективная модель воспитания в массовых формах туристско-краеведческой деятельности учреждения дополнительного образования. - М. : ДДЮТЭ «Родина», 2014.
10. Синетова М. Ф. Экологическое воспитание младших школьников в туристско-краеведческой деятельности : метод. пособие (из опыта работы педагога дополнительного образования ДДЮТЭ «Родина»). - М. : Изд-во «Перо», 2016.
11. «Школа жизни - окружающий мир» : сб. программно-метод. материалов / авт. кол.: А. А. Остапец-Свешников, Л. В. Алиева, Г. Н. Абросимова, М. Е. Трубачева и др. - М., 2004.
В. П. Голованов
Современное дополнительное образование -пространство счастливого и успешного детства
Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет.
Аристотель Кто не знает, в какую гавань ему плыть, для того не бывает попутного ветра.
Сенека
В данной статье рассматривается социальный и педагогический потенциал современной сферы дополнительного образования детей. Акцент делается на развивающей, личностно-персонифицированной составляющей дополнительного образования детей.
Ключевые слова: дополнительное образование детей, воспитание, дети, детство, свободное время, педагогика счастья, успешность личности.
В начале XXI века в полной мере проявилась глубокая зависимость современной цивилизации от тех способностей и качеств личности, которые закладываются в образовании. В современном мире успешность формирования «человечного человека» во многом определяется преодолением совершенно очевидной дисгармонии между интеллектуальным, духовным, нравственным развитием человека.
Проблемы современных детей во многом обусловлены их жизненным самоопределением и самочувствием, условиями социализации, мировоззрением и ценностями, формируемыми через внутрисемейные отношения, образование, СМИ, социокультурную образовательную среду локального, регионального, национального, глобального уровней.