Научная статья на тему 'Личностно-ориентированные технологии реабилитационно-воспитательной деятельности в условиях учреждений закрытого типа'

Личностно-ориентированные технологии реабилитационно-воспитательной деятельности в условиях учреждений закрытого типа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАБИЛИТАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕВИАНТНЫЕ ПОДРОСТКИ / ЛИЧНОСТНООРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УЧРЕЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА / REHABILITATION ACTIVITY / DEVIANT TEENAGERS / PERSONALLY ORIENTATION TECHNOLOGIES / CLOSED TYPE INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паатова Мария Эдуардовна

В статье рассматриваются личностно-ориентированные технологии реабилитационно-воспитательной деятельности в условиях учреждений закрытого типа. Автор раскрывает сущностные характеристики понятий «личностно-ориентированные технологии», «реабилитационно-воспитательная деятельность», «реабилитационно-воспитательные ситуации», «учреждения закрытого типа», обосновывая собственный взгляд на данную проблему. В статье реабилитационно-воспитательная деятельность в условиях учреждений закрытого типа проектируется на основе личностного подхода. Реабилитационно-воспитательная деятельность рассматривается автором как целенаправленная профессиональная деятельность, смыслом которой является создание условий для приобретения ребенком личностного опыта самоизменения, саморазвития и самовосстановления. В статье рассматриваются специально моделируемые реабилитационно-воспитательные ситуации (ситуации, опирающиеся на личностный потенциал воспитанника и активно развивающие его). Данные ситуации составляют основу реабилитационно-воспитательной системы учреждений закрытого типа, востребуют усилия личности подростка по преодолению негативных стереотипов собственного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Паатова Мария Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personally Focused Technologies of Rehabilitation and Educational Activity in the Conditions of Closed Type Institutions

This article discusses the personally focused technologies of rehabilitation and educational activity of the closed type institutions. The author discloses intrinsic characteristics of the concepts of «personally focused technologies», «the rehabilitation and educational activity», «rehabilitation and educational situations» and «the closed type institutions», proving her own view on this problem. In the article, the rehabilitation and educational activity of the closed type institutions is developed on the basis of a personal approach. The author considers the rehabilitation and educational activity to be the goal-directed professional activity the sense of which is creation of conditions for acquisition by the child of personal experience of self-change, self-development and self-restoration. Specially modelled rehabilitation and educational situations (the situations which are relying on personal potential of the pupil and actively developing it) are examined. These situations make a basis of rehabilitation and educational system of the closed type institutions and claim for efforts of the teenager’s personality to overcome negative stereotypes of own behavior.

Текст научной работы на тему «Личностно-ориентированные технологии реабилитационно-воспитательной деятельности в условиях учреждений закрытого типа»

Личностно-ориентированные технологии...

УДК 37.01 ББК 74.02

Личностно-ориентированные технологии реабилитационно-воспитательной деятельности в условиях учреждений закрытого типа

М. Э. Паатова

Адыгейский государственный университет (Майкоп, Россия)

Personally Focused Technologies of Rehabilitation and Educational Activity in the Conditions of Closed Type Institutions

M. E. Paatova

Adyghe State University (Maykop, Russia)

В статье рассматриваются личностно-ориентиро-ванные технологии реабилитационно-воспитательной деятельности в условиях учреждений закрытого типа. Автор раскрывает сущностные характеристики понятий «личностно-ориентированные технологии», «реабилитационно-воспитательная деятельность», «реабилитационно-воспитательные ситуации», «учреждения закрытого типа», обосновывая собственный взгляд на данную проблему. В статье реабилитацион-но-воспитательная деятельность в условиях учреждений закрытого типа проектируется на основе личностного подхода. Реабилитационно-воспитательная деятельность рассматривается автором как целенаправленная профессиональная деятельность, смыслом которой является создание условий для приобретения ребенком личностного опыта самоизменения, саморазвития и самовосстановления. В статье рассматриваются специально моделируемые реабилитацион-но-воспитательные ситуации (ситуации, опирающиеся на личностный потенциал воспитанника и активно развивающие его). Данные ситуации составляют основу реабилитационно-воспитательной системы учреждений закрытого типа, востребуют усилия личности подростка по преодолению негативных стереотипов собственного поведения.

Ключевые слова: реабилитационно-воспитательная деятельность, девиантные подростки, личностно-ориентированные технологии, учреждения закрытого типа.

This article discusses the personally focused technologies of rehabilitation and educational activity of the closed type institutions. The author discloses intrinsic characteristics of the concepts of «personally focused technologies», «the rehabilitation and educational activity», «rehabilitation and educational situations» and «the closed type institutions», proving her own view on this problem. In the article, the rehabilitation and educational activity of the closed type institutions is developed on the basis of a personal approach. The author considers the rehabilitation and educational activity to be the goal-directed professional activity the sense of which is creation of conditions for acquisition by the child of personal experience of self-change, self-development and self-restoration. Specially modelled rehabilitation and educational situations (the situations which are relying on personal potential of the pupil and actively developing it) are examined. These situations make a basis of rehabilitation and educational system of the closed type institutions and claim for efforts of the teenager's personality to overcome negative stereotypes of own behavior.

Key words: rehabilitation activity, deviant teenagers, personally orientation technologies, closed type institutions.

DOI 10.14258/izvasu(2014)2.2-07

В условиях прогрессирующей криминализации подросткового и детского социума, распространения асоциального поведения среди малолетних пробле-

ма реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, находящихся в условиях ограничения свободы, является одной из актуальных. В учреждениях

закрытого типа, куда направляются подростки в возрасте от 11 до 18 лет, совершившие правонарушения, но не достигшие возраста уголовной ответственности, существует множество проблем, затрудняющих успешное протекание процесса реабилитации. К наиболее острым из них можно отнести социальную изоляцию подростков, значительно снижающую вариативность социальной ситуации развития, обедняющую систему значимых для них межличностных связей, тем самым негативно влияющую на постинтернатную социализацию личности подростка, а также авторитарный, командно-репрессивный стиль взаимоотношений между воспитателями и воспитанниками, влекущий за собой «взаимное неприятие и преимущественное «видение» друг друга через призму ролевой принадлежности» (М.Ю. Кондратьев). Такая ситуация, на наш взгляд, выдвигает потребность ориентирования процесса реабилитации воспитанников учреждений закрытого типа на гуманистическую парадигму, выражающуюся в личностно-ориентиро-ванных, личностно-поисковых технологиях, способствующих саморазвитию, самоопределению и самореализации подростков. Важнейшее место в данном процессе принадлежит разработке и апробации лич-ностно-ориентированных технологий реабилитаци-онно-воспитательной деятельности.

Проблеме педагогических технологий посвящено значительное количество исследований (В.П. Беспалько,

B.В. Гузеев, В.М. Коротов, А.М. Кушнир, Б.Т. Лихачев, Г.К. Селевко, В.В. Сериков, С. А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.). Как отмечает в своих исследованиях В.В. Сериков, «понятие «педагогическая технология», будучи весьма спорным и многозначным, прошло в своем развитии сложную эволюцию: от технической интерпретации («технология в образовании») до «научного описания педагогического процесса, неизбежно ведущего к запланированному результату» [1, с. 18].

В научном понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существует несколько различных позиций. Ряд ученых рассматривают педагогические технологии как средство, то есть применение методического инструментария (Б.Т. Лихачев,

C. А. Смирнов, Н.Б. Крылова). Вторую позицию представляют ученые В.П. Беспалько, В. А. Сластенин, Б. Скиннер. Они считают, что педагогическая технология — это процесс коммуникации (способ, модель, техника выполнения учебных задач). Третья позиция представляет собой многоаспектный подход и предлагает рассматривать педагогические технологии как многомерный процесс (М.В. Кларин, В.В. Давыдов, Г.К. Селевко) [2, с. 11; 4].

Гуманистическая парадигма образования и воспитания потребовала дальнейшего совершенствования и конкретизации представления о педагогических технологиях и обусловила утверждение личностно-ориентированных педагогических технологий, соз-

дающих условия для обеспечения собственной субъектной позиции учащихся в учебной деятельности, учета и развития их индивидуальных особенностей (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков).

Основным моментом нашего исследования является выявление природы реабилитационно-воспи-тательной деятельности как педагогического феномена, ее функций и возможностей. При разработке реабилитационно-воспитательной системы учреждений закрытого типа в качестве исходного основания нами был выбран личностный подход. Наше исследование выполняется в рамках научной школы, где личностный подход как личностно-развивающее образование рассматривается через категории цели, содержания и процессуальные характеристики. Так, в процессе организации реабилитационно-воспита-тельной деятельности необходимо поставить цель, выявить содержание опыта, который никакой другой формы не имеет, кроме личностно-смыслового переживания, выявить технологии поддержки данных процессов. Попытки представить технологию организации реабилитационно-воспитательной деятельности в рамках личностно-ориентированного подхода предпринимаются рядом исследователей. Так,

A.В. Гордеева процесс реабилитации дезадаптированных подростков рассматривает как «восстановление духовно-душевных сил подростка для позитивного самоизменения, самовосстановления и саморазвития», а Е.И. Казакова — как «восстановление ребенка как субъекта деятельности и общения, где процесс возращения развивающейся личности роли «самореализующегося субъекта» предполагает педагогическую поддержку процесса самоактуализации личности».

Реабилитационно-во спитательная деятельно сть в условиях учреждений закрытого типа должна быть направлена на гуманизацию реабилитацион-но-воспитательной системы данных учреждений. Реабилитационно-воспитательная деятельность в нашем понимании — это целенаправленная профессиональная деятельность, смыслом которой является создание условий для приобретения ребенком личностного опыта самоизменения, саморазвития и самовосстановления [3, с. 135]. По мнению

B.В. Серикова, понятием, которое наиболее корректно описывало бы систему педагогических средств и условий развития личности, является ситуация. Модель личностно-ориентированной ситуации является, по мнению автора, обобщенным представлением средства, стимулирующего проявление личностью ее функций. В состав этого «средства» входят ориентировочная информация, стимулы саморазвития индивида, предметная сфера и стоящая в ней задача, предметно-коммуникативная деятельность, ценностное содержание деятельности и общения, технология организационно-педагогических действий (целеполагание, диагностика, стимулирование,

Личностно-ориентированные технологии.

ориентирование) [4, с. 12]. Выявление законообраз-ной системы развивающих ситуаций — путь к технологии (В.В. Сериков).

Специально моделируемые реабилитационно-воспитательные ситуации (ситуации, опирающиеся на личностный потенциал воспитанника и активно развивающие его) составляют основу реабилитационно-воспитательной системы учреждений закрытого типа, востребуют усилия личности подростка по преодолению негативных стереотипов собственного поведения. Реабилитационно-воспитательная ситуация включает в себя ряд факторов, актуализация которых побуждает подростка к переосмыслению сложившегося негативного жизненного опыта, создает условия для запуска внутренних механизмов, для позитивного самоизменения и самовосстановления [4, с. 136]. Смыслом такой ситуации выступает вопрос о принятии воспитанником такого опыта, который заставляет его в чем-то изменить представления, мнение о себе. В зависимости от типов личностных коллизий в реабилитационно-вос-питательном процессе учреждений закрытого типа могут иметь место такие ситуации, как «ситуация-событие», «ситуация-поступок», «ситуация-самоизменение», «ситуация-самовосстановление», «ситуация-содействие» и др., в которых осуществляется содействие педагогом в обретении воспитанником собственного субъектного опыта переживаний, выработке и соблюдении нравственных норм, создании условий для проявления и развития личностных качеств подростка [4, с. 137].

Представим логику развития целостной реабилитационно-воспитательной ситуации, в результате проживания которой у подростка формируется опыт социально значимого поведения. Последовательность ситуаций-событий в процессе реабилитационно-вос-питательной деятельности должна быть выстроена так, чтобы учащийся постепенно, с индивидуальной скоростью, продвигался по пути от «вынужденного» самоизменения к действительной заинтересованности процессом собственного саморазвития. По мнению Е.М. Сафроновой, «источник позитивного отношения к образованию у различных детей школьного возраста неодинаков» [5, с. 18]. Поэтому задачей педагога является нахождение этого индивидуального источника на основе изучения жизненной ситуации подростка, личностного образа подростка. Представим возможные типы (виды) отдельных реабилитационно-воспитательных ситуаций, составляющих в совокупности целостность и обеспечивающих продвижение к самоизменению: 1) ситуация включения в творче-

ский процесс освоения знаний; 2) ситуация «встречи с самим собой», выявляющая дефицит компетентно-стей; 3) ситуация, где воспитанник становится субъектом саморазвития; 4) ситуация, создающая условия собственной значимости в атмосфере эмоциональной отзывчивости и защищенности; 5) ситуация включения в конструктивные бесконфликтные отношения со сверстниками; 6) ситуация включения воспитанников в восстановление внутренних сил и энергии для активного самовосстановления; 7) ситуация включения воспитанника в самостоятельный и ответственный выбор своего жизненного пути. Создание ситуаций может осуществляться в рамках включения воспитанников в проектную деятельность. Вступая в процесс социального проектирования, подростки «пропитываются» культурой того общества, в котором они живут, и не только «присваивают» накопленный опыт, но и развивают такие личностные качества, которые позволяют им вырабатывать новые ценности и стремление к новым смыслам в своем дальнейшем развитии и самоактуализации.

В ходе опытно-экспериментальной работы нами были разработаны и внедрены в практику личност-но-ориентированные технологии реабилитацион-но-воспитательной деятельности на базе специального профессионального училища закрытого типа Республики Адыгея в рамках социальных проектов, важнейшую часть из которых составили следующие: «Мой мир», «Мир красотой спасется!», «Наши добрые соседи».

Резюмируя все сказанное выше, можно отметить, что обращение вектора внимания к личностно-ори-ентированным технологиям реабилитационно-вос-питательной деятельности в учреждениях закрытого типа создает условия для преодоления девиантного поведения подростков. В результате проектирования реабилитационно-воспитательной системы на основе гуманистической парадигмы, где ситуация внешней регуляции поведения воспитанников постепенно при эффективной «педагогической инструментовке» превращается в ситуацию самоизменения и саморазвития, создаются условия, при которых воспитанник осознает, что не существует никакого иного способа самоизменения, как только через усилие, преодоление самого себя. Должным образом организованный процесс реабилитации воспитанников учреждений закрытого типа стимулирует воспитуемо-го к проявлениям, начиная с определенного момента, собственной надситуативной, творческой активности (А.В. Петровский), в которой самоизменение становится одним из важнейших элементов саморазвития.

Библиографический список

1. Селевко Г. К. Социально-воспитательные технологии. — М., 2005.

2. Монахов В.М. Введение в теорию педагогических технологий : монография. — Волгоград, 2006.

3. Паатова М.Э. Реабилитационно-воспитательные ситуации как основа комплексной социально-педагогической реабилитации подростков-девиантов // ESSJ Европейский журнал социальных наук. — 2013. — № 9 (36). Т. 2.

4. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем : монография. — М., 1999.

5. Сафронова Е.М. Воспитательная деятельность в общеобразовательной школе : специфика, структура, функции : монография. — Волгоград, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.