Научная статья на тему 'Личностно-профессиональная самоактуализация как основа формирования ценностных ориентаций будущих педагогов в вузе'

Личностно-профессиональная самоактуализация как основа формирования ценностных ориентаций будущих педагогов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ЦЕННОСТИ / ПОЗНАНИЕ / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕЛИ / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панина С. В., Готовцева Н. Г., Корякина Т. Г.

В статье рассматривается проблема ценностного становления будущего педагога посредством личностно-профессиональной самоактуализации в образовательной среде вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY-PROFESSIONAL SELF- ACTUALIZATION AS A BASISFORMATION OF VALUABLE ORIENTATIONS OF THE FUTURE TEACHERS IN HIGH SCHOOL

The article considers the problem of value formation of the future teachers by means of personalprofessional self-actualization in the educational environment of high school.

Текст научной работы на тему «Личностно-профессиональная самоактуализация как основа формирования ценностных ориентаций будущих педагогов в вузе»

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ

Панина С.В.

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Педагогический институт, доцент кафедры педагогики,

кандидат педагогических наук, Готовцева Н.Г. Северо-Восточный федеральный университет, Педагогический институт, старший преподаватель,

Корякина Т.Г.

Северо-Восточный федеральный университет, Педагогический институт, доцент

PERSONALITY-PROFESSIONAL SELF-ACTUALIZATION AS A BASIS FORMATION OF VALUABLE ORIENTATIONS OF THE FUTURE TEACHERS IN HIGH

SCHOOL

Panina S.V.

North Eastern Federal University, Pedagogical Institute, PhD in Education Science, Assistant Professor of

Education Science Subdepartment, Gotovtseva N. G.

North Eastern Federal University, Pedagogical Institute,

Senior Lecturer, Koryakina T.G.

North Eastern Federal University, Pedagogical Institute, PhD in Education Science, Assistant Professor

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается проблема ценностного становления будущего педагога посредством лич-ностно-профессиональной самоактуализации в образовательной среде вуза. ABSTRACT

The article considers the problem of value formation of the future teachers by means of personal- professional self-actualization in the educational environment of high school.

Ключевые слова: самоактуализация, ценности, познание, жизненные цели, будущий педагог. Keywords: self-actualization , values, knowledge , life goals , future teacher

Постановка проблемы. В настоящее время целью высшего образования является не только качественная подготовка людей к профессиональной деятельности, но и к жизни, а также создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей, способностей и потребностей каждого [4].

Выдвижение аксиологического подхода в качестве приоритетного при подготовке специалистов в вузе - является одной из перспективных тенденций обновления современного высшего образования. Рассматривая понятие «личностно-профессиональная самоактуализация» в теоретическом и методологическом аспекте, мы подразумеваем, что одним из эффективных средств формирования лучших ценностей человеческой культуры, связанных с моралью и нравственностью - является личностное и профессиональное становление подрастающего человека.

Анализ последних исследований и публикаций. По определению Н.С. Пряжникова [7, с. 74] , С.Н. Чистяковой [11, с.15-16], существуют следующие конкретно-методологические принципы, которые специфичны для личностной и профессиональной самоактуализации обучаемого: 1) культурно -историческая обусловленность самоактуализации

(принцип детерминизма); 2) личностно-ориентиро-ванный подход к каждому самоактуализирующемуся человеку; 3) системность, постепенность проявления личностно-профессиональной самоактуализации (связь жизненного, профессионального и личностного, а также учет реальной ситуации конкретного обучающегося); 4) приоритет ценностных ориентаций в личностной и профессиональной самоактуализации, обуславливаемой особенностями конкретного человека.

Личностно-профессиональная самоактуализация как средство формирования ценностных ориен-таций будущего педагога предметом специального изучения педагогами, психологами недостаточно рассматривалось. В результате психолого-педагогического осмысления понятия «личностно-профессиональная самоактуализация», мы пришли к выводу, что в настоящее время не существует однозначного толкования данного феномена.

В описании механизмов личностно-професси-ональной самоактуализации как средства формирования ценностных ориентаций будущего педагога мы опирались на работы С.Л. Рубинштейна [9, с.35 ], В.Э. Чудновского [12, с.120], В.Д. Шадрикова [13, с. 115]. По их мнению, личностно-профессиональ-

ная самоактуализация - процесс пожизненного анализа индивидуально-психологических особенностей, комплекса личностных и профессиональных качеств и умений, которые могут перевести лич-ностно-профессиональную самоактуализацию в ценностную основу личности.

Несомненное значение для формирования философских предпосылок понимания личностно-профессиональной самоактуализации имеют работы Э.В. Ильенкова, который рассматривает формирование ценностей познания, личности, жизненных целей как на совокупность отношений человека «к самому себе как к никому другому» [3, с. 393], неповторимую в своей индивидуальности. Необходимость человека в знании о самом себе и другом («Я - ценность» и «Другой как ценность»), соотнесение этого знания и предмета («Познание как ценность») проявляется в развитии личности посредством его личностно-профессиональной самоактуализации.

Также личностно-профессиональная самоактуализация представляет собой особое средство формирования ценностных ориентаций как и смысловых установок, для нас важным является понятие смысла жизни. Путь к постижению смысла жизни, поиску своего места в жизни индивидуален. Э. Эриксон [14, с.89] связывает такой поиск с решением проблемы идентичности. В. Франкл в стремлении найти смысл собственной жизни видит первичную мотивирующую силу человека: «Тот, у кого есть для чего жить, может выдержать любое как» [10,с.172]. Именно данный исследователь выделяет особую форму активности, характерную для становления и развития человека - смыслообраз-ную активность.

Таким образом, личностно-профессиональная самоактуализация - целенаправленный (а значит осознанный) процесс, осуществляющийся во временной протяженности жизни человека в прошлом, настоящем и будущем времени, направленный на узнавание и изменение себя, обусловленное выработкой собственного мировоззрения, формирующего определенные ценностные ориентации на основе саморефлексии и рефлексии другого опыта. Самоактуализирующимися личностями можно назвать людей, обладающих способностью к познавательной активности, саморегуляции и самоорганизации, саморефлексии и рефлексии.

Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. Мы полагаем, что формулировка интересующей нас категории должна быть наиболее универсальной по своему характеру и степени применимости к процессу формирования ценностных ориентаций будущих педагогов. Личностно-про-фессиональная самоактуализация - это стремление человека к самопознанию и развитию своих личностных и профессионально значимых качеств, а именно познавательной активности, способности к рефлексии и самоорганизации.

Наиболее актуальной проблема формирования ценностных ориентаций посредством личностно-профессиональной самоактуализации будущего пе-

дагога становится в возрасте 18 - 23 лет. По определению Л.С. Выготского [2,с. 68], этому способствует социальная ситуация развития, как сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обуславливает психическое развитие на протяжении соответствующего возрастного периода. Поэтому предметом исследования в работе определены педагогические условия формирования ценностных ориентаций будущих педагогов посредством личностно-профессиональной самоактуализации. Для студента как человека определенного возраста характерны, по выводам Б.Г. Ананьева, «наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков» [1, с. 5]. В связи с этим отметим, что во втором периоде юности образование приобретает особую ценность. По утверждению Б.Г. Ананьева, студенческий возраст является сензитив-ным пе риодо м для развития о с но вных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. Все это представляет большую жизненную ценность, так как влияет на эффективное развитие личности студента, формирование у него жизненно важных черт характера [1 , с. 8].

Как показал анализ теории и практики, создание благоприятных условий для процесса личностно-профессиональной самоактуализации личности студента в вузе важно еще и в связи с тем, что характер данного процесса, уровень работоспособности, длительность и качество приобретения знаний, формирования навыков и умений - процессы, тесно взаимосвязанные. Следовательно, от успешности формирования ценностных ориентаций посредством личностно-профессиональной самоактуализации будет во многом зависеть и успешность формирования у будущего специалиста профессиональных навыков и умений.

Для осмысления данного процесса недостаточен только анализ учета возрастных особенностей студентов, необходимо сделать акцент и на специфических особенностях личностного и профессионального становления будущих педагогов. Для вчерашних абитуриентов, избравших профессию педагога по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Олигофренопедагогика», «Логопедия», «Технология», «Информатика и вычислительная техника», свойственно уже на первом семестре обучения пытаться соотнести получаемые педагогические и психологические знания с имеющимся жизненным опытом, анализировать индивидуальные психологические особенности (свои и других людей), что способствует развитию ценности личности («Я - ценность и «Другой как ценность), стремления к самопознанию («Познание как ценность»).

По нашему мнению, проблема формирования ценностных ориентаций посредством лич-ностно-профессиональной самоактуализации складывается, прежде всего, в силу того, что студентам данной специальности, изучающим психологические и педагогические аспекты различных видов деятельности (в т.ч. учебной), самим в недалеком будущем предстоит проводить определенную работу, направленную на преодоление трудностей при присвоении определенных ценностей посредством лич-ностно-профессиональной самоактуализации другими людьми. Это обстоятельство побуждает их рефлексивно оценивать собственные проблемы личностно-профессиональной самоактуализации в вузе, с точки зрения аксиологического, деятельност-ного, целостного, личностно-ориентированного подходов.

В то же время, в процессе формирования ценностных ориентаций посредством личностно-про-фессиональной самоактуализации в вузе студенты-педагоги испытывают трудности в усвоении научных психологических знаний, с которыми они знакомятся, по сути, впервые. Если вчерашний школьник избирает профессию математика, историка, филолога и т.п., он уже имеет определенное представление об основных базовых понятиях, знание и понимание которых необходимо для усвоения дисциплин общепрофессионального цикла. Такой начальный уровень знаний способствует более успешному процессу формирования ценностных ориентаций посредством самоактуализации в вузе. Что же касается начальной педагогической, психологической подготовки, то в настоящее время обучение в школе, как известно, далеко не всегда дает возможность ее получить.

Цель статьи. На основании наблюдений и анализа исследуемой проблемы, мы выделили несколько факторов, которые, по нашему мнению, лежат в основе затруднений в процессе формирования ценностных ориентаций будущих педагогов посредством личностно-профессиональной самоактуализации в вузе.

Во-первых, значительная часть лиц, поступающих в вуз, имеет недостаточно высокий уровень фактической подготовленности по программе средней школы. За этим кроются низкая познавательная активность, отсутствие интереса к чтению как к форме познания мира, невысокий уровень духовного и интеллектуального потенциалов, неразвитые волевые навыки и произвольность поведения, влияющие на стремление к достижению жизненных целей.

Во-вторых, у многих молодых людей, приходящих в вуз, слабо выражены навыки учебной работы, недостаточно развиты словесно-логическое мышление, интеллектуальные способности, концентрация и распределение внимания, отсутствуют знания об эффективных приемах мнемотехники, слабо выражена волевая регуляция в преодолении возникающих учебных трудностей. Как правило, у многих выпуск-

ников отсутствуют навыки самостоятельной работы с литературой, рационального использования времени, самоорганизации.

В-третьих, значительная часть студентов видит себя в привычной для средней школы пассивной роли, а не активным субъектом обучения в высшем учебном заведении.

В-четвертых, многие вчерашние абитуриенты обладают невысоким уровнем культуры, нравственной и трудовой воспитанности. Особенно это обнаруживается в суждениях и оценках, в отношении к себе как ценности, к другому человеку, возможностям учебной деятельности.

В-пятых, значительно проявляется недостаточная выраженность установки студентов на приобретение профессии (специальности) наряду со слабым проявлением ценностного отношения к знаниям (отсутствие или низкий уровень познавательной активности). В результате многие лишь в ходе усвоения ценностных ориентаций посредством личностно-профессиональной самоактуализации начинают осознавать всю серьезность сделанного ими жизненного выбора.

В-шестых, будущие педагоги не всегда уверены в том, что им по силам успешное обучение в вузе. Такая тревожность для части из них является вполне обоснованной, поэтому они нуждаются в индивидуальном психолого-педагогическом сопровождении.

Таким образом, целью статьи является изучение проблемы формирования ценностных ориен-таций студентов посредством личностно-профессио-нальной самоактуализации в вузе как одной из наиболее значимых педагогических проблем высшей школы.

Изложение основного материала. Опытно -экспериментальная работа проводилась с 2005 по 2014 гг., в которой участвовали студенты 1-3-х курсов специальностей 030900 - «Дошкольная педагогика и психология», 031800 - «Логопедия», 031700 - «Олигофренопедагогика», с 2011г. - бакалавры по направлению 44.03.04 Профессиональное обучение «Информатика и вычислительная техника»; 44.03.01 Педагогическое образование «Технология» Педагогического института ФГАОУ ВПО Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова.

В исследовании приняли по 106 студентов экспериментальной и контрольной групп в возрасте 17-20 лет. Репрезентативность выборки представлена следующими критериями: возраст, наличие общего среднего образования. Логика опытно-экспериментальной работы осуществлялась в три этапа: констатирующий, формирующий, заключительный. Рассмотрим каждый из этапов в последовательности.

На первом этапе было проведено изучение возможностей воспитательно-образовательного процесса в вузе для формирования ценностных ориен-таций будущих педагогов посредством личностно-профессиональной самоактуализации, диагностика их сформированности, определены педагогические условия, способствующие эффективному формиро-

ванию ценностных ориентаций, выбраны педагогические технологии, состав участников педагогического взаимодействия.

Педагогический институт является ведущим центром подготовки высококвалифицированных специалистов для Республики Саха (Якутия), осуществляющий подготовку по следующим направлениям: Дошкольная педагогика и психология, Логопедия, Олигофренопедагогика, Педагогика и методика начального образования, Социальная педагогика, Профессиональное обучение, Технология, Информатика и вычислительная техника, Менеджмент организации, Педагогика и психология.

Психолого-педагогическое сопровождение формирования ценностных ориентаций будущих педагогов посредством личностно-профессиональ-ной самоактуализации в вузе включают в себя различные формы анкетирования, тестирования, самооценки и самопознания, психологические беседы по формированию определенных базовых ценностей, личностных и профессионально значимых качеств с учетом уровня их развития у конкретного обучающегося, оценку уровней сформированности ценностных ориентаций посредством личностно-профессиональной самоактуализации.

Во время проведения констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы для выявления сформированности ценностных ориентаций посредством личностно-профессиональной самоактуализации - познавательной активности, формирующей ценность познания нами были использованы следующие методики, направленные на изучение способности к выявлению структуры личности: «Ценностные ориентации» М. Рокича, «Личностный опросник» Р. Кеттелла, «Личностный опросник» Айзенка (EPQ); определение способности к проблематизации и анализу собственных ресурсов как показателя познавательной активности: «Опросник по выявлению смысла жизни» В.Э Чуд-новского, «Анкета по выявлению мотива выбора профессии»; изучение интеллектуальных особен-

ностей как показателя ценности познания: «Интеллектуальная лабильность», «Краткий отборочный тест» В.Н. Бузина, «Матрицы Равена».

Для выявления сформированности ценностных ориентаций посредством личностно-професси-ональной самоактуализации - способности к рефлексии, направленной на ценности личности, т.е. на себя, на значимость другого человека («Я - ценность, «Другой как ценность») были использованы следующие методики «Самооценка уровня онтогенетической рефлексии», «Незавершенные предложения».

Самоорганизация как способность личности принимать во внимание свои внутренние процессы и брать их за основу при выполнении любой деятельности, а также развитость волевой саморегуляции, направленная на ценность достижения жизненных целей, является третьим критерием сфор-мированности ценностных ориентаций посредством личностно-профессиональной самоактуализации. Для этой цели использованы методики, направленные на выявление волевой саморегуляции «Оценка волевых качеств» А.И. Высоцкого, «Выявление силы воли» Р.С. Немова; определение мотивации на достижение (способности к самоуправлению и достижению жизненных целей) «Опросник саморазвивающейся личности» В.И. Андреева, мини-сочинение «Мои жизненные цели». Для констатирующего замера уровня сфор-мированности способности к проблематизации и анализу собственных ресурсов как показателя познавательной активности мы обратились дополнительно к опроснику В.Э. Чудновского «О смысле жизни» [12, с. 69], так как вопрос о смысле жизни важен для познания особенностей формирования личности и выбора ею своего особого и неповторимого жизненного пути.

По итогам диагностики, проведенной на констатирующем этапе, мы выявили три группы студентов с высоким, средним и низким уровнем сфор-мированности ценностных ориентаций посредством личностно-профессиональной самоактуализации (табл.№1).

Таблица №1

Показатели сформированности ценностных ориентаций посредством личностно-профессиональной самоактуализации (констатирующий этап)

Ценности критерии Методики Уровн и Экспер. гр. Конт р.гр.

Познание как ценость Познавательная активность На выявление структуры личности: «Ценностные ориентации» М. Рокича, «Личностный опросник» Раймонда Кеттелла», «Личностный опросник Айзенка» (EPQ) В 10 9,9

С 17,4 12,8

Н 72,6 72,3

Способность к проблематизации собственных ресурсов: «Опросник по выявлению смысла жизни» В.Э. Чудновского, «Анкета по выявлению мотива выбора профессии» В 10,3 11,5

С 15,7 15,4

Н 73 73,1

Совокупный показатель по критерию познавательной активности В 10,5 8,9

С 14,5 12,8

Н 75,45 76,7

Ценность личности Рефлексия Рефлексия на себя («Я - ценность»): «Самооценка уровня онтогенетической рефлексии» В 12,7 13,4

С 16,1 15,0

Н 71,2 71,6

Рефлексия на другого («Другой как ценность») - «Методика незавершенных предложений» В 12,3 11,9

С 19,8 20,6

Н 67,9 67,5

Совокупный показатель по критерию рефлексии В 13,0 13,05

С 21,03 21,0

Н 66,0 66,05

Ценость достижения жизненных целей Самоор-ганиза-ция Мини-сочинения «Мои жизненные цели» В 17,2 14,4

С 17,1 20,3

Н 65,6 65,3

Волевая саморегуляция: «Самооценка волевых качеств», «Наблюдение для оценки волевых качеств» А.И. Высоцкого, «Сила волевой саморегуляции» Р.С. Немова, «Способность к самоуправлению» В.И. Андреева В 11,7 11,9

С 18,0 18,5

Н 70,1 67,9

Совокупный показатель по критерию самоорганизации В 14,5 13,2

С 17,6 19,4

Н 67,9 67,4

Совокупный показатель сформированности ценностных ориентаций студентов посредством личностно-профессиональной самоактуализации В 12,5 11,7

С 17,7 17,7

Н 69,8 70,6

Таким образом, результаты анкетирования показали, что большинство студентов (69,8%) демонстрируют низкий уровень сформированности ценностных ориентаций; средний уровень сформированности ценностных ориентаций (17,7%) показали будущие педагоги, чье поведение отличает работа над собой, склонность к личностно-профессиональ-ной самоактуализации. Однако эти попытки носят ситуативный характер и активизируются в значительной мере лишь под внешним воздействием, поскольку у них недостаточно высокий уровень личностной рефлексии и развитости способности прилагать волевые усилия. Незначительная группа ответов выявляет студентов с высоким уровнем ценностных ориентаций (12,5%). Об этом уровне свидетельствуют такие особенности будущих педагогов, как: готовность к самопознанию, саморегулированию в построении своих взаимоотношений с людьми, самоорганизации деятельности, имеющей личностный смысл и общественное значение; гармоничное существование в своем временном пространстве; активное восприятие действительности; способность к глубокому пониманию жизни и про-блематизации собственных ресурсов; высокие интеллектуальные особенности.

Формирующий этап опытно-экспериментальной работы был посвящен формированию ценностных ориентаций будущих педагогов посредством личностно-профессиональной самоактуализации, организации психолого-педагогического сопровождения ценностного становления студентов, практико-ориентированную направленность курса психологии и проверке педагогических условий, способствующих эффективности исследуемого процесса.

Реализация педагогической деятельности осуществлялась в рамках факультатива «Психолого-педагогическое сопровождение формирования личности студента» (52 час.), обучения психологии,

предусматривающей изучение дисциплин «Психология» (3 з.е. -108 час.), «Общая психология» (3 з.е.-108 час.), «Детская психология», «Детская практическая психология» (3 з.е. - 108 ч.) и внеаудиторной работы со студентами. На последнем этапе пилотного исследования повторно продиагностировали участников экспериментальных групп для выявления их уровня сформированности ценностных ори-ентаций посредством личностно-профессиональ-ной самоактуализации по следующим критериям: познавательная активность, способность к рефлексии, самоорганизация.

Данные анкетирования свидетельствуют, что после проведения педагогического эксперимента увеличилось количество студентов, у которых повысился уровень познавательной активности. Так, если на начало ОЭР в экспериментальной группе 67 обучающихся имели низкий уровень познавательной активности, то на заключительном этапе нашей работы их количество составили 14 участников эксперимента. Повышение показателей среднего и высокого уровней свидетельствует о повышении показателей познавательной активности: способности к проблематизации, выявлении структуры личности, интеллектуальных особенностей, направленной на формирование «Познание как ценность».

По итогам опытно-экспериментальной работы 53 студента характеризовались высоким уровнем сформированности способности к рефлексии: рефлексии на себя, ориентированной на «Я - ценность», рефлексии на значимость другого человека - «Другой как ценность». Увеличилось количество участников эксперимента со средним уровнем сформированности по указанному критерию - 43 обучающихся. Для будущих педагогов данной группы характерно осознание значимости своей личности, принятие ценности другого человека. Значительно сократилось число респондентов с низким уровнем сформированности способности к

рефлексии, а именно 10 человек: попытка осознания и принятия совей личности и значимости другого человека. В целом, можно констатировать о положительных сдвигах по указанному критерию сформированности ценностных ориентаций будущих педагогов посредством личностно-профессио-нальной самоакутализации.

Анализ данных показал, что 61 студент экспериментальной группы достиг высокой степени навыков самоорганизации. Их отличало развитая мотивация на достижение целей и готовность к волевой саморегуляции. У 37 участников эксперимента были обнаружены показатели среднего уровня сформированности данного качества. После проведения опытно-экспериментальной работы существенно, до 8, сократилось количество участни-

ков эксперимента, имеющих низкий уровень самоорганизации как личностного и профессионального качества будущего педагога. Для студентов данной категории были характерны потребность в помощи педагога, эпизодическая готовность к самоорганизации, слабая мотивация на достижение целей, низкий уровень волевой саморегуляции.

Применение перечисленных критериев оценки уровней сформированности исследуемых личностных и профессионально значимых качеств и анализ результатов всего комплекса проведенной работы позволили отметить положительные тенденции изменения в структуре формирования ценностных ориентаций будущих педагогов посредством лич-ностно-профессиональной самоактуализации в вузе, представленных в таблице № 2.

Таблица №2

Данные об уровнях сформированности ценностных ориентаций будущих педагогов посредством лич-

ностно-профессиональной самоактуализации _(в%)_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

уровни Экспериментальная группа Контрольная группа

До эксперимента высокий 12,5 11,7

средний 17,7 17,7

низкий 69,8 70,6

После эксперимента высокий 52,85 20

средний 37,7 35

низкий 9,45 45

Для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего исследования, нами был применен критерий Фишера. Критерий оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок, в которых зарегистрирован интересующий нас эффект. Суть углового преобразования Фишера состоит в переводе процентных долей в величины центрального угла, который из-

меряется в радианах. Большей процентной доле будет соответствовать больший угол ф, а меньшей доле - меньший угол и применены следующие гипотезы: Но: Доля лиц, у которых проявляется исследуемый эффект, в выборке 1 не больше, чем в выборке 2; Н1: Доля лиц, у которых проявляется исследуемый эффект, в выборке 1 больше, чем в выборке 2.

Таблица №3

Совокупный показатель сформированности ценностных ориентаций студентов посредством личностно-профессиональной самоактуализации по критерию углового преобразования Фишера до и после эксперимента

Группы "Есть эффект": задача решена "Нет эффекта": задача не решена Суммы

Количество испытуемых Количество испытуемых

1 группа 2 группа 76 (79.2%) 50 (47.2%) 20 (20.8%) 56 (52.8%) 96 (100%) 106 (100%)

Ответ: ф*эмп = 4.819 (Значения критерия Фишера (Б--критерия) для уровня значимости р = 0.05)

Анализ данных показал, что до проведения педагогического эксперимента 69,8,2% участников имели репродуктивный уровень (низкий) сформи-рованности ценностных ориентаций будущих педагогов посредством личностно-профессиональной самоактуализации: пассивность в осознании и принятии ценностей познания, личности, достижении жизненных целей. Студентов также отличало неустойчивое эмоциональное отношение к познавательной деятельности, низкий уровень способности к рефлексии, неразвитость волевой саморегуляции, мотивации на достижение целей, низкий уровень

интеллектуальных способностей, мыслительных операций, способности к научной, учебно-исследовательской деятельности, характерная конвергентному мышлению.

В ходе формирующего этапа ОЭР произошли значительные изменения показателей сформиро-ванности ценностных ориентаций будущих педагогов посредством личностно-профессиональной самоактуализации, повысился уровень познавательной активности, способности к рефлексии, самоорганизации как личностных и профессио-

нально значимых качеств. У 37,7% будущих педагогов экспериментальной группы обнаружены характеристики продуктивного уровня: формирующаяся познавательная активность

Недостаточное стремление к познанию себя и попытка осознания своих личностных возможностей, неполная система представлений об образе другого человека, включения в учебно-исследовательскую деятельность, осознание ресурсов познавательной деятельности для личностного и профессионального развития. Самооценка личностных возможностей и профессионально значимых качеств при помощи педагога, эмоциональное состояние, характеризующееся еще неустойчивым отношением к выбранной профессии, появление волевых усилий как навыков самоорганизации, определение основных жизненных целей и выбора условий реализации личностных и профессиональных качеств, приобретение профессиональных знаний и умений. Средний уровень сформированности ценностных ориентаций на познание - «Познание как ценность», ценности личности - «Я - ценность» и «Другой как ценность», недостаточный уровень личностной рефлексии и способность прилагать волевые усилия для самоизменения и самоорганизации, направленных на принятие ценности «Достижение жизненных целей».

После проведения экспериментальной работы по совокупному показателю, по критерию углового преобразования Фишера, у 79,2% студентов экспериментальной группы демонстрируется эффект сформированности ценностных ориентаций посредством личностно-профессиональной самоаку-тализации, характеризующийся продуктивно-творческим уровнем их развития (познание своих индивидуально-психологических особенностей, целостная система представлений об образе «Я», сформированность мыслительных процессов, оценка личностных возможностей, сочетание опосредованных и непосредственных мотивов к достижению жизненных целей, сформированные волевые навыки в учебно-педагогическом процессе, сформированность умения управлять и самостоятельно организовывать собственную деятельность, наличие индивидуального способа реализации своей общественной жизни, реализация поставленных целей). В контрольной группе - у 47,2%.

Полученные результаты свидетельствуют, что у 20,8% экспериментальной группы - недостаточно сформированы ценностные ориентации как смысловые установки по сравнению с контрольной группой - 52,8% участников.

Выводы и предложения. Таким образом, педагогический эксперимент подтвердил определяющую роль созданных педагогических условий по формированию ценностных ориентаций как смысловых установок будущих педагогов посредством личностно-профессиональной самоактуализации в вузе. Значительного повышения уровня сформиро-ванности ценностных оринетаций посредством личностно-профессиональной самоактуализации по ценностно-смысловому, оценочно-познаватель-

ному, эмоционально-волевому компонентам добились те студенты, которые сумели развить в себе личностные и профессионально значимые качества: познавательную активность, способность к рефлексии, самоорганизацию.

Формированию ценностных ориентаций студентов посредством личностно-профессиональной самоактуализации в вузе способствовали следующие особенности учебно-воспитательного процесса:

- теоретические (наличие высокого уровня знаний о ценностном становлении личности человека, положительное отношение к личностно-професси-ональной самоактуализации как средству развития ценностных ориентаций, глубокое познание изучаемых дисциплин);

- содержательные (осознание и присвоение ценностных ориентаций как смысловых установок на ценности познания, личности, достижения жизненных целей);

- практические (умение применять на практике развитые личностные и профессионально значимые качества: познавательную активность, способность к рефлексии, самоорганизацию, ориентированные на ценности познания, личности, достижения жизненных целей).

Литература

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания - С-Пб.: Издательство «Питер» (Серия «Мастера психологии»), 2010. - 288 с.

2. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. — 136 с.

3. Ильенков Э.В. Философия и культура. (Серия: Мыслители XX века). М.: Издательство политической литературы. 1991.- 393 с.

4. Панина С.В., Хохолова И.С. Учебная адаптация первокурсников в условиях балльно-рейтинговой системы в вузе //Психология обучения. - № 10, 2014. - С.110-119.

5. Пицхалаури Э.М., Куршиева Б.М. Профессиональное самоопределение студентов в системе высшего педагогического образования //Психология обучения.- № 1. 2016.- С.68-72.

6. Профессиональное самоопределение молодежи: концепция/ Отв. ред. В.А. Поляков, С.Н. Чистякова // Педагогика. - 1993. - №5. - С.33-37.

7. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С. Пряжников. - М.: Институт практической психологии. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 256 с.

8. Роль смысложизненных ориентации и акме в профессиональной деятельности (опыт теоретико-экспериментального исследования) / В.Э.Чуд-новский, А.А.Бодалев, Г.А.Вайзер, Е.Е.Вахромов, Н.Л.Карпова, А.В.Суворов // Психологический журнал. -№ 1. Т.25. 2004.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн: в 2-х т. - М., 1989. - С.35-77.

10. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М. 1990. -366 с.

11. Чистякова С.Н. Стратегические ориентиры психо лого-педагогической поддержки социально -профессионального самоопределения молодежи в современных условиях / С.Н. Чистякова // Система профессиональной ориентации молодежи в Кузбассе: Тезисы Всероссийской научно-практической конференции, апрель 2001 г. - Кемерово: Изд-во ОблИУУ, 2001. - С.15-16.

12. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. М., 1997.

13. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994. -320 с.

14. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. — М.: Прогресс, 1996.

ANALYSIS OF THE LEVEL OF FORMATION OF PROFESSIONAL RELIABILITY OF FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL EDUCATION

Soltyk O.O.

Khmelnytskyi National University, associate professor

ABSTRACT

The article deals with formation of professional reliability of future teachers of physical education. Given the results of pedagogical experiment of active teachers of physical education, scale of levels of indices of professional reliability has been elaborated. By using this scale, level of formation of professional reliability of future teachers of physical education has been estimated. Among indices that characterize professional reliability of future teachers of physical education, the lowest level has been observed with motor density and content of a lesson. At the same time, functional self-devotion of teachers of physical education has mostly high values.

Keywords: Professional reliability, future teacher, teacher of physical education

Introduction. Under conditions of reformations, dynamic change of educational environment, application of innovation methods of education etc, modern schools require improvement of professional training of highly-qualified staff. Among new trends of improvement of professional training of future specialists, the issue of formation of professional reliability is rather topical. Despite extensive use of the notion of reliability in various spheres of human life, application of the notion of professional reliability has not been extensively covered in research papers in pedagogy. Dealing with the issue of formation of professional reliability of future teachers of physical education, we state even bigger deficit of attention paid to this issue.

Analysis of recent references and publications. Given the fact that profession of an educator is characterized with a variety of professional actions, different pedagogical situations that cannot be foreseen and reckoned, professional reliability of a teacher is also differentiated with a multi-notion representation in various research papers. Thus, O. Osadchuk [2], D. Romanov [3] related teacher's professional reliability to personal qualities. At the same time, O. Osadchuk consideres mechanisms of self-regulation to be rather important. When analyzing reliability, D. Romanov emphasizes teacher's stability and resistance to burnout.

There have been published plenty of research papers, in which teacher's professional reliability is related to accurate and objective assessment of students' performance [4, 6 et al.]. At the same time, special attention is paid to elaboration of verbal criteria of assessment that contain a certain share of subjective interpretation of result.

Catharine Parkes, Sarah Maughan [1] relate teacher's reliability not only to reliability of assessment, but also to trust and respect to the decisions teacher makes.

Aspects of the issue that have not been tackled

previously. Analysis of professional reliability of teachers is complicated not only with defining content, notions representation but also with the procedure of defining the level of reliability, defining criteria and indices that characterize reliability. Theoretical analysis of various definitions of professional activity taking into account specifics of professional activity of a teacher of physical education allowed us to formulate our personal definition. Thus, we define professional activity of a teacher of physical education as an educator's activity that is characterized with faultlessness, efficiency, and self-devotion under influence of changeable conditions of professional and pedagogical environment throughout a lesson in physical education [5]. However, for further research of professional activity of a teacher, namely future teacher of physical education, substantiation of criteria and indices of reliability and stating experiment with further processing of the obtained results have to be done.

The aim of the article is to define the level of formation of professional reliability of future teachers of physical education.

Discussion. Given complexity of research of the issue of formation of professional reliability of future teachers of physical culture, in order to meet the aim of our research, we made a number of subsequent steps. At first, we elaborated the concept of research of professional reliability of teachers of physical education. IN accordance with primary notion, criteria and indices hat characterize professional reliability of teachers of physical education were substantiated. An important step was empiric analysis of professional reliability of active teachers of physical education. On one hand, teachers played a role of guidelines on the way to professional growth of a future teacher on physical education. On the other hand, empiric analysis allowed to obtain quantitative values of indices of professional reliability, on the basis of which levels of formation of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.