Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ В ТВОРЧЕСКИХ ЦЕНТРАХ'

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ В ТВОРЧЕСКИХ ЦЕНТРАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Одинаева Одинамох Зубайдовна

В статье исследуется вопрос о грамотном подходе педагогов-руководителей кружков и секций творческих центров развития способностей учащихся к вопросу об их обучении и воспитании на современном этапе развития общества. Автор статьи особо акцентирует внимание специалистов на интегрировании отдельных учебных предметов развивающих индивидуальные творческие навыки учащихся, интенсифицирующих их мышление, активизирующих их потенциал. Преимущества личностно- ориентированного метода раскрываются в умении сочетать занятия творческого характера с занятиями учебного плана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY-ORIENTED APPROACH TO TRAINING AND EDUCATION OF PUPILS IN THE CREATIVE CENTER

This article examines the question of the right approach teachers-heads of groups and sections of the creative centres of development of abilities of students to the question about their training and education at the modern stage of society development. The author particularly focuses specialists on the integration of individual subjects developing individual creative skills of students, stimulating their thinking, activating their potential. The advantages of learner - oriented method disclosed in the ability to combine work and creative character with the classroom curriculum.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ В ТВОРЧЕСКИХ ЦЕНТРАХ»

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ В ТВОРЧЕСКИХ ЦЕНТРАХ

Одинаева О. З.

Инновационный лицей «Душанбе» при Технологическом университете Таджикистана

Сегодня становится всё более актуальным вопрос о дополнительном, так называемом, «сверхпрограммном», «сверхурочном» образовании детей в связи со стремительным развитием науки и техники, внедрением современнейших технологий в жизнь общества. В этом ракурсе приобретает важное значение индивидуальное развитие способностей школьников. Однако такой возможности сегодняшние учебные программы современной школы в полной мере не обеспечивают. В чём же выход? Одним из путей выхода из сложившейся ситуации сегодня, на наш взгляд, являются школьные центры творчества и индивидуального развития способностей учащихся (ЦТИРСУ).

Для того, чтобы прояснить ситуацию с индивидуальным развитием способностей учащихся в творческих центрах, рассмотрим этот вопрос на примере столичного инновационного лицея «Душанбе».

В связи с внедрением Программы личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию учащихся, развития их творческих способностей, повышения интеллектуального уровня, расширения кругозора лицеистов «Душанбе», при нём был создан Центр развития творчества и развития индивидуальных способностей учащихся. Сегодня в указанном центре действуют различные секции и кружки, охватывающие направления, целью функционирования которых является развитие творческих начал у учащихся. К ним относятся:

секция «Юные шахматисты»;

музыкальная секция «Юные таланты» (обучение игре на пианино, скрипке, народных инструментах, вокалу);

кружок «Умелые руки» (обучение вязанию, вышиванию, моделированию); кружок «Анимационные технологии» (создание инновационных программ, анимационных фильмов»);

кружок интеллектуального развития (кроссворды, сканворды и т.д.); спортивная секция (айкидо);

художественно-драматический (театральный) кружок; кружок рисования.

В указанных секциях занимаются учащиеся лицея «Душанбе» согласно своим интересам и привязанностям. При составлении плана работы каждой секции или кружка учитываются индивидуальные способности, интересы и пожелания каждого учащегося. Например, в связи с ростом интереса детей и подростков к компьютерному делу и компьютерным технологиям, в кружке «Анимационные технологии» начали заниматься не только изучением компьютерных программ, но и работать над созданием собственных мультфильмов в творческом сотрудничестве со своими более старшими товарищами. Некоторыми из учащихся лицея на церемонии презентации научных проектов уже представлены созданные ими анимационные фильмы (и даже есть конкретные победители из их числа в номинации «Творчество»).

Следует отметить, что одним из наиболее интересных и занимательных подразделений указанного Центра творчества является кружок «Юные шахматисты», в котором занимаются 6 разных возрастных групп детей, которые успешно участвуют в различных шахматных турнирах (к примеру, в шахматном турнире «Белая ладья» с участием, в том числе и студентов Технологического университета, членов Детского центра творчества района Фирдавси г. Душанбе).

Говоря о творчестве детей в рамках Центра развития индивидуального творчества и развития способностей учащихся стоит отметить и творческие успехи девочек из кружка «Умелые ручки», нашедших применение своим творческим замыслам и креативным фантазиям в области вышивания и вязания, моделирования. Проект под названием «Дай новую жизнь старым вещам» вызвал у девочек большой интерес возможностью, взглянув на обычную вещь свежим взглядом, сотворить что-нибудь необычное, неординарное. Например, члены этой секции, ученицы старших классов

лицея, создали изделия в стиле «печворк» (лоскутные модели). На конкурсе проектов, выставленные ими необычные платья, блузки, одеяла заняли призовые места в номинации «Творчество». Пример старших благотворно влияет на творческий рост младших членов кружков и секций ЦТИРСУ.

Члены музыкального кружка, участвующие практически на всех торжественных мероприятиях гимназии, непрестанно оттачивают своё музыкальное мастерство, осваивая технику игры на пианино, гитаре и национальном инструменте таблак.

Самые младшие члены секции интеллектуального развития - ученики начальных классов учатся составлять ребусы, кроссворды, анаграммы и т.д., что содействует расширению кругозора, тренировке памяти, внимания, стремлению знать больше и лучше.

Для развития спортивных способностей функционирует секция спорта, где учащиеся занимаются акробатикой, гимнастикой, аэробикой. Члены этой секции также участвуют в значимых торжествах и мероприятиях, как самой гимназии, так и районного и столичного масштаба.

В Законе Республики Таджикистан «Об образовании» говорится: «Целью образования является удовлетворение потребностей личности во всестороннем развитии для всемерной реализации способностей, повышения качества жизни и деятельности и на этой почве приумножении экономического, культурного и нравственного наследия для обеспечения социально-экономического развития Республики Таджикистан». Внеклассовая, внеурочная деятельность, являясь важным средством воспитания школьников, проводится вне пределов школы с определённой целью, соответствующей задачам, поставленным перед сферой образования республики на государственном уровне.

Функционируют различные учебные, творческие центры, кружки и секции при школах и вне них, центры изучения языков, училища, детские сады со специальным уклоном, спортивные и культурные клубы, творческие и изобретательско -рационализаторские объединения. У них, разная по сути деятельность, но цель одна -вызвать в умах детей и подростков интерес к какому-либо конкретному делу, специальности, превратить хобби в увлечение и дальнейший выбор на всю жизнь, любовь к науке и знаниям, стремление к высокой культуре и образованию, искусству и красоте, знанию языков и исследовательской деятельности, изобретательству.

Программа личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию учащихся ориентирована в основном именно на эти цели.

Для осуществления указанных целей одним из эффективных средств является метод интеграции. В свою очередь, для реализации поставленных целей методом интеграции, необходимо построение соответствующей модели. Здесь, мы приведём в сокращённом варианте модель интеграции различных занятий в кружках и секциях школьных творческих центров на базовом примере «Центра творчества и индивидуального развития способностей учащихся» инновационного лицея «Душанбе», с другими дисциплинами.

При создании интегрированных занятий использованы межпредметные связи, так как все предметы эстетического цикла, а также некоторые другие школьные дисциплины и внешкольные, сверхпрограммные занятия обладают внутренним единством и являются носителями интегрированного потенциала. Наиболее благоприятна «интеграция, которая строится на естественных, а не на искусственных связях, обеспечивая единство составляющих компонентов» [1, с. 21-22].

При изучении такого многогранного и многопланового предмета, к примеру, как рисование («Изобразительное искусство») четко просматриваются межпредметные связи с различными школьными дисциплинами и сверхпрограммными занятиями.

В рамках деятельности Центра творчества развития способностей учащихся при инновационном лицее «Душанбе» был проведён эксперимент, в ходе которого были разработаны методические рекомендации по проведению интегрированных занятий рисованием в 3-5 классах. В данных рекомендациях четко просматривается интеграция с такими предметами, как музыка, литература, история, технология, черчение и элементарная информатика. В условиях центров творчества и развития индивидуальных способностей детей и подростков интеграция может сыграть роль дополнения к основным школьным дисциплинам. Используя интеграционные возможности и связь этих направлений искусства и соответствующие, правильно

подобранные с педагогических позиций методы и способы интеграции можно расширить творческий диапазон развития индивидуальных способностей учащихся, усилить более успешную реализацию намеченных планов и специально составленных в этом направлении программ и проектов.

Интеграция с предметом музыка. Существенную роль в формировании представлений о художественном образе может играть интеграция выразительных средств музыкального и изобразительного искусства. Интеграция выразительных средств музыкального и изобразительного искусства, организующая впечатления учащихся в систему художественных образов, способствует формированию у них целостного взгляда на мир, ведет к пониманию законов мироздания.

Очень органично воспринимаются учащимися и музыка, и стихи при изучении таджикского декоративно-прикладного искусства. Так, при изучении учащимися национального жилища, народных ремесел таджикского орнамента, быта таджиков, целесообразно познакомить ребят с трудовыми песнями, в которых нашли отражение характерные черты земледельческо-аграрного уклада жизни таджикского народа. Труд в понимании любого народа является источником жизненного благополучия, нравственного и физического здоровья, труд всегда в почёте, а трудящиеся всегда уважаемы и заслуживают восхваления.

В быту таджиков важное место занимают обрядовые песни. Наиболее праздничным, красочным и ярким, конечно же, является свадебный обряд. С песней «Туёна», в которой поётся о счастливой жизни невесты в доме свекрови, щедрости хозяина и красоте невесты, можно познакомить учащихся, изучая тему «Таджикская национальная одежда», а в частности, женского и мужского свадебного костюма в целом и головного убора в частности.

Многими известными учёными-педагогами рекомендуется включение в урок изобразительного искусства прослушивание музыкальных произведений, особенно там, где музыка подкрепляет эмоциональное впечатление изображаемого, что можно наблюдать в художественно-сценическом оформлении театральных пьес и постановок, в сочетании декораций и музыки в оперных постановках. Иногда и дети нуждаются в музыкальном сопровождении своей изобразительной деятельности.

Интеграция с предметом история. Творческому мышлению учащихся, в ходе изучения изобразительного искусства, способствуют многие разделы истории таджикского народа. При изучении темы, к примеру, об изобразительном искусстве Таджикистана невозможно обойтись без исторических сведений о жизни, традициях и обычаях таджикского народа. Так, иллюстрировать таджикский народный эпос ребятам будет значительно легче и интереснее, если познакомить их с жизнедеятельностью исторических богатырей и выдающихся воинов, полководцев (Рустам, Сухраб, Спитамен, Шерак, Темурмалик и т.д.), вооружением таджикского воина (шамшер- меч,сабля, гурз-булава,палица, сипар-щит и т.п.).

При знакомстве с произведениями искусства разных эпох родной страны, дети приобретают знания о материальной жизни общества (орудиях труда, оружии, одежде, жилищах) того времени, о духовной жизни (идеях, взглядах, чувствах) людей того периода. И тогда произведения искусства выступают в своём прямом качестве -памятника искусства, как выражение этического и эстетического идеала своего времени.

Исторические традиции и элементы заимствования у соседей, отражены в таджикском народном костюме.

Например, головные уборы («туп[п]и», «токи» или «калпок», «салла» или «дастор», «аммома») на наш взгляд, дают представление не только о древних эпохах жизни таджиков, но и более близких по времени периодах существования таджикского народа.

В процессе изучения темы таджикского зодчества, познакомившись с архитектурными памятниками, с их ролью в истории, в искусстве, с работами мастеров и архитекторов древности и современности, большинство детей с интересом зарисовывают, копируют или коллективно создают макеты тех или иных исторических памятников. Дополняя рассказ руководителя кружка рисования, педагог истории помогает рассмотреть репродукции образцов архитектуры и быта, рассказывает о создании этих произведений искусства, о мастерах и художниках, архитекторах и ремесленниках прошлого и современности. При интеграции занятий желательно

активное участие каждого ребёнка в учебном процессе, в создании своих образов, рисунков, макетов.

Использование интеграции на занятиях рисования позволяет сделать более ярким, образным и глубоким понимание детьми исторических процессов, помогает обогатить учеников знаниями исторических событий, образцов выдающихся произведений мирового искусства, открыть окно в мир прекрасного.

При интегрированном обучении данных дисциплин у детей возникает начальный интерес к истории, изучение которой учащиеся начинают в 5 классе. Это благотворно сказывается и на дальнейшем изучении истории уже на более сложном уровне в среднем и старшем звеньях [5].

Интеграция с предметом литература. Большие возможности для использования интеграции с изобразительным искусством дает изучение литературы. Основой межпредметных связей этих дисциплин являются общие художественные средства словесного и изобразительного искусства. Изобразительное искусство (рисование) способствует восприятию литературного произведения, развитию внимания и творческого воображения учащихся.

Яркий пример интеграции изобразительного искусства и литературы - это иллюстрирование в 6 классе произведений Рудаки. Гениальный таджикский мыслитель, поэт-просветитель, певец и музыкант Абуабдулло Рудаки написал более 1 миллиона 300 000 строк бесподобных рубаи, поэм, песен, лирических стихотворений о любви и природе (большая часть которых, к сожалению, из-за превратностей судьбы до нас дошли отрывочно, в очень малом объёме).

На интегрированном занятии изобразительного искусства (рисования) и литературы учащиеся знакомятся с пейзажной лирикой Рудаки, Хайяма, Хафиза и Саади, рассматривают и анализируют иллюстрации к их произведениям. раскрывая основную идею произведений и выделяя выразительные средства языка поэзии. Занятие заканчивается иллюстрацией конкретного произведения, где учащимся необходимо передать мысль поэта, его вдохновение художественными средствами живописи.

При изучении тем «Таджикский эпос» и «Иллюстрации к произведениям Фердоуси» учителя имеют дело с разновидностью книжной графики - иллюстрацией, которая содействует более активному восприятию текста, приобщая учащихся к художественному видению прочитанного. Иллюстрация в тексте важна для комплексного восприятия школьниками литературного произведения. Здесь, руководитель кружка рсиования может воспользоваться богатейшим арсеналом -миниатюрами таджикских и иранских художников к произведениям великого поэта и персидско-таджикского фольклора.

Интеграция с предметом технология. После изучения учащимися темы «Таджикская национальная одежда» можно предложить ребятам на уроках технологии, пользуясь рекомендациями, изготовить куклу в таджикском национальном костюме [2].

Интеграция с предметом черчение. Рисование (ИЗО) помогает учащимся лучше видеть окружающий мир, передавать свои наблюдения и выражать мысли, чувства, впечатления в своих работах. К сожалению, согласно программе, изучение изобразительного искусства заканчивается в 6 классе и с переходом в 8 класс изобразительная деятельность учащихся заменяется графической, где рисунком является чертёж, выполняемый на уроке черчения. Таким образом, чтобы учащиеся поняли, что одно и то же явление, образ действительности или воображения в разных видах деятельности передается разными средствами, необходима интеграция рисования (изобразительного искусства) и черчения.

Интеграция с предметом информатика. Как известно, на уроках информатики учащиеся овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать один из наиболее мощных современных универсальных инструментов - компьютер. Одни из самых популярных прикладных программ - это графические редакторы. Их существует огромное множество, они обладают разными возможностями, но все программы включают в себя необходимый минимум, освобождающий от рутинной работы и способствующий самостоятельному творчеству.

Подобные уроки интеграции двух предметов - рисования и информатики всегда способствуют развитию творческого воображения детей, вызывают интерес к наукам и искусству сегодняшнего дня, потребность не только заниматься ими, но и понимать их

Интересна по своей сути и содержанию также интеграция рисования в кружках ЦТИРСУ с такими предметами как психология, хореография, биология и математика.

Примером интеграции изобразительного искусства и танца может служить урок по теме «Таджикский народный орнамент».

Являясь искусством поистине общечеловеческим, доступным без какого-либо перевода для всех народов, танец всегда несет в себе определенную национальную окраску. Танцевальные традиции таджикский народ пронес через века, включив их в свои духовные ценности. Они были связаны со всеми формами художественного творчества и в первую очередь с декоративно-прикладным искусством таджиков, в котором самое большое значение имел орнамент.

Элементы таджикского орнамента нашли отражение и в рисунке рук и положении корпуса народного танца. Например, узор «гуль» (цветок), украшающий предметы домашнего обихода: настенные ковры, полотенца, можно увидеть в пластике танцевальных движений рук. А вот другой, не менее интересный орнамент, - «давра» (круг), встречающийся в ковроткачестве и в изделиях, украшенных вышивкой, в таджикском танце изображается не только в движении рук, но и в положении корпуса и движении ног (желательно, чтобы учитель изобразительного искусства демонстрировал изображения этих и других орнаментов, а подготовленная ученица показывала данные орнаменты в движениях таджикского танца)

Приведя примеры интеграции изобразительного искусства с другими общеобразовательными предметами, особо хочется отметить, что в ходе каждого занятия учащиеся должны почувствовать органическую связь разных видов искусства, их единую природу как видов художественного творчества, научиться понимать выразительные средства каждого из искусств [1].

Увеличение умственной нагрузки, сложность выполнения практических заданий на занятиях ИЗО заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока или внепрограммного занятия.

Литература:

1. Грищенко Н.В. Интегрированные уроки -одно из средств привития интереса к учебным предметам // Начальная школа, 1995. - № 4. - С. 21-22.

2. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Учебник для студентов высших учебных заведений: кн.1 -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - С. 203

3. Попова Л.С. Интеграция предмета изобразительное искусство с другими общеобразовательными предметами в школе // Пособие по совершенствованию практических навыков. - 2005. - № 3. - С. 25-26.

4. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М.: Просвещение, 1980.

5. Хуторской A.B. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособ. для учителя / A.B. Хуторской. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 383 с.

6. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики. Опыт разработки инновационных процессов в образовании. - М.: ЦС ПО РСФСР, 1991 - 91 с.

7. Юсуфбекова Н.Р. Педагогическая инноватика как теория инновационных процессов в системе образования. // Научные достижения в области педагогики и народного образования. Инф.сб., вып. 3 НИИ ОП АПН СССР. - М.,1990.

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ

УЧАЩИХСЯ В ТВОРЧЕСКИХ ЦЕНТРАХ

В статье исследуется вопрос о грамотном подходе педагогов-руководителей кружков и секций творческих центров развития способностей учащихся к вопросу об их обучении и воспитании на современном этапе развития общества. Автор статьи особо акцентирует внимание специалистов на интегрировании отдельных учебных предметов развивающих индивидуальные творческие навыки учащихся, интенсифицирующих их мышление, активизирующих их потенциал. Преимущества личностно- ориентированного метода раскрываются в умении сочетать занятия творческого характера с занятиями учебного плана.

Ключевые слова: образование, центр творчества, индивидуальное развитие, интеграция, интегрированные занятия.

PERSONALITY-ORIENTED APPROACH TO TRAINING AND EDUCATION OF PUPILS IN

THE CREATIVE CENTER

This article examines the question of the right approach teachers-heads of groups and sections of the creative centres of development of abilities of students to the question about their training and education at the modern stage of society development. The author particularly focuses specialists on the integration of individual subjects developing individual creative skills of students, stimulating their thinking, activating their potential. The advantages of learner - oriented method disclosed in the ability to combine work and creative character with the classroom curriculum.

Keywords: education, center of creativity, personal development, integration, integrated employment.

Сведения об авторе: Одинаева Одинамох Зубайдовна, директор инновационного лицея «Душанбе» при Технологическом университете Таджикистана, соискатель кафедры педагогики ТГПУ имени С. Айни, e-mail: robitainlicei@mail.ru

About author: Odinaeva Odinamo Zubaydovna, the headmistress of innovative lyceum «Dushanbe» of Technological University of Tajikistan, researcher of the chair of Pedagogy of the Tajik State Pedagogical University named after S. Aini

САХ,МИ МОДАРОНИ ТАН^О ДАР ТАЪЛИМУ ТАРБИЯИ ФАРЗАНДОН

Рамазонова Р.

Донишгоуи давлатии омузгории Тоцикистон ба номи С. Айнй

Оила яке аз омили муассир дар рушди хамачонибаи фарзандон аст. Оила маконе аст, ки кудак ба тамоми тачрибахои дигар лахзахои ичтимой ва зиндагии худ ба он боз мегардад. Осоишгохест, ки дар он чо хама ифтихорот ва мавкеашонро ба намоиш мегузоранд. Дар он чо у ба дунболи мархаме барои тааммулот, шикастхо, чарохатхо ва захмхое вориди бархурд мегардад, то олами худро таскин бахшад.

Дар китоби «Васиятнома»-и Абуханифа Нуъмон ибни Собит ба шогирдаш омадаст, ки аввал бояд шахс илм омузад, аз руи илмаш сохиби касб шавад ва сипас оила барпо кунад [6, c. 227].

Вокеан, шахсе, ки илму хунар дошта бошад, хор намешавад ва барои бунёди оилаи солим бемуаммо рохаш кушода мешавад. Чдвонон дар шароити зиндагй тачрибаи кофй надоранд ва дар нобаробарии зиндагй тахаммул накарда, чудоии волидайн огоз мегардад. Чудоии волидайн ба чуз дар мавориди истисной, ки посухе сахех барои шароит ва мушкилоти мавчуд аст, тачрибаи талх ба шумор меравад. Модар бо фарзандон бе шароити иктисодию ичтимой танхо мемонад ва окибат кудакон душвортарбия ном мегиранд. Хислату рафтори ношоями кудакон дар тарбияи нодурусти оилавй дида мешавад. Ва чунин афоризмхои халкй шаходатдихандаи он аст: «Нуксони кудак аз оилаи уст», «Барои фарзанди бад модар чавобгар аст», «Ними кобилият аз руи азал, ними дигараш аз тарбия», «Духтаре, ки модар эрка кардааст, дар чорраха мемонад», «Духтарро эрка кардан ба марги у баробар аст», «Тарбия ганчи бебахост», «Фарзанд азиз, одобаш аз вай азизтар» ва гайра.

Чудоии волидайн илова бар таъсири умдатан манфй бар зиндагии заношуй, бар зиндагии фарзандони ин хонаводахо низ накши мухиме ифода мекунад ва заминаи муносибате барои эчоду густариши мушкилот фарохам месозад. Модароне, ки барои тарбияи фарзандон танхоянд ба рузгору зиндагй машгул шуда, барои тарбияи фарзанд вакт чудо карда наметавонанд. Модароне, ки тарбияро танхо мебаранд, рахмдил мешаванд. Рахмдилии модар ба фарзанд, яке аз сабабхои дар кори тарбия ба бехавсалагй рох додани у мешавад.

Ч,удоии волидайн навъан вахшатноктарин ходиса бар равони як кудак аст. Аз байни осебхое чун марги волидайн, маълулияти чисмонй ва суистифодаи чинсии кудакон талокро бадтарин ходисахои зиндагии у рутбабандй намудаанд. Кудакон якин донанд, ки дар чудоии волидайнашон гунахкор нестанд, боз ин фикр онхоро азоб медихад, ки шояд метавонистанд, икдоме ба амал оваранд, то аз ин чудой пешгирй кунанд. Ч,удой руйдоди печидае аст ва мушкилоти зиёдеро дар созгории кудакон боис

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.