Научная статья на тему 'Методологические основания реабилитационно-воспитательной деятельности в учреждениях закрытого типа с позиций личностного подхода'

Методологические основания реабилитационно-воспитательной деятельности в учреждениях закрытого типа с позиций личностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАБИЛИТАЦИЯ / РЕАБИЛИТАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕАБИЛИТАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / УЧРЕЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД / СИТУАЦИОННО-СОБЫТИЙНЫЙ МЕХАНИЗМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паатова Мария Эдуардовна

Статья посвящена рассмотрению процесса реабилитации несовершеннолетних правонарушителей в контексте личностного подхода, обосновываются подходы к проблеме реабилитационно-воспитательной деятельности в условиях учреждений закрытого типа, раскрываются сущностные характеристики понятия «реабилитационно-воспитательная деятельность», излагается авторский взгляд на данную проблему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Паатова Мария Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические основания реабилитационно-воспитательной деятельности в учреждениях закрытого типа с позиций личностного подхода»

УДК 37.018.324 ББК 74.24(2)732 П 12

М.Э. Паатова

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РЕАБИЛИТАЦИОННОВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗАКРЫТОГО ТИПА

С ПОЗИЦИЙ ЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА

(Рецензирована)

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению процесса реабилитации несовершеннолетних правонарушителей в контексте личностного подхода, обосновываются подходы к проблеме реабилитационно-воспитательной деятельности в условиях учреждений закрытого типа, раскрываются сущностные характеристики понятия «реабилитационно-воспитательная деятельность», излагается авторский взгляд на данную проблему.

Ключевые слова: реабилитация, реабилитационно-воспитательная деятельность, реабилитационновоспитательная ситуация, учреждения закрытого типа, личностный подход, ситуационно-событийный механизм.

M.E. Paatova

The methodological bases of rehabilitation-educational activity in closed-type institutions from

positions of the personal approach

Abstract: The paper is devoted to consideration of minor offenders’ rehabilitation in a context of the personal approach. The author substantiates the personal approaches to a problem of rehabilitation-educational activity in conditions of closed-type institutions and discloses intrinsic characteristics of concept “rehabilitation-educational activity”, proving an author's view on this problem.

Key words: rehabilitation, rehabilitation-educational activity, a rehabilitation-educational situation, close-type institutions, the personal approach, the situational - event mechanism.

В современном обществе взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, которые вызывают не только позитивные, но и негативные изменения в различных сферах социальной жизни. Возрастающие в массовых масштабах многообразные формы социальных отклонений (наркомания, проституция, алкоголизм), криминализация социальной среды, резкое ослабление нормативно-нравственной регуляции общественных отношений стали предпосылкой возникновения деструктивных форм поведения среди несовершеннолетних, в частности, одной из самых опасных форм - преступности. Так, в настоящее время одним из приоритетных направлений социальной политики государства на современном этапе является повышение роли социальных институтов в предупреждении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124 -ФЗ «Об основных гарантиях и правах ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120 - Ф3 «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и ряд других нормативно-правовых документов создали благоприятные условия для активизации деятельности по профилактике девиантных форм поведения несовершеннолетних в рамках гуманистического подхода. Вместе с тем, отмечая успехи в создании правовой и экономической базы для решения данной острой проблемы, необходимо обратить внимание на её недостаточную научную разработанность в плане теоретикометодологического обоснования основ реабилитационно-воспитательной деятельности в условиях учреждений закрытого типа. Выход педагогической науки на новые теоретические рубежи в области концепций личностно развивающего образования (Е.В.

Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская), психологии развития личности (А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, А.Г. Ковалев, Д.Б. Эльконин), воспитательных систем (Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, А.В. Гаврилин, Т.В. Цырлина) обусловливает необходимость разработки новой технологии процесса педагогической реабилитации, в целом, и реабилитации несовершеннолетних правонарушителей в условиях учреждений закрытого типа, в частности.

В нашей стране учебно-воспитательные учреждения закрытого типа занимают особое место в системе предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Указанные учреждения выполняют важную реабилитационную функцию в третичной профилактике преступных форм поведения подростков возрастом от 11 до 18 лет, совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации. В психолого-педагогической литературе условия развития детей и подростков в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа рассматриваются в контексте проблематики дефицита общения и депривации. М.Ю. Кондратьев к данной категории учреждений относит «реальные малые группы, которые функционируют в условиях ограничения контактов с широким социальным окружением». В этом плане понимание «специфики закрытых групп» («closed groups») автор также связывает с проблематикой социальной депривации, то есть исследованиями относительно (от мягкого, частичного до практически полного -изоляция) нарушения связей индивида или группы индивидов с обществом [2]. В своих исследованиях И. Лангмейер и З. Матейчик определяют депривацию как психическое состояние, возникшее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможность для достаточного удовлетворения некоторых основных (жизненных) потребностей в течение продолжительного времени [4].

В период пребывания в данных учреждениях подросток оказывается в условиях ограничения свободы, где его возможности, коммуникативные, эмоциональные, познавательные находятся в состоянии депривации, что значительно снижает вариативность социальной ситуации развития, обедняет систему значимых для них межличностных взаимоотношений. Изоляция от общества связана с принудительным изменением образа жизни и включением несовершеннолетнего в новые для него социальные процессы: особым образом регулируемое общеобразовательное и

профессиональное обучение, строгое подчинение режиму. Процесс реабилитации воспитанников учреждений закрытого типа также усугубляется сложившейся административно-командной системой отношений между воспитателями и воспитанниками. Преобладание карательно-репрессивных форм общения неизбежно влечет за собой возникновение барьеров на пути взаимопринятия, конструктивного взаимодействия, тем самым затрудняя процесс реабилитации несовершеннолетних. В своих исследованиях Л.В. Корнеева отмечает, что «педагог для воспитанников закрытых учреждений - полноправный представитель общества, наделенный широким кругом возможностей, который самым существенным образом может влиять как на их ближайшее, так и на достаточно отдаленное будущее» [3]. Авторы, исследовавшие сферу общения воспитанников с воспитателями, выделяют следующие ее особенности: психологическая некомпетентность воспитателей, снижение интенсивности и доверительности связей воспитателя с ребенком, эмоциональная отстраненность воспитателей в сочетании со стремлением подавлять и навязывать детям свое мнение, уплощенный эмоциональный фон общения, преобладание групповой отнесенности, преимущественно негативное оценивание воспитанников, направленность общения с воспитанниками в основном с целью регламентации поведения [2;3]. Реабилитационновоспитательный процесс в данной ситуации базируется на системе внешней регуляции поведения подростков и нацелен на подавление внутренней активности воспитанников (А.М. Печенюк).

В связи с этим, как мы полагаем, эффективным способом преодоления сложившихся трудностей процесса реабилитации несовершеннолетних правонарушителей в условиях ограничения свободы является проектирование реабилитационновоспитательной системы на основе гуманистической парадигмы, выражающейся в реализации идей личностного подхода, что наиболее эффективно проявляется в актуализации личностных ресурсов воспитанников, стимулировании их сил к самоизменению и позитивному самовосстановлению, где осознанное «стремление к самоизменению становится одним из важнейших элементов саморазвития».

В настоящее время в педагогической науке сложился ряд концептуальных подходов к проблеме реабилитации дезадаптированных детей и подростков: социально-

педагогический подход (В.А. Арамавичюте, С.А. Беличева, Л.С. Выготский, В.И. Слободчиков, Ю.В. Гербеев, М.А. Жданова, С.А. Расчетина, А.Г. Петрынин, Н.С. Морова), коррекционно-диагностический (Н.П. Вайзман, Л.Н. Винокуров, Т.П. Калиновская, Г.Ф. Кумарина, В.М. Минияров), комплексный подход (В.И. Загвязинский, В.С. Манова-Томова, В.И. Слободчиков, Л.М. Шипицина).

Достаточно много работ, в которых реабилитационный процесс рассматривается в социально-педагогическом контексте (В.А. Арамавичюте, С.А. Беличева, Л.С. Выготский, В.И. Слободчиков, Ю.В. Гербеев, М.А. Жданова, С.А. Расчетина, А.Г. Петрынин, Н.С. Морова). Особо актуальны исследования, в которых связываются понятия «социальной ситуации развития» (Л.С.Выготский) и «ситуации развития» (В.И. Слободчиков) с понятием «реабилитация». Ученые рассматривают реабилитацию, как создание новой, более благоприятной социальной ситуации развития через восстановление нарушенных отношений в среде. В рамках данного подхода исследователи С.А. Расчетина и М.А. Жданова рассматривают педагогическую реабилитацию дезадаптированных детей и подростков как развернутую во времени последовательность ситуаций взаимодействия педагогов и ребенка, направленных на снижение у последнего внутренних смысловых и эмоциональных барьеров и формирование состояния защищенности посредством накопления положительного социального опыта [5].

Также интересны работы, рассматривающие реабилитацию детей и подростков в коррекционно-диагностическом ключе (Н.П. Вайзман, Л.Н. Винокуров, Т.П. Калиновская, Г.Ф. Кумарина, В.М. Минияров). Так Т.П. Калиновская отождествляет понятия «реабилитационная педагогика» и «реабилитация педагогическая», и в их содержание автор вкладывает следующий смысл: педагогическое воздействие (адекватные

индивидуальным особенностям ребенка методы, формы, средства, содержание, деятельность...) на детей «группы риска», направленное на восстановление дееспособности, жизнерадостности, личностной активности, веры в свои силы и снятие дезадаптированности у детей [1].

По мнению многих авторов, эффективность реабилитационного процесса зависит от комплексного подхода к нему (В.И. Загвязинский, Г.М. Иващенко, В.С. Манова-Томова, В.И. Слободчиков, Л.М. Шипицина). Данное представление о процессе реабилитации стало актуально в 90-е годы XX века. В этот период дети с отклонениями в развитии, дети-сироты, дети-правонарушители, дети из семей, относящихся к группе социального риска, были обозначены как приоритетные объекты реабилитации. В рамках данного подхода понятие «реабилитация» раскрывается с позиции интеграции педагогических, психологических, медицинских, социальных мероприятий, оказывающих благотворное влияние на восстановление жизнерадостных сил ребенка, на его соматическое здоровье.

Исходным моментом нашего исследования является выявление природы реабилитационно-воспитательной деятельности в условиях учреждений закрытого типа. Реабилитационно-воспитательная деятельность по своей сущности - это взаимодействие педагога и воспитанников в процессе организации жизнедеятельности, а по функционально-целевому назначению - усилия педагога, направленные на создание реабилитационно-воспитательной ситуации, в которой воспитанники могут проявить свои

потенциальные возможности в процессе решения личностных коллизий, обогатить свой опыт социально-значимым содержанием. При разработке реабилитационновоспитательной системы учреждений закрытого типа в качестве исходного основания нами был выбран личностный подход. Методологические функции личностного подхода проявились в таких позициях, как: понимание личности как самодетерминированной целостности, выполняющей специфическую роль в жизнедеятельности человека и социума, что не допускает ее редукции к набору «социально значимых» черт; «в проектировании ситуационно-событийного смыслообразующегося механизма развития личности в отличие от «предписанной» внешней деятельности, якобы способной сформировать человека с «требуемым» типом сознания и набором личностных качеств» (В.В. Сериков) [7]. Ориентируясь в данном случае на концепцию личностно развивающего образования В.В. Серикова, исходным пунктом которой выступает представление о личности как о цели и факторе образовательного процесса, об особой природе и механизмах формирования личностного опыта, в которой имеется в виду не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов образовательного процесса, необходимо в процессе организации реабилитационно-воспитательной деятельности поставить цель, выявить содержание опыта, выступающего в форме личностносмысловых переживаний воспитанников, а также определить технологии педагогической поддержки этих процессов.

Реабилитационно-воспитательная деятельность в условиях учреждений закрытого типа направлена на гуманизацию реабилитационно-воспитательной системы данных учреждений. Мы рассматриваем эту деятельность как новую педагогическую идеологию, главными ценностями которой является личность воспитанника и процесс его самовосстановления. Такая деятельность отличается от традиционной деятельности педагога в пенитенциарных учреждениях, организуемой с целью принудительной адаптации воспитанников к новым образцам поведения на основе авторитарной, административно-командной системы отношений. Реабилитационно-воспитательная деятельность в нашем понимании - это целенаправленная профессиональная деятельность, смыслом которой является создание условий для приобретения ребенком личностного опыта самоизменения, саморазвития и самовосстановления. В этом случае происходит не навязывание внешнего образца поведения, а открытие самим воспитанником социально направленного образа жизни как более разумного и психологически более безопасного для него самого.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил сформулировать характеристики реабилитационно-воспитательной деятельности, это: содействие педагога в обретении воспитанником собственного субъектного опыта переживаний, выработки и соблюдения нравственных норм; создание условий для проявления и развития личностных качеств воспитанника; «включение» воспитанника в такую ситуацию, в которой он мог бы пережить события, совершить предметные или умственные действия, нравственные поступки, которые приведут его к этому опыту. Сущностные проявления реабилитации возможно определить, лишь поняв суть самого феномена «реабилитационно-воспитательной деятельности», к признакам которого можно отнести: наличие в реабилитационном процессе особых обстоятельств (искусственно созданных педагогом или существующих объективно), в которых воспитаннику требуется осуществлять волевое, нравственное усилие по самоизменению, способного к самостоятельному и ответственному выбору действия, поступка, позиции, свободному высказыванию собственных взглядов; направление процесса реабилитации на актуализацию резервных возможностей личности, на восстановление субъектных способностей ребенка в преодолении сложной жизненной ситуации; исполнение воспитателем в проектировании ситуации развития воспитанника не авторитарной роли, а

функции субъекта, ответственного за собственный личностный рост, когда воспитанник сознательно вместе с педагогом определяет цели саморазвития, самоизменения.

Реабилитационно-воспитательная возможность учреждений закрытого типа - это педагогический потенциал учебно-воспитательного учреждения в реализации реабилитационных задач, соответствующих принятой коллективным воспитательным субъектом концепции реабилитации. Это возможность коллективного субъекта реабилитационно-воспитательной деятельности так организовать и осуществить реабилитационно-воспитательный процесс, что в результате осуществляется основная функция специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа -педагогическая поддержка и помощь воспитанника в самоизменении и самовосстановлении для успешной социализации в постинтернатный период. В качестве коллективного субъекта мы рассматриваем организованный педагогический коллектив, обеспечивающий реализацию целей, содержания, функций и механизмов процесса реабилитации несовершеннолетних правонарушителей. Под деятельностью коллективного субъекта в учреждении закрытого типа мы рассматриваем включение каждого воспитателя в создание реабилитационно-воспитательной ситуации.

Освоить способы становления личностного, субъектного, нравственного опыта воспитанника в ситуации ограничения свободы возможно, как мы полагаем, при реализации педагогической технологии, базирующейся на ситуационно-событийном подходе. Идея «событийного подхода» в воспитании возникла как планирование жизненного пути человека (Е.И. Головаха, А.А. Кроник). Ситуационно-событийный механизм реабилитационно-воспитательной деятельности является объяснительным принципом, помогающим педагогу понять и освоить способы становления индивидуально-личностного опыта воспитанника. Центральной характеристикой ситуационно-событийного механизма реабилитационно-воспитательной деятельности выступает ситуация развития личности в ее трактовке В.В. Сериковым. Введение понятия «ситуация развития», по мнению В.В. Серикова, противостоит господствовавшей долгие годы в отечественной педагогике «деятельностной ортодоксии», суть которой - в некорректном истолковании известного тезиса о том, что каждое качество человека формируется в адекватной его природе деятельности [7]. Некорректность рассмотрения данного тезиса, выдвинутого видными учеными А.Н. Леонтьевым, В.Н. Мясищевым, Ю.В. Шаровым, заключается в том, что под деятельностью понимают, в основном, ее предметно-процессуальный аспект, пренебрегая смысловым содержанием. В связи с этим, по мнению В.В. Серикова, «понятие ситуации развития призвано снять эти неоправданные упрощения, акцентировав внимание исследователей и проектировщиков воспитания на том, что развитие личности совершается под влиянием сложной жизненной ситуации, в которой взаимодействуют объективные и субъективные факторы, что в одной и той же среде ситуации развития личности различных детей весьма различны» [7]. В связи с этим, используя понятие «ситуации развития личности», происходит отход от предметно-деятельностного типа детерминации к ситуационно-событийному механизму воспитания. Суть данного механизма заключается, по мнению Е.М. Сафроновой, в том, что «воспитательное влияние на учащихся не может быть редуцировано к информационно-просветительным технологиям или формальной организации деятельности детей, а предполагает включение учащихся в последовательность развивающихся ситуаций их жизнетворчества, коллективного порождения, переживания и оценки событий, возникающих в ходе социально-проектного творчества» [6].

Реабилитационно-воспитательная деятельность в соответствии с данным механизмом имеет событийный характер, т.е. ориентирована на включение ребенка в значимые для него переживания, обеспечивающие положительные новообразования в его нравственном опыте. Событие есть, по сути, механизм открытия, а при определенных условиях - и принятия новой ценности как смысла, что, по мнению Е.М. Сафроновой, составляет функцию воспитания. Реализация ситуационно-событийного механизма

реабилитационно-воспитательной деятельности предполагает ориентацию педагога в функционально-целевом, содержательном, технологическом аспектах реабилитации.

Последовательность ситуаций-событий в реабилитационно-воспитательной деятельности должна быть выстроена так, чтобы воспитанник постепенно, каждый с «индивидуальной скоростью», продвигался по пути от «вынужденного» изменения поведения к действительной заинтересованности процессом собственно самоизменения и самовосстановления. При этом ключевой задачей на этом реабилитационном маршруте является осознание воспитанником смысла самоизменения и саморазвития.

Специально моделируемая реабилитационно-воспитательная ситуация составляет основу реабилитационно-воспитательной системы учреждений закрытого типа, востребует усилия личности подростка по преодолению негативных стереотипов собственного поведения. Реабилитационно-воспитательная ситуация включает в себя ряд факторов, актуализация которых побуждает подростка к переосмыслению сложившегося негативного жизненного опыта, создает условия для запуска внутренних механизмов для позитивного самоизменения и самовосстановления. В процессе исследования нами выделены следующие типы (виды) реабилитационно-воспитательных ситуаций: 1)

создание ситуаций успеха воспитанника в социально значимой деятельности, актуализация желания вновь пережить это чувство, преодолевая все возрастающие трудности; 2) «столкновения» с событиями, миром вещей, поступков, где пробуждается желание усовершенствовать себя, переживание дефицита компетентности; 3) рефлексия собственного продвижения по пути нравственного становления в процессе самоизменения.

Таким образом, в условиях учреждения закрытого типа существует множество проблем, затрудняющих процесс реабилитации несовершеннолетних правонарушителей. Эффективным способом преодоления сложившихся трудностей, на наш взгляд, является проектирование реабилитационно-воспитательной системы на основе гуманистической парадигмы, выражающейся в реализации идей личностного подхода, где ситуация внешней регуляции поведения воспитанников постепенно при эффективной «педагогической инструментовке» превращается в ситуацию самоизменения и саморазвития. При таком подходе воспитанник и воспитатель осознают, что никакого иного способа самоизменения не существует, как только через усилие, преодоления самого себя. Должным образом организованный процесс реабилитации воспитанников учреждений закрытого типа стимулирует воспитуемого к проявлениям, начиная с определенного момента, собственной надситуативной, творческой активности (А.В. Петровский), в которой самоизменение становится одним из важнейших элементов саморазвития. Главным фактором личностного развития воспитанника в данном случае становится востребованность личностного начала индивида социумом, логикой деятельности, самопроектированием. Реабилитационно-воспитательный процесс в условиях учреждений закрытого типа в связи с этим включает в себя: развернутое описание элементов личностного опыта и ожидаемого уровня его освоения, который должны будут приобрести воспитанники; реабилитационно-воспитательную ситуацию или последовательность ситуаций, детерминирующих освоение данного опыта; описание содержания коллизий, «по поводу» которых возникают данные ситуации; проектирование рефлексивных понятий, умений, которые будут применять воспитанники при анализе и организации своего поведения; набор ролей и вариантов действий учащихся по разрешению коллизийных ситуаций («сценарии поведения», В.В. Сериков); действия педагога - диагностические, организующие, поддерживающие, диалогические, стимулирующие; «сценарии социальных проектов», в которые будут вовлекаться воспитанники.

Примечания:

1. Калиновская Т.П. Подготовка учителя в системе повышения квалификации к педагогической реабилитационной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тобольск, 1999. 26 с.

2. Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. СПб., 2005.

304 с.

3. Корнеева Л.В. Особенности самоопределения подростков-учащихся специальных школ закрытого типа: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1999. 29 с.

4. Лангмейер И., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984. 331 с.

5. Расчетина С.А. Социальная педагогика - развивающаяся область образования. Псков, 1998.

6. Сафронова Е.М. Воспитательная деятельность в общеобразовательной школе: специфика, структура, функции. Волгоград, 2004. 324 с.

7. Сериков В.В. Целостный подход в педагогическом исследовании и практике: поиск современных интерпретаций // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается: материалы методол. семинара, посвящ. памяти проф. В.С. Ильина. Вып. 6. Волгоград, 2005. С. 13.

References:

1. Kalinovskaya T.P. Preparation of the teacher in a system of improvement of professional skill in pedagogical rehabilitation activity: thesis for Candidate of Pedagogy degree. Tobolsk, 1999. 26 p.

2. Kondrat’ev M.Yu. Social psychology of the closed educational institutions. SPb., 2005. 304 p.

3. Korneeva L.V. Features of self-determination of teenagers - pupils of special closed schools: thesis for Candidate of Psychology degree. M., 1999. 29 p.

4. Langmeyer I., Mateychik Z. Mental deprivation at children's age. Prague, 1984. 331 p.

5. Raschetina S.A. Social pedagogy as a developing area of education. Pskov, 1998.

6. Safronova E.M. Educational activity in a comprehensive school: specificity, structure, functions. Volgograd, 2004. 324 p.

7. Serikov V.V. The complete approach in pedagogical research and practice: search for modern interpretations // Complete teaching and educational process: research proceeds: materials of Methodological Seminar devoted to Memories of Professor V.S. Il'in. Issue 6. Volgograd, 2005. P. 13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.